Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПРАВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзалаев А.О.

В статье анализируются место и роль воспитательной функции права, подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения. В статье автор приводит точки зрения отечественных ученых по данному вопросу и делает обобщающие выводы относительно воспитательного потенциала права. Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового. Идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF LAW: SPECIFIC FEATURES AND CLASSIFICATION

The article analyzes the place and role of the educational function of law, emphasizes the need for its further study. In the article, the author gives the points of view of domestic scientists on this issue and makes generalizing conclusions about the educational potential of law. Modem Russian realities dictate the need not only to study the ideological function of law in more detail, but also to create a clear mechanism for its practical implementation. The deideologization of public and state life and the proclamation of ideological pluralism by no means mean the rejection of ideology, the rejection of the value component of legal regulation and state policy as such. The ideological function affects not only the value attitudes of the individual, but also its motivational sphere, affects the formation of the worldview as a whole. Unfortunately, modern Russian legislation and the state, as its main designer and creator, have actually withdrawn themselves from influencing the worldview and value system of the individual.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

УДК 343.2

Дзалаев А.О.

аспирант кафедры правовых дисциплин ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права»

(г. Ессентуки, Россия)

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация: в статье анализируются место и роль воспитательной функции права, подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения. В статье автор приводит точки зрения отечественных ученых по данному вопросу и делает обобщающие выводы относительно воспитательного потенциала права. Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового. Идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности.

Ключевые слова: функции права, воспитательная функция, гражданское право, классификация функций права.

В литературе советского периода было справедливо замечено, что воздействие права и его норм на соответствующие отношения не ограничивается регулированием, а норма оказывает и предварительное информационное, мотивационное, идеологическое воздействие.

В. Н. Кудрявцев указывал, что «правовая норма во многих случаях

способна влиять на мотивацию поведения» и выделял также информационный и аксиологический аспекты правового воздействия. По его мнению, информационная роль права прежде всего состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат общественным интересам и поэтому запрещены законом. Аксиологический же аспект воздействия права на поведение предполагает в первую очередь влияние на убеждения человека, на его мировоззренческие ориентации и установки, чувства и эмоции [1,с. 30].

Все указанные аспекты в той или иной мере отражаются в идеологической функции права, ее осуществлении, в формировании ее ценностного содержания.

Как отмечают Т.Н. Радько и В. А. Толстик, упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества, торжества свободы, автономии и индивидуальности человека [2,с. 26].

Хотелось бы подчеркнуть, что упорядочению должны подлежать не только социальные, но и психологические, личностные процессы, в том числе связанные с ценностной ориентацией. В этом плане роль идеологической функции права трудно переоценить.

В постсоветской юридической науке усилился интерес к исследованию аксиологических аспектов права. В частности, В.Г. Графский отмечал, что право, будучи ценным составным элементом цивилизационной культуры, входит

вместе с тем в систему убеждений, ценностей и выразительных средств, которые упорядочивают социальный опыт и регулируют поведение людей и коллективов [3,с.87].

Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового.

Идеологическая функция еще в советской науке рассматривалась некоторыми авторами как одна из так называемых общесоциальных функций права. Так, В. П. Реутов отмечал, что получила распространение характеристика политической и экономической, а также воспитательной и идеологической функций права. Эти функции (их принято называть социальными) нельзя рассматривать в качестве направлений воздействия на общественные отношения, ибо их наличие определяется не спецификой такого воздействия, а спецификой структуры общественной жизни [4,с. 22]. Е.Л. Слюсаренко указывала, что идеологическая функция права существует как результат действия права в классовом обществе. Любое право является выразителем определенных идей и определенного социального мировоззрения и в этом качестве воздействует на общественное и индивидуальное сознание [5,с. 10].

К сожалению, в современной отечественной науке идеологическая функция не только не исследуется, но и применительно к праву обычно даже не выделяется. Такое положение представляется неоправданным, поскольку никто не станет отрицать того, что право должно нормативно закреплять, «возводить в закон» важнейшие социальные и духовные ценности, и имеет, помимо классовой и общесоциальной, еще и духовную и аксиологическую (ценностную) сущности.

Прежде всего, дадим определение идеологической функции права. В контексте того, что функции права определяются как основные направления

правового воздействия на общественные отношения, в которых выражается социальная сущность и назначение права, следует в первом приближении определить идеологическую функцию права как одно из основных направлений правового воздействия, в котором выражается сущность и назначение права. Однако нам необходимо ответить как минимум на два вопроса:

1) Что в данном случае является объектом правового воздействия? Очевидно, что объект воздействия идеологической функции права отнюдь не совпадает с объектом, например, регулятивной и охранительной, экономической функций.

2) Какая сущность права выражается в идеологической функции права и какое его назначение? В данном случае необходимо сделать оговорку, что право рассматривается автором как многогранное явление, имеющее различные сущности (классовую, этническую, ценностную и т.д.) и многоаспектное назначение.

Специфической чертой идеологической функции по сравнению с другими функциями права является то, что главным объектом ее воздействия являются не общественные отношения, а сознание людей, их мировоззрение, культура, потребности и интересы.

Необходимо добавить, что идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности. Принимаемые в последние годы Программы патриотического воспитания граждан РФ являются лишь небольшим фрагментом в осуществлении идеологической функции права и должны стать лишь началом процесса широкомасштабного государственно-правового и общественного воздействия на ценностную и мотивационную сферы личности и мировоззрение.

Что касается выражения идеологической функцией сущности назначения права, то данный вопрос усложняется именно тем, что сущность права весьма многогранна, как многогранно его назначение, его роль в общественной и духовной жизни.

Естественно, что правовая идеология как ценностное содержание идеологической функции права может включать как классовые компоненты, так и общесоциальные, национальные, общецивилизационные. При этом не следует упускать из виду социальную ценность самого права и его функций, идеологическое значение юридической науки и практики.

В связи с этим становится очевидно, что в идеологической функции права выражается духовная и ценностная (аксиологическая) сущность права, его назначение как носителя и официального защитника социальных и духовных ценностей. Право является не только социальным, но и духовным регулятором, и в этом плане можно говорить не только о социальной, но и духовной, а также идеологической и воспитательной ценности права.

Однако все вышесказанное не отменяет того, что в нормативно закрепленной идеологии могут выражаться классовые ценности и интересы, корпоративные, этнические.

Перейдем к рассмотрению признаков идеологической функции права. Их можно условно разделить на две группы: признаки идеологической функции как одной из функций права и специфические признаки, отличающие идеологическую функцию от других функций права.

Прежде всего, идеологическая функция представляет собой основное и относительно самостоятельное направление правового воздействия на социальную и духовную жизнь. Во-вторых, идеологическая функция является выражением сущности и назначения права. В-третьих, идеологическая функция носит постоянный, а не временный, эпизодический или чрезвычайный характер, в той или иной мере характерна для любой правовой системы. В- четвертых, идеологическая функция выражает наиболее существенные, главные черты

права и, как и другие функции, направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. В-пятых, идеологическая функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений и структуры личности, ее ценностные установки, потребности и интересы. Поэтому одним из важнейших признаков идеологической функции права является ее динамизм. Но динамизм функции не означает отсутствия в ней стабильности, постоянства, устойчивости, различные компоненты содержания идеологической функции -классовые и корпоративные, этнические, общесоциальные, общецивилизационные - обладают различной степенью устойчивости и изменяемости.

К специфическим признакам идеологической функции права относится прежде всего специфический объект воздействия. Идеологическая функция воздействует не непосредственно на общественные отношения, а на сознание людей, их мировоззрение, систему их ценностей, потребностей и интересов. Идеологическая функция права выражает не столько социальную, сколько духовную и ценностную сущность права. Право представляет собой многогранное, многоаспектное явление, и не сводится к какой-либо одной сущности, одной социальной роли, одному назначению. Помимо прочего, право является духовным, в том числе ценностным, регулятором. Осуществление идеологической функции права не связано непосредственно с предоставлением субъектам отношений субъективных прав и наложением на них юридических обязанностей либо юридической ответственности, а связано с пропагандой и нормативным закреплением определенного набора социальных и духовных ценностей классового, общесоциального, этнического, религиозного и иного порядка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М. : Юрид. лит., 1978. 192 с.

2. Радько Т.Н. , ТолстикВ.А. Функции права. Н. Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1995. 106 с.

3. Графский В.Г. Право и социальные ценности в исторической ретроспективе // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. N°1. С.86-89.

4. Реутов В. П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. №5. С. 20-24.

5. Слюсаренко Е. Л. Воспитательная функция социалистического права и роль органов внутренних дел в ее реализации. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Киев, 1982. 219 с.

Dzalaev А.О.

Essentuki Institute of Management, Business and Law (Essentuki, Russia)

THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF LAW: SPECIFIC FEATURES AND CLASSIFICATION

Abstract: the article analyzes the place and role of the educational function of law, emphasizes the needfor its further study. In the article, the author gives the points of view of domestic scientists on this issue and makes generalizing conclusions about the educational potential of law. Modem Russian realities dictate the need not only to study the ideological function of law in more detail, but also to create a clear mechanism for its practical implementation. The deideologization of public and state life and the proclamation of ideological pluralism by no means mean the rejection of ideology, the rejection of the value component of legal regulation and state policy as such. The ideological function affects not only the value attitudes of the individual, but also its motivational sphere, affects the formation of the worldview as a whole. Unfortunately, modern Russian legislation and the state, as its main designer and creator, have actually withdrawn themselves from influencing the worldview and value system of the individual.

Keywords: functions of law, educational function, civil law, classification of functions of

law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.