Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1336
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ / СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ / ЕКАТЕРИНА II / УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ / ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА / ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ ДВОРЯНСТВУ И ГОРОДАМ / ENLIGHTENED ABSOLUTISM / SYMEON POLOTSKY / CATHERINE II / LEGISLATIVE COMMISSION / PROVINCIAL REFORM / CHARTERS TO THE NOBILITY AND THE TOWNS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лезина Елена Петровна, Аграшева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена становлению концепции Просвещённого абсолютизма в рамках российской действительности в период с XVII по XVIII вв. Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью сохранения исторического наследия и управленческого опыта прошлых поколений. Основная проблема, послужившая поводом к проведению исследования, заключается в том, что большое количество разнообразных вопросов, проблем, приоритетных направлений деятельности в политико-правовом поле выбранного периода, не достаточно систематизированы и проанализированы с идеологической позиции. Цель данной статьи - проанализировать влияние положений идеологии Просвещённого абсолютизма на политико-правовой аспект исторических событий второй половины XVIII века. При проведении исследования использовались такие эмпирические методы, как описание и сравнение, а также общенаучные теоретические методы - анализ, синтез, индукция и дедукция. В рамках проведённого исследования был проанализирован период правления Екатерины II, систематизирован ход проведения реформ, основные направления внутренней политики, а так же сделаны выводы относительно того, как на развитие событий тех лет повлияла идеология Просвещённого абсолютизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE ENLIGHTENED ABSOLUTISM IN THE RUSSIAN EMPIRE

The article is dedicated to the generation of the Enlightened Absolutism concept within the Russian realm in the period of the XVII- XVIII centuries. The relevance of this research topic is determined by the need to retain the historical heritage and the governance experience of the past generations. The main problem, that was the occasion of the research in question, is the lack of systematization and analysis of that big amount of diverse issues, problems and foreground activities in the political and legal fields of the chosen time-period from the ideological point of view. The purpose of this work is to analyze the influence of the Enlightened Absolutism ideology on the political and legal aspects of the historical events happened in the second half of the XVIII century. In the research there were used empirical methods such as description and comparison, as well as general scientific theoretical methods - analysis, synthesis, induction and deduction. Within the carried research the period of Catherine II’s rule was analyzed in detail, the course of the reforms, the main directions of domestic policy were systematized, and there are the conclusions about the influence of the Enlightened Absolutism ideology on the events’ development of those years.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

I. ПОЛИТОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.00)

1. ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.01)

1.1. РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

©Лезина Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

lezina_l@mail.ru

©Аграшева Ольга Евгеньевна, юридический факультет

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

olyagrash@mail.ru

Аннотация: статья посвящена становлению концепции Просвещённого абсолютизма в рамках российской действительности в период с XVII по XVIII вв. Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью сохранения исторического наследия и управленческого опыта прошлых поколений. Основная проблема, послужившая поводом к проведению исследования, заключается в том, что большое количество разнообразных вопросов, проблем, приоритетных направлений деятельности в политико-правовом поле выбранного периода, не достаточно систематизированы и проанализированы с идеологической позиции. Цель данной статьи - проанализировать влияние положений идеологии Просвещённого абсолютизма на политико-правовой аспект исторических событий второй половины XVIII века. При проведении исследования использовались такие эмпирические методы, как описание и сравнение, а также общенаучные теоретические методы - анализ, синтез, индукция и дедукция. В рамках проведённого исследования был проанализирован период правления Екатерины II, систематизирован ход проведения реформ, основные направления внутренней политики, а так же сделаны выводы относительно того, как на развитие событий тех лет повлияла идеология Просвещённого абсолютизма.

Ключевые слова: просвещённый абсолютизм, Симеон Полоцкий, Екатерина II, Уложенная Комиссия, Губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам.

ВВЕДЕНИЕ

Абсолютизм или абсолютная монархия - это такая форма государственного правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица -монарха. Несмотря на то, что абсолютизм уже является разновидностью монархии, он, в свою очередь, тоже подвергался в философских размышлениях различным делениям [9]. Идеалом же выступал так называемый просвещённый абсолютизм. В европейских странах и в воззрениях европейских мыслителей данный идеал представлял собой преобразование наиболее устаревших феодальных институтов. Так, это могло выражаться в упразднении отдельных сословных привилегий, проведении различных и т. п.

Основная проблема, послужившая поводом к проведению исследования, заключается в том, что большое количество разнообразных вопросов, проблем, приоритетных направлений деятельности в политико-правовом поле XVIII вв. не достаточно систематизированы и проанализированы с идеологических позиций Просвещённого абсолютизма, что, отчасти, можно объяснить недостаточным пониманием происхождения самой идеологии. Актуальность данной темы исследования обуславливается не только фактом нераз-решённости вышеописанной проблемы, но и необходимостью сохранения исторического наследия и управленческого опыта прошлых поколений.

Безусловно, на сегодняшний день существует боль-

шое количество работ, связанных с рассматриваемым периодом. Например, есть работы, посвящённые личности Екатерины II, среди которых диссертационные исследования Никитиной А. Ю., Баклашова А. И., Акимовой Т. И. и др. Существуют исследования, основная цель которых - освещение внешней политики императрицы, как, например, диссертация на соискание учёной степени доктора наук Лыловой М. Е. В некоторых исследованиях описываются отдельные направления реформаторской деятельности, как, например, в работах Котовой О. А. и Лавринович М. Б. Тем не менее, из подобной литературы мы не получаем полного понимания того, почему и каким образом на практике осуществлялось реформирование общественной жизни согласно выбранному идеологическому курсу.

Цель данной статьи - проанализировать влияние положений идеологии Просвещённого абсолютизма на политико-правовой аспект исторических событий второй половины XVIII века. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные положения концепции Просвещённого абсолютизма за рубежом и в Российской империи;

2. составить общее представление о политическом и социально-экономическом состоянии Российской империи к началу правления Екатерины Великой;

3. Выявить основные реформы, принятые в рамках вышеуказанной идеологии, изложить их смысл и обо-

значить главные результаты.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы. В качестве специальных эмпирических методов были выбраны описание и сравнение. Так, с помощью описания даётся общая характеристика идеологии Просвещённого абсолютизма и истории её возникновения, а с помощью сравнения можно проследить различия во взглядах на данную идеологию со стороны не только западных и отечественных просветителей, но даже отечественных просветителей, живших в XVII веке и непосредственных реализаторов этих воззрений в XVIII веке.

Особое место в работе занимают общенаучные методы, а именно - анализ, синтез, индукция и дедукция. Анализ и синтез как способы познания философского направления применимы в части, посвящённой историческому развитию идеологии Просвещённого абсолютизма как в трудах западных учёных, так и в последующей адаптации в российской действительности. Индуктивный метод поможет выделить общие черты в представлениях о Просвещённом абсолютизме на западе и в Российской империи. В свою очередь, при помощи дедукции, за счёт перехода от общего к частному станет возможно обозначить конкретные проявления идеологического влияния на причины возникновения и последствия политико-правовых явлений, например, проводимые реформы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Западные философы, ставшие основоположниками просветительской идеологии, это Вольтер, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс и многие другие. Философские идеи каждого из них в совокупности составляют представление о том, что есть Просвещённый абсолютизм. Так, например, Томас Гоббс создал теорию общественного договора, суть которой заключалась в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Жан-Жак Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Шарль Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона.

Но не стоит забывать о том, что подобные идеи были очень прогрессивны и даже в некоторой степени радикальны для того времени. Так, например, вдохновляясь этими мыслями и образами, появлялись будущие идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

В Российской империи абсолютистские тенденции стали преобладать во второй половине XVII века, что было обусловлено экономическими факторами - промышленность и торговля нуждались в защите и поддержке со стороны власти. Политико-правовые доктрины того времени только содействовали становлению абсолютной монархии, при этом образ монарха позиционировался как образ «просвещённого» абсолютного монарха», т. е. такого монарха, который отличается не столько деспотичностью, сколько желанием принести благо своей державе цивилизованным, насколько это возможно в рамках абсолютной монар-

хии способом. Такая доктрина соединяла в себе политические и экономические идеи и проекты будущих преобразований таким образом, чтобы их дальнейшая реализация прошла по наиболее оптимальному пути. Одним из первых сторонников данного политико-правового направления выступил Самуил Петровский Ситнианович, который больше известен в истории как Симеон Полоцкий - по имени, обретённому в монашеском постриге.

Изначально в Москве Симеон Полоцкий руководил школой подьячих в Заиконоспасском монастыре и преподавал «семь свободных наук». Позже, занимал должность придворного поэта и учителя царских детей. Несмотря на то, что Симеон Полоцкий был монахом, он обладал широкими познаниями не только в богословской, но и в научной сфере, о чём свидетельствуют его труды «Жезл правления», «Ветроград многоцветный», «Рифмологион» и прочие [8]. Стоит отметить, что благодаря своим произведениям Симеон Полоцкий как проводник транслировал западную культуру и образованность. Притом социальные проблемы не подвергались новаторскому переосмыслению: социальное неравенство рассматривалось как правильное и должное явление, поскольку каждому человеку предназначалось своё место и свой долг, который каждый должен выполнить. К тому же во всех произведениях присутствует тема обязательности труда для всех людей без исключения, а вот леность и прочие пороки подвергались осуждению. Но в то же время, отмечалось, что «начальники» должны заботиться о тех, кто находится у них в подчинении, они не должны оставаться в скудости, управлять нужно с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв» [3, с.151].

Но основной темой стал вопрос о верховной власти, её организации, авторитете, деятельности. И именно Симеон Полоцкий высказывался о необходимости установления просвещённой абсолютной монархии. Во-первых, через поэтическую форму он возвышает царский авторитет, называя царя «солнцем». В этом проявлялось существенное отличие от прочих известных мыслителей того времени, которые, соглашаясь с Божественным происхождением царской власти, не отвергали человеческую природу конкретных персоналий. Подобные воззрения позволяли анализировать и в дальнейшем критиковать или хвалить действия того или иного царя, а согласно Симеону Полоцкому подобное поведение немыслимо. Царь отождествляется с государством, но при этом он должен быть образованным человеком, стремиться приобретать новые знания из полезных книг и бесед с прочими начитанными, образованными, воспитанными людьми. Сред прочих наук выделялась важность истории и исторического опыта не только своей страны, но и прочих государств и культур, чтобы не только расширять кругозор, но и понимать, как править государством теперь. Просвещаясь самостоятельно, царю также необходимо просвещать свой народ. В соответствии с этим можно понять, что фигура царя в представлении Симеона Полоцкого далека от деспотизма, о чём и сам он говорит, подчёркивая, что царь и тиран - это не одно и то же.

Довольно прогрессивным была мысль о том, что в просвещённой монархии вся деятельность должна основываться на законах, сила которых должна распространяться абсолютно на всех людей без исключения, кем бы они ни были. Только благодаря соблюдению закона возможна «праведная» жизнь страны. Поэтому

вместо слова «закон» Симеон Полоцкий использует слово «правда», а «хранителем», или как уже сегодня мы говорим, «гарантом», этой «правды» является царь.

Царь также должен следить за тем, чтобы суд вершился согласно постулатам этой установленной «правды». Если же закон нарушается, должна наступать ответственность в виде определённых санкций, но мыслитель отвергает мысль жестоких наказаний. Он обращает внимание на то, что суд должен восстановить правду, и это есть не то же самое, что осуществление мести, поскольку отмщение есть явление противное правде, её сущности и самой природе. Подобно суду небесному, Симеон Полоцкий высказывает мыль о равном суде для всех людей ещё в этой жизни. Способствовать этому могла такая организация судебной власти, при которой все судебные учреждения, независимо от их расположения и ранга были бы единообразны. К тому же, он был против растягивания судебных разбирательств и возвращения к делам уже совершённым много лет назад, поскольку в идеальном представлении суд должен быть своевременным.

Рассуждал Симеон Полоцкий и о внешнеполитическом курсе в рамках политики Просвещённого абсолютизма. Во-первых, он был склонен к тому, что любой конфликт можно и нужно разрешать мирным путём. Согласно его воззрениям в войну стоит вступать только в крайнем случае, когда есть непосредственная опасность для своего Отечества, а к побеждённым стоит проявлять милосердие.

Своё продолжение все идеи Симеона Полоцкого получили в трудах Юрия Крижанича [5]. Будучи уроженцем Хорватии, он является представителем западной мысли. Один из его наиболее известных трактатов -«Политика». Он имеет большую практическую направленность, и здесь уже в отличие от трудов Симеона Полоцкого, в которых довольно абстрактно описывается идеальное государство, здесь подвергнуты анализу уже имевшиеся на тот момент теории и воззрения, и затем они сопоставляются с настоящим положением дел. Кроме того, в трактате представлен сравнительный анализ политико-правового устройства государства Российского и европейских стран, составлен прогноз дальнейшего развития России с учётом того опыта, который накоплен прочими народами и странами. Например, использован исторический опыт античных государств и в качестве теоретической основы выступают рассуждения таких мыслителей как Платон, Аристотель, Цицерон на государственно-правовую тематику. Ещё одной отличительной чертой является расширившийся круг описываемых проблем. Так, помимо рассуждений на экономическую (торговля, промышленность, сельское хозяйство) и политико-юридическую (сущность, происхождение и назначение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика) темы довольно широко рассматриваются социальные проблемы (организация сословного устройства общества).

Главной представительницей и основоположницей Просвещённого абсолютизма в России стала Екатерина II. Воодушевившись прогрессивными идеями французских просветителей, она вступала с ними в переписку, дискутировала, что впоследствии уже порождало её собственные идеи для реформ и указов.

Придя к власти, Екатерина II в условиях массовых волнений монастырских крестьян в 1763-1764 гг. про-

водит секуляризацию церковного и монастырского имущества (земель). Это пополнило казну и позволило прекратить волнения. Кроме того, духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства, что позволяет с тех пор считать духовенство отдельным отрядом чиновничества. Монастырские крестьяне отныне перешли под власть государства и стали называться экономическими, поскольку для управления ими была создана специальная Коллегия экономии. В религиозном направлении ещё одним серьёзным преобразованием уже чуть позже в 1773 году станет законодательно утверждённый принцип веротерпимости.

Серьёзное внимание Екатерина II уделяла реформированию законодательства. Некоторые историки даже говорят о том, что императрица издавала по 12 законов в месяц, а в первые годы правления издавала и того больше - по 22 законодательных акта в месяц [7, с. 235-262]. Началось всё с реформирования системы Сената. Он был разделён на шесть департаментов, каждый со своими полномочиями и компетенциями. Такая структура упрощала управление, но при этом законодательная функция стала принадлежать императрице.

В 1767 году в Москве была созвана специальная Уложенная Комиссия для составления нового свода законов Российской империи взамен безнадёжно ycтaревшего Соборного уложения, которое действовало с 1649 года. Необходимость созыва подобной комиссии была очевидна ещё и потому, что Соборное уложение было единственным законодательным сводом, и при этом оно существовало обособлено от прочих указов и законов, которые принимались и так же существовали сами по себе, без какой бы то ни было систематизации. Для осуществления такой кропотливой работы было созвано 572 депутата, представлявших дворянство (их было большинство, приблизительно 45%), государственные учреждения, казачество, крестьяне (но не крепостные).

Логично предположить, что для осуществления подобной работы и эффективной согласованности действий всех участников было необходимо наличие определённых инструкций. Депутаты предоставили на суд императрице порядка 1600 наказов. Но универсальной инструкцией стал «Наказ», который Екатерина II сама разрабатывала на протяжении двух лет [4]. Структурно он представляет собой 22 главы и 655 статей. В нём приводится большое количество цитат из различных сочинений полюбившихся Екатерине II просветителей. Они были не просто приведены в хаотичном порядке. Они были выстроены таким образом, что убедительно доказывали необходимость сохранения самодержавия и сословного деления. При этом, как уже говорилось выше при рассмотрении воззрений Симеона Полоцкого, Екатерина Великая подчёркивала, что власть желает исключительно блага народу, отчего и девизом Уложенной Комиссии впоследствии стали слова: «Блаженство каждого и всех». Возможно, подобные идеи звучат утопично, поскольку, анализируя накопленный веками философский опыт, и беря в расчёт доводы рассудка, реализация данной формулы на практике невозможно, поскольку при малейшем пересечении интересов даже отдельных личностей возникает конфликт, а это значит, что «блаженство всех» уже не достижимо. Кроме того, «блаженство всех» недостижимо при «блаженстве каждого» ещё и

по той причине, что чисто теоретически один человек способен видеть собственное блаженство за счёт усилий, труда и даже рабского положения другого [2, с.84]. Тем не менее, данная формула на тот момент представлялась оптимально объективной для выражения идей курса Просвещённого абсолютизма. Кроме того, не стоит упускать из вида тот факт, что данная идеология осуществлялась в совокупности с идеей не всеобщего равенства, а сословного деления. Поэтому понятие о «равенстве» было искажено по сравнению с нашим современным пониманием данного слова. В тех условиях под равенством понималась возможность представителей каждого сословия в полной мере реализовывать дарованные данному сословию права. Помогать в осуществлении и защите данных прав должно было связующее звено между высшей властью и простым народом - органы власти. При этом, им надлежало действовать исключительно в интересах самодержца, что опять же ставило под вопрос возможность полноценной реализации прав простого народа в спорных ситуациях, требующих дополнительного активного вмешательства органов.

Что касалось системы судебной власти, то она тоже требовала коренных изменений, поэтому данный вопрос не был проигнорирован в положениях «Наказа». Были отменены пытки, было ограничено применение смертной казни, вводилось подобие современного понятия» презумпции невиновности», высказывалось предположение, согласно которому было довольно разумно разделить судебную и исполнительную ветви власти.

Когда Уложенная Комиссия перешла к непосредственной реализации возложенных на неё обязанностей, оказалось, что важнейшим вопросом является вопрос крепостного права. И высказывались относительно него далеко не крестьяне, а виднейшие представители дворянства и казачества. Они критиковали отдельные стороны крепостнического режима. Предлагалось, например, передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалованье помещику, или же чётко регламентировать крестьянские повинности. Но не стоит забывать, что подавляющее большинство представителей Уложенной Комиссии были представителями старого дворянства, которые не были готовы к таким изменениям, и, что самое главное, к ограничению своих сословных прав, привилегий и групповых интересов, к которым они так привыкли за времена Дворцовых переворотов. В конце 1768 года Комиссия была распущена. Предлогом для этого стала война с Турцией, но на самом деле, руководители, представлявшие данную комиссию ещё не были готовы к тем изменениям, которые провозглашались в прогрессивных философских идеях, которые постепенно стали требовать их практического воплощения. А Наказ Екатерины II по своей сути и был серьёзным шагом к реализации перемен решениями и действиями Уложенной Комиссии. Несмотря на то, что результативность данного органа оказалась ничтожно мала, во-первых, остались отдельные частные комиссии, существовавшие до смерти Екатерины II; во-вторых, была предопределена законодательная практика императрицы; в-третьих, наметились тенденции в управлении. Кроме того, именно в ходе работы Комиссии Екатерине II был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что не могло не говорить о признании императрицы дворянским сословием.

Серьёзные объёмные реформы начинают проводиться с 1775 года - года окончательного подавления восстания Пугачёва. Главная цель Екатерины II заключалась в том, чтобы подобная трагедия больше никогда не повторилась в Российской империи. Поэтому ей было важно упразднить особый порядок управления на окраинах. В первую очередь была ликвидирована Запорожская Сечь, а впоследствии большинство запорожских казаков были переселены на Кубань. Затем была принята Губернская реформа 1775 года - первый в российском законодательстве официальный документ, регламентировавший деятельность местных государственных органов управления, а также суда. Благодаря её действию на Украине в 80-х гг. было запрещено деление на полки и сотни, а также было введено крепостное право. Что касалось прочих положений реформы, то отныне страна делилась на губернии с населением от 300 до 400 тысяч душ мужского пола. Губернаторы и генерал губернаторы (в столичных и наиболее крупных губерниях), возглавлявшие административно-территориальные единицы, подчинялись напрямую императрице. Несмотря на свои широкие полномочия, губернаторы были не единственными управителями. Во-первых, была факультативная должность вице-губернатора, но обязательным являлось правление, в непосредственном подчинении которого были прокурор, Казённая палата и Приказ общественного призрения. Губернии в свою очередь делились на уезды по 20-30 тысяч душ мужского пола. Главным органом власти здесь выступал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником (выборная должность), а также назначались уездный казначей и уездный землемер. Отдельной административной единицей был город, во главе которого стоял городничий, вводился строгий полицейский контроль, осуществлявшийся через частных приставов в отдельных районах и квартальных надзирателях, соответственно в кварталах.

В рамках всё той же Губернской реформы полностью изменилась судебная система. Она выстраивалась согласно сословному принципу. Каждое сословие получало свой суд. Так, помещиков (дворян) судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах; горожан - губернский магистрат в губернии и городовой магистрат в уезде, а государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде. Все эти суды, кроме Нижней расправы, были выборными. Высшим судебным органом страны был Сенат, в губерниях создавались палаты гражданского и уголовного суда, члены которых назначались, а не избирались. Ещё одним нововведением стал Совестный суд, просуществовавший до1866 года [6, с. 287]. Он выделялся из общей системы судов тем, что был бессословным, а также необычной была и его основная функция - примирение конфликтующих сторон. В этом суде рассматривались отдельные категории дел, среди которых, например, были дела с участием несовершеннолетних.

21 апреля 1785 года положение дворянства было окончательно закреплено изданием Жалованных грамот дворянству и городам [1]. В Жалованной грамоте дворянству вновь говорилось о свободе дворянства от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, о праве неограниченной собственности на имения, на землю с недрами, о праве торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского

достоинства могло производиться лишь по решению Сената, но имения осужденных дворян не подлежали конфискации. В то же время, в грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Сущность Жалованной грамоты городам заключалась в том, что закреплялись права и обязанности городского населения и система управления в городах. Все городское население было записано в Городскую обывательскую книгу и делилось на шесть разрядов: первый включал дворян и духовенство, проживавших в городе; второй -купцов трёх гильдий; третий - цеховых ремесленников; четвёртый - иностранцы, постоянно жившие в городе; пятый - именитые горожане, в числе которых люди с высшим образованием и капиталисты;. шестой - посадские (гражданские) люди. Во главе города стояла Общая градская дума, которая была выборным органом самоуправления (избиралась каждые три года), и уже в свою очередь она назначала такой исполнительный орган, как шестигласная дума. Кроме данной функции она осуществляла функции благоустройства, народного образования, соблюдения правил торговли и т. д. Тем не менее, необходимо понимать, что, несмотря на все перечисленные довольно демократические преобразования, затрагивавшие практически все сферы общественной жизни, во многом нововведения были номинальны и даже ухудшали ситуацию с бюрократическим и чиновничьим аппаратом. Реальные решения принимались отдельными личностями, которые были далеко не выборными, а назначаемыми высшими властями, что говорит о возможности всестороннего контроля и подтверждает тот факт, что главенствующей идеологией при всей своей «просвещённости» всё-таки был абсолютизм. Объяснение подобному контролю можно найти не только в событии, ознаменовавшем первую половину правления Екатерины II -восстание Емельяна Пугачёва, но и, пожалуй, в даже большей степени пример Франции, где народ, воодушевлённый прогрессивными идеями просветителей и философов, которых так любила Екатерина II, стал жаждать изменений. Но стоит помнить, что изменения эти носили отнюдь не мирный характер, а вылились в Великую французскую революцию. Допустить Подобного в Российском государстве императрица не могла.

Большое внимание уделялось в тот период образованию, которое так же претерпело определённое реформаторское воздействие. Во-первых, Екатерина II хотела осуществить идею создания привилегированного сословного закрытого образования. Её единомышленников в реализации данной задумки стал И. И. Бецкой - президент Академии художеств. В ходе воплощения задуманного плана в жизнь в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, Коммерческое училище, реорганизованы Кадетские корпуса. С 1782 по 1786 гг. проводилась школьная реформа: в уездных городах создавались двухлетние малые народные училища, а в губернских - четырёхлетние главные народные училища. Конечно, поскольку создавались новые учебные заведения разного уровня, необходимо было разрабатывать для них соответствующую рабочую, образовательную программы, определённые правила поведения, систему обучения и т. д. Именно тогда появляются первые серьёзные методические пособия, которые имеют некоторое сходство с аналогичными современными пособиями. Процветало и домашнее образование. Но то, что вновь отличало эти преобразования - это доступность образования соразмерно

сословному положению обучающегося. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из наиболее ярких периодов, в развитии которого огромную роль сыграли философские идеи Запада, стала эпоха Просвещённого абсолютизма. Трансформация восточного абсолютизма в «просвещённую» форму стала возможной благодаря прогрессивным воззрениям и стремлениям императрицы Екатерины II. Эпоха её правления - это 34 года, полные реформ в политической, правовой, экономической, образовательной и культурной сферах жизни Российской империи. Социальная природа самодержавия при Просвещённом абсолютизме оставалась дворянской: фактически происходило некое приспособление политики дворянского государства к требованиям формирующегося и набирающего обороты капитализма. К тому же, подобной политики требовало и обострение социальных противоречий, в первую очередь, классовая борьба крестьян. Подобная политика позволяла не только подавить начавшиеся крестьянские движения, но и отчасти предупредить их возникновение, что и было наиболее ценно.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,74%.

Список литературы:

1. Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам. М.: Книга по Требованию, 2012. 163 с.

2. Данильян О. Г. Философия права: учебник. М., 2005. 416 с.

3. Исаев И. А. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995. 415 с.

4. Калинина Н. Г. Наказ: Екатерина II // Великие реформаторы России. Самара: Арт-Презент, 2017. 392 с.

5. Крижанич Ю. Политика. М.: Новый Свет, 1997. 528 с.

Лейст О. Э. История политических и правовых учений.

М., 2006. 568 о.

6. Орлов А. С. История России. М., 2013. 655 с.

7. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.: Наука, 2004. 280 с.

8. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 2002. 907 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью доцента кафедры теории и истории государства и права Лезиной Елены Петровны, магистранта юридического факультета Аграшевой Ольги Евгеньевны, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский

государственный университет им. Н.П. Огарёва» на тему: «Развитие идеологии Просвещённого абсолютизма в Российской империи»

Статья посвящена становлению концепции Просвещенною абсолютизма в рамках российской действительности в период с XVII по XVIII вв. Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью сохранения исторического наследия и управленческого опыта прошлых поколений. Основная проблема, послужившая поводом к проведению исследования, заключается в том, что большое количество разнообразных вопросов, проблем, приоритетных направлений деятельности в политико-правовом поле выбранного периода, не достаточно систематизированы и проанализированы с идеологической позиции.

В рамках проведённого исследования был проанализирован период правления Екатерины II, систематизирован ход проведения реформ, основные направления внутренней политики, а так же сделаны выводы относительно того, как на развитие событий тех лет повлияла идеология Просвещенною абсолютизма.

Выводы, сделанные в статье, имеют теоретическую и практическую значимость, интересны для студентов и преподавателей вузов при изучении история государства и права Росси. Стиль изложения данной статьи - хороший, не требует правки, сокращения.

Статья прошла проверку в электронной системе «Антиплагиат», итоговая оценка оригинальности: 82,74%. Статья Лези-ной Е.П, Аграшевой О.Е. соответствует требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода и отличается

достаточной степенью полноты и самостоятельности и может быть рекомендована к печати.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Орарёва»

А.Р. Еремин

THE DEVELOPMENT OF THE ENLIGHTENED ABSOLUTISM

IN THE RUSSIAN EMPIRE

©Lezina Elena P., PhD in Historical Sciences, associate Professor, associate Professor of theory and history of state and law Place of employment: National Research Ogarev Mordovia State University

lezina_l@mail.ru

©Agrasheva Olga E., the Faculty of Law

Study place: National Research Ogarev Mordovia State University

olyagrash@mail.ru

Abstract: the article is dedicated to the generation of the Enlightened Absolutism concept within the Russian realm in the period of the XVII- XVIII centuries. The relevance of this research topic is determined by the need to retain the historical heritage and the governance experience of the past generations. The main problem, that was the occasion of the research in question, is the lack of systematization and analysis of that big amount of diverse issues, problems and foreground activities in the political and legal fields of the chosen time-period from the ideological point of view. The purpose of this work is to analyze the influence of the Enlightened Absolutism ideology on the political and legal aspects of the historical events happened in the second half of the XVIII century. In the research there were used empirical methods such as description and comparison, as well as general scientific theoretical methods - analysis, synthesis, induction and deduction. Within the carried research the period of Catherine II's rule was analyzed in detail, the course of the reforms, the main directions of domestic policy were systematized, and there are the conclusions about the influence of the Enlightened Absolutism ideology on the events' development of those years.

Keywords: Enlightened Absolutism, Symeon Polotsky, Catherine II, Legislative Commission, Provincial reform, Charters to the nobility and the towns.

Reference list:

1. The acts of the Catherine II's reign: Constitution for the Administration of Governorates and the Charters for Nobles and cities. Moscow, 2012. 163 p. (In Russ.)

2. Danilian O. G. The philosophy of law. Moscow, 2005. 416 p. Isaev I. A. The history of Russian political and legal studies (XI -

XX centuries). Moscow, 1995. 415 p.

3. Kalinina N. G. The Instruction of Catherine the Great. Velikije reformatory Rossii = The great reformers of Russia. Samara,

2017. 392 p.

4. Krizhanich Yu.Politics. Moscow, 1997. 528 p. (In Russ.) Leist O. E. The history of political and legal studies. Moscow,

2006. 568 p.

5. Orlov A. S. The history of Russia. Moscow, 2013. 655 p.

6. Polotsky S. Selected writings. Moscow, 2004. 280 p. (In Russ.)

7. Shershenevich G. F. The history of legal philisophy. Saint-Petersburg, 2002. 907 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.