НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
183
32.019.5(470+571)
ИДЕОЛОГИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В.Н. ШИЛОВ
Необходимость формирования новой идеологии для современной России обуславливается геополитическими и внутренними факторами. Обязательными предпосылками являются создание соответствующей социально-психологической базы в стране (культурной гегемонии) и пересмотр содержания и иерархии основных политических ценностей - гуманизма, благосостояния, всестороннего развития личности, свободы, безопасности.
e-mail: Shilov@bsu.edu.ru
Ключевые слова: Россия, идеология, идеологическая борьба, политические ценности, геополитика.
В период существования СССР шла борьба между мировой социалистической системой и системой капитализма, которая включила в себя и военное противостояние, и экономическое соревнование, и идеологическую борьбу. Идеологическая борьба была неизбежна, ибо человечество было поделено на два полюса силы именно по идеологическому принципу.
Крах системы социализма означал, прежде всего, поражение в идеологической, и шире, в информационно-психологической войне, что было бы невозможно без проигрыша соревнования в экономике: «самая передовая идеология» не смогла обеспечить населению стран социализма устраивающий его уровень благосостояния.
Россия, как часть, по существу, самоликвидировавшегося Советского Союза1, перешла на идеологические принципы своего былого идеологического антипода. В этом проявилась присущая политической культуре страны склонность к инверсионному (движение от одной крайности к другой), революционному типу социальной динамики. От обожествления императора к его расстрелу, от коммунизма - к антикоммунизму. При реформаторском подходе Россия бы получила в первом случае конституционную монархию (как это было в ряде стран Европы), а во втором - переход к менее радикальной версии социалистической идеологии, что имело место в Китае.
Однако, уже в 90-е годы политической руководство России, в целях получения ментального эквивалента отброшенной единой государственной «тоталитарной идеологии» поставило задачу формирования национальной идеи России, эквивалента, выполняющего традиционные функции идеологии - целеполагания, интеграции и мобилиза-ции1 2. Общественность к этой задаче особого интереса не проявила, и вскоре от выполнения этой задачи отказались. Обоснования отказа были разными: ссылки на то, что формирование единой национальной идеи ведет в тоталитарное прошлое, что в условиях постмодернистского плюрализма невозможно наличие объединяющего всех «повествования». Говорилось также, что России надо отдохнуть от политико-идеологических игр, что не надо изобретать некий особый путь России, а без излишних мудрствований жить как весь «цивилизованный мир» и т.п. Затем последовало изменение экономической ситуации в стране к лучшему3, и интерес к поискам некой особой модели развития угас: стали преобладать политический прагматизм, снисходительное отношение к идеологии как некой романтике прошлых веков. Казалось, было найдено удачное сочетание управляемой рыночной и политической конкуренции с православием, как неким высшим духовным началом, освящающим установившийся порядок.
При этом тревогу российского политического руководства вызывало то, что «ци-
1 Подробнее об этом см.: Шилов В.Н. Московский майдан августа 1991 года: предпосылки и последствия // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2014. № 15(186). Выпуск 31. С. 184-186.
2 Подробнее об этом см.: Шилов В.Н. Национальная идея России: методологические аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
3 По ВВП на душу населения и уровню жизни Россия в 2007 г. достигла лучших показателей советского периода.
184
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
вилизованный мир» не хотел воспринимать Россию в качестве равноценного партнера. Более того прилагались усилия по сдерживанию России, предпринимались меры по обеспечению полной подконтрольности страны. Примером этого являлись и выход США из договора по ПРО, и попытки создания единой системы противоракетной обороны в Европе. Это расширяло для США возможности осуществления доктрины «быстрого глобального удара» для фактического уничтожения России. После того как страны НАТО бомбили Белград стало ясно, что подобную участь может ждать и Россию в случае её «ненадлежащего поведения». Обеспокоенность России по поводу политики Запада В. Путин аргументировал в своей речи в 2007 г. в Мюнхене.
Стремление России проводить самостоятельную внешнюю политику вызывало раздражение у Запада. Резкое обострение отношений России с Западом, происшедшее после идейно и финансово поддержанного Западом антиконституционного государственного переворота в Украине, вынудившего Россию к активным действиям в своем ближнем юго-западном зарубежье, показало еще раз, что Россия не «вписывается» в траекторию движения, одобренную Западом. Запад не без оснований полагал, что Россия, проиграв, в том числе в идеологической борьбе, должна была быть послушным учеником и разделять трактовку Запада и ценностей «цивилизованного мира», и норм международного права. Россия должна была прислушаться к замечаниям Запада и «исправиться», чего Россия не сделала. Таким образом, формируется первый импульс к формированию идеологии отличной от доминирующей идеологии Запада: независимая политика требует своей, «независимой» идеологии, оправдывающей эту политику.
Другая побудительная причина формирования идеологии лежит также в русле геополитических интересов России. Самосохранение России как самодостаточного суверенного социального организма требует её объединения с другими странами, по отношению к которым продукция её предприятий будет конкурентоспособной - речь идет о формировании общего рынка для стран с суммарной численностью населения в 300-400 млн. человек4. Но для достаточно прочного объединения стран кроме экономических связей требуются идейные скрепы. Речь идет о некой, говоря словами К. Хаус-хофера, панидеи5. То есть требуется определенный эквивалент коммунистической идеи, объединявшей в свое время Советский Союз с другими странами в мировую социалистическую систему. Пока что Россия не может предложить даже странам, интегрированным в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), некоего оригинального идейно-ментального комплекса, отличающегося от того, что уже есть на Западе, проекта, выходящего за рамки идеала потребительского общества. Отсюда ЕАЭС видится со стороны как ухудшенный вариант ЕС6. Даже в самой России отсутствует некий общецивилизационный проект7, Россия ещё только ищет свою субъектность8.
В качестве третьей причины для формирования новой идеологии можно назвать нынешнюю стагнацию экономики России, обрекающую страну на отставание от мира в целом9. Нужен некий комплекс идей, который бы дал верные ориентиры для страны, сплотил и мобилизовал её население на достижения в сфере экономики. Без роста экономики Россия может потерять свой статус на международной арене. Уже сейчас, по мнению аналитиков и политиков Запада, Россия на международной арене ведет себя «нескромно» вне соответствия своему статусу. «Восприятие Россией себя в качестве нового глобального игрока порождалось в последнем десятилетии растущими доходами от
4 Объединение на основе европейских ценностей со странами ЕС, с одной стороны, учитывая нынешнюю ситуацию, стало затруднительным, если невозможным. Так выполнение требования стран ЕС о прекращении помощи Донбассу и возврату Крыма Украине будет ничем иным как унизительной капитуляцией России. С другой стороны, это объединение несет в себе также угрозу закрепления за Россией роли сырьевого придатка Запада.
5 Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. М., 2001. С. 254-261.
6 Так для населения Украины привлекательность ЕС оказалась выше привлекательности ЕАЭС, который часто пренебрежительного обозначался как «таёжный союз». Подробнее об этом см.: Шилов В.Н. К вопросу о геополитической ориентации современной Украины // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2014. № 1(172). Выпуск 29. С. 185-187.
7 Тихонова Н.Е. Мечты россиян «об обществе» и «о себе»: можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте? // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С.62.
8 Тимофеева Л.Н. Россия в поисках субъектности / / Власть. 2014. № 2.
9 Рост ВВП России за последние годы был ниже среднемирового роста ВВП.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
185
энергоносителей-•• шансы на дальнейший рост доходов от энергоносителей малы... без роста доходов на энергоносители экономика будет стагнировать, не имея перспектив на оздоровление. Мировая держава без сильной и растущей экономики может основывать свои глобальные притязания только политико-милитаристским образом, и то до тех пор, пока финансовые ограничения не введут их в рамки. В экономической области Россия не является даже региональным гегемоном. Будучи зависима сама от поставок извне, страна не может быть мотором в развитии новых технологий»10 11, - поясняют свой скептицизм в отношении амбиций России Р. Трауб-Мерц и Ф. Хетт в статье, опубликованной в ведущем журнале немецких социал-демократов. Относительная слабость экономики России уменьшает и её интеграционный потенциал. «Евразийский проект придает России решающую порцию веса, чтобы обосновать себя на глобальной сцене в качестве великой державы - несмотря на сырьевой характер экономики, которая соответствует масштабам Италии.»11, - с долей иронии констатирует немецкая исследовательница Л. Фикс. Экономическая уязвимость России, кризисные явления, вызванные санкциями Запада, серьезным образом сказались и на экономике стран, уже вошедших в ЕАЭС -речь идёт, прежде всего, о Беларуси и Казахстане. Экономическое ослабление России, побуждает её союзников к диверсификации своих экономических связей, чтобы уменьшить риски связей с Россией.
Можно говорить о необходимости идеологии и в целях мобилизации и интеграции населения страны. Пока руководство страны в лице В. Путина говорит о патриотизме как неком объединяющем начале. «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем»12.
Значительный патриотический подъем наблюдается в стране после присоединения Крыма, сплачивает население и противостояние санкциям Западу. Однако патриотизм - это довольно общее моральное основание, применительно к нынешней ситуации - некое отрицание крайностей либерализма. Требуется конкретика, которая включает в себя обозначение и иерархии политических ценностей, ценностей, как глобальных целей для страны и средств их достижения, что делается на основе анализа проблем, стоящих перед Россией13.
Было бы ошибкой утверждать, что в стране отсутствуют детально разработанные идеологические конструкции. Каждая из почти 8о зарегистрированных политических партий России14 предлагает политическую программу, содержащую ту или иную иерархию политических ценностей. Однако эти партии, включая парламентские партии, не оказывают какого-либо заметного влияния на жизнь страны, в то время как правящая партия «Единая Россия», представляет собой конгломерат идеологически разнородных сил, а ее политическая программа представляет собой текст объемом в небольшую статью. Партия заявляет о своей приверженности консерватизму, обозначая тем самым курс на постепенность модернизации страны, с опорой на традиции15. Но это указание лишь на метод решения стоящих перед страной проблем: отказ от революций. Идеологии как иерархии, политических ценностей нет.
Однако в этом, скорее всего, проявляется реализм и политический прагматизм
10 Hett F., Traub-Merz R. Russlands Rolle in der Welt - Anspruch und Moglichkeiten // Neue Gesellschaft / Frankfurter Hefte. 2014. N 9. S. 25-26.
11 Fix L. Die Masken sind gefallen. Das Ende der Beziehungen zwischen der EU und Russland, wie wir sie kennen // Neue Gesellschaft / Frankfurter Hefte. 2014. N 9. S. 31.
12 Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Режим доступа: http://kremlin.ru/ news/16470
13 Л.Г. Фишман предлагает для этого обратиться к идейному и методологическому потенциалу идеологии и практики коммунитаризма См. Фишман Л.Г. Либеральный консенсус: дрейф от неолиберализма к коммунитаризму? // Полис. 2014. № 4. С. 162-163.
14 См.: Список зарегистрированных политических партий. Режим доступа:
http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok
15 Шилов В.Н. Партия «Единая Россия» и идеология консерватизма // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. № 1(72). Выпуск 13.
186
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
партии. Любая политическая идеология «повисает в воздухе», если она не опирается на определенную политическую психологию. Политические ценности должны иметь нравственную поддержку, политическая идеология может быть эффективной при наличии соответствующей культурной гегемонии (А. Грамши) ценностей, лежащих в её основе. На сегодняшний день после устранения господства коммунистической идеологии политическое сознание преобладающей части населения довольно аморфно и не содержит в себе потенциал для перспективной идеологии модернизации общества. Поэтому малосодержательна и идеология правящей партии.
Несомненно, необходима большая работа по формированию сознания населения и политической элиты, соответствующего вызовам времени. Согласимся с мнением Е.Б. Шестопал, что для некоего ценностного единства требуется долгий путь образования и воспитания16. Здесь нужны не только научные разработки, но и широкие общественные дискуссии, в том числе и в СМИ, относительно проблем, стоящих перед страной, и путей их решения. Причем эти дискуссии должны касаться не только частных вопросов текущего момента, но и глобальных вопросов. Важно при этом, анализируя уже имеющиеся идеологические разработки Запада и Востока, не делать ставку на нахождение некоего «серединного» пути17. Путь России - это не обязательно путь «середины» в уже освоенных маршрутах развития. Надо искать нечто своё, свою идею национального развития как аттрактивную структуру18. Можно обозначить несколько тем для обсуждения.
Так сейчас часто говорится о необходимости возвращения России в имперскую парадигму развития19. Но Россия уже знает, что такое «бремя империи». Союзники нужны, но важно и то, чтобы они не стали своеобразными иждивенцами. Требуется здесь дополнительно и учет следующего обстоятельства. По мнению многих аналитиков, если ситуация не изменится, то мир уже через несколько десятилетий (3-5-7) ждет экологическая катастрофа: речь идёт о потеплении климата и сопутствующих этому засухах и затоплениях больших территорий, о загрязнении окружающей среды и истощении природных ресурсах. Вряд ли сложится какой-то общемировой консенсус относительно решения обостряющихся проблем. Скорее всего, восторжествует национальный эгоизм, и каждая страна будет искать свой выход из катастрофической ситуации. В этом плане России повезло: у неё громадные территории и запасы природных ресурсов, сравнительно прохладный климат. Но несомненно, что менее удачливые соседи (и даже не соседи) будут в той или иной форме претендовать на то, что принадлежит России. И России важно будет защитить дипломатическим, идеологическим20, экономическим и даже военным образом, то, что ей принадлежит. В какой мере Россия будет должна проявлять сострадание и милосердие по отношению к остальному миру? К ответу на это вопрос надо быть готовым. России необходимо определиться с зоной своей ответственности. Русская идея состоит, скорее всего, не в том, чтобы спасти всё человечество, а чтобы создать модель устойчивого развития общества и через нее спасти страну и ее ближайших союзников. В этом плане важно определиться, сколько может выдержать «корабль Россия».
Как говорил почитаемый в прошлом классик общественной мысли, нельзя решить частных вопросов, не решив общих. Наиболее общим вопросом является вопрос о содержании гуманизма21. На сегодняшний день доминирует либеральная трактовка содержания гуманизма, являющаяся базой для обоснования общепринятого реестра прав человека. В России пытаются эту концепцию гуманизма скорректировать путём ссылок на христианско-православные ценности. Но насколько подобные подходы способны предложить решение обостряющихся проблем, касающихся взаимоотношения человече-
16 Шестопал Е.Б. Ценностные характеристики российского политического процесса и стратегия развития страны // Полис. 2014. № 2. С. 69-70.
17 Селезнев П.С. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока / / Власть. 2014. № 3.
18 Мещерякова Н.Н. Идея национального развития как аттрактивная структура / / Власть. 2014. № 1.
19 Подробнее об этом см.: Паин Э.А. Имперский национализм (Возникновение, эволюция и политические перспективы в России) / / Общественные науки и современность. 2015. № 2.
20 Во время своего нахождения на должности госсекретаря США М. Олбрайт говорила о праве всех жителей планеты на ресурсы, принадлежащие России.
21 Именно на основе нового видения гуманизма должна быть, по мнению Ю.А. Красина, сформирована «метаидеология гуманизма» как ориентир дальнейшего развития России. См.: Красин Ю.А. Идеология в трансформирующемся мире: штрихи к новому видению / / Полис. 2014. № 6. С.163-164.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
187
ского рода и планеты Земля, отдельного человеческого индивида и человеческой популяции (популяции отдельной страны)? Назовем некоторые их этих проблем. В число глобальных проблем стала входить проблема старения человечества. В настоящее время она, в основном, касается развитых стран. Увеличивается доля людей старше 80 лет, многие из которых уже не могут самостоятельно поддерживать свое существование, страдают слабоумием и нуждаются в уходе со стороны родственников или сиделок. Часто престарелые дети-пенсионеры вынуждены осуществлять уход за своими одряхлевшими родителями. Каждая вторая из ныне рождающихся девочек в Германии имеет шанс дожить до 100 лет22. Нарушенный баланс между возрастными группами восполняется в развитых странах за счет миграции молодежи из других стран, что порождает межэтнические конфликты. Еще одна из проблем: это пугающая стоимость лечения ряда заболеваний. СМИ заполнены просьбами о помощи в лечении: иногда речь идет о суммах в сотни тысяч евро при незначительных шансах на спасение больного. В России существует программа помощи людям, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями: для поддержания жизни этих хронических больных расходуется в среднем одна тысяча рублей в день на каждого. Иногда речь идет о десятках миллионов рублей в год применительно к одному больному. Успехи медицины приводят к тому, что число людей с различными патологиями растет: если раньше они умирали, то теперь не только выживают, но и производят потомство. Все это приводит к растущим издержкам со стороны общества. Индивидуальная человеческая жизнь бесценна, но к каким издержкам готово общество для ее поддержания? При обсуждении этих и других вопросов следует следовать теоретической модели «окна Овертона»23, когда первоначально немыслимое становится радикальным, затем приемлемым, а далее разумным и популярным и, наконец, общим правилом.
Вопрос о гуманизме сопряжен и с вопросом о цели человеческого существования, что отражено и в целях политики. На сегодняшний день главным критерием успешности страны является объём внутреннего валового продукта (ВВП), производимого на душу населения. Но, что включается в этот ВВП? Так в Великобритании принято решение учитывать при определении объёма ВВП наркобизнес и проституцию24. В России серьезно озабочены снижением покупательского спроса на автомобили, что приводит к сокращению производства в автомобилестроении и других смежных отраслях. Правительство РФ принимает меры по стимулированию спроса населения страны на автомобили (программы утилизации старых автомобилей, льготные кредиты). При этом часовые автомобильные пробки и забитые автомобилями дворы уже без того осложняют жизнь людей. Но рост ВВП требует роста потребления, требует формирования у населения потребительской психологии, когда степень успешности жизни человека определяется уровнем его потребления. Цивилизация потребления становится цивилизацией долга, когда в долг живут не только отдельные люди, но и целые страны25. И с этими растущими долгами, взращенными удовлетворением во многом искусственно культивируемых потребностей, должны будут расплачиваться последующие поколения. Можно согласиться с А. Зубцом в том, что именно в создании альтернативы «экономики долга» может быть идеологическое лидерство России26.
Как уровень жизни (уровень потребления) не должен быть главным критерием благополучия человека, так и уровень ВВП сам по себе не должен быть решающим показателем в определении успешности страны (её политического руководства). ВВП - это, в ко-
22 Tschechne M. Ich bin Rentner. Ich pflege meine Mutter // Neue Gesellschaft / Frankfurter Hefte. 2014.
N6. S.57.
23 Окно Овертона. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%ED%EE_% CE%E2%E5% F0%F2%EE%ED%E0
24 О'Коннор С. Наркобизнес и проституция увеличат ВВП Великобритании более чем на $16 млрд. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/artides/20i4/05/30/narkobiznes-i-prostituciya-uvelichat-vvp-velikobritanii
25 Так государственный долг стран еврозоны в среднем приближается к 100% их годового ВВП. См.: Больше еще не было: госдолг еврозоны достиг рекордных 91,9 процента. Режим доступа: http://ria.ru/world/20150421/1060021625.html#14306429902363&message=resize&relto=register&action= addClass&value=registration
26 Зубец А. Неожиданное идеологическое лидерство России. Режим доступа:
http://expert.ru/2015/04/13/neozhidannoe-ideologicheskoe-liderstvo-rossii/
188
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
нечном итоге средство, а не самоцель. Несомненно, что в новой идеологии должны быть и новые критерии ориентиров и оценок функционирования и развития общества: они должны определяться в ходе обсуждения, затрагивающего все слои населения России. Можно ожидать, что приоритет будет отдан различным аспектам валеологической безопасности и факторам её обуславливающим (экологической, этологической, медицинской безопасности и др.)27. Исходя из особенностей геополитического положения страны, исторической памяти населения, можно предположить и высокую значимость внешнеполитической (уже, военной) безопасности. Несомненно, достижение этих целей невозможно без значительного объёма ВВП, выступающего, повторяем, в качестве средства.
Разумеется, не должно быть никакого возвращения к тоталитаризму и поддержки авторитаризма28. Даже их наследие в виде патернализма губительно для страны. Современная экономика с ростом разнообразия потребностей людей, их непредсказуемостью, непредсказуемостью научно-технического прогресса делает невозможным централизованную плановую экономику. Требуется, чтобы товары и услуги производили самостоятельные индивиды (группы индивидов - фирмы, холдинги и т.п.), действующие на свой страх и риск, без гарантии на успех (самоокупаемость, прибыль, расширение производства). Требуется свободная личность, несущая ответственность за свои действия. На сегодняшний день в России наблюдается дефицит личностей такого типа, индикатором чего является неразвитость малого бизнеса, преобладающее стремление молодежи работать в госструктурах или крупных корпорациях. Таким образом, свобода, должна быть существенным элементом новой идеологии: стремление к свободе должно обеспечить сдвиг массового сознания от патернализма к самостоятельности и ответственности за свою судьбу.
Готовность к свободе и ответственности выступает одним из элементов мотивационной составляющей человеческого потенциала (капитала) общества, являющего главным национальным богатством. Формирование человеческого потенциала должно быть первостепенной политической задачей, несущей конструкцией новой идеологии. Итоги соперничества наций зависят именно от человеческого потенциала, который кроме мотивационной, нравственной составляющей включает также образованность населения, производственную квалификацию работников, интеллектуальное развитие в целом, а также здоровье людей.
Главным в формировании человеческого потенциала является образование: оно, по мнению специалистов, дает 60-70% человеческого потенциала. В современной России в этом плане имеются серьезные проблемы. Общепринятым является мнение, что нынешняя система образования менее эффективна, нежели система образования советского периода. Современная Россия пока использует заделы образования и науки СССР, которые близки к исчерпанию, о чем свидетельствую многочисленные аварии в той отрасли, где СССР имел приоритет - в сфере освоения космоса. Недавно было объявлено о возобновлении производства стратегического бомбардировщика ТУ-160, разработанного более 30 лет назад, что свидетельствует об отсутствии новых разработок в этой сфере29. Человеческий потенциал советского периода был во многом утрачен и в результате миграции многих специалистов в страны, предоставившие им лучшие бытовые условия и возможности для работы. Одно из главных достижений советского периода слой научнотехнической интеллигенции существенно сократился, его социальный статус резко понизился. Это одно из проявлений имевшей место демодернизации страны, что делает необходимым, «перезапуск модернизации в России»30.
Поэтому важно не только сформировать человеческий потенциал, но и правильно его использовать, сохранить его. До сих пор доминирует мнение, что результаты работы в сфере образования и науки должны оцениваться рыночным образом. Но эти результаты
27 О безопасности как политической ценности и структуре безопасности см.: Шилов В.Н. Политическая аксиология. Белгород, 2005. С. 24-30.
28 Подробнее об этом см.: Феофанов К.А. Российская общенациональная идеология: цивилизационные особенности государственническо-патриотического авторитарного контрлиберализма // Социальногуманитарные знания. 2015. № 1.
29 Нерсисян Л. Ту-160: Возобновление строительства «Белых лебедей» — латание дыр? Режим доступа: http://tehnowar.ru/l85il-tu-l60-vozobnovlenie-stroitelstva-belyh-lebedey-latanie-dyr.html
30 Мартьянов В.С. Глобальный модерн, постматериалистические ценности и периферийный капитализм в России // Полис. 2014. № 1. С. 94-97.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34
189
появляются с большим временным лагом, когда люди, занятые в этих сферах, «устают» ждать соответствующего вознаграждения и переходят или в иные социальные сферы, или покидают страну.
Развитие и поощрение общественно-полезного применения человеческого потенциала должно быть целью политики и должно найти отражение и в политической идеологии. Важно, чтобы развитие общества было направлено не на рост совокупного потребления, а на саморазвитие, самосовершенствование индивидов его составляющих. И социальный прогресс должен быть, в конечном итоге, прогрессом человека.
Таковы лишь некоторые из возможных направлений обсуждения новой идеологии для российского общества. Важно, чтобы дискуссии в этой области хотя бы начались. Пока что преобладает вера, что как-то само по себе всё решится, или даже, что для России всё решено некими высшими силами, говоря словами гимна, «одна ты на свете, одна ты такая - хранимая Богом родная земля!». Однако, космос безмолвен и безучастен, и судьба России зависит только от неё самой.
IDEOLOGY FOR MODERN RUSSIA: NECESSITY AND PRECONDITIONS
Belgorod National Research University
V.N. SHILOV
Necessity of formation of new ideology for modern Russia is caused by geopolitical and internal factors. Obligatory preconditions are creation of corresponding socially-psychological base in the country (cultural hegemony) and revision of the maintenance and hierarchy of the cores political values - humanism, well-being, an all-around development of the person, freedom, safety.
e-mail: Shilov@bsu.edu.ru
Key words: Russia, ideology, ideological struggle, political values,
geopolitics.