Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулакова Нина Николаевна

В статье актуализируется внимание на обострение проблем информационного противостояния, рассматриваются основания для расширения масштаба и результативности информационной войны, среди которых уход государства из идеологической сферы, призванной аккумулировать взгляды, идеи и ценности общества. Автор обращается к историческому прошлому российского общества, строящего свою духовную жизнь с опорой на единстве базовых целей и ценностей, выработанном как адаптационный компонент в ходе исторической эволюции. Автор акцентирует внимание на том факте, что государство, отказываясь от воздействия на общественное сознание, по сути уходит и из других форм общественного сознания — моральной, правовой и политической, следствием подобной практики являются утрата ценностных ориентиров, правовой нигилизм, массовый абсентеизм, падение авторитета власти, то есть тех аспектов, от которых, в значительной степени, зависит осуществление государством своих функций, да и само его существование. Автором выражается мнение о насущной необходимости выработки легитимной идеологической доктрины, способной стать ориентиром развития страны и защитой граждан от информационной войны, акценты в которой лежат не столько в области технической безопасности, сколько в мировоззренческой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ»

17. ЯрешкоА.С. Народные песни Великой Отечественной войны. — М.: Композитор, 2012. — 408 с.

18. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / Сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. — Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. — 400 с., илл.

УДК 327

Кулакова Нина Николаевна,

кандидат политических наук, ст. преподаватель

Департамента «Политология» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, доцент кафедры политических технологий, процессов и пропаганды НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва,

e-mail: nina261069@rambler.ru.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация. В статье актуализируется внимание на обострение проблем информационного противостояния, рассматриваются основания для расширения масштаба и результативности информационной войны, среди которых уход государства из идеологической сферы, призванной аккумулировать взгляды, идеи и ценности общества. Автор обращается к историческому прошлому российского общества, строящего свою духовную жизнь с опорой на единстве базовых целей и ценностей, выработанном как адаптационный компонент в ходе исторической эволюции. Автор акцентирует внимание на том факте, что государство, отказываясь от воздействия на общественное сознание, по сути уходит и из других форм общественного сознания — моральной, правовой и политической, следствием подобной практики являются утрата ценностных ориентиров, правовой нигилизм, массовый абсентеизм, падение авторитета власти, то есть тех аспектов, от которых, в значительной степени, зависит осуществление государством своих функций, да и само его существование. Автором выражается мнение о насущной необходимости выработки легитимной идеологической доктрины, способной стать ориентиром развития страны и защитой граждан от информационной войны, акценты в которой лежат не столько в области технической безопасности, сколько в мировоззренческой сфере. Ключевые слова: информация, государство, политика, безопасность, общество, гуманизм.

Древняя, как мир практика информационного противоборства, базируясь на современных информационных технологиях, в наши дни обретает новый импульс и планетарный масштаб. Теме изучения различных сторон и аспектов информационной войны посвящено множество научных, околонаучных, а порой и полуфантастических публикаций. На поисковый запрос «информационная война» Google за 0,24 сек. выдаёт 4 980 000 результатов, у Яндекса нашлось 79 млн. результатов, притом этот запрос составил 5 620 показов в августе, традиционно отпускном и каникулярном месяце.

Почему же тема информационной войны стала столь популярна в современном российском обществе? Конечно, не малую роль в подогревании интереса вносят активно муссирующие эту тему СМИ, но не меньшим стимулом роста внимания послужил и личный опыт огромного числа граждан России, столкнувшихся с пониманием диаметральной противоположности взглядов на конфликт в Донбассе ближайших родственников, сослуживцев, друзей детства и юности, проживающих сейчас на Украине.

В продолжающемся противостоянии практически каждый на своем собственном опыте смог убедиться в мощи информационного воздействия, а также в том, что противопоста-

Материалы XII научной конференции (26 октября 2017 года)

вить ему практически нечего [6]. Как в период революций и гражданских войн, в войне информационной брат идет против брата, рвутся дружеские и семейные узы, казалось бы, на века сплоченные народы становятся врагами. При этом, необходимо отметить, что степень «инфицированности» общества не одинакова у разных его поколений. Если провести, доступное каждому, небольшое исследование страничек друзей и знакомых Вконтакте и Одноклассниках, проживающих на Украине, то несложно заметить, что среднестатистический житель ныне суверенного государства, но «рожденный в СССР» в своих высказываниях и репостах обычно нейтрален или, по крайней мере, менее агрессивен по поводу происходящих событий. Пожалуй, в какой-то степени, это можно объяснить аполитичностью и приобретёнными с возрастом философским взглядами на жизнь. Думается, есть и другая причина — не житейская мудрость, а заложенные еще в детстве и юности общегуманитарные понятия о добре, дружбе и человечности останавливают людей от чувства злобы и ненависти к родным и друзьям, теперь проживающим через границу, от желания гибели соседнему государству.

Вероятно, категория молодых читателей не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, привычная к негативной информации о жизни в СССР, будет искренне удивлена, узнав о том, что в жизни советских людей было место светлым чувствам и человеколюбию. В этой связи небезынтересной для них оказывается дискуссия о соотношении христианских заповедей и норм Морального кодекса строителя коммунизма. Рассматривая эти и другие исторические источники с большой долей вероятности можно предположить, что в процессе эволюции человеческое общество выработало, как необходимое условие собственного существования и выживания, определенные гуманитарные нормы. Формирование этих норм, видимо, происходило опытным путем — ведь, как известно, выживали и развивались только те цивилизации, в которых заботились о стариках и детях. Думается, в природе человека существует внутренний запрос на духовность, потребность в справедливости, в формировании в обществе морально-нравственных норм поведения. Именно этим запросам и отвечают, с учетом исторической ситуации, как религиозные заповеди, так и вышеназванный Моральный кодекс.

Аккумулировать взгляды, идеи и, конечно же, ценности призвана идеология. Термин «идеология», введенный в научный оборот в начале 19 века философом и экономистом А.Л.К. Дестют де Траси, как обозначение ученья об идеях, за период своего бытования пережил взлеты и падения интереса, менялись подходы к его содержательному наполнению. К настоящему времени в научной литературе можно прочитать десятки интерпретаций этого понятия. В данном случае будем исходить из классической трактовки идеологии, как системы социально значимых идей и ценностей.

По отношению к обществу идеология дуалистична. С одной стороны, интересы, умонастроения, взгляды, нравственные и идеологические запросы населения находят своё отражение в идеологии, с другой — идеология является системообразующим центром общественной психологии. Каждый человек, любое общество и государство, даже если заявляют и закрепляют конституционно отсутствие идеологии как таковой, живут в определенном идеологическом пространстве и являются сторонниками, той или иной идеологии. Невыраженная теоретически идеология продолжает жить в обществе как определенная система ценностей и ориентиров.

Современное российское общество позиционирует себя точно в соответствии с 13-й статьей Конституции РФ. Оно идеологически многообразно — каждый человек вправе следовать своим убеждениям, государственной идеологии не существует, единой идеологии нет. Следовательно — нет системы взглядов, которая бы выражала интересы российского государства, нет ценностей, нет нормативных требований, а значит, нет духовной стержневой опоры государства способной стать ориентиром и сплотить нацию?!

Бессмысленно отрицать, тот факт, что шоковые реалии перестроечной эпохи, так называемые «лихие 90-е», провели суровою ревизию взглядов жителей постсоветского пространства, во многом воспитанных на идеалах социальной справедливости и межнациональной братской дружбы. Огульное бичевание всего советского, в том числе и истории государства, попрание его достижений и заслуг, крушение идеалов, переживались гражданами, пожа-68 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 8 № 4 (17) 2017

луй, тяжелее, чем экономическая и политическая нестабильность. Возникшая в перестроечный период проблема самоидентификации российского общества, имеет далеко идущие последствия — оказалось, что заполнить витрины магазинов и полки холодильников куда как проще, чем вернуть самоуважение нации.

Открывшиеся в 90-е годы трагические факты недавней советской истории, падение много лет насаждаемой коммунистической идеологии привели к тому, что само понятие «идеология» стало неприемлемым и ассоциировалось только с негативными событиями и исключительно идеологией коммунизма. Концепция деидеологизации, провозглашающая «конец идеологии» как ненужного рудимента, нашла своё отражение в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в тезисе «Долой идеологию!»

Однако, как уже говорилось ранее, отменить идеологию вообще, лозунгом, волевым решением или нормативно-правовым актом — невозможно! Пока человек мыслит, он будет синтезировать свои и чужие идеи, подвергать их эмпирической проверке, базируясь на прошлых идеях выдвигать и проверять следующие. Как известно природа не терпит пустоты, в том числе пустоты в умах и в душах человеческих. Сама идея отказа от идеологии — это тоже идеология! Здесь встает вопрос веры — можно быть сторонником того либо другого направления идеологии, но можно и проповедовать идеологию отказа от идеологии.

Если же от ст.13 Конституции РФ, запрещающей существование государственной идеологии, обратиться к практическому изучению других глав и параграфов «Основного закона страны», то получится, что dejure государственная идеология запрещена, а defacto она излагается в тексте этого документа.[1] Так, продолжив изучение Конституции, документа не только юридического, но и жизнеустроительного, несложно уяснить её идеологическое содержание [3] посредством легитимации категории высших государственных ценностей и приоритетов, определяющих принципы государственного жизнеустройства. [5]

Реальной деидеологизации жизни российского государства и общества не произошло, да apriorrn не могло произойти! При этом латентно прописанная либеральная или псевдолиберальная идеология [7] оказывает огромное влияние на жизнь страны, в том числе на формирование мировоззрения следующих поколений её жителей — российских школьников и студентов. Преподаватели истории многоголосно и на разных уровнях заявляют о том, что практически во всех многочисленных учебниках и учебных пособиях по истории «...господствует либеральная идеология, которая представляет историю России в черных тонах» [2]. Как известно именно на уроках истории реализуется основная воспитывающая функция школьной программы, закладывается базисное отношение к своей Родине. Некоторые исследователи этой проблемы делают однозначный и неутешительный вывод: «При сохранении нынешнего положения в преподавании истории в школе Россия рискует в ближайшие 10-15 лет утратить свой суверенитет и расколоться на несколько десятков или сотен территорий, которые неизбежно будут враждовать друг с другом» [4].

Новые веянья, воспринятые в 90-е годы российским информационным пространством, оказывают существенное воздействие на картину мира граждан страны. Либеральная идеология, прочно обосновавшись в учебниках по истории, стала частью обыденного мировоззрения. Современный либерализм, имеющий тенденцию вырождения в либертарианство, оказывает влияние на гуманитарные науки и искусство, которые, подчас неосознанно, транслируют в массы черты индивидуализма, культивируют исключительную самоценность личности, категорическую нерушимость её границ в противоположность коллективным, а порой и семейным ценностям, гражданственности. Индивидуализм, традиционно рассматриваемый в российской культуре, как одно из самых неприглядных качеств человека, теперь под лозунгом «Никто никому ничего не должен!» пропагандируются в качестве основного элемента психологически полноценной личности и «свободного общества».

Глубинное, генетически наследуемое чувство сопричастности, коллективизма, выработанное российским обществом как адаптационный механизм, и прошедшее сквозь горнило революций, войн и репрессий, выжило, подобно птице Феникс, нашло своё воплощение в совместных хозяйствах селян и трудовых коллективах городских жителей СССР. Однако сегодня, идея коллективизма, обеспечившая выживаемость российского социума в самые тяжёлые времена его истории, активно разрушается, посредством латентного внедрения в

Материалы XII научной конференции (26 октября 2017 года)

молодое поколение российских граждан крайних форм индивидуализма, нигилистического отношения к общественным ценностям и правовым нормам, исключительной ориентацией на удовлетворение материальных потребностей. В молодом поколении россиян растёт удельный вес тех, кто предъявляет завышенные требованиями к государству и обществу, но сам не способен к пошаговым усилиям для достижения целей, не готов нести ответственность и прилагать усилия. Но это не вина, а скорей беда молодежи — с первых дней их жизни в информационном пространстве, агрессивно навязывающем мифологическую картину мира, не предполагалась трансляция осмысленного отношения к реальности, к решению проблем вне координат «хлеба и зрелищ». Осознание бессмысленности своего бытия делает юных легкой добычей манипуляторов и приводит к поискам лидеров разного уровня и толка — от сектантских проповедников, до площадных политиканов.

Понятие «идеология» в 90-е годы XX столетия приобрели явно негативный окрас и практически перестали быть объектом исследований. На долгое время, было забыто, что патриотическое воспитание граждан являются важными компонентами национальной безопасности государства. Любой вид войны, и войны информационной в первую очередь, предполагает морально-психологическое противоборство, от которого, во многом, и зависит успешность военной компании. Слабое моральное состояние противника, размытость самоидентификации, ценностная дезориентация, отсутствие уверенности в завтрашнем дне — это однозначные предпосылки к поражению и даже отказу от сопротивления как такового. Информационная война-это далеко не только кибератаки, взлом-защита информационных носителей, это, прежде всего, сражение мировоззрений и идеологий!

Прогресс социума не может быть ограничен удовлетворением бытовых экономических потребностей, он едва ли возможен без целеполагающей деятельности людей, без их идеологических представлений о желаемом обществе. На протяжении истории востребованность идеологий переживала как взлеты, так и падения, в современном российском обществе она особенно высока, поскольку именно мировоззренческие ценности могут стать ориентиром, способным вывести Россию на следующий виток прогресса.

В общественном сознании россиян существует целая россыпь идей, сепарировать которые в легитимную идеологическую доктрину крайне непростая, но насущная задача, решение которой требует целенаправленных интеллектуальных усилий, политической воли и времени.

Дорогу осилит идущий, а потому начинать надо уже сейчас и, хотя бы с малого — с коррекции содержательного наполнения учебников истории и качества преподавания данного предмета высококвалифицированными педагогами. Коррекции, основанной на понимании необходимости адаптировать, а не слепо заимствовать наработки профессионалов других государств, понимании необходимости ориентации на социально-психологические установки, привычки сознания, представления и способы видения мира людей, принадлежащих к российской социально-культурной общности, с опорой на исторический опыт российского государственного строительства.

Эти шаги — лишь некоторые оперативные меры, но не решение задачи информационной защиты населения. Восполнить вакуум духовности и удовлетворить запрос населения о нормах жизни, идеалах, ценностях и пути общественного развития должна, выработанная обществом, идеологическая доктрина государства.

Список литературы

1. Багдасарян В. О запрете государственной идеологии в Конституции РФ [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/analytics/o-zaprete-gosudarstvennoj-ideologii-v-konstitutsii-rf (дата обращения: 24.03.2017).

2. Багдасарян В., Абдулаев Э., Клычников В. Школьный учебник истории и государственная политика. — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 322.

3. Бахур А. Государственная идеология и национальная идея России [Электронный ресурс]. URL: http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1913 &pop=1&page=0&Itemid=5 (дата обращения: 24.03.2017).

4. Евдокимов А., Старкин С. Угрозы культурной безопасности России в контексте преподавания истории в школах. Приволжский региональный информационно-аналитический центр РИСИ. [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/11585/ (дата обращения: 24.03.2017).

5. Карамышев С. Есть ли у современной Российской Федерации идеология? [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/29/est_li_u_sovremennoj_ rossijskoj_federacii_ideologiya/ (дата обращения: 24.03.2017).

6. Кулакова Н. Гуманитарное измерение проблем информационной безопасности // Образование и право. — 2017. — № 7. — С. 14.

7. Юренев Н. Конституция России — последнее прибежище прозападного либерала. [Электронный ресурс]. URL: http://publizist.ru/blogs/107999/13866/ (дата обращения: 24.03.2017).

УДК 821.161.1

Лыткина Оксана Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методологии перевода Высшей школы перевода (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова.

культурные концепты «америка», «россия» в романе н.г. Смирнова «джек восьмеркин американец»

Аннотация. Статья посвящена исследованию культурных концептов «Америка», «Россия» в русской языковой картине мира. На материале романа Н.Г. Смирнова «Джек Восьмеркин американец» описаны структура и содержание культурных концептов «Америка» и «Россия». Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, Америка, Россия, «Джек Восьмеркин американец».

Наше исследование культурных концептов «Америка» и «Россия» выполнено в рамках нового лингвокультурологического подхода к текстам художественной литературы: художественные произведения не только выражают индивидуально-авторскую картину мира писателя, но и отражают общую картину мира языкового коллектива. Описание языковой картины мира в современной лингвистике главным образом осуществляется через описание ее ключевых концептов. Концепт (культурный концепт) в данной работе вслед за Ю.С. Степановым определяется как «понятие, за которым в нашем сознании возникает давно знакомое содержание, это описание ситуации культуры» [4, с. 19]; «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [3, с. 43]. Содержание концепта представлено и упорядочено в виде когнитивных признаков, представляющих различные типы информации. Следует отметить, что содержание концепта меняется вместе с изменениями самой действительности, т.е. структура и содержание концепта с диахронической точки зрения представляют собой своего рода текст, в который «входят и исторически сложившиеся элементы и элементы, связанные с правилами сегодняшнего дня; в нем есть элементы, относящиеся ко всем типам коммуникативных пространств, в которых личность вступает в общение средствами данного языка (от планетарного до личного пространства)» [1, с. 142]. Для описания содержания концепта учеными используются в числе прочих выделение ключевых слов в текстах культуры, словарных статьях, возглавляемых именами концепта; выявление ассоциативного поля концепта, анализ лексической сочетаемости ключевого слова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.