Научная статья на тему 'ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГИЛ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ'

ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГИЛ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
923
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГИЛ / ПРОПАГАНДА / ВЕРБОВКА / ТЕРРОРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БОРЬБА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДИК ИНФОРМАЦИОННОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Альбо Таслих Мохаммед Имад Кадим

Статья посвящена исследованию опыта борьбы против пропагандистской деятельности ИГИЛ (террористической организации, запрещённой в РФ) и вербовки новых членов в эту организацию. Автор рассматривает медиаресурсы и технологии, используемые ИГИЛ, информационные и психологические методы воздействия, применяемые пропагандистами и вербовщиками. Целью статьи является анализ информационной стратегии ИГИЛ, направленной на привлечение в свои ряды новых бойцов, идеологических основ и психологических подходов, используемых в процессе вербовки новых членов организации, а также стратегий и методов борьбы с исламистской пропагандой, разработанных в России и странах Европы и Ближнего Востока. Делается вывод о том, что проблема противостояния пропагандистской деятельности ИГИЛ и других террористических организаций на сегодняшний день не потеряла своей остроты несмотря на то, что многие страны создали и продолжают развивать структуры и механизмы противодействия информационному влиянию и вербовке в террористические организации. Однако важной особенностью пропагандистской работы ИГИЛ является использование новейших технических средств и современных методик информационного и психологического воздействия, что предполагает возможности дальнейшего развития и совершенствования, следовательно, для предотвращения возобновления угрозы в будущем необходимо продолжать и развивать методы борьбы с пропагандой радикальных идей, экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDA ACTIVITIES OF ISIS AND METHODS OF COMBATING IT

The article is devoted to the study of the experience of the fight against the propaganda activities of ISIS (a terrorist organization banned in the Russian Federation) and the recruitment of new members to this organization. The author examines the media resources and technologies used by ISIS, informational and psychological methods of influence used by propagandists and recruiters. The purpose of the article is to analyze the ISIS information strategy aimed at attracting new fighters to its ranks, the ideological foundations and psychological approaches used in the process of recruiting new members of the organization, as well as the strategies and methods of combating Islamist propaganda developed in Russia and the countries of Europe and the Middle East. It is concluded that the problem of countering the propaganda activities of ISIS and other terrorist organizations today has not lost its urgency, despite the fact that many countries have created and continue to develop structures and mechanisms to counter informational influence and recruitment into terrorist organizations. However, an important feature of the propaganda work of ISIS is the use of the latest technical means and modern methods of informational and psychological influence, which implies the possibility of further development and improvement, therefore, in order to prevent the resumption of the threat in the future, it is necessary to continue and develop methods of combating the propaganda of radical ideas, extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГИЛ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК: 82, 070, 32.019.5

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_110

Альбо Таслих Мохаммед Имад Кадим ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГИЛ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Albo Tasleeh Mohammed ImadKadhim PROPAGANDA ACTIVITIES OF ISIS AND METHODS OF COMBATING IT

Ключевые слова: ИГИЛ, пропаганда, вербовка, терроризм, информационная борьба, Ближний Восток, противодействие, информационная стратегия, методик информационного и психологического воздействия.

Keywords: ISIS, propaganda, recruitment, terrorism, information warfare, Middle East, counteraction, information strategy, methods of informational and psychological influence.

Аннотация: Статья посвящена исследованию опыта борьбы против пропагандистской деятельности ИГИЛ (террористической организации, запрещённой в РФ) и вербовки новых членов в эту организацию. Автор рассматривает медиаресурсы и технологии, используемые ИГИЛ, информационные и психологические методы воздействия, применяемые пропагандистами и вербовщиками.

Целью статьи является анализ информационной стратегии ИГИЛ, направленной на привлечение в свои ряды новых бойцов, идеологических основ и психологических подходов, используемых в процессе вербовки новых членов организации, а также стратегий и методов борьбы с исламистской пропагандой, разработанных в России и странах Европы и Ближнего Востока.

Делается вывод о том, что проблема противостояния пропагандистской деятельности ИГИЛ и других террористических организаций на сегодняшний день не потеряла своей остроты несмотря на то, что многие страны создали и продолжают развивать структуры и механизмы противодействия информационному влиянию и вербовке в террористические организации. Однако важной особенностью пропагандистской работы ИГИЛ является использование новейших технических средств и современных методик информационного и психологического воздействия, что предполагает возможности дальнейшего развития и совершенствования, следовательно, для предотвращения возобновления угрозы в будущем необходимо продолжать и развивать методы борьбы с пропагандой радикальных идей, экстремизма и терроризма.

Abstract: The article is devoted to the study of the experience of the fight against the propaganda activities of ISIS (a terrorist organization banned in the Russian Federation) and the recruitment of new members to this organization. The author examines the media resources and technologies used by ISIS, informational and psychological methods of influence used by propagandists and recruiters.

The purpose of the article is to analyze the ISIS information strategy aimed at attracting new fighters to its ranks, the ideological foundations and psychological approaches used in the process of recruiting new members of the organization, as well as the strategies and methods of combating Islamist propaganda developed in Russia and the countries of Europe and the Middle East.

It is concluded that the problem of countering the propaganda activities of ISIS and other terrorist organizations today has not lost its urgency, despite the fact that many countries have created and continue to develop structures and mechanisms to counter informational influence and recruitment into terrorist organizations. However, an important feature of the propaganda work of ISIS is the use of the latest technical means and modern methods of informational andpsychologi-cal influence, which implies the possibility of further development and improvement, therefore, in

order to prevent the resumption of the threat in the future, it is necessary to continue and develop methods of combating the propaganda of radical ideas, extremism and terrorism.

Введение.

ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ) выделяется среди других террористических группировок не только своей военной и экономической мощью, но и весьма умелым ведением пропаганды с использованием СМИ и Интернет-ресурсов. По словам старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Леонида Витальевича Гладчен-ко, одной из опаснейших черт «современного радикального исламизма, воплотившимся в практике так называемого «Исламского государства», стал процесс широкого привлечения этой группировкой сторонников из различных стран для целей ведения вооруженной борьбы»1. Так, в 2016 году количество иностранных бойцов, вступивших в ИГИЛ, составляло примерно 27-31 тысяч человек из 86 государств. Поэтому организация системы противостояния пропаганде ИГИЛ и вербовке новых членов является актуальной проблемой современного мира, не утратившей своей остроты и после того, как «квазихалифат» потерпел поражение и потерял большую часть захваченных ранее территорий.

За 5 лет борьбы с ИГИЛ мировое сообщество накопило достаточный опыт борьбы с информационным влиянием террористической организации. На сегодняшний день существует большое количество публикаций, посвящённых различным аспектам данной проблемы. Все исследования можно условно разделить на 3 группы.

Первую группу составляют работы, анализирующие техническую сторону пропагандистской работы ИГИЛ (медиа-центры, использование интернет-сайтов и мобильных приложений и т.п.). К этой группе отнесем большое исследование «Новое качество террористической пропаганды: ме-

1 Гладченко Л.В. Тайны «чёрного интернационала» ИГИЛ / Сайт Российского института стратегических исследований. Раздел Аналитика. [Электронный ресурс] - URL: https://riss.ru/analitycs/38349/ (дата обращения 20.05.2019).

диа-империя ИГИЛ»2, проведённое научными сотрудниками ФГКУ «ВНИИ МВД России» И.Ю. Сундиевым и А.А. Смирновым и преподавателем Военной академии РВСН им. Петра Великого В.Н. Костиным, в котором авторы пишут о созданных для нужд ИГИЛ медиацентров, а также исследуют деятельность пропагандистов ИГИЛ в сети Интернет. Этой же теме посвящена статья старшего исследователя фонда Quilliam Чарли Уинтера . Использованию членами ИГИЛ мобильных приложений для информационного воздействия посвящены статьи Василь-ченко В.4 и Дж.М. Бергера5.

Во вторую группу работ входят исследования информационных и психологических методов воздействия на аудиторию. Здесь необходимо упомянуть работы Рязанова Д.С.6, Галкиной Е.С.7, К. Банзела8, по-

2 Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Костин В.Н. Новое качество террористической пропаганды: медиа-империя ИГИЛ / Сайт С.П. Курдюмова АНО «Центр междисциплинарных исследований» (ЦМИ) [Электронный ресурс] - URL: http://spkurdyu-mov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagandy-mediaimperiya-igil/

3 Уинтер Ч. «Исламское государство»: как работает его пропаганда [Электронный ресурс] // ВВС Russian. URL:http://ww.bbc.com/russian/international/ 2015/10/151005_is_propaganda_war.

4 Васильченко В. Джихад в Twitter. Как террористы осваивают приемы социального маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://apparat.cc/ net-work/isis-social-war/ и Васильченко В. Халифат во «ВКонтакте»: как террористы из «Исламского государства» захватывают российскую соцсеть // Apparat. 11.09.2014. http://apparat.cc/ network/vk-isis/

5 Berger J.M. How ISIS Games Twitter // The Atlantic. Jun 16, 2014. http://www.theatlantic.com/interna tional/archive/2014/06/isis-iraq-twitter-social-media-strategy/372856/ http://apparat.cc/network/isis-social-war

6 Рязанов Д.С. «Исламское государство в Ираке»: идеологические основы и практические приоритеты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5. Ч. 3. С. 160163.

7 Галкина Е. Чем соблазняет «Исламское государство» / Релевант. Портпал актуальной аналитики (28.04.2015) [Электронный ресурс] - URL: https://relevantinfo.co.il/чем-соблазняет-исламское-государст/

8 By Cole Bunzel From Paper State to Caliphate: The Ideology of the Islamic State [Электронный ресурс] -

свящённые религиозно-историческим основам идеологии ИГИЛ, а также исследования Злоказова К.В., Сафроновой А.Ю.1, в которых дается психологический анализ методов, используемых пропагандистами и вербовщиками ИГИЛ. Вопросы специфики информационной борьбы ИГИЛ рассматриваются в статье Моторина Д.И. и Коваленко В.Д.2

К третьей группе относятся публикации и информационные источники, посвя-щённые методам противодействия пропаганде ИГИЛ. Европейский опыт обобщен и систематизирован в труде А.А. Казанцева , усилиям, предпринимаемым в России, посвящено исследование «Демон Лапласа против ИГ: борьба с вербовщиками террористов». Стратегии, используемые в странах Ближнего Востока, описаны в статье «Электронные религиозные платформы». Оружие государств для противодействия террориз-

4

му» .

В целом проанализировано порядка 40 публикаций, информация из которых обобщена и систематизирована с целью получения общей картины, позволяющей оценить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, сделать выводы об эффективности предпринятых мер и определить основные направления дальнейшего развития.

URL:

http://www.brookings.edu/~/media/research/files/papers/ 2015/03/ideology-of-islamic-state-bunzel/the-ideology-of-the-islamic-state.pdf

1 Злоказов К.В., Сафронова А.Ю. Образы коммуникаторов и стратегии воздействия при пропаганде идей террористической организации «Исламское государство» // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 247-253.

2 Моторин Д.И., Коваленко В.Д. Специфика информационной борьбы запрещенных в России террористических организаций «Аль-Кайда» и ИГИЛ -URL: https ://cyberleninka. ru/article/v/spetsifika-informatsionnoy-borby-zapreschennyh-v-rossii-terroristicheskih-organizatsiy-al-kaida-i-igil

3 Казанцев А.А. Проблема вербовки и возврата боевиков-террористов: опыт Европы и перспективы России. № 27/2016 / А.А. Казанцев, гл. ред. И.С. Иванов / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2016. С. 21. (https://russiancouncil.ru/upload/WP-Terrorists-27-Rus.pdf).

4 "Демон Лапласа" против ИГ: борьба с вербовщиками террористов / ТАСС (7 ДЕК 2015) [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/proi-

sshestviya/2501424.

Феномен Исламского государства.

Чтобы эффективно противодействовать террористам ИГИЛ как в военной, так и информационной сферах, необходимо обратиться к первопричинам появления этой организации, понять истоки ее укрепления и разрастания.

Директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский считает, что почвой для распространения идей религиозного экстремизма стали безработица и обнищание населения, вызванные быстрым демографическим ростом при отсутствии столь же быстрого экономического развития в странах Ближнего Востока.

Британский журналист Патрик Кок-бёрн выделяет следующие причины появления ИГИЛ:

1) Начавшееся после вторжения коалиционных сил в Ирак и установления там шиитского режима масштабное суннитское сопротивление;

2) финансовая поддержка джихадист-ских групп Саудовской Аравией;

3) финансирование и вооружение США сирийских «оппозиционных» отрядов, которые перепродавали оружие боевикам ИГИЛ (организации, запрещённой в РФ);

4) «открытый «коридор» для потока -джихадистов в Ирак и Сирию через Турцию»;

5) возникновение и развитие при активной поддержке прежде всего Саудовской Аравии суннитского сопротивления в Ира-ке5.

Дмитрий Егоров в статье «Исламское государство (ИГИЛ): история, экономика, цели и методы борьбы» указывает на два закона, принятых оккупационной администрацией Ирака и ставших решающими в дальнейшем развитии событий. Поскольку большинство членов партии Баас были суннитами, закон «О дебаасизации Ирака», согласно которому «из государственных структур были уволены десятки тысяч членов саддамовской партии Баас», стал своеобразным сигналом начала межконфессио-

5 Cockburn, P. (2015). The rise of Islamic State: ISIS and the new Sunni revolution. New York: Verso Books. [Электронный источник] - URL: http://kropf-polisci.com/isis.cockburn.pdf.

нальных столкновений, в первую очередь между шиитами и суннитами. Кроме того, сотни тысяч людей лишились работы и социального статуса.

Второй закон «О ликвидации государственных структур» «санкционировал практическую ликвидацию старых специальных служб, полиции и армии»1. Таким образом, англо-американская коалиция создала идеальные условия для возникновения и развития на территории Ирака гражданской войны и баз террористических организаций.

В октябре 2006 года несколько радикальных суннитских формирований во главе с подразделением «Аль-Каиды» (террористической группировки, запрещённой в РФ) объявляют о создании «Исламского государства Ирак». В 2013 году ИГИ вступает в гражданскую войну в Сирийской Арабской Республике как часть «Аль-Каиды» (террористическая группировка, запрещена в РФ) и союзник Сирийской Свободной Армии (оппозиционные силы) и получает новое название «Исламское государство Ирака и Леванта». В 2014 году ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ) начинает наступление в Ираке и захватывает крупнейшие города страны: Мосул, Тикрит, Фаллуджу. В это же время в Сирии исламисты завладели провинциями Алеппо, Идлиб и Ракка, а в Ливии - городом Сирт. 29 июня 2014 года ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ) объявила о создании на захваченных территориях Ирака и Сирии "Исламского халифата", главой которого стал лидер организации Абу Бакр аль-Багдади. В 2015 году ИГ контролировал 70% территории Сирии и 30% территории Ирака, а также большую часть побережья Ливии.

Мировое сообщество наконец осознало, какую угрозу таит в себе феномен ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), и начало борьбу с ним. В результате усилий, предпринимаемых правительствами Ирака, Сирии и Ливии, а также их союзниками в борьбе против исламистов в 2017 году ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) потеряло 90% завоеванной территории. Несмотря на

1 Соловьёв Е. Эксперты: около 30 тыс. наемников из 86 стран воюют на стороне ИГ / ТАСС [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2510144.

это, ИГИЛ продолжает представлять собой серьёзную угрозу.

Основная опасность ИГИЛ (организации, запрещённой в РФ) состоит в том, что за короткое время организация смогла привлечь в свои ряды большое количество людей, в основном молодежь. Например, по данным аналитического центра Soufan Group, которым руководит экс-агент ФБР Али Соуфан, опубликованным газетой The Straits Times, в 2015 году на стороне ИГ воевало от 27 до 31 тысяч человек из 86 стран2. В то же время ЦРУ называет цифру 30 тысяч, а правительство Ирака - 200 тысяч боевиков, воюющих в рядах ИГИЛ.

Эксперты называют ряд причин, по которым молодые люди из разных стран вступают в ряды ИГИЛ.

Одним из факторов является идеология ИГИЛ, религиозным фундаментом которой является салафитское направление, возникшее в период интенсивного распространения ислама (с VII по IX век). По мнению кандидата наук в области исследований Ближнего Востока в Принстонском университете К. Банзеля, «Джихад-салафизм является идеальной отправной точкой идеологического движения в суннитском исламе. Он охватывает глобальную сеть ученых, веб-сайты, СМИ и бесчисленных сторонников в социальных сетях. Данное движение основывается на экстремистских прочтениях священных текстов ислама...» . Доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ Е. Галкина высказывает ту же точку зрения: «.доктрина ИГ включает, в частности, следующие концепты, корни которых можно найти в салафит-ской литературе, но не в столь жестком виде: неспособность управлять страной в соответствии с шариатом - куфр (неверие, самый страшный грех); сопротивление "Исламскому государству" - иртидад вероотступничество, одно из проявлений куфра); ширк (идолопоклонство, язычество), который должен бескомпромиссно искореняться, где бы ни был встречен (в мире не должно

2 By Cole Bunzel From Paper State to Caliphate: The Ideology of the Islamic State [Электронный ресурс] -URL: http://www.brookings.edu/~/media/research/

files/papers/2015/03/ideology-of-islamic-state-bunzel/the-ideology-of-the-islamic-state.pdf

остаться ни одного язычника)»1. Идеологические основы организации были опубликованы в Декларации "Это - обещание Аллаха". Таким образом, лидеры ИГИЛ пропагандируют возвращение к «чистому» исламу, противопоставляя его традиции «грязным» и «извращенным» ценностям Западной цивилизации.

Одной из целей ИГИЛ является создание Всемирного халифата. По мнению индонезийского политолога Д. Перейры, «лозунг борьбы за халифат, <...> апеллирует к глубоким чувства мусульман всего мира. В своё время ликвидация предшествовавшего халифата в 1924 году в результате распада Османской империи была воспринята мусульманским сообществом как общее поражение от европейского империализма. С того времени идея возрождения халифата питает надежды правоверных мусульман на создание в мировом масштабе единого политического и религиозного центра, призванного сплотить единоверцев в общую циви-лизационную силу, способную взять реванш у Запада»2. И сам факт возникновения этого квазигосударства, о котором 29 июня 2014 года объявил лидер организации Абу Бакр Аль-Багдади, реальный контроль над конкретной территорией и проживающим на ней населением, а не только пропаганда идеологии, являются важнейшей причиной популярности ИГИЛ для многих мусульман.

Средства и методы информационного воздействия со стороны ИГИЛ.

Важнейшим фактором привлекательности ИГИЛ является мощнейшая пропагандистская работа, в которой используются новейшие информационные технологии, методы психологической обработки и манипулирования сознанием людей. Для ведения пропаганды в распоряжении ИГИЛ есть развитая медийная инфраструктура. Так, с 2006 года работает медийное агентство «Аль-

1 Галкина Е. Чем соблазняет «Исламское государство»/ Релевант. Портал актуальной аналитики (28.04.2015) [Электронный ресурс] - URL: https://relevantinfo.co.il/чем-соблазняет-исламское-государство.

2 D. Pereira. Jakarta Holds Key to Keeping S-E Asia

Safe in War on Terror. Global Indonesian Voices. 23 Feb 2015 [Электронный ресурс] - URL: http://www.globalindonesianvoices.com/19275/jakarta-holds-key-to-keeping-s-e-asia-safe-in-war-on-terror/

Фуркан» (араб. j - «Различение добра и зла»), продукцией которого являются фильмы, аудио- и видеоматериалы для распространения в сети Интернет, а также брошюры и листовки3.

В 2013 году для производства пропагандистского информационного материала на арабском языке организовано медиа-агентство «Итисаам» (I'tisaam Media Foundation) и медиа-фонд «Айнад» (Ajnad Media Foundation), который специализируется на изготовлении и распространении джи-хадистских проповедей и песнопений (нашидов). А в 2014 году появилась студия «Аль-Хайят» (дословный перевод «Жизнь», араб. ^^ al-Hayat lil-intajil-

iilami, англ. Al-Hayat Media Center), производящая аудио- и видеоматериалы для аудитории, говорящей на английском, немецком, французском, русском, турецком, курдском языках, а также на хинди, урду и бенгали. Основной продукцией этих медийных структур являются аудиоматериалы, видеоролики, фильмы, пропагандирующие идеи ИГИЛ, создающие романтические образы бойцов-джихадистов, обличающие ценности западной культуры. Эти материалы затем распространяются через сеть Интернет по всему миру. Кроме того, медиа-центр «Аль-Хайят» выпускает много печатной продукции, например, брошюры «Islamic State Report» и «Islamic State News», а также журнал «Dabiq», издаваемые на нескольких языках. В глянцевом журнале «Dabiq» основное внимание уделяет приданию легитимности ИГИЛ и провозглашаемого им Халифата, для этого публикуются материалы религиозно-идеологического характера, сводки боевых действий ИГИЛ, в положительном ключе освещаются различные аспекты жизни членов организации и их семей на контролируемой территории . Старший исследователь фонда Quilliam Чарли Уинтер, проводивший исследование про-

3 Электронные «Религиозные платформы». Оружие государств для противодействия терроризму / Газета Альхалиж (21/01/2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.alkhaleej.ae/alkhaleej/page/e85e9e73 -5eb8-4e0a-9764-0eeab82023b 1

4 ISI Gives Biography of Slain Saudi, Media Member .URL: https://news.siteintelgroup.com/Jihadist-News/isi-gives-biography-of-slain-saudi-media-member.html (дата обращения 23.04.2022).

пагандистской деятельности ИГИЛ в 2015 году указывает, что за месяц было «выпущено 892 образца. Все они были представлены в единой форме и очень хорошо выполнены - до мельчайших деталей»1.

Несомненно, важнейшим каналом информационного воздействия является сеть интернет. Видео хостинг YouTube стал платформой для распространения фильмов и видеороликов по всему миру.

Важнейшую роль играют социальные сети, в которых ведется непрерывная агитационная деятельность, поиск и психологическая обработка людей. Джихадисты открывают собственные страницы в Facebook, Twitter, Instagram, Friendica и ВКонтакте. Как пишет российский исследователь В. Ва-сильченко, «у группировки есть официальный профиль - там выкладывают видеообращения и заявления руководства; есть профили для трансляций с захваченных территорий; есть профили конкретных бойцов, где они делятся с подписчиками подробностями участия в боях, эмоциями и повседневными бытовыми деталями»2. Благодаря огромному количеству хештегов пользователей интернет, представляющих интерес для ИГИЛ, буквально «засыпают» информацией о «священной борьбе», которую ведут исламисты. Профили вербуемых тщательно исследуются, и вербовщик подбирает подходящую методику психологического воздействия.

«Целевая аудитория» вербовщиков -молодые люди обоих полов в возрасте от 17 до 40 лет. Особый интерес для вербовщиков, как отмечает доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России, полковник полиции, председатель Научно-консультативного совета Антитеррористического центра государств-участников СНГ Марианна Кочубей, представляют военные специалисты, лингвисты и переводчики .

1 Там же.

2 Гнединская А. Сбежавший от ИГИЛ. Россиянин рассказал о своей жизни у джихадистов/ Московский комсомолец (08.06.2015) [Электронный ресурс] -URL: https://www.mk.ru/social/2015/06/08/sbezhavshiy-iz-igil-rossiyanin-rasskazal-o-svoey-zhizni-u-dzhikhadistov.html

3 H. Lang and M. Al Wari. The Flow of Foreign Fighters to the Islamic State. Assessing the Challenge and

Следует также отметить, как одну из качественных характеристик работы пропагандистов ИГИЛ их «большую гибкость и способность апеллировать к запросам самых различных групп потенциальных новобранцев».

Каковы же мотивы вербовки, применяемые специалистами ИГИЛ?

Доктор политических наук А.А. Казанцев в исследовании «Проблема вербовки и возврата боевиков-террористов: опыт Европы и перспективы России» говорит, что пропаганда ИГИЛ «разработало отдельные методы вербовки для самых разных групп потенциальных рекрутов», он указывает на основные мотивы, используемые для пропаганды. Среди них на первом месте культурно-психологические, а именно «духовный кризис секулярной культуры эпохи постиндустриализма»: современная европейская культура предполагает самостоятельный поиск смысла жизни и выбор жизненного пути, чего молодые люди в силу психологической и духовной незрелости часто сделать не могут. Так, в докладе специальной комиссии Сената Франции, сделанном французским Центром борьбы против исламских сект (Centre de prévention contre les dérives sectaires liées à l'islam, CPDSI) говорится, что исламисты дают «простые ответы на духовно и жизненно важные вопросы,..,,умело обыгрывают идею принадлежности к группе, обладающей ярко выраженной идентичностью и противопоставляющей себя остальному миру», и в идее джихада молодые радикалы получают «стройную систему ценностей, которую они не смогли найти в своей стране».

Также важным мотивом является социальный. Молодым людям, проживающим в бедных странах, предлагается быстрое обогащение и социальный статус. В материально благополучных западных странах серьезной причиной вербовки является «низкая степень интеграции исламской молодежи, в особенности мигрантов, в общество». Как отмечают российские исследователи, одним из эффективных мотивов вербовки мусульман является апеллирование к присущему всем порядочным людям чувству справедли-

the Response. Center for American Progress. March 2016, pp.14-17.

вости. Объект вербовки «забрасывают» видеороликами с изображением убийств в основном женщин и детей и информационным посылом «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единовер-цев...»1.

Несомненно, одной из причин, позволяющих вербовщикам добиваться успеха, является то, что большую часть информации о жизни и деятельности членов организации пользователи сети Интернет получают из рук пропагандистов ИГИЛ, пытающихся создать образ бойца ИГ как «война Аллаха», борющегося за осуществление мечты всех мусульман против навязываемых мусульманскому миру экономической модели и моральных ценностей западной цивилизации. Во время ведения военных операций, направленных на освобождение территорий Ирака и Сирии, захваченных террористической организацией, в телепрограммах новостей и в Интернете появилась информация о катастрофическом положении гражданского населения, оказавшегося под властью ИГИЛ, а также преступлениях, совершаемых иги-ловцами, по отношению к гражданам Сирии и Ирака, иностранным специалистам, иноверцам и мусульманам-шиитам. Однако этих сюжетов было мало, что можно объяснить серьезными ограничениями, трудностями и опасностью работы журналистов. Информации о реальном образе жизни, целях, деятельности как руководителей, так и рядовых членов ИГИЛ, которую получает мировая общественность, недостаточно для ведения контрпропаганды.

Таким образом, одной из главных опасностей ИГИЛ, не потерявшей своей актуальности даже после военного поражения Исламского государства и потери им большей части территорий, является продолжающаяся активная пропагандистская работа, которой необходимо противостоять на всех возможных уровнях.

Методы противостояния пропаганде и вербовке в ряды ИГИЛ.

Мировая общественность давно поняла уровень информационной угрозы со сторо-

1 Соловьев Е. Эксперты: около 30 тыс. наемников из 86 стран воюют на стороне ИГ / ТАСС [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2510144

ны ИГИЛ и начала активное комплексное противодействие, которое ведется на разных уровнях и по разным направлениям.

Шаги, предпринимаемые на международном уровне, включают в себя:

1) «создание механизма международного обмена опытом и «лучшими практиками» противодействия выезду иностранных боевиков - террористов в районы, контролируемые ИГИЛ»;

2) «совершенствование форматов международного обмена разведывательной информацией по иностранным боевикам - террористам планирующим, находящимся, либо возвращающимся из районов боевых действий ИГИЛ»;

3) «принятие мер по выявлению и перекрытию каналов транспортировки потенциальных джихадистов в районы действия группировки и ликвидации всех выявленных «транзитных хабов»2

Каждая из стран, столкнувшаяся с данной проблемой, разрабатывает и реализует свою систему противостояния вербовке своих граждан, исходя из социальных и культурных особенностей государства. Анализ опыта европейских стран и России позволяет разделить предпринимаемые меры на пять направлений: законодательные, информационно-образовательные, технические, идеологические (контрпропаганда) меры и реабилитация жертв вербовки.

Законодательные меры предполагают разработку и принятие системы законов и правовых актов, определяющих статус религиозных экстремистских организаций и их агентов влияния, а также меры ограничения или пресечения запрещённой деятельности и наказания; регулирующих работу органов государственной безопасности, а также других государственных структур, задействованных в работе по противодействию пропаганде терроризма и экстремизма и вербовке новых членов ИГИЛ.

Информационно-образовательные меры включают в себя многосторонний комплекс программ и мероприятий. Доктор политических наук А.А. Казанцев, обобщив

2 H.Lang and M. Al Wari. The Flow of Foreign Fighters to the Islamic State. Assessing the Challenge and the Response. Center for American Progress. March, 2016, pp.14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

европейский опыт, как наиболее эффективные выделяет следующие:

1) «Кампания по формированию общенациональной идентичности, направленная на интеграцию мигрантов-мусульман», действующая во Франции и Австрии, объединяет информационную работу в Интернете и образовательных учреждениях.

2) «Разработка и реализация комплексных программ по борьбе с экстремизмом в системе образования», включающая обучение учителей и преподавателей распознаванию первых признаков радикализации подростка, разработку психологических методик работы с такими подростками, проведение школьных мероприятий различной тематики, направленные на информирование подростков о природе радикализма и формирование у них навыков коммуникации в мультикультурном и мультиконфессиональ-ном обществе; организацию круглосуточной телефонной линии для работы с людьми, столкнувшимися с подобной проблемой; просветительскую работу с населением, включающая транслирование специальных программ и социальных роликов по телевидению, распространение брошюр; «введение в школьную программу специального курса по критическому восприятию информации в Интернене».

3) Разработка и внедрение программ сотрудничества школы и полиции.

Большинство из указанных методов противодействия пропаганде и вербовке показало свою эффективность и может быть использовано в других странах, однако с развитием информационных технологий эти меры требуют дальнейшего развития и кор-ректировки1.

Одной из самых сложных задач в борьбе с пропагандой ИГИЛ является идеологическая. Как заявил сотрудник Центра экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета Ростислав Прокопишин, необходимо разработать систему контрпропаганды, «альтернативу идеологии вербовщиков»,

1 Электронные «Религиозные платформы». Оружие государств для противодействия терроризму / Газета Альхалиж (21/01/2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.alkhaleej.ae/alkhaleej/page/e85e9e73 -5eb8-4e0a-9764-0eeab82023b 1.

что, учитывая политическую, социальную и культурную ситуацию в мире и отдельно в каждом из государств, ведущих борьбу с вербовщиками ИГИЛ, крайне сложно и требует объединенных усилий органов государственной безопасности и образования, религиозных организаций, средств массовой информации, а также привлечения к информационно-разъяснительной и пропагандистской работе граждан с активной жизненной позицией.

Технические меры предполагают отслеживание и блокировку информационных каналов распространения информационного контента ИГИЛ. Для этого почти во всех странах, где данная организация признана террористической и запрещена, существуют специальные подразделения органов государственной безопасности и разработаны программные комплексы, ведущие мониторинг социальных сетей.

Как отмечалось выше, основной целевой аудиторией пропаганды ИГИЛ являются молодые мусульмане. В странах Ближнего Востока и Северной Африке также ведется активная борьба с пропагандой и вербовкой, осуществляемая на разных уровнях.

Учитывая важную роль, которую играют в социальной и политической жизни мусульманских государств религиозные деятели, их проповеди и призывы не откликаться на пропаганду радикального исламизма имеют важное значение. Так, в рамках работы Министерства по религиозным делам Ирака во время еженедельных пятничных служб проводятся беседы, в которых муфтии и имамы разъясняют верующим ошибочность взглядов радикального ислама, обличают и осуждают деятельность террористических организаций, призывают к противодействию пропаганде ИГИЛ и Аль-Кайды (террористическая организация, запрещенная в РФ).

В Ираке создано Управление средств массовой информации и морального руководства Министерства обороны Ирака, которым руководит генерал-майор Тахсин Ибрагим Аль-Хафаджи. В задачи Управления входит отслеживание и блокирование сайтов сторонников ИГИЛ в социальных сетях, анализ и пресечение дезинформационных вбросов в сети, опровержение ложной ин-

формации, контрпропаганда. Кроме этого, центр ведет разведывательную деятельность посредством мониторинга социальных сетей и тесно сотрудничает с международными организациями, осуществляющими информационную и иную борьбу с терроризмом1'

Не менее значима деятельность СМИ, освещающая неприглядные, разрушительные, страшные стороны ИГИЛ, обличающая и развенчивающая созданный пропагандистами имидж как организации в целом, так и отдельных ее бойцов. Стоит подчеркнуть, что граждане этих государств часто имеют возможность получать информацию по личным каналам, к тому же данная проблема может затрагивать их семьи, поэтому работа журналистов должна быть максимально правдивой и корректной, поскольку в данном жизненно необходимо доверие аудитории. Так, главный редактор газеты The National в ОАЭ доктор Мина Орейби в статье «Женщины «ИГИЛа» ... между продвижением и осознанием»2 пишет о женщинах, привлечённых пропагандистами в ряды ИГИЛ. Автор рассказывает о судьбах англичанки Шамимы Ягуб и американки Худы Матна, которые приехали из своих стран и вступили в ряды ИГИЛ. После поражения террористов Шамима Ягуб бежала, оставив новорожденного ребенка, а Худа Матна находится в лагере для беженцев в Сирии. Обе женщины не могут вернуться на родину, потому что там их ждет судебное разбирательство и наказание. Доктор Орейби поднимает очень важную тему - жизнь бывших членов ИГИЛ, что их ждет, и каково отношение к ним со стороны общества и государства. По мнению автора, необходимы дополнительные международ-ные законы, а также создание междуна-родного трибунала, к суду которого привлекались бы не только члены террористических организаций, но и те, кто ведет пропагандистскую работу, перевозит новых бойцов в Ирак и Сирию, а также финансирует террористические организации. В

1 Иракские военные приобретают опыт работы в СМИ для победы над террористами / UNIPATH [Электронный ресурс] - URL: http://centcom'Unipath-magazine. сот/информационная-война-в-ираке/

2 Орейби М. Женщины «ИГИЛа» ... между продвижением и осознанием / Газета «Аш-Шарк аль-

Аусат» (Ближный Восток) - 20 февраля 2019 -№ 14964.

противном случае, считает доктор Орейби, «они могут рассмотреть возможность открытия нового фронта для возрождения террористической организации».

Одним из серьёзных шагов, предпринятых арабскими странами, было создание программы по борьбе с терроризмом «СА-ВАБ», которая была запущена 8 июля 2015 года в присутствии политических лидеров 50 стран, в том числе президента США Д. Трампа. Программа, описанная в статье «Электронные «Религиозные платформы». Оружие государств для противодействия терроризму»3, предусматривает открытие нескольких международных центров, ведущих антитеррористическую работу по нескольким направлениям:

Во-первых, это сотрудничество с государственными органами, включающее разработку политических и социальных программ по противодействию пропаганде радикального исламизма.

Во-вторых, информационно-просветительская работа - создание информационных медиаплатформ, с которых осуществляется критика радикального исламизма и противопоставление ему гуманных идей традиционного ислама, пропаганда гуманистических ценностей, межнациональной и межрелигиозной терпимости, обличение антигуманной деятельности ИГИЛ (например, использование детей в военных операциях), ведение контрпропаганды. В своей работе специалисты опираются на традиционные ценности мусульманского мира: религиозность, роль семьи, любовь к детям.

В-третьих, мониторинг сети Интернет с целью выявления и блокирования сайтов и страниц в социальных сетях, принадлежащих террористическим организациям или членам таких организаций.

В-четвертых, анализ методов информационного воздействия пропагандистов и вербовщиков ИГИЛ, разработка и введение контрметодов и т.д. Для работы в подобных центрах привлекаются арабские и иностранные учёные и религиозные деятели, волон-

3 Электронные «Религиозные платформы». Оружие государств для противодействия терроризму / Газета Альхалиж (21/01/2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.alkhaleej.ae/alkhaleej/page/e85e9e73 -5eb8-4e0a-9764-0eeab82023b 1

теры, специалисты в области теологии, психологии, информационных технологий, информационной безопасности и т.д. Подобные центры работают в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, Иордании. Авторы статьи сообщают о хороших результатах, достигнутых за три года действия программы.

Таким образом, европейские страны, Россия, США и государства Ближнего Востока и Северной Африки на сегодняшний день ведут активную контрпропагандистскую борьбу с ИГИЛ и имеют довольно большой опыт, учитывающий социально-политические, религиозные, исторические особенности каждой из стран.

Заключение.

Не подлежит сомнению то, что проблема противостояния пропагандистской деятельности ИГИЛ и других террористических организаций на сегодняшний день не потеряла своей актуальности. Как было указано выше, многие страны создали и продолжают развивать структуры и механизмы противодействия информационному влиянию и вербовке в террористические организации. Однако важной особенностью пропагандистской работы ИГИЛ является использование новейших технических средств и современных методик информационного и психологического воздействия, что предполагает возможности дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому мировому сообществу, в свою очередь, также важно продолжать и развивать методы борьбы, для чего кажется необходимым предпринять следующие шаги:

1) Принятие международного Соглашения о сотрудничестве государств в области обеспечения информационной безопас-

ности и разработки необходимой для этого международно-правовой базы;

2) Создание аналитических научных центров, проводящих исследования психологических методов пропаганды и разработку контрметодов (в США, многих европейских и ближневосточных странах такие центры уже существуют);

3) «Создание механизма международного обмена опытом и «лучшими практиками» противодействия информационному воздействию и вербовке;

4) Создание и регулярная трансляция документальных фильмов, интервью с пострадавшими от действий игиловцев, а также бывшими бойцами, репортажей, развенчивающих и обличающих идеологию и деятельность организации и ее членов;

5) Открытие центров помощи и горячих линий для людей, столкнувшихся с вербовщиками ИГИЛ;

6) Разработка и внедрение различных программ обучения информационной безопасности и инструкций для пользователей Интернет;

7) Развитие и расширение просвети-тельско-воспитательной работы с молодежью, для чего необходимо использовать как европейский опыт, так и методы, используемые в мусульманских странах.

Безусловно, данный перечень не является исчерпывающим и требует дополнения, однако то, что мировое сообщество уже многое сделало победы над ИГИЛ и не собирается останавливаться на достигнутом, вселяет надежду на то, что в будущем подобные угрозы будут вовремя замечены и устранены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильченко, В. Джихад в Twitter: Как террористы осваивают приемы социального маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://apparat.cc/network/isis-social-war/

2. Васильченко, В. Халифат во «ВКонтакте»: как террористы из «Исламского государства» захватывают российскую соцсеть // Apparat. 11.09.2014. http://apparat.cc/network/vk-isis/

3. Галкина, Е. Чем соблазняет «Исламское государство» / Релевант. Портал актуальной аналитики (28.04.2015). [Электронный ресурс] - URL: Ы^://ге^апйпйэ.со.П/чем-соблазняет-исламское-государст/

4. Гладченко, Л.В. Тайны «чёрного интернационала» ИГИЛ / Сайт Российского института стратегических исследований. Раздел Аналитика. [Электронный ресурс] - URL: https://riss.ru/analitycs/38349/ (дата обращения 20.05.2019).

5. Гнединская, А. Сбежавший от ИГИЛ. Россиянин рассказал о своей жизни у джиха-дистов/ Московский комсомолец (08.06.2015). [Электронный ресурс] - URL: https://www.mk.ru/social/2015/06/08/sbezhavshiy-iz-igil-rossiyanin-rasskazal-o-svoey-zhizni-u-dzhikhadistov.html

6. "Демон Лапласа" против ИГ: борьба с вербовщиками террористов / ТАСС (7 ДЕК 2015). [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/proisshestviya/2501424

7. Егоров, Д. Исламское государство (ИГИЛ): история, экономика, цели и методы борьбы / Militaryarms.ru «ВОЕННЫЙ ОБЗОР». [Электронный ресурс] - URL: https://militaryarms.ru/armii-mira/islamskoe-gosudarstvo/

8. Злоказов, К.В., Сафронова, А.Ю. Образы коммуникаторов и стратегии воздействия при пропаганде идей террористической организации «Исламское государство» // Политическая лингвистика. 2015. № 2.

9. Иракские военные приобретают опыт работы в СМИ для победы над террористами / UNIPATH. [Электронный ресурс] - URL: http://centcom.unipath-magazine.com/ информаци-онная-война-в-ираке/

10. Исламское государство": как работает его пропаганда. - URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/10/151005_is_propaganda_war (дата обращения 23.04.2022).

11. Казанцев, А.А. Проблема вербовки и возврата боевиков-террористов: опыт Европы и перспективы России. № 27/2016 / А.А. Казанцев, гл. ред. И. С. Иванов / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2016. - С. 9. (https://russiancouncil.ru/ upload/WP-Terrorists-27-Rus.pdf.

12. Коробатов, Я. На Европу идет демографическое цунами / Комсомольская правда (23.02.16). [Электронный ресурс] - URL: https://www.tambov.kp.ru/daily/26490/3360307/

13. Моторин, Д.И., Коваленко, В.Д. Специфика информационной борьбы запрещённых в России террористических организаций «Аль-Кайда» и ИГИЛ - URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/spetsifika-informatsionnoy-borby-zapreschennyh-v-rossii-terroristicheskih-organizatsiy-al-kaida-i-igil

14. Орейби, М. Женщины «ИГИЛа» ... между продвижением и осознанием / Газета «Аш-Шарк аль-Аусат» (Ближный Восток) - 20 февраля 2019 - № 14964.

15. Рязанов, Д.С. «Исламское государство в Ираке»: идеологические основы и практические приоритеты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5. Ч. 3.

16. Соловьев, Е. Эксперты: около 30 тыс. наемников из 86 стран воюют на стороне ИГ / ТАСС [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2510144.

17. Сундиев, И.Ю., Смирнов, А.А., Костин, В.Н. Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ / Сайт С.П. Курдюмова АНО «Центр междисциплинарных исследований» (ЦМИ). [Электронный ресурс] - URL: http://spkurdyumov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagandy-mediaimperiya-igil/

18. Уинтер, Ч. «Исламское государство»: как работает его пропаганда. [Электронный ресурс] // ВВС Russian. https://news-front.info/2015/10/06/islamskoe-gosudarstvo-kak-rabotaet-ego-propaganda-charli-uinter/?utm_source=yandex.ru&utm_medium =organic&utm_campaign =yandex .ru&utm_referrer=yandex .ru.

19. Электронные «Религиозные платформы». Оружие государств для противодействия терроризму/ Газета Альхалиж (21/01/2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.alkhaleej.ae/alkhaleej/page/e85e9e73-5eb8-4e0a-9764-0eeab82023b1.

20. Berger, J.M. How ISIS Games Twitter// The Atlantic. Jun 16, 2014. - URL: http://www.theatlantic.com/international/archive/2014/06/isis-iraq-twitter-social-media-strategy/372856/ http://apparat.cc/network/isis-social-war.

21. By Cole Bunzel From Paper State to Caliphate: The Ideology of the Islamic State [Электронный ресурс] - URL: http://www.brookings.edu/~/media/research/files/papers/2015/03/ ideol-ogy-of-islamic-state-bunzel/the-ideology-of-the-islamic-state.pdf.

22. Cockburn, P. (2015). The rise of Islamic State: ISIS and the new Sunni revolution. New York: Verso Books. [Электронный источник] - URL: http://kropfpolisci.com/isis.cockburn.pdf.

23. D. Pereira. Jakarta Holds Key to Keeping S-E Asia Safe in War on Terror. Global Indonesian Voices. 23 Feb 2015 [Электронный ресурс] - URL: http://www.globalindone-sianvoices.com/19275/jakarta-holds-key-to-keeping-s-e-asia-safe-in-war-on-terror/

24. Foreign Fighters. An Updated Assessment of the Flow of Foreign Fighters into Syria and Iraq. The Soufan Group. December 2015, p.4 - URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/101709066/?page=3&*=nmHdsYQsMMMEP%2FtbDadTWiaph7R7InVybCI6Imh0dHA6L

25. H. Lang and M. Al Wari. The Flow of Foreign Fighters to the Islamic State. Assessing the Challenge and the Response. Center for American Progress. March 2016.

26. Sueur, J-P. Filiers 'djihadistes' pour une roponse global et sans faiblesse. Rapport fait au nom de la Comissiond'enquAete sur l'organisationet les moyens de la lutte contreles reseaux djihadistes en France et en Europe//Senat [официальный сайт], 1 апреля 2015. [Электронный ресурс] - URL: http://www.senat.fr/rap/r14-388/r14-3883.html

27. ISI Gives Biography of Slain Saudi, Media Member/ URL: https://news.siteintelgroup.com/Jihadist-News/isi-gives-biography-of-slain-saudi-media-member.html (Дата обращения 23.04.2022).

Дата поступления: 18.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.