https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.63
Иванова Екатерина Александровна
ИДЕОЛОГЕМА "WESTERN VALUES" В АСПЕКТЕ КОРПУСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА (НА
МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Статья посвящена проблеме определения значимого для современной лингвистики понятия - идеологема. Цель работы - выявить базовые и специфические характеристики универсальных идеологем, к числу которых автор публикации относит идеологему "западные ценности". Новизна работы заключается в применении корпусных технологий для лингвистического описания идеологемы "западные ценности" с целью выявления существенных признаков исследуемого феномена. Полученные результаты показали, что идеологема "западные ценности" обладает набором устойчивых концептуальных признаков и характеризуется смешанным аксиологическим модусом.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/11/63.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 299-303. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 811.111 Дата поступления рукописи: 04.10.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.63
Статья посвящена проблеме определения значимого для современной лингвистики понятия - идеологема. Цель работы - выявить базовые и специфические характеристики универсальных идеологем, к числу которых автор публикации относит идеологему «западные ценности». Новизна работы заключается в применении корпусных технологий для лингвистического описания идеологемы «западные ценности» с целью выявления существенных признаков исследуемого феномена. Полученные результаты показали, что идеологема «западные ценности» обладает набором устойчивых концептуальных признаков и характеризуется смешанным аксиологическим модусом.
Ключевые слова и фразы: идеология; ценность; идеологема; концепт; когнитивный; корпус "NOW" ("News on the Web"); корпус "COCA" ("Corpus of Contemporary American English").
Иванова Екатерина Александровна, к. филол. н.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск [email protected]
ИДЕОЛОГЕМА "WESTERN VALUES" В АСПЕКТЕ КОРПУСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Современный политический и медийный дискурс по природе своей глубоко идеологизирован. Поэтому особое значение приобретают вопросы, связанные с обнаружением и изучением идеологически окрашенных компонентов текста. Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего недостаточной изученностью и сложностью самого лингвистического феномена «идеологема», которая трактуется как явление языкового и одновременно когнитивного порядка, не лишенное национально-культурной специфики. Кроме того, особое значение в отечественной лингвистике приобретают корпусные исследования языка, так как данные корпуса позволяют зачастую решить вопросы валидности теории или гипотезы, а также дают возможность получить новые научные данные. Сказанное выше определяет научную новизну данной работы, так как впервые рассматривается концепт ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ в статусе идеологемы с применением элементов корпусного анализа. Целью нашего исследования является подтвердить универсальный характер идеологемы «западные ценности» и выявить по данным корпуса ее специфические концептуальные признаки. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: во-первых, сделать краткий обзор накопленного в отечественном и зарубежном языкознании опыта по вопросу определения лингвистического статуса идеологемы; во-вторых, обосновать авторскую трактовку концепта ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ как универсальной идеоло-гемы; в-третьих, провести анализ текстов нескольких корпусов по ключевому словосочетанию "Western values" и сделать вывод об устойчивых концептуальных признаках данной идеологемы. Ключевыми для данной работы будут количественный (статистический) и качественный (лингвистическая интерпретация корпусных данных) методы анализа корпуса текстов, а также метод контекстуального анализа. Полученные в ходе исследования данные расширяют наши представления об универсальном статусе идеологем и могут быть использованы для проведения дальнейшей исследовательской работы в этом направлении.
Термин идеологема сегодня используется во многих отраслях научного знания: от философии и истории до культурологии и лингвистики. Сам термин впервые, вероятно, был использован М. М. Бахтиным, который применял его для обозначения объективно существующих форм идеологии [1]. Идеологему можно рассматривать как термин политический, как часть какой-то идеологии, как элемент идеологической системы. В философском смысле понятие идеологемы тесно переплетается с трактовкой идеологии и представляет собой совокупность взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа. Среди функций идеологем чаще всего называют мировоззренческую, ценностно-ориентационную и регулятивную и подчёркивают, что идеологемы формулируют нормы, направляющие воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло. «Идеологемы представляют собой жесткие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость, а с ней и стабильность охраняемого ими социального порядка» [4, с. 25]. Многообразие подходов к определению понятия идеологема продиктовано различием предмета исследования в разных отраслях научного знания.
Суммируя имеющиеся трактовки понятия, попытаемся ответить на вопрос о статусе идеологемы в лингвистике: феноменом какого порядка является идеологема? Особый интерес к данному феномену связан с описанием специфических языковых и концептуальных черт тоталитарного дискурса советской эпохи [2; 3; 5; 7; 9] Так, в монографии Н. А. Купиной представлена интерпретация тоталитарного языка советской эпохи. Словарь тоталитарного языка автор представляет в виде блоков идеологем. Н. А. Купина отмечает, что «идеология как элемент общественного сознания существует прежде всего в языке. Именно благодаря языку идеология внедряется в общественное сознание и функционирует» [5, с. 7]. Позднее ряд исследований показал, что формирование идеологем - это прерогатива не только тоталитарного дискурса, но любого идеологически окрашенного дискурса (Н. А. Кузьмина «Идеологемы нового времени» (2007); Е. Г. Малышева «Универсальная идеологема 'спорт': этнокультурная специфика» (2010); Е. В. Каблуков «Идеологема 'либерализм' в современном
российском проправительственном медиадискурсе» (2016); С. Е. Тимофеев «Идеологема 'русский мир' в современном политическом дискурсе» (2018) и др.). Н. А. Нахимова подчеркивает, что теория идеологем не потеряла свою актуальность и в наше время. Автор пишет: «Впоследствии было доказано, что в постсоветскую эпоху сформировались новые идеологемы, по лингвистической сути сближающиеся с идеологемами предшествующих эпох. Это показывает, что рассматриваемое явление характерно не только для тоталитарного, но и для демократического дискурса» [7, с. 152]. Широкий спектр тематики современных исследований указывает на тесную взаимосвязь идеологем с идеологией в целом как феноменом социальным, политическим, мировоззренческим, не ограниченным рамками какой-то одной доминирующей системы взглядов.
Принимая во внимание приведенные выше умозаключения, которые касались социальной и когнитивной природы идеологии, нам импонирует точка зрения ряда авторов, которые трактуют идеологемы как ментальные сущности. Так, Е. Г. Малышева под идеологемой понимает «особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре и на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [6, с. 35].
Прежде чем перейти собственно к корпусному исследованию анализируемого явления, мы должны ответить на ключевой для нашей работы вопрос: почему мы называем концепт ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ идеологемой? В самом общем онтологическом смысле ценность является универсальным общим понятием, которое используется в философии «для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию» [8]. Уже в этом общем определении ценности прослеживается тесная связь с идеологемой, которая по природе своей характеризуется повышенной аксиологичностью. Кроме того, и идеологема, и ценность социально опосредованы, выполняют важную функцию в жизни общества. Ценности трактуются как порождаемые культурой инварианты социальной жизни во всем ее многообразии, они систематизируют пространство человеческой жизни во временном аспекте (от прошлого к настоящему и будущему) и в аспекте аксиологическом, позволяя человеку через принятые критерии оценок, через систему норм и способов социального признания ориентироваться в социальном пространстве, обосновывать смыслы. Помимо социального и аксиологического аспекта понятия ценности и идеологемы роднит и то, что оба они могут быть отнесены к ментальной сфере. Конечно, здесь мы имеем в виду ценности не материального порядка, а ценности идеальные, ценности-идеи, которые позволяют человеку познавать и конструировать «свою собственную» реальность, выстраивать систему ценностных отношений в социуме. Так и идеологемы, являясь ментальными конструктами, способствуют моделированию образа жизни в целом, и главное - образа мыслей людей. Все выше названные аспекты (социальный, аксиологический, когнитивный) позволяют выстроить символическую триаду: ценность - идеологема - идеология, - в которой последняя может выступать родовым понятием по отношению к первым двум. Оценочность как существенный признак идеологии подчеркивает Т. ван Дейк, отмечая: "...ideologies are systems of social cognition that are essentially evaluative: they provide the basis for judgements about what is good or bad, right or wrong, and thus also provide basic guidelines for social perception and interaction" [12, р. 248]. / «.идеологии - это системы социального познания, для которых характерна оценоч-ность: они создают основу для суждений о том, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, а также задают общий курс, направление для социального восприятия и взаимодействия» (здесь и далее перевод автора статьи. - Е. И.). Автор указывает на то, что ценности, конституирующие идеологию определенной социальной группы, могут быть и универсальными, но в каждой конкретной идеологии члены социальной группы сделают свой собственный выбор в пользу тех или иных ценностей, которые будут выстраиваться в иерархическую систему, отвечая целям и запросам социальной группы.
По своей сути идеологема «западные ценности» будет относиться к категории базовых онтологических идеологем, имеющих свое конкретное этноспецифическое наполнение. Рассматривая специфику употребления идеологем в современном политическом дискурсе, А. П. Чудинов выделяет два типа идеологем. К первому относятся идеологемы-слова, «смысл которых неодинаково понимается сторонниками различных политических взглядов; часто различия выражаются в эмоциональной окраске слова, на которое переносится оценка соответствующего явления» [10, с. 92]. Ко второму типу идеологем относятся слова или словосочетания, которые «используются только сторонниками определенных политических взглядов» [Там же, с. 93], тогда как их политические оппоненты для обозначения тех же реалий будут использовать что-то иное из арсенала своего «политического словаря». Анализируемую нами идеологему нельзя, скорее всего, отнести к вышеназванным типам, она носит универсальный характер, является вектором развития для целой нации (или даже наций). Суть и содержание универсальной идеологемы одинаково понятны и принимаются всеми носителями языка, независимо от их политических взглядов. Е. Г. Малышева, давая характеристику универсальным идеологемам, подчеркивает, что они «частотны и общеупотребительны, обладают устойчивым набором концептуальных признаков и характеризуются положительным аксиологическим модусом значения» [6, с. 38]. Мы еще подробно остановимся на вопросе частотности употребления идеологемы «западные ценности» в нашей работе, а пока прокомментируем мысль о безусловном положительном аксиологическом модусе значения универсальной идеологемы. Это допущение является справедливым для носителей языка и носителей ценностей (американцев, европейцев), хотя и здесь нужно сделать оговорку ввиду того, что идеологии и идеологемы как их составные элементы являются системами динамичными, для которых
свойственны изменения и модификации. Поэтому даже для самих американцев понятие «западные ценности» не носит абсолютный характер. Если рассматривать универсальную идеологему «западные ценности» в широком контексте, не ограничиваясь только американской и европейской политической риторикой, то обнаруживается множественность оценки. Сопоставление, в частности, американского и российского политического и медийного дискурса демонстрирует неоднозначную, а порой диаметрально противоположную трактовку понятия «западные ценности». Так, в российских СМИ аксиологический модус значения может смещаться в сторону резко негативного. Приведем здесь один из многочисленных примеров: «Центральной категорией-идеологемой для западноевропейских полисимейкеров стал симулякр "ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ". Запад обвиняет РФ в том, что у неё "неправильные ценности". Что как бы и дает Западу моральные и прочие основания для наступления на Россию по всем возможным направлениям. При этом западные идеологи и интеллектуалы, если предложить им расшифровать понятия "американские ценности", "европейские ценности", "западные ценности" и т.п., как правило, назовут с десяток расхожих штампов, давно утративших изначальный смысл» [13]. Изучение идеологем в сопоставительном плане может стать отдельным самостоятельным исследованием, здесь мы лишь хотим подчеркнуть относительный характер универсальности идеологем и их аксиологического статуса.
Возвращаясь к вопросу о таких характеристиках идеологем, как частотность и общеупотребительность, обратимся к корпусу как унифицированному и структурированному массиву языковых данных, специально предназначенному для решения различных лингвистических задач. Безусловным преимуществом работы практически с любым корпусом является репрезентативность языкового материала, то есть широкая представленность лингвистических данных в реальном контексте. Отбор текстов производился по ключевому словосочетанию Western values из корпусов "NOW" ("News on the Web") и "COCA" ("Corpus of Contemporary American English"). По данным корпуса "NOW", который составлен на основе текстов интернет-газет и журналов, количество употреблений словосочетания Western values за последние пять лет (с 2014 по 2018 гг.) достаточно высокое: в среднем 232 употребления в год. Мы не включаем статистические данные за 2019 год, так как на текущий период нет актуальной информации за весь год. Стабильно высокие показатели, которые продемонстрировали максимум в 2017 году (331 употребление словосочетания в электронных СМИ), подтверждают предположение о частотности и значимости освещаемого явления. Конечно, анализ корпуса может дать исчерпывающую информацию не только о динамике освещения какого-либо события в СМИ, ведь каждое слово или словосочетание представлено в расширенном контексте, который позволяет рассматривать сочетаемость и устойчивые синтагматические связи, дает возможность выделить целый ряд концептуальных признаков, существенных для идеологемы как ментальной структуры.
Мы проанализировали сочетаемость и несколько синтаксических моделей со словосочетанием Western values, используя корпус "COCA". Этот корпус по объему уступает корпусу "NOW", однако нас в данном случае будут больше интересовать не количественные, а качественные характеристики языковых данных. Для начала анализ корпуса может помочь ответить на вопросы: Что такое западные ценности? Какие собственно ценности подразумеваются? Несколько синтаксических моделей со словосочетанием Western values включают ключевые ценности западной цивилизации, а именно модель 1: Western values of... (democracy, transparency, tolerance, independence, secularism, equality); модель 2: Western values such as... (individualism, honesty, individual rights, human rights and rule of law, respect for property) [11; 14] (1. Западные ценности демократии, прозрачности, толерантности, независимости, секуляризации, равенства. 2. Западные ценности, такие как индивидуализм, честность, личные права, права человека и главенство закона, уважение к собственности). В этом перечислении нет ничего неожиданного, напротив: такие ценности, как демократия, независимость, толерантность, равенство, прочно ассоциируются с Америкой и Западом и представляют собой концептуальное ядро идеологемы. Следующие две синтаксические модели указывают на взаимосвязь ценностей и других ментальных структур человеческого сознания: модель 3: Western values and... (attitudes, cultural forms, interests); модель 4: Western values... (behaviors, beliefs, lifestyle) [Ibidem] (3. Западные ценности и отношения, культурные формы, интересы. 4. Западные ценности, поведение, убеждения, образ жизни). Идеологема «западные ценности» как когнитивная структура встраивается в сознание и формирует мировоззренческий базис наравне с индивидуальными мнениями, взглядами, умозаключениями. Западные ценности перечисляются через запятую даже с образом жизни, они представляют собой ценностные ориентиры, которые определяют жизнь отдельного человека в обществе и жизнь социума в целом.
Получив представление о том, какие ценности традиционно принято называть западными, обратимся к корпусу за дополнительными характеристиками. Так, модель 5 (adjective + Western values) позволяет составить список коллокаций, в которых первый компонент - это прилагательное, определение к словосочетанию западные ценности. Вот список этих прилагательных, упорядоченный по алфавитному порядку: absolute, (deeply) anchored, conservative, essential, familiar, fundamental, liberal, modern, shared, traditional, unchanging, universal [Ibidem] (абсолютный, глубоко укоренившийся, консервативный, основной, знакомый, фундаментальный, либеральный, современный, общий, традиционный, неизменный, универсальный). Неслучайно мы отнесли идеологему «западные ценности» к разряду базовых онтологических идеологем. Прилагательные из этого списка подчеркивают фундаментальный, абсолютный характер ценностей, которые глубоко укоренились в жизни общества, они настолько универсальны, что стоят выше политических противоборств, объединяя консерваторов и либералов. В приведенном выше списке нет прилагательных, которые бы негативно описывали западные ценности. В корпусе мы обнаружили два примера с прилагательными
отрицательной коннотации (false/imported Western values). В количественном соотношении они, конечно, уступают прилагательным положительной и нейтральной коннотации, типа традиционные, основные, неизменные, однако демонстрируют некоторую двойственность оценки. Если кто-то определяет западные ценности как ложные (false) или как привнесенные извне и, возможно, навязанные кем-то (imported), то происходит смещение аксиологического модуса значения. Это смысловое противоречие становится еще более очевидным, если рассмотреть следующую модель 6 в корпусе: verb (verbals) + Western values: adapt, adopt, advance, betray, cherish, condemn, committed to, contaminated by, critique, defend, embrace, encourage, emulate, ignore, impose, inculcate, internalize, promote, reinforce, reject, replicate, share, threaten, undermine [Ibidem] (адаптироваться, принимать, продвигать, предавать, лелеять, осуждать, преданный (чему-либо), зараженный (чем-либо), критиковать, защищать, охватывать, поощрять, копировать, игнорировать, навязывать, прививать, перенимать, продвигать, укреплять, отвергать, повторять, объединять, угрожать, подрывать). Итак, с одной стороны, носители западных ценностей разделяют общие мировоззренческие установки (share, embrace, cherish, committed to), они готовы делиться и продвигать свои идеи (advance, encourage, reinforce, promote), и есть носители других культур, которые готовы перенять и усвоить новый перспективный ценностный опыт (adapt, adopt, emulate, inculcate, internalize, replicate). С другой стороны, есть и другие, которые воспринимают западные ценности как чуждые их культуре, искусственно навязываемые им извне, и выбирают позицию непринятия и противодействия повсеместному насаждению инокультурных ценностей (condemn, contaminated by, critique, ignore, impose, reject). Сторонники западных ценностей не могут не слышать критику в свой адрес, они осознают угрозу (threaten, undermine, betray) и готовы предпринять все усилия по защите своих интересов (defend, protect).
Еще две модели коллокаций из корпуса "COCA" позволяют реконструировать структуру, схожую с той, что мы описали выше. Так, модель 7 (noun + of + Western values) представляет собой коллокацию существительного (как правило, абстрактного) и словосочетания Western values с предлогом of, который указывает на родительный падеж, например, defense of Western values (защита западных ценностей). Коллокации можно условно разделить на две группы: за и против, сторонники западных ценностей отстаивают и продвигают свои убеждения (defense of, realization of, introduction of, beacon of, influence of, (universal) adoption of, superiority of, embodiment of, greatness of, triumph of Western values) [Ibidem] (защита, реализация, введение, путеводная звезда, влияние, повсеместное принятие, превосходство, воплощение, величие, триумф западных ценностей). Противники западной идеологии открыто сопротивляются чуждым культурным ценностям (abandonment of, denunciation of, (aggressive) marketing of, (corruptive) role of, imposition of, rejection of, blind hatred of Western values) (отказ от, порицание, агрессивный маркетинг, разрушительная роль, навязывание, слепая ненависть к западным ценностям). Прилагательные aggressive, corruptive, fatal, blind (в словосочетании слепая ненависть) играют роль интенсификаторов, усиливая негативную коннотацию абстрактных существительных. Модель 8 имеет схожий компонентный состав с предыдущими коллокациями модели 7 и выглядит следующим образом: noun / adjective /participle + prep. + Western values. Представления о западных ценностях выглядят диаметрально противоположными, приверженность идеям западной идеологии выражается в частности следующими коллокациями: dominated by, (profound) belief in, (in) line with, a (long) way toward, inclination toward, adherence to, dedication to Western values [Ibidem] (занимающий господствующее положение, вера в, в согласии с, долгий путь к, предпочтение, приверженность, преданность западным ценностям). Негативное отношение представлено следующими словосочетаниями: enmity to, attack on, rebellion against, rhetoric against, antagonistic to, war on, disillusioned with, contempt for Western values (враждебность к, атака на, восстание против, риторика против, враждебный по отношению к, война (чему-либо), утративший веру в, презрение к западным ценностям). Здесь отмечаем не только антагонистическую риторику, но и открытую враждебность, воинственность, сопротивление западным ценностям, насаждаемым извне.
Итак, проведенный анализ дает нам право рассматривать идеологему «западные ценности» как многоуровневый концепт, как единицу прежде всего когнитивного порядка. В идеологеме «западные ценности» лексема западные будет отвечать за национально-специфический компонент мировосприятия больших социальных сообществ, которые используют эту систему ценностей для самоидентификации и для осуществления контактов, взаимодействия с членами других социальных групп по линиям разграничения свой/чужой, правильный/неправильный, соответствующий / не соответствующий нормам.
Анализ корпуса позволяет сделать вывод об устойчивых концептуальных признаках данной идеологемы. Прежде всего идеологема «западные ценности» относится к числу базовых онтологических идеологем и характеризуется частотностью и общеупотребительностью, что подтверждается статистическим анализом корпусных данных. Такие ценности, как демократия, независимость, толерантность, равенство, прочно ассоциируются с Америкой и Западом и представляют собой концептуальное ядро идеологемы. Преобладание лексем положительной коннотации в сочетании с ключевой коллокацией "Western values" подчеркивает определенный аксиологический статус данной идеологемы. Поэтому американцы как носители идей западной идеологии готовы защищать, отстаивать и продвигать свои ценности. Однако, несмотря на универсальный характер, идеологема «западные ценности» является биполярной, то есть восприятие ценностных установок западной цивилизации разными социальными и этническими группами размещается у противоположных полюсов на шкале оценки. Так, представители других культур часто демонстрируют негативное отношение к инокуль-турному вмешательству, которое выражается по-разному, начиная со здорового скептицизма и заканчивая враждебно-воинственными настроениями.
Список источников
1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
2. Гусейнов Г. Ч. Д.С.П. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М.: Три квадрата, 2004. 273 с.
3. Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. 1996. № 1. С. 23-31.
4. Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь. Алматы, 2002. 408 с.
5. Купина Н А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург - Пермь: Изд-во Уральского ун-та; ЗУУНЦ, 1995. 144 с.
6. Малышева Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4 (30). С. 32-40.
7. Нахимова Н А. Идеологема СТАЛИН в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. 2011. № 2 (36). С. 152-156.
8. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/index.htm (дата обращения: 01.11.2019).
9. Торохова М. В. Идеологема «Террор» в ивритоязычной палестинской периодике 1946-1948 гг.: автореф. дисс. ... к. фи-лол. н. М., 2006. 30 с.
10. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2007. 254 с.
11. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс]. URL: https://www.english-corpora.org/coca (дата обращения: 20.08.2019).
12. Dijk T. A. van. Discourse semantics and ideology // Discourse and society. 1995. № 6 (2). P. 243-289.
13. https://www.ria.ru/20160317/1391628897.html (дата обращения: 10.08.2019).
14. News on the Web (corpus) [Электронный ресурс]. URL: https://www.english-corpora.org/now (дата обращения: 15.08.2019).
IDEOLOGEME "WESTERN VALUES" IN THE ASPECT OF CORPUS-BASED STUDIES (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)
Ivanova Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Philology South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk ivanovaea3@cspu. ru
The article considers the problem of defining an important concept of modern linguistics - an ideologeme. The paper aims to identify common and specific characteristics of universal ideologemes to which the author refers the ideologeme "Western values". Originality of the study involves the application of corpus-based methodology to provide a linguistic description of the ideologeme "Western values" with a view to identify the essential features of the analysed phenomenon. The findings indicate that the ideologeme "Western values" is characterized by a set of stable conceptual features and a mixed axiological modus.
Key words and phrases: ideology; value; ideologeme; concept; cognitive; NOW (News on the Web) corpus; COCA (Corpus of Contemporary American English).
УДК 811.11-112 Дата поступления рукописи: 18.09.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.64
Данная статья рассматривает результаты анализа особенностей употребления мнемических глаголов в английском языке и модификацию их лексического значения в политическом дискурсе с учетом прагматического аспекта. Исследование проводилось на материале видеозаписей выступлений высокопоставленных британских политиков по проблеме Брексита. При изучении языковой репрезентации работы памяти человека принимались во внимание следующие компоненты: субъект, мнемический глагол, информационный актант. Результаты работы могут быть полезны при изучении специфики языка политики.
Ключевые слова и фразы: индивидуальная память; социальная память; английский язык; политический дискурс; мнемические глаголы; забывать; вспоминать.
Исхакова Рита Фанисовна, к. филол. н.
Санкт-Петербургский государственный университет ritaiskhakova@gmail. com
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНЕМИЧЕСКИХ ГЛАГОЛОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Одна из современных тенденций в языкознании - это интерес исследователей к политическому дискурсу, и это неслучайно. События, происходящие на международной арене в настоящее время, возможность их неоднозначной интерпретации, переосмысление нашего прошлого объясняют повышенное внимание как к самой политике, так и к всевозможным подходам к ее научному изучению. Это позволяет говорить об актуальности и своевременности данного исследования, а его результаты могут быть полезны при изучении специфики языка политической сферы, который не тождественен обыденному языку, поскольку языковые