Научная статья на тему 'Идеологическая функция журналистики'

Идеологическая функция журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4453
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / IDEOLOGICAL FUNCTION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / СМИ / MEDIA / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

В публикации рассматриваются актуальные вопросы современной теории и практики журналистики, а также деятельности СМИ в условиях противостояния определенных идеологий, тех или иных систем мировоззрения. Анализируется значение идеологической функции журналистики в современном мире, говорится о необходимости регулирующего влияния этой функции на деятельность СМИ, а также рассматриваются в данном концептуальном ракурсе задачи современного журналиста в отражении действительности и его роль в формировании общественного мнения. Показывается важность идеологической составляющей для более эффективной работы СМИ, важность идеологической функции для поступательного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological function of journalism

Current issues of modern theory and practice of journalism consider in the publication also media activities while facing certain ideologies of various systems worldview. It analyzes the meaning of the ideological function of journalism in todays world, states that the regulatory impact of this function on the media, as well as it deals with in this perspective the conceptual problems of the modern journalist in the validity of the reflection and its role in shaping public opinion. It shows the importance of the ideological component to work better media, the importance of ideological function for the progressive development of Russia.

Текст научной работы на тему «Идеологическая функция журналистики»

УДК 070.1 ББК 76.01

Александр Петрович Суходолов

доктор экономических наук, профессор, первый проректор, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, Россия e-mail: first-pro-rector@isea.ru

Alexander P. Sukhodolov

Dr. of Economics, Professor, First Prorector, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Irkutsk, Lenin str., 11, Russia, e-mail: first-pro-rector@isea.ru

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

В публикации рассматриваются актуальные вопросы современной теории и практики журналистики, а также деятельности СМИ в условиях противостояния определенных идеологий, тех или иных систем мировоззрения. Анализируется значение идеологической функции журналистики в современном мире, говорится о необходимости регулирующего влияния этой функции на деятельность СМИ, а также рассматриваются в данном концептуальном ракурсе задачи современного журналиста в отражении действительности и его роль в формировании общественного мнения. Показывается важность идеологической составляющей для более эффективной работы СМИ, важность идеологической функции для поступательного развития России.

Ключевые слова: идеологическая функция, журналистика, СМИ, геополитика, международные отношения.

IDEOLOGICAL FUNCTION OF JOURNALISM

Current issues of modern theory and practice of journalism consider in the publication also media activities while facing certain ideologies of various systems' worldview. It analyzes the meaning of the ideological function of journalism in today's world, states that the regulatory impact of this function on the media, as well as it deals with in this perspective the conceptual problems of the modern journalist in the validity of the reflection and its role in shaping public opinion. It shows the importance of the ideological component to work better media, the importance of ideological function for the progressive development of Russia.

Keywords: ideological function, journalism, media, geopolitics, international relations.

Вопросы взаимодействия идеологии и журналистики становятся все более актуальными в современном обществе. Они волнуют руководство страны, интеллектуальную элиту общества, конкретных журналистов. Свою точку зрения по этому поводу высказывает первый проректор Байкальского государственного университета экономи-

ки и права, профессор Александр СУХОДОЛОВ.

— Александр Петрович, сначала скажите, что Вы подразумеваете под идеологической функцией журналистики?

— Эта некая совокупность решаемых ею социальных задач в различных сферах общественной жизни (экономике, политике, социальной

и духовной жизни), а также в различных социальных группах. Отечественная журналистика призвана формировать позитивный образ России, содействовать ее модернизации и развитию. Именно в этом я вижу ее идеологическую функцию.

Посмотрите на журналистику других стран. Несмотря на плюрализм мнений и кажущуюся свободу, идеология там превалирует. Я часто беседовал с западными журналистами. Меня всегда восхищал их глубокий патриотизм, горячее желание защищать интересы своих стран. Нашим журналистам этого очень не хватает.

— Но кроме идеологической у журналистики есть еще ряд функций: информационная, коммуникативная, культурно-просветительская... Почему Вы выделяете идеологическую как одну из важнейших?

— В современном мире идеология доминирует. Она обеспечивает (да, именно обеспечивает !) поступательное социально-экономическое развитие стран и регионов. Во внешней среде помогает противостоять чуждым государству идеологиям. И, безусловно, в том или ином виде присутствует во всех СМИ, становится их важнейшей функцией. И в этом своем качестве она тесно связана с другими перечисленными вами функциями. Более того, идеологическая ориентация СМИ позволяет эффективней выстраивать другие функции.

Немаловажен и тот факт, что получаемая журналистом информация безгранична и противоречива. Все труднее отличить истину от гипотезы или лжи. Особенно с приходом технологий манипулирования общественным сознанием. Правильно оценить и упорядочить эту информацию, сделать ее позитивной, направить на благо развития страны помогает именно идеология. В этом смысле идеология и журналистика

образуют очень важный и нужный для развития общества тандем.

И еще один важный момент. Задача журналистики — формировать массовое сознание. Оказывать воздействие на поведение миллионов людей и социальных институтов. Согласитесь, что делать это нужно осмысленно, не нанося вред стране. Без идеологии здесь не обойтись.

— Вы призываете к цензуре? Но ведь задача журналиста — адекватно отражать мир во всех его, пусть даже негативных, проявлениях.

— Не спорю. Но вопрос в том, как журналист подает негативные факты. Смакуя их, или критически оценивая? Раскачивая общество, формируя в нем цинизм и безысходность от потока «чернухи», или нацеливая на созидание? Вот в чем суть.

Что касается цензуры и «адекватного отражения действительности». Речь идет не о цензуре, а об ответственности журналиста за подготовку качественного позитивного материала, Да, это сложнее, чем заниматься «чернухой», рассчитанной на примитивного потребителя, но эту сложность не стоит выдавать за ограничение свободы журналиста.

— Что в Вашем понимании является идеологией?

— Еще в университете нас учили, что идеология — это логически обоснованная и аргументированная система взглядов и идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, государство в целом. В более широком смысле — это совокупность форм общественного сознания, некое обобщенное мировоззрение. Но я хочу дополнить. Идеология — не застывшие и статичные идеи. Это развитие, динамика, действия по реализации этих самых идей с целью изменения и улучшения действительности (в случае чуждой или враждеб-

ной идеологии подобные действия имеют цель изменить действительность в худшую сторону).

Так вот, суть идеологической функции журналистики состоит в том, чтобы прогрессивная идеология овладела общественным сознанием, стала материализовываться в конкретных делах общества и поступках отдельных граждан, чтобы она развивала позитивное общественное сознание, помогала правильной ориентации в современном мире.

— В чем важность идеологии для журналистики?

— Идеологически ориентированная журналистика формирует в обществе и в каждом индивидууме определенный тип сознательности и соответствующую систему ценностей. Помогает обществу понимать цели и задачи развития. Отдельному человеку она дает понимание смысла жизни и своего места в мире. В итоге она помогает правильно ориентироваться в социально-экономических, политических и исторических процессах, видеть перспективу. Велика роль журналистики на постсоветском пространстве. Она должна способствовать конвергенции стран и народов бывшего СССР.

Конечно, я не переоцениваю роль журналистики в идеологической работе и не пытаюсь возложить на нее все задачи по формированию и реализации идеологии российского общества. Журналистика лишь один из инструментов в данном процессе. Но инструмент очень мощный. Ведь при помощи специфических, только им присущих методов СМИ способны изменить очень многое.

Что касается журналистов, то идеология помогает им ориентироваться в кажущемся хаосе событий, правильно оценивать отдельно взятые факты, более объективно составлять картину мира.

— Почему именно идеология должна помогать журналистам оценивать и подавать тот или иной материал? Разве простая интеллигентность не может быть ориентиром для журналиста?

— Вы говорите об индивидуальных ориентирах. Но они частичны, фрагментарны, не учитывают всего спектра мнений и интересов общества. Идеология — интегральная категория, включающая не только религиозное или культурное мировоззрения, но и философское, политическое, экономическое, правовое, научное, атеистическое... Являясь частью общественного сознания, идеология дает более полную картину, а значит, является более надежным ориентиром для журналиста.

— Не переоцениваете ли Вы роли журналистики в пропаганде и реализации идеологии?

— Нисколько. Ведь журналистика и СМИ всегда были и остаются идеологическим инструментом и проводником идеологии. Идеологическая составляющая в СМИ является своеобразным «путеводителем», определяя подходы к пониманию и оценке окружающего, формируя отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции.

Позитивная идеология сплачивает общество, способствует социальной активности, ориентированной на созидание, а не на разрушение, как это мы наблюдали в кризисные 1990-е гг. в России и ряде других стран бывшего СССР. В то время, в период крушения коммунистической идеологии, многие российские СМИ тоже пережили глубокий кризис, скатилась до обывательского уровня, стали похожи на PR-эрзац журналистики. При этом моральный дух народа был подорван. Ведь совершенно очевидно, что если в какой-либо газете постоянно размещать материалы со сценами убийств и

грабежей, сформируется образ страны, где царят бесправие и насилие.

— Вы говорите, что идеология — это совокупность идей. Но ведь идеи могут пересматриваться. Например, в эпоху Просвещения западные страны освобождались от средневековых суеверий и предрассудков. Деятели Просвещения критиковали католическую церковь и ее догматы, отстаивали принципы «разума», «науки», «демократии» и «прав человека». Соответственно трансформировалась и идеология.

— Это нормальный процесс развития. Дело лишь в том, чтобы «пересмотр» идеологических ценностей не приводил страну к деградации, сохранял исторические и культурные корни нации. Кстати, идеология Просвещения, вызванная потребностью промышленной революции в Европе, не разрушила Англию, Францию или Германию. Наоборот, укрепила их экономическую и политическую мощь. Вот так бы у нас.

Совершенно очевидно, что корректировки идеологии не должны сопровождаться разрушением основ общества. Примером этого служит Китай, модифицировавший свою коммунистическую идеологию с учетом принципов конвергентности плановых и рыночных начал, общемировых тенденций и национальных особенностей. Результат такого мудрого переформатирования идеологии налицо.

— По мнению некоторых политологов, идеология в современном мире не нужна и вполне заменима здравым смыслом и целесообразностью.

— Любое государство и общество нуждаются в ясных идеологических ориентирах. Поэтому «покончить» с идеологией невозможно. Это некая защитная оболочка, аура, утрата которой неизбежно ведет к развалу и гибели государства.

— Западная идеология предлагает нам также общечеловеческие культурные ценности, абсолютные принципы и понятия, лежащие в основе культурной деятельности всего человечества.

— Я знаком с неокантианской теорией «культурных ценностей», распространяемой на Западе в ХХ в. Но она возникла как раз под влиянием нарастающей мощи СССР, в период борьбы бывших колониальных стран за свободу и независимость. Понятно, что в этих условиях Запад был вынужден предложить развивающимся странам свои ценности. Весь вопрос — следует ли он этим ценностям сам? События в Ираке, Ливии, на Балканах, а теперь и на Украине заставляют усомниться в этом.

— А как Вы относитесь к идеологии глобализации, которая по мнению западных экспертов, должна стать интернациональной, примиряющей все страны перед лицом глобальных вызовов?

— Идея глобализации красива, во многом обусловлена объективными процессами, но небезупречна. К сожалению, она не оправдала надежд человечества. Не стала основой развития для всех стран мирового сообщества. Более того, несмотря на призывы к глобальному сотрудничеству и равенству разрыв между бедными и богатыми странами к началу XXI в., по сравнению с 1960 г., удвоился. Пришло понимание того, что идея глобализации — это ловушка для слаборазвитых стран, некий насос, перекачивающий природные ресурсы в пользу более богатых стран. Не удивительно, что это породило движение антиглобалистов.

Современный мир суров и алчен. Политики беспринципны. Карта мира постоянно перекраивается. Если страна слабая, с ней никто не считается. В этой связи еще раз повторю — по-

зитивная идеология и эффективная экономика, при активном содействии СМИ, помогут усилить Россию, сохранить ее традиционный статус глобального игрока на мировой арене. В противном случае мы рискуем потерять нашу страну в ее нынешних границах. Пример современной Украины в этом смысле весьма поучителен.

— Александр Петрович, говоря об идеологии, Вы упустили марксистско-ленинский классовый подход. Согласно ему, основной идеологией в обществе является идеология господствующего класса. Но ведь именно господствующему классу, прямо скажем, российским олигархам принадлежат средства материального и духовного производства, в том числе СМИ. А как быть с народом? Нет ли здесь противоречия?

— Если господствующий класс связывает свои интересы с общими целями долгосрочного развития страны, с повышением благосостояния народа, то здесь я не вижу никакого противоречия.

Но если олигархи предают свою страну, идут на поводу чуждой национальным интересам идеологии, бросают на произвол судьбы свой народ, то здесь неизбежно возникают противоречия и конфликты, чреватые стихийными выступлениями, бунтами или полной апатией и деградацией населения, развалом страны. Кстати, именно это и произошло в период «перестройки», когда обещанные западными советниками модернизация и промышленный бум оказались мифом.

— Еще один вопрос об идеологических разногласия, за которыми стоят интересы отдельных групп. Они порождают острые споры, столкновения идей, политическую борьбу, иногда с печальными последствиями.

— Я бы не стал отождествлять интересы отдельных групп с идеологией. Скорее — это корпоративные интересы, которые всегда сталкива-

ются между собой в конкурентной борьбе. При этом идеология (совместно с эффективным законодательством) способна сделать эту борьбу бескровной, созидательной, направленной на развитие страны.

Что касается политических партий, то здесь понятие идеологии, конечно, уместно. Но в любом случае должна быть общегосударственная идеология, базирующаяся на национальной идее и государственных интересах. Если она вбирает в себя позитивные идеи всех политических партий и социальных групп, обобщает отдельные формы общественного сознания, формирует четкое и понятное большинству населения мировоззрение, то ее приоритет бесспорен.

— Вы все время ссылаетесь на кризис 90-х годов. Но разве его причина в идеологии? А как же экономика, безработица и другие материальные факторы?

— На ваши вопросы отвечу словами булгаковского профессора Филиппа Филипповича Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах...

— Понятно, какие идеи были вложены в головы наших «перестройщиков» и «реформаторов». Скажите, разве это была не идеологическая война, целью которой было ослабить Россию? При этом мы не могли даже сопротивляться. Разрушив собственную идеологию оказались беззащитными перед натиском чуждых и губительных для нашей страны идей.

— Что Вы имеете ввиду?

— Судите сами. Если накануне «перестройки» доля промышленных предприятий, разрабатывающих и внедряющих новую технику в нашей стране превышала 65 %, то после «реформ» их осталось не более 10 % (в развитых странах Запада — 70 %). Инновационная деятельность снизилась до 1%. За годы «реформ» число занятых в машиностроении сократилось с

9,7 млн чел. до 0,8. Экономика России была отброшена назад и находится сейчас (в отличие от западных стран) в четвертом технологическом укладе с элементами пятого (западные же страны сейчас успешно переходят к шестому укладу). Страна утратила основную часть некогда второго в мире научно-технического потенциала, была оттеснена с мирового рынка высокотехнологичной продукции.

Что касается социальной сферы, то за период 1991—1999 гг. население России сократилось на 10 млн чел. (причем без всякой войны), детей стало меньше на 5 млн, не стали ходить в школу 3 млн детей, бездомными оказались 5 млн детей, в 48 раз увеличилась детская смертность от наркотиков; в 20 раз увеличилось количество бедных, в 14 раз стало больше организованных преступных группировок и т. д. Вот что значит жить без осмысленной жизнеутверждающей идеологии!

— А что сегодня? Есть ли какие-то изменения?

— В обществе наступает прозрение. Меняются даже олигархи. Они начинают осознавать, что утрата целого приведет к утрате их частного благополучия. К тому же возвращается понимание того, что дальнейшее развитие России должно основываться на идеологических амбициях. Без них Россия лишается бойцовских конкурентных качеств.

— В чем, по Вашему, причина борьбы идеологий?

— Причина — сохранение коренных интересов различных стран. Именно здесь проходит основной фронт идеологической борьбы, закамуфлированный иллюзиями об общечеловеческих ценностях, глобальных задачах и т. п. Но когда Россия начинает твердо отстаивать свои права и интересы, иллюзии исчезают. Обнажается лживое лицо западной пропаганды. Вступают в действие двойные

стандарты. Примеры Ирака, Ливии и ряда других стран, а теперь и Украины, лишний раз подтверждают это.

— Каковы причины подобной политики Запада?

— Причин много. Назову лишь одну — истощение ресурсов на планете и нарастающая борьба за их перераспределение. Растет хищническая эксплуатация природных богатств и, соответственно, нагрузка на экосистемы планеты. Усугубляет ситуацию, кстати, подогреваемый западными СМИ мещанский идеал «общества потребления». Увеличивается неравенство стран и народов. Растут агрессия и терроризм.

При этом экономика развитых стран несамодостаточна с точки зрения ресурсной составляющей. Например, Япония ввозит 95% необходимого ей сырья, страны Европы — 80%, США — 20%. И это в условиях истощения ресурсов планеты. Западные эксперты прогнозируют, что в будущем это приведет к войнам и социальным беспорядкам, к борьбе между теми, у кого есть энергия и ресурсы, и теми, у кого их не хватает.

Но «горячая» война — это крайней способ. Гораздо эффективней — идеологическая война, незаметная для обывателя, но не менее убийственная, ибо она подрывает государство изнутри, формируя в нем «пятую колонну». С этим мы сегодня и сталкиваемся.

Пора четко уяснить: идет передел мира. В этих условиях слабость недопустима. Неужели мы хотим, чтобы Россия утратила свои исконные территории, свою государственность? Неужели мы позволим русским и другим народам России раствориться в более успешных мировых этносах? Если нет, то нужно активней формировать свою созидательную идеологию, а нашим СМИ — активней защищать коренные интересы России.

Беседовала Ксения Петрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.