Научная статья на тему 'Совершенствование образовательных программ в рамках перехода на новый образовательный стандарт'

Совершенствование образовательных программ в рамках перехода на новый образовательный стандарт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / РЕЙТИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Наталья Владимировна

Успешная реализация ФГОС требует увеличения разнообразия используемых образовательных технологий преимущественно деятельного и интерактивного типа. Следовательно, трансформируется организация образовательного процесса в целом и структуры занятий в частности. Развитие современных цифровых технологий позволяет сместить центр тяжести теоретической подготовки на самостоятельную работу студентов, за счет чего увеличивается доля и возрастает качество практической подготовки. Меняются роли студентов и преподавателей в образовательном процессе. Студенты из пассивных слушателей превращаются в активных участников, а преподаватели перестают быть просто источниками информации и контролерами, они становятся наставниками и «путеводителями» по сетевым ресурсам. Все это ведет к изменению содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов, а также вопросов мотивации. Степень эффективности преподаваемого материала прямо зависит не только от уровня подготовленности каждого конкретно взятого педагога, но и от его морально-этических качеств, умения заинтересовать студента, привлечь его к выполнению учебно-исследовательской и внеаудиторной работы. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Помимо разработки компетенций в сотрудничестве с работодателями важную роль играют организация производственной практики и стажировок, совместные разработка учебных программ и руководство написанием курсовых и дипломных работ на всех стадиях подготовки молодых специалистов. Особое внимание здесь следует обратить на организацию и проведение производственных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the educational programs under transition to the new educational standard

The successful implementation of the Federal State Educational Standard (FSES) requires an increased diversity of educational technologies, mainly of active and interactive types. Therefore, it results in the transformation in the organization of the educational process, in general, and the structure of classes, in particular. The development of modern digital technology makes it possible to shift the center of gravity of the theoretical training to independent work of students, thereby increasing the share and quality of practical training. The roles of students and instructors in the educational process are changing. Students turns from passive audience into active participants, while instructors are no longer simply a source of information, they become mentors and guides to network resources. All the above leads to a change in the content and structure of functions and competencies of instructors, as well as the motivation issues. The effectiveness of presenting the material directly depends not only on the preparedness of a specific teacher, but also on their moral and ethical qualities, the ability to interest students, to encourage them to learn and carry out research and extracurricular work. Thus,

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательных программ в рамках перехода на новый образовательный стандарт»

УДК 614.23:378(063) Н.В. Борисова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

Успешная реализация ФГОС требует увеличения разнообразия используемых образовательных технологий преимущественно деятельного и интерактивного типа. Следовательно, трансформируется организация образовательного процесса в целом и структуры занятий в частности. Развитие современных цифровых технологий позволяет сместить центр тяжести теоретической подготовки на самостоятельную работу студентов, за счет чего увеличивается доля и возрастает качество практической подготовки. Меняются роли студентов и преподавателей в образовательном процессе. Студенты из пассивных слушателей превращаются в активных участников, а преподаватели перестают быть просто источниками информации и контролерами, они становятся наставниками и «путеводителями» по сетевым ресурсам. Все это ведет к изменению содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов, а также вопросов мотивации. Степень эффективности преподаваемого материала прямо зависит не только от уровня подготовленности каждого конкретно взятого педагога, но и от его морально-этических качеств, умения заинтересовать студента, привлечь его к выполнению учебно-исследовательской и внеаудиторной работы. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Помимо разработки компетенций в сотрудничестве с работодателями важную роль играют организация производственной практики и стажировок, совместные разработка учебных программ и руководство написанием курсовых и дипломных работ на всех стадиях подготовки молодых специалистов. Особое внимание здесь следует обратить на организацию и проведение производственных практик.

Ключевые слова: медицинское образование, ФГОС, компетенции, интерактивное обучение, симуля-ционное обучение, образовательные технологии, студенты, преподаватель, рейтинг, профессиональное образование.

N.V. Borisova

Improving the educational programs under transition to the new educational standard

The successful implementation of the Federal State Educational Standard (FSES) requires an increased diversity of educational technologies, mainly of active and interactive types. Therefore, it results in the transformation in the organization of the educational process, in general, and the structure of classes, in particular. The development of modern digital technology makes it possible to shift the center of gravity of the theoretical training to independent work of students, thereby increasing the share and quality of practical training. The roles of students and instructors in the educational process are changing. Students turns from passive audience into active participants, while instructors are no longer simply a source of information, they become mentors and guides to network resources. All the above leads to a change in the content and structure of functions and competencies of instructors, as well as the motivation issues. The effectiveness of presenting the material directly depends not only on the preparedness of a specific teacher, but also on their moral and ethical qualities, the ability to interest students, to encourage them to learn and carry out research and extracurricular work. Thus,

БОРИСОВА Наталья Владимировна - доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: р.т. (4112) 36-30-46 (факс), моб. тел. +7 (924)1669683. E-mail: borinat@yandex.ru

BORISOVA Natalya Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Physiology, Medical Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: (4112) 36-30-46, +7 (924)1669683. E-mail: borinat@yandex.ru

there appears an environment of educational communication, which is characterized by openness and interaction of the participants, equality of their arguments, the joint accumulation of knowledge, the possibility of mutual evaluation and monitoring. In addition to developing competencies, the important role in cooperation with the employers goes to practical training and internships, joint curriculum development and supervision of writing projects and dissertations in all stages of the young specialists training. Particular attention is to be paid to the organization and conduct of on-site internships.

Keywords: medical education; FSES; competencies; interactive training, simulation training, educational technology, students, instructor, ranking, professional education.

Введение

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения актуализировала основные требования к результатам освоения программ профессионального образования, которые в известной мере являются аналогом «Требований к уровню подготовки специалиста», входивших в содержание стандартов второго поколения. Рассмотрим несколько существенных различий между этими двумя компонентами стандарта второго и третьего поколения. Стандарт нового поколения направлен на цели и ценности профессионального образования, отражает не только сегодняшние, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере профессионального образования. Это повлияло на структуру и содержание основных образовательных программ и, следовательно, на требования к оцениванию образовательного результата.

Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, которое может быть обеспечено новым стандартом, созданием на основе модульного и компетентностного подходов интегрированных программ, которые бы являлись не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое.

Компетенции специалиста включают как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении [1]. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение и предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать суть проблемы, но и уметь решать ее практически («знание плюс умение»). Важна основная направленность компетентностного подхода в образовании, которая, на наш взгляд, заключается в усилении личностного аспекта, в обеспечении развития личностных составляющих. Вместе с тем, хорошо известно, что высококомпетентный специалист обеспечивает потребности населения в медицинской помощи на должном качественном уровне, охраняя тем самым законные права человека и его достоинство.

Обсуждение вопроса и анализ

Федеральный стандарт переносит акценты основной образовательной программы с содержательной стороны дисциплин, выраженной через знания, умения и навыки (чему преподаватель должен учить), на ожидаемые результаты, выраженные в компетенциях (что студент должен уметь после успешного окончания дисциплины). Успешная реализация ФГОС требует увеличения разнообразия используемых образовательных технологий преимущественно деятельного и интерактивного типа [2]. Следовательно, трансформируется организация образовательного процесса в целом и структуры занятий в частности. Развитие современных цифровых технологий позволяет сместить центр тяжести теоретической подготовки на самостоятельную работу студентов, за счет этого - увеличить долю и качество практической подготовки. Меняются роли студентов и преподавателей в образовательном процессе. Студенты из пассивных слушателей превращаются в активных участников, тогда как преподаватели перестают быть просто источниками информации и контролерами, а становятся наставниками и путеводителями по сетевым ресурсам. Все вышесказанное ведет к изменению содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов, а также вопросов мотивации [3].

На сегодняшний день инновационные технологии, в том числе и цифровые, находят свое место среди современных методик обучения, все чаще мы видим реальное применение их на практике. Лекции обретают свой «цифровой» вид, в семинарских аудиториях появляется новое оборудование. Все чаще выбор делается в пользу новых методов записи информации, которую студент получает на семинарах. Становится больше порталов, где студенты обмениваются своими работами: созданными презентациями, цифровыми лабораторными журналами. Среди студентов все чаще используются ноутбуки, это открывает постоянный доступ к большому количеству учебников, а иногда и напрямую к интернету. Все больше появляется цифровых методических пособий. За последнее время произошло два серьезных прорыва в области коммуникаторов: во-первых, появились очень качественные встроенные фотоаппараты, которые позволяют фиксировать сложные рисунки, во-вторых, стали доступны различные приложения, в том числе и полные анатомические атласы. Компьютерные программы, встроенные в смартфон, позволяют оперативно найти необходимую информацию, не пользуясь бумажными источниками. Но нельзя забывать о том, что даже современная техника не может заменить живого общения с преподавателем.

Рассмотрим предполагаемые направления оценивания достижений обучающихся в вузе: традиционными остаются оценка знаний, оценка подготовки к занятию, оценка порядка организации труда, оценка активности на занятии, оценка устных и тестовых ответов. Возникновение новых результатов: наличие особенных, нестандартных идей, научно-исследовательская деятельность, прогресс в формировании компетентностей, умения применять полученные знания на практике, результаты, достигнутые в командной работе, выполнение заданий повышенной сложности, умение сотрудничать, целеустремленность в получении профессии, самостоятельность, внеучебная деятельность и ее содержание, стремление к самореализации и т.д., - все это требует иного подхода к оцениванию.

Если традиционно оцениваемые результаты образовательного процесса можно оценить с помощью тестирования, устных опросов, наблюдения и т.д., то результаты, которые ранее не оценивались, необходимо отслеживать с использованием современных образовательных технологий. Рейтинговая система оценивания образовательных результатов студентов позволяет максимально стимулировать их к изучению дисциплины, контроль осуществляется на всех этапах изучения дисциплины и охватывает все виды деятельности, у самих студентов возникает потребность в самоанализе своих образовательных достижений, деятельность становится продуктивной, активизируется поисковая составляющая образовательного процесса, что является основой научно-исследовательской деятельности [3]. Дифференцирование значимости оценивания учебных действий студентов позволяет им самостоятельно оценивать свои шаги по достижению планируемого результата. И наконец, появляется реальная возможность улучшить свои образовательные результаты.

В университете более 5 лет реализуется балльно-рейтинговая система. Открытость рейтинговой системы, которая заранее позволяет студентам планировать свои образовательные шаги, знание «стоимости» каждого шага, формирует у обучающихся умение оценивать результаты, они овладевают навыками работы с заданиями повышенной сложности. С помощью рейтинговой системы реально оценить целеустремленность в получении профессии, самостоятельность, стремление к самореализации.

Реализация компетентностного подхода, определенного в ФГОС, позволяет предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические, личностные, социокультурные, профессионально-адаптационные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Оценка качества освоения основной образовательной программы традиционно включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников. А конкретные формы, процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются кафедрами института самостоятельно.

В современных методиках образовательного процесса, которые всесторонне обращены к компьютеризации и визуализации преподавания дисциплин, как в медицинских вузах, так

и в вузах иного профиля, особенно возрастает роль личности преподавателя и уровень его подготовленности. От того, насколько преподаватель осведомлен о новейших способах подачи материала, зависит уровень «выживаемости знаний» у студентов. Широкое распространение получила интерактивная методика образовательного процесса. Ее суть состоит в моделировании жизненных ситуаций, использовании ролевых игр и совместном решении возникших в ходе обсуждения проблемных вопросов. Эффективность подобной формы ведения занятий зависит от личностных качеств самого преподавателя, его квалификации и коммуникативных способностей.

Требования к направлениям и уровням подготовки личности преподавателя медицинского вуза в условиях современной действительности приобретают особую актуальность. От преподавателя требуется постоянное повышение своей квалификации, ибо непрофессиональной преподавательской деятельностью он может послужить для учащихся источником неоправданных сложностей в усвоении как теоретического материала, так и навыков и умений, в лучшем случае не обеспечит оптимума педагогического процесса.

Степень эффективности преподаваемого материала прямо зависит не только от уровня подготовленности каждого конкретно взятого педагога, но и от его морально-этических качеств, умения заинтересовать студента, привлечь его к выполнению учебно-исследовательской и внеаудиторной работы. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромную базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. При этом студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Необходимо учитывать, что именно личностные качества преподавателя формируют здоровую атмосферу своеобразного соревнования во время занятия, но при условии, что предложенные студентами идеи не должны подавляться преподавателем, как заведомо неверные, преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются проектная работа, ролевые игры, проводится работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, на групповом опыте, обязательной обратной связи. Необходимо учитывать, что именно личностные качества преподавателя формируют здоровую атмосферу своеобразного соревнования во время занятия, но при условии, что предложенные студентами идеи не должны подавляться преподавателем, как заведомо неверные, преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. В Медицинском институте, по данным отчетов по методической работе кафедр, анализа рабочих программ дисциплин, применяются следующие способы интерактивного метода образовательного процесса: круглый стол; мозговой штурм; деловая игра; мастер-класс (клинический разбор).

Также нельзя не отметить, что внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий положительно влияет на эффективность усвоения материала. Согласно исследованиям, эффективными являются интернет-конференции, слайд-презентации, компьютерное

моделирование и другие доступные на современном этапе методы обучения. В настоящее время широкое распространение получило общение с преподавателем в социальных сетях, а именно в общепризнанной студенческой социальной сети «В контакте». Телекоммуникационный контакт с преподавателем - это возможность неформального оперативного обсуждения возникающих вопросов, организация дискуссий, передача ряда теоретических материалов в электронной форме. Создается новая информационная образовательная среда - студент лучше понимает, какие знания, умения и навыки более актуальны. Перспективно сочетание традиционной и дистанционной образовательной технологии. Перечислим положительные моменты в дистанционном освоении дисциплины с помощью интернет-технологий:

1. Повышение доступности кафедральных материалов, так как возможно их размещение не только на сайте университета, но и на странице преподавателя - пользователя социальной сети;

2. Размещение на странице преподавателя иллюстративных и текстовых материалов (например, фотоальбомов с обучающими изображениями, вопросов к практическим и итоговым занятиям и т. д.). Здесь проявляется творчество преподавателя, которое в данном случае определяется в подборке и систематизации материала.

Однако, как бы ни были приоритетны новые направления в образовании, лекция в медицинском вузе была и остается важнейшей формой обучения. Секрет ее «долголетия» в том, что заменить живое общение лектора со студентами не удается даже ставшему столь популярным среди молодежи интернету. Очень популярны среди студентов лекции, имеющие проблемный характер (проблемные лекции, «размышление лектора вслух», побуждение аудитории к их разрешению), комплексные лекции (когда моделируется ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами).

В ФГОС очень большая роль отводится участию работодателя в реализации образовательной программы. Оценка качества подготовки выпускников для работодателей должна включать не только наблюдение со стороны и высказывание замечаний, но и их непосредственное участие в процессе подготовки кадров.

Главная претензия работодателей к профессиональным образовательным учреждениям сегодня - оторванность полученных знаний от практики, что проявляется в неумении выпускников обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства.

Помимо разработки компетенций важную роль в сотрудничестве с работодателями играет организация производственной практики и стажировок, совместные разработка учебных программ и руководство написанием курсовых и дипломных работ на всех стадиях подготовки молодых специалистов. Особое внимание здесь следует обратить на организацию и проведение производственных практик. Наиболее адекватная, разносторонняя оценка работодателем качества профессионального образования может быть дана только после того, как выпускник вуза сможет проявить себя на практике, на рабочем месте в конкретном лечебно-профилактическом учреждении, так как только тогда можно выявить, например, насколько сформированы такие общекультурные компетенции, как готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Работодатели - главные врачи больниц часто укоряют вузы в том, что подготовка выпускников слишком «теоретизировала». Но при этом многие работодатели сами стали формально подходить к проведению производственных практик. При этом в проигрыше остаются все стороны образовательной деятельности: студенты не закрепляют теорию и не получают практических навыков; работодатели не передают знания студентам - потенциальным работникам, при этом остается не выясненным и текущий уровень подготовки студента; вуз не корректирует в должной мере учебный процесс, не получив рекламации работодателей.

В настоящее время в Медицинском институте реализуется ряд мероприятий по взаимодействию с работодателями. Основная образовательная программа (ООП), прежде всего учебный

план, проходит согласование с работодателем - Министерством здравоохранения республики. Врачи, представители практического здравоохранения, главные специалисты министерства, представители профессиональных общественных организаций привлекаются к экспертизе учебных планов и ООП еще на этапе их разработки, включаются в состав рабочих групп по разработке ООП. Кроме того, представители работодателей участвуют в учебном процессе Медицинского института, проводят учебные занятия, участвуют в работе аттестационных и экзаменационных комиссий. Таким образом, осуществляется постоянный контроль над разработкой учебного плана, составлением и содержанием образовательных программ и формированием компетенций.

Однако привлечение одних только работодателей не может рассматриваться как достаточная мера для оценки качества высшего образования, поскольку работодатели нередко склонны оценивать качество подготовки выпускников с точки зрения конкретной области деятельности, специальности. Поэтому необходимо более широко привлекать общественные профессиональные организации, такие, как Региональное отделение Союза педиатров, Общество терапевтов и т.д.

Заключение

Наиболее целесообразной представляется следующая модель привлечения работодателей к оценке качества образования. Несомненно, взаимодействие с работодателями должно начинаться с совместной разработки нормативной базы: разработка государственных образовательных стандартов, разработка и корректировка основных образовательных программ. Далее работодатель должен участвовать в учебном процессе (к тому же это заложено в ФГОС): организация и проведение производственных практик, проведение учебных занятий, участие в итоговой аттестации. При итоговой аттестации студентов, приеме выпускников на работу работодатели высказывают свои замечания по качеству подготовки, но хотелось бы их получать вовремя, в учебном процессе. Следует отметить, что многие главные врачи привыкли просто «потреблять» выпускников, ничего не вкладывая в учебный процесс. Заметим, что вместо того, чтобы целенаправленно «выживать» кафедры из отделений, необходимо закреплять их в лечебно-профилактических учреждениях.

Очевидно, что от такого взаимодействия выиграют все стороны социального партнерства: работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома; образовательное учреждение имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, что существенно повысит авторитет и престиж учебного заведения.

Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, причем начиная с младших курсов, а на старших она особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога.

В Медицинском институте в рамках Программы развития университета создан Симуляционный центр с целью отработки практических навыков студентов, курсантов послевузовского обучения и обучения парамедиков на фантомах. Основное внимание здесь уделено симуляционному (имитационному) обучению на компьютерных симуляторах, различных тренажерах, манекенах и учебных моделях [4].

Обучение студентов с применением современных тренажеров и систем позволяет поднять процесс обучения на новый уровень. Неотъемлемой частью обучения на кафедрах хирургического профиля является проведение онлайн-операций с комментариями и обратной связью.

Подобные учебно-тренинговые центры высоких медицинских технологий должны стать не только центрами обучения, но и центрами аттестации специалистов [5].

Совершенно очевидно то, что педагогический труд - это особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер и отличающийся высокой степенью напряжения. Требования, предъявляемые к качествам, необходимым преподавателю вуза, очень высоки, но неоспоримым является одно: «только личность может сформировать личность, только характером можно сформировать характер».

Литература

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

2. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования / Н.А. Русина // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 100-107.

3. Борисова Н.В., Петрова П.Г. Образовательные технологии в медицинском образовании / Н.В. Борисова, П.Г. Петрова // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. - 2016. -№ 25. - С. 109-115.

4. Аммосов В.Г. Основные векторы развития - новые горизонты / В.Г. Аммосов, Н.В. Борисова, Л.А. Апросимов, Н.М. Гоголев, Г.А. Пальшин // Медицина: целевые проекты. - 2014. - № 19. - С. 81-83.

5. Борисова Н.В., Апросимов Л.А., Петрова П.Г. Роль медицинских образовательных учреждений в совершенствовании управления кадровым потенциалом системы здравоохранения / Н.В. Борисова, Л.А. Апросимов, П.Г. Петрова // Якутский медицинский журнал. - 2014. - № 1 (45). - С. 29-32.

References

1. Verbitskiy A.A. Lichnostniy I kompetentnostniy podhody v obrazovanii: problem v integracii / A.A. Verbitskiy, O.G. Larionova. - M.: Logos, 2009. - 336 c.

2. Rusina N.A. Kompetentnostniy podhod v sisteme visshego medicinskogo obrazovania / N.A.Rusina // Visshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - N 2. - C. 100-107.

3. Borisova N.V. Obrazovatelnie technologii v medicinskom obrazovanii / N.V. Borisova, P.G.Petrova // Vestnik Dalnevostochnogo regionalnogo uchebno-metodicheskogo centra - 2016. - N 25. - C. 109-115.

4. Ammosov V.G. Osnovnie vektory razvitia - novie gorizonty / V.G. Ammosov, N.V. Borisova, L.A. Aprosimov, N.M. Gogolev, G.A. Palshin // Medicina: celevie proekty. - 2014. - N 19. - C. 81-83.

5. Borisova N.V. Rol' medicinskich obrazovatelnich uchrezhdeniy v sovershenstvovanii upravlenia kadrovim potencialom sistemy zdravoochranenia / N.V. Borisova, L.A. Aprosimov, P.G. Petrova // Yakutskiy medicinskiy zhurnal. - 2014. - № 1 (45). - С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.