Научная статья на тему 'Идеологические основы «Экономического гангстерства»'

Идеологические основы «Экономического гангстерства» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОМПРАДОРСКАЯ БУРЖУАЗИЯ / КОЛЛАПС СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ АНТИКАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АНТИКАПИТАЛ / ДОВЕРИЕ / ОБМЕН / РЕСУРСЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕДИСТРИБУЦИЯ / НАСИЛИЕ / РЕПРЕССИИ / CORRUPTION / COMPRADORE BOURGEOISIE / SOCIAL COLLAPSE / SOCIAL POLICY / SOCIAL CAPITAL / SO-CIAL ANTICAPITAL / HUMAN CAPITAL / HUMAN ANTICAPITAL / TRUST / EXCHANGE / RESOURCES / FORCED REDISTRIBUTION / VIOLENCE / REPRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арпентьева М.Р.

В статье рассматриваются проблемы коррупции и ее идеологической основы идеологии экономических гангстеров или социальных каннибалов, возможные антитезы и модели борьбы с коррупцией. Анализируется роль соци-ального и человеческого капитала в развитии стран и сообществ: констатируется, что развитие человеческого и социального капитала связано с развитием общественного и, при наличии гуманных отношений в сообществе, активно развивается и служит развитию сообществ и снижению коррупции. Антикапиталы развиваются и накапливаются в условиях экономического гангстерства, аномии и коррупции, переходящих в социальный каннибализм и завершающихся коллапсом общества и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of corruption and its ideological foundations, the ideology of economic gangsters or social cannibals, the possible antithesis and models against corruption. It analyzes the role of social and human capital in developing countries and communities: it is stated that the development of human and social capital associated with the development of the public, and, if there are human relations in the community, it actively develops and contributes to the development of communities and reduces corruption. Anticapitals develop in conditions of «economic gangsterism», anomie and corruption, turning into social cannibalism and fin-ishing as the collapse of the society and the country.

Текст научной работы на тему «Идеологические основы «Экономического гангстерства»»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 330.16:316.342.6:343.35

Арпентьева М. Р. Идеологические основы «экономического гангстерства»

В статье рассматриваются проблемы коррупции и ее идеологической основы - идеологии экономических гангстеров или социальных каннибалов, возможные антитезы и модели борьбы с коррупцией. Анализируется роль социального и человеческого капитала в развитии стран и сообществ: констатируется, что развитие человеческого и социального капитала связано с развитием общественного и, при наличии гуманных отношений в сообществе, активно развивается и служит развитию сообществ и снижению коррупции. Антикапиталы развиваются и накапливаются в условиях экономического гангстерства, аномии и коррупции, переходящих в социальный каннибализм и завершающихся коллапсом общества и страны.

Ключевые слова: коррупция, компрадорская буржуазия, коллапс социальный, социальная политика, социальный капитал, социальный антикапитал, человеческий капитал, человеческий антикапитал, доверие, обмен, ресурсы, принудительная редистрибуция, насилие, репрессии.

ГРНТИ: Психология: 15.81.25 Экономическая психология.

Arpentieva M. R.

Ideological foundations of "economic gangsterism"

The article deals with the problem of corruption and its ideological foundations, the ideology of economic gangsters or social cannibals, the possible antithesis and models against corruption. It analyzes the role of social and human capital in devel-

© Арпентьева М. Р., 2016

© Arpentieva M. R., 2016

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2016. № 3 (Вып. 3). С. 106

oping countries and communities: it is stated that the development of human and social capital associated with the development of the public, and, if there are human relations in the community, it actively develops and contributes to the development of communities and reduces corruption. Anticapitals develop in conditions of «economic gangsterism», anomie and corruption, turning into social cannibalism and finishing as the collapse of the society and the country.

Key words: corruption, compradore bourgeoisie, social collapse, social policy, social capital, social anticapital, human capital, human anticapital, trust, exchange, resources, forced redistribution, violence, repression.

JEL classifications: F 02, D 63

Идеология «экономического гангстера» - готовность максимизировать личную выгоду любым доступным способом [5], пойти на любое преступление ради собственной выгоды: «Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. ...но это ещё не вся правда. .Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение. при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» [2; 6, p. 35, 36]. Коррупция означает обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, что противоречит законодательству и моральным установкам. Главное оружие и результат коррупции -деидеологизация. Как отмечает О.А. Санчес, авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий [4, c. 6-7]. Напротив,

коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии. Деформации социально-политического сознания под влиянием проникновения в него антисоциальных идеологических установок, приводящих страны на грань коллапса, в современном мире многочисленны. Основные из них сводятся в разной мере к манипулятивно ограниченному выбору: парадоксального утверждения жизни, аномии и отказа (включая более или менее полную изоляцию субъекта от общества в целях самосохранения и сохранения своего «варианта» осознания социально-политических процессов), согласия (разрушения себя и мира под девизом «Бери от жизни все!»).

Перспективы этих выборов существенно различны: социальное служение обеспечивает человеку, его семье, роду подчас трудное, но более или менее стабильное развитие, совершенствование. Выбор аномии - удовлетворение инстинкта защищенности при стратегическом «угнетении» инстинкта выживания, человек «жертвует» развитием рода, и во многом семьи, в пользу сиюминутного собственного комфорта и успеха. В случае «экономического гангстерства», пропагандируемого идеологией «голодных игр», под ударом в стратегической перспективе оказываются оба инстинкта - выживания и защищенности. Однако на внешнем уровне, социальный каннибализм как нормативная стратегия жизнедеятельности правящей «элиты» позволяет достигать комфорта, успеха, власти и обеспеченности.

В основе давления, которому подвергаются ценностные ориентации различных слоев населения, лежат два следующих момента. Крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может до-

биться в рамках данной социальной структуры, приводит к попыткам изменения структуры, переходу от общества «развитой демократии» к откровенному рабству и геноциду. В настоящее время коррупция нормализовалась настолько, что встроилась в мальтузинанскую модель «ножниц» (население, точнее его потребности, растет беспредельно, а ресурсы, точнее возможности их удовлетворения, конечны, поэтому этот социум оказывается под угрозой, снизить которую могут меры, применяющиеся фашистскими, геноцидными сообществами, с завидной регулярностью) как компонент социальных отношений: подверглась нормализации и оптимизации. Теперь борьба с нею включена в понятие оптимальных затрат (но не выгод): сравнивая потери от коррупции и затраты на искоренение коррупции для каждого её уровня, некоторые исследователи полагают, что можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий «наименьшие суммарные потери» [3]. Однако, как отмечал К. Маркс, на весах прибыли и идеологии выигрывает прибыль [2]: мальтузианская модель будет рекламироваться до тех пор, пока планы уничтожения «лишнего» населения, лишней «нравственности», «свободы» и т. д. не ударят по самим «мальтузианцам». Преступлениям «экономических гангстеров» мешают лишь две вещи: наличие у социума организующей его идеологии, центрированной вокруг ведущих нравственных заповедей, и тенденция преступающих заповеди самоуничтожаться. Доминирующее компрадорское меньшинство, «чтобы выжить» и выжить хорошо, на фоне ничем не контролируемого стремления к все большей власти и подавлению самой возможности сопротивления, стремится к мондиализации. Обслуживают его как «внутренний пролетариат», создающий всеобщую идеологию, так и «внешний пролетариат», который создает военизированные, мародерствующие банды, получающие награды героев гражданских войн.

Людям свойственно забывать уроки истории, и сакраментальное «заграница нам поможет» все еще утешает наивных потребите-

лей, в то время как мародерствующее компрадорство, потерявшее свою социальную нишу после победы над фашизмом, вновь процветает, но уже на более широком уровне. «Компрадорская буржуазия» - традиционная часть буржуазии развивающейся страны, она осуществляет торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках. Компрадорская буржуазия образовалась еще в эпоху колониализма и связана с потребительски-каннибалистической ориентацией «выкачивания» ресурсов одной страны другой. Формировалась она из разных классов: купцов и ростовщиков, феодалов и племенной знати, и в значительной степени зависела от иностранных компаний как в экономическом, так и в политическом плане, и нередко использовалась ими в своих интересах. В антиколониальном движении в конце XIX - начале XX в., а также в период между Первой и Второй мировыми войнами, компрадорская буржуазия участия, как правило, не принимала: крах рабства не был для нее выгоден.

В современном значении «компрадоры» и «компрадорская буржуазия» являются устойчивыми названиями чиновников-бюрократов и бизнесменов-олигархов, наживающих свои капиталы на продаже за рубеж отечественных природных ресурсов и торговле иностранными товарами, хранящих свои деньги в иностранных банках, учитывающие только на собственные интересы и не задумывающиеся над последствиями для экономики и тем более социальных отношений в стране. Ей не интересны и международные отношения в той мере, в какой они не приносят ей доход. Доход же возникает лишь там, где есть отношения рабства, колониализм или социальный каннибализм как неофашизм. Таковой расцвел после разрушения СССР по всей его территории, включая Россию, которая допустила «помощь заграницы» настолько далеко, что до сих пор вынуждена оправдываться, защищаясь от «санкций» колонизаторов. Еще в более тяжелом положении оказалась фашистская Молдова, поглощенная экономически и политически уже в середине 90-х гг. ХХ в., а

также Украина, пытающаяся стать «це Европой» и активно стремящаяся повторить путь фашиствующего геноцида, компрадорского мародерства и социального каннибализма Молдовы и других стран -осколков СССР.

Очевидно, что ни компрадорство, ни, тем более, мародерство, не отвечают задачам стабильного, устойчивого развития и не предполагают заботы о социальном и человеческом капиталах страны. Более того, они опираются на прямо противоположные ценности и цели: создание и укрепление социального и человеческого антикапиталов и социальный коллапс, при котором меньшинство в виде компрадорской «элиты» и ее мародерствующей военизированной «армии», наращивают финансовый и материальный капитал, не думая о последствиях такого наращивания как для общества и страны, так и для себя.

Под видом инноваций «протаскиваются» идеи, разрушительные и для сообщества, и для отдельных граждан, взятые не столько из будущего и стремления к нему, сколько из ранее дискредитировавшего себя прошлого. Примером является неофашистская идеология потребления или социального каннибализма, сменившая социальную аномию эпохи модерна. Социальный каннибализм опирается на социальный антикапитал, всеобщее недоверие и сверхконтроль, и до исчерпания социального капитала, доверия и связей сотрудничества и взаимопомощи людей в сообществе может существовать вполне успешно. Социальный капитал, как и капитал человеческий, -социальное богатство личности и общества, которое выражается в совокупности межличностных связей, предоставляет доступ к ресурсам партнеров и дает возможность партнерам пользоваться ее ресурсами. Однако культура потребления самоуничтожается, когда социальный капитал заканчивается, а социальный антикапитал увеличивается: рушатся социальные связи, партнерские мосты и даже семейные узы, коллапсирует сообщество и погибают - самоуничтожаясь и уничтожаясь другими «каннибалами» люди.

Как и социальный капитал, человеческий капитал имеет свою противоположность - антикапитал. Отрицательный человеческий капитал или антикапитал - часть накопленного капитала, не дающая полезной обществу и человеку отдачи от инвестиций в него, но, напротив, препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Так, преступники, наркоманы и просто бездельники могут быть оценены как потерянные для общества, организаций и семей субъекты, как потерянные инвестиции. Накопленный отрицательный человеческий капитал (антикапитал) активно проявляет себя в периоды бифуркаций и революций, смены поколений. В условиях неравновесных состояний капитал может быстро изменить свои «знак» и иные качественные и структурные характеристики. Отрицательный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон функционирования нации, страны, на низкой культуре отношений к себе и миру значительной части населения. Кроме того, можно выделить пассивно-нейтральный человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы развития страны, в инновационную экономику, направленный человеком на собственное потребление и комфорт. В положительную часть капитала входят трудолюбивые профессионалы, люди, занимающиеся благотворительностью и разделяющие идеалы служения обществу, взаимопомощи: идеологию социального служения.

Положительный человеческий капитал - это креативный или инновационный капитал. Его определяют как обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития: в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного и институционального потенциалов. Формирование и развитие, инволюция и разрушение компонентов социального капитала, глубина его продуктивной и негативной трансформации (реформации или деформации) различаются в группах с высоким и низким уровнем принятия социальных нормативов, включая показатели: индивидуальной ответственности, интеллектуальной независимости и уважения к праву, а также ориентации на инновационное,

творческое отношение к жизни, не только на получение вкладов и инвестиций сообществ в жизнь его членов, но и на отдачу, служение членов сообщества друг другу и обществу в целом. Суммируем сказанное в таблице.

Таблица 1

Коррупция и развитие сообществ

Путь 1 - развитие, Путь 2 - функционирова- Путь 3 - деструкция,

инновации ние, практики коллапс

Социальное служение и Нормализовавшаяся Неограниченная

взаимопомощь; коррупция, симулякры коррупция,

социальный капитал и борьбы с коррупцией; компрадорство

человеческий капитал; экономический капитал; и мародерство;

модели взаимопомощи; политический капитал; социальный

взаимные инвестиции; социальная аномия; антикапитал;

доверие и принятие; модель взаимного человеческий

взаимопонимание; потребления; антикапитал;

связи, мосты, узы; накопление и вклады; социальный

профессионализм; отчуждение каннибализм;

здоровье души и тела; и толерантность; мальтузианская модель;

нравственность; шаблонность осмысления; вынужденное

глубинная демократия; изоляция, одиночество; использование;

творчество, свобода; потребление; вражда и неприятие;

продуктивная нормативное манипулирование

конкуренция; существование; сознанием;

осмысленные либерализм; захват и подавление;

инвестиции; псевдодемократия; бандитизм;

системные инновации подавление, репрессии; болезни души и тела;

дикая конкуренция; безнравственность;

преференции; криптократия;

хаотические инновации расправы, уничтожение;

выживание;

воровство - «освоение»;

отказ от инноваций

При накоплении антикапиталов коррупция все более возрастает, растут и симулякры борьбы с коррупцией. Параллельно усилива-

ется спираль умолчания относительно того, как компрадорствующие и мародерствующие группировки «управляют» развитием страны и насколько именно коррупция вошла в жизнь ее важнейших органов: структур МВД и ФМС, юстиции и бизнеса, медицины и образования и т. д. Спираль умолчания (the spiral of silence), как утверждает Э. Ноэль-Нойман, приводит к тому, что каждый отдельный несогласный с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, когда понимает, что находится в меньшинстве, поскольку боится возмездия или изоляции (игнорирования) [7]. Автор отмечает, что если какая-либо тема активизирует спираль молчания, это означает, что этот вопрос представляет большую угрозу общественному согласию и существованию общества в целом. Противостоять спирали могут высокообразованные или более-менее состоятельные люди, а также некоторые «бесцеремонные» трасцендентирующие индивиды, не боящиеся изоляции, которые с большей вероятностью выскажутся или могут настаивать на истине и истинных ценностях, вне зависимости от общественного мнения. Это меньшинство - необходимый фактор продуктивных изменений, накопления и развития человеческого и социального капиталов, культуры и науки, а податливое большинство - условие стабильности самоуничтожения, коллапса, к которому его ведет другое меньшинство - «элита». Однако коррупционное сообщество активно борется с образованными и самостоятельными людьми средствами деструкции образования, здравоохранения и извращением института юстиции, правоохране-ния и правозащиты и нормализации коррупции параллельно с ее дифференциацией: введение нормативов размеров и форм взяток и т. п. процедур. Пример - мальтузианская модель «оптимума коррупции». Теперь борьба с нею включена в понятие оптимальных затрат (но не выгод): сравнивая потери от коррупции и затраты на искоренение коррупции для каждого её уровня, некоторые исследователи полагают, что можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий «наименьшие суммарные потери». Главное оружие и результат коррупции - деидеологизация посредством разрыва культурных связей, культурной трансмиссии.

31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 г. «годом коррупции», очевидно, XXI в. становится веком коррупции, в том числе под видом борьбы с нею. При этом авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий. Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии.

Таким образом, коррупция как компонент социальных отношений подвергается нормализации и оптимизации в любых сообществах, однако точка «оптимальности» в них различна. Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации в поле социального взаимодействия идей, порождающих социальные страхи и/или вброса в него более сильных социально-политических идей, т. е. новых идеологий, способных противостоять коллапсу и вырождению. На это претендуют идея социального служения и идея взаимопомощи (партнерства). Однако её внедрение на фоне тотальной деструкции гражданского общества, коррупции в религиозных организациях и организациях системы социального обслуживания, превращение их в дополнительное средство государственного насилия и контроля, превращение обязательств государства в «услуги», а прав граждан в «возможности» наряду с пропагандой крауд-технологий («гласности» малообразованных и лишенных нравственных ориентиров и самостоятельности «шариковых»), служит лишь одной цели: сверхприбыли отдельных лиц и обслуживающих их карательно-репрессивных структур. Нормализация социального каннибализма и гангстерской, компрадорской коррупции - факт свершившийся. Тем не менее, извлекать уроки из него и комментировать проявления деятельности данной группы лиц, строящей на пустоте абсурд своей жизни, ломающей жизнь других, предпринимать усилия по заполнению «пустоты» фактами реальной жизни,

сворачиванию спирали молчания - существующая возможность выживания в мире, где, по словам классиков экзистенциализма, прошедших концлагеря [1], выживание невозможно.

Список литературы

1. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство, 1998. -С. 123-134.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: ГИПЛ, 1955. - Т. 23. - С. 770.

3. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. - М.: Логос, 2003. - 356 с.

4. Санчес О.А. Предисловие // Вакурин А.В. и др. Основы противодействия коррупции / под ред. С. В. Максимова. - М.: Спарк, 1999. - 228 с. - С. 5-10.

5. Фисман Р., Мигель Э. Экономические гангстеры. Коррупция, насилие и бедность национальных масштабов. - М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2012. -302 с.

6. Dunning T. J. Trades' Unions and strikes. - L.: Dunning T. J. Publ., 1860. -

52 p.

7. Noelle-Neumann E. The theory of public opinion: The concept of the Spiral of Silence // Communication Yearbook / J. A. Anderson (Ed.) - Newbury Park, CA: Sage, 1991. - V. 14. P. 256-287.

References

1. Kempinski A. Jekzistencial'naja psihiatrija. Moscow: Sovershenstvo Publ., 1998, рр. 123-134.

2. Marks K., Jengel's F. Sochinenija. Moscow: GIPL Publ., 1955, T. 23. Р. 770.

3. Rouz-Akkerman S. Korrupcija i gosudarstvo. Moscow: Logos Publ., 2003. 356 р.

4. Sanches O.A. Predislovie // Vakurin A.V. i dr. Osnovy protivodejstvija korrup-cii. Moscow: Spark Publ., 1999. 228 р. Р. 5-10.

5. Fisman R., Migel' Je. Jekonomicheskie gangstery. Korrupcija, nasilie i bed-nost'nacional'nyh masshtabov. Moscow: OOO «Junajted Press» Publ., 2012. 302 р.

6. Dunning T. J. Trades' Unions and strikes. L.: Dunning T. J. Publ., 1860. 52 p.

7. Noelle-Neumann E. The theory of public opinion: The concept of the Spiral of Silence. Communication Yearbook / J. A. Anderson (Ed.) Newbury Park, CA: Sage, 1991. V. 14. P. 256-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.