Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БОЕВИКОВ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" И "АЛЬ-КАИДЫ")'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БОЕВИКОВ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" И "АЛЬ-КАИДЫ") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
309
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ВЕРБОВКА / ТЕРРОРИЗМ / АЛЬ-КАИДА / ИГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Царенко Людмила Сергеевна, Передера Ольга Сергеевна

В настоящем исследовании будут рассмотрены идеологические основы, способы и методы вербовки, а также проведен сравнительный анализ двух террористических организаций - «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Несмотря на фактический распад первой и существенное ослабление и децентрализацию второй, обе организации являются наиболее крупными, мощными и известными своими терактами по всему миру. Их «успех» в совершении терактов во многом обуславливался благодаря способам вербовки новых приверженцев и преданных сторонников в свои ряды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL BASIS OF TERRORIST ORGANIZATIONS, FORMS AND METHODS OF IDEOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF MILITANTS AND CIVILIANS (ON THE EXAMPLE OF THE "ISLAMIC STATE" AND "AL-QAEDA")

This study will examine the ideological foundations, and methods of recruitment, as well as a comparative analysis of two terrorist organizations - Al-Qaeda and the Islamic State. Despite the actual collapse of the first and the significant weakening and decentralization of the second, both organizations are the largest, most powerful and known for their terrorist attacks around the world. Their "success" in committing terrorist attacks was largely due to the methods of recruiting new adherents and loyal supporters into their ranks.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БОЕВИКОВ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" И "АЛЬ-КАИДЫ")»

Reference

1. Altuhova T.A. Individual'nye osobennosti sovremennyh studentov (na primere vypusknikov Irkutskogo agrarnogo universiteta im. A.A. Ezhevskogo) // Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya». - Penza, 2020. - P. 226-230.

2. Gucalova A.B. Issledovanie vzaimosvyazi haraktera i temperamenta s pocherkom // Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye issledovaniya studentov v reshenii aktual'nyh problem APK». - Molodezhnyj, 2022. - P. 51-56.

3. Krahmaleva T.S Tekhnologiya organizacii kul'turno-vospitatel'noj sredy uchrezhdeniya srednego professional'nogo obrazovaniya // Nauki ob obrazovanii - 2015.

4. Kuznecova E. Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij v malyh studencheskij gruppah // Ekspert po predmetu «psihologiya». - 2022. https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki

5. Sokolova D.V. Vliyanie temperamenta na uchebnuyu deyatel'nost' studenta // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh «Nauchnye issledovaniya i razrabotki k vnedreniyu v APK». - Molodezhnyj, 2020. -P. 285-292.

6. Sociometriya: issledovanie mezhlichnostnyh otnoshenij v gruppe. - URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-

261

7. Suhaeva A.R. Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij obucheniya kak sredstvo povysheniya motivacii obuchayushchihsya // Sbornik statej 72-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye prioritety APK v Rossii i za rubezhom». - Karavaevo, 2021. - P. 268-272.

Сведения об авторах

Соколова Даяна Вячеславовна - преподаватель колледжа автомобильного транспорта и агротехнологий Иркутского ГАУ. (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89676245650).

Чубарева Марина Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка, безопасность жизнедеятельности и профессиональное обучение». Иркутский государственный аграрный университет (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89086567154).

Information about authors

Sokolova Dayana V. - lecturer at the College of Motor Transport and Agrotechnologies of the Irkutsk State Agrarian University (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, тел. 89676245650).

Chubareva Marina V. - Candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department "Operation of the machine and tractor fleet, life safety and vocational training". Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky (Molodezhny, Irkutsk district, Irkutsk region, Russia, 664038, tel. 89086567154).

УДК 316.6

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БОЕВИКОВ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» И «АЛЬ-КАИДЫ»)

Царенко Людмила Сергеевна Tsarenko Lyudmila Sergeevna

кандидат психологических наук, заместитель начальника Кафедры специальных информационных технологий Сandidate of Psychological Sciences, Deputy Head of the Department of Special Information Technologies Южный федеральный университет Southern Federal University Передера Ольга Сергеевна Peredera Olga Sergeevna Магистрант Master student Южный федеральный университет Southern Federal University Ростов-на-Дону, Россия Rostov-on-Don, Russia

THE IDEOLOGICAL BASIS OF TERRORIST ORGANIZATIONS, FORMS AND METHODS OF IDEOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF MILITANTS AND CIVILIANS (ON THE EXAMPLE OF THE "ISLAMIC STATE" AND "AL-QAEDA")

Аннотация. В настоящем исследовании будут рассмотрены идеологические основы, способы и методы вербовки, а также проведен сравнительный анализ двух террористических организаций - «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Несмотря на фактический распад первой и существенное ослабление и децентрализацию второй, обе организации являются наиболее крупными, мощными и известными своими терактами по всему миру. Их «успех» в совершении терактов во многом обуславливался благодаря способам вербовки новых приверженцев и преданных сторонников в свои ряды.

Abstract. This study will examine the ideological foundations, and methods of recruitment, as well as a comparative analysis of two terrorist organizations - Al-Qaeda and the Islamic State. Despite the actual collapse of the first and the significant weakening and decentralization of the second, both organizations are the largest, most powerful and known for their terrorist attacks around the world. Their "success" in committing terrorist attacks was largely due to the methods of recruiting new adherents and loyal supporters into their ranks.

Ключевые слова: террористическая идеология, вербовка, терроризм, Аль-Каида, ИГ.

Keywords: terrorist ideology, recruitment, terrorism, Al-Qaeda, IS.

Понятие «террористическая идеология». В общественно-политических науках существует большое количество терминов, которые в силу своей сложности и многозначности трактовок не могут интерпретироваться одним способом. Когда речь заходит о ценностных установках и социальных явлениях, они в силу своей комплексности и взаимосвязанности с другими явлениями требуют более комплексного и многостороннего рассмотрения. Следовательно, для них существует, как правило, не одна трактовка, а множество интерпретаций с различных сторон и с рассмотрением отдельных аспектов. Одним из таких комплексных понятий является понятие «идеология», которое, согласно различным толковым словарям, имеет более сотни различных определений. Прежде чем непосредственно рассмотреть понятие «террористическая идеология», необходимо понять, что означает идеология вообще и выявить основные подходы, существующие в современной науке.

Понятие «идеология» чаще всего можно встретить в контексте системы политических убеждений, однако это понятие также используется в экономических, философских и религиозных теориях.

Термин «идеология» был введен в 1796 году французским аристократом и философом эпохи Просвещения Антуаном Дестют де Траси, который впоследствии разработал «науку об идеях», основывающуюся на двух аспектах: ощущениях, которые люди испытывают во взаимодействии с окружающим миром, и идей, которые формируются в сознании благодаря этим ощущениям. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. В то время это понятие приобрело негативную коннотацию из-за борьбы Наполеона I с политическими соперниками [1].

Марксистская интерпретация идеологии предполагает ее рассмотрение как «надстройку», которая выступает как ложное сознание масс и способ общественного воспроизводства. Понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши, Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

Французский философ-марксист Луи Альтюссер предположил, что идеология — это «воображаемое существование (или идея) вещей в отношении к реальным условиям существования» [2].

Американский философ Эрик Хоффер выделил несколько элементов, объединяющих последователей той или иной идеологии: ненависть, подражание, убеждение, лидерство, действие, подозрение.

Идеология по Ролану Барту, французскому философу: современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

М.Хоркхеймер считает, что идеология связана с социальным действием, Ч.Р.Миллс - с властными механизмами господства и манипуляции. В современной французской философии идеология отличается от ментальности (М.Вовель, А.Лефевр) и рассматривается в контексте анализа дискурса (М.Пешё, П.Серио) [3].

В.Парето видит в идеологии маскировку действий. Идеологии - это производные (деривации) от чувств и влечений, разбиваемые им на 4 класса: 1) утверждения, притязающие на абсолютность и аксиоматичность, 2) суждения, ссылающиеся на авторитет, 3) утверждения, апеллирующие к согласию с чувствами и принципами большинства, 4) вербальные доказательства и софизмы.

Вклад в разработку понятия идеология внесли также Теодор Адорно, Клиффорд Гирц, Анри Лефевр, Макс Хоркхаймер, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

Существует множество других интерпретаций понятия «идеология». По результатам анализа работ зарубежных и российских ученых можно сделать вывод о том, в современной социально-политической науке сложились различные концепции понимания идеологии. Каждая из них выдвигает свой критерий: отношение к действительности (гносеологический подход), выражение интересов групп и классов (социально-психологический подход), рационализация влечений и воли к власти (неофрейдизм),

бессознательного и совокупности нерационализируемых характеристик дискурса (французский постструктурализм и постмодернизм) [4].

Обобщая результаты анализа, сформулируем общее определение идеологии: система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти. Идеология и форма общественного сознания — составные части культуры, духовного производства.

Среди социальных функций идеологии можно выделить: мобилизационные, нормативно-регуляторные, контролирующие, социализирующие функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания новой когорты последователей, так и идеологического санкционирования социальных действий.

Рассмотрим понятие «террористическая идеология». Идеология сама по себе уже давно рассматривается как один из драйверов человеческого поведения, поддерживающий действия приверженцев. Террористические группы могут использовать различные идеологические аргументы, чтобы убедить людей «взять в руки оружие» или самим стать террористами. Существует также возможность использования террористическими группами идеологических аргументов для получения финансовой помощи или иной поддержки от местных сообществ. Однако исследования показывают, что влияние идеологии имеет тенденцию варьироваться от стране к стране, от сообщества к сообществу и от человека к человеку.

Многие исследователи сходятся во мнении, что террористическая идеология является основой террористического поведения - стимулирующую силу, привлекающую новобранцев обеспечивающую организационную сплоченность и узаконивающую насильственное поведение членов по отношению к другим и к самим себе (как в случае со взрывами террористов-смертников), наполняет эти действия субъективной логикой и лежит в основе тактических аспектов террористических актов. Существует множество качественных (и некоторых количественных) тематических исследований, в которых делается вывод о том, что идеология является ключевым фактором, определяющим террористические действия.

Понятие «террористическая идеология» также имеет несколько значений. В одном распространенном определении термин универсален и используется для обозначения религиозных, политических или моральных убеждений и позиционируется как антитезис погоне за прибылью. Другие исследователи связывают террористическую идеологию с ненавистью.

Поскольку в научной литературе существует множество различных определений террористической идеологии, рассмотрим сначала признаки террористической идеологии, которые отличают ее от остальных.

-конкретные претензии к «несправедливому» устройству мира, его несовершенству, которое необходимо устранить насильственными методами.

-обозначение и разграничение «врагов»: для того чтобы насилие было предложено в качестве решения недовольства, необходимо определить внешний целенаправленный источник этого недовольства. Если недовольство возникает из-за жестоких, но случайных велений судьбы или просто из-за слабостей в собственном характере приверженца, то не может быть никакой поляризации на «нас» и «чужих», следовательно, не может быть призыва к насилию, поскольку отсутствовала бы внешняя цель насилия [5].

-Узаконивание насилия: насилие выступает как морально допустимый инструмент достижения цели.

-Ориентирована на действие: в террористической идеологии присутствует призыв к действию, поощряющий или обязывающий выполнять какие-либо действия от своих приверженцев.

Несмотря на то, что террористическая идеология играет большую роль в террористической организации, было бы некорректно абсолютизировать ее роль в воспроизводстве терроризма. Существует целый ряд экономических, этнических, религиозных и социальных факторов, которые являются основными в генезисе террористической организации и совершении террористических актов.

Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» — идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление социума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков [6].

Таким образом, террористическая идеология - неотъемлемый элемент террористической организации, обуславливающий и предписывающий необходимость использования террористических действий во имя «высокой цели», устранения «несправедливости», устранения идеологических «врагов» и «неверных», направленный на консолидацию, «воспитание» новобранцев, сплочение и побуждения к действию ее приверженцев. Причем следует отметить, что данная идеология как правило активно

«паразитирует» на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях и лозунгах, путем подмены понятий, подтасовки фактов объективной реальности.

Формы и методы идеологической обработки террористическими организациями. Перед рассмотрением непосредственно общих форм и методов идеологической обработки террористическими организациями боевиков и гражданских лиц, необходимо раскрыть понятия «формы идеологической обработки» и «методы идеологической обработки».

Под формами идеологической обработки мы будем понимать совокупность технических и материальных инструментов и каналов воздействия, используемых лидерами, распространителями и рядовыми сторонниками террористических организаций (вербовщиками) с целью распространения идеологических ценностей и установок террористической организации и привлечения новых сторонников.

Методы идеологической обработки - совокупность психологических уловок, манипуляций и иных форм психологического воздействия, направленных на привлечение новых сторонников в террористическую организацию и последующее удержание в ней.

При рассмотрении методов и форм идеологической обработки необходимо подчеркнуть роль самой террористической идеологии, которая играет ключевую роль в вербовке сторонников, поскольку идеология основывается на ценностях и эмоциональных аспектах, которые оказывают прямое воздействие на психику человека и его эмоциональную сферу. Разбирая далее причины вербовки людей в террористические организации, мы увидим, что психологические и эмоциональные факторы являются основным и наиболее доступным способом привлечения новых сторонников в террористическую организацию. Террористические группы, манипулируя психологическим состоянием человека и нестабильностью эмоциональной сферы, успешно вербуют людей. К этому и апеллирует главным образом террористическая идеология.

Среди форм идеологической обработки новых сторонников террористической организации можно отметить следующие:

Сеть Интернет - наиболее популярный инструмент, используемый террористами для вербовки новых приверженцев террористической идеологии. Особенно активны террористы в социальных сетях, создаются также специальные веб-сайты, где ярко и в лучшем свете описывается идеология террористической организации с целью заинтересовать, убедить в своей правоте, а после активно вовлечь уже идеологически обработанного сторонника в террористическую деятельность. Помимо этого, террористы активно работают на сайтах знакомств, когда вербовка может осуществляться посредством обычного знакомства и последующего общения [7].

Школы и вузы также могут рассматриваться террористами как место потенциальной вербовки молодежи в террористические организации. Проблема вовлечения в исламистские секты студентов стоит довольно остро и часто привлекает внимание СМИ. В особенно нестабильных регионах, например, в Ираке и Сирии, в деятельность террористических организаций вовлекаются дети школьного возраста, где их учат ненавидеть «неверных».

Спорт является одной из излюбленных сфер вербовки в исламистские террористические организации. Особенно подвержены этому те виды спорта, в которых традиционно сильны представители мусульманских народов - борьба, бокс и единоборства. Сплоченный коллектив, отказ спортсменов от спиртного и особый режим тренировок упрощают задачу вербовщикам [8].

Националистические организации являются еще одной излюбленной сферой вовлечения людей террористические организации. Террористы играют на национальной или религиозной неприязни к другим социальным группам, вызывая еще большую ненависть к «неверным» и призывая к восстановлению исторической или иной справедливости.

Газеты, журналы и другие виды печатных изданий играют немаловажную роль в вербовке новых сторонников в террористические организации, привлекая внимание потенциальных сторонников различными яркими лозунгами, эмоциональными текстами и изображениями. Как правило, эти материалы распространяются непосредственно в стране с высоким уровнем террористической угрозы, где расположены ячейки террористических групп. Распространение материалов активно происходит не только на материальных носителях, но и в сети Интернет (электронные газеты, журналы, книги и т. д.)

[9].

Существует множество других каналов вербовки, которые используют террористы в своих целях, однако мы подробно будем рассматривать самый распространенную и эффективную для террористов форму вербовки боевиков и гражданских лиц - через сеть Интернет.

У людей существует психологическая потребность принадлежать к группам. Хотя функции групп могут различаться, членство в группах является универсальной характеристикой человеческого существования. В условиях межгруппового конфликта вербовка новых членов группы является важным приоритетом.

Одним из таких современных примеров межгруппового конфликта является терроризм. Долгосрочный успех любой террористической организации основывается на ее способности побеждать в войне идей и продолжать вербовать новых членов на свою сторону. В своих попытках достичь этой

важнейшей цели террористы используют ряд новых медиатехнологий. Онлайн-вербовка сторонников террористов и боевиков - основной элемент стратегии террористических организаций.

Джихадистские сайты, онлайн-библиотеки, электронные журналы, форумы и площадки для дискуссий, новостные сайты и чаты стали играть заметную роль в пропаганде воинствующего ислама, мобилизации предполагаемых сторонников и подстрекательство к террористическим действиям Интернет и другие связанные цифровые и электронные технологии, такие как YouTube и Твиттер предлагают определенные уникальные преимущества для радикальных проповедников, сторонников джихада и боевиков по сравнению с другими традиционными СМИ. Ключевой особенностью Интернета является его оцифровка информации, позволяющая копировать материал без потерь и распространять бесконечно. Масштабы и охват этих дискуссионных интернет-форумов фактически создать почти глобальную цифровую умму (мусульманское царство), объединяющую потенциальных джихадистов [10].

Ориентируясь на более молодую аудиторию, в последнее десятилетие активизировалась вербовочная кампания, основанная на идее «крутого джихада», в которой экстремисты используют средства массовой информации, вдохновленные поп-культурой, включая рэп, видеоигры и комиксы, изображающие исламский фундаментализм в привлекательной форме.

Распространение хип-хоп видео на экстремистскую тематику — один из самых странных, но самых популярных призывов к оружию.

Также популярны видеоигры, вдохновленные джихадом. Одним из примеров, созданным ветеранами экстремистской киберпропаганды.

Но боевики надеются еще больше расширить свою аудиторию за счет другого средства массовой информации — мультфильмов.

Этапы онлайн-вербовки. Исследования в области социальных наук, изучающие использование тактики, направленной на внушение людей в экстремистские организации, подтверждают идею о том, что небольшие первоначальные просьбы, за которыми следуют все более масштабные просьбы, оказываются наиболее эффективными. Поэтому, поскольку террористическая организация не может за одну ночь превратить обычных людей в полностью преданных террористов, она использует изощренные методы социального воздействия, чтобы побудить их стать сторонниками террористов. Например, начав с простых, казалось бы, безобидных онлайн-запросов, а затем постепенно требуя все большей приверженности делу, террористическая организация может влиять на свои цели, чтобы они поддерживали гораздо более радикальные идеологии, чем ранее. Хотя доказательства в основном основаны на наблюдениях, хорошо известно, что исторически террористические группы использовали этот тип стратегии «нога в двери», чтобы направлять свою вербовку новых членов лицом к лицу [11].

Существует первоначальный контакт между целью и вербовщиком, который приводит к последующим и более интенсивным контактам, запускающим трансформацию личности нового рекрута. Вербовщики террористов теперь используют современное воплощение этой стратегии в Интернете и других новых медиатехнологиях.

Первая стадия последовательного процесса часто начинается с простого удовлетворения любопытства. Впечатлительная молодежь заходит на террористический веб-сайт, чтобы лично ознакомиться с взглядами организации. Иногда эти заинтересованные лица открывают для себя сайт самостоятельно, прочитав о нем на листовке или в ежемесячном журнале. Чаще всего они узнают о вебсайте от друзей или родственников, или же их побуждает посетить его кто-то, с кем они недавно познакомились. На этих начальных стадиях нет призыва к драматическим действиям или давлению с целью пожертвовать собой ради дела. Вербовщики, по-видимому, осознают, что они могут отпугнуть потенциальных участников, если они будут слишком агрессивны в начальной точке контакта. Таким образом, первоначальное обязательство, требуемое от потенциального участника, — это просто готовность изучить веб-сайт.

В рамках стратегии постепенного социального влияния типичный экстремистский веб-сайт, предназначенный для онлайн-вербовки, преуменьшает открытое описание насильственных действий. Наоборот, он делает заметной социальную идентичность группы, предоставляя основную историю джихадистского движения, информацию о его общей миссии и политических целях, общее описание его наиболее впечатляющих побед, биографии некоторых из его наиболее уважаемых лидеров и членов, пламенная критика своих противников и обновленная информация о самых последних новостях. Как заявил репортерам бывший глава Центрального командования США генерал Джон Абизейд, эти террористические веб-сайты ловко «развивают представление о большой силе» и проецируют «виртуальный халифат» на тысячи зрителей по всему миру, независимо от истинного размера и силы организации. Более того, вербовщики террористов признают, что новостные сообщения, иллюстрирующие недавнюю агрессию Запада против ислама, которая причинила страдания ни в чем не повинным мусульманам, являются особенно эффективным инструментом для привлечения внимания потенциальных членов. Эти экстремистские организации обычно определяют себя в эксклюзивных терминах, чтобы молодые посетители веб-сайтов понимали, что они не могут просто присоединиться к ним по прихоти — даже если они хотят стать членами, они должны быть сначала одобрены. Это

проверенный временем метод: хотя террористы обычно заявляют, что их общая миссия принесет пользу всему обществу, они оставляют свои операции для «несколько избранных». И, как показывают многие исследования в области социальной психологии, предоставление людям доступа к особым возможностям является мощным методом влияния. По мере того, как типичный молодой посетитель веб-сайта просматривает этот материал, он или она может начать испытывать сочувствие к экстремистской группе и начать идентифицировать себя с ней [12].

Членство в международной террористической организации обычно требует общих качеств, включая «приверженность исламу и идеологии организации, зрелость, жертвенность, слушание и послушание, хранение секретов, здоровье, терпение, «спокойствие и невозмутимость». интеллект и понимание, осторожность и благоразумие, правдивость, ... [способность] наблюдать и анализировать, а также «способность действовать». Поскольку эти качества выражены почти бесспорно положительно, молодой мужчина или женщина, которые хотят, чтобы их считали зрелыми, невозмутимыми, умными и т. д., с большей вероятностью будут привлечены к группе. Для большинства потенциальных рекрутов террористов это желание быть частью своей группы и установить социальные связи с другими членами организации так же важно, если не важнее, как и идеологическая привлекательность группы. Приверженность группе дает немедленную выгоду для социальной идентичности члена ингруппы, немедленную защиту от возможности быть изображенным как часть враждебной аутгруппы, а также долгосрочную религиозную выгоду в виде духовного удовлетворения и небесных наград.

Вторая стадия. Как только новобранец выражает первоначальное желание присоединиться к организации, ему или ей может быть предоставлен доступ к более экстремальным материалам, включая видео и другие средства массовой информации. В онлайн-среде для этого часто требуется информация о логине и пароле для зашифрованных веб-сайтов, что еще больше помогает новичку оценить эксклюзивную социальную идентичность внутренней группы. Тем не менее, лидеры следят за тем, чтобы риски были сведены к минимуму, чтобы даже вероломный новобранец имел ограниченный доступ к важной информации и не мог саботировать миссию в целом. Чтобы завоевать доверие организации, новобранец, как правило, должен доказать свою лояльность дальнейшими обязательствами. Эти небольшие обязательства могут служить для демонстрации лояльности новобранца как лидерам, так и самому себе. Ниже мы обсудим влияние изменения поведения на последующие установки и поведение.

МакКенна и Барг предлагают четыре области, в которых социальное взаимодействие через компьютерное общение отличается от других более традиционных средств взаимодействия: относительная анонимность, снижение важности внешнего вида, уменьшение физической дистанции и больший контроль над временем и темпом взаимодействия [13].

В частности, возможность быть относительно анонимным в онлайновом социальном взаимодействии снижает ответственность и ведет к деперсонализации и деиндивидуализации пользователей.

При взаимодействии онлайн людям также не нужно беспокоиться о проблемах внешнего вида, которые обычно связаны с социальными взаимодействиями в реальной жизни (например, из-за текстового характера большинства форм коммуникации раса, этническая принадлежность и пол не учитываются).

Больше контроля над временем и темпом взаимодействия также предполагают, что время и темп взаимодействия различаются при взаимодействии через компьютерные технологии. В частности, они указывают на то, что люди, использующие их, лучше контролируют продолжительность своих социальных взаимодействий. Люди, общающиеся онлайн (за исключением видео-чата), имеют увеличенный период времени, в течение которого они могут обдумывать, формулировать и переформулировать свои ответы во время взаимодействия (в отличие от общения лицом к лицу).

Отсутствие невербальных сигналов приводит к еще большему ощущению анонимности при использовании интернет-технологий. Анонимное социальное онлайн-взаимодействие было описано как ограниченное, истощенное и обедненное из-за отсутствия невербальных сигналов. За счет повышения анонимности и отсутствия невербальных сигналов в общении может повысить готовность новобранцев-террористов взять на себя первые важные обязательства перед группой [14].

Таким образом, физическая дистанция между новобранцем и вербовщиком, личный контроль новобранца над временем и темпом взаимодействия, а также отсутствие невербальных сигналов в онлайн-общении могут в совокупности повышать общий комфорт новобранца-террориста и чувство безопасности, когда он или она берет на себя все более серьезные обязательства по присоединению к террористической организации.

Особое значение для данной темы имеет феномен социального влияния, называемый эффектом «нога в двери». Когда люди выполняют небольшую просьбу, это увеличивает их вероятность выполнения более крупной, связанной с ней целевой просьбы. Теория самовосприятия объясняет, что причины, по которым люди, выполнившие небольшой первоначальный запрос, затем выполняют целевой запрос с большей скоростью, чем те, кто не получил первый запрос, заключаются в том, что акт согласия на первый запрос приводит их к выводу, что они из тех людей, которые соглашаются на такие просьбы. Таким образом, выполнение небольшой просьбы может быть первым из многих шагов к совершению действия, о котором человек никогда не думал, что он или она совершит.

Третья стадия. Последующее увеличение обязательств могут потребовать от новобранца проявить себя, участвуя в создании новых экстремистских материалов, делая личные политические комментарии к текущим событиям или участвуя в онлайн-одобрении и/или распространении существующих материалов в новых целевых областях. Новобранец-террорист достигает еще более серьезного уровня приверженности с помощью телефонных звонков, личных встреч, молитвенных сессий, тренировок или поездок за границу, чтобы создать общую социальную идентичность с известными членами террористов и уважаемыми лидерами террористов. К этому моменту влияние террористической организации на новобранца будет весьма сильным; даже если новобранец хотел отказаться от своих первоначальных обязательств перед организацией, принудительное давление против выхода из группы — например, риск ответных увечий и убийства — создавало сильные стимулы для сохранения лояльности [15].

Этапы онлайн-вербовки кратко сформулированы и представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы вербовки террористическими организациями в сети Интернет

Поведение Процесс социальной идентификации Процесс самоидентификации Факторы онлайн-коммуникации

Первоначальный запрос: приглашение новобранца посетить веб-сайт Социальная идентичность как члена террористической группы слабо показана новобранцу Рекрут воспринимает себя как обычного человека Первоначальный контакт может совершаться через интернет, лично, через религиозные журналы или листовки

Первоначальное обязательство: рекрут посещает веб-сайт для ознакомления Социальная идентичность как члена террористической группы становится заметной по мере исследования новобранцем веб-сайта, который изображает ее как эксклюзивную внутреннюю группу с благой миссией. Новобранец начинает идентифицировать себя с этой группой Рекрут воспринимает себя как человека, желающего узнать о террористической организации из первоисточника Обязательства анонимны, на безопасном расстоянии, с контролем времени и темпа, без осложнений, присутствующих при общении вживую

Повышение приверженности: рекрут выражает желание получить дополнительную информацию/доступ через «членство» на сайте путем отрытого входа в систему, где доступна информация Социальная идентичность члена террористической группы становится более заметной, когда новобранец начинает поддерживать группу и воспринимает себя как члена этой группы с общими религиозными и политическими убеждениями Рекрут воспринимает себя как нового члена важного онлайн-сообщества, поддерживающего политическую повестку террористической группировки Общение остается анонимным (под именем пользователя или псевдонима), по- прежнему осуществляется на безопасном расстоянии, с контролем времени и темпа и без осложнений, присутствующих при общении вживую

Усиление приверженности: рекрут доказывает лояльность, публикуя сообщения на онлайн-форумах, распространяя радикальную пропаганду, видео и т. д. Социальная идентичность члена террористической группы становится более заметной и важной для новобранца по мере того, как он или она становится сторонником террористом. Начинается интернализация с групповыми убеждениями Рекрут считает себя полноправным сторонником террористов, который поддерживает масштабную миссию группы Желание оставаться анонимным внутри самой террористической группы исчезает, потребность быть анонимным для остального общества сохраняется. Общение по-прежнему происходит на безопасном расстоянии и без сложностей общения вживую

Окончательное обязательство: рекрут Социальная идентичность в качестве Рекрут окончательно утверждается в роли Анонимность остается способом защиты от

встречается лицом к лицу с другими террористами, участвует в групповых молитвах, поездках за границу и тренировках члена террористической группы наиболее заметна и важна, поскольку новобранец становится признанным членом террористической организации и полностью усваивает групповые убеждения полноправного члена террористической организации, который готов осуществлять насилие по команде для достижения целей организации остального общества. Завербованный передает контроль над своим поведением авторитетным террористическим лидерам

Таким образом, онлайн-вербовка сторонников террористов будет наиболее успешной, когда: -людям разрешается оставаться анонимными во время первоначальных контактов; -люди могут первоначально связаться с группой из безопасная физическая и социальная дистанция;

-люди могут контролировать темп своих ранних взаимодействий с группой; -социальная идентичность группы изначально выделяется в неэкстремальной,

ненасильственной манере, которая находит отклик у потенциального новобранца; -действия, запрашиваемые новобранцами, соответствуют установленным для группы нормам. Заманивая потенциальных новобранцев с помощью кажущегося анонимным, отдаленным, контролируемым пользователем и в целом безопасным средством компьютерного общения, а затем позволяя им узнать истинные цели группы в отношении каждого новобранца только после постепенного выполнения ряда обязательств, террористы получают мощный психологический импульс над социальная идентичность и самовосприятие новобранцев.

Сравнительный анализ идеологий, способов и методов вербовки «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Исламское государство. Краткая справка.

Идеология ИГИЛ основана на суннитско-исламском ваххабизме, который подчёркивает буквальное толкование Корана.

Важные доктрины ИГИЛ включают его веру в то, что оно представляет собой восстановление халифата раннего ислама и что все мусульмане обязаны присягнуть ему на верность, что «оскверненный» ислам должен быть очищен от отступничества, часто с помощью кровавых сектантских действий. убийств, что близок последний Судный день Божий, который последует за поражением армии «Рима» от ИГИЛ, что строгое соблюдение заповедей, «установленных Пророком Мухаммедом и его ранними последователей» необходимо, превосходя даже других салафитско-джихадистских групп [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По словам профессора Бернарда Хайкеля, религиозная идеология ИГИЛ в целом основана на самом раннем исламе, в этом отношении они даже более консервативны, чем ваххабиты. Ваххабитов сдерживало то, что они были окружены другими мусульманами, но ИГИЛ считает всех остальных мусульман вероотступниками и обращается с ними как с таковыми.

«Исламское государство» стремится вернуться к истокам ислама, отвергая все нововведения в религии, которые, по его мнению, развращают его первоначальный дух. Он осуждает более поздние халифаты и Османскую империю за отклонение от того, что он называет чистым исламом. Следуя салафитско-джихадистской традиции, Исламское государство осуждает последователей светского закона как неверующих, помещая нынешнее правительство Саудовской Аравии в эту категорию.

Фаваз А. Гергес считает, ИГИЛ опирается несколько принципов наступательного джихада: оппозиция любой постепенности или политической деятельности, нападение на ближнего врага, а не только на дальнего, без ограничений в убийствах и зверствах, а также крайнее насилие, которое является лучшим способом подчинить врага.

ИГИЛ было известно тем, что многие наблюдатели назвали «чудовищной» или «шокирующей» жестокостью, публикацией видео и фотографий обезглавливания, расстрелов, сожженных заживо или постепенно погружаемых в воду заключенных. Среди прочего, массовые убийства группы и их огласка привели к расколу между ней и Аль-Каидой. Насилие ИГИЛ — это «не какой-то причудливый, безумный фанатизм, а очень обдуманная, продуманная стратегия», по мнению некоторых аналитиков, которые часто цитируют трактат «Управление дикостью». В этой работе утверждается, что «тот, кто ранее занимался джихадом знает, что это не что иное, как насилие, грубость, терроризм, сдерживание и резня». Хотя «дикий хаос» неприятен, следует помнить, что даже «самый отвратительный из уровней дикости» лучше «стабильности по приказу неверия», т. е. любого режима, кроме ИГИЛ [17].

Одно из различий между ИГИЛ и другими исламистскими и джихадистскими движениями, включая «Аль-Каиду», заключается в том, что группа делает акцент на эсхатологии и апокалиптике, то есть на вере в то, что последний Судный день Божий близок. Это было описано как «основная часть» «вербовочной площадки» ИГИЛ. Фавазу А. Гергесу.

Разногласия с Аль-Каидой Бен Ладен верил в мусульманское единство (т. е. не поощрялось сектантство) и нацеливал войну на «дальнего врага» (США). ИГИЛ фокусируется на «недовольстве (в значительной степени основанном на чувствах перемещенного и обедневшего сельского класса)», которое связано с «ближайшим врагом».

Аль-Каида. Краткая справка.

«Аль-Каида» - одна из крупнейших международных террористических организаций с разветвленной сетью филиалов во многих странах мира. Кроме проведения терактов, организация постоянно ведет деятельность по созданию новых исламистских группировок и радикализации существующих.

Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата (исламского права), а в перспективе -объединение всех мусульманских стран в один всемирный Халифат. Также организация противодействует распространению влияния западных стран, особенно США, как в регионе, так и по всему миру, считая саму западную цивилизацию развращенной и ущербной. Отдельным пунктом является уничтожение государства Израиль.

Бен Ладен заявлял, что хочет объединить всех мусульман и установить всемирный халифат. Согласно фетве 1998 года, каждый мусульманин должен бороться с американцами и евреями. Те, кто не прислушается к этому призыву, будут объявлены отступниками, предателями веры [18].

Бен Ладена можно назвать первым, кто смог превратить терроризм в глобальный инструмент геополитики. «Аль-Каида» наглядно показала, что одна организация может бросить вызов и успешно противостоять всей мощи Запада: финансовой, военной, технологической. Это позволило «Аль-Каиде» установить контроль, а то и полностью подчинить себе множество экстремистских мусульманских группировок по всему миру, которые до этого были независимыми [19].

Несмотря на то что «Аль-Каида» активно выступает против глобализации, она сама очень активно (и довольно успешно) использует плоды этой самой глобализации в своих целях.

Идеологии: общее и различное.

«Аль-Каида» и ИГИЛ имеют под собой единую основу. Обе опираются на работы средневекового ученого Ибн Таймии, египетского идеолога 20-го века Сайида Кутба и более поздних ученых, таких как Абу Мухаммад аль Макдиси, палестинца-иорданца, который обучал бывшего лидера «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аль-Заркави. Обе террористические группы утверждают, что их жесткие интерпретации необходимы для возрождения чистоты веры -«чистого» ислама образца седьмого века.

Несмотря на идеологическое сходство, две группы различаются стратегией по нескольким ключевым моментам — в отношении врагов, применения насилия, меньшинств и использования средств массовой информации.

Отношение к Западу. В своих заявлениях и «Аль-Каида», и ИГИЛ нацелены на Запад. Но «Аль-Каида» делает больший упор на устранение любых следов западного влияния на мусульманских землях. Она обвиняет Запад в поддержке коррумпированных арабских режимов. По мнению «Аль-Каиды», халифат не может быть установлен до тех пор, пока силы Запада не будут побеждены и изгнаны из мусульманских стран [20].

Как и «Аль-Каида», ИГИЛ имеет резко антизападное мировоззрение. Багдади призвал мусульман всего мира подняться и отомстить за несправедливость, причиненную Западом. ИГИЛ публично обезглавило западных заложников, однако большинство его жертв были местными.

Отношение к меньшинствам. И «Аль-Каида», и ИГИЛ осуждают шиитов, христиан и практически любую группу, не разделяющую их мировоззрение. Но лидеры «Аль-Каиды» подчеркивают, что нападение на эти группы не является первоочередной задачей, в то время как ИГИЛ осуществляет массовые убийства меньшинств на своих территориях. «Аль-Каида», в которой доминируют мусульмане-сунниты, яростно настроена против шиитов. Но его лидеры подчеркивают, что межконфессиональная война менее приоритетна, чем борьба с Западом.

ИГИЛ в первую очередь сосредоточился на местных целях, атакуя в Ираке и Сирии всех, кто не согласен с его мировоззрением — силы режима, шиитов, езидов, христиан и даже других джихадистов. Его сектантская направленность восходит к началу 2000-х годов.

Применение насилия. И «Аль-Каида», и ИГИЛ совершали нападения на мирных жителей-мусульман и немусульман. Но «Аль-Каида» сосредотачивается на громких и эффектных атаках против западных стран с целью привлечения внимания всего мира. Террористическая группа признала, что массовые убийства на религиозной почве и чрезмерная жестокость отвлекают от ее цели нападения на Запад и отталкивают потенциальных последователей [21].

«Мы относимся к другим так же, как они относятся к нам... тем, кто убивает наших женщин и наших невинных, мы убиваем их женщин и невинных», — заявление Усамы бен Ладена, 2001 г.

Однако ИГИЛ осуществляло массовые убийства шиитов, езидов и представителей других меньшинств. Оно сосредоточилось на своих достижениях на поле боя и других атаках против широкого круга целей в Ираке и Сирии. Сообщается, что ИГИЛ похищало, насиловало и продавало женщин и детей, которых считали неверующими, в первую очередь езидов. ИГИЛ обезглавливало заключенных и размещало изображения их тел в социальных сетях, чтобы поднять свой авторитет и привлечь

международное внимание. В отличие от «Аль-Каиды», ИГИЛ также ведет более традиционную войну в столкновениях с другими вооруженными группировками за контроль над территорией.

Использование СМИ. Разрыв между поколениями между «Аль-Каидой» и ИГИЛ отражается в разрозненных тактиках коммуникации и охвата. Оба запустили журналы на английском языке, чтобы привлечь западных новобранцев, но каждый из них сосредоточился на различном содержании.

Англоязычный журнал Аль-Каиды, известный как Inspire, был основан в 2010 году Анваром аль-Авлаки, американским джихадистом, погибшим в результате удара американского беспилотника в 2011 году. Новые номера журнала продолжали выходить после его смерти. Журнал ориентирован в первую очередь на предоставление инструкций по нанесению ударов по западным целям. Но он не сформулировал более широкую политическую или военную стратегию. В Интернете «Аль-Каида» в основном полагалась на традиционные средства массовой информации, включая старые механизмы, такие как джихадистские форумы и веб-сайты, для распространения своего сообщения [22].

Англоязычный журнал организации ИГИЛ, известный как «Дабик», был впервые выпущен в июле 2014. Он служил платформой для ИГИЛ, чтобы продвигать свою идеологию и хвалить свои собственные боевые успехи. Он больше сосредоточился на религиозном оправдании своих действий, чем на журнал «Аль-Каиды». Члены ИГИЛ, как правило, моложе членов «Аль-Каиды». Усилия по вербовке нацелены на молодых мусульман в возрасте от 18 до 35 лет. ИГИЛ использовало платформы социальных сетей, включая Twitter, Facebook, Instagram и другие программы, которые обычно охватывают более молодую аудиторию. По данным Института Брукингса, к марту 2015 года в Твиттере насчитывалось не менее 46 000 аккаунтов сторонников ИГИЛ.

Территориальность. Наконец, ИГИЛ было сосредоточено на расширении своего влияния за счет захвата территории и призыв к мусульманам совершить хиджру (миграцию), чтобы присоединиться к халифату. Чтобы быть уверенным, ИГИЛ необходима территория, чтобы сохранить свою легитимность в качестве халифата. Их знаменитый девиз «Сохраниться и расшириться» привлекал тысячи мусульман, которые хотели жить в системе халифата, регулируемой законами шариата. Для Аль-Каиды, хотя создание государства было важно, первоочередной задачей было сначала «избавиться» от врага, вместо того, чтобы сосредотачиваться на территориальном завоевании. В частности, Аль-Каида с самого начала пыталась убедить мусульман в том, что джихад против США — их главная обязанность, и победить США — их главная цель. В отличие от ИГИЛ, которое стремилось контролировать как можно большее количество территорий, охватывающих континенты, даже если такая стратегия казалась невозможной в долгосрочной перспективе [23].

Аль-Каида в сети Интернет. С 2005 по 2006 год «Аль-Каида» в четыре раза увеличила производство видео и использовала около 4500 джихадистских веб-сайтов для распространения своих сообщений. По этим каналам «Аль-Каида» предоставляет аудио- и видеопотоки, форумы и форумы, онлайн-чаты, списки рассылки по электронной почте, загружаемые листовки, кассеты, компакт-диски, видеокассеты, DVD-диски и ряд других средств убеждения. Видеозаписи терактов смертников часто загружаются в Интернет и широко распространяются, по-видимому, для того, чтобы продемонстрировать приверженность и мужество террористов «Аль-Каиды», а также их умение уничтожать своих вооруженных превосходящих сил врагов.

Также Аль-Каида создала несколько хорошо известных интернет-чатов, в том числе «Аль-Шумук» и «Аль-Фида», которые работают как «игровая» система. Такая система дает людям стимулы оставаться в чат-руме, давая им очки и награды за их посты; эта система также поощряет дальнейшую радикализацию [24].

ИИГЛ в сети Интернет. 84 % пришедших в ряды ИГИЛ сделали это благодаря сети Интернет. Чаще всего пропаганда и вербовка ИГИЛ осуществляются через популярные социальные сети такие, как Facebook, Twitter, Youtubе и другие. Пропагандистская работа ИГ до 2013 г. осуществлялась на базе структуры «Аль-Фуркан» (Al-Furkan, готовившей веб-материалы, CD и DVD). В 2013 г. было создано еще два «мозговых центра» пропаганды «Исламского государства» — «Аль-Иатисам» и «Аль-Хайат Медиацентр». Именно там стали производиться материалы, направленные на аудиторию западных стран, то есть не только на арабском, но и на других языках. Затем пропаганда была развернута на платформах «Фурсан аль-баляг медиа», «Асауирти медиа», «Аль-Гураба медиа, (Fursan Al-Balagh Media, Asawirti Media, Al-Ghuraba Media). В 2014 г. были запущены проект The Ajnad Media Foundation, специализирующийся на радиовещании и трансляции мусульманских нашид-песнопений, онлайн журнал «Дабик» (Dabiq) на нескольких языках, журнал «Новости Исламского государства» (ISN), ориентированный на аудиторию за пределами Сирии и Ирака и несколько арабоязычных форумов [25].

Кроме того, экстремисты широко задействуют для вербовки приложения для смартфонов, такие как удаленный на сегодняшний момент The Dawn of Glad Tidings, а также другие, выводящие на сайты знакомств. Многие примеры доказывают тот факт, что подавляющее число знакомств между боевиками «Исламского государства» и девушек из западных стран и России происходят на матримониальных сайтах («Никях» — nikah.com, «ИншаАлла» — inshAllah.com) и некоторых других, менее известных сайтах.

По оценкам аналитиков, занимающихся изучением работы пропагандистской машины ИГ, 2014 г. стал в этом смысле «наиболее эффективным и ужасающим». В том же году в сети был запущен первый

полноценный, профессионально снятый документальный фильм, посвященный военным операциям ИГ — «Звон мечей. Часть IV». До того террористы отсняли и регулярно запускали в Интернете «устрашающие» ролики небольшого формата — от 50-секундных до 3-5 минутных (более 5000 видео) [26].

Практические рекомендации по противодействию вербовке террористическими организациями для гражданских лиц.

Прежде чем сформулировать практические рекомендации, необходимо в первую очередь разобраться в причинах, по которым люди вступают в террористические организации. Можно выделить множество различных причин социально-экономического, ценностно-мировоззренческого и психологического характера.

Способ заработка - немаловажный фактор для новобранцев из стран Ближнего Востока или республик Центральной Азии и Северного Кавказа. Террористы загружают видеоматериалы о «беззаботной» жизни боевиков, выкладывают фотографии на фоне дорогих автомобилей и дворцов, иллюстрируя их богатую жизнь [27].

Ощущение собственной правоты в историческом сражении между «истинными» последователями ислама и всеми «неверными», идейная борьба «во имя воли божьей».

Ощущение угрозы существования, которое вынуждает присоединиться к определенной группировке.

Иллюзия всемогущества и избранности террористической организации путем показа жестоких убийств, пыток, изнасилований, большого количества оружия и сторонников.

Создание образа врага, агрессора в лице «неверных» или в лице Запада (США и Европы). Бен Ладен и Айман аль-Завахири добились успеха в распространении послания, что мировое сообщество мусульман имеет право на ведение «оборонительного джихада» против Соединенных Штатов и их союзников, которые оккупировали Ближний Восток [28].

Простое и понятное объяснение устройства мира и смысла жизни, ответы на «вечные» вопросы, стройная система ценностей.

Среди внутренних психологических причин, которые делают людей уязвимыми перед лицом вербовщиков в террористические организации, можно назвать следующие: -низкая самооценка; -зависимость от мнения других;

-сильная необходимость в восстановлении «справедливости» в мире; -чувство потерянности и одиночества; -низкая степень интеграции в общество; -социальное, семейное и культурное неблагополучие; -психологическая и даже психическая неустойчивость [29].

Следует отметить, что террористы, которые занимаются вербовкой, очень образованные и умные люди. Например, аль-Авлаки, радикальный исламистский проповедник Аль-Каиды, свободно владел английским языком и был гражданином США, говорил спокойно, но проповедовал с убедительностью, которая привлекала тысячи онлайн последователей, которым нравились его заявления, являющиеся религиозным оправданием терроризма. Аль-Авлаки затрагивал струну в душе многих людей благодаря своему прошлому в Америке, видимому благочестию и религиозной компетентности, а также умелому использованию Интернета в качестве инструмента для вербовки последователей [30].

У вербовщиков есть самое важное оружие - психологическое давление. Чаще всего манипуляторы выбирают детей, подростков и одиноких людей. Эти группы людей в психологическом отношении неустойчивы и легко ведомые, а также являются активными интернет-пользователями, где на самом деле они и вычисляются террористами. Для вербовки террористы собирают информацию об особо слабых местах человека и затем пытаются использовать ее во всех направлениях. С помощью анализа открытых профилей многих пользователей и доступности их личной информации, а также анализа отмеченных предпочтений, оставленных комментариев по тому или иному вопросу, в разы упрощается поиск кандидатов для последующей вербовки. Вербовщики внедряются в доверие человека, создают хорошие близкие отношения, и затем медленно начинают изменять ценности и систему верований.

Большинство жертв вербовки — психологически неустойчивые молодые мужчины с низким уровнем образования. Агитационные материалы, публикуемые террористическими организациями, апеллируют к их примитивным желаниям и месту, где человек может успешно самореализоваться. Помимо этого, молодые люди, которые страдают «чувством отсутствия корней или норм поведения» также более склонны присоединяться к таким группам с целью найти для себя идентичность [31].

Особые подходы разработаны к молодым военным, где часто используется чувство раздражения против начальства.

Специальные подходы существуют и к женщинам, особенно молодым девушкам. Агитируют рекруты только тех, кого можно использовать либо в боевых действиях, либо в обслуживании нужд боевых групп, либо в формировании системы жизнеобеспечения террористической организации.

Еще одна немаловажная социальная группа для вербовщиков — неблагополучные мусульманские подростки из бедных кварталов [32].

Чтобы обезопасить себя от пагубного воздействия террористических организаций в сети Интернет и не стать жертвой вербовки в террористическую организацию, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Быть социально активным в обществе: чем меньше человек взаимодействует с окружающим миром, тем больше он замыкается в себе и чувствует себя одиноким. Это, в свою очередь, «отрывает» человека от социума, где он может ощущать себя ненужным и непринятым. Чувство одиночества заставляет людей искать альтернативные социальные группы, где в первую очередь они ищут чувство принадлежности и общности. На реальных примерах мы можем наблюдать, насколько легко поддаются вербовке люди, чувствующие одиночество и отрешенность от социума и нуждающиеся в социальном взаимодействии, которая дает им чувство значимости и поддержку.

2. Постоянно заниматься самообразованием и расширением кругозора. Вербовке со стороны террористических и других преступных организаций подвержены люди малообразованные с недостаточным багажом знаний о явлениях и процессах, происходящих в мире. «Вакуум» и пробелы в знаниях о фундаментальных жизненных явлениях может наполниться ложными и деструктивными идеологическими установками со стороны вербовщиков-террористов. Террористы пользуются невежеством людей, которые не знают или не имеют альтернативных представлений об устройстве мира. Постоянное самообразование, чтение литературы, размышление и рефлексия над новой информацией вырабатывает в человеке критическое мышление, которое не позволяет взять за основу мировоззрения одну идеологическую установку террористов, а позволяет рассмотреть и критически оценить многообразие точек зрения, в том числе и в сфере религии, поскольку зачастую используется религиозная литература с искаженным смыслом, противоречащим Корану, достоверность которой чаще всего не проверяется новичками.

3. Соблюдение «информационной гигиены» в сети Интернет. «Пост-правда», нескончаемый информационный поток, зависимость от использования современных технологий - практически повсеместно встречающиеся проблемы современного общества. Ограничение времяпровождения в интернете, фильтрация поступающей информации, осторожность в посещении подозрительных вебстраниц - неотъемлемые принципы информационной грамотности в сети Интернет, которые существенно снижают риск вовлечения человека в террористическую организацию.

4. Знать и уметь выявлять приемы психологической манипуляции. Данный пункт отчасти относится к пункту о самообразовании, однако для того, чтобы противостоять психологическому давлению со стороны террористов, необходимо не только повышать общий уровень культуры и образования, но и уметь использовать свои знания на практике, то есть развивать эмоциональный интеллект - способность понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Помимо этого, высокий уровень эмоционального интеллекта непосредственно коррелирует с психологической устойчивостью человека.

5. Задавать вопросы и сомневаться - одна из важнейших черт мыслящего человека. В ситуации, когда человека пытаются завербовать в террористическую организацию, необходимо действовать осознанно. Благодаря постоянным вопросам «зачем?», «для чего?», человек, во-первых, переключается с эмоций на рациональное мышление, а во-вторых, может озадачить вербовщика-террориста, который начнет сомневаться в способности завербовать целевого объекта.

6. В кризисных ситуациях и семейных проблемах, от которых не может быть застрахован никто, необходимо помнить, что существует множество неравнодушных людей, общественных организаций и объединений, оказывающие различного рода помощь и психологическую поддержку.

7. В социальных сетях террористы-вербовщики собирают информацию о потенциальных объектах психологической обработки, и чем больше информации о человеке (увлечение, работа, семья), тем больше преимуществ и рычагов воздействия имеет вербовщик, тем легче ему выявить слабые стороны и уязвимости объекта воздействия. Необходимо с тщательностью и осторожностью публиковать персональную информацию о себе в открытых источниках.

8. Устойчивые мировоззренческие установки, ценности и жизненные принципы, а также наличие определенных жизненных целей и стремлений, делают человека практически недосягаемым для террористов-вербовщиков, поскольку такой человек не ищет утешения в служении деструктивной «великой цели», знает, чего он хочет, и не терзается поисками простого и понятного объяснения устройства мира, как это предлагается в террористических идеологиях.

Библиографический список:

LGerring J. Ideology: A definitional analysis //Political Research Quarterly. - 1997. - Т. 50. - №. 4. -С. 957-994.

2.Purvis T., Hunt A. Discourse, ideology, discourse, ideology, discourse, ideology. //British Journal of Sociology. - 1993. - С. 473-499.

3.Лепешко Б. М. Идеология сегодня: к пониманию явления //Социально-политические науки. - 2013.

- №. 3. - С. 35-37.

4.Брандес М. Э. Идеология и миф: общие черты //Политическая наука. - 2003. - №. 4.

5.Boudon R. The analysis of ideology. - University of Chicago Press, 1989.

6.Арипшев А. М., Люев Р. Х. Актуальные тенденции противодействия террористической идеологии //Лучшая научно-исследовательская работа 2020. - 2020. - С. 125-127.

7.Snow D., Byrd S. Ideology, framing processes, and Islamic terrorist movements //Mobilization: An International Quarterly. - 2007. - Т. 12. - №. 2. - С. 119-136.

8.Подоплелова Е. В. Социальные сети как центр вербовки террористов //Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2017. - №. 1. - С. 84-87.

9.Бураева Л. А. О методах вербовки женщин террористическими организациями посредством сети Интернет //Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2018. - №. 5. - С. 190-193.

10.Игошин О. С. Интернет как площадка для вербовки пособников террористическими организациями //Отечественная юриспруденция. - 2016. - №. 11 (13). - С. 13-15.

11.Трунцевский Ю. В. Вербовка в террористические организации: анализ форм и содержания подбора новобранцев //Военно-юридический журнал. - 2016. - №. 6. - С. 10.

12.Голяндин Н. П., Горячев А. В. Мотивации вербовки в экстремистские и террористические организации //Вестник краснодарского университета МВД России. - 2013. - №. 2 (20). - С. 37-40.

13.Neumann P. R. Joining al-Qaeda: jihadist recruitment in Europe. - Routledge, 2012.

14.Rudner M. "Electronic Jihad": The Internet as Al Qaeda's Catalyst for Global Terror //Studies in Conflict & Terrorism. - 2017. - Т. 40. - №. 1. - С. 10-23.

15.Jasko K. et al. ISIS: Its History, Ideology, and Psychology 53 //Handbook of Contemporary Islam and Muslim Lives. - 2021. - С. 1089.

16.Старостин А. Н. Идеологические истоки ИГИЛ, практики агитации и методы информационного противодействия радикалам //Мусульманский мир. - 2015. - №. 4. - С. 55-66.

17.Haynes J. Al Qaeda: ideology and action //Critical Review of International Social and Political Philosophy. - 2005. - Т. 8. - №. 2. - С. 177-191.

18.Blanchard C. M. Al Qaeda: Statements and evolving ideology. - Library of Congress Washington DC Congressional Research Service, 2007.

19.Нечитайло Д. А. " Аль-Каида" и" Исламское государство"-общее и особенное //Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - №. 3 (20). - С. 409-412.

20.Манойло А. В. Модели "мягкой силы" сетевых террористических организаций (на примере" Исламского государства", Аль-Каиды, Талибана и" Братьев-мусульман") //Русская политология. - 2016. -№. 1. - С. 69-79.

21.Холодкова Н. В. Политическая практика функционирования современных террористических структур: сравнительный анализ" Аль-Каиды" и" Исламского государства" //Международные отношения.

- 2016. - №. 1. - С. 74-79.

22.Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Костин В. Н. Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ //Информационные войны. - 2015. - №. 1. - С. 30-36.

23.Марчин С. Джихадистская пропаганда в Интернете и социальных медиа //Политическая лингвистика. - 2016. - №. 5. - С. 158-164.

24.Пащенко И. В. Идеология террористических сообществ в сети Интернет: технологии распространения и специфика противодействия //Caucasian Science Bridge. - 2018. - №. 1 (2). - С. 12-24.

25.Сапожонкова А. А. Интернет, как инструментальное средство терроризма //Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №. 12-2 (31).

26.Петухов В. Интернет и «информационный терроризм» //Россия и мусульманский мир. -2008. - №. 5.

27.Коробеев А. И., Мальцев А. А. Особенности причинно-мотивационного комплекса вовлечения несовершеннолетних в деятельность террористических организаций //Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10. - №. 1. - С. 50-59.

28.Гусева Н. В. К вопросу о психологических механизмах вовлечения в экстремистские и террористические организации //Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии.

- 2018. - С. 856-860.

29.Кельдасов Т. Д., Курочкин Б. Н. Вербовка российской молодежи экстремистскими организациями //Современный ученый. - 2019. - №. 4. - С. 310-314.

30.Жусупова Г. Б. Технологии вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность //Наука. - 2020. - №. 2. - С. 61 -66.

31.Рахмонов А. С. Внешние и внутренние факторы вовлечения молодёжи в ряды террористических организаций //Казанский педагогический журнал. - 2015. - №. 6-3. - С. 144-150.

32.Сумина Е. А., Рыков А. А. Социально-психологические механизмы вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность //Академическая мысль. - 2019. - №. 2 (7). - С. 101105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.