Научная статья на тему 'Идеологический компонент рецепции права'

Идеологический компонент рецепции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рецепция / право / идеология / Запад / СССР / конституция / римское право / заимствования / внедрение / рецепція / право / ідеологія / Захід / СРСР / конституція / римське право / запозичення / впровадження / reception / law / ideology / the West / the USSR / the Constitution / Roman law / borrowing / implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко Сергей Витальевич

Рецепция права определяется автором как процесс заимствования и внедрения идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран. Таким образом, в рецепции права основой служит идеологический компонент, выражаемый в целях и задачах такой рецепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideological component of the reception of law

The reception of law is defined by the author as a process of borrowing and implementation of ideas, legal institutions, rules, terminology of foreign law in order to modernize the legal system, the acquirement of the international authority or consolidation of political and economic dependence on other countries. Thus, the basis in the reception of law is the ideological component which is expressed in goals and objectives of such reception.

Текст научной работы на тему «Идеологический компонент рецепции права»

В .С. Комаровский . - М .: Изд-во РАГС, 2002. -342 с.

66 . Широков О .А. Управление органами местного самуправления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www. rusrand. ru/enotes/enotes_127 . html . Дата обращения: 27 11 2012 г

67. Шпакова Р. П. Легитимность политической власти . Вебер и современность. / Р П Шпакова // Советское государство и право . - 1990. - № 3. - С . 22-30.

68 . Шпакова Р. П. Легитимность и демократия (Уроки Вебера). / Р.П. Шпакова. // Полис. - 1994. - С. 12-20 .

69. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. / Г. Г. Шиханцов. - М.: Спарк ., 2006. - 436 с.

70 . Эйзенштадт Ш . Революция и преобразование обществ . Сравнительное изучение цивилизаций . / Ш. Эйзенштадт. - М .: Социс.,1999. - 340 с.

УДК 34.01

С.В. Ткаченко* ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕЦЕПЦИИ ПРАВА

Ткаченко С.В. Идеологический компонент рецепции права. - Статья .

Рецепция права определяется автором как процесс заимствования и внедрения идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран . Таким образом, в рецепции права основой служит идеологический компонент, выражаемый в целях и задачах такой рецепции .

Ключевые слова: рецепция, право, идеология, Запад, СССР, конституция, римское право, заимствования, внедрение

Tkachenko S.V. The ideological component of the reception of law. - Article .

The reception of law is defined by the author as a process of borrowing and implementation of ideas, legal institutions, rules, terminology of foreign law in order to modernize the legal system, the acquirement of the international authority or consolidation of political and economic dependence on other countries . Thus, the basis in the reception of law is the ideological component which is expressed in goals and objectives of such reception .

Keywords: reception, law, ideology, the West, the USSR, the Constitution, Roman law, borrowing, implementation

Ткаченко С.В. Ідеологічний компонент рецепції права. - Стаття .

Рецепція права визначається автором як процес запозичення та впровадження ідей, правових інститутів, норм, термінології іноземного права з метою модернізації правової системи, набуття міжнародного авторитету або закріплюючої політичної та економічної залежності від інших країн . Таким чином, у рецепції права основою служить ідеологічний компонент, що виражається в цілях та завданнях такої рецепції

Ключові слова: рецепція, право, ідеологія, Захід, СРСР, конституція, римське право, запозичення, впровадження

* Ткаченко Сергей Витальевич - доцент кафедры «Социальные технологии и право», Самарский государственный университет путей сообщения, кандидат юридических наук, г. Самара, Россия .

Современная российская наука в целом рассматривает рецепцию права исключительно как добровольный процесс по заимствованию и внедрению правовых ценностей иностранного происхождения. Однако такое определение, в силу своей обтекаемости, не отражает действительного характера рецепции права, который содержится в идеологическом компоненте. Здесь игнорирование целей и задач рецепции права, идеологической среды, сведение содержания рецепции лишь к «улучшению правовой системы» не позволяет разобраться не только с причинами рецепции как прошлого, так и настоящего, но и с действительным ее содержанием Ведь история знает примеры, когда в силу идеологического фактора зачастую отвергались действительно более передовые иностранные правовые технологии и воспринимались архаичные правовые системы. Так, армянское право 1^ вв . реципировало древнееврейские законы Моисея, сформулированные в Ветхом Завете, отвергнув более развитую систему «языческого» римского права Такая рецепция произошла вследствие того, что Моисеевы законы рассматривались как «божественные», возникшие на родине основателя христианства Конечно, улучшение своей правовой системы с помощью такой рецепции представляется весьма сомнительным явлением . Но эта рецепция древнееврейского права позволила армянскому государству приобрести необходимый международный авторитет

Рассмотрение рецепции права как безликого процесса по переносу правовых ценностей позволяет исследователям упростить свою задачу, избежав изучения главного - идеологического компонента рецепции Ведь именно идеология реципиента, донора, а зачастую и совместная идеология донора и реципиента образует идеологический компонент рецепции, выражаясь в обосновании и целесообразности отказа от правового прошлого и заимствования «пе-

редовых» правовых технологий иностранного происхождения. Пресловутый идеологический компонент рецепции необходимо рассматривать как политико-правовой феномен . Именно здесь находится ключ к пониманию сущности политико-правовых и правовых преобразований, основанных на рецепции иностранного права Обоснование государством-реципиентом необходимости полномасштабной рецепции может быть выражено в попытках модернизации права и государства, в различных формах рецепции, сопровождающейся скрытым внутренним политическим «переворотом», скрытой или открытой экспансией донора, демонстрацией преемственности с могучей империей прошлого (Древний Рим) или демонстрацией близости к «цивилизованным» государствам современности (США, страны Европы).

Принципиальное игнорирование политической воли в процессах по рецепции характерно для российской науки Типичным примером описываемой ситуации служит позиция Н В Даниловой, которая считает, что «обращение к французской модели Республики Казахстан, ставшей единственным государством на постсоветском пространстве, отказавшимся от модели конституционного суда в пользу модели конституционного совета, объясняется причинами, лежащими скорее в плоскости политики, нежели права» [1, с. 11].

Это тупиковый путь развития юриспруденции, которая самоустраняется от изучения глубинных процессов принятия политико-правовых решений . Как результат такого подхода - поверхностные выводы и суждения, не позволяющие выявить какие-либо закономерности, постичь суть современных правовых процессов Как пример суждение В А Рыбакова, что, дескать, «обезьянничанье, слепая вера в совершенство заимствуемых институтов не дают ожидаемого эффекта. Освоение чужого опыта должно быть творческим, критическим и органическим» [2, с. 264]. В ре-

зультате наш отечественный законодатель подобными исследователями рассматривается как глуповатый, невежественный в области права. Конечно, такая позиция ничего общего с наукой, да и с действительностью в принципе не имеет.

К рассмотрению механизма рецепции права через призму идеологического компонента я пришел еще в 2006 г. , в результате чего была издана монография «Рецепция права: идеологический компонент». С этого периода у такого подхода стали появляться сторонники. Это работы Е .В. Кучумовой [3, с. 27], С.С. Фатеева [4], В. В. Петровой [5, с. 85], А . Сунгурова [6, с. 29] и ряда других. Однако при этом исследователи, как правило, ограничиваются лишь констатацией наличия такого компонента рецепции либо делают из его наличия не совсем верные выводы

Кроме того, существует также и ряд авторов-«единомышленников», копирующих фрагменты моих работ, мои идеи об идеологическом компоненте рецепции без каких-либо ссылок, как свои собственные Так, Н. В. Паршкова, копируя фрагменты моих работ без ссылок*, приходит к ошибочному выводу, что ««рецепция права» -это модель права исследуемой правовой системы, основанной на элементах ценностей и институтов другого государства, в основе которого, как базисный фактор, заложена система общих взглядов, вероисповедания общества в целом относительно принципов социального, политического правового порядка, терминологии» [7, с 49] Но рецепция права - это лишь инструмент обновления либо создания права, никак не его модель Рецепция права лишь служит для реализации желаний политической элиты

Аналогичные ошибки допускает и Е.А . Приешкина, которая в своей статье, также используя без всяких ссылок фраг-

* См., напр Паршкова Н. В. Рецепция права: общетеоретический аспект // Новый университет: научный журнал . Серия «Экономика и право» . - 2011 . -№ 10 (10). - С . 48. - Фрагмент, посвященный идеологическому компоненту

менты моих работ, и поэтому вроде бы как разделяя мои идеи, приходит к ошибочным, на мой взгляд, выводам Она уверена, что «во-первых, от качества рецепции права зависит успех модернизации правовой системы Во-вторых, рецепция может применяться только лишь в случае отсутствия соответствующих элементов, механизмов правового регулирования в действующей правовой системе» [8]. Однако рецепция может применяться и в случаях наличия «соответствующих элементов, механизмов правового регулирования», носящих, например, неэффективный, идеологически устаревший характер

В В Нездемковский, также используя фрагменты моих работ об идеологическом компоненте (без каких-либо ссылок), вдруг неоправданно сужает содержание рецепции По его мнению, «рецепция представляет собой заимствование правовой системой-реципиентом от правовой системы-донора правовых институтов, норм в силу идеологической направленности реципиента в целях улучшения действия правовой системы» [9, с. 9]. Думать, что рецепция преследует лишь одну-единственную цель рецепции в виде улучшения действия правовой системы крайне ошибочно

Признание наличия идеологического компонента в рецепции права выразилось и в полноценном копировании целого параграфа моей монографии «Правовые реформы в России: проблемы рецепции западного права», рассматривающего пресловутый идеологический компонент в диссертационном исследовании, посвященном проблемам рецепции в конституционном праве России [10, с. 25-34; 11, с. 16-24]. Однако это никоим образом не повлияло на содержание самого диссертационного исследования, проигнорировавшего суть идеологического компонента рецепции западного права в Конституции 1993 г

Механизм рецепции права выражается посредством своей структуры, под которой понимается взаимосвязь элементов, обе-

спечивающих процесс заимствования и внедрения инокультурных правовых ценностей Элементами такой структуры выступают: субъекты рецепции права, объекты рецепции права, идеологическая среда, понуждающая к такой рецепции, процессы формирования восприимчивости правовой среды для полноценного восприятия инокультурного правового элемента.

Механизм рецепции права характеризуется и сложностью субъектного состава Рецепция права редко проявляется как односторонний процесс Как правило, здесь наличествует две стороны, именуемые в науке как донор и реципиент При рассмотрении современных процессов глобализации мирового пространства становится очевидным, что субъектами рецепции права, прежде всего, выступают государства В этом случае страна-донор принуждает (экономически, политически, военным образом) страну-реципиента принять «свои правила игры», т е определенные правовые акты, которые позволяют донору решать свои геополитические проблемы Страна-реципиент в лице законодателя внедряет навязанные правовые ценности и пытается успокоить общественное мнение политико-правовой мифологией

о необходимости таких преобразований. Это новая форма колонизации государств, внедренная после крушения системы колониализма в ХХ в . Она позволяет более эффективно решать вопросы по удержанию лидерства в международном сообществе, осуществлять политическую и экономическую экспансию

Примеров разных форм принуждения к рецепции права в истории существует не мало Так, например, после освобождения от фашизма в Восточной Европе стала распространенной советская модель номинального конституционализма, представленная сталинской Конституцией 1936 г [12, с. 339]. При этом Советский Союз вовсе не «выкручивал руки» у своих восточных соседей Еще в бытность Советского Союза

советскими исследователями коренные расхождения в правовых системах СССР и его социалистическим окружением объяснялось тем, что «отличия обуславливаются особенностями их экономического строя, их исторического и национального развития, той стадией социалистического развития, в которой находятся эти страны Так, гражданское право стран народной демократии знает виды вещных прав, неизвестные законодательству СССР: вещное право пользования чужой вещью (узуфрукт), ипотеку (залог недвижимости), различного рода вещные обременения Наличие указанных вещно-правовых институтов объясняется существованием в странах народной демократии, кроме Монгольской народной республики, частной собственности на землю» [13, с. 17].

Советская модель права была взята за образец не только в Восточной Европе Многие страны, освободившиеся от колониализма, также реципировали пресловутый дух социализма в свои правовые системы В конституциях стран социалистической ориентации того периода присутствовали целые разделы, такие как «О социализме» (конституция АНДР 1976 г ), «Национальнодемократические основы социальной структуры и государственного порядка (конституция НДРЙ в редакции 1970 г.) и др. Ст. 10 и 12 конституции Алжира подчеркивали необратимость выбора, сделанного алжирским народом, - «социализма, единственного пути, способного упрочить национальную независимость, создать общество, свободное от эксплуатации человека человеком, и обеспечить свободное развитие и расцвет личности» Эти положения были подкреплены статьей 195, согласно которой «никакой законопроект о пересмотре конституции не может посягать на социалистический выбор» [14, с. 30] . Такая социалистическая ориентация поощрялась СССР не только морально, но и материально: как финансово, так и строительством, созданием социальной инфраструктуры и т д Но в связи с крушением

мировой социалистической системы из-за гибели СССР, к настоящему времени произошел вынужденный отказ от положительно работавших институтов, направленных на развитие общества

В механизме рецепции присутствует, как правило, участие двух субъектов - донора и реципиента в следующей модели: государство-донор оказывает определенное влияние на государство-реципиента по изменению своей правовой системы Эти процессы происходили как в глубокой древности (например, в связи с распространением ислама в Средние века), в недавнем прошлом, связанном с поражением национал-социалистической Германии (распространение западного права в Японии, распространение советского права в Восточной Европе) и в современных процессах (распространение западного права на постсоветском пространстве) Однако в российской научной литературе существует воззрение на рецепцию права как на процесс односторонний и добровольный В силу чего все остальные заимствования, носящие в той или иной степени принудительный характер, вообще не рассматриваются в качестве рецепции как таковой История государства и права наглядно демонстрирует, что зачастую к правовым реформам принуждает не столько необходимость в улучшении собственной правовой системы, сколько любая форма зависимости от более сильного соседа, угроза потери суверенитета, «правовая мода» Можно ли в этом случае говорить о «добровольности» рецепции? Наверное, только условно .

Принудительная «добровольность» проявляется практически во всех процессах рецепции как прошлого, так и настоящего Так, в Х1Х-ХХ вв . в области реформирования уголовного права Турция, Иран, Иордания «избрали» образцом для рецепции французский Уголовный кодекс 1810 г., а Египет создал свою кодификацию в 1883 г на основе английского общего права Но при этом очевидно, что сам процесс рецепции

прошел при прямом давлении западных держав на мусульманские страны, находящиеся в это время в сильной политической зависимости от них Так была ли здесь рецепция? Думается, что нельзя отрицать факт ее существования, причем она была осуществлена под маской добровольности История права наглядно и на разнообразных примерах демонстрирует, что рецепция осуществляется как принудительно, так и добровольно Данные стадии могут сочетаться Под добровольностью может скрываться принудительность . Иногда принудительность сменяется добровольностью Такая принудительность может быть как открытой, так и скрытой, закамуфлированной Говорить только о «добровольном» характере рецепции - значит умалять ее действительное содержание, причины этого явления Установление добровольности в качестве ключевого признака логически приводит и к односторонности, т е принципиальному исключению влияния донора как такового Ведь связь между правовой системой-»донором» и правовой системой-»реципиентом» носит, как правило, глобальный характер, выражающийся, прежде всего, в зависимости от такого «донора» . В результате успешно осуществленной рецепции государство-донор зачастую приобретает известные преимущества и привилегии. Проблема присутствия признака добровольности остро стоит перед юридической наукой, так как российская правовая наука не желает рассматривать право как нечто большее безликой совокупности правовых норм, исходящих от государства

Мои идеи о возможности принудительности рецепции права начинают разделяются отдельными учеными Так, о таком виде рецепции с ссылками на мои работы положительно отзывается И В Шаркова [15], С. Гринько [16] и др . Но зачастую мне приписываются идеи, полностью расходящиеся с мной высказанными Так, В И Кузьменко в автореферате приводит якобы мое

определение рецепции и даже соглашается с ним, где рецепция определяется как «добровольный процесс по заимствованию и внедрению правовых ценностей иностранного происхождения» [17, с. 16]. Однако во всех своих работах я отмечал как добровольные, так и принудительные формы рецепции, приводя доказательства их существования в правовой жизни обществ

С учетом вышеизложенного, мной предлагается следующее определение содержания рецепции права, которое позволит снять существующие в российской научной литературе противоречия: рецепция права представляет собой заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющие политическую и экономическую зависимость от других стран.

Список литературы

1 .Данилова Н . В . Французская модель конституционной юстиции и ее реализация государствами Африки и Азии: автореф дис. ...канд. юрид. наук. / Н .В. Данилова. - М., 2013 - 28 с

2 Рыбаков В А Рецепция права: общетеоретические вопросы: монография / В А Рыбаков. - Омск, 2009. - 276 с.

3.Кучумова Е .В . Рецепция зарубежного права как форма социокультурной интеграции России в мировое сообщество / Е В Кучу-мова // Культура России и международные отношения К 1150-летию российского государства. / Отв . ред. И. Д . Осипов, С. Н . Погодин - СПб : Изд-во Политехн ун-та, 2012

4 Фатеев С С Определение компонентов рецепции как инструментов ее классификации в советском праве / С С Фатеев // Юридические записки: научно-практический журнал. - 2013. - № 1. - С. 26-44.

5. Петрова В. В. Влияние римского права и его актуальность для современной России / В В Петрова // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов

исторического факультета пермского государственного гуманитарно-педагогического университета - 2012. - № 1 (8). - C . 84-87.

6 . Сунгуров А . Нововведения и среда: на пути к политическим инновациям . / А . Сунгуров . - СПб, 2010 .

7 .Паршкова Н . В. Рецепция права: общетеоретический аспект. / Н.В . Паршкова. // Новый университет: научный журнал . Серия «Экономика и право» . - 2011. - № 10 (10) . - С. 47-51 .

8. Приешкина Е. А . Категории рецепции в современной юридической литературе . / Е. А . Приешкина . // Актуальные инновационные исследования: наука и практика . Электронное научное издание . -2011. - № 4 . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.actualresearch . ru/nn/2011_4/Artide/index . htm

9. Нездемковский В. В. Рецепция как фактор преемственности права: историкотеоретический аспект / В В Нездемков-ский . // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан . - 2012, сентябрь-октябрь - С 6-9

10 . Дудко А . И . Рецепция в конституционном праве России: дис канд юрид наук / А И Дудко - Саранск, 2010

11 Ткаченко С В Правовые реформы в России: проблемы рецепции западного права: монография. / С. В. Ткаченко. - М. : Изд-во СГА, 2009,- 204 с.

12 Ковальски Е С Ч Общая теория становления и эволюции механизма конституционной государственности в Польше: дис. ...докт. юрид . наук . - СПб, 2011.

13. Генкин Д.М., Богуславский М. М., Лаптев В. В. , Нарышкина Р. Л ., Поздняков В.С., Садиков О Н Гражданское право стран народной демократии - М : Внешторгиздат, 1958 - 552 с

14 Сапронова М А Арабский Восток: власть и конституции / М А Сапронова -М .: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001,- 213 с.

Процесс vs. процедура: синонимичные понятия или различные правовые явления?

15. Шаркова И.Н. Понятие рецепции права: неизменная сущность и новое содержание в эпоху глобализации. / И. Н . Шаркова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//jurnal . org/artides/2013/uri106 . html

16. Гринько С. Виды рецепции римского частного права. / С . Гринько. // Спе-

циализированный ежемесячный журнал «Юрист» - 2010 - № 10

17. Кузьменко В.И. Взаимодействие романо-германской правовой семьи и российской правовой системы: автореф дис канд юрид наук - Казань, 2013

УДК 340.12

Т.В. Соколов* ПРОЦЕСС vs. ПРОЦЕДУРА: СИНОНИМИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ? (теоретические аспекты)

Соколов Т.В. Процесс vs. процедура: синонимичные понятия или различные правовые явления? (теоретические аспекты). - Статья .

В статье с позиций теории права и отраслевых наук рассматривается проблема соотношения в правовой сфере процесса и юридических процедур . Исходя из законов формальной логики, истории развития подходов к исследованию данных понятий и анализа проблем правоприменительной практики, автор приходит к выводу о том, что процедура и процесс не являются синонимичными терминами, а представляют собой два различных правовых явления, две различные формы реализации права . Автор заключает, что процесс есть применение материального права судом для разрешения судебного дела по существу, процедуры же составляют иные форм реализации права, обладающие меньшей сложностью своей организации

Ключевые слова: юридический процесс; процессуальное право; судебный процесс; правовая процедура; юридическая процедура; судебное право; доктрина судебного права.

Sokolov T.V. Process vs. procedure: synonymous concepts of different legal effects? (theoretical aspects). - Article .

The article from the law and branch science theory view addresses the problem of relations on the sphere of legal process and legal procedures . Based on the laws of formal logic, considering the history of the approaches to the definition of these concepts development, relying on points of the now renascent doctrine of judicial law, the author comes to the conclusion that the procedure and the process are not synonymous terms but represent two different forms of the law. Process is only an application of substantive law by the court to resolve the legal case essentially whether the procedures are the core of the other law realization forms .

The practical significance of this approach is that the procedure cannot be transformed into the process as well as the process cannot adapt the information obtained in the procedures, that is relevant to the court practice in several cases

Violation of this rule also leads to adverse effects in practice: the procedural events are baselessly given the procedural status, which limits everyone's right to justice and creates justice interference in establishing the truth of the case .

Keywords: legal process, procedure law, judicial process, procedure, judicial law.

Соколов Т.В. Процес vs. процедура: синонімічні поняття або різні правові явища? (теоретичні аспекти). - Стаття .

* Соколов Тимур Викторович - ассистент кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Северо-Западного филиала Российской академии правосудия, г. Санкт-Петербург, Россия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.