Научная статья на тему 'Идеологическая мобилизация населения Бурят-Монголии в 30-е гг. Xx в'

Идеологическая мобилизация населения Бурят-Монголии в 30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ДОКТРИНА / ОСОАВИАХИМ / IDEOLOGICAL MOBILIZATION / DEFENSIVE DOCTRINE / OSOAVIACHIM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елаев Алексадр Афанасьевич, Басаев Геннадий Доржиевич

На примере Бурят-Монголии 30-х гг. XX в. рассматриваются социальные институты и механизмы идеологической мобилизации населения в рамках оборонительной доктрины, направленные на усиление централизации и формирование тоталитарного режима в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Елаев Алексадр Афанасьевич, Басаев Геннадий Доржиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideological mobilization of the Buryat-Mongolian population in the 30s of the XXth century

The social institutions and mechanisms of ideological mobilization of the population within the defensive doctrine aimed at the strengthening of centralization and the formation of totalitarian regime in the country are considered on the example of the Buryat-Mongolia in the 30s of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Идеологическая мобилизация населения Бурят-Монголии в 30-е гг. Xx в»

5. Гималетдинова Ю.А. Политический статус местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации. Уфа, 2011; Трофимова И.Н. Институциональное развитие местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2011; Ковалева Е.В. Обеспечение транспарентности органов местного самоуправления современной России в процессе информатизации политического управления. Саратов, 2010; Новикова А.В. Политические аспекты развития местного самоуправления в вертикали власти (на примере Читинской области). - Чита, 2006 и т.д.

6. Конституция Российской Федерации. - М., 1995

7. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №15. - Ст. 1695.

8. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1991. № 35. Ст. 3506.

9. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Фз//Российская газета. 2003. 8 октября.

Будаева Цыцык Ботоевна, доктор политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского госуниверситета. E-mail: tsytsyKb @gmail.com

Budaeva Ts.B., doctor of political sciences, associate professor, department of state and municipal management, Buryat State University.

УДК 94 (571.54+517.3)

А.А. Елаев, Г.Д. Басаев Идеологическая мобилизация населения Бурят-Монголии в 30-е гг. XX в.

На примере Бурят-Монголии 30-х гг. XX в. рассматриваются социальные институты и механизмы идеологической мобилизации населения в рамках оборонительной доктрины, направленные на усиление централизации и формирование тоталитарного режима в стране.

Ключевые слова: идеологическая мобилизация, оборонительная доктрина, Осоавиахим.

А.А. Elaev, G.D. Basaev The ideological mobilization of the Buryat-Mongolian population in the 30s of the XXth century

The social institutions and mechanisms of ideological mobilization of the population within the defensive doctrine aimed at the strengthening of centralization and the formation of totalitarian regime in the country are considered on the example of the Buryat-Mongolia in the 30s of the twentieth century.

Keywords: ideological mobilization, defensive doctrine, Osoaviachim.

В отечественной исторической науке достаточно широко освещены процессы индустриализации, коллективизации, политических репрессий и другие, происходившие в 1920-1930-е гг. в СССР. Однако при этом недостаточно изученными остаются факторы усиления централизации и формирования тоталитарного режима. Важную роль в укреплении нового режима сыграли созданные им социальные институты - общественные организации, деятельность которых в идеологической мобилизации населения изучена недостаточно. Между тем политический курс ВКП(б) в 1930-е гг. претерпел существенные изменения по сравнению с началом 1920-х гг. Анализ этих факторов является важным для понимания последующих процессов государственного строительства, социально-экономических преобразований в стране.

Во второй половине 1920-х гг. осложнилась международная обстановка вокруг СССР. К 1926 г. серьезно ухудшились дипломатические отношения между СССР и Великобританией. Во время всеобщей забастовки, потрясшей страну, кампания поддержки британского «пролетариата» приняла в СССР широчайший размах, по всей стране «в добровольно-принудительном порядке» собирали деньги и вещи для бастующих английских рабочих. Раздавались и непрерывные пожелания английским рабочим «одержать победу в классовой битве».

Во время налета на помещение советской внешнеторговой организации Англо-русского комитета единства (АРК) были захвачены документы, изобличавшие СССР в намерении устроить мировую революцию и, в частности, свергнуть правительство Англии.

27 мая 1927 г. министр иностранных дел Великобритании Джозеф Чемберлен информировал советского представителя в Лондоне о решении Англии разорвать дипломатические отношения с СССР

и аннулировать торговое соглашение 1921 г.

В июне 1927 г. в Варшаве был убит полномочный представитель СССР в Польше Петр Войков, в ответ на это в Советском Союзе была развернута антипольская пропагандистская кампания, ставшая частью набиравшей обороты общей антиимпериалистической кампании.

В Бурят-Монголии так же, как и по всей стране, была развернута агитационно-пропагандистская кампания по поводу убийства П.Войкова и в поддержку бастующих английских рабочих. В июне 1927 г. на собрании кандидатской группы совместно с гражданами села Средний Убукун было принято решение, в котором выражался протест против действий правительства Англии: «Наглое нападение и аресты сотрудников нашего полпредства в Китае, а также обыск в нашем торгпредстве в Лондоне, разрыв Англией торговых и дипломатических отношений, убийство нашего посланника в Варшаве - есть гнусные попытки консервативного правительства Англии сорвать дело всеобщего мира» [1].

Руководство ВКП(б) стало понимать, что проводившийся все эти годы наступательный внешнеполитический курс в отношении зарубежных стран, рассчитанный на распространение там идей мировой революции, заметного результата (за исключением Монголии) не дал. «Пожар мировой революции» не перекинулся, как ожидалось, в другие страны, и поэтому нужно было отказываться от этой идеи. Произошедшие изменения политического курса прослеживаются в тексте решения собрания, где взамен привычных для начала 20-х гг. слов «мировая революция» уже было использовано другое, более нейтральное, словосочетание - «дело всеобщего мира» [1].

К 1929 г., с обострением внешне- и внутриполитической обстановки и началом массовой коллективизации, в республике стали проявляться оппозиционные настроения и возникло серьезное сопротивление, вплоть до вооруженных выступлений крестьян, которые произошли в Мухоршибирском, Селенгинском, Кяхтинском аймаках. В июле-ноябре 1929 г. на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД) произошел давно назревавший вооруженный конфликт, повлиявший на внешнюю и внутреннюю политику страны.

Новая оборонительная доктрина, а также задачи коллективизации и индустриализации потребовали соответствующей мощной политической и идеологической мобилизации общественного сознания населения.

Идеи новой доктрины внедрялись директивными методами, так как необходимо было охватить все общество и, главное, обеспечить беспрекословное принятие ее низовыми структурами общества. Примером того, как распространялись и воспринимались новые веяния в низовых ячейках общества, может служить резолюция митинга транспортников и жителей поселка Горхон, состоявшегося 12 июня 1927 г. В резолюции митинга еще по инерции провозглашалась здравица в адрес Коминтерна, как штаба мировой революции и «идейного вождя» ВКП(б), но уже отсутствовал привычный еще вчера призыв к мировой революции. Вместо этого констатировалась необходимость укрепления обороноспособности страны: «Мы не хотим войны, но всякому посягательству на нашу страну, на наши Октябрьские завоевания, по первому зову правительства и коммунистической партии, дадим отпор». Далее в резолюции подчеркивалось: «С целью укрепления обороны СССР, мы создадим фонд для постройки мощного воздушного флота. Да здравствует Красная армия и Красный флот - опора и щит трудящихся !» [1].

В другой резолюции, принятой на общем собрании бедноты деревни Иркилик, также содержались призывы к укреплению обороноспособности страны, а заключительная часть резолюции была дополнена заверением: «В любой час мы готовы встать на защиту СССР!» [1].

Такие «заверения», принимавшиеся особенно в низовых структурах, трудовых коллективах в адрес высшего руководства страны становятся неотъемлемыми штампами в публичных политических документах 1930-х гг. Их появление свидетельствует о складывании в стране нового типа общественных отношений, в основе которых лежал принцип иерархии, отражавший безусловную подчиненность и зависимость низовых звеньев системы от вышестоящих.

Всеобщность, коллективизм, зависимость и подчиненность становятся основными принципами нового общества. Такого типа общество, управляемое авторитарным режимом, могло существовать только при соблюдении массами установленного порядка и дисциплины, а для этого необходимо было внедрить в сознание масс их объективность и естественность. Поэтому в 1930-е гг. сложился в общих чертах пропагандистский механизм партии, с помощью которого обеспечивалась идеологическая обработка общественного сознания и мобилизация населения все последующие десятилетия су-

ществования страны, вплоть до ее развала в 1991 г. Одной из таких политических акций по мобилизации сознания населения в требуемое русло стала антибританская кампания. После разрыва дипот-ношений Великобритании с СССР усилиями советской пропаганды английский премьер-министр Д.Чемберлен стал главным врагом и олицетворением «империалистического зла» в глазах трудящихся СССР. Его имя стало именем нарицательным, которым советские люди клеймили международный империализм. Газетные статьи, политические плакаты и лозунги того времени наглядно отражают созданный в стране общественный настрой. Протестная кампания была организована под лозунгом: «Наш ответ Чемберлену!».

В газете «Бурят-Монгольская правда», как и во многих печатных СМИ страны, была открыта специальная рубрика: «Наш ответ Чемберлену», где публиковалась информация о протестах трудящихся и решениях трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений по сбору средств на укрепление обороноспособности страны. Заметки в газете имели броские заголовки-призывы, такие как «Защитим пролетарскую диктатуру», «Как один встанем на защиту», «Мы готовы к защите СССР», «Усилим работу по военизации», «Усилим темп кампании «Наш ответ Чемберлену», «Наш пролетарский удар по Чемберлену» и другие. Эта кампания была использована не только для идеологической мобилизации, но (что немаловажно) и как инструмент для заимствования государством денежных средств населения на нужды обороны. В рамках кампании по решению центра был создан фонд «Наш ответ Чемберлену» с отделениями по всей стране, которые аккумулировали денежные средства, собранные с населения для укрепления боеспособности Красной Армии и Морского флота.

Таким образом, задача технической модернизации вооруженных сил и, в частности, создания воздушного флота из-за недостатка финансовых ресурсов у государства была переложена в значительной мере на плечи населения. В добровольно-принудительном порядке до каждого коллектива доводились объемы средств, которые должны были быть собраны для целей укрепления обороноспособности страны. Очевидно, «по рекомендации сверху» отдельные коллективы обращались к другим организациям с призывом последовать их примеру. Такая практика «вызова на соревнование» приобрела в дальнейшем широкий размах и, утвердившись повсеместно, стала частью системы социалистического соревнования. Регулярные заимствования государством денежных средств у населения в виде различных сборов пожертвований, лотерей и госзаймов под флагом тех или иных политических кампаний прочно вошли в повседневную жизнь нескольких поколений советских людей.

Реализация оборонительной доктрины в стране, и в Бурят-Монголии в том числе, послужила началом масштабной милитаризации общества, о чем свидетельствуют публикации в печатных средствах массовой информации и деятельность общественных формирований.

В 1926 г. в БМАССР было создано республиканское отделение Всесоюзной общественной организации - Общество Друзей Авиационной и Химической Обороны и Промышленности или сокращенно «Осоавиахим». В соответствии с Уставом целью этой организации являлось «внедрение идей Авиационной и Химической культуры в широкие трудящиеся массы, вовлечения таковых в дело добровольной помощи и содействие развитию химической обороны, промышленности...» [2]. Она располагала широкой сетью местных филиалов, отделов, отделений и ячеек на предприятиях и в организациях. До создания Осоавиахима в войсковых соединениях Красной Армии, в дивизиях, полках, батальонах были созданы отделения и ячейки Военно-научного общества (ВНО), а в Сибирском Военном округе координировал эту работу Военно-Окружной Совет ВНО, затем преобразованный в Во-енно-Окружной Совет ОСО. В Указаниях Военно-Окружного Совета ОСО СибВО по организации работы Общества Содействия Обороне были даны следующие разъяснения: «Прежнее ВНО, как по составу своих членов, так и по составу руководящих органов на деле было чисто армейской организацией. В настоящее время оно, переименовавшись в Общество содействия обороне, перестраивается (по новому уставу) в широкую общественную общегражданскую организацию» [3]. В 1926 г., с началом реализации новой оборонной доктрины и в целях военизации населения страны, ВНО было объединено с вновь создаваемой гражданской оборонной организацией Осоавиахимом [4].

В газете «Бурят-Монгольская правда» от 13 июля 1927 г. в заметке М.Алексинского «Неделя обороны» был обобщен опыт проведения этой массовой акции и намечены задачи по усилению оборонно-массовой работы: «Наряду с резолюциями протеста, широким потоком потекли добровольные отчисления и пожертвования на усиление техники Красной Армии, укрепления воздушного флота и на создание противогазовой обороны.

Начали увеличиваться ряды Осоавиахима и усиливаться практическая работа низовых ячеек общества. Повысился интерес к стрелковому делу, начинают еще активнее работать кружки военных

знаний, создаются новые авиахимкоманды и отряды, санитарные кружки и т.д.

В общем, трудящиеся массы дают достойный ответ Чемберлену и поджигателям мира. Но этого еще мало. Нужно, чтобы это движение протеста и всенародного гнева против мирового империализма вылилось в еще более мощные и организованные формы. С этой целью Осоавиахимом была объявлена с 10 по 17 июля «Неделя обороны» [5].

В упомянутых выше Указаниях Военно-Окружного Совета ОСО СибВО в разделе 2 «Работа среди населения» были уточнены задачи первичных организаций общества: «Ячейкам следует обратить особенное внимание на популяризацию через «Военные уголки» новейших данных о росте милитаризма и маринизма в империалистических странах, в частности - у наших соседей, тщательно и широко используя повседневную информацию нашей прессы по этому вопросу» [6].

В другом документе Общества, докладе Центрального Совета Осоавиахима БМАССР о деятельности за 1934 г., выделялись такие первоочередные задачи организации:

«А) Сейчас перед Осоавиахимом Бурят-Монголии стоит большая ответственная задача по быстрейшему превращению наших заводов, колхозов, совхозов, МТС в крепости обороны и быстрейшему обучению трудящихся Бурят-Монголии военному делу.

Б) Осуществление этих задач немыслимо без активного участия всех трудящихся и без развертывания массовой работы непосредственно в цеху, смене, бригаде, на полях в колхозе. А также без помощи партийных, комсомольских, советских, профсоюзных и всех общественных организаций» [7].

Вместе с тем с момента создания деятельность Осоавиахима, как и других общественных формирований, стала сталкиваться с большими трудностями. Задача добиться массового охвата населения обществом объективно привела к тому, что за короткий период времени практически во всех аймаках были созданы Советы общества, а на предприятиях, в колхозах, совхозах, организациях, учреждениях и учебных заведениях - ячейки Осоавиахима. При этом особое внимание уделялось вовлечению в члены Осоавиахима женщин, крестьян, батраков. По предписанию сверху даже в бригадах сезонных рабочих оформлялись временные ячейки общества. Быстрые темпы создания первичных организаций и увеличение численности их членов отразились на их дееспособности и активности. В 1927 г., через год после образования республиканской организации, руководство Осоавиахима вынуждено было начать переучет членов общества из-за неясности с численностью членов, низкой дисциплины и низкой активности, неуплаты членских взносов в первичных организациях. Из разовой акции переучет членов становился ежегодным плановым мероприятием, составной частью работы руководящих органов общества. Переучет, как и «партийные чистки», был тем инструментом, с помощью которого обеспечивалась дисциплина внутри общества. Кроме того, отсутствие финансовых ресурсов тормозило техническое оснащение кружков, секций, особенно в первичных организациях на предприятиях, учреждениях и на селе.

Организационная слабость первичных ячеек вынуждала руководство общества обращаться к помощи партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, аймачных и сельских исполкомов.

1929 г. для республики стал таким же переломным, как и для всей страны. Курс на развернутое наступление социализма по всему фронту затронул все стороны развития республики. Всеми средствами политического, государственного и идеологического воздействия в стране искусственно стала накаляться политическая обстановка. Усилиями партийной пропаганды в повседневную жизнь стали широко входить такие понятия, как «обострение классовой борьбы», «враждебное империалистическое окружение», «внутренние враги» и др.

По мере укрепления нового строя, с 1929 г. в культурно-духовном строительстве все больше становятся доминирующими, а затем господствующими, идеологическая направленность и политическая целесообразность. Задачам идеологической мобилизации населения в 30-е гг. была всецело подчинена культурно-просветительная и физкультурно-массовая работа, которая проводилась не только государственными органами, но и по линии профсоюзов, кооперации, комсомола, осоавиахима и других общественных организаций.

Реализация курса на экспорт революции в другие страны в начале 20-х гг., а затем отказ от него во второй половине 20-х гг. и переход к оборонительной доктрине «враждебного империалистического окружения» можно объяснить тем, что у руководства РКП(б)-ВКЩб) на начальном этапе существования страны не было ясных представлений и конкретного видения перспектив строительства социализма в отдельно взятой стране. Теоретические постулаты марксизма, после их корректировки В.И. Лениным применительно к условиям российской действительности, не давали четких рекомендаций

по их практическому воплощению. Догматическая убежденность в правомерности и непогрешимости теории порождала эйфорию по поводу всемогущества социальной инженерии как инструмента конструирования нового общества по заданным теоретическим лекалам, она не оставляла места трезвому и нелицеприятному анализу полученных результатов. Новая идеология усиленно насаждалась сверху вниз путем мощной идеологической обработки сознания, навязывания определенного видения, подавления инакомыслия, внушения страха, репрессий и насилия.

Популизм и романтизм был характерен не только для Советской России 20-х гг. Он был присущ авторитарным режимам в стадии их самоутверждения. Говоря об авторитарном обществе, уместным будет вспомнить характеристику «военно-социалистического общества», данную Питиримом Сорокиным в работе «Война и милитаризация общества»: «Это общество, где власть и ее агенты регулируют решительно все поведение и все взаимоотношения граждан: их деятельность, профессию, одежду, пищу, жилище, верования, убеждения, вкусы, брак, число детей и т.д. ... Все устройство общества вплоть до психики его членов приспособлено к войне и пронизано милитаризмом. Здесь все делается по команде, по нарядам, все: вплоть до науки, учения и духовной жизни. Все общество представляет единый военный лагерь или осажденную крепость; всюду царствует единая военная дисциплина, пронизывающая общество снизу доверху» [8]. Характерной чертой такой идеологии являлся культ действия и чувства. Рассматривая внутреннюю сущность таких обществ, Эрнест Геллнер отметил следующее: «Ддром популистического романтизма является культ действия и чувства. Соответственно, образцом .... становится спортивное общество. Для его целей гимнастика подходит как нельзя лучше - гораздо лучше, чем соревновательные или индивидуальные виды спорта. Гимнастика - это самый дюркгеймовский спорт: в ней современное общество находит ритуал, позволяющий выражать солидарность очень больших анонимных общностей...» [9]. Именно в силу идеологической необходимости в 30-е гг. в жизнь Бурят-Монгольской республики прочно вошло такое новое явление, как массовая физическая культура и спорт. Государству, «окруженному кольцом враждебных империалистических стран», нужны были крепкие, физически подготовленные защитники, готовые по первому требованию встать на его защиту. Занятия физкультурой и спортом рассматривались не как форма досуга и индивидуального развлечения, а как важное направление идеологической работы.

В тот период задачам укрепления обороноспособности страны были подчинены образование и воспитание, физическая культура и спорт. Проводником военизации всех сфер жизнедеятельности общества призван был стать Осоавиахим.

5 января 1928 г. на городской учительской конференции в Верхнеудинске был заслушан доклад на тему «Оборона страны и практические задачи Осоавиахима в школе». Докладчик обрисовал характер будущей войны и в связи с этим подчеркнул актуальное значение военизации школы и населения: «Население должно быть подготовлено к защите и обучено средствам нападения, если этого потребуют интересы нашего социалистического отечества». Все предметы школьного преподавания должны были быть «пропитаны идеями обороны Советского государства». Военизация учебного процесса, по словам докладчика, должна осуществляться по четырем направлениям:

«1) правильная постановка физической культуры как одной из основных отраслей строевого воспитания;

2) углубление в сознании учащихся представлений о Красной Армии и изучение ее истории;

3) комплексирование вопросов военного дела с прохождением и проработкой основных отраслей знания, сообщения основ военного дела, авиации и химии;

4) уяснение основных целей и задач техники, авиации и химии для «мирной» промышленности» [10].

В циркуляре Центрального Совета Осоавиахима БМАССР №313 от 14 апреля 1928 г. аймачным отделениям были поставлены задачи на весенне-летний период, где акцент был сделан на военизацию физической культуры и спорта: «5. В летний период широко развертывается работа по физкультуре не только в городе, но и в деревне. Аймачным и районным советам Осоавиахима следует своевременно совместно с АймСФК проработать вопрос о военизации кружков физкультуры в летний период путем привлечения членов кружков ФК к массовой работе кружков военных знаний (участие в военных прогулках, играх, состязаниях, стрелковое дело и проч.). Кроме этого, работа кружков физкультуры должна строиться с установкой на военизацию (выносливость, развитие глазомера, применение к пересеченной местности и проч.). Нужно развивать фехтование, опытное бомбометание.

В бурятских районах следует развивать военно-конный спорт (изучение конного строя в кружках знаний)» [11].

Созданный средствами пропаганды образ внешнего врага и нагнетание вероятности его нападения на страну создавали благоприятные условия для развертывания оборонно-массовой работы и мобилизации населения. В 1929 г. БМАССР занимала второе место среди автономных республик и областей РСФСР по числу сельских физкультурников и спортивных кружков. Особое внимание в рамках оборонной доктрины и военизации физической культуры уделялось развитию оборонно-прикладных видов спорта: стрельбе, конному спорту, фехтованию. В основу физкультурной работы были положены нормативы военно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), ставшие ориентирами всей физкультурно-массовой работы в стране в последующие десятилетия. В 1936 г. было подготовлено 1956 значкистов ГТО, а к концу 1937 г. в республике было создано 6 добровольных спортивных обществ [12].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что идеологическая мобилизация населения, осуществлявшаяся в рамках реализации оборонительной доктрины, приводила к дальнейшей милитаризации общества и тем самым к упрочению его тоталитарных начал.

Принятие во второй половине 20-х гг. новой оборонительной доктрины «враждебного империалистического окружения СССР» стало в дальнейшем основой длительного идеологического, политического и военного противостояния Советского Союза и капиталистических стран.

Литература

1. Бурят-Монгольская правда. 1927. 5 июля.

2. ГАРБ. Ф.Р-775. Оп.5. д.1.

3. ГАРБ. Ф.775.оп.2. д.1. л.9.

4. ГАРБ. Ф.775.оп.2. д.1. л.4.

5. Бурят-Монгольская правда. 1927. 13 июля.

6. ГАРБ. Ф.775. оп.2. д.1. л. 18.

7. ГАРБ. Ф.775. оп.2. д.1. л.35.

8. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: ст. разных лет (Социологическое наследие). - М.: Наука, 1994.

9. ГеллнерЭ. Пришествие национализма. Мифы нации и класса//Путь: междунар. филос. журнал. 1992. № 1. С.34.

10. ГАРБ. Ф.775. Оп.5. д.6.л.17.

11. ГАРБ. Ф.775. Оп.5.д.6.л.31, 32.

12. История Бурятской АССР. T.II / Редкол. П.Т. Хаптаев (гл.ред.) и др. - Улан-Удэ, 1959. С.365.

Елаев Алексадр Афанасьевич, доктор исторических наук, начальник Управления по делам архивов Республики Бурятия, [email protected]

Басаев Геннадий Доржиевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии Бурятского госуниверси-тета.

Elaev Alexander Afanasevich, doctor of historical sciences, chief of the Board for Archives Work, Republic of Buryatia, [email protected]

Basaev Gennady Dorzhievich, doctor of historical sciences, professor, department of history of Buryatia, Buryat State University.

УДК 323 (470+571.54)

ЦБ. Будаева, Г.Д. Басаев Политические предпочтения проголосовавших избирателей

В статье анализируются результаты опроса общественного мнения, проведенного среди избирателей, проголосовавших на выборах в Государственную Думу Российской Федерации, состоявшихся в декабре 2011г. Особое внимание уделяется исследованию социального «портрета» политических партий.

Ключевые слова: избиратель, опрос общественного мнения, политические партии, электоральные предпочтения.

Ts.B. Budaeva, G.D. Basaev

Political preferences of voters

This article analyzes the results of opinion polls, conducted among voters who took part in the elections to the State Duma of the Russian Federation, held in December, 2011. Special attention is paid to the social «portrait» of political research.

Keywords: voter, opinion poll, political parties, electoral preferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.