ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ideology in modern social and political systems Matveev D.
Идеология в современных социально-политических системах
Матвеев Д. С.
Матвеев Даниил Сергеевич /Matveev Daniil — студент, кафедра политологии и социологии, Московский Педагогический государственный университет Институт социально-гуманитарных наук, г. Москва
Аннотация: в современном мире довольно много говорится о кризисе идеологии как политического феномена в социальных системах. Многие эксперты и учёные отмечают постепенный переход от «больших» и «универсальных» идеологий к «молекулярным». Но есть ли основания говорить, что время идеологии подошло к своему завершению, если во всех крупных современных социально-политических системах идеология является и составляющим элементом самой системы, и ресурсом власти.
Abstract: in modern world scientists talk much about crisis of ideology as political phenomenon in social systems. Many experts point that it's ongoing, step-by-step, transaction from "largee" and "universal" ideologies to "molecular" ones.But do we have enough ground to talk that "age of ideology" is coming to it's end, if in every large nowadays social and politicial systems ideology is still either constituent element of system itself or source ofpower.
Ключевые слова: власть, идеология, социально-политические системы, универсализм, либерализм, консерватизм, социализм, Россия, Запад, цивилизация, субъекты политики.
Keywords: power, ideology, social and political sysrems, universalism, liberlism, conservatism, socialism, Russia, West, civilization, political subjects, conflict.
Идеология является важным элементом современных социальных систем. Посредством идеологической сферы создаётся определенное мировоззренческое восприятие реальности. Сущность идеологии характеризуется в её двойственности.
Двойственность идеологии заключается в том, что с одной стороны она является обязательным элементом социально-политической системы, с другой стороны является необходимым ресурсом власти, наряду с утилитарными, нормативными, административно-силовыми1.
В этой связи прослеживается диалектическая связь идеологии как подсистемы и как ресурса. Заключается она в том, что идеология, являясь подсистемой, должна обеспечивать устойчивое функционирование социально-политической системы. Но с другой стороны, являясь ресурсом власти, она может быть направлена на разрушение этой системы. Это придаёт динамичность идеологической сфере.
Необходимо отметить, что социально-политическая система представляет собой сложно организованную подсистему общества, где возникает взаимодействие и взаимосвязи между различными элементами (классов, сословий, институтов и групп) по поводу власти и властных отношений. Субъекты политики делятся на три основных группы: институциональные, функциональные и социально-национальные.
Именно идеология, являясь ресурсом власти, помогает устанавливать ценности и убеждения, соответствующие интересам субъектов политики. Потенциальность реализации субъектами властных отношений своих интересов зависит от их ресурсных возможностей. В политической науке выделяют следующие уровни: мегауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень, эгоуровень.
На каждом из этих уровней субъект властных отношений пытается навязать или удержать свою власть. Все предпринимаемые решения и действия субъектов политической власти, всегда имеют определенные конечные цели. Эти цели могут быть индивидуальными, групповыми, корпоративными, национальными.
Политическая идеология может иметь статус государственной, пройдя структурирование, становится декларативным документом. Из этого следует, что идеология приобретает форму
1Асонов Н. В. Объективизм и политическая идеология // Власть, 2015. № 4 [218].
112
нормативно-правового акта, который содержит в себе общеобязательные правила поведения для всех индивидуумов.
В XXI в. господствующая политическая сила, в лице Западного мира, реализует проект построения общечеловеческой цивилизации. Чтобы осуществить этот план по установлению мирового правительства, требуются ценностно-целевые установки, которые смогли бы объединить людей в единое сообщество. Эта концепция выражается в неолиберальной идеологии. Но чтобы осуществить данный план, сначала становится необходимым разрушить все традиционные ценности и установки, несоответствующие замыслу господствующей политической силы.
России как самобытному государству, со своей особенной культурой и историей, необходимо создать свою национально -государственную идеологию, чтобы не раствориться в общечеловеческой цивилизации.
В Российской социально-политической системе в разные исторические периоды преобладали три идейно-политических течения: консервативное, социалистическое, либеральное. Консервативная идеология была системой ценностей и целей в самодержавной России и оформилась в виде политической доктрины в XIX в. Консерватизм в России — это не только политическая идеология, но и мировоззрение большей части народа, которое имеет под собой культурно-исторические основания. Социалистическое идейно-политическое течение в России оформилась в виде коммунистической идеологии. Данная ценностно-целевая установка стала главной в период существования СССР. После дезорганизации советской социально-политической системы, коммунистическая идеология перестала быть доминирующей в сознании общества. И после распада Советского союза, господствующая политическая сила выдвинула либеральную идеологию как основную ценностно-целевую установку.
В 2000-х годах российской государственной властью была предпринята попытка найти новый консенсус среди различных социальных групп в идеологической сфере. Стала проводиться реинтерпретация дореволюционного периода и советского периода истории, главных событий и процессов в контексте интересов действующей политической власти. Эта попытка государственной власти оказалась относительно успешной. Она позволила снизить «градус» символических конфликтов и смогла консолидировать народ вокруг государственной власти, во главе с президентом России В. В. Путиным, используя набор из различных идей, ценностей символов и жестов, дававших простор для разных интерпретаций. В то же время она эффективно препятствовала формированию влиятельных альтернативных программ, способных последовательно структурировать общественные дискуссии1.
Но как показывают современные статистические данные, российское общество разрознено и дезинтегрировано, это стало следствием более чем двадцатилетнего реформирования всех сфер общественной жизни.
Российское общество не разделяет систему ценностей и целей, принятую властвующей элитой. Причиной этого является не только инородность данной мировоззренческой парадигмы, но и то, что следствием этого стало снижения жизненного уровня, падения морали, утраты стабильности и личной безопасности, которые рассматриваются очень многими как главные потери России за последнее десятилетие, в целом отношение к демократии, к её российскому варианту, либо нейтрально отстраненное, либо весьма негативное.
Эта отстраненность обусловлена непониманием многими людьми, как её ценности и институты можно использовать в практическом, инструментально-прикладном ключе. Иначе нельзя объяснить тот факт, что большинство россиян демонстрирует устойчивый скептицизм к подавляющему большинству форм и каналов политического участия в общении с властью.
На данный момент необходимы изменения в идеологической сфере и наиболее перспективной политической идеологией для России представляется синтез консерватизма и социализма. Возможно, именно новая идеологическая концепция позволит нашей стране найти выход из системного кризиса, образовавшегося в конце XX в. В противном случае наша цивилизация будет расщеплена более сильными субъектами политических отношений.
Литература
1. Асонов Н. В. Идеология и стратиграфия «цветных революций» // Власть, 2016. № 1. С. 170-172.
2. Асонов Н. В. Объективизм и политическая идеология // Власть, 2015. № 4. С. 216-220.
3. Багдасарян В. Э. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М.:
Научный эксперт: Экономика, 2007.
1 Малинова О. Ю. Концепт идеологии в современных политических исследованиях // Политическая наука. М., 2003. № 4. С. [23].
4. Гаджиев К. С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии, 1998. № 12.
5. Малинова О. Ю. Концепт идеологии в современных политических исследованиях // Политическая наука. М., 2003. № 4. С. 8-31.
6. Малинова О. Ю. Миф как категория символической политики: Анализ теоретических развилок // Полис. Политические исследования, 2015. № 4. С. 12-21.
7. Сирота Н. М. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии (Материалы дискуссии) // Полис, 2004. № 4.