_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
психология, образ мышления как человека, так и коллектива [4, с. 99].
В целом, в культурфилософских исследованиях менталитет не сравнивается с идеологией и не приравнивается к теоретическим формам общественного сознания; не анализируется и как чисто
явление психологическое, поскольку психология оперирует чувствами, эмоциями, а не с понятиями. В определениях менталитета ученые подчеркивают его комплексный характер: многоликую и многообразную «совокупность» явлений духовной жизни - от привычек до верований, психологических особенностей восприятия действительности до моральных, нравственных норм поведения. Список использованной литературы:
1. Гетц Г. Изучение ментальности: взгляд из Германии // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М.: Наука, 1993. - С. 58-64.
2. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. 1991. / Под ред. А. Я. Гуревича. - М.: Наука, 1991. - С. 48-59.
3. История ментальностей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М.: РГГУ, 1996. - 255 с.
4. Прокаева О. Н. Менталитет в истории зарубежной культурфилософской мысли // Культурология в контексте гуманитарного мышления: Материалы Всеросс. межвуз. конф. (5 октября 2004 г.) / Ред. совет: М. И. Каргина и др. - Саранск, 2004. - С. 97-100.
© О Н. Прокаева, 2016
УДК 101.1
С.М. Фролова
Д.ф.н., доцент СГУ им. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация
ИДЕОЛОГИЯ КАК ДЕРИВАТ ИДЕИ ПЛАТОНА
Аннотация
В статье анализируется онтологический контекст платоновской Идеи. Идея Платона рассматривается как прообраз, как фундирующая составляющая понимания идеологии. Этим объясняется сущность идеологии, выражающаяся в стремлении к Благу посредством совершенствования реальной действительности.
Ключевые слова Идея, идеология, бытие, благо, мир идей, мир вещей.
Термин «идеология» прочно укоренилось и активно употребляется в повседневной реалии нашего бытия: иногда в негативном значении этого слова, (наиболее остро проявляется, когда речь заходит об идеологии большевиков), а иногда с позитивной, что особенно характерно для периода ожидания счастливого бытия в будущем (при условии успешной реализации очередного идейного проекта). Если уйти от стереотипного понимания идеологии как системы политических взглядов, определяющей развитие институциональных, религиозных, эстетических и нравственных установок отдельного общества, то обнаруживается значение этого термина как системы идей, характеризующих определенный вид деятельности, раскрывающий ее особую смысловую составляющую, внутреннюю сущность. Этому сложно возразить, поскольку даже в этимологии термина «идеология» (г5ва - идея, образец и Аюуо^ - слово) изначально заложено значение как стремление к описываемому образцу, идеалу.
Платон - один из первых интерпретировал идею посредством слова, подчеркивая, что через «эйдосы» отражается сущностная природа вещи как реальности. Греческий философ понимал идеи как совершенные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
образцы эмпирических вещей, мир идей у Платона отделен от мира вещей, но, надо заметить, что уже в диалоге «Парменид» греческий мыслитель противопоставил вечные идеи несовершенным вещам, чем, вероятно, показал осознание невозможности полного отрыва идеи от вещи.
Идея, по Платону, - это результат рационального созерцания идей, она «требует божественного и пространного изложения», а то чему она может быть уподоблена «поддается человеческому, более сжатому» определению и обусловлена бытием («занебесной областью») являющего сущностью «бесцветной, без очертаний, неосязаемой» [1, с. 801, 803], доступной только умозрительности. Вероятно, из этого исходит понимание идеи как «орудия критики бытия», становящегося впоследствии «подъемной силой, перемещающей человеческую цивилизацию на еще один онтологический слой к точке "омега"...» [2, с. 63].
Исследователями (П. П. Гайденко [3], М. А. Солоповой [4], А. В. Серегиным [5]) выделено три основных значения платоновской идеи, из которых мы коснемся только ее онтологического контекста и оставим без внимания наглядно-конкретное и логико-семантическое осмысление.
Любая идея, согласно Платону, является отпечатком совокупности других идей, существовавших до нее, и направлена на коррекцию несовершенства бытия. Бытие базируется на понимание того, что «единое, взятое само по себе, есть многое и., что многое [само по себе] есть единое» [6, с. 1026]. Идеи являются прообразом всех вещей и только в ипостаси Блага идея определяет форму и порядок множества, воплощая множество бытия в мире. Платон считал, что, существование совершенных идей в единстве с материей приводят к их негативному преобразованию и обретению негативных свойств, что превращает окружающий нас мир в примерное подобие истинного бытия, делает его недоступным для чувств человека. Идея становится образцом, идеалом онтологической модели бытия и как идеал дает «надежду, что мир вечных идей когда-нибудь воплотиться, и сделает жизнь человека более благополучной» [2, с. 24, 25]. Таким образом, идея (как и идеология) формирует желание человека преобразовать существующую реальность, для достижения всеобщего Блага.
Платон приравнивает Идею к Благу, при этом считает, что Идея, как бытие мира, познаваемо, «поскольку между бытием и небытием существует промежуточное познание этого мира, продуктом которого является мнение. Мнение характеризуется своей правдоподобностью и полезностью. Оно востребуется в системе координат функционирования общества. К нему апеллируют, на него ссылаются, им оперируют, оно обслуживает горизонталь коммуникаций общества, что не исключает проникновения мнения и на вертикаль власти» [2, с. 20]. Несомненно, мнение формируется в мире бытия, очерченного пространственными границам повседневной жизнедеятельности, способствуя выработке способа производства, духовных и идеологических установок, «обеспечивая эффективность их организующего массового воздействия» (И.И. Кальной) на социум.
Работам Платона свойственны мифологический способ изложения материала и поэтические преувеличения. Обращение Платона к мифу, несомненно, обусловлено исторической традицией, но как объяснить, что присутствие мифологического контекста при анализе идеологи сохранилась до настоящего времени и по-прежнему выполняет роль важнейшего механизма преобразования мифа в социальную действительность? Ответ находим у О.Габриэляна, полагающего, что «идеология, как и мифология, объективно существует как регулятор человеческого поведения, и регламентирует повседневную жизнь как образ желательного настоящего и будущего» [7, с. 20], мифы дают надежду преобразования мечты в реальность. Повседневность, и «мифология порой отражают такую внутреннюю сущность человека, которая не поддается рациональному осмыслению» [8, с. 108]. Это позволяет утверждать, что мифологический опыт, намного глубже, нежели теоретические познания человека об окружающем мире, поэтому миф всегда, независимо от исторической эпохи, будет присутствовать в любой идее, касающейся преобразования существующей действительности.
Как справедливо отмечено О.А Габриеляном, мифология является «онтологическим основанием идеологии», это верно, поскольку мифология не содержит ничего случайного, она неотделима от повседневности человека и возникает благодаря вопрошанию и осмыслению человеком различных каждодневно встречающихся явлений. Благодаря мифу человек видит мир, выходящий за рамки его субъективного познания, в котором созданные сознанием образы преобразуются в трансцендентную
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
реальность, конструируя действительность в соответствии пониманию Блага.
Весь материальный мир античный мыслитель считал «образными подобиями, выраженными в низших вещах» [9, с. 319], что объясняет влечение человека к идеальному. Без знания о том, что есть идея блага, по мысли Платона, невозможно познать «полезность и справедливость» всего, что нас окружает, поскольку «даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном... ничего не послужит нам на пользу...» [9, с. 319, 311].
Переосмысливая Платона, можно резюмировать, что в основе любой идеологии должна содержаться идея, обоснованно доказывающая необходимость и пользу от ее внедрения в бытие людей, при этом основная задача идеолога - предвидеть возможные негативные последствия и вовремя определить порядок действий в скорейшем их устранении. Для осуществления, задуманного идеолог должен обладать незаурядными знаниями «направленными на бытие» и познание его свойств.
В заключение приведем цитату из работы И. Кального, отвечающего на вопрос: «Какое отношение имеет Платон к современности?», современный исследователь подчеркивает: Платон «своей Идеей. показал, что основу достойного ответа историческому вызову может составить только добротная Идея», и «онтологические основания» [2, с. 7] платоновской Идеи до настоящего времени так и не исчерпали своего теоретического потенциала.
Итак, Идею Платона можно считать прообразом идеологии в силу того, что: во-первых - в основе любой идеологии заложена, прежде всего, идея, направленная на преобразование и улучшение действительности; во-вторых - любая идеология создает некий идеальный макет бытия, который, даже если и осознается человеком как недостижимый, то все равно необходим для определения цели и формировании образа, которым субъект будет руководствуется на протяжении своей жизни. Идеал крайне необходим любому живущему, но идеальное, как правило, не соответствует реальному, также, как и идея (идеология) не может быть реализована в полной мере в существующей действительности и всегда будет отличаться от задуманного изначально идеала.
Список использованной литературы:
1. Платон. Федр // Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо, 2008.
2. Идеология: поиски и находки. Монография/науч. ред. проф. И.И. Кальной. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015.
3. Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. - 319с. (С. 99-143).
4. Солопова М. А. Античный атомизм: к вопросу о типологии учений и истоках генезиса // Вопросы философии. 2011. № 8. C. 157-168.
5. Серегин А. В. Античные мыслители о монархической форме правления // Правоведение. 2006. № 5. С. 160168.
6. Платон. Парменид // Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо, 2008.
7. Габриелян О.А. Русский мир как идеология повседневности // Вестник КГУ. 2015. №1. С.19-26.
8. Фролова, С.М. Миф в повседневной жизни общества / С.М.Фролова // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2012. - №1 (30) - С. 208-214.
9. Платон. Государство. Книга шестая // Платон. Диалоги. Книга вторая. - М.: Эксмо. 2008.
© Фролова С М., 2016