УДК 297.1:241.1:348.97 © А. П. Горюнов, 2022 DOI: 10.24412/1999-625X-2022-285-181-184
Идеология мадхализма как фактор латентной радикализации мусульман
А. П. Горюнов, Департамент общественных связей Ярославской области, г. Ярославль
И gap.reg76@mail.ru
Раскрываются некоторые особенности идеологии мадхализма, одного из течений ислама салафитского толка. Проанализированы вероучительные труды авторитетных для мадхалитов богословов и выделены идеологемы, как влияющие на социальную и культурную стратификацию последователей данного религиозного течения, так и формирующие условия их последующей радикализации. Сделан вывод о необходимости учета факта распространения идей мадхализма при противодействии экстремизму и терроризму.
Ключевые слова: шариат; мадхалиты; ваххабиты; салафиты; радикализм; аль-Мадхали.
éà
The Ideology of Madkhalism as a Factor of the Latent Radicalization of Muslims
А. P. Goryunov, Public Relations Department of the Yaroslavl region (Yaroslavl) H gap.reg76@mail.ru
Some features of the ideology of Madkhalism, one of the movements of Salafi Islam, are revealed. The doctrinal works of theologians authoritative for the Madkhalits are analyzed, and ideologemes are identified, both influencing the social and cultural stratification of the followers of this religious movement, and forming the conditions for their subsequent radicalization. It is concluded that in counteracting extremism and terrorism it is necessary to take into account the fact of the spread of the ideas of madkhalism.
Keywords: Sharia; Madkhalites; Wahhabis; Salafis; radicalism; al-Madkhali.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью проведения правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма.
Пропаганда террористической и экстремистской идеологии, вербовка в международные террористические и экстремистские организации непосредственно связаны с искажением религиозных постулатов. Как следствие, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) и мероприятий по профилактике распространения террористической и экстремистской идеологии необходимо учитывать сведения о наличии опасных идеологий и их воплощение в соответствующих текстах.
С 2013 г. органами исполнительной власти Ярославской области осуществляется мониторинг состояния межнациональных и межрелигиозных отношений. Результаты имеющихся в распоряжении автора социологических исследований свидетельствуют, что ислам/мусульманство находится на первых строчках списка религий и национальностей, к которым отрицательно относятся ярославцы, а к числу трех из пяти наиболее популярных ответов об основных проблемах, возникающих у ярославцев в отношениях с другими национальностями, относятся вызывающее поведение приезжих; бездуховность, невоспитанность людей; различия во взглядах, традициях, религии '.
Полученные данные позволяют сделать вывод об имеющемся негативном отношении к представителям иной культуры, в основе которого лежит именно
1 Выборочная совокупность репрезентативна для Ярославской области в целом, городов Ярославля и Рыбинска, а также в совокупности — для малых городов и сельских населенных пунктов. Уровень достоверности данных составляет в целом по области 95%, статистическая погрешность находится в рамках диапазона ±4,5%. Генеральной совокупностью исследования стало взрослое население жителей Ярославской области (18 лет и старше), постоянно проживающее на территории конкретных муниципальных образований региона. Половозрастная структура участников опроса репрезентировала взрослое население городских поселений и муниципальных районов по полу и возрасту.
религиозный фактор и девиации, воспринимаемые как «вызывающее поведение приезжих», «бездуховность, невоспитанность людей» и «различия во взглядах, традициях, религии», что, в свою очередь, свидетельствует о процессах социальной и культурной стратификации жителей Ярославской области.
Учитывая, что «на уровне личности как субъекта социальных отношений экстремизм является типом девиантного поведения, проявлением кризиса идентичности» [1, с. 340], в целях «уточнения проблемы, определения цели, постановки задач, выдвижения обоснованных гипотез» [2, с. 5], автором осуществлено пробное социологическое исследование, позволившее выявить признаки восприятия проживающими в регионе мусульманами идеологии мадхализма, одного из ответвлений салафистского течения в исламе 2.
Мадхалиты — одна из подгрупп саудовских са-лафитов, последователей шейха Раби аль-Мадхали [3, с. 120], ориентированная «на построение общества на основе шариата» [4]. Наиболее авторитетными исламскими богословами для мадхалитов являются Ибн Таймийя, его ученики Ибн Кайим и Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб, а также наши современники, в числе которых шейхи Ибн Баз, Ибн Усеймин, аль-Албани, Салих аль-Фаузан, Саид ибн Вахф аль-Кахтани.
Отрицая таклид (следование) за имамами суннитских мазхабов, мадхалиты, находясь в характерной для всех салафитов парадигме, следуют за своими улемами. Критике со стороны мадхалитов подвергаются не только суннитские мазхабы, но и другие течения салафизма, основная претензия к которым заключается в следовании неправильному манхаджу (методу понимания и донесения ислама и шариата). Из-за жесткой критики в адрес других салафитов они получили репутацию такфиритской (такфир — обвинение в неверии) группы внутри са-лафизма [3, с. 127].
Говоря о транслируемой мадхалитами лояльности властным структурам, следует учитывать историю их возникновения и становления. Данное сала-фитское течение образовано «королевской властью Саудовской Аравии, которая стала опасаться свержения со стороны тех ваххабитов, которые заявляют, что монархия не соответствует исламскому правлению, что династия Саудов сотрудничает с США и Евросоюзом» [5, с. 21]. Мадхалитам оказывали поддержку саудовские власти, особенно после 1990 г., когда они отказались поддержать движение «сахва»
(джихадистское ответвление, также известное как кутубиты, кутбиййа. — А. Г.), выступившего против американского военного присутствия в Саудовской Аравии для противодействия вторжению иракской армии в Кувейт» [4].
Мадхалитам свойственен переход к конфронтации по отношению к ранее поддерживаемым ими властям, что можно объяснить лежащими в основе их идеологии идеями Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с оружием против правителя Османской империи и проливавшего кровь мусульман, обвинив их в неверии. Аналогичные факты имеют место и в наши дни. В Ливии мадхалиты, показывавшие лояльность к Муаммару Каддафи, «в одночасье предали его и объявили неверующим», что указывает на возможность их быстрого перехода к характерному для радикалов такфиру по причине одинаковой идеологической базы [6].
Согласно материалам Института Ближнего Востока существует риск радикализации последователей мадхализма [4], что, на наш взгляд, обусловлено религиозным воспитанием последователей всех течений салафитов через буквальное понимание таухида аль-Асма ас сыфат (вероубеждение в Единобожие Аллаха в Его Именах и Атрибутах) [7, с. 31]. Мадхалитам, как и другим салафитским течениям, характерно буквальное трактование аятов Корана и хадисов. Эксперт Института национальной стратегии и главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Р. Р. Сулейманов считает, что «грань между умеренными и радикальными салафитами крайне зыбкая: любой умеренный салафит может через некоторое время стать радикалом. Все зависит от его личных наклонностей, готовности к совершению насилия и дерзости» [8, с. 14]. Аналогичную точку зрения высказывает член республиканской информационно-пропагандистской группы при Духовном управлении мусульман Казахстана Р. М. Сыдзыков, считающий «мадхалитов завтрашними радикальными такфиритами-джихадитами» [9, с. 30; 31] 3.
Свойственная мадхалитам надклановость способна оказать значительное влияние на использование радикально настроенных последователей, состоящих из представителей различных национальностей и родов, против органов государственной власти и населения. В Ливии, например, воюющие с разных сторон мадхалиты уклоняются от ведения боевых действий против друг друга, а укомплекто-
2 Пробное социологическое исследование проводилось с использованием методов интервью с потенциальными респондентами (8 человек) и опроса экспертов (4 человека) по изучаемой проблематике. По результатам проведенных интервью и опросов подготовлена анкета, апробация которой произведена на фокус-группе (9 человек) из числа исповедующих ислам осужденных, отбывающих наказание за преступления террористического характера. В настоящее время с привлечением экспертов производится корректировка анкеты.
3 Такфириты-джихадиты (джихадиты-такфириты) относятся к крайним радикалам, призывают к насилию, свержению конституционной власти, кровопролитию, джихаду, светские законы считают законами тагута [9, с. 28].
ванные мадхалитами вооруженные формирования направляются на те участки фронта, где в основе сплочения подразделений противоборствующей стороны лежат родоплеменные связи [4].
Рассмотрим пользующихся авторитетом среди салафитов, включая мадхалитов, исламских богословов, чьи труды распространены среди опрошенных автором мусульман.
Аль-Албани (аль-Альбани), как уже говорилось выше, является одним из почитаемых мадхалитами улемом. Под влиянием его богословия сформировались салафитские ответвления в Иордании и в Египте [3, с. 121]. Брошюра аль-Албани «Очищение и воспитание и потребность мусульман в этом» внесена в список экстремистских материалов.
Перевод комментариев Абдуррахмана ас-Са'ди (ас-Саади) к произведению Ибн Абд аль-Ваххаба «Книга единобожия» считается библией салафитов на русском языке. Труды ас-Са'ди включены в список экстремистских материалов.
Ибн Касир вместе с Ибн Кайимом является продолжателем дела Ибн Таймии [10, с. 71], пользуется значительным почтением у салафитов [10, с. 232]. В список экстремистских материалов включены тома 2 и 3 Комментария Ибн Касира к Великому Корану Мухтасар (Сокращенный) «Тафсир Аль-Кур'ан Аль-Азым», выпущенные в 2013-2014 гг. издательством «Китаб».
Ибн Баз (Абд аль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз) — последователь Ибн Таймийи [10, с. 248]. Издал фет-ву, разрешающую налог на богатство для поддержки моджахедов во время антисоветского джихада. Поддержка Ибн Базом книги Абдуллы Аззама «В защиту мусульманских земель» значительно повлияла на успех призыва к джихаду против Советского Союза. В список экстремистских материалов внесена статья Ибн База «Исламское государство 4 должно сражаться со всеми арабскими странами, пока они не начнут воплощать Шариат».
Следует обратить внимание на вынесенную Ибн Базом фетву в отношении современных правителей, в которой ни о каком лояльном отношении к властям, правящим не по шариату, речи не идет. Из содержания данной фетвы можно сделать вывод, что использующие светское законодательство власти, а значит и органы государственной власти Российской Федерации, не могут быть правителями мусульман. Такие власти — «заблудшие кафиры», а используемые ими светские законы не могут быть выше шариата, исполнение которого обязательно для мусульман, следующих за пророком Мухаммадом и первыми са-лафами. Как наставляет Ибн Баз, с отказавшимися принять ислам неверующими, к которым относятся
и не использующие шариат органы государственной власти, и их сотрудники, надлежит вести сражение до принятия ими ислама. Исключение составляют проживающие на землях мусульман, в том числе на завоеванных землях, выплачивающие подушную подать (джизья) немусульмане.
На ложность пропаганды лояльного отношения мадхалитов к властям указывает призыв Ибн База оказывать поддержку тем, кто воюет против объявленного безбожным законного правительства Сирии. Следовательно, боевые действия против Вооруженных Сил РФ, уничтожающих международных террористов на территории Сирийской Арабской Республики, согласно призыву Ибн База, также требуют поддержки со стороны мадхалитов.
Богословские труды Салих аль-Фаузана (Фавзан, Фавазан), среди которых популярная у салафитов «Книга единобожия» [3, с. 130] и некоторые лекции внесены в список экстремистских материалов.
В имеющейся в распоряжении автора книги Салиха аль-Фаузана «Три основы», изданной «Вау! al-Magrifa», читающий узнает об обязательности ведения джихада, так как он является признаком силы мусульманина на пути Аллаха. По мнению аль-Фаузана, ведя джихад в целях распространения ислама, мусульмане должны сначала дать шанс людям добровольно принять ислам, а при отказе — «подавить врагов Аллаха». «Если человек не принимает эту религию [ислам — А. Г.], то с ним обращаются соответствующим образом: либо ведут сражение, либо берут джизью».
Помимо указанных печатных изданий, у некоторых членов ярославской уммы популярны распространяемые в сети Интернет лекции Руслана абу Ибрахима Татарстани, ученика йеменского салафита Яхьи аль-Хаджури 5. Р. Р. Сулейманов в личной беседе с автором охарактеризовал Руслана абу Ибрахима Татарстани как последователя мадхализма. В список экстремистских материалов внесены книги исламских богословов, перевод которых на русский язык выполнил Руслан абу Ибрахим Татарстани.
Несмотря на осуждение идеологии таких запрещенных в России террористических и экстремистских организаций, как «Нурджулар» (нурсисты, гюленов-цы), «Братья-мусульмане» (ихваны ), «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (хизбии), «ат-Такфир валь-Хиджра» (так-фириты), Руслан абу Ибрахим Татарстани выступает против ширка (многобожия), который, по его мнению, имеет место в стенах Булгарской исламской академии (Республика Татарстан). Изученные автором лекции Руслана абу Ибрахима Татарстани содержат характерные для последователей запрещенных в России террористических движений и организаций запрет на
4 Признана террористической организацией и запрещена в Российской Федерации.
5 Ученик йеменского шейха Мукбиля ибн Хади, ученика Ибн База и аль-Албани.
использование фотографий, призывы к уничтожению памятников и картин, включая произведения искусства и объекты культурного наследия.
По мнению автора, восприятие частью уммы идеологии мадхализма формирует процессы социальной и культурной стратификации проживающих в Ярославской области мусульман и, как следствие, вызывает негативное отношение к ним со стороны не исповедующих ислам жителей региона.
Таким образом, особенности идеологии мад-хализма, формирующей тенденции, направленные на разобщение как мусульманской уммы, так и российского (по сути, светского) общества, необходимо учитывать при проведении оперативно-розыскных и информационно-пропагандистских мероприятий, реализуемых в том числе на каналах миграции из стран Центральной Азии и Закавказья, а также в местах лишения свободы.
Список литературы
1. Муращенкова Н. В., Гриценко В. В. Экстремизм как социально-психологическое явление // Человек и гражданин в системе безопасности. 2014. № 2.
2. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование : учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2014.
3. Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы : учеб. пособие. Казань, 2020.
4. Шалдонский Д. Д. О движении мадхалитов в Ливии. Сайт Института Ближнего Востока. URL: http:// www.iimes.ru/?p=66728 (дата обращения: 03.04.2021).
5. Маевская Л. Б. Внутренние противоречия в ваххабизме: мадхалиты и хаддадиты // Мусульманский мир. 2016. № 3.
6. Шауметов А. Идеологические аспекты противодействия религиозному экстремизму. Сайт сетевого издания zakon.kz. URL: https://www.zakon.kz/5066379-alim-shaumetov-ideologicheskie-aspekty.html?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 14.05.2021).
7. Нурахметулы А. Буквализм в трактовке корана и сунны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-2.
8. Сулейманов Р. Р. Зарубежное влияние на мусульман Республики Марий Эл: исламские течения и группы. Йошкар-Ола, 2021.
9. Сыздыков Р. М. Обучающий комплекс, направленный на повышение религиоведческой грамотности членов информационно-пропагандистских групп и религиоведов, государственных служащих, лидеров молодежи, предотвращение распространения идей религиозного экстремизма и терроризма, привитие казахстанскому обществу толерантности, веротерпимости, соблюдения прав и свобод окружающих, формирование уважительного отношения к традициям и обычаям светского государства. Караганда, 2014.
10. Абдулла аль-Кахтани. Кто они, неохариджиты ваххабиты — салафиты? Казань, 2009.