Научная статья на тему 'Исламское государство: иллюзии государственности'

Исламское государство: иллюзии государственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
404
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСТВО / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ / СУВЕРЕНИТЕТ / STATE / STATEHOOD / CITIZENSHIP / ISLAMIC STATE / LEGITIMACY OF POWER / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Наталья Юрьевна

В статье анализируются цели образования и особенности становления Исламского государства как международной террористической организации. Выявляются причины быстрой экспансии идей радикальных исламистов на территории Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic state: illusions of statehood

In article the purposes of education and feature of formation of the Islamic State as international terrorist organization are analyzed. The reasons of fast expansion of the ideas of radical Islamists in the territory of the Middle East are established.

Текст научной работы на тему «Исламское государство: иллюзии государственности»

Завьялова Наталья Юрьевна

Исламское государство: иллюзии государственности

В статье анализируются цели образования и особенности становления Исламского государства как международной террористической организации. Выявляются причины быстрой экспансии идей радикальных исламистов на территории Ближнего Востока.

Ключевые слова: государство, государственность, гражданство, Исламское государство, легитимность власти, суверенитет.

Islamic state: illusions of statehood

In article the purposes of education and feature of formation of the Islamic State as international terrorist organization are analyzed. The reasons of fast expansion of the ideas of radical Islamists in the territory of the Middle East are established.

Key words: state, statehood, citizenship, Islamic state, legitimacy of power, sovereignty.

В 2006 г. мировому сообществу было объявлено о возникновении нового Исламского государства (далее -ИГ)1 и подготовлен проект «конституции» ИГ -«Уведомление человечества о рождении Исламского государства» [1].

Следует отметить, что название «Исламское государство» возникло не сразу: Исламское государство Ирак, Исламское государство Ирака и Сирии, ИГИЛ, ДАИШ - вот лишь небольшой перечень наименований этой экстремистской организации. Кроме того, структура ее также претерпела некоторые преобразования, связанные со слиянием либо выделением из ИГ различных группировок. В 2014 г. исламистские экстремисты объявили даже политическую форму этого «государства» - всемирный халифат. О стоящих перед ИГ задачах, его организационных изменениях и переименованиях подробно пишет И.В. Бочарников [2, с. 77-78].

Для чего же радикальным исламистам потребовалась видимость государственности? Является ли простым совпадением то, что за короткий период ИГ удалось захватить большие территории на Ближнем и Среднем Востоке и распространить «метастазы» в Северной Африке и Европе? Почему в рядах боевиков оказались в том числе граждане Франции, Великобритании, Германии, Марокко, Саудовской Аравии, США, Канады, Российской Федерации, стран СНГ? Конечно, в данном случае важную роль сыграл фактор организованности структуры ИГ (как утверждают политологи, она образовалась путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе

1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

с подразделением «Аль-Каиды»2 [3]), наличие религиозно-идеологического обоснования его деятельности и то, что в руках террористов сосредоточены значительные финансовые ресурсы, позволяющие им оплачивать услуги наемников. Однако факты свидетельствуют о том, что радикалам удалось добиться столь значительных результатов только после объявления себя государством.

К сожалению, международное сообщество не сразу увидело опасность, которую таит в себе простая подмена понятий.

Для того чтобы определить механизмы, оказавшиеся запущенными в результате подмены понятий, рассмотрим государство как политическую форму организации общества, а также его сущность и основные признаки, воспользовавшись общепринятыми научными положениями в области теории государства.

Приведем важную, на наш взгляд, цитату Н.И. Грачева, который, опираясь на работы Г.В.Ф. Гегеля, писал о том, что «...основным сущностным моментом государства являются цели его происхождения и существования» [4, с. 4]. Как представляется, радикальные исламисты, используя термин «государство» в наименовании ИГ, тем самым заявили о своем желании достичь именно государственно значимых целей.

Какие же цели ставит перед собой любое государство?

В учении Т. Гоббса государство выступает субъектом, обеспечивающим каждому члену общества безопасность и способным с помощью силы поддерживать правопорядок [5,

2 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

86

с. 6]. И. Кант обосновывает, что «целью государства является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства с принципами права» [6, с. 26]. По мнению Г. Еллинека, «высшая цель государства есть сохранение индивидуального существования и индивидуального благосостояния» [7, с. 191]. Можно привести множество высказываний, подтверждающих мысль о том, что в конечном счете государство создается в случае, когда требуется организовать общество для достижения единых целей, а впоследствии управлять им, защищать его интересы и обеспечивать дальнейшее развитие. Разнообразие целей и способов их достижения и иные обстоятельства порождают различные формы государственности. Так, М.А. Бухтерева отмечает: «Как явление социальной жизни, государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности» [8, с. 3]. Множественность проявлений государства не позволяет однозначно считать таковыми все существующие политические образования, что и обусловливает появление проблемы правосубъектности непризнанных государств и территорий, квазигосударств и т. д.

Опираясь на научные разработки теории государства, можно утверждать, что данный институт имеет ряд характерных признаков. Вместе с тем, как справедливо заметил Р.Л. Иванов, «среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него» [9, с. 6]. К последним обычно относят территорию, народ и публичную власть (государственный аппарат), а также наличие законодательства, финансовой системы, символики и др.

Рассмотрим ИГ с точки зрения наличия у него признаков государственности.

Прежде всего, отметим, что ислам не делит мир на светский и духовный: «существует только один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному в Коране» [10, с. 168]. Эта мысль является краеугольным камнем идеологии фундаментализма (именно к такому течению следует относить вероучение идеологов ИГ), позволяющей считать ИГ главным условием сохранения религиозной идентичности мусульман. По мнению О.А. Семеновой, «идеал государства видится фундаменталистам как воплощение принципов еди-

нобожия и божественного суверенитета, что возможно только при управлении на основе шариата» [11, с. 11]. Следовательно, любое отступление от ислама - инакомыслие. Согласно Корану каждый мусульманин должен направлять все силы на распространение и защиту ислама, даже путем вооруженной борьбы против врагов их веры [12, 2:216]. Однако лозунг об объединении и сплочении всех мусульман мира оборачивается террористической войной, в том числе и против своих же единоверцев, искажающих смысл ислама, по мнению радикалов. Таким образом, фундаменталисты делят мир на «мир войны» и «мир ислама», а это означает, что ИГ - только для проверенных в борьбе, преданных идее исламистов. Так, в одном из видеообращений боевики угрожают расправой членам других исламистских группировок - ХАМАС и ФАТХ3 за недостаточную приверженность шариату [13]. Они убеждены в том, что мусульмане, исповедующие «истинные» ценности, и есть население ИГ, т.е. для них не существует понятия гражданства (подданства). По данным, приведенным Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном в докладе Совету Безопасности в октябре 2016 г., на верность ИГ присягнули 34 вооруженные группировки в разных частях света [14].

Что касается мирного населения, проживающего на захваченных территориях, то, как оказалось, в распоряжении представителей ИГ имелась подробная информация о каждом из них, в том числе из официальных баз данных, причем собрана она была еще до экспансии. Населению суннитских районов, таких как Фаллуджа и Мосул в Ираке или Ракка в Сирии, было предложено «покаяться» в специальных мечетях, после чего они могли получить особую справку, дающую им право на проживание в ИГ (по сути, на своих же территориях) [15].

Таким образом, проблема юридической связи с государством, т.е. гражданства, была «успешно» решена.

Назвав свою организацию всемирным халифатом, ИГ сразу дало понять мировому сообществу, что намерено расширять свои границы далеко за пределы Ирака и Сирии. Об этом свидетельствует и тот факт, что исламисты объявили себя государством без какой-либо территориальной или географической привязки. Так, в 2014 г. общая площадь контролируемой ИГ территории Сирии, Ливии и Ирака составляла около 90 тыс. кв. км. Всего через год у ИГ появились союзники в одиннадцати странах (в том числе на африканском континенте), а территории пяти государств полностью нахо-

3 Террористические организации, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

87

дились под контролем исламистов [15]. Однако следует отметить, что в 2018 г. территория, находящаяся под контролем боевиков, не возросла, а, напротив, сократилась на треть.

Претендуя на мировое господство, ИГ отвергает необходимость международно-правового признания своей государственности, обосновывая это тем, что если в конечном счете в мире будет существовать единое государство мусульман (по замыслу боевиков ИГ), то признание других стран ему не нужно.

Для удобства управления боевики разделили подконтрольные территории на вилаяты (провинции), которые, в свою очередь, разбили на сектора - катааты. Их число постоянно меняется.

Возглавляет ИГ халиф, который обладает неограниченной властью. Согласно традиции им может стать только представитель рода ку-рейшитов [12, с. 106], к которому принадлежал Мухаммед. Все остальные государственные органы и территориальные структуры власти назначаются «сверху» [16]. При халифе действует совещательный орган - Шура, военное управление осуществляет Военный совет, а руководство спецслужбами - Совет разведки. Надзор за соблюдением норм шариата и исламской морали осуществляет Правовой совет, он же занимается распространением идей радикального ислама и вербовкой боевиков за границей. Пропаганда, контрпропаганда и работа с молодежью входят в компетенцию Исламского управления общественной информации. Законодательная деятельность возложена на Административный совет, решением хозяйственных вопросов занимаются отдельные уполномоченные советники халифа, которые, по сути, составляют гражданское правительство. Структура управления крайне нестабильна вследствие постоянного изменения состава подконтрольных ИГ территорий. Тем не менее она очень схожа с организованной государственной властью.

Е.А. Круглова, рассматривая государственность сквозь призму ее признаков, приходит к выводу, что «именно легитимность является одной из ключевых характеристик, отличающих настоящие государства от других организаций со сравнительным преимуществом в осуществлении насилия» [17, с. 101]. Ссылаясь на Р. Ротберга и справедливо соглашаясь с ним, Е.А. Круглова обращает внимание на то, что власть полевых командиров ИГ не легитимна как внутри страны (поскольку не признана населением), так и на международном уровне (не признана мировым сообществом). Внешнюю же легитимность исследователь приравнивает к международному признанию прав

государства, которое предлагает идентифицировать с понятием «суверенитет». Последнее положение представляется небесспорным. На наш взгляд, суверенитет государства не ограничивается только признанием со стороны правосубъектных структур и, как следствие, легитимностью. В содержании этого понятия следует усматривать не только юридическую и политическую независимость государства, но и экономическую, идеологическую, культурную и т. д. Однако высказанное замечание в целом не меняет нашего отношения к вопросу законности власти.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что участие полевых командиров в управлении ИГ не случайно и даже в какой-то степени имеет признаки выборности (только в своей среде), но не легитимности. Правильнее было бы говорить не о приходе джихадистов к власти на подконтрольных территориях, а о захвате ее ими. Следовательно, ни о каком добровольном выборе лидеров ИГ населением, а значит, и легитимности власти, не может быть и речи.

Сомнительным видится и суверенитет ИГ, т. к. организацию, получающую поддержку со стороны заинтересованных структур (в том числе военную, экономическую, методическую), не имеющую внутреннего единства, сложно назвать независимой. При этом, как справедливо отмечает О.А. Семенова, «претензии на суверенитет должны быть подкреплены на практике: правитель должен иметь фактический контроль над своей территорией» [11, с. 105].

В юридической литературе в качестве признаков государства также называют наличие материальной базы, финансовой системы, собственных экономических ресурсов, системы управления экономическими процессами. В существовании у ИГ этих признаках государственности также следует усомниться. Данная организация действительно располагает значительными материальными средствами (неслучайно Пан Ги Мун назвал ИГ самой богатой террористической организацией в мире), однако их источники преступны: наркоторговля, грабежи, разбойные нападения, доходы от торговли людьми, человеческими органами, нефтью на «черном» рынке, получение выкупов за заложников и т. п. Значительную часть прибыли составляют так называемые «налоги», которыми террористы облагают жителей подконтрольных им территорий, а также доходы от конфискации и перепродажи их недвижимости.

С учетом вышеизложенного приходим к следующим выводам:

88

1. ИГ является террористической организацией. Ни о какой государственности не может быть речи, когда целью структуры выступает контроль за территорией других стран, обеспечение и удовлетворение только своих собственных интересов за счет представителей иных наций и конфессий. Опора на мусульманские ценности - лишь средство для достижения желаемых целей, а идея объединения суннитов - не более чем ловкий стратегический ход.

2. Провозглашение себя государством позволило ИГ привлечь на свою сторону единомышленников и выиграть время для укрепле-

1. Террористическая организация «Исламское государство». Досье // Информационное агентство России «ТАСС». М., 2014.

2. Бочарников И. В. Террористическая группировка «Исламское государство» как закономерное следствие ближневосточной стратегии США // Геополитический журнал. 2016. № 1(13).

3. РИА Новости. Организация «Исламское государство». URL: https://ria.ru/spravka/(дата обращения: 19.09.2018).

4. Грачев Н.И. Политическая сущность государства // Вестн. Восточно-Сибир. открытой академии. 2018. № 27.

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: в 2 т. М., 1991. T. 2.

6. Беляева О.М. Политико-правовые воззрения И. Канта // Вестн. Перм. ун-та. Серия «Юридические науки». 2014. № 1.

7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

8. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

9. Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестн. Омск. ун-та. Сер. «Право». 2015. № 3(44).

10. Басова И.О. Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств: дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.

11. Семенова О.А. Концепция государства в исламском фундаментализме: вторая половина XX- начало XXI в.: дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.

12. Коран. URL: https://islam-afisha.ru/curan/ al-bakara (дата обращения: 02.12.2018).

13. ИГИЛ-2017: Как изменилось и что сейчас представляет собой государство террористов. URL: https://secretmag.ru/trends/

ния своих позиций. Однако, несмотря на это, уже к концу 2017 г., по сведениям официальных источников [18], подконтрольные ИГ территории сократились в несколько раз, а в декабре 2018 г. США заявили об окончательной победе над ИГ [19]. Полагаем, что исламисты, потерпев поражение в Сирии и Ираке, не откажутся от идеи всемирного халифата и продолжат искать новые способы захвата власти.

3. Важно не только понимать степень угрозы, которую несет в себе намеренное искажение смысла политических терминов, но и проводить активную разъяснительную работу в этом направлении.

1. Terrorist organization «Islamic State». Dossier // Russian Information Agency «TASS». Moscow, 29, 2014.

2. Bocharnikov I.V. The terrorist group «Islamic State» as a natural consequence of the US Middle East strategy //Geopolitical journal. 2016. № 1(13).

3. RIA News. Organization of the Islamic State URL: https://ria.ru/spravka/ (date of access: 19.09.2018).

4. Grachev N.I. The political essence of the state // Bull. of the East Siberian Open Academy. 2018. № 27.

5. Hobbes T. Leviathan, or Matter, form and power of the state of the church and civil / Compositions: in 2 vols. Moscow, 1991. Vol. 2.

6. Belyaeva O.M. Political and legal views of I. Kant // Bull. of Perm University. Jurisprudence. 2014. № 1.

7. Jellinek G. General doctrine of the state. St. Petersburg, 2004.

8. Bukhtereva M.A. Forms of implementation of state functions: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2002.

9. Ivanov R.L. Signs of a State // Bull. of the Omsk University. Ser. «Law». 2015. № 3(44).

10. Basova I.O. State-legal ideology of Islam and the practice of building Muslim states: diss. ... Candidate of Law. Stavropol, 2000.

11. Semenova O.A. The concept of the state in Islamic fundamentalism: the second half of the XX - the beginning of the XXI century: diss. . Candidate of Politics. Moscow, 2007.

12. Quran. URL: https://islam-afisha.ru/curan/ al-bakara (date of access: 02.12.2018).

13. ISIS-2017: How the state of terrorists has changed and what it now represents. URL: https:// secretmag.ru/trends/scenarios/igil-2017 (date of access: 11.12.2018).

89

scenarios/igil-2017 (дата обращения: 11.12.2018).

14. ИГИЛ пустил метастазы по миру. URL: http://utro.ru/articles/ (дата обращения: 11.04.2018).

15. Мьюир Дж. Взлет и падение Исламского государства. URL: https://www.bbc.com/ russian/ (дата обращения: 11.12.2018).

16. Чугунов Н. Краткий обзор устройства Исламского государства. URL: https://www. almasdarnews.com/article (дата обращения: 17.04.2018).

17. Круглова Е.А. «Государство» устарело: потребность в новом определении государства //Журн. институциональных исследований. 2015. № 2. Т. 7.

18. Шойгу заявил о сокращении контроля ИГ в Сирии до 5% территории. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/ (дата обращения: 23.04.2018).

19. Трамп объявил о победе над ИГ в Сирии и выводе всех американских военных. URL: https://www.currenttime.tv/a/trump-syria-kurds-war/ (дата обращения: 31.01.2019).

14. ISIS launched metastases around the world // http://utro.ru/articles/date (date of access: 11.04.2018).

15. Muir Jim. The rise and fall of the Islamic state. URL: https://www.bbc.com/russian/ (date of access: 11.12.2018).

16. Chugunov N. Brief Overview of the Islamic State Device. URL: https://www.almasdarnews. com/article (date of access: 17.04.2018).

17. Kruglova E.A. The «state» is outdated: the need for a new definition of the state // Journal of institutional studies. 2015. № 2. Vol. 7.

18. Shoigu announced the reduction of IS control in Syria to 5% of the territory. URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/ (date of access: 23.04.2018).

19. Trump announced victory over the IS in Syria and the withdrawal of all US military. URL: https://www.currenttime.tv/a/trump-syria-kurds-war/ (date of access: 31.01.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Завьялова Наталья Юрьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России; е-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

N.Yu. Zavyalova, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; е-mail: [email protected]

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.