Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ "ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА" " НАКАЗ" ЕКАТЕРИНЫ II'

ИДЕОЛОГИЯ "ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА" " НАКАЗ" ЕКАТЕРИНЫ II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
936
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонова В.А., Калашникова Е.Б.

В статье рассматривается идеология «Просвещенного Абсолютизма» «Наказ» Екатерины II. Входе исследовательской работы проводится подробный анализ статей «Наказа» Екатерины II.The article considers the ideology of "Enlightened Absolutism" "The Order" of Catherine II. In the course of the research work, a detailed analysis of the articles of the "Punishment" of Catherine II is conducted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ "ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА" " НАКАЗ" ЕКАТЕРИНЫ II»

УДК 93/94

Тихонова В.А. студент

научный руководитель: Калашникова Е.Б., к.ист.н.

доцент

кафедра «теории и философии права» ФГБОУ ВО «Самарский Государственный Экономический Университет» Россия, г. Самара ИДЕОЛОГИЯ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» « НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

Аннотация: В статье рассматривается идеология «Просвещенного Абсолютизма» «Наказ» Екатерины II. Входе исследовательской работы проводится подробный анализ статей «Наказа» Екатерины II.

Ключевые слова: «Наказ», «Просвещенный Абсолютизм».

THE IDEOLOGY OF THE "EDUCATED ABSOLUTISM" "NAKAZ" CATHERINE II

Annotation: The article considers the ideology of "Enlightened Absolutism" "The Order" of Catherine II. In the course of the research work, a detailed analysis of the articles of the "Punishment" of Catherine II is conducted.

Key words: "Order", "Enlightened Absolutism".

В XVIII веке во многих странах Европы абсолютная монархия достигла своего пика, но в то же время устоям сословного общества и абсолютной власти монархов был брошен духовный вызов. Идеи Просвещения, которые получили широчайшее распространение в это время, стали той материальной силой, что впоследствии изменили облик европейской цивилизации, так как большинство европейских стран утвердились на пути буржуазного развития.

У истоков Просвещения стоял английский философ Джон Локк (16321704). Его взгляды формировались на опыте английской буржуазной революции и содержали прогрессивные на то время идеи о государстве как продукте общественного договора.

Феодально-абсолютистские порядки во Франции в XVIII веке вызывали осуждение и неприятие даже среди духовенства и аристократии, что послужило зарождению и развитию идей Просвещения в этой стране. Философ Вольтер (1694-1778) стал ярким выразителем идей французского Просвещения. Идея естественных прав человека лежала в основе его учений. Он критиковал абсолютизм и политику католической церкви, хотя утверждал необходимость религии для приучения людей к нравственному поведению.

Д. Дидро (171З-1784) был инициатором фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751-1776гг.). Авторами статей

33-томной энциклопедии стали блестящие мыслители того времени -Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и др.

Среди статей энциклопедии были и работы о государстве и государственном строе. Единой программы на этом счет у энциклопедистов не было, но большинство из них являлись продолжателями теорий естественного права и общественного договора, которые получили дальнейшее развитие в их трудах.

Ж.Ж. Руссо, как сторонник республиканской формы правления, считал, что свержение тирании и обретение людьми свободы создаст возможность заключения подлинного общественного договора, который утвердит суверенитет (верховную власть) народа. Хотя при республиканской форме правления Руссо допускал сохранение института монархии, но при этом функции монарха должны быть сведены до минимума.

Утверждение конституционной монархии и республиканского строя еще не станет гарантией ограничения произвола властей, считал Ш.Л. де Монтескье. Он предполагал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, и кроме того, настаивал на создании системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть могла контролировать и ограничивать другую. Монтескье допускал утверждение республиканского строя в крупных государствах при принятии принципа федерализма, в то время, когда большинство философов придерживались мысли о создании республик на небольших территориях.

Взгляды немецких просветителей носили более сдержанный и абстрактный характер. Их критика существующих порядков ограничивалась желанием иметь просвещенного государя, а не само общество. Для немецкого Просвещения было характерным обращение к национальным традициям, самобытности культуры народов. Наиболее ярким представителем немецкого Просвещения можно назвать историка, поэта и философа И.Г. Гердера (1744-1803).

Хронологически рамки политики просвещенного абсолютизма нового времени (если включать предреформы и постреформы) можно отнести к последней трети XVII - первой четверти XIX века.

Согласимся с мнением большинства историков о невозможности более конкретно определить даты возникновения и завершения этого периода, поскольку в каждой отдельно взятой стране он развивался индивидуально.

Реформы являлись объективно-буржуазными преобразованиями, проводившимися дворянскими (абсолютистскими) режимами и представляли один из конкретно-исторических вариантов «реформ сверху». Данные реформы носили в большинстве своем патерналистский характер.

В России наиболее полно политика просвещенного абсолютизма проявилась в период правления Екатерины II (годы правления 1762— 1796). Однако при всем увлечении императрицы работами Вольтера и Дидро, Монтескье и Ч. Беккера, ее положение на российском престоле

отличалось от положения других европейских монархов.

Россия в XVIII веке не имела даже зачатков тех демократических институтов, которые были на то время в Западной Европе. В стране понятия «свободы» в его европейском понимании не существовало. Иногда его заменяли словом «воля», но это совсем другое понятие, которое предполагало вседозволенность, тогда как свобода предполагает определенную социальную ответственность. Поэтому к кардинальным переменам, согласно идеям Просветительства, российское общество XVIII века не было готово.

Большинство исследователей, в области просвещенного абсолютизма признают его наличие в России, и даже прогрессивный характер в области политики, экономики, уголовного нрава, просвещения.

И хотя некоторые историки склонны обвинять Екатерину II в лицемерии и нежелании идти на перемены, но все же нельзя отрицать, что Екатерина в начале своего правления была привержена принципу законности, и особенно в деле государственного управления.

Решение главных политических вопросов Екатерина видела через усовершенствование законодательства.

Так, в 1767 году в Москве были собраны депутаты от всех сословий (исключение составляли только крепостные крестьяне и духовенство) для того, чтобы начать выработку нового Уложения. Рекомендациями комиссии по выработке нового Уложения стал «Наказ» Екатерины, который она начала писать уже в 1865 году

Большинство статей «Наказа» были заимствованы Екатериной II из книги Монтескье «Дух закона» и трактата итальянского юриста Беккария «О преступлениях и наказаниях». Данный документ, в котором основой политического строя оставалось самодержавие, был настолько радикальным для русского общества того времени, что многие этого документа просто испугались. Вот только некоторые положения «Наказа»:

1. Все граждане равны перед законом.

2. Граждане вправе не только делать то, что законы дозволяют, но и все, что не запрещено законом.

3.Лишь то, что может принести вред отдельной личности или обществу следует запрещать Законом.

4. Частое употребление казней не может исправлять людей.

5. Лишь слова не вменяются в преступление, если они не соединены с действиями.

6. Пытка есть установление противное здравому рассудку.

Екатерина считала рабство противоречащим христианской религии и

справедливости, однако, ей пришлось отказаться от всяких напоминаний о необходимости освободить крестьян из крепостного состояния. В «Наказе» она вынуждена была признать, что, одновременно хотя и законным путем нельзя освобождать многих крепостных.

И хотя в «Наказе» проявились передовые мысли своего времени, но

поведение депутатов, которые собрались в Москву для работы над новым Уложением, показало Екатерине, что Россия намного дальше стоит от новейших европейских идей, чем она думала. 564 человека комиссии, среди которых были чиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы не были представителями русского общества, потому что общества в тогдашней России еще не было. Каждое сословие отстаивало только свои собственные интересы. Благо народа депутатами понималось только как свое собственное, а государственные интересы - как интересы государыни. Каждый депутат требовал привилегий лишь для своего сословия, причем за счет других и при этом никто ни за что не хотел отвечать. Уложения так и не было создано, и в 1768 году комиссия была распущена в связи с начавшейся войной с Турцией.

После неудачи с созданием Уложения Екатерина осознала невыполнимость большинства просветительских идей в России.

Но все же нельзя не отметить, что Екатерина при первой же возможности внедряла целый комплекс реформ, при осуществлении которых учитывались исторические условия, национальные традиции и сложившийся определенный уникальный государственный облик Российской империи и ее правовой системы в целом.

Использованные источники:

1. Антипов, В.С. Типология политики Просвещенного абсолютизма. // Метаморфозы истории. 2013. №4. С. 217-241.

2. История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.В. С. Нерсесянца.- 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма,2004. - 944 с.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т.- Т.3 - М., 2002. - 576с

5. Мадариага, Исабель де. Россия в эпоху Екатерины II. М.: Новое литературное обозрение, 2002.- 964 с.

6.Марасинова, Е.Н. О политическом сознании русского общества во второй половине XVIII в. // Вопросы истории. 2007. №12. С. 81-92.

7. Моряков, В.И. Екатерина II - просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. №3. С. 9-26.

8. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истор ии. - М., 2008 -570с.

9. Ряжев, А.С. Надпись в Архангельском Соборе Московского Кремля -памятник «Просвещенного абсолютизма» и веха в судьбе Екатерины II. // Уральский исторический вестник. 2010. №4. С. 92-97

10. Рэгсдейл, Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762 - 1815 годах // Отечественная история. 2001. №3. С. 3-25.

11. Сальников, Е.В. Псевдолиберализм «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II и протолиберальные идеи русских просветителей. // Известия

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Т. 24. №55. С. 277-282

12. Хаванова, О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II. Россия и Балканы : сб. ст. / под ред. И. Лещиловской. - М., 1998. - С. 24-40

13. Чернова-Деке, Т. Н. У истоков колонизационной политики Екатерины II / Т. Н. Чернова-Деке // Вопросы истории. - 2013. - № 6. - С. 83-91 14.Черепанова, Р. С. Просвещенный абсолютизм в России: культурный концепт и политические стратегии // Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. №21. С. 33-34

15. Афанасьева, Ю.С. Просвещенный абсолютизм Иосифа II в оценках А.М. Ону // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/188 (дата обращения: 20.12.2017).

УДК 004.8

Ткаченко А.А. студент 2 курса

факультет «Информационные системы и технологии»

Пальмов С.В., к.т.н.

доцент

кафедра «Информационные системы и технологии»

ФГБОУ ВО ПГУТИ Россия, г. Самара ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ Аннотация: В статье дано определение интеллектуального интернета. Приведена характеристика особенностей Интернета вещей. Сделаны выводы о тенденциях развития глобальной паутины.

Ключевые слова: Интернет, интеллектуальный интернет, искусственный интеллект, Интернет вещей

Tkachenko A.A. 2nd year student

Faculty of "Information systems and technologies" Volga State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara Palmov S. V. Ph.D. of Engineering Sciences associate professor of the department "Information systems and technologies" Volga State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.