Научная статья на тему 'Идентификация "уличного" вируса бешенства из биопроб головного мозга погибшего ребенка'

Идентификация "уличного" вируса бешенства из биопроб головного мозга погибшего ребенка Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
202
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Онищенко Г.Г., Васильев Н.Т., Максимов В.А., Писцов М.Н., Степанов Н.Н.

Исследованию на выявление и идентификацию возбудителя «уличного» вируса бешенства подвергнуты пробы головного мозга (кора, гиппокамп, мозжечок, продолговатый мозг) умершего ребенка. Исследования проведены с использованием вирусологических, иммунохимических и молекулярно-биологических методов. При интрацеребральном инфицировании мышей-сосунков объединенной биопробой головного мозга погибшего ребенка выделен возбудитель вирусной природы, амплифицированный фрагмент кДНК которого идентифицирован как «уличный» вирус бешенства. ТФ ИФА в исследуемой пробе выявлен антиген вируса бешенства в разведении 1:64. Временные сроки гибели белых мышах массой 6-8 г, инфицированных интрацеребрально 20% вируссодержащей суспензией, также подтверждают принадлежность выделенного возбудителя к «уличному» вирусу бешенства. Концентрация возбудителя в объединенной биологической пробе составила 2,8 IgЛД 50МИЦ/мл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Онищенко Г.Г., Васильев Н.Т., Максимов В.А., Писцов М.Н., Степанов Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация "уличного" вируса бешенства из биопроб головного мозга погибшего ребенка»

'РЕПАРАТЫ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ «УЛИЧНОГО» ВИРУСА БЕШЕНСТВА ИЗ БИОПРОБ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОГИБШЕГО РЕБЕНКА

Юнищенко Г.Г., Васильев Н.Т., Максимов В. А., Писцов М.Н., Степанов H.H., Борисевич С В Ручко С.В., Евстигнеев О.В., Хамитов P.A., Зверев А.Ю., Меркулов В.А., Ионов С.Н., Марков В.И., 2Мовсесянц A.A.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва;

Центр специальной лабораторной диагностики и лечения особо опасных и экзотических инфекционных заболеваний, Москва;

2Государственный институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича, Москва

л \

Исследованию на выявление и идентификацию возбудителя «уличного» вируса бешенства подвергнуты пробы головного мозга (кора, гиппокамп, мозжечок, продолговатый мозг) умершего ребенка. Исследования проведены с использованием вирусологических, иммунохими-ческих и молекулярно-биологических методов.

При интрацеребральном инфицировании мышей-сосунков объединенной биопробой головного мозга погибшего ребенка выделен возбудитель вирусной природы, амплифицирован-ный фрагмент кДНК которого идентифицирован как «уличный» вирус бешенства. ТФ ИФА в исследуемой пробе выявлен антиген вируса бешенства в разведении 1:64. Временные сроки гибели белых мышах массой 6-8 г, инфицированных интрацеребрально 20% вируссодержа-щей суспензией, также подтверждают принадлежность выделенного возбудителя к «уличному» вирусу бешенства. Концентрация возбудителя в объединенной биологической пробе составила 2,81дЛД50МИЦ/мл. V_/

Эпидемическая и эпизоотическая ситуация по бешенству в Российской Федерации в настоящее время остается неблагополучной. Природные очаги этой летальной нейровирусной инфекции существуют на всей территории России [3].

За последние 5-7 лет ветеринарной службой ежегодно регистрируются несколько тысяч случаев заболевания бешенством среди диких, сельскохозяйственных и домашних животных. Особенное беспокойство вызывает рост заболеваемости бешенством собак, кошек и сельскохозяйственных животных по сравнению с дикими животными [1, 5].

Одновременно с увеличением частоты случаев ра-бической инфекции у животных отмечается рост заболевания бешенством среди людей. Всего на территории России с 1993 по 2002 гг. зарегистрировано 103 случая заболевания гидрофобией. Наименьший уровень заболеваемости (6 случаев) наблюдался в 1996 г., а наибольший (22 случая) — в 2001 г. При этом в 2001 г. наблюдалось увеличение заболеваемости более чем в 2,5 раза по сравнению с 2000 г. [7-14].

Ухудшение эпидемической и эпизоотической ситуации наблюдается и в граничащих с Россией государствах Белоруссии и Украины. Об этом свидетельствуют принятые руководством этих государств Комплексные

программы по профилактике и борьбе с бешенством [18, 19].

В настоящее время диагностика гидрофобии у человека проводится на основе эпидемиологических и эпизоотических данных, клинических, патологоанатоми-ческих и лабораторных методов исследования. Но, учитывая степень опасности этого заболевания, окончательный диагноз может быть поставлен только лабораторными методами. Результаты лабораторных исследований являются основным критерием постановки диагноза и выбора тактики профилактики и лечения людей, пострадавших от укусов [17, 22]. При этом использование одновременно нескольких лабораторных методов позволяет наиболее точно и достоверно ставить посмертный диагноз заболевания [16, 17, 22].

Рязанская область до недавнего времени характеризовалась как область, в которой отмечалась средняя интенсивность эпизоотического процесса [6]. Однако в последние годы отмечено влияние антропогенных факторов в эпизоотии бешенства в Рязанской области, так как более 70% случаев заболевания связаны с домашними животными (собаки, кошки). Кроме того, обращает на себя внимание наличие в Рязанской области случаев бешенства у серых крыс, комнатных хомячков и мышей [5], хотя до настоящего времени их роль в со-

^ Март-июнь 2009 г.

Результаты определения биологической активности возбудителя в биопробе на белых мышах

Таблица

3

Л

В и

rti Г9

Наблюдение, сут

1-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22-30

1

10'

Ю-2 103 104 105

ю-6

Контроль

к

6 7

9 10

11 1

12 13

14

Количество павших животных, шт.

15 3/6 2/5 0/5 0/5 0/5 0/5 0/5 0/5

Биологическая активность, 1&ЛД50 МИЦ/мл

16

2,8

Примечание. Гибель животных регистрировали на 13, 14, 16, 19 сут после их интрацеребрального инфицирования. Срок наблюдения за животными — 30 сут. В качестве разводящей жидкости использовали забуференный физиологический раствор.

хранении и поддержании природных очагов бешенства не вполне ясна.

28 июля 2002 г. в с. Слобода Рыбновского района Рязанской области ребенок До-ч Л. был укушен за левую щеку собакой соседа. За медицинской помощью мать ребенка не обращалась. Собака на пятый день после контакта пала, однако труп ее был доставлен в областную ветеринарную лабораторию только 12 сентября 2002 г. и не был пригоден к лабораторным исследованиям.

9 сентября 2002 г. на 43 сут с момента укуса собакой у ребенка отмечалось повышение температуры тела и бессонница. 11 сентября 2002 г. в 19 ч 40 мин ребенок поступил в областную детскую клиническую больницу с жалобами на повышение температуры тела до 38,6 °С, вялость, бессонницу, нарушение проглатывания твердой и жидкой пищи, пошатывание при ходьбе.

Несмотря на предпринимаемые меры, 2 октября 2002 г. в 3 ч 15 мин ребенок скончался. В 13 ч этого же дня проведено патологоанатомическое вскрытие и выставлен предварительный патологоанатомический диагноз (без данных гистологического исследования): бешенство ? клещевой энцефалит.

Учитывая, что мать ребенка, находясь на поздних сроках беременности, была в прямом контакте со своим больным ребенком (в том числе слизывала слюну собаки с рваной раны щеки ребенка) ей была назначен курс экстренной профилактики. Для принятия дальнейшей врачебной тактики в отношении матери погибшего ребенка требовалось вирусологическое исследование структур его головного мозга.

В связи со сложившейся ситуацией, на основании распоряжения Первого заместителя министра здравоохранения РФ — Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко у погибшего ребенка патологоанатомами были отобраны кусочки коры,

гиппокампа, мозжечка, продолговатого мозга и доставлены 7 октября 2002 г. в ЦСДЛ.

Материалы и методы_

Использовали лабораторные образцы ИФА-тест-сис-тем для выявления антигенов вирусов клещевого энцефалита и бешенства, а также тест-систему для выявления фрагментов РНК вируса бешенства методом обратной транскриптазной полимеразной цепной реакции (ОТ-ЦПР), разработанные и изготовленные в ВЦ НИИМ МО РФ.

Для сравнительного изучения разработанных тест-систем использовали коммерческую тест-систему для выявления антигена вируса клещевого энцефалита методом ТФ ИФА (Хромоген-ТМБ) «ВектоВКЭ-антиген-стрип», производства ЗАО «Вектор-Бест», Кольцово, Новосибирской области, серия № 18, контрольный № 1015, срок годности до 01.11.02п ПЦР проводили в Nested-варианте с использованием двух пар праймеров: внешней — U647, L1273 и внутренней — U726, L1082.

Результаты и обсуждение_

Отобранные на секции материалы (фрагменты коры, гиппокампа, мозжечка, продолговатого мозга) были помещены в один флакон для анализа. В связи с этим, была приготовлена одна объединенная биопроба (БП), представляющая собой 10%-ю суспензию головного мозга на забуференном физиологическом растворе с 2% сыворотки крупного рогатого скота. Исследование проводили по следующей схеме. 1. Выделение возбудителя из БП на новорожденных белых мышах-сосунках и определение биологической активности возбудителя в БП на белых мышах массой 6-8 г.

И)

3

4

ПРЕПАРАТЫ

2. Идентификация возбудителя методами ТФ ИФА и

ПЦР.

Для выделения возбудителя из БП использовали трех кормящих белых мышей с новорожденными мышами-сосунками в количестве 19 шт., из которых7 особей пало (37%) на 13-19 сут после их интрацеребраль-ного инфицирования. У павших животных был отобран головной мозг и на его основе приготовлена 20% суспензия для определения биологической активности возбудителя.

Белых мышей массой 6-8 г заражали интрацереб-рально по 0,04 мл исследуемой пробы последо-ватель-ными десятикратными разведениями с 101 до 106. Срок наблюдения за инфицированными животными составил 30 сут. Гибель в течение первых суток после инфицирования считали неспецифической.

Результаты титрования БП представлены в таблице. Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что специфическая гибель белых мышей массой 6-8 г наблюдалась в те же сроки, что и у новорожденных белых мышей, т.е. на 13-19 сут. Временные сроки гибели белых мышей массой 6-8 г, инфицированных интрацеребрально 20%-й вируссодержащей суспензией, подтверждают принадлежность выделенного возбудителя к «уличному» вирусу бешенства [22].

Клинические проявления заболевания у животных характеризовались адинамией, отсутствием аппетита, парезами, параличами и последующей гибелью. Гибель животных в контрольных группах отсутствовала. Биологическая активность возбудителя в БП от погибшего ребенка составила 2,8 1дЛД50 МИЦ/мл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1000 800 600 400

Рисунок.

Гель-электрофорез продуктов амплификации нуклеиновых кислот из гомогената ткани головного мозга погибшего человека.

Продукты первого этапа амплификации специфического фрагмента вируса бешенства в пробах: 1 — проба № 1 гомогената ткани головного мозга погибшего человека; 2 — проба № 2 гомогената ткани головного мозга погибшего ребенка; 3 — положительный контроль; 4 — отрицательный контроль. Продукты второго этапа амплификации специфического фрагмента вируса бешенства в пробах: 5 — проба № 1 гомогената ткани головного мозга погибшего ребенка; 6 — проба № 2 гомогената ткани головного мозга погибшего ребенка; 7 — положительный контроль; 8 — отрицательный контроль; 9 — ПЦР-маркер.

Результаты постановки ИФА с использованием лабораторных и коммерческой тест-систем свидетельствовали о наличии антигена вируса бешенства в головном мозге погибшего ребенка в разведении 1:64 и отсутствии антигена клещевого энцефалита в исследуемой БП.

Подготовку БП для исследования в ОТ-ПЦР проводили в соответствии с инструкцией по применению набора для выделения РНК SV Total RNA Isolation фирмы Promega. Направленную амплификацию фрагментов кДНК «уличного» вируса бешенства проводили с помощью ОТ-ПЦР стандартным методом. Конечный объем выделенных препаратов РНК — 25 мкл.

Направленную амплификацию фрагментов кДНК вируса бешенства проводили по следующей схеме:

• обратная транскрипция с использованием вспомогательного праймера U647 и обратной транс-крип-тазы M-MLV;

• первый этап ПЦР с использованием вспомогательного праймера L1273 и поступенчатого снижения температуры отжига в процессе амплификации;

• второй этап ПЦР с использование основных прай-меров U726 и L1082.

Результаты амплификации представлены на рисунке. Положительный и отрицательный контроли подтвердили чувствительность и специфичность экспериментального образца тест-системы.

При направленной амплификации нуклеиновых кислот, выделенных из анализируемых проб, получены следующие фрагменты: дорожки №№ 5-7 — примерно 387 п.о. В дорожках №№ 1, 2, 3, 4 и 8 амплификаты отсутствуют.

При этом размеры специфических продуктов в дорожках №№ 5-7 соответствуют ожидаемым размерам (387 п.о.) и совпадают с размером амплификата, полученного с положительного контрольного образца. В отрицательном контроле специфические фрагменты отсутствуют.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии амплифицированных кДНК фрагментов вируса бешенства в обеих исследованных пробах секционного материала головного мозга.

Таким образом, при интрацеребральном инфицировании мышей-сосунков объединенной БП головного мозга погибшего ребенка выделен возбудитель вирусной природы, амплифицированный фрагмент кДНК которого идентифицирован как «уличный» вирус бешенства. ТФ ИФА в исследуемой пробе (20% суспензии головного мозга погибшего ребенка) выявлен антиген вируса бешенства в разведении 1:64. Временные сроки гибели белых мышах массой 6-8 г, инфицированных интрацеребрально 20% вируссодержащей суспензией, также подтверждают принадлежность выделенного возбудителя к «уличному» вирусу бешенства. Концентрация возбудителя в объединенной биологической пробе составила 2,8 1дЛД50 МИЦ/мл.

Литература

1. Авилов В.М., Гусев A.A., Саввин А.В.//Вет. патология. — 2002. — № 1. — С. 72-77.

2. Авилов В.М., Седов В.А., Коломыцев С.А. и др.// Ветеринария. — 1998. — № 6. — С. 20-23.

£ Март-июнь 2009 г.

3. Бешенство. Информационный бюллетень Минздрава России и Минсельхоза России. — 1998.

4. Ведерников В.А., Юрик С.А.//Эпизоотология, диагностика, профилактика и меры борьбы с болезнями животных. — Новосибирск. — 1997. — С. 50-52.

5. Домский И.А.//Вет. патология. — 2002. — № 1. — С. 119-122.

6. Дудников С.А.//Вет. патология. — 2002. — № 1. — С. 78-91.

7. Здоровье населения и среда обитания. — 1995. — № 1.

8. Здоровье населения и среда обитания. — 1996. — № 1.

9. Здоровье населения и среда обитания. — 1997. — № 1.

10. Здоровье населения и среда обитания. — 1998. — № 1.

11. Здоровье населения и среда обитания. — 1999. — № 1.

12. Здоровье населения и среда обитания. — 2000. — № 12.

13. Здоровье населения и среда обитания. — 2001. — № 1.

14. Здоровье населения и среда обитания. — 2001. — № 1.

15. Кузьмин И.В., Сидоров Г.Н., Ботвинкин А.Д.,

Рехов Е.И., Полещук Е.М.//Вет. патология. — 2002. — № 1. —С. 92-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Макаров В.В.//Вет. патология. — 2002. — № 1. — С.12-20.

17. Недосеков В.В.//Вет. патология. — 2002. — № 1. — С.48-51.

18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 483 от 06.04.2001 г. об утверждении Комплексной программы профилактики бешенства в Республике Беларусь на 2001-2003 г.

19. Приказ Первого заместителя Министерства здравоохранения Украины, Главного государственного санитарного врача Украины и Главы Государственного департамента ветеринарной медицины, Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины № 43/315 от 01.12.01 г. об утверждении Комплексной программы основных мероприятий профилактики и борьбы с бешенством в Украине на 2000-2010 гг.

20. Хадарцев О.С., Старостина Н.В.// Акт. вопр. эпидемиол. инф. болезней. — 1997. — № 2. — С. 341-343.

21. Шестопалов A.M., Кисулина М.И.//Вопр. вирусол. — 2001. — № 2. — Р. 7-12.

22. Luekrajang Т. et al.//Laboratory techniques in rabies. 4rd ed. — 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.