Научная статья на тему 'Идеология качества в образовании'

Идеология качества в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ КАЧЕСТВА / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ / МАТРИЦЫ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

Рассмотрена проблема внедрения идеологии качества в образовательных организациях. Показана целесообразность преобразования функционального образовательного процесса в интегрированный, объединяющий всех преподавателей. Предложен метод оптимизации рабочих программ учебных дисциплин с помощью анализа логических связей их содержания. Приведен пример вовлечения преподавателей, ведущих занятия по специальности, в работу научно методического совета, определяющего содержание образования по данной специальности. Предложенные подходы в организации образовательной деятельности направлены на обеспечение качества подготовки выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF QUALITY IN EDUCATION

The problem of introduction of quality ideology in educational organizations is considered. The expediency of transformation of a functional educational process into an integrated one, uniting all teachers is shown. The method of optimization of working programs of educational disciplines by means of the analysis of logical connections of their contents is offered. An example is given of involvement of teachers conducting classes in the specialty, in the work of the scientific and methodological council, which determines the content of education in this specialty. The proposed approaches in the organization of educational activities are aimed at ensuring the quality of training graduates of universities.

Текст научной работы на тему «Идеология качества в образовании»

ИДЕОЛОГИЯ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Перескокова Т.А.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС»), к.п.н., доцент

г. Старый Оскол Соловьев В.П.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС»),

к.т.н., профессор г. Старый Оскол

THE IDEOLOGY OF QUALITY IN EDUCATION

Pereskokova T.A.

Starooskolsky Technological Institute (Branch of the National Research Technological University "MISiS"),

Ph.D., Associate Professor Stary Oskol Soloviev V.P.

Starooskolsky Technological Institute (Branch of the National Research Technological University "MISiS"), Ph.D., Professor

Stary Oskol

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема внедрения идеологии качества в образовательных организациях. Показана целесообразность преобразования функционального образовательного процесса в интегрированный, объединяющий всех преподавателей. Предложен метод оптимизации рабочих программ учебных дисциплин с помощью анализа логических связей их содержания. Приведен пример вовлечения преподавателей, ведущих занятия по специальности, в работу научно - методического совета, определяющего содержание образования по данной специальности. Предложенные подходы в организации образовательной деятельности направлены на обеспечение качества подготовки выпускников вузов.

ABSTRACT

The problem of introduction of quality ideology in educational organizations is considered. The expediency of transformation of a functional educational process into an integrated one, uniting all teachers is shown. The method of optimization of working programs of educational disciplines by means of the analysis of logical connections of their contents is offered. An example is given of involvement of teachers conducting classes in the specialty, in the work of the scientific and methodological council, which determines the content of education in this specialty. The proposed approaches in the organization of educational activities are aimed at ensuring the quality of training graduates of universities.

Ключевые слова: идеология качества, заинтересованные стороны, процессный подход, вовлеченность работников, матрицы логических связей, компетентностная модель, программа учебной дисциплины.

Keywords: quality ideology, stakeholders, process approach, employee involvement, matrices of logical connections, competence model, curriculum program.

Идеология вообще - это совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов и групп. Это основа отношений людей к социальной действительности и друг к другу. Идеология не наука, хотя она включает научные знания. В отличие от науки идеология выражает частные интересы в форме всеобщности, она выражает степень желательности.

Идеология качества в наибольшей степени выражена в концепции Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM). Идеологи этой концепции так сформулировали ее общий смысл: «Метод управления организацией, основан-

ный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий выгоды для всех заинтересованных сторон». А системно упорядоченные взгляды социальных групп представлены в концепции TQM принципами, которые всем нам нужно не только знать, а выучить и всегда сопоставлять свои действия с этой идеологией. Эти принципы положены в основу межгосударственных стандартов ИСО (ISO) серии 9000 для того, чтобы руководство могло применять их для улучшения деятельности любых организаций.

Понятия и принципы менеджмента качества, описанные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015, предоставляют возможность организации отвечать

сегодня на вызовы окружающей среды, сильно отличающиеся от тех, что были в последние десятилетия. Среда, в которой сегодня работают организации, характеризуется ускоренными изменениями, глобализацией рынков и использованием знаний в качестве основного ресурса. Влияние качества выходит за рамки удовлетворенности потребителя: оно может также иметь непосредственное влияние на репутацию организации.

Общество становится более образованным и требовательным, повышая влияние всех сторон, заинтересованных в деятельности различных организаций.

Цель данного исследования - показать применение принципов идеологии качества для совершенствования процессов подготовки обучаемых в системе высшего образования.

Образование и принцип «взаимодействие работников»

В настоящей статье мы бы хотели остановиться лишь на одном из принципов, определяющих идеологию качества, а именно, на принципе -«взаимодействие работников». Реализация этого принципа в любой организации заключается в вовлечении всех работников в создание ценности выпускаемой продукции, оказываемой услуге. А сами работники должны быть компетентными, наделены соответствующими полномочиями, мотивированными, приверженными к качеству труда.

Конечно, принципы менеджмента качества, прежде всего, должны быть освоены организациями, выпускающими какую - либо продукцию. Ведь это экономика любой страны. Основные трудности при внедрении концепции всеобщего управления качеством обычно возникают в сфере управления персоналом из - за его возможного сопротивления нововведениям и отношения к этому как к очередной новомодной кампании.

Ну а что же система получения образования? Применим ли этот принцип в образовательной деятельности. Попробуем разобраться.

Чем же нужно управлять в образовательной организации? Практика доказывает, что управлять нужно процессами для достижения конечного результата - качества продукции (в нашем случае -выпускников).

Основоположник менеджмента качества Э. Деминг сформулировал важный для системы управления постулат: «Любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена» [1,с.45 - 46].

Это означает, что к любым процессам (образовательным, обслуживающим, информационным) применим тот организационный опыт, который накоплен для управления производственными процессами. Для любого процесса можно описать последовательность и содержание действий. Руководители и сотрудники должны представлять свою деятельность как совокупность конкретных технологических процессов, понимать взаимосвязь с другими подразделениями и работниками.

Эти взгляды Э. Деминга были использованы разработчиками идеологии качества (идеологии TQM). Сам Э. Деминг назвал свое учение «посланием, направленным менеджменту в промышленности, образовании и людям в правительстве».

Считаем необходимым подчеркнуть то большое значение, которое придавал Э. Деминг образованию (обучению). В своих трудах он неоднократно подчеркивал: «Знаниям нет замены. Мы должны смотреть на образование как на инвестиции, а не издержки».

Любая образовательная организация (ОО) имеет ряд заинтересованных сторон, которые по-разному оценивают результаты её деятельности. К заинтересованным сторонам организации высшего образования, как правило, относят: государство в лице органов управления, общество, потребителей выпускников (работодателей), поставщиков абитуриентов (школы, техникумы, колледжи), персонал вуза (преподаватели, сотрудники), студентов и их родителей, конкурентов, партнеров.

Если встать на позицию государства, то качество образования для него - это, прежде всего, выход «годного продукта», т. е. какое количество студентов успешно осваивает образовательные программы, а также эффективность расходования предоставленных ресурсов.

Работодатели (потребители выпускников образовательных организаций) будут оценивать качество образования по тому, как бывшие студенты используют в практической деятельности знания, навыки и умения, приобретенные в период обучения, т. е. какова их компетентность.

С позиций студентов и их родителей качество образования связано с возможностью для выпускников занять соответствующее (им хочется самое лучшее) место в обществе.

«Поставщики» абитуриентов (школы, техникумы) заинтересованы в успешном освоении образовательных программ высшего образования своими выпускниками.

Преподаватели также участвуют в оценке качества образования через оценку академической подготовленности студентов в предшествующий период, а также через реализацию своих возможностей в обучающей среде образовательной организации.

Партнеры образовательной организации заинтересованы в обмене информацией и опытом осуществления учебной деятельности.

И наконец, общество (в том числе родители) заинтересовано в трудоустройстве выпускников, чтобы они могли создать свою семью, воспитывать детей и помогать родителям.

Образовательной организации желательно иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе подготовки специалистов, чтобы преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности. Но сама образовательная организация также ждет участия всех заинтересованных сторон в достижении требуемого уровня подготовки выпускников.

Следовательно, можно сказать, что цель образовательной деятельности - это максимально возможное выполнение требований всех заинтересованных сторон. Это и есть достижение качества образования.

Проблеме качества подготовки специалистов и ранее в СССР уделяли большое внимание, но заинтересованной стороной, прежде всего, выступали государство и обучаемые. Государство формулировало требования к выпускникам в виде квалификационных характеристик, профилей специалистов. Система государственного распределения предопределяла подготовку специалистов широкого профиля, но с конкретной специализацией. Это повышало ответственность вуза, техникума за качество подготовки, так как учреждения образования имели постоянных партнеров, получающих их выпускников. Существовавшая система обеспечивала высокую моральную и материальную ответственность академической общественности за качество образования.

В изменившихся социально-экономических условиях развития страны, на наш взгляд, нужно выделить несколько факторов, которые должны оказать существенное воздействие на стратегию и тактику руководства образовательными организациями.

В международных стандартах ИСО серии 9000 утверждается, что взаимодействие работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

На первый взгляд, кажется, что этот принцип в любой образовательной организации достаточно эффективно реализуется в силу высокоинтеллектуального уровня основного персонала (преподаватели и научные сотрудники). Немаловажную роль играет и тот факт, что преподаватели и сотрудники, занимаясь творческой деятельностью, имеют большую свободу в своей деятельности. Кроме этого, сотрудники образовательной организации традиционно несут высокую моральную ответственность за результаты своего труда.

Но это не означает, что внедрением этого принципа в деятельность ОО заниматься не следует. В силу особенностей образовательной деятельности, связанной с тем, что обучаемые являются не только «объектом» образовательного процесса, но и активным участником - субъектом его, в процесс достижения заявленных целей необходимо вовлечь весь контингент обучаемых. При таком взаимодействии достигается синергетический эффект, когда

совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

В менеджменте вовлеченность достигается путем разъяснения, как сотрудникам, так и обучаемым миссии, целей и задач в образовательной и научной деятельности. Важную роль играет делегирование им полномочий с тем, чтобы взятая ответственность превращалась в конкретные результаты. Это первый шаг к созданию единой команды, в которой индивидуальные цели сотрудников будут совпадать с целями организации. И еще нужно учитывать, что образование - это не только обучение, но и воспитание, в котором значительную роль играет личный пример преподавателей в отношении к работе, в проявлении этой самой идеологии качества во взаимоотношениях, в повышении профессионализма.

Для учебных заведений сейчас громадное значение имеет создание системы мотивации, как преподавателей, сотрудников, так и обучаемых к достижению высоких результатов в образовательной и научной деятельности. Немаловажную роль играет в этом создание хороших, комфортных условий для работы, учебы и творчества.

А теперь обратимся непосредственно к осуществлению образовательной деятельности. Даже в одном семестре студентов обучают несколько преподавателей, каждый из которых ведет преподавание в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. А есть ли уверенность в том, что содержание дисциплин согласовано, все преподаватели ориентированы на конечный результат - овладение выпускниками необходимыми ему для профессиональной деятельности компетентностями? Как правило, к сожалению, в большинстве образовательных организаций этого нет. Многие преподаватели, особенно на младших курсах, плохо знают специальность будущих выпускников, не знают, а порою не хотят знать, как используются знания и умения, которые приобрели студенты при изучении их курса. Это типичный функциональный подход.

На большинстве российских предприятий и организаций осуществляется именно функциональное управление, в котором менеджеры не имеют всех полномочий для решения вопросов на своем уровне. Такие организации напоминают скорее охапку снопов, связанных наверху, где каждый сноп - это функциональное подразделение (рис.1). Так выглядит и учебный процесс, в котором каждая дисциплина со своим преподавателем - это «сноп», отделенный от другой дисциплины.

Рис1. Функциональная структура организации

Для проведения учебного процесса по каждой дисциплине разрабатывается комплекс учебно - методических документов (УМКД), в состав которого, как правило, входят: рабочая программа дисциплины; конспект лекций; опорный конспект (рабочая тетрадь для студентов); демонстрационная презентация; сценарий проведения занятий; лабораторный практикум; пособие для практических занятий; методические рекомендации по изучению дисциплины; диагностические тесты; вопросы для контроля знаний, умений и сформированных компетенций (фонд оценочных средств) [2, с.48 - 49].

Каждый преподаватель разрабатывает УМКД по своему предмету. В учебном плане подготовки бакалавра более 40 дисциплин. Следовательно, будем иметь 40 дисциплинарных подпроцессов обобщенного учебного процесса подготовки специалиста. Как их объединить?

Хотели бы подчеркнуть сложную структуру взаимоотношений внутренних потребителей в вузе. Преподаватели, работающие на младших курсах, являются «поставщиками» для своих коллег, которые будут использовать знания и умения сформированные ими у обучаемых. Но студенты, переходящие с курса на курс, не детали, передаваемые по конвейеру из одного цеха в другой. И цена ошибок и недоработок в образовании значительно выше. Мы приходим к пониманию того, что и в этом вопросе должна быть создана система.

Для внедрения идеологии качества предстоят серьезные преобразования в образовательных организациях, прежде всего, относящиеся к становлению культуры организации.

Покажем лишь некоторые направления тех изменений, которые должны быть реализованы.

Во-первых, отказаться от системы управления, в основе которой лежит неотвратимость наказания. Это имеет отношение не только к преподавателям и сотрудникам, но и обучаемым (они ведь тоже наша заинтересованная сторона).

Во-вторых, система управления должна обладать главным свойством - реагировать на возникающие проблемы и ошибки и обладать способностью к саморазвитию и улучшению. Улучшать себя могут только люди, собранные в систему, в которой поддерживается уважение к личности, достоинству и таланту, инициатива сотрудников и умение работать в «команде».

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения «проектного стиля» организации работ, вовлечения всех преподавателей, сотрудников и обучаемых в управление для достижения качества и оказания им доверия.

Это процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями, базирующийся на принципе вовлеченности всех работников в достижение качества.

Содержание образования - основа его качества

Для обеспечения качества подготовки специалистов образовательная организация, прежде всего, устанавливает свои требования к абитуриентам и критерии оценки их соответствия этим требованиям. Следовательно, образовательная организация высшего образования предъявляет требования к своим «поставщикам» - школам, лицеям, колледжам, техникумам и т. д. Важное значение для создания системы обучения имеют входные требования к уровню подготовки будущего выпускника, т.е. к уровню образования, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах. Но образовательная организация может заявить дополнительные цели своей образовательной деятельности, превышающие требования государственного образовательного стандарта. Это можно рассматривать как "заявленные" цели образовательной организации (например, знание второго иностранного языка, овладение несколькими специализациями, рабочей профессией и т.д.).

Обучение можно представить как «подъем» по широкой лестнице, ведь на каждой ступени (семестре) изучается несколько дисциплин и они взаимосвязаны (это - горизонтальные связи). Затем происходит переход на следующую ступень, и начинается «потребление» приобретенных ранее знаний и умений (это - вертикальные связи), естественно наряду с горизонтальными связями этой ступени. Аналогично используются знания, приобретенные в средней школе. И еще нужно учесть, что учебные дисциплины ведут разные преподаватели.

Как показал многолетний опыт, подготовка специалистов в организациях высшего образования будет результативной, если все учебные дисциплины взаимосвязаны по содержанию. Они должны быть так выстроены в учебном плане, чтобы обеспечить не столько накопление знаний обучаемыми, сколько непрерывное повышение уровня готовности решения ими разнообразных проблем на основе синтеза знаний.

При рассмотрении образовательного процесса как обычного технологического, естественно выделить вначале этап проектирования, а внутри данного этапа - основополагающий элемент проекта -разработка учебного плана и подготовка программ учебных дисциплин. Особенно важное значение этот этап приобретает при открытии подготовки по новым образовательным программам в условиях отсутствия конкретного опыта.

На этапе проектирования новых образовательных программ целесообразно провести анализ междисциплинарных связей содержания учебных дисциплин, изложенного в рабочих программах. Методология такого анализа разработана в Московском институте стали и сплавов.

Суть анализа состоит в разработке объективных количественных критериев для определения логических взаимосвязей содержания учебных дисциплин в профессиональных образовательных программах.

С этой целью вначале составляется компетент-ностная модель, как интегральный образ выпускника данной специальности. После этого на основе опыта составляется проект учебного плана, при его разработке целесообразно использовать сведения о будущей деятельности выпускника, приведенной в профессиональном стандарте. Перечень дисциплин учебного плана должен обеспечить формирование всех компетентностей, вошедших в модель выпускника.

Затем все ответственные за учебные дисциплины (назовем их лекторами) разрабатывают рабочие программы «своих» дисциплин, в которых формулируют результаты обучения в виде компетенций, т.е. конкретных умений, которыми будут владеть обучаемые. Содержание в программе раз-

бивается на учебные единицы в объеме двухчасового занятия (лекции). Все программы размножаются и предоставляются всем преподавателям.

Модель оценки включает определение значимости каждого учебного курса, которая складывается из двух составляющих: внешней - значение данного учебного курса для профессиональной деятельности молодого специалиста и внутренней -значение данного материала для изучения других учебных курсов, предусмотренных учебным планом. Внутренняя значимость определяется путем установления количества и тесноты логических связей между данными учебными курсами и всеми другими курсами специальности на основе содержания учебных программ.

Суммирование этих двух составляющих значимости по разработанной методике и даёт общую оценку значимости дисциплины[3, с.34 -35]. Такая оценка каждой дисциплины учебного плана является основанием для распределения часов теоретического обучения в образовательной программе пропорционально общей значимости каждой дисциплины. Чем выше общая оценка значимости дисциплины, тем больше часов отводится на ее изучение в оптимизированном учебном плане.

Разработан механизм экспертизы внешней значимости учебных дисциплин для профессиональной деятельности. Он предусматривает исключение участия лектора учебного курса в определении значимости своей дисциплины. В этом случае оценку осуществляют внешние эксперты. Это сделано в целях устранения субъективного преувеличения преподавателем значимости своего учебного курса.

Анализ внутренней значимости учебной дисциплины проводится на основе составления матриц логических связей содержания этой дисциплины с другими. Под логической связью понимается взаимосвязь содержания данной учебной единицы с содержанием других учебных единиц своего или других курсов, которые необходимы для изучения нового учебного материала.

Установление связи, как указывалось, оформляется таблицей (матрицей) логических связей разделов данного учебного курса с разделами других курсов учебного плана. При составлении такой рабочей таблицы лектор курса не выполняет никакой дополнительной работы, кроме систематизации знаний по своему учебному курсу в отношении его логических связей с курсами, на которые он опирается в преподавании.

Вначале каждым лектором проводится анализ связей содержания учебной дисциплины, рабочую программу которой он разработал. Это называется установление внутридисциплинарных связей. Преподаватель устанавливает, материал какой предшествующей лекции используется им в последующем. Эта связь фиксируется в матрице (таблица 1).

Таблица 1

_Матрица внутридисциплинарных связей учебной дисциплины_

Номера лекций 1 2 3 4 5 6 Всего ссылок

1 • X X

2 • X X

3 • X X

4 • X X

5 • X

6 •

Установление связи, как указывалось, оформляется таблицей (матрицей) логических связей разделов данного учебного курса с разделами других курсов учебного плана. Пример составления такой матрицы показан в таблице 2.

При составлении такой рабочей таблицы лектор курса не выполняет никакой дополнительной работы, кроме систематизации знаний по своему учебному курсу в отношении его логических связей с курсами, на которые он опирается в преподавании.

Таблица 2

Матрица междисциплинарных связей_

Учебные единицы предшествующей (параллельной) дисциплины Учебные единицы анализируемой дисциплины Всего ссылок

1 2 3 4 5

1 X X

2 X

3 X X

4 X X

5 X X

Проведенный анализ позволяет выявить возможную недостаточность какого - либо предшествующего материала или его отсутствие. После проведения анализа проводится необходимая коррекция учебной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем лектор учебного курса устанавливает логические связи своего курса с другими предшествующими или параллельными дисциплинами, на которых базируется изучение его курса.

Лектор устанавливает связи содержания читаемого курса со всеми дисциплинами учебного плана, содержание которых он использует при обучении. Появляется набор матриц типа таблицы 2.

Теперь лектор профилирующей дисциплины, как правило, читаемой на старших курсах, может со-

ставить сводную матрицу междисциплинарных связей учебных единиц своего курса со всеми предшествующими дисциплинами. Пример связей учебной дисциплины «теория металлургических процессов» с предшествующими дисциплинами приведен в таблице 3.

Таблица 3

Сводная матрица междисциплинарных связей учебной дисциплины

Предшествующие дисциплины учебного плана Учебные единицы анализируемой дисциплины (теория металлургических процессов) Всего ссылок

1 2 3 4 5

Векторная алгебра X

Математический анализ X

Неорганическая химия X X

Физика X X

Сопромат X X

Физическая химия X X X

Итого ссылок

Сводная матрица учебной дисциплины служит неким «паспортом» для преподавателя при подготовке к каждому учебному занятию: какие сведения нужно «вытащить» из той или иной дисциплины для

подтверждения положений теории металлургических процессов.

А вот для преподавателей фундаментальных дисциплин, как правило, читаемых на младших кур-

сах, важно составить сводную матрицу использова- обращать внимание обучаемых. Пример такой мат-ния изучаемого студентами курса в будущем и на это рицы показан в таблице 4, которая также является

«паспортом» фундаментальной дисциплины.

Таблица 4

Сводная матрица использования материала учебной дисциплины_

Последующие дисциплины учебного плана Учебные единицы предшествующей дисциплины ( математический анализ) Всего ссылок

1 2 3 4 5

Организация эксперимента X X

Прикладная механика X X

Материаловедение X X

Физическая химия X X

Теплофизика X X

Итого ссылок

Благодаря составлению матриц логических связей разделов учебных дисциплин получаем сведения, которых не имели до сих пор. Теперь в матрице можно видеть, в каких учебных дисциплинах используется каждый раздел предшествующих дисциплин. Для этого надо только просмотреть целиком каждую вертикальную строчку матрицы (табл. 4).

Анализ связей профилирующих дисциплин с предшествующими курсами позволяет выявить насколько лектор этой дисциплины опирается на фундаментальные знания обучаемых.

Суммирование ссылок по каждому предмету (по горизонтали) показывает использование конкретных тем математики в данной дисциплине. А суммирование по столбцам (по вертикали) показывает применение планируемого содержания математики в различных дисциплинах, т.е. его значимость.

Теперь каждый преподаватель знает, что «ждут» от него коллеги. Все оказались «связаны» в единый процесс подготовки студентов. Это пример осуществления не функционального (рис 1), а интегрированного процесса.

Очевидно, что, анализируя число логических связей разделов учебных дисциплин в матрицах,

можно судить об использовании материала предыдущих курсов. Так, если материал какой - либо дисциплины не используется в последующих курсах, возникает сомнение в целесообразности включения ее в учебный план данной специальности.

Содержание всей подготовки по каждому направлению (специальности) можно четко подразделить на профессиональные знания, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности после окончания вуза, и на знания, необходимые для получения профессиональных знаний. На основе матриц логических связей появилась новая возможность отбирать профессиональные знания, необходимые выпускникам данного направления (специальности). Можно составить сквозную программу направления (специальности) в виде перечня профессиональных знаний и умений. Сопоставление такой программы с компетентностной моделью выпускника позволяет определить уровень подготовки по данной специальности.

Запланированный учебный процесс по каждой дисциплине можно представить в обобщенном виде, как карту процесса (таблица 5).

Таблица 5

Карта учебного процесса по дисциплине,

Вход в процесс Студенты со знаниями и умениями, приобретенными при изучении предыдущих или параллельно изученных дисциплин

Выход из процесса Студенты с приобретёнными знаниями и умениями по данной дисциплине (сформированными дисциплинарными компетенциями в соответствии с рабочей программой)

Поставщики процесса Преподаватели предыдущих или параллельно изучаемых дисциплин

Потребители процесса Студенты, преподаватели следующих или параллельно изучаемых дисциплин, руководство кафедры, деканат

Владелец процесса Преподаватель данной дисциплины

Цель процесса Приобретение студентами знаний, умений, навыков (формирование компетентностей, в том числе общекультрных), воспитание студентов (их «рост»)

Управляющие воздействия Требования преподавателя (методические рекомендации), распоряжения заведующего кафедрой, декана, решения методического совета

Ресурсы Компетентность преподавателя, учебно-методическое обеспечение, аудитории и лаборатории, информационное обеспечение, образовательная среда

Критерии оценки результативности процесса Уровень приобретённых студентами знаний, умений и навыков (оценка компетенций), время освоения дисциплины

Методы и средства мониторинга процесса Диагностические и контрольные мероприятия, приём домашних заданий, индивидуальные консультации

В реальной карте будут указаны конкретные фамилии преподавателей, названия дисциплин, перечень формируемых компетенций, учебно - методическое обеспечение, сроки исполнения. Все это собрано в наглядную систему действий, которые легко контролируются. Это залог стремления к достижению поставленных целей.

При осуществлении учебного процесса обучаемые должны быть «погружены» в него, они должны ощущать все его операции, цели и видеть результаты. Это будет способствовать повышению качества образования и привитию идеологии процессного подхода будущим специалистам.

А как же оценить результативность образовательной деятельности?

Это может быть количество выпускников, средний балл защит дипломных работ, трудоустройство выпускников. Но это может быть и оценка выпускников работодателем (потребителем). При переходе системы получения высшего образования к формированию компетентностей выпускников возможно именно это должно стать основным результатом проведенного образовательного процесса.

Известно, что результативность любого процесса - это достижение запланированной цели. Очень важно, чтобы цели любого процесса были связаны с качеством. При использовании процессного подхода необходимо структурировать цель процесса на цели каждого подразделения - участников процесса (факультета, кафедры, лаборатории, сектора и т. д.). Все цели должны быть измеряемые, четкие, выполнимые, ориентированные во времени, взаимосвязанные, не противоречивые. При осуществлении процесса возможна корректировка целей, что может привести к изменениям отдельных операций (вот почему процесс должен «обладать» гибкостью).

В продвинутых организациях XXI века процессный подход в сочетании с командной формой организации работ становится стилем жизни. Как заметил Ю.П.Адлер: «Речь идет о феномене процессного мышления, т.е. такого взгляда на мир, который превращает все видимое в этом мире в про-цессы»[4, с. 169 -170]. Этим должны овладеть не только преподаватели, но их ученики!

Еще один важный элемент реализации процессного подхода - командный стиль работы, который напрямую связан с вовлеченностью всех членов коллектива, в данном случае преподавателей. В МИСиС были созданы научно - методические советы по специальностям, в которые входили все преподаватели, ведущие занятия по данной специальности.

Научно-методический совет по специальности (НМСС) является коллегиальным органом, основная задача которого состоит в определении содержания образования по данной специальности или

направлению; объединении научно-методической работы кафедр, участвующих в подготовке выпускников соответствующего уровня по данной специальности или направлению; оценке работы преподавателей, ведущих занятия со студентами данного направления (специальности). По своей сути НМСС стали выполнять роль «кружков качества».

Рассмотрим их деятельность на примере разработки программ учебных дисциплин. Например, на кафедре математики разработана программа для определенного направления подготовки. Программа поступает в соответствующий НМСС, размножается и передается всем членам совета для рассмотрения. Затем собираются члены совета и происходит обсуждение программы. Все замечания фиксируются и передаются автору. После внесения изменений (корректирующие действия) совет вновь обсуждает документ и принимает его только при достижении общего согласия. Для всей системы подготовки эта процедура является предупреждающим действием, так как позволяет устранить ошибки на начальной стадии, а не в ходе обучения. Деятельность НМСС - это тоже процесс, имеющий входы (в примере - исходные программы) и выходы (согласованные программы).

Все эти рассмотренные мероприятия должны «работать» на выполнение основной цели - обеспечение качества подготовки выпускников.

Выводы

Мировая экономика уже ощущает веяния третьей индустриальной революции. Она приведет к тому, что число работников в сфере материального производства будет уменьшаться и большая часть их будет связана с интеллектуальным трудом (разработки, исследования, проектирование).

Значит, экономика должна насыщаться кадрами новой формации, способными соответствовать вызовам времени. Это задача для системы получения образования, которая в XXI веке призвана не просто дать знания обучаемым, а обеспечить их творческое развитие [5,с.38].

Проблемы, рассмотренные в данной статье, имеют прямое отношение к достижению качества подготовки выпускников вузов, которое ожидают работодатели, общество и государство. Но добиться существенного повышения уровня подготовки выпускников вузы смогут только при объединении всех преподавателей, научных и учебно - методических работников в единую команду, воспринявшую идеологию качества.

Для обеспечения подготовки специалистов для инновационной экономики целесообразно, как показывают результаты многих работ, внедрять современные подходы в системе проектирования и осуществления учебного процесса. К таким подходам можно отнести следующие:

- разработка компетентностных моделей выпускников вуза по специальностям (направлениям

подготовки), как основы проектирования и реализации образовательных программ;

- проектирование научно-обоснованных учебных планов на основе анализа логических связей содержания различных дисциплин и в результате уход от учебного плана, как механического набора учебных дисциплин;

-сотрудничество с работодателями и партнерами при проектировании и осуществлении образовательного процесса.

Английский специалист по управлению временем и повышению эффективности труда Б. Трейси предсказывал: «Неумелое планирование означает планирование неудач». Предложенные подходы в организации образовательной деятельности - это «умелое» планирование будущего.

Литература

1. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. - ЭКСМО, 2006. - 539с.

2. Соловьев В.П.. Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Качество - визитная карточка нашего времени. - Университетская книга, 2016. -151 с.

3. Карабасов Ю.С., Роменец В. А., Соловьёв В. П., Моргунов И. Б. Научно-методическая система проектирования структуры и содержания профессиональных образовательных программ // Журнал «Известия международной Академии наук высшей школы», №3(29), 2004г.

4. Адлер Ю.П. Повторение неповторимого. -Стандарты и качество, 2007. - 239с.

5. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Журнал «Качество и жизнь», №4, 2015.

ПОВЫШЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сулейманов Д. Ф.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, доцент кафедры

Узингер А.А.

Башкирский государственный университет, Уфа, студент

INCREASE OF MORALITY OF TRAINED IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Uzinger A.A.

Bashkir State University, Ufa, student Suleimanov D.F.

Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, assistant professor

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена раскрытию сущности процесса нравственного воспитания обучающихся в условиях образовательного учреждения. В статье определяются его основные цели и задачи, приводятся наблюдения по данной проблеме, делаются выводы и предлагаются методы совершенствования нравственного воспитания обучающихся в условиях образовательного учреждения.

ABSTRACT

The article is devoted to disclosure of essence of the process of moral education of students in conditions of educational institution. The article defines its main goals and objectives are contained observations on this issue, draws conclusions and suggests methods of improving the moral education of students in conditions of educational institution.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, обучающиеся, методы совершенствования.

Keywords: morality, education, studying, methods of improvement.

В последние годы прослеживается преимущество меркантильных интересов, таких как деньги, власть, культ силы над нравственными ценностями. На основании этого у нынешнего поколения прослеживаются негативные проявления в поведении: грубость, жестокость, неуважение к старшим - все это деструктивно действует в первую очередь на сознание школьников.

В этих условиях нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором личность адекватно осознает

свои права и обязанности в обществе. Перед современными школами стоит важная задача: воспитать достойного гражданина, способного к самовоспитанию и освоению духовно-нравственных ценностей, позволяющих ему стать участником культурного процесса. Бесспорно, задача нынешних учителей современной школы состоит в том, чтобы развить в нынешнем поколении нравственные качества личности, принимающей правильные решения.

В педагогике России вопрос нравственного воспитания неизменно занимал особенное место,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.