Научная статья на тему 'Социальный и человеческий капитал - приоритеты седьмого технологического уклада'

Социальный и человеческий капитал - приоритеты седьмого технологического уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / КОНЦЕПЦИЯ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА / ИННОВАЦИИ / ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / УМНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIONS / POST-INDUSTRIAL MODE / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / SIXTH MODE / SMART ECONOMY / TECHNOLOGICAL MODE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арпентьева М. Р.

В статье рассматриваются вопросы накопле-ния и развития социального и человеческого капитала в рамках современных технологи-ческих укладов, оценивается роль этих видов капитала в инновационных проектах, их успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of accumulation and development, social and human capital in the modern technological structures, assesses the role of these types of capital in innovative projects, their success.

Текст научной работы на тему «Социальный и человеческий капитал - приоритеты седьмого технологического уклада»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 330.342.24

СОЦИАЛЬНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ПРИОРИТЕТЫ СЕДЬМОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

М. Р. Арпентьева

Важнейший параметр, обеспечивающий устойчивость ресурсозависимой экономики к внешним потрясениям - качество ее социального и человеческого капитала. Если в рамках четвертого и пятого укладов отмечалось стремление к вертикально выстроенной организации социума, то шестой уклад предполагает горизонтальную пространственно-временную распределенность, имеет сетевой характер, для него типичен переход к долгосрочным инвестициям, и, как следствие - к сверхпроектам и долгосрочным перспективам. Сеть как интерсубъектный механизм обмена информацией и принятия решений позволяет максимально расширить круг людей, участвующих в разработке и принятии управленческих решений. Сущность шестого технологического уклада представляет собой замену информации смыслом, приоритет производящей, а не потребляющей экономики. Требуется иная организация социума, который становится в большей степени сетевым, кластеризированным или «гранулированным». Однако, современный глобализированный мир продолжает жить «по вертикали», которая работает в условиях мобилизации и необходимости решить какую-либо сверхзадачу. Переход экономики к новому укладу является длительным и многоплановым процессом и несет в себе массу рисков и «витков». Таких витков сейчас пройдено пять, наступает шестой технологический уклад - НТР сменяет эпоха нанотехнологий, просматриваются черты седьмого - эпоха социальных технологий [7]. Один из основных рисков последнего, так же как и шестого и, в неявном виде, остальных предшествующих укладов, связан с недостаточным учетом роли социального и человеческого капитала. Интересна в этом контексте гипотеза, которая связывает циклический характер новаций с теорией пассионарных толчков Л.Н. Гумилева: долгосрочные колебания экономической конъюнктуры (длинные волны Н.Д. Кондратьева), связаны с колебаниями «пассионарного напряжения» суперэтнической системы - «цивилизованного мира». Высокий уровень «пассионарного напряжения» соответствует высокой активности этносов и суперэтноса, что выражается в подъеме экономики, более быстром научно-техническом прогрессе и осте темпов общественно-политической жизни (включая рост социальных потрясений: войн и революций). В периоды низкого «пассионарного напряжения» картина противоположна. Кроме большого цикла - порядка 1500 лет, численность пассионариев колеблется в пределах волны 50-100 лет. При этом, поскольку отвечающий за пассионарность ген, рецессивен, то после войн и иных тяжелых ситуаций, потрясений цивилизации, в которых пассионарии погибают первыми, их численность медленно восстанавливается за счет потомства скрытых носителей этого гена и через 2-3 поколения активность этноса вновь возрастает, возникают войны, катаклизмы и иные социальные потрясения: малый цикл повторяется [3].

Вместе с тем, исследователям до сих пор не вполне ясна причина: почему, несмотря на заметное изменение экономики по мере ее развития, ритм «Кондратьевских волн» не меняется и почему волны Н.Д.°Кондратьева синфазны для разных стран мира. Дело, по-видимому, в том, что речь идет о социокультурной детерминации: в развитии экономики ведущими факторами являются не производство и капитал финансовый, НТР как таковые, а капитал социальный и человеческий, включая процессе культурной трансмиссии и законы смены поколений, связанные с трансмиссией. Синфазность связана с существованием таксономической единицы более высокого порядка, - суперэтносом, например, с таким как «цивилизованный мир». Волны Н.Д. Кондратьева не являются только формами экономической динамики, но разновидностями исторических циклов, охватывающих всю структуру общества [5]. Как отметил Ф. Бродель: «Если сложить два этих движения - вековую тенденцию и цикл Кондратьева, - то мы будем располагать «музыкой» долгосрочной конъюнктуры, звучащей

М. Р. Арпентьева

на два голоса... Добавляя свои движения к подъему или спаду вековой тенденции, циклы Кондратьева усиливали или смягчали ее» [1]. Первостепенное значение циклам Н.Д. Кондратьева в развитии капитализма придает и основоположник «мир-системного» анализа, И.Валлерстайн. Он пишет, что «В девятнадцатом столетии возникли три основных течения политической идеологии - консерватизм, либерализм и социализм, и с тех пор все три течения (в постоянно меняющихся обличьях) непрестанно боролись друг с другом». И в результате исследования борьбы этих трех течений политических идеологий И. Валлерстайн приходит к однозначному выводу: «Мы и в самом деле движемся в направлении другой исторической системы... Потребуется, однако, по меньшей мере, еще пятьдесят лет предсмертного кризиса, то есть «хаоса», прежде чем мы сможем надеяться выйти к новому социальному по-рядку»[2]. Даже несмотря на внимание к феноменам социального и человеческого капитала: слишком долго они игнорировались и производство сводилось к бизнесу и «ничего кроме бизнеса» буржуазия понимать не хотела и пока еще не хочет.

В основе исследований С.П. Капицы лежит количественное описание человечества как динамической системы. Её рост и развитие обязаны взаимодействию, охватывающему всех людей и возникшему тогда, когда появился человек, одаренный сознанием. А. В. Молчанов, критикуя синергетический подход к феномену экономического и демографического роста, когда гиперболический рост населения мира рассматривается как автомодельный, масштабно инвариантный рост, автокаталитический (самоускоряющийся) в режиме с обострением процесс, он отмечает, что такой рост, на мой взгляд, гораздо более похож на плановый, поэтапный, эквифинальный процесс, имеющий свое начало и свое завершение, в том числе рост некой иерархической «сети» связей между людьми, построение которой было завершено во второй половине ХХ века [4; 8]. Развивая концепцию С.П.Капицы, он полагает, что поскольку циклы Н.Д.Кондратьева совпадают с циклами сети, то эти циклы и « ...есть собственно циклы сети человека, наблюдаемые через призму экономической конъюнктуры». »Более того, можно предположить, что циклы С. Кузнеца, К. Жугляра и Дж. Китчина имеют ту же природу».По крайней мере очевидно одно: экономическое и социальное, культурно-историческое и экономико-технологическое развитие тесно связаны.И чем раньше будет обращено внимание на накопления и развитие социального и человеческого капитала, тем эффективнее будут инновации и продуктивнее - антикризисные мероприятия. Для эффективного функционирования и накопления социального и человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, относительно комфортные условия жизни, а также свобода изучения себя и мира при наличии прочной идеологической основы, направленной на развитие человека и общества, сформированных духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности. Основными драйверами его развития являются продуктивная конкуренция, осмысленные инвестиции, системные инновации (Таблица №1).

Таблица №1.

Инновационный потенциал сообществ: приоритетыи характеристики сообществ

с разным инновационным потенциалом

развитие, инновации функционирование, практики деструкция,коллапс

социальный капитал человеческий капитал социальное служение и взаимопомощь модели взаимопомощи взаимные инвестиции доверие и принятие взаимопонимание связи, мосты, узы профессионализм экономический капитал политический капитал социальная аномия модель взаимного потребления накопление и вклады отчуждение и толерантность шаблонность осмысления изоляция, одиночество потребление нормативное существование социальный антикапитал человеческий антикапитал социальный каннибализм мальтузианская модель вынужденное использование, вражда и неприятие манипулирование сознанием захват и подавление бандитизм болезни души и тела

здоровье души и тела либерализм безнравственность

нравственность псевдодемократия криптократия

глубинная демократия подавление, репрессии расправы, уничтожение

творчество, свобода дикая конкуренция выживание

продуктивная конкуренция коррупция и преференции воровство - «освоение»

осмысленные инвестиции хаотические инновации отказ от инноваций

системные инновации

Развитие человеческого капитала связано с развитием общественного и, при наличии гуманных отношений в сообществе, активно развивается и служит развитию сообщества. При наличии потребительских отношений, человеческий и социальный капитал в должной мере не используются и не развиваются, превращаются в элемент манипуляции отношениями и жизнями людей и организаций. Инновационный потенциал как совокупность социального и человеческого капитала, еще ждут своего достойного осмысления, главное, что необходимость развития человека и сообществ уже найдена - «выгодной»[6; 9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В трех томах. Т.3: Время мира. - М.: Прогресс, 1992, С. 76.

2. Валлерстайн И. После либерализма. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 480 с.

4. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 204 с.

5. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002. - 767 с.

6. Коротаев А. В., Цирель С. В. Кондратьевские волны в мировой экономической динамике // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие / Под ред. Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева. М.: Либроком, URSS, 2009.. С. 189-229.

7. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. - М.: Когито-Центр, 2010 - 255с.

8. Молчанов А. В. Циклы Кондратьева // Молчанов А. В. Развитие теории С.П. Капицы. -Санкт-Петербург, 2006. -160с.

9. Яковец Ю.В. Закон смены поколений и перспективы социально- экономического развития России. - М.: МФК, 2003 - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.