Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КПВ В ФОКУСЕ XIII СЪЕЗДА ПАРТИИ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КПВ В ФОКУСЕ XIII СЪЕЗДА ПАРТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Компартия Вьетнама / XIII съезд / идеология / марксизм–ленинизм / учение Хо Ши Мина / социалистический характер рыночной экономики / падение веры в социализм / the Communist Party of Vietnam / the 13th Congress / ideology / Marxism-Leninism / Ho Chi Minh’s teaching / socialism-oriented market economy / loss of confidence in socialism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Локшин Григорий Михайлович

Статья посвящена ряду идеологических и теоретических проблем, с которыми столкнулась Компартия Вьетнама в период подготовки и проведения своего XIII съезда в конце января 2021 г. Автор остановился лишь на некоторых, на его взгляд, наиболее важных для КПВ проблемах, связанных с попытками дискредитации марксизма, падением в стране веры в социализм, и актуальных ввиду серьёзного кризиса в международном коммунистическом движении. К ним относится обострение внутренних и внешних вызовов, стоящих перед СРВ, размежевание партийных рядов, особенно в верхнем эшелоне, корректировка внутриполитических лозунгов и представлений о социализме, в том числе в свете идей Хо Ши Мина, с целью научного обоснования некапиталистического характера рыночной экономики и социалистического пути во Вьетнаме. Рассматривая противоречивые процессы в партии и стране с точки зрения объективизма, автор делает вывод, что при всех различиях в позициях и мнениях съезд продемонстрировал отсутствие признаков идейного разброда, а тем более раскола в КПВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CPV IDEOLOGICAL PROBLEMS IN THE FOCUS OF THE 13th CPV CONGRESS RESULTS

The article discusses several ideological and theoretical problems the Communist Party of Vietnam faced when preparing and holding the 13th Congress at the end of January 2021. The author dwells but on some problems, in his opinion, the most important ones for the CPV, related to attempts to discredit Marxism, a loss of confidence in socialism in the country and the serious crisis in international Communist movement. These include the exacerbation of internal and external challenges facing the SRV, the division of party ranks, especially in the upper echelon, the adjustment of internal political slogans and notions of socialism, including in the light of Ho Chi Minh ideas, with the aim of scientific justification of the non-capitalist nature of the market economy and the socialist path in Viet Nam. Considering the contradictory processes in the party and in the country from the point of view of objectivism, the author concludes that, despite all the differences in positions and opinions, the congress demonstrated neither signs of ideological confusion nor disruption in the CPV.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КПВ В ФОКУСЕ XIII СЪЕЗДА ПАРТИИ»

001: 10.24412/2618-9453-2021-2-25-44

Г.М. Локшин

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КПВ В ФОКУСЕ XIII СЪЕЗДА

ПАРТИИ

Аннотация. Статья посвящена ряду идеологических и теоретических проблем, с которыми столкнулась Компартия Вьетнама в период подготовки и проведения своего XIII съезда в конце января 2021 г. Автор остановился лишь на некоторых, на его взгляд, наиболее важных для КПВ проблемах, связанных с попытками дискредитации марксизма, падением в стране веры в социализм, и актуальных ввиду серьёзного кризиса в международном коммунистическом движении. К ним относится обострение внутренних и внешних вызовов, стоящих перед СРВ, размежевание партийных рядов, особенно в верхнем эшелоне, корректировка внутриполитических лозунгов и представлений о социализме, в том числе в свете идей Хо Ши Мина, с целью научного обоснования некапиталистического характера рыночной экономики и социалистического пути во Вьетнаме.

Рассматривая противоречивые процессы в партии и стране с точки зрения объективизма, автор делает вывод, что при всех различиях в позициях и мнениях съезд продемонстрировал отсутствие признаков идейного разброда, а тем более раскола в КПВ.

Ключевые слова: Компартия Вьетнама, XIII съезд, идеология, марксизм-ленинизм, учение Хо Ши Мина, социалистический характер рыночной экономики, падение веры в социализм

Для цитирования: Локшин Г.М. Идеологические проблемы КПВ в фокусе XIII съезда партии // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 2. С. 25-44.

Введение

Состоявшийся в Ханое 25 января - 1 февраля 2021 г. XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) стал важной исторической вехой на 35-летнем пути всестороннего и комплексного обновления страны. Он вызвал большой интерес ученых и общественности многих стран, ибо речь шла о будущем 100-милионной динамично развивающейся азиатской страны, в которую превратился Вьетнам.

Данная тема является для российской литературы по современному Вьетнаму новой и ещё недостаточно изученной. Методологически автор руководствуется объективным анализом документов XIII съезда КПВ, выступлений на нём видных политических деятелей и прошедшей перед съездом дискуссии в партии и в научных учреждениях.

Внимание большинства зарубежных наблюдателей и комментаторов было привлечено к формированию нового поколения руководства партии и государства и к факту переизбрания генерального секретаря ЦК КПВ и президента СРВ 76-летнего Нгуен Фу Чонга на третий срок подряд. Оно было оценено многими как стремление вьетнамского руководства сохранить преемственность и неизменность в политике ^е Т^^е: 14.02.2021; Phuong Pham: 08.02.2021].

25

Известный австралийский эксперт Карл Тэйер в интервью Российскому совету по международным делам (РСМД) ещё за год до съезда отмечал, что КПВ переживает период беспрецедентных внутрипартийных изменений. Значительно возросла роль Центрального комитета, который действительно взял на себя функции главного исполнительного органа партии в периоды между общенациональными съездами. Было уже несколько случаев, когда ЦК отменял решения Политбюро и инициативы генерального секретаря КПВ. По мнению эксперта, КПВ по-прежнему у руля по той простой причине, что никакой замены ей на горизонте не видно. К. Тэйер весьма скептически отнёсся к переизбранию Нгуен Фу Чонга на третий срок, расценив это, по словам бравшего у него интервью Нгуен Зянга, как признак «склероза и удушья» нынешней политической системы Вьетнама [Giang Nguyen: 01.02.2021].

В работах западных специалистов уделяется немало внимания идеологическим противоречиям в политике КПВ. Отмечается, что в партии никто не говорит о классовой борьбе и диктатуре пролетариата; рыночная экономика не признаётся капиталистической по существу, но частный бизнес считается движущей силой национального развития. Так что же осталось от коммунистической доктрины и какой социализм строится во Вьетнаме? Профессор К. Тэйер, выступая в Канберре в 2018 г., прямо утверждал, что КПВ практически отказалась от ленинского положения о возможности «миновать» капитализм, неразрывно связанный с частной собственностью и рыночной экономикой [Thayer: 11.12.2018]. Эти же вопросы затрагиваются в ряде статей регионального директора Института стратегических и военных исследований (IRSEM) Франции Бенуа де Треглоде [Vietnam before Party's National Congress: 30.11.2020].

В российском вьетнамоведении о противоречиях речь не идёт, хотя издано много работ с анализом идеологической платформы КПВ, но они носят в основном комплиментарный характер. Российские учёные обычно демонстрируют комплексный подход к изучению деятельности Хо Ши Мина, показывая его роль в создании КПВ и формировании в стране марксистско-ленинской идеологии. Основные характеристики истории КПВ даны в актуальной до сих пор книге Е.В. Кобелева о Хо Ши Мине [Кобелев 1983], а её современной политики - в сборнике статей «Духовное наследие Хо Ши Мина и современность», изданной СПбГУ совместно с Академией Хо Ши Мина [2015] с участием ученых ИДВ РАН. Е.В. Кобелев, как ведущий исследователь КПВ в России, охарактеризовал XIII съезд КПВ как шаг «на пути к новым достижениям» и дал экскурс в прошлое. По его словам, «до рождения КПВ ни одна другая партия не смогла встать во главе вьетнамского народа и привести его к победе. Первый и самый главный фактор - это стратегия единого широкого национального фронта на каждом конкретном этапе революции» [Kobelev: 13.01.2021]. Изучением наследия Хо Ши Мина в России занимается одноимённый институт восточного факультета СПбГУ, директор которого профессор В.Н. Колотов регулярно анализирует политику и стратегию КПВ в целом, в частности первым дал обзор итогов её XIII съезда [Колотов 2021: 30-40]. Он выступает сторонником концепции о наличие во Вьетнаме идеологии Хо Ши Мина [Колотов 2017].

Первостепенное внимание развитию и пропаганде идеологии КПВ, естественно, уделяется в самом Вьетнаме. Там активно работает широкая система исследовательских, учебных и пропагандистских учреждений с большим числом специалистов. Среди них выделяются

Теоретический совет при ЦК КПВ, Государственная политическая академия Хо Ши Мина, Вьетнамская академия общественных наук и многие другие «мозговые центры». Теоретические работы представителей партийной элиты публикуются в журналах «Коммунист», «Партийное строительство», «Политическая теория» и др. Некоторые из них легли в основу данной статьи. Большое внимание привлекают в последнее время статьи и выступления бывшего заместителя начальника Главного политического управления ВНА генерал-полковника Нгуен Чонг Нгиа, назначенного после съезда на пост заведующего Отделом пропаганды ЦК КПВ [Вао ve пеп tang Щ: 27.01.2021].

КПВ перед лицом внутренних и внешних вызовов

СРВ по типу общественного устройства однозначно позиционирует себя как одно из пяти оставшихся социалистических государств. Но она явно не относится к ряду таких стагнирующих стран, как Куба, КНДР и Лаос. В декабре 1986 г. решениями VI съезда КПВ в стране начался исторический эксперимент построения «рыночной экономики, ориентированной на социализм». Это выразилось в признании многоукладности и во внешней политике открытости. За 35 лет осуществления этой политики Вьетнам, оставшийся после распада СССР без друзей и союзников, превратился в быстро развивающееся государство. Пандемия C0VID-19 показала, что в форс-мажорной ситуации государство оказалось способным выстроить гармоничные отношения с собственным обществом.

И всё-таки ХШ съезд КПВ в январе 2021 г. проходил не в атмосфере эйфории от успехов. Сложившееся к этому времени экономическое, внутриполитическое и международное положение Вьетнама было далеким от благостной идиллии. Последствия мирового кризиса, вызванного пандемией C0VID-19, хоть и в меньшей степени, чем у соседей, но достаточно больно ударили по экономике, зависимой от экспорта и притока туристов. Реформистский курс КПВ и растущая открытость страны внешнему миру привели к усложнению социальной структуры, диверсификации интересов и массового сознания, к возникновению новых противоречий и конфликтов в обществе, особенно в условиях информационной революции в мире. Заметно усилилась социальная поляризация, отчуждение властной и предпринимательской верхушки от основной массы населения. Появились «новые вьетнамцы», чем-то похожие на «новых русских» 1990-х годов в России. Всё это потребовало от руководства КПВ постоянного обновления идеологического арсенала, чтобы не только не утратить своей легитимности, а, напротив, укрепить социальный фундамент власти.

На международное положение страны заметное влияние оказала и активизация экспансионистской политики КНР в Южно-Китайском (Восточном) море, что потребовало значительного увеличения расходов на оборону. Ситуацию для КПВ осложнил и глубокий кризис в международном коммунистическом и рабочем движении. Даже в условиях «крестового похода против коммунизма» коммунистические партии оставались авангардом левых сил. Еще несколько десятилетий тому назад они представляли собой мощную силу, с которой приходилось считаться всем. Сегодня влияние коммунистических партий в мире практически сошло на нет.

Идеологический и теоретический кризис переживает весь мир. Теоретическая и идеологическая дилемма сегодняшнего социализма вытекает из полного отхода как в теории, так и на практике от главного лозунга Коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» КПВ больше не называет рабочий класс руководящей силой общества, и новая обстановка требует новых теоретических, идеологических и политических формул. Пока же ни одна идеология не сумела овладеть массами.

В этой обстановке КПВ не стала исключением. Развернувшаяся перед съездом дискуссия в партии и в обществе говорит о том, что, несмотря на все свои бесспорные достижения, она всё же сталкивается с критикой со стороны меньшинства (постоянно растущего) членов партии и части беспартийной интеллигенции, которые пытаются изменить некоторые идеологические постулаты в партийных документах.

Однако те, кто ждал и добивался больших изменений в политике КПВ, были разочарованы. Руководство партии не пожелало ничего существенно менять в своей политике, которая по многим показателям и планам на будущее выглядела вполне благоприятно для власти. Поэтому XIII съезд прошёл под знаком преемственности и единства. Сохранение и защиту идеологических основ КПВ съезд представил в качестве одной из важнейших задач партии на предстоящий период.

Новые внутрипартийные течения

Политические дискуссии в партийном руководстве Вьетнама традиционно являются закрытыми от публики. Но просачивающиеся в социальные сети факты указывают на то, что в руководстве есть различные группы, соперничающие друг с другом по многим вопросам.

С конца 1980-х годов, когда перестало существовать социалистическое содружество, а затем распался и Советский Союз, КПВ оказалась перед выбором: сохранить сложившийся политический строй или изменить его. Консервативная часть партийного руководства сделала всё возможное, чтобы сохранить политический строй и социальную стабильность в стране при руководящей роли КПВ. Вьетнамский консерватизм обычно был связан с антизападничеством. Но после кризиса в отношениях с КНР в 2014 г. это стало меняться, и Вьетнам начал всё дальше отходить от Китая и сближаться с США, хотя и очень осторожно.

Тем временем большое влияние приобрели чиновники-технократы в противовес партийным идеологам и силовикам. Именно они помогали приводить в страну иностранный капитал, они администрировали рыночные реформы. Реформаторы руководствовались идеями модернизации страны по западному образцу и её подключения к начавшейся глобализации. Ключевым пунктом их политики стала интеграция в мировую экономику. Некоторые считали возможным даже отказаться от цели построения социалистического государства и выступать с лозунгами национально-демократического характера. Сторонники этого курса заявили о необходимости второго, более радикального этапа реформ (Обновления 2). Он опирался на активное лоббирование со стороны США и реальное развитие вьетнамского общества, политических институтов страны, капиталистического уклада экономики, что никто уже не мог остановить.

В противоположность им консерваторы неизменно выступают за продолжение борьбы «против империализма», подразумевая под этим понятием весь Запад, и против так называемой «мирной эволюции», то есть постепенного перерождения политического строя во Вьетнаме. Главный путь к этому они часто видят в установлении тесного союза с Китаем на базе общности идеологии двух правящих коммунистических партий.

Среди западных экспертов распространено мнение, что оставшийся на своём посту на третий срок генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг является лидером консерваторов и возглавляет прокитайскую фракцию. Лидером фракции реформаторов считают бывшего премьера, избранного 5 апреля 2021 г президентом СРВ, Нгуен Суан Фука, который не был ни демократом, ни либералом, но представлял технократическое крыло в КПВ и повысил свой авторитет на фоне успешных действий во время пандемии [Giao su Carl Thayer: 14.01.2021].

Однако с годами всё заметнее становится и роль появившейся в рыночной экономике олигархии в лице владельцев крупных частных компаний. Сформировался новый слой элиты -«красные капиталисты» [Viet Nam co 6 ty phu: 17.04.2021], в которой заметно выделяются долларовые миллиардеры. Они не только зарабатывают немалые прибыли вместе с властью, но и конкурируют друг с другом, что создаёт новые условия «плюрализма интересов». Фракция «рентополучателей», по мнению внешних наблюдателей, оказалась наиболее влиятельной из всех группировок в КПВ. В своих интересах они исходят не из установок консерваторов или реформаторов, а из того, что принесёт им больше прибыли. Эти новые силы всё более стремятся избавиться от тесных рамок политического режима и контроля со стороны часто некомпетентных партийных руководителей.

Вьетнам, как пишет эксперт Королевского института международных отношений в Лондоне Билл Хайтон в вышедшей в 2010 г. книге «Вьетнам - взлетающий дракон», постепенно превращается в государство, управляемое группировками финансовой олигархии. Эксперт убежден, что здесь появились некоторые весьма богатые люди, имеющие тесные связи с партийными чиновниками и способные оказывать влияние на политику и экономику в выгодном для себя плане. И партия, похоже, признаёт, что эти люди приносят пользу и могут быть инструментом осуществления политики КПВ [Hayton 2010b].

Смена лозунгов, но не политики

XIII съезд КПВ проходил под девизом: «Сплочение - Демократия - Порядок - Творчество - Развитие». По сравнению с предыдущим съездом из него исчезли слова «Справедливость» и «Обновление», вместо которых появились призывы к творчеству и развитию.

Призыв к сплочению неизменно обращён как к самой партии, так и ко всему народу. КПВ во время съезда насчитывала 5,2 млн членов, что составляло 5,3 % от 97-миллионного населения страны [Dang Cong sän Viet Nam: 18.01.2021]. Это, конечно, меньше, чем в Китае, где 92 млн членов КПК составляют 6,3 % от 1,4 млрд населения [Население Китая: 18.01.2021]. Но руководить такой партией из центра, как показала практика, становится всё сложней. Лояльность провинциальных лидеров партийному штабу в Ханое часто зависит от ассигнований, получаемых из центра на нужды этих провинций. И это наглядно проявилось на прошедшем XIII съезде при

выборах руководящей «четвёрки» партии и страны. Прежний состав ЦК КПВ не смог прийти к согласию по некоторым кандидатурам, предложенным Политбюро ЦК.

Девиз «Демократия» также повторяется от съезда к съезду. При этом КПВ по-своему понимает значение этого термина. Она категорически отвергает принципы политического плюрализма и разделения властей. Считается, что эти основные элементы демократии западного типа противоречат сложившейся в стране системе власти, подрывают политическую стабильность, национальную культуру и идентичность. На первое место в этом контексте заметно выдвигается Национальное собрание, действительно ставшее в последние годы «местом дискуссий». Его роль и полномочия очевидно возросли. Значительная часть депутатов работает теперь на постоянной основе. Совершенствуется система выборов, предусматривающая конкуренцию не менее трёх кандидатов на одно место. В новом составе парламента, избранном в марте 2021 г., уже около 20 % депутатов не являются членами КПВ. Его открытые заседания, посвящённые вопросам правительству и его ответам, вживую транслируются по ТВ и радио. Каждый депутат имеет свой сайт в Интернете, куда могут обращаться его избиратели с любыми вопросами, причем ответ обязателен. Национальному собранию было делегировано право впервые в истории Вьетнама выносить на голосование вопрос о доверии высшим правительственным чиновникам два раза за срок их пребывания на посту.

Девиз «Справедливость» и раньше вызывал споры в обществе, тем более удивляет в условиях растущей имущественной дифференциации. Его заменили призывом к «порядку и дисциплине». Это должно указывать на то, что руководство КПВ держит курс на строительство «правового социалистического государства», действующего строго по законам. Ст. 4 Конституции СРВ 1993 г., содержащая нормы о руководящей роли КПВ, в разделе 3 провозглашает, что все организации и члены КПВ должны действовать в рамках конституции и закона [Иёп рМр 2014: 5]. На практике это означает, что начатая нынешним руководством кампания по борьбе с коррупцией будет продолжена.

Что касается начатого 35 лет назад обновления в экономике, то в руководстве КПВ посчитали, что к настоящему времени в том виде, как это было тогда задумано, оно подошло к концу. На повестку дня вышли задачи так называемой Четвертой промышленной революции: цифровизация экономики, построение «умных городов» и другие задачи. Их выполнение требует «умных», то есть образованных и квалифицированных граждан, живущих в этих городах, и рационального управления ими. Поэтому девиз «Обновление» решено заменить на «Творчество» и «Развитие», что вовсе не означает прекращения самого процесса обновления и реформ. Установка на продолжение обновления закреплена в решениях XIII съезда КПВ вместе с поставленной задачей значительного увеличения объемов ВВП и стратегией развития на среднесрочный (до 2030 г.) и долгосрочный (до 2045 г.) период.

Марксизм-ленинизм, или учение Хо Ши Мина

91 год прошёл с тех пор, как созданная Хо Ши Мином КПВ (КПИК) принесла марксизм-ленинизм во Вьетнам. Эта идеология по-прежнему играет важнейшую роль в жизни КПВ и всего общества. Она поддерживается всем мощным аппаратом пропаганды и агитации партии и

государства. На заметную девальвацию марксистско-ленинской идеологии в мире КПВ ответила усиленной пропагандой учения Хо Ши Мина, ядром которого является проповедь высокой морали на основе традиционных ценностей конфуцианства и буддизма, а также осуждение индивидуализма и стремления к личному обогащению.

Но с недавнего времени оппозиционные круги в среде партийной и иной интеллигенции в стране, а особенно в зарубежной диаспоре, заметно усилили атаки на марксизм-ленинизм как главную идеологическую основу КПВ. Все вместе они именуются в партийном лексиконе «враждебными силами». Выдвигаемые ими аргументы направлены на то, чтобы разорвать диалектическую связь учения Хо Ши Мина с марксизмом-ленинизмом.

Оппоненты КПВ утверждают, что в настоящее время во Вьетнаме, как и во всем мире, марксизм-ленинизм полностью устарел и ведёт страну в тупик. Действующим и имеющим практическое значение остаётся только учение Хо Ши Мина или высказанные им в разное время по разным поводам идеи. Однако сегодня, говорят они, уже стало очевидно, что индивидуализм и материализм берут верх и становятся доминирующими среди молодого поколения. Вступление в КПВ превратилось для молодежи прежде всего в способ обеспечения бюрократической карьеры, а вовсе не в выбор какого-то идеала.

И в таком противопоставлении учения Хо Ши Мина марксизму руководство КПВ, естественно, видит не попытку возвысить идеи основателя партии, а, напротив, изолировать, оторвать их от теоретических корней в марксизме-ленинизме и тем самым выхолостить их значение. И это означает удар по идеологической основе КПВ, по её программе и руководящей роли в стране. Идеи Хо Ши Мина есть творческое использование и развитие марксизма-ленинизма применительно к конкретным условиям Вьетнама. Поэтому, считают в руководстве КПВ, нельзя абсолютизировать идеи Хо Ши Мина для того, чтобы отрицать марксизм-ленинизм, нельзя разрывать связь между ними и тем боле подменять ими марксизм [Khöng the tach röi: 29.12.2020].

В этой связи серьёзные сомнения вызывает семантический спор нашего санкт-петербургского коллеги профессора В.Н. Колотова вокруг якобы неверного перевода термина Tu tuong Ho Chi Minh как «идеи Хо Ши Мина». Он считает, что это сильно принижает значение идейного наследия основателя независимого вьетнамского государства, и настаивает на том, что надо переводить как «идеология Хо Ши Мина» [Колотов 2017: 59-60]. Но сам президент Хо Ши Мин никогда не считал себя теоретиком или идеологом созданной им компартии Вьетнама. Напротив, он всегда подчёркивал, что его идеология - марксизм-ленинизм с учетом национальных и культурных особенностей Вьетнама [Ho Chi Minh 2011: 147].

Представления о социализме

После распада СССР это - главнейший вопрос идеологической жизни КПВ. Официально целью КПВ по-прежнему является построение во Вьетнаме социализма. Об этом вновь напомнил в своём докладе на съезде генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг, который поставил задачу к середине XXI в. превратить СРВ в «современное развитое государство, идущее по пути к социализму» [Bao cao chinh tri: 23.03.2021].

Новая редакция Программы КПВ, принятая ещё XI съездом (2011), представляет социализм как весьма далекий идеал, к которому надо стремиться. Достижение его, подчеркивается в документе, это длительный, исключительно сложный процесс. Конкретные сроки не указаны. Говорится только, что страна находится сейчас в начальной стадии строительства социализма и будет пребывать в ней ещё неопределённо долго. К середине XXI в. предполагается в основном создать лишь его материально-техническую основу [Сио^ Пик 15.03.2021].

Вопреки тяжелейшим обстоятельствам обновление вывело СРВ из разряда беднейших стран мира в группу государств со средним доходом. При этом одни увидели во Вьетнаме процесс конвергенции капиталистической и социалистической моделей развития [Мазырин 2007], другие - строительство некоего «конфуцианского капитализма с человеческим лицом» [НауШп 2010a]. Но вьетнамские идеологи этой политики твёрдо стоят на том, что, в конечном счёте, все проводимые ими реформы нацелены на построение социализма с учётом национальной специфики. То, что реально понимается под этим, выражено в основном девизе политики обновления: «Обеспеченный народ, сильное государство, справедливое, демократическое, цивилизованное общество» [Cuоng 1Тпк 15.03.2021].

В таком толковании социализма очень мало именно «изма», то есть доктринёрства, но гораздо больше простого здравого смысла. Это определение социализма почти не отличается от целей, провозглашаемых социал-демократическими партиями многих западноевропейских стран, а именно: справедливость, демократия, социально ориентированная экономика, процветание, кроме одного - монополии коммунистической партии на власть.

Помимо собственной формулировки сущности социализма в целом КПВ отстаивает специфическое понимание характера рыночной экономики: «Товарное производство не противостоит социализму, а является достижением общечеловеческой цивилизации и существует как объективная необходимость для строительства социализма» [^иуёп Phй Trong: 06.05.2010]. Характерно, что при этом сохраняется ленинский тезис о возможности прийти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг считает эту концепцию «основополагающим теоретическим прорывом и творческим достижением партии», её важным вкладом в теорию марксизма-ленинизма. Вьетнамские коммунисты, утверждает он, пришли к выводу о необходимости «применять рыночные формы и методы управления экономикой для того, чтобы использовать их положительные качества...» [^уёп Phй Тго^: 06.05.2010].

Вместе с тем теоретики КПВ признают, что рыночная экономика порождает тенденции, которые прямо противоречат социализму, предлагая их решительно преодолевать и ограничивать. Делается это, в том числе, на основе единства экономической и социальной политики, когда экономический рост идет вместе с социальным прогрессом.

Естественно, у этой концепции есть немало противников и внутри Вьетнама. Они отвергают саму возможность какой-либо ориентации рыночной экономики на социализм, считая эти два понятия несовместимыми. Рыночная экономика в каноническом представлении означает свободу предпринимательства от вмешательства государства, господство частной собственности.

Например, на многих собраниях, прошедших перед XIII съездом КПВ, вносились предложения об изменении Закона о земле 2013 г. и о признании частной собственности на землю. Руководством КПВ это было сочтено преждевременным. Сохранение всенародной (государственной) собственности на землю считается соответствующим принципам рыночной экономики, ориентированной на социализм.

Многие ветераны компартии видят крайне негативные последствия укрепления рыночной экономики в том, что она служит неиссякаемым источником непреодолимой коррупции в партии и государстве. Для того, чтобы преодолеть эти явления, по мнению критиков КПВ, необходим независимый суд, гражданские права и оппозиционные партии, держащие под контролем правящие элиты. Но до этого во Вьетнаме ещё далеко.

Заключение

Всё сказанное выше далеко не исчерпывает идеологические проблемы, по которым в КПВ идут активные дискуссии. Но можно с большой долей уверенности говорить, что при всех различиях в позициях и мнениях признаков идейного разброда, а тем более раскола в КПВ не наблюдается.

КПВ ставит одной из главных своих задач создание в стране атмосферы общественного согласия, преодоление остатков многолетней вражды и размежевания в обществе, принятие широкими слоями некоторых последствий многоукладной рыночной экономики с её неравенством доходов, уровня жизни и различиями интересов классов и слоёв.

Список литературы

Духовное наследие Хо Ши Мина и современность. Сб. статей. СПб., 2015. 510 с.

Кобелев Е.В. Хо Ши Мин. М.: Молодая гвардия, 1983.

Колотое В.Н. Стратегия развития Вьетнама в документах XIII съезда КПВ // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 1. С. 30-51.

Колотое В.Н. Идеология Хо Ши Мина - духовный фундамент системы современной политической власти Вьетнама // Вьетнамские исследования. Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017.

Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М: Форум, 2007.

Население Китая. URL: https://countrymeters.info/ru/China#population_2020 (дата обращения: 18.01.2021).

Báo cáo chính tri cüa Ban Chäp hánh trung uang Báng khóa XII tai Bai hoi dai bieu toan quoc lán thú XIII cüa Báng Cong sán Viet Nam [Политический доклад Центрального Комитета 12-го созыва XIII съезду КПВ]. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xiii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-xii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xiii-cua-3669, 23.03.2021.

Báo ve nen táng tu tuong cüa Báng lá nhiem vu quan trong má Quan doi truc tiep tham gia [Защита идеологических основ партии - важная задача, в которой армия принимает непосредственное участие]. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang-la-nhiem-vu-quan-trong-ma-quan-doi-truc-tiep-tham-gia-573667.html, 27.01.2021.

Cuong lïnh xây dung dât nuoc trong thai ky quâ dô lên chû nghïa xâ hôi (Bô sung, phât triên nam 2011) [Программа национального строительства в переходный период к социализму (дополненная и расширенная в 2011 г.)]. URL: https :// tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang dai hoi-dang/lan-thu-xi/cuong-linh-xay-dung-dat-nuoc-trong-thoi-ky-qua-do-len-chu-nghia-xa-hoi-bo-sung-phat-trien-nam-2011-1528 (дата обращения: 15.03.2021).

Dàng Công sàn Viêt Nam qua 12 ky dai hôi [КПВ за 12 съездов] // Trang tin diên tu Công doàn viên chûc Viêt Nam, 18.01.2021. URL: http://www.congdoanvienchucvn.org.vn/dang-cong-san-viet-nam-qua-12-ky-dai-hoi.html

de Treglode, Benoit. Viêt Nam: 13e congrès du PCV, l'art de l'immuabilité [Вьетнам: 13-й съезд КПВ, искусство неизменности] // APN, 14.02.202. URL: https://asiepacifique.fr/viet-nam-13-congres-pcv-immuable

Giâo su Carl Thayer: "Tôi muôn Thû tuong Phûc làm tiêp nhiêm ky hai" [Профессор Карл Тэйер: «Я хотел бы видеть премьер-министра Фука избранным на второй срок»] // BBC, 14.01.2021. URL: https://www.bbc.com/vietnamese/vietnam-55665207

Hayton B. Vietnam's New Money // Foreign Affairs. 2010a. № 2.

Hayton B. Vietnam Rising Dragon. Yale University Press, 2010b.

Hiên phâp nuoc Công hoa xâ hôi chû nghïa Viêt Nam [Конституция Социалистической Республики Вьетнам]. Hà Nôi: Nxb Chinh tri quôc gia Su thât, 2014.

Hô ChiMinh. Toàn tâp [Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений]. Hà Nôi: Nxb Chinh tri Quôc gia, 2011. T. 2.

Không thê tâch roi tu tuong Hô Chi Minh voi chû nghïa Mâc - Lênin [Нельзя отрывать идеи Хо Ши Мина от марксизма-ленинизма]. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/khong-the-tach-roi-tu-tuong-ho-chi-minh-voi-chu-nghia-mac-lenin-571714.html, 29.12.2020.

Kobelev E.V. Dai hôi XIII Dàng Công sàn Viêt Nam - con duong di dên nhùng thành tuu moi [Кобелев Е.В. XIII Съезд Коммунистической партии Вьетнама - путь к новым достижениям] // Nhân Dân, 13.01.2021. URL: https://nhandan.com.vn/tin-tuc-su-kien/dai-hoi-xiii-dang-cong-san-viet-nam-con-duong-di-den-nhung-thanh-tuu-moi-631634

Nguyên Giang. Dung dâu Nguyên Phû Trong thê hiên su "xo cûng" cûa Dàng Công sàn Viêt Nam: Gs Carl Thayer [Нгуен Зянг. Как считает профессор К. Тэйер, «возглавив партию, Нгуен Фу Чонг продемонстрировал ее «склероз»] RFA, 01.02.2021. URL: https://www.rfa.org/vietnamese/in depth/nguyen-phu-trong-election-shows-vn-communist-party-suffers-arterial-sclerosis-prof-thayer-02012021183345.html

Nguyên Phù Trong. Kinh tê thi truong dinh huong xâ hôi chû nghïa là dong gop cûa DCSVN vào ly luân cûa chû nghïa Mâc - Lê-nin [Нгуен Фу Чонг. Социалистически ориентированная рыночная экономика -вклад КПВ в теорию марксизма-ленинизма]. URL: https://www.vietnamnet.vn, 06.05.2010.

PhuongPham. Nguyen Phu Trong: The Best Choice to Lead Vietnam's Communist Party // The Diplomat, 08.02.2021. URL: https://thediplomat.com/2021/02/nguyen-phu-trong-the-best-choice-to-lead-vietnams-communist-party, 08.02.2021.

Thayer Carl A. Weighing up political developments in Vietnam. URL: https://www.eastasiaforum.org/2018/12/11/weighing-up-political-developments-in-vietnam, 11.12.2018.

Viêt Nam co 6 ty phû USD trên xêp hang toàn câu [У Вьетнама шесть долларовых миллиардеров в мировом рейтинге]. URL: https://baochinhphu.vn/Thi-truong/Viet-Nam-co-6-ty-phu-USD-tren-xep-hang-toan-cau/427872.vgp, 17.04.2021.

Vietnam before Party's National Congress: Chinese Elements and American Card // RFI, 30.11.2020. URL: https://www.rfi.fr/vi/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD-vi%E1%BB%87t-nam/20201130-dai-hoi-dang-cong-san-viet-nam-va-yeu-to-trung-quoc

Автор:

Локшин Григорий Михайлович, к. и. н., ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН. ORCГО: 0000-0002-6362-7463. E-maiH6188017@yandex.ru

Продвижение статьи: Дата поступления: 01.05.2021 Дата поступления в переработанном виде: 27.05.2021

Принята к печати: 06.06.2021

G.M. Lokshin

THE CPV IDEOLOGICAL PROBLEMS IN THE FOCUS OF THE 13th CPV

CONGRESS RESULTS

Abstract. The article discusses several ideological and theoretical problems the Communist Party of Vietnam faced when preparing and holding the 13th Congress at the end of January 2021. The author dwells but on some problems, in his opinion, the most important ones for the CPV, related to attempts to discredit Marxism, a loss of confidence in socialism in the country and the serious crisis in international Communist movement. These include the exacerbation of internal and external challenges facing the SRV, the division of party ranks, especially in the upper echelon, the adjustment of internal political slogans and notions of socialism, including in the light of Ho Chi Minh ideas, with the aim of scientific justification of the non-capitalist nature of the market economy and the socialist path in Viet Nam.

Considering the contradictory processes in the party and in the country from the point of view of objectivism, the author concludes that, despite all the differences in positions and opinions, the congress demonstrated neither signs of ideological confusion nor disruption in the CPV.

Keywords: the Communist Party of Vietnam, the 13th Congress, ideology, Marxism-Leninism, Ho Chi Minh's teaching, socialism-oriented market economy, loss of confidence in socialism

For citation: Lokshin G.M. (2021). The CPV ideological problems in the focus of the 13th CPV Congress results. Russian Journal of Vietnamese Studies, Series 2, 2: 25-44.

Introduction

The 13th Congress of the Communist Party of Vietnam (CPV) held in Hanoi on January 25 -February 1, 2021 is an important historical landmark on the way of Vietnam's comprehensive Renovation for the last 35 years, having begun with the fateful decisions of the 6th Party Congress in 1986. It aroused interest in scientific community and in general public, while it was the question of the future of an Asian country with a hundred million population, the country that Vietnam has become.

The theme of the article is new for our literature on contemporary Vietnam; it has been insufficiently discussed yet. The author's methodology is an objective analysis of the 13th CPV Congress materials, speeches of outstanding politicians and the discussion in the Party and in academic institutions on the threshold of the Congress.

The attention of most foreign observers and commentators was drawn to the formation of a new generation of the Party and State leaders and to the unprecedented re-election of 76-yeared Nguyen Phu Trong, the General Secretary of the Central Committee of the CPV, President of the SRV, for the third term. This fact was generally assessed as the CPV leadership striving to preserve political continuity and stability [de Treglode 2021; Phuong Pham 2021].

Carlyle (Carl) Thayer, a well-known Australian expert, in his interview to the journal of the Russian International Affairs Council (RIAC) a year before the Congress, mentioned that the CPV was going through the period of unprecedented changes within the Party. The role of the Central Committee having, in fact, taken functions of the Party chief executive body on itself in periods between national Congresses, significantly increased. Several times, the CC has already revoked the Politbureau

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

decisions and the initiatives of the General Secretary of the CPV. Thayer assured that the Communist Party of Vietnam was still at the helm, for the simple reason that there was no change for it on the horizon. However, he was very skeptical about Nguyen Phu Trong's re-election for the third term, having considered it to be the indicator of "sclerosis and asphyxia" of the current political system of Vietnam [Giang Nguyên 2021].

Now, in their works western specialists pay much attention to the contradictions of the CPV ideology. It's stated that within the Party nobody speaks of class struggle and the dictatorship of the proletariat; market economy has never been recognized as capitalist, in fact; but private ownership is considered to be a driving force of the national development. So, what has been left over from communist doctrine in Vietnam and what socialism is being built in Vietnam? In 2018, in his speech at the Australian National University in Canberra Professor C. Thayer affirmed that the CPV, in fact, gave up the Marxist-Leninist doctrine of overthrowing capitalism closely connected with private ownership and market economy [Thayer 2018]. The same problems are touched in some articles by above-mentioned Benoit de Treglode, the Regional Director of l'Institut de recherche strategique de l'École militaire (IRSEM) in France [Vietnam before Party's National Congress: 30.11.2020].

In Russian Vietnamese studies it was not a matter of contradictions, although many works have been published analyzing the ideological platform of the CPV, but they constitutes complimentary studies. The works of Russian researchers on Ho Chi Minh and his role in the CPV creation and formation of its Marxist-Leninist ideology are notable for their comprehensive approach. The main features of the CPV history are contained in the still relevant book of Ye.V. Kobelev about Ho Chi 3 Minh [Kobelev 1983] and its contemporary policy is given in a collective work "Ho Chi Minh's spiritual Legacy and Contemporaneity" published by Sankt-Petersburg University jointly with the Ho Chi Minh Academy [2015]. IFES scientists have contributed to the book. Ye.V. Kobelev as a leading researcher of CPV in Russia, characterized the CPV XIII congress as a step "on the way to new achievements" and emphasizes: "Before the birth of the CPV no other party could head the Vietnamese people and lead it to victory. The first and foremost factor is the strategy of the united broad national front at every concrete stage of the revolution [Kobelev 2021]. In Russia the study of the Ho Chi Minh's heritage is carried out by the Institute of the same name of the Oriental Faculty of St. Petersburg State University. Its director, prof. Kolotov V.N., regularly analyzes the policy and strategy of the CPV in general and he was the first who gave an overview of the XIII congress [Kolotov 2021: 30-40]. He advocates the concept of the presence of the Ho Chi Minh ideology in Vietnam [Ho Chi Minh ideology 2017].

Naturally, the paramount attention to development and propaganda of the CPV ideology is paid in Vietnam itself. The broad system of research, educational and propaganda institutions with numerous specialists work actively there. The most important institutions are the following: the Central Theoretical Council of the Central Committee of the CPV, the Ho Chi Minh State Political Academy, the Vietnam Academy of Social Sciences and many other "think tanks". Theoretical works of the representatives of the Party elite are published in the journals "The Communist", "The Party Building", "The Political Theory" and many others. This article is based on some of them. Recently, great attention has been attracted to the articles and speeches of Nguyen Trong Nghia, Colonel-General, the former Deputy Chief of the General Political Department of the VPA, appointed the Head of the Propaganda

Department of the Central Committee of the CPV after the Congress [Bao ve nen tang tu tuang: 27.01.2021].

CPV in the face of internal and external challenges

The SRV according to its social set-up positions itself to be one of the five socialist states left. But it does not belong to such stagnating countries like Cuba, DPRK and Laos. In December 1986, following the decisions of the 6th Congress of the CPV the country began a historical experiment of building "socialism-oriented market economy", which found its expression in the acceptance of mixed economy and the foreign policy openness. During 35 years of the realization of this policy Vietnam having no friends and allies after the USSR collapse, has changed into a quickly developing state. Also, COVID-19 pandemic has shown that in the force majeure situation Vietnam has been able to build harmonious relations with its own society.

Yet, in January 2021 the 13th Congress of the CPV was not held in the state of euphoria of successes. By the time, economic, internal and international political situation of Vietnam had been far from blissful idyll. The consequences of the world crisis due to COVID-19 pandemic was a blow strong enough (though not so strong as in the neighboring countries) to the Vietnamese economy dependent on export and tourism. The CPV reforms and enhancing openness of the country to the external world led to the complication of the social structure, diversification of interests and mass conscience, to emergence of new contradictions and conflicts in the society, particularly during informatics revolution in the world. Social polarization, the estrangement of political and business elite from the mass of the population increased significantly. There appeared "new Vietnamese", somewhat similar to "new , Russian" of the 1990s in Russia. The CPV leadership was obliged to renovate the ideological arsenal in order not to lose their legitimacy, but to strengthen the social foundation of the power.

Meanwhile, international situation of the country has also been greatly affected by more active expansionist policy of the PRC in the South China (East) Sea, which required increased defense spending. The situation for the CPV was complicated by a deep crisis in the international Communist and labor movement, as well. Even during "the crusade against Communism" Communist parties remained the vanguard of leftist forces. Some decades ago, they still were a powerful force that everyone should have taken into consideration. Now, the situation has principally changed, and the influence of Communist parties in the world, in fact, has come to naught.

Ideological and theoretical crisis has spread worldwide. Theoretical and ideological dilemma of the current socialism results from the complete deviation, both in theory and in practice, from the main motto of the Communist Manifesto: "Workers of the world, unite!" The CPV no longer refers to the working class as the leading force of society, and the new situation needs new theoretical, ideological and political formulations. So far, there is no ideology that could seize the masses.

In this context, the CPV is not the exclusion. The discussion that spread in the Party and in society before the Congress evidences that despite all its indisputable achievements, the CPV still faces the critic of the Party members minority (ever growing) and non-party intelligentsia, who are trying to change some ideological postulates in Party documents.

However, those who waited and pushed for big changes in the CPV policy were disappointed. The CPV leadership did not wish to vitally change anything in its policy; according to many indicators and plans for the future it looked quite favorably to the authorities. That is why the 13th Congress of the CPV was marked by continuity and unity. The Congress submitted preservation and defense of the CPV ideological principles as one of the most important tasks for the near future.

38

New intra-party thoughts

Usually, Vietnam's political leadership discusses political issues behind closed doors. But the facts filtering through social nets evidence that in the leadership there are different groups competing with one another on numerous questions.

Since the late 1980s, after the socialist bloc and the Soviet Union fell apart, the CPV was to choose, whether to preserve to existing political system or to change it. The conservative part of the CPV leadership did everything possible to preserve the political system and social stability in the country under the CPV guidance. Usually, Vietnamese conservatism was closely connected with anti-Westernism. But after the crisis in Sino-Vietnamese relations in 2014 the situation began to change. Vietnam began moving away from China and trying to become friends with the US, though very carefully.

Meanwhile technocrats-officials in counterpoise to Party ideologists and enforces exerted great influence. It was they who assisted to bring foreign capital to the country, who administered market reforms. The reformers were guided by the ideas of the country modernization according to Western model and were interested in attaching it to the emerging globalization. The key point of their policy was integration into the world economy. Some of them considered it possible to reject the goal of establishing a socialist state and to remain a national-democratic country at that stage. Supporters of this course called for a second, more radical phase of reform ("Renovation 2"). It relied on the active US lobbying and emerged from the real development of the society, all the political institutions of the country, capitalist economy, which nobody could stop.

By contrast with them conservatives always come out in favor of continuation of the struggle 3 "against imperialism", implying the West on the whole, and against the so called "peaceful evolution", i.e., against gradual regeneration of the political system in Vietnam. The main way for them is the establishment of close union with China on the base of common ideology of the two ruling Communist parties.

Many western observers share the opinion that Nguyen Phu Trong, the General Secretary for the third term, is the conservatives' leader and heads the pro-China faction. The reformers' faction leader is considered to be the former Premier, now the SRV President, Nguyen Xuan Phuc, who has never been either a democrat or a liberal. He represented technocratic wing in the CPV and enhanced high authority on the background of successful actions during the pandemic [Giao su Carl Thayer: 14.01.2021].

However, in time the role of the oligarchy in market economy has become still more notable through the owners of big private companies. A new elite layer, "red capitalists", has emerged. [Viet Nam co 6 ty phu: 17.04.2021], in which dollar billionaires take prominent place. They not only earn great incomes and power, they also contest with each other, creating new conditions for "pluralism of interests". The "renters' faction", according to external observers, is the most influential of all the groupings in the CPV. In their interests they do not share mindsets of conservatives or reformers, but seek what will bring them bigger income. These new forces are striving to get rid of narrow frameworks of the political regime and control of party leaders, often incompetent.

As Bill Hayton, the expert of the Royal Institute of International Affairs in London, writes in the book "Vietnam Rising Dragon" published in 2010, Vietnam is gradually transforming into the state ruled by the groupings of finance oligarchy. The expert strongly believes that there have appeared very rich people, who have close connections with party officials and who can influence policy and economy

for their own advantage. The Party seems to admit them to be useful and to be used as the tool for the realization of the CPV policy [Hayton 2010b].

The change of mottos, but not of policy

The 13th Congress of the CPV has had the motto: "Unity - Democracy - Order - Creativity -Development". In comparison with the previous Congress, the motto lacks the words "Justice" and "Renovation", while the appeals to creativity and development have appeared instead.

The appeal to unity, as usual, addresses both the Party and the people. At the time of the Congress the CPV had 5,2 million members, i.e., 5,3% of 97 million population. [Dáng vien Dáng Cong sán Viet Nam: 18.01.2021]. Of course, this is less than in China, where 92 million members of the CPC account for 6,3% of 1,4 billion population [Naselenie Kitaya: 18.01.2021]. But, as the practice has shown, to guide such a party from the center is still more complicated. Provincial centers' loyalty to the party headquarters in Hanoi often depends on provision got from the center for these provinces' needs. It was clearly seen at the previous Congress at the election of the ruling "four" of the Party and the country. The former staff of the Central Committee of the CPV could not agree on some candidates nominated by the CC Politbureau.

Also, the motto "Democracy" is repeated at every Congress. However, the CPV understands the term in its own way. It flatly rejects the principle of political pluralism and separation of powers. These basic elements of Western democracy are considered to contradict the existing power system in the country, to undermine political stability, national culture and identity. In this context, the first place belongs to the National Assembly, recently being a real "discussion place". Its role and authority have obviously increased. Now, significant part of deputies works on an ongoing basis. The electoral system is being improved, providing for the contest of no less than three candidates for one place. In the new parliament, elected in March 2021, about 20% deputies are not the CPV members. Its open sessions on questions and answers of the government provide live broadcast on TV and radio. Every deputy has his own site in internet, and the electors can ask any questions and must receive a reply. For the first time in the history of Vietnam, the National Assembly was delegated the right to put to the vote the question of confidence to senior government officials twice during their tenure.

Formerly, the motto "Justice" was controversial in society and became all the more surprising in the context of growing property differentiation. It was replaced with the appeal to "order and discipline". It must evidence that the CPV leadership heads for building "the socialist state of law", being legal. Article 4 of the SPV Constitution 1993 on the leading role of the CPV, in chapter 3 declares that all the CPV organizations and members must act in the frameworks of the Constitution and the Law [Hien pháp 2014: 5]. In practice this means that the company of fighting corruption having been begun by the current leadership will be continued.

As far as the renovation in economy is concerned, the CPV leadership has decided that by now the renovation having been planned 35 years ago has come to its end. The challenges posed by so-called fourth industrial revolution are on the agenda: digitalization of economy, building "smart cities" and others. This task requires "smart", i.e., educated and qualified citizens living in the cities, and rational management. That is why the motto "Renovation" was resolved to be replaced by "Creativity" and "Development", but this does not mean that the process of renovation and reforms has been finished. The aim to continue renovation has been fixed in the 13th Congress of the CPV decisions, as well as the task of significant GDP growth and the strategy of medium- and long-term (until 2045) development.

i

Marxism-Leninism or Ho Chi Minh's teaching

The CPV created by Ho Chi Ming brought Marxism-Leninism to Vietnam 91 years ago. This ideology is still of great importance in the life of the CPV and of the society. It is supported with the mighty propaganda and agitation machinery of the Party and State. The CPV response to the significant devaluation of Marxist-Leninist ideology in the world has been the mighty propaganda of Ho Chi Minh's teaching, its nucleus being the propagation of high morals on the ground of traditional Confucian and Buddhist values, as well as condemnation of individualism and aspiration to personal enrichment.

But recently in the ideological sphere the opposition in the milieu of the Party and other intelligentsia in the country (but particularly in diaspora) enhanced attacks at Marxism-Leninism, being the CPV chief ideological base. The CPV calls them "hostile forces" in the party lexicon. Their arguments are aimed to break dialectical relationship of Ho Chi Minh's teaching with Marxism-Leninism.

The CPV opponents argue that now in Vietnam Marxism-Leninism is out of date, as it is worldwide, and it is leading the country to a dead-lock. Only Ho Chi Minh's teaching is actual and practical, as are his ideas expressed in different times and on different occasions. But now, they say, it is obvious that individualism and materialism are gaining the upper hand and become dominating among the young generation. Joining the CPV is for the youth, first and foremost, the choice of bureaucratic career, but not the choice of an ideal.

Naturally, such an opposition of Ho Chi Minh's teaching to the Marxism in the CPV leadership does not mean an attempt to raise Ho Chi Minh's ideas, but, vice versa, to separate them from their 4 roots in Marxist-Leninist theory, having emasculated their sense. This is a blow to the CPV ideological base, to its program and to its leadership in the country. Ho Chi Minh's ideas mean Marxism-Leninism creative use and development as applied to concrete Vietnam's conditions. That is why (so the CPV leadership) one should neither absolutize Ho Chi Minh's ideas in order to deny Marxism-Leninism, nor break their relationship, nor substitute them for Marxism [Khong the tach rai: 29.12.2020].

In this connection there are serious doubts about the semantic dispute of our Saint Petersburg colleague Professor V.N. Kolotov around a supposedly wrong translation of the term «Tu tuong Ho Chi Minh» as "Ho Chi Minh's ideas". He believes this translation to belittle the importance of his ideological legacy and insists that it should be translated as "Ho Chi Minh's ideology" [Kolotov 2017: 59-60]. But President Ho Chi Minh has never thought himself to be a theorist or an ideologist of the Communist Party of Vietnam he had created. On the contrary, he used to emphasize that his ideology is Marxism-Leninism with regard to Vietnam's national and cultural features [Ho Chi Minh 2011: 147].

Understanding of the Socialism

After the USSR collapse, this is the fundamental issue of the CPV ideological life. Officially, the CPV goal, as usual, is the construction of socialism in Vietnam. In his report at the Congress Nguyen Phu Trong, the General Secretary of the Central Committee of the CPV, mentioned again the task to transform the SRV by the middle of the century into a "modern developed state moving towards socialism" [Bao cao chinh tri: 23.03.2021].

The CPV Program in a new wording having been adopted by the 11th Congress, shows socialism as a very distant ideal to strive to. It emphasizes that the transition to it is a long, extraordinary

complicated process. No time frames are ever mentioned. The country is said to be at the earliest stage of socialism construction and will remain there indefinitely. By the middle of the 21st century it is supposed to create its material and technical base on the whole [Cuong linh: 15.03.2021].

In spite of the hardest circumstances the Renovation led Vietnam out of the category of the poorest countries of the world into the group of average-income states. At that, some viewed in Vietnam an attempt of convergence of capitalist and socialist development models [Mazyrin 2007], others see the construction of a "Confucian capitalism with a human face" [Hayton 2010a]. But Vietnamese ideologists of this policy insist that in the end all their reforms aim to the construction of socialism regarding national specificities. The real meaning of this, is expressed in the chief motto of renovation policy: "wealthy people, powerful state, just, democratic, civilized society" [Cuong linh: 15.03.2021].

In this interpretation of socialism there are few "isms", i.e., doctrinaire attitude, but much more common sense. This definition of socialism hardly differs from the goals declared by social-democratic parties of many countries of Western Europe, viz.: justice, democracy, social economy, prosperity, but one, which is the monopoly of the Communist Party for power.

In addition to its own formulation of the substance of socialism in general, the CPV advocates a specific understanding of the nature of the market economy: "Commodity production does not oppose socialism; it is the achievement of universal human civilization and exists as an objective necessity for socialism construction" [Nguyen Phu Trong 2010]. Characteristically, the Lenin's thesis about the possibility of socialism construction having left out the capitalist development stage is preserved at the same time. Nguyen Phu Trong, the General Secretary of the Central Committee of the CPV, considers 4 this conception to be "the essential theoretical breakthrough and the Party creative achievement", its important contribution to the Marxist-Leninist theory. He argues that Vietnamese Communists made the conclusion of the necessity "to apply economic forms and market economy management methods to use their positive qualities..." [Nguyen Phu Trong 2010].

However, the CPV theorists recognize that market economy has tendencies really contradictory to socialism, by proposing to decisively overcome and limit them. This is done, inter alia, on the basis of the unity of economic and social policy, where economic growth keeps up with social progress.

Naturally, there are many opponents of this conception within Vietnam. They reject the very possibility of socialism-oriented market economy, believing, these two concepts are incompatible. Market economy in canonical representation means freedom of enterprise from Sate interference, the dominance of private property. For example, many meetings before the 13 th Congress of the CPV proposed to change the Land Law 2013 and to adopt private land ownership. The CPV leadership considered this to be untimely. The maintenance of the people's (state) land ownership is considered to be in accordance with the principles of socialism-oriented market economy.

Many CPV veterans see also negative consequences of strengthening market economy, while it is an inexhaustible source of irresistible corruption in the Party and state. Critics in the CPV are of the opinion that to overcome the situation it is necessary to possess an independent court, civil rights and opposition parties controlling the ruling elites. Yet, Vietnam is far from that.

Conclusion

The above-said is far from having exhausted all the ideological problems being actively discussed in the CPV. With a high degree of certainty one can affirm that there are many different positions and opinions in the CPV, but there are no signs of ideological disorder, let alone the split.

42

One of the main tasks of the CPV is to create the atmosphere of social cohesion, to overcome the remains of lasting hostility and demarcation in the society. The broad layers of the people should adopt some consequences of the mixed market economy with its inequality of incomes, life levels and difference in interests of classes and layers.

References

Bâo câo chinh tri cûa Ban Châp hành trung uang Bâng khoa XII tai Bai hôi dai biêu toàn quôc lân thu XIII cûa Bâng Công sàn Viêt Nam [Political report of the Central Committee of the 12th convocation to the XIII Congress of the CPV] (2021). Bâo diên tù Dâng Công sàn Viêt Nam, March 23. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xiii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-xii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xiii-cua-3669 Bâo vê nên tàng tu tuông cûa Bâng là nhiêm vu quan trong mà Quân dôi truc tiêp tham gia [Protecting the ideological foundations of the party is an important task in which the army is directly involved] (2021). Bâo diên tûDâng Công sàn Viêt Nam, January, 27. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang-la-nhiem-vu-quan-trong-ma-quan-doi-truc-tiep-tham-gia-573667.html

Cuang lïnh xây dung dât nuôc trong thài ky quâ dô lên chû nghïa xâ hôi (Bô sung, phât triên nâm 2011) [The program for the construction of the Motherland in the transition period to socialism (supplemented and expanded in 2011)] (2015). Bâo diên tù Dâng Công sàn Viêt Nam, September 24. URL: https :// tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang dai hoi-dang/lan-thu-xi/cuong-linh-xay-dung-dat-nuoc-trong-thoi-ky-qua-do-len-chu-nghia-xa-hoi-bo-sung-phat-trien-nam-2011-1528

Dâng Công sàn Viêt Nam qua 12 ky dai hôi [CPV through 12 congresses] // Trang tin diên tû Công doàn viên chuc Viêt Nam, 18.01.2021. URL: http://www.congdoanvienchucvn.org.vn/dang-cong-san-viet-4 nam-qua-12-ky-dai-hoi.html

de Treglode, Benoit (2021). Viêt Nam: 13e congrès du PCV, l'art de l'immuabilité [Vietnam: 13th CPV Congress, the art of immutability]. APN, February 14. URL: https://asiepacifique.fr/viet-nam-13-congres-pcv-immuable,

Duhovnoe nasledie Ho Shi Mina i sovremennost' [Ho Chi Minh's spiritual heritage and modernity] (2015). SPb.

Giang Nguyên (2021). Dung dâu Nguyên Phû Trong thê hiên su "xa cung" cûa Bâng Công sàn Viêt Nam: Gs Carl Thayer [According to Professor K. Thayer, "by leading the party, Nguyen Phu Chong demonstrated its" sclerosis"]. RFA, February 1. URL: https://www.rfa.org/vietnamese/in_depth/nguyen-phu-trong-election-shows-vn-communist-party-suffers-arterial-sclerosis-prof-thayer-02012021183345.html

Giâo su Carl Thayer: "Tôi muôn Thû tuông Phûc làm tiêp nhiêm ky hai" [Professor Carl Thayer: "I would like to see Prime Minister Phuc elected for a second term"] // BBC, 14.01.2021. URL: https://www.bbc.com/vietnamese/vietnam-55665207

Hayton, B. (2010a). Vietnam's New Money. Foreign Affairs, No. 2. Hayton, B. (2010b). Vietnam Rising Dragon. Yale University Press.

Hiên phâp nuôc Công hoa xâ hôi chû nghïa Viêt Nam [Constitution of the Socialist Republic of Vietnam] (2014). Hà Nôi: Nxb Chinh tri quôc gia Su thât.

Không thê tâch rài tu tuông Hô Chi Minh vôi chû nghïa Mâc - Lênin [Ho Chi Minh's ideas cannot be torn from Marxism-Leninism] (2020). Bâo diên tù Dâng Công sàn Viêt Nam, December, 29. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/khong-the-tach-roi-tu-tuong-ho-chi-minh-voi-chu-nghia-mac-lenin-571714.html

Kobelev Ye.V. (2021). Bai hôi XIII Bâng Công sàn Viêt Nam - con duông di dên nhùng thành tuu mai [XIII Congress of the Communist Party of Vietnam is the path to new achievements].Nhân Dân,

January13. 13. URL: https://nhandan.com.vn/tin-tuc-su-kien/dai-hoi-xiii-dang-cong-san-viet-nam-con-duong-di-den-nhung-thanh-tuu-moi-631634

Kobelev, Ye.V. (1983). Ho ShiMin [Ho ChiMinh]. M.: Molodaya gvardiya

Kolotov, V.N. (2017). Ideologiya Ho Shi Mina - duhovnyj fundament sistemy sovremennoj politicheskoj vlasti V'etnama [Ho Chi Minh's ideology - the spiritual foundation of the system of modern political power in Vietnam]. V'etnamskie issledovaniya, Vyp. 7. M.: IDV RAN.

Land Rights in Vietnam - What They Are and How You Can Acquire Land (2019). Vietnam Briefing, June 25. URL: https://www.vietnam-briefing.com/news/land-rights-vietnam-what-they-are-and-how-you-can-acquire-land.html

Mazyrin, V.M. (2007) Reformy perekhodnogo perioda vo V'etname (1986-2006 gg.): napravleniya, dinamika, rezul'taty [Transitional Reforms in Vietnam (1986-2006): Directions, Dynamics, Results]. M: Forum.

Naselenie Kitaya [Population of China]. Retrieved on January 18, 2021 from URL: https://countrymeters.info/ru/China#population_2020

Nguyen Phu Trong (2010). Kinh te thi truong dinh huong xa hoi chu nghia la dong gop cua BCSVN vao ly luan cua chu nghia Mac - Le-nin [Socialist-Oriented Market Economy is the Contribution of the CPV to the Theory of Marxism-Leninism]. VietnamNet, May 6. URL: https://www.vietnamnet.vn

Phat bieu cua Tong Bi thu, Chu tich nuoc Nguyen Phu Trong khai mac Hoi nghi lan thu muoi ba Ban Chap hanh Trung uong Dang khoa XII [Speech by the Secretary General, President of the country Nguyen Phu Trong at the opening of the 13th plenum of the CC CPV XII convocation] (2020). Bao dien tuDang Cong san Viet Nam, October 5. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/van-kien-tu-lieu-ve-dang/hoi-nghi-bch-trung-uong/khoa-xii/phat-bieu-cua-tong-bi-thu-chu-tich-nuoc-nguyen-phu-trong-khai-mac-hoi-nghi-lan-thu-muoi-ba-ban-chap-hanh-trung-uong-3535 4 Phuong Pham (2021). Nguyen Phu Trong: The Best Choice to Lead Vietnam's Communist Party. The

Diplomat, February 8. URL: https://thediplomat.com/2021/02/nguyen-phu-trong-the-best-choice-to-lead-vietnams-communist-party

Thayer, Carl A. (2018). Weighing up political developments in Vietnam. East Asia Forum, December 11. URL: https://www.eastasiaforum.org/2018/12/11/weighing-up-political-developments-in-vietnam

Viet Nam co 6 ty phu USD tren xep hang toan cau [Vietnam has six dollar billionaires in the world ranking] (2021). URL: https://baochinhphu.vn/Thi-truong/Viet-Nam-co-6-ty-phu-USD-tren-xep-hang-toan-cau/427872.vgp, April 17.

Vietnam before Party's National Congress: Chinese Elements and American Card (2020) // RFI, November 11. URL: https://www.rfi.fr/vi/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD-vi%E1%BB%87t-nam/20201130-dai-hoi-dang-cong-san-viet-nam-va-yeu-to-trung-quoc

Author:

Lokshin Grigory M., PhD (History), Leading Researcher, Center for Vietnam and ASEAN Studies, IFES RAS. ORCID: 0000-0002-6362-7463. E-mail: l6188017@yandex.ru

Article history: Received: May 1, 2021 Received in revised form: May 27, 2021 Accepted: June 6, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.