Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / STRATEGIC PRIORITIES / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL EDUCATION / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / MORAL DEVELOPMENT / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Любава Ростиславовна, Назарова Надежда Леонтьевна, Цыганов Виктор Иванович

Исследуются актуальные вопросы реализации новой Стратегии национальной безопасности в части, касающейся вопросов образования, науки и культуры. Ставится проблема соответствия тенденций развития современного высшего образования, в том числе юридического, стратегическим национальным приоритетам. Утверждается, что существует неразрывная, глубинная связь национального образования и национальной безопасности. Образование - это средство передачи не только знаний, но и традиционных российских духовно-нравствен-ных ценностей подрастающим поколениям. Обосновывается необходимость идейного, нравственного, патриотического, культурного, духовного воспитания личности в рамках не только начального и среднего, но и высшего образования. Указывается на актуальность отражения данной задачи в государственных образовательных стандартах высшего образования и выработки действенного механизма ее реализации. Компетентностный подход в образовании должен быть дополнен ценностно-ориентированным (идеологическим) компонентом в качестве базового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романовская Любава Ростиславовна, Назарова Надежда Леонтьевна, Цыганов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 340

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОМАНОВСКАЯ Любава Ростиславовна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Конституционного и муниципального права юридического факультета Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: tigpnngu@yandex.ru

НАЗАРОВА Надежда Леонтьевна

кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: 89331@list.ru

ЦЫГАНОВ Виктор Иванович

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: ziganovw@yandex.ru

Исследуются актуальные вопросы реализации новой Стратегии национальной безопасности в части, касающейся вопросов образования, науки и культуры. Ставится проблема соответствия тенденций развития современного высшего образования, в том числе юридического, стратегическим национальным приоритетам. Утверждается, что существует неразрывная, глубинная связь национального образования и национальной безопасности. Образование -это средство передачи не только знаний, но и традиционных российских духовно-нравственных ценностей подрастающим поколениям. Обосновывается необходимость идейного, нравственного, патриотического, культурного, духовного воспитания личности в рамках не

THE IDEOLOGICAL COMPONENT OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

ROMANOVSKAYA Lyubava Rostislavovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Faculty of the Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod (National Research University), Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: tigpnngu@yandex.ru

NAZAROVA Nadezhda Leontievna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Deputy Dean of the Law Faculty of the Lo-bachevsky State University of Nizhniy Novgorod (National Research University), Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: 89331@list.ru

TSYGANOV Viktor Ivanovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Dean of the Law Faculty of the Lobachev-sky State University of Nizhniy Novgorod (National Research University), Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: ziganovw@yandex.ru

The article is devoted to the topical issues of implementation of the new National Security Strategy regarding matters of education, science and culture. Tendencies of development of modern higher education, including legal, are inconsistent with the strategic national priorities. There is an intrinsic, deep connection of national education and national security. Education is a means of transmitting not only knowledge but also traditional Russian spiritual and moral values to the younger generations. Ideological, moral, patriotic, cultural, moral component is very important in not only primary and secondary but also higher education. This problem must be fixed in the state educational standards of higher education. It is also

только начального и среднего, но и высшего образования. Указывается на актуальность отражения данной задачи в государственных образовательных стандартах высшего образования и выработки действенного механизма ее реализации. Компетентностный подход в образовании должен быть дополнен ценностно-ориентированным (идеологическим) компонентом в качестве базового.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегические приоритеты, национальное образование, традиционные ценности, духовно-нравственное развитие, юридическое образование.

Важнейшим документом, определяющим развитие страны, является Стратегия национальной безопасности [2]. В настоящее время подобные документы имеют многие крупные государства. В конце 2015 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности России. По некоторым положениям она существенно отличается от прежней Стратегии, по другим - сохраняет преемственность. Будучи важнейшим документом, Стратегия определяет национальные интересы, приоритеты и задачи в области внутренней и внешней политики. В предыдущей редакции были сформулированы два определения стратегии - как системы приоритетов, целей и мер, и как документа планирования, в котором излагались порядок действий и меры по обеспечению безопасности [13]. В новой редакции Стратегия определяется как основа для формирования и реализации государственной политики во всех сферах жизни. В тексте добавились новые цели, задачи и меры обеспечения безопасности, а также названы новые обстоятельства, которые, по мнению авторов документа, представляют угрозу национальной безопасности.

Нельзя не отметить как положительный сдвиг то, что среди стратегических целей по повышению уровня жизни появились цели развития человеческого потенциала, удовлетворение социальных и духовных потребностей граждан. Заметим, что количество проблем в социальной и духовной областях настолько возросло в последние двадцать лет, как раз вследствие отсутствия внятной государственной политики в этих областях, что заявление об этом уже является хоть малым, но импульсом в нужную сторону.

В стратегии появилась новая идея - повышение инвестиций в развитие человеческого капитала. Этим модным термином переименовали старую идею - забота о человеке. Эта смелая мысль может содержать в себе большое количество смыслов, а может означать только увеличение финансирования некоторых социально значимых сфер. На практике это будет зависеть от того, насколько и как именно данный тезис понимает правительство и, соответственно, какая у него будет бюджетная составляющая. Обращают на себя внимание громкие слова об обеспечении лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических, гуманитарных и социальных наук. Уж очень сильно желаемое расходится с действительным.

Согласно данным ЮНЕСКО, представленным в The UNESCO Science Report: towards 2030, который был опубликован в ноябре 2015г., расходы на НИОКР в России с 2004 года практически не изменились [45]. Они колебались в пределах от 1,04 до 1,25% от ВВП. Большинство европейских стран, США, Япония, Израиль и Корея вкладывают в развитие науки и технологий в 3-4 раза больше. Такая же ситуация и с образованием: доля расходов бюджета

necessary to develop effective mechanism of its implementation. Competence approach in education needs to be supplemented with value-oriented (ideological) component as a basic.

Key words: national security, strategic priorities, national education, traditional values, moral development, legal education.

на образование колеблется около 4%, и не увеличивается. У других международных игроков, таких как США и страны Европы в большинстве своем, расходы на образование выше. Учитывая, что война между государствами ведется за школьной скамьей - Россия проигрывает в этой войне [43]. Создание фундаментальных документов, подобно Стратегии национальной безопасности, требуют от авторов глубоких знаний не только теории вопроса, но и реальной жизни, где эта стратегия будет реализовываться, в каких условиях и кем она будет воплощаться, что происходит в этой сфере в настоящий момент, какие тенденции преобладают. Тогда есть слабый шанс, что этот документ не останется простой декларацией о намерениях, и что у него будет перспектива реализации.

Полагаем, что существует неразрывная, глубинная связь национального образования и национальной безопасности, и поэтому, все, что касается образования, в том числе и высшего, необходимо рассматривать под этим углом зрения. На такую связь указывают многие исследователи, в частности С.В. Камашев, который, анализируя проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство, пишет: «безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования» [25]. Автор отмечает, что попытка радикального слома сложившейся системы образования и переделка ее по западному образцу угрожают безопасности образования России.

Такая позиция ни в коей мере не отвергает разного рода сотрудничество, студенческий обмен, преподавательские стажировки, конференции, другие формы общих мероприятий с образовательными учреждениями других стран. Необходимо учиться сотрудничать и находить общие знаменатели даже в самых сложных гуманитарных ситуациях - это аксиома выживания человечества. Речь идет о другом. Не о политике, а о ценностях, которые необходимо сохранять и передавать своим потомкам. Эти ценности вполне могут отличаться у разных народов. И нет в этом ничего плохого. У каждого социума есть своя история, культура, религия, традиции, соответственно, каждый народ будет беречь свои собственные ценности [38]. Это нормальная ситуация. Опасность представляет их принудительное навязывание и импле-ментация в чужое идеологическое пространство под видом более прогрессивных форм общественного развития [39; 40].

В Стратегии национальной безопасности 2015 г. в перечень национальных интересов на долгосрочную перспективу введен пункт о сохранении и развитии культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В п. 78 Стратегии приведен перечень таких ценностей: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Данное обстоятельство представляется особо значимым с позиций синкретизма современной правовой культуры [14; 15; 17]. Как хорошо известно, в современном глобальном обществе [33] все социальные регуляторы влияют на поведение человек совместно. Ни одна социальная норма не действует изолированно от других, здесь наблюдается единство и взаимодействие. По этому поводу доктор юридических наук Ф.Х. Галиев, обосновавший синкретизм права в качестве самостоятельного научного направления, констатирует: «ни одна из социальных норм в современном обществе не функционирует изолированно от других... Сущность синкретизма правовой культуры заключается в том, что правовая культура формируется и функционирует, будучи составляющим элементом процесса воздействия права на общественные отношения, в единстве с другими социальными регуляторами., синкретизм правовой культуры, как взаимосвязанность и единство функционирующих в обществе различных систем социальных норм, сформировался на протяжении всей истории существования человечества» [16, стр. 23].

«В современном мире, - по мнению Ф.Х. Галиева, - сложно найти юридическую норму, которая бы противоречила требованиям иных нормативных регуляторов общественных отношений, функционирующих в обществе в виде норм морали, религии, этики и т.д. Это объективно связано с синкретизмом правовой культуры, который означает взаимозависимость требований всего комплекса действующих в современном обществе социальных норм в процессе их воздействия на сознание и поведение людей» [16, стр. 12]. Нам такой подход дает основания утверждать, что ценности, перечисленные в ст. 78 Стратегии, объективно ориентируют общество, государство, да и конкретного индивида на формирование и культивирование их в нашей социуме, в том числе и в процессе образовательной деятельности.

Сам факт закрепления указанных ценностей в Стратегии, безусловно, является очень значимым. Кроме того, за год до принятия новой Стратегии, Указом Президента РФ были утверждены Основы государственной культурной политики, в которых государство впервые возвело культуру в ранг национальных приоритетов [1]. В этом документе обозначен ряд проблем, охарактеризованный как гуманитарный кризис, - снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости и др.

В целях преодоления этих негативных тенденций и должна осуществляться государственная культурная политика, реализовываться различные государственные (федеральные и региональные) и муниципальные программы. В числе документов стратегического планирования, направленных на реализацию указанных в Основах целей и задач, необходимо назвать Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, которая была утверждена Правительством РФ в феврале 2016 г. [4], Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. в мае 2015 г.) [3] и ряд других. Данные документы отражают новую ценностно-ориентированную модель государственной культурной политики. Однако положения всех этих документов только предстоит воплотить в жизнь, и для этого необходимы консолидированные усилия государства и общества.

Совершенно очевидной представляется мысль о том, что формирование гражданина происходит постепенно, начиная со школьных лет, и продолжается в высших (или иных) учебных заведениях. Именно вуз может сыграть ключевую роль в деле воспитания личности, чувствующей свою связь с родиной, с народом, с историей своей страны и с его будущим. Именно молодые люди с неизбежностью станут тем очередным поколением, которое будет это будущее строить, формировать правила, по которым общество будет жить, принимать законы, взаимодействовать с другими сообществами и государствами [28; 30].

Если вырастет образованное поколение, то не придется заново изобретать велосипеды и наступать на грабли, (это уже все в истории многократно происходило). Есть такое понятие, как передача социального опыта. В условиях стабильной жизни оно происходит незаметно и постоянно. Но в условиях слома мировоззренческих установок, смены социальных ориентиров, внешней идеологической экспансии, нарушается процесс передачи этого опыта и подменяется чуждым, а потому вредным и опасным для данного общества социальным опытом [46]. Именно это происходило в России в течение последних двух десятков лет.

Провозглашение модернизации как основного вектора развития повернуло общество от социалистической идеи коллективизма и солидарности к идеологии либерализма, индивидуализма, конкуренции, и иного подхода к образованию [19; 24; 32]. Воспитательная функция из системы образования была устранена. Был внедрен сервисный подход к обучению студентов, провозглашающий, что образование это обычная услуга, где отношения сторон являются клиентскими, как в любом другом договоре об оказании услуг. Это в корне противоречило отечественной традиции. В процессе образования, как это всегда понималось в России, происходит не только передача знаний в конкретной сфере, но, главным образом, «передача ценностей, ба-

зовых духовно-нравственных ориентиров, представлений о жизни, о целях, о смыслах, - в этом заключалась ценность отечественной традиции образования новых поколений» [41].

Разрушение линии передач и подмена ее другой привела к тому, что в новом образовательном пространстве появились иные ценности и смыслы. Появились новые термины, характеризующие процессы, происходящие в образовании: портфолио студента, конкурентное преимущество, эффективный студент, компетентностный подход, матрицы компетенций, и прочие «характеристики» процесса передачи и усвоения знаний.

Изменилась сама методология преподавательской деятельности. Педагог превратился в тьютора, вместо учебного класса - дистанционное обучение, вместо классического урока -клиповый набор информации. Выяснилось, что студент, занимающийся дистанционно перед экраном компьютера, не может удерживать внимание более 15 минут. Из чего возникли рекомендации по методике дистанционного образования - материал должен быть изложен в пятнадцатиминутном ролике. Но какое отношение этот рынок имеет к настоящему образованию? Чей социальный опыт передается в такой системе? Какие базовые ценности формирует эта модель? Представляется, что происходит имплементация западных рыночных индивидуалистических ценностей, направленных на личный успех, на конкурентное преимущество, вне определенного социума, вне родной страны, вне ответственности за ее судьбу, вне понимания общественного долга, вне высоких идеалов [12; 20; 21; 31]. Такая тенденция с неизбежностью повлечет за собой ухудшение социального потенциала, а в итоге, через два поколения - не расцвет, а значительное ухудшение социального климата.

Как пишут исследователи данного вопроса из московского Центра научной политической мысли и идеологии, «главная угроза заключается в самом государственном управлении страной. Само госуправление ориентировано на ценности, чуждые стране. Ситуация с образованием - яркий тому пример. Если убрать все второстепенные детали, то системный образовательный антипроект реализуется с одной-единственной целью: еще шире отворить ворота, через которые российская наука будет утекать за рубеж» [42]. В качестве подтверждения этих опасений можно указать на результаты исследования, проведенного в Институте психологии РАН, показавшего эскалацию негативных характеристик социума, начавшуюся с вхождением страны в неолиберальный период [44], т.е. в постперестроечный период.

В настоящее время наметился некоторый сдвиг в области идеологии и образования. С высоких трибун заговорили о необходимости воспитательного компонента в образовании, в общественно-политический дискурс вернулись такие слова, как: национальная идея, патриотизм, духовность, нравственность, солидарность, появилось осуждение идеологии потребительства, вседозволенности, которая под маской прав личности приобрела запредельные формы, и другие позитивные признаки возвращения к национальным ценностям и интересам [27; 34; 35; 36; 37].

Содержание рассмотренных нами выше правовых документов подтверждает, что государство нацелено на сохранение традиционных ценностей, исторического и культурного наследия, на участие в передаче новым поколениям духовного опыта нации. Воспитание снова признается неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением. Ставится задача формирования у детей и молодежи высокого уровня духовно-нравственного развития, системы ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России. Эти ценности ставят заслон разрушительному воздействию чуждых нашему обществу идей и паттернов. Система национального образования должна не просто обеспечивать функционально подготовленных работников для той или иной сферы, она должна, выражаясь словами классика, «сеять разумное, доброе, вечное». В свою очередь государство должно предоставить возможность делать это.

Однако, на примере нового образовательного государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» [11], который вступит в силу с 1 сентября 2017 г., мы можем констатировать, что места для идеологической, духовно-

нравственной составляющей подготовки юристов в ней не нашлось. Представляется, что это несколько расходится с общими установками Стратегии национальной безопасности и Основ государственной культурной политики. Если юридическое образование не будет нацелено на идейное, нравственное, патриотическое, культурное и пр. воспитание личности, а только на формирование утилитарных компетенций, то как мы можем требовать от судей, адвокатов, прокуроров, работников органов внутренних дел и т.д. соблюдения принципов юридической этики? А ведь к работникам юридической профессии предъявляются повышенные морально-этические требования, так как их решения затрагивают важнейшие права и интересы граждан. Такие требования закреплены соответствующими кодексами профессиональной деятельности, в частности это: Кодекс судейской этики (утверждён VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012) [10]; Кодекс этики прокурорского работника РФ (утверждён Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 года) [5]; Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ (принят Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 года) [6]; Кодекс профессиональной этики адвоката [8]; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации [9]; Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124) [7].

Мы убеждены, что воспитание высоконравственной личности будущего юриста, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали, - это одна из важнейших задач юридического образования. Механизмом ее реализации может служить не только внеучебная воспитательная работа, проводимая со студентами в различных формах, но и преподавание соответствующих учебных курсов, имеющих значительный воспитательный потенциал, например таких, как: Юридическая этика, Религия и право, Философия права, Право и справедливость, Право и русская культурная традиция, История России, История отечественного государства и права, История политических и правовых учений, Теория государства и права и др. [22; 23]. Заметим, что в процессе преподавания именно этих дисциплин происходит закладка идейно-духовной платформы юридического образования, патриотического воспитания, уважения национальных традиций, чувство национальной гордости, осознание духовного потенциала своей страны и понимание ее места среди других народов [18; 26; 29].

Подводя итог всему вышесказанному, подчеркнем, что проблемы российского образования являются стратегически важными в контексте национальной безопасности и они должны занять ключевое место во внутренней политике российского государства.

Библиографические ссылки

1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52 (часть I). Ст. 7753.

2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 07.03.2017).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71343400/ (дата обращения: 07.03.2017).

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257302/ (дата обращения: 11.03.2017).

6. Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257019/ (дата обращения: 11.03.2017).

7. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов»// [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257567/ (дата обращения: 11.03.2017).

8. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (в ред. от 22.04.2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fparf.ru/documents/normative_acts/1059/ (дата обращения: 11.03.2017).

9. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_ 189129/ (дата обращения: 11.03.2017).

10. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70201432/ (дата обращения: 11.03.2017).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/ (дата обращения: 11.03.2017).

12. Ананских И.А., Михеев А.А., Кирюшина Н.Ю. Современное российское государство и духовно-нравственное состояние общества // Мир политики и социологии. 2015. № 1. С. 86-91.

13. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение: научное издание. Серия: «Безопасность человека и общества». СПб. : Фонд «Университет», 1999.

14. Галиев Ф.Х. О синкретизме правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4(34). С 36-73.

15. Галиев Ф.Х. Правовая культура: социально-философские проблемы // Мир политики и социологии. 2016. № 7. С. 182-190.

16. Галиев Ф.Х. Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2014.

17. Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры : монография. Уфа : БашГУ, 2011.

18. Гер О.Е., Сальников М.В., Сальников С.П., Шелепова М.А. Национальная идея и патриотизм // Мир политики и социологии. 2016. № 2. С. 128-144.

19. Гер О.Е., Кайзер А.Г., Сальников П.П. Юридическое образование России от Ивана Калиты до наших дней. Можно ли его модернизировать? // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 203-213.

20. Жданов П.С., Сальников С.П., Романовская В.Б., Цыганов В.И. От гуманизма к имморализму, от прав естественных к правам противоестественным: смена ценностных оснований западного права // Мир политики и социологии. 2015. № 11. С. 90-98.

21. Захарцев С.И., Сальников В.П. Что отличает человека русской культуры от любого другого: философско-правовой взгляд // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 1. С. 23-40.

22. Идея справедливости в традициях постклассической философии права: Научное издание / Р.Ф. Исмагилов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников, С.И. Захарцев, М.В. Сальников, Л.К. Петросян, А.В. Черняева; под общ. ред. В.П. Сальникова. Серия: «Наука и общество». СПб. : Фонд «Университет», 2012.

23. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ-ХХ1 вв.) : монография. Серия: «Наука и общество». СПб. : Фонд «Университет», 2017.

24. Исмагилов Р.Ф., Сальников П.П., Гер О.Е., Кайзер А.Г. Российское образование - переворот с падением // Мир политики и социологии. 2015. № 1. С. 59-75.

25. Камашев С.В. Безопасность образования России в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство. // Философия образования. 2011. № 3. С. 89-95.

26. Романовская В.Б. Романовская Л.Р. Какой юрист нужен отечеству? // Государство и право. 2016. № 4. С. 110-113.

27. Романовская В.Б., Сальников В.П. Поиск национальной идеи в многополярном мире // Правовое поле современной экономики. 2015. № 7. С. 44-50.

28. Сальников В. Зная тенденции развития страны, мы готовим кадры с опережением // Юридический мир. 2004. № 7. С. 47-59.

29. Сальников В.П. Историческая память, историко-правовые исследования и патриотическое воспитание // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 2. С. 6-9.

30. Сальников В.П. Образование в свете проблем глобализации, кризиса демократии, международного терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2(36). С. 16-25.

31. Сальников В.П., Груздева М.Л. Преодоление Европы: философско-правовое эссе // Мир политики и социологии. 2015. № 8. С. 11-22.

32. Сальников В.П., Масленников Д.В. Истоки, реальность и перспективы университетского образования // Юридические образование и наука. 1999. № 2. С. 12-17.

33. Сальников В.П., Ивашов Л.Г., Джегутанов Б.К. Философия глобализации (Методологические основы геополитической доктрины России) : монография / под общ. ред.

B.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2006.

34. Сальников В.П., Жданов П.С., Сальников М.В., Романовская В.Б. Русская религиозная философия права как защита национальных ценностей от инокультурной экспансии // Мир политики и социологии. 2015. № 7. С. 11-18.

35. Сальников В.П., Романовская В.Б. Сальников М.В., Романовская Л.Р. Почему на Восток: поворот России в современном политико-правовом пространстве // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 58-68.

36. Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В., Романовская Л.Р. Религиозные и иные духовные традиции как защита от угрозы деградации общества // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 7. С. 173-179.

37. Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В., Романовская Л.Р. «Русский поворот» в политико-правовом дискурсе // Ученые записки юридического факультета. 2015 № 38(48).

C. 192-198.

38. Сальников М.В. Генезис и эволюция российской политико-правовой традиции (историко-теоретический и сравнительно-правовой анализ) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005.

39. Сальников М.В. Западная традиция права: политико-правовые ценности и идеалы // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 170-191.

40. Сальников М.В., Вележев С.И., Тищенко А.Г. Отечественная и западная политико-правовые традиции: сравнительно-правовой аксиологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2004. № 4(24). С. 29-31.

41. Социальное воспитание детей и молодежи России: современные реалии и проблемы. // Demographia.net: Российский институт стратегических исследований [Электронный ресурс]. URL: http://demographia.net/socialnoe-vospitanie-detey-i-molodezhi-rossii-sovremennye-realii-i-problemy (дата обращения: 01.03.2017).

42. Сулакшин С.С. Государственная безопасность и образование [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/docconf/natsionalnaja-bezopasnost-strany-i-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения: 03.03.2017).

43. Шишкина Н.И. Новая стратегия национальной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/analytics/novaya-strategiya-nacionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 06.03 2017)

44. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН» 2012. С. 21-41.

45. The UNESCO Science Report: towards 2030 http:// http://en.unesco.org/node/252168

46. Zhdanov P.S., Romanovskaya V.B., Tsyganov V.I. Legal Reflection during the Crisis of the New European Worldview Paradigm: Problem Statement.// Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6. No 3. Р. 79-84.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. No 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki» (Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 "On the Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy").

2. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. No 683 "О strategii nacionalnoj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii" (Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the Strategy of National Security of the Russian Federation"). http://base.garant.ru/71296054/

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. No 996-r «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (Ordinance of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015, "The Strategy for the Development of Upbringing in the Russian Federation for the Period Until 2025"). http://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/70957260/ (reference date: 07.03.2017).

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 fevralya 2016 g. No 326-r «O Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 g.» (Ordinance of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r "On the Strategy of State Cultural Policy for the Period Until 2030"). http://base.garant.ru/71343400/ (reference date: 07.03.2017).

5. Prikaz General'noj prokuratury RF ot 17 marta 2010 g. No 114 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Kodeksa ehtiki prokurorskogo rabotnika Rossijskoj Federacii i Koncepcii vospitatel'noj raboty v sisteme prokuratury Rossijskoj Federacii» (Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation of March 17, 2010 No. 114 "On approval and implementation of the Code of Ethics of the Prosecutor's Worker of the Russian Federation and the Concept of Educational Work in the Prosecuting System of the Russian Federation"). http://www.garant.ru/ prod-ucts/ipo/prime/doc/1257302/ (reference date: 11.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Prikaz MVD RF ot 24 dekabrya 2008 g. No 1138 «Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj ehtiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii» (Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from December, 24th, 2008 № 1138 «On the adoption of the Code of professional ethics of the official of law-enforcement bodies of the Russian Federation»). http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257019/ (reference date: 11.03.2017).

7. Prikaz Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov ot 12 aprelya 2011 g. No 124 «Ob utverzhdenii Kodeksa ehtiki i sluzhebnogo povedeniya federal'nogo gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhash-chego Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov» (Order of the Federal Bailiff Service of 12 April 2011 No. 124 "On approval of the Code of Ethics and Service Behavior of the Federal State Civil Officer of the Federal Bailiff Service"). http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1257567/ (reference date: 11.03.2017).

8. Kodeks professional'noj ehtiki advokata (prinyat pervym Vserossijskim s"ezdom advokatov 31 yanvarya 2003 g.) (v red. ot 22.04.2015 g.) (Code of professional ethics of the lawyer (adopted by the first All-Russian congress of advocates on January 31, 2003) (in edition of April 22, 2015). http://www.fparf.ru/documents/normative_acts/1059/ (reference date: 11.03.2017).

9. Kodeks professional'noj ehtiki notariusov v Rossijskoj Federacii (utv. Minyustom Rossii 19.01.2016) (Code of professional ethics of notaries in the Russian Federation (approved by the Ministry of Justice of Russia on 19.01.2016)). http://www.consultant.ru/document /cons_doc law_189129/ (reference date: 11.03.2017).

10. Kodeks sudejskoj ehtiki ot 19 dekabrya 2012 g. (utv. VIII Vserossijskim s"ezdom sudej 19 dek-abrya 2012 g.) (Code of judicial ethics from December 19, 2012 (approved by the VIII All-Russian Congress of Judges on December 19, 2012). http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/ 70201432/ (reference date: 11.03.2017).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 YUrisprudenciya (uroven' bakalavriata) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 dekabrya 2016 g. No 1511) (Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 40.03.01 Jurisprudence (Bachelor's Degree) (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1511 of December 1, 2016)). http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/ (reference date: 11.03.2017).

12. Ananskikh I.A., Mikheyev A.A., Kiryushina N.YU. Sovremennoye rossiyskoye gosudarstvo i dukhovno-nravstvennoye sostoyaniye obshchestva (The Modern Russian State and Spiritual and Moral State of Society), Mir politiki i sotsiologii. 2015. № 1. P. 86-91.

13. Vasil'yev A.I., Sal'nikov V.P., Stepashin S.V. Natsional'naya bezopasnost' Rossii: konstitutsion-noye obespecheniye: Nauchnoye izdaniye (National Security of Russia: constitutional provision: Scientific publication). SPb.: Fond «Universitet», 1999. 192 p. (Seriya: «Bezopasnost' cheloveka i obshchestva»).

14. Galiev F.Kh. O sinkretizme pravovoy kul'tury (On syncretism of legal culture), Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika. 2013. № 4(34). P. 36-73.

15. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura: sotsial'no-filosofskiye problemy (Legal Culture: Socio-philosophical problems), Mir politiki i sotsiologii. 2016. № 7. P. 182-190.

16. Galiev F.Kh. Sinkretizm pravovoy kul'tury sovremennoy Rossii: teoretiko-metodologicheskoye i is-toriko-prikladnoye issledovaniye (Syncretism of legal culture of modern Russia: theoretical and methodological and historical applied research): Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M.: Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii, 2014.

17. Galiyev F.Kh. Sinkretizm sovremennoy pravovoy kul'tury: Monografiya (Syncretism of modern legal culture: Monograph). Ufa: BashGU, 2011.

18. Ger O.Ye., Sal'nikov M.V., Sal'nikov S.P., Shelepova M.A. Natsional'naya ideya i patriotizm (National Idea and Patriotism), Mir politiki i sotsiologii. 2016. № 2. P. 128-144.

19. Ger O.Ye., Kayzer A.G., Sal'nikov P.P. Yuridicheskoye obrazovaniye Rossii ot Ivana Kality do nashikh dney. Mozhno li yego modernizirovat'? (Legal education of Russia from Ivan Kalita to the present day. Can it be modernized?), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost. 2013. No. 9. Pp. 203-213.

20. Zhdanov P.S., Sal'nikov S.P., Romanovskaya V.B., Tsyganov V.I. Ot gumanizma k immoraliz-mu, ot prav yestestvennykh k pravam protivoyestestvennym: smena tsennostnykh osnovaniy zapad-

nogo prava (From humanism to immorality, from natural rights to unnatural rights: the replacement of value bases of Western law), Mir politiki i sotsiologii. 2015. № 11. P. 90-98.

21. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Chto otlichayet cheloveka russkoy kul'tury ot lyubogo drugogo: filosofsko-pravovoy vzglyad (What distinguishes a person of Russian culture from any other: philosophical and legal view), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2016. № 1. Pp. 23-40.

22. Ideya spravedlivosti v traditsiyakh postklassicheskoy filosofii prava: Nauchnoye izdaniye (The idea of justice in the traditions of postclassical philosophy of law: Scientific publication). R.F. Ismagilov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov, S.I. Zakhartsev, M.V. Sal'nikov, L.K. Petrosyan, A.V. Chernyayeva; pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb.: Fond «Universitet», 2012. 176 p. (Seri-ya: «Nauka i obshchestvo»).

23. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskiye traditsii i sovremennyye modeli (Istoriko-pravovoy analiz teoreticheskikh issledovaniy aktual'nykh voprosov otnosheniya idei prava i idei spravedlivosti v XX-XXI vv.): Monografiya (Historical traditions and modern models (historical and legal analysis of theoretical studies on topical issues of the relationship of the idea of law and the idea of justice in the twentieth and twenty-first centuries): monograph). SPb.: Fond «Universitet», 2017. 324 p. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

24. Ismagilov R.F., Sal'nikov P.P., Ger O.Ye., Kayzer A.G. Rossiyskoye obrazovaniye - perevorot s padeniyem (Russian education - a revolution with a fall), Mir politiki i sotsiologii. 2015. № 1. P. 59-75.

25. Kamashev S.V. Bezopasnost' obrazovaniya Rossii v usloviyah ego integracii v mirovoe obra-zovatel'noe prostranstvo. (Safety of education of Russia under its integration into the world educational space). Filosofiya obrazovaniya, 2011, No 3, pp. 89-95.

26. Romanovskaya V.B. Romanovskaya L.R. Kakoj yurist nuzhen otechestvu? (What kind of lawyer is needed to the Fatherland?), Gosudarstvo i pravo, 2016, No 4, pp. 110-113.

27. Romanovskaya V.B., Sal'nikov V.P. Poisk natsional'noy idei v mnogopolyarnom mire (Search for a national idea in a multipolar world), Pravovoyepole sovremennoy ekonomiki. 2015. № 7. P. 44-50.

28. Sal'nikov V. Znaya tendentsii razvitiya strany, my gotovim kadry s operezheniyem (Knowing the development trends of the country, we are preparing personnel ahead of time), Yuridicheskiy mir. 2004. № 7. P. 47-59.

29. Sal'nikov V.P. Istoricheskaya pamyat', istoriko-pravovyye issledovaniya i patrioticheskoye vospitaniye (Historical memory, historical law studies and patriotic education), Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii. 2005. № 2. P. 6-9.

30. Sal'nikov V.P. Obrazovaniye v svete problem globalizatsii, krizisa demokratii, mezhdunarodnogo terrorizma (Education in the light of the problems of globalization, crisis of democracy, international terrorism), Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2006. № 2(36). P. 16-25.

31. Sal'nikov V.P., Gruzdeva M.L. Preodoleniye Yevropy: filosofsko-pravovoye esse (Overcoming Europe: Philosophical and legal essay), Mir politiki i sotsiologii. 2015. № 8. P. 11-22.

32. Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Istoki, real'nost' i perspektivy universitetskogo obrazovaniya (Sources, reality and prospects of university education),Yuridicheskiye obrazovaniye i nauka. 1999. № 2. P. 12-17.

33. Sal'nikov V.P., Ivashov L.G., Dzhegutanov B.K. Filosofiya globalizatsii (Metodologicheskiye osnovy geopoliticheskoy doktriny Rossii): Monografiya (Philosophy of globalization (Methodological basis of the geopolitical doctrine of Russia): Monograph), Pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb.: Fond «Universitet», 2006. 268 p.

34. Sal'nikov V.P., Zhdanov P.S., Sal'nikov M.V., Romanovskaya V.B. Russkaya religioznaya filosofiya prava kak zashchita natsional'nykh tsennostey ot inokul'turnoy ekspansii (Russian religious philosophy of law as the protection of national values from foreign culture expansion), Mir politiki i sotsiologii. 2015. № 7. P. 11-18.

35. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. Pochemu na Vostok: povorot Rossii v sovremennom politiko-pravovom prostranstve (Why to the East?: the turn of Rus-

sia in the contemporary political and legal space), Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki. 2015. № 9. P. 58-68.

36. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. Religioznyye i inyye dukhovnyye traditsii kak zashchita ot ugrozy degradatsii obshchestva (Religious and other spiritual traditions as protection from the threat of degradation of society), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost. 2015. № 7. P. 173-179.

37. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. «Russkiy povorot» v politiko-pravovom diskurse ("Russian turn" in political and legal discourse), Uchenyye zapiski yuridicheskogo fakul'teta. 2015 № 38(48). P. 192-198.

38. Sal'nikov M.V. Genezis i evolyutsiya rossiyskoy politiko-pravovoy traditsii (istoriko-teoreticheskiy i sravnitel'no-pravovoy analiz) (Genesis and evolution of the Russian political and legal tradition (historical-theoretical and comparative legal analysis)): Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. SPb., 2005. 53 p.

39. Sal'nikov M.V. Zapadnaya traditsiya prava: politiko-pravovyye tsennosti i idealy (Western tradition of law: political and legal values and ideals), Mir politiki i sotsiologii. 2013. № 10. P. 170-191.

40. Sal'nikov M.V., Velezhev S.I., Tishchenko A.G. Otechestvennaya i zapadnaya politiko-pravovyye traditsii: sravnitel'no-pravovoy aksiologicheskiy analiz (Domestic and Western political and legal traditions: comparative legal axiological analysis), Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta MVD Rossii. 2004. № 4(24). P. 29-31.

41. Social'noe vospitanie detej i molodezhi Rossii: sovremennye realii i problemy. (Social education of children and youth in Russia: modern reality and challenges.), Demographia.net: Rossijskij institut strategicheskih issledovanij. http://demographia.net/socialnoe-vospitanie-detey-i-molodezhi-rossii-sovremennye-realii-i-problemy (reference date: 11.03.2017).

42. Sulakshin S.S. Gosudarstvennaya bezopasnost' i obrazovanie (State safety and education). http://rusrand.ru/docconf/natsionalnaja-bezopasnost-strany-i-kachestvo-obrazovaniya (reference date: 11.03.2017).

43. Shishkina N.I. Novaya strategiya nacional'noj bezopasnosti. (The new national security strategy). http://rusrand.ru/analytics/novaya-strategiya-nacionalnoy-bezopasnosti (reference date: 11.03.2017).

44. Yurevich A.V., Yurevich M.A. Dinamika psihologicheskogo sostoyaniya rossijskogo obshchestva: ehkspertnaya ocenka (Dynamics of the psychological state of Russian society: Expert analysis), Nravstvennost' sovremennogo rossijskogo obshchestva: psihologicheskij analiz. Otv. red. A.L.Zhuravlev, A.V.Yurevich. Moskva, Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 2012, рр. 21-41.

45. The UNESCO Science Report: towards 2030 http:// http://en.unesco.org/node/252168

46. Zhdanov P.S., Romanovskaya V.B., Tsyganov V.I. Legal Reflection during the Crisis of the New European Worldview Paradigm: Problem Statement.// Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6. No 3. Р. 79-84.

Дата поступления: 15.06.2017 Received: 15.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.