ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 061.234
Н.А. ХАУСТОВА, канд. философ. наук, доцент,
доцент кафедры политологии и социологии
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Ält ¿Üte
Статья поступила 10 мая 2017г.
ИДЕОЛОГИЯ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА»
КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
Статья посвящена рассмотрению идеологии «исламского государства», одной из самых влиятельных и опасных экстремистских группировок в современном мире. Автор исследует историю появления «исламского государства», причины распространения данной идеологии и выявляет подходы к противодействию данному явлению.
Ключевые слова: «исламское государство», идеология «исламского государства», неолиберальная парадигма, секуляризация, религиозный фактор, христианские ценности.
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящий момент в мире происходит активная популяризация и распространение идеологии «исламского государства» его адептами. В этой связи возникает необходимость выработки подходов к противодействию данной идеологии, ставшей глобальным вызовом современному обществу.
Основная часть. Как известно, знаменитый американский историк и социолог А. Тойнби своей работе «Постижение истории» сформулировал закон вызова и ответа, согласно которому историческая ситуация или природные факторы ставят перед человечеством проблему - «вызов», в связи с которым дальнейшее развитие общества будет определяться выбором варианта решения - «ответ». Адекватный ответ позволит не только решить проблему, но и выведет общество на новый уровень развития. Если же нужный ответ не будет найден, то в обществе возникнут аномалии, накопление которых впослед-20
ствии приведет к «надлому», а затем к упадку [4, 108]. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что таковым вызовом всему современному человечеству сегодня является возникновение «исламского государства» (ДАИШ).
Отметим и тот факт, что еще не так давно выдающийся философ и социолог А. А. Зиновьев (1922-2006) главными вызовами всему эволюционному процессу человечества посчитал западнизацию, американизацию и глобализацию, с началом которых «человечество вступило в эпоху новой глобальной войны нового типа... Это война гораздо более глубокая и масштабная - это война эволюционная, война за всю последующую эволюцию человечества.» [1, 274-277]. И следующим этапом идущей мировой войны, по мнению ученого, будет война против мусульманского мира.
Как известно, в последние десятилетия в мире происходил процесс так называемой «исламской глобализации», подразумевав-
ший под собой отрицание институтов нации и государства, утверждение «чистого» ислама и создание всемирного сообщества людей, живущих по законам общины мусульман эпохи первых халифов. Движущей силой этого явления стали салафиты - радикальное религиозно-политическое течение в исламе, при поддержке которых в 2012-2014 годах на северных территориях Ирака и Сирии было создано «исламское государство Ирака и Леванте», или ИГИЛ (наименование «исламского государства» до июня 2014 г.). За сравнительно короткий период времени они превратились в хорошо слаженную, организованную политическую структуру с собственной экономикой, армией и идеологией.
В настоящее время «исламское государство» активно пропагандирует модель так называемого «исламистского социализма», в основе которой находится эгалитаристская идея о создании общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. Эгалитаризм обычно рассматривается как разновидность утопического социализма, основывающегося на концепциях Т. Мора и Т. Кампанеллы о создании «идеального» государства как теоретической альтернативы существовавшему европейскому государству.
В действительности «исламское государство» представляет собой далеко не утопическое, а реальное государство, со своими законами, бюджетом, армией, судом, а также системой здравоохранения и образования. В этом и заключается привлекательность исламского государства для людей, выступающих на его стороне: они хотят жить в обществе социальной справедливости, верховенства закона и равенства. В основном эгалитаристскими идеи принимают те последователи, которые не нашли этого у себя на родине
[3].
Однако идеология ДАИШ - это не только декларация социальной справедливости и равенства, но и пропаганда разрушения сложившейся мировой системы, что предполагает отказ от современной цивилизации, олицетворяющей собой современное западное общество с приматами индивидуальных ценностей, идеями потребления, массовой культуры и толерантности. Считается, что, провозгласив приоритет личных свобод, индивидуализма и материальных ценностей, «общество потребления», утратило духовные ориентиры. Исходя из этого, декларируемые «исламским государством» сугубо религиоз-
ные ценности приходятся по душе тем европейским последователям, которые более не хотят жить в атомизированном западном обществе
Эта идеология выступает еще и как угроза сформировавшемуся после распада Советского Союза «новому мировому порядку», подразумевающему неолиберальное мировое лидерство США. В качестве альтернативы предлагается распространение «исламского государства», которое стремительно развивается путем демонстрации своей военной состоятельности, финансовой независимости, а также проведением масштабной пропагандистской кампании по всему миру. Тому способствует и тот факт, что в настоящее время в современном мире нет ни единой стратегии, ни единого плана по противодействию данному явлению.
Считаем, что в целом противостоять идеологии исламского государства можно только путем изменения традиционной неолиберальной парадигмы мышления. Совершенно очевидно, что прогрессивный неолиберализм, развивавшийся в США последние тридцать лет и в качестве основы провозглашавший современные прогрессивные ценности, такие как многообразие, мультикульту-рализм и права женщин, оказался в состоянии глубочайшего кризиса. Это подтверждает Британский референдум по «брекситу», нарастание антилиберальных протестных настроений и подъем популярности правопо-пулистских и крайне правых сил в ведущих странах Западной Европы, победа Дональда Трампа, все это, несомненно, является ответом на кризис неолиберальной идеологии. После президентских выборов в США исследователи уже ведут речь о феномене новой консервативной революции XXI века [2]. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что влияние религии на общество значительно снизилось. Одна из причин - рост миграции из мусульманских стран, повлиявший на усиление секулярных настроений в Европе. Активизация так называемого «исламского» терроризма становится в последнее время самой главной угрозой либеральным государствам, что и побуждает европейские правительства к строгой регламентации религиозного в общественной сфере.
Считаем, что усиление влияния христианского религиозного фактора в обществе является одним из подходов к решению вопроса о противодействии идеологии «исламского
21
государства». Как известно, роль религии в западноевропейских государствах традиционно значительно слабее, чем в любых других, что объясняется фактом того, что исторически европейский секуляризм был частично порожден средневековой христианской теологией, разделившей сферы духовного и мирского. Глобализация и постмодернизм усугубили процесс формирования секу-лярного мировосприятия.
В вопросе противодействия любой экстремистской идеологии речь идет о возвращении таких вечных христианских ценностей, как любовь к ближнему, достоинство человека, справедливость, солидарность, патриотизм, любовь, верность, семья, забота о детях и пожилых людях. В современном обществе уже давно изменились традиционные взгляды на брак, семью, воспитание детей, произошло обесценивание нравственных идеалов и норм поведения. Совершенно очевидно, что в этих условиях необходимо вернуть духовно-нравственные идеалы христианства в современное общество. И начать этот процесс нужно с выработки определенного подхода к воспитанию молодежи, которая и является той самой «группой риска», используемой для вербовки в террористическую организацию «исламское государство». Методы и технологии воспитания молодого поколения, прежде всего, должны базироваться на христианских ценностях, что и будет способствовать гражданскому и нравственному становлению личности.
Заключение. В настоящий момент идеология «исламского государства» явилась глобальным вызовом мировому сообществу. Ответом данному явлению может стать процесс изменения традиционной неолиберальной парадигмы мышления. Один из подходов к решению этого вопроса - это усиление влияния христианского религиозного фактора в общественной жизни. И начать необходимо с формирования у молодежи правильной системы моральных и нравственных ценностей, основанной на традиционных христианских ориентирах.
Список литературы
1. Зиновьев, А. А. Распутье / А.А. Зиновьев. -М.: Элефант, 2005. - 320 с.
2. Костюк, Р. Трамп и новая «консервативная революция» [Электронный ресурс] // Рабкор: интернет-журнал. - Точка доступа: http: //rabkor.ru/columns/editorial -
columns/2016/11/21/trump/. - Дата доступа: 11.04.2017.
3. Приймак, А. «ИГИЛ» и пустота [Электронный ресурс] // Военно-политическая аналитика: интернет-журнал. Точка доступа : http://vpoanalytics.com/2015/06/20^й-> pustota/. - Дата доступа: 18.03.2016.
4. Тойнби, А. Постижение истории / А. Той-нби. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
Резюме. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент в мире происходит активная популяризация и распространение идеологии «исламского государства» его последователями. В этой связи возникает необходимость выработки подходов к противодействию данной идеологии, ставшей глобальным вызовом современному обществу.
Как известно, «исламское государство» активно пропагандирует модель, так называемого, «исламистского социализма», в основе которой находится эгалитаристская идея о создании общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. В этом и заключается привлекательность данной идеологии для ее сторонников, стремящихся к социальной справедливости, верховенству закона и равенству. «Исламское государство» декларирует отказ от современной цивилизации, которое олицетворяет собой современное неолиберальное общество с приматами индивидуальных ценностей, многообразия и толерантности. Эта идеология выступает еще и как угроза сформировавшемуся после распада Советского Союза «новому мировому порядку», подразумевающему мировое лидерство США.
Считаем, что в целом противостоять идеологии исламского государства можно только путем изменения традиционной неолиберальной парадигмы мышления. После Британского референдума по «брекситу», нарастания антилиберальных протестных настроений и подъем популярности крайне правых сил в ведущих странах Западной Европы, президентских выборов в США исследователи уже ведут речь о феномене новой консервативной революции XXI века.
Другим подходом к решению данной проблемы является усиление влияния христианского религиозного фактора в общественной жизни. Начать необходимо с формирования у
молодежи правильной системы моральных и нравственных ценностей, основанной на традиционных христианских ориентирах.
Abstract. The article is dedicated to the ideology of «Islamic State», one of the most powerful and dangerous extremist organizations. Today there is an active promotion and dissemination of the ideology of the «Islamic state» by its followers in the modern society. It becomes necessary to approach to counteract this ideology, which has become a global challenge to modern society.
The «Islamic state» promotes the model based on the egalitarian idea of creating a society with equal political, economic and legal opportunities. This is the appeal of this ideology to its supporters, striving for social justice, the rule of law and equality.
The «Islamic state» declares abandonment of modern civilization, which personifies a modern neoliberal society with primates of individual
values, diversity and tolerance. This ideology also appears as a threat to the "new world order" that emerged after the collapse of the Soviet Union, implying US world leadership.
We believe, the ideology of an «Islamic State» can be countered by changing the traditional neoliberal paradigm. Today political scientists are already discussing about the phenomenon of a new «conservative revolution» after the British Brexite, anti-liberal protests and popularity of right extremists parties in the Western Europe and presidential elections in the United States.
Another approach to this problem is to strengthen the influence of the Christian factor in public life. It is necessary to form a correct moral system among young people, which based on traditional Christian values.
KHAUSTOVA Nonna A., Cand. of Philos. Sc., Associate Professor
Associate Professor of the Department of Political Science and Sociology Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
THE IDEOLOGY OF THE «ISLAMIC STATE» AS A GLOBAL CHALLENGE TO MODERN SOCIETY
The article is dedicated to the ideology of «Islamic State», one of the most powerful and dangerous extremist organizations. The author research of the genesis of appearance of the movement «Islamic State», the causes of its development and identifies approaches to countering this phenomenon.
Keywords. «Islamic state», the ideology of the «Islamic state», the neoliberal paradigm, secularization, the religious factor, Christian values.
References 3.
1. Zinov'ev A. A. Rasput'e [At the crossroads]. Moscow, Jelefant Publ., 2005. 320 p. (In Russian)
2. Kostjuk R. Tramp i novaja «konservativnaja revoljucija» [Trump and the new «conserva- 4. tive revolution»]. Rabkor: internet-zhurnal. Available at:
http: //rabkor.ru/columns/editorial -
columns/2016/11/21/trump/.
http: //www .apastyle.org/apa-style -help.aspx
(accessed 11 April 2017). (In Russian)
Prijmak A. «IGIL» i pustota [«ISIS» and emptiness]. Voenno-politicheskaja analitika: internet-zhurnal. Available at : http://vpoanalytics.com/2015/06/20/igil-i-pustota/ (accessed 18 March 2017). (In Russian)
Tojnbi A. Postizhenie istorii [The Comprehension of history]. Moscow: Progress Pabl., 1991. 736 p. (In Russian)
Received 10 May 2017