DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_12_1167 УДK 338.26.015
Круть Анатолий Александрович,
преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, e-mail: [email protected]
ИДЕНТИФИКАЦИЯ УГРОЗ УВЕЛИЧЕНИЯ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СНИЖЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В статье представлены результаты анализа угроз увеличения импортозависимости национальной экономики и снижения потенциала реализации программ импортозамещения. Определены направления обеспечения экономической безопасности в рамках реализации политики импортозамещения. Обоснованы последствия материализации угроз усиления зависимости национальной экономики от импортных поставок.
Ключевые слова: экономическая безопасность; угрозы; импортозамещение; развитие.
UDK 338.26.015
IDENTIFICATION OF THREATS TO INCREASE THE IMPORT DEPENDENCE OF THE NATIONAL ECONOMY AND REDUCE THE POTENTIAL FOR THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAMS
Krut Anatoly Alexandrovich,
Lecturer, Department of Economics and Management, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, e-mail: [email protected]
The article presents the results of an analysis of threats to increase the import dependence of the national economy and reduce the potential for the implementation of import substitution programs. The directions for ensuring economic security in the framework of the implementation of the import substitution policy are determined. The consequences of the materialization of threats of increasing dependence of the national economy on imports are substantiated.
Keywords: economic security; threats; import substitution; development.
Углубление мирового финансового кризиса повышает уровень напряженности в международных экономических отношениях. В современных условиях наблюдается усиление межгосударственного военно-политического противостояния, которое проявляется в гибридных формах экономического противоборства. Объектом международных санкций становятся новые государства, сек-
торы экономики и отдельные хозяйствующие субъекты. Очевидным является то, что санк-ционная политика стран Запада направлена на сдерживание экономического развития развивающихся стран. Все это свидетельствует о сворачивании глобального экономического проекта и определяет формирование ряда региональных экономических интеграционных объединений.
Угрозы отключения России и других стран от системы международных банковских расчетов SWIFT (Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи, Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) фактически завершают процесс формирования новых региональных экономических проектов, основой которых станут новые платежные системы и финансовые механизмы.
SWIFT - глобальная структура, являвшаяся надстройкой финансовой системы, в основе которой было лидерство США и без-альтернативность американского доллара в международных расчетах. Как и все банковские продукты, система межбанковских платежей являлась привлекательной для ее клиентов только в условиях полного доверия к ней. В ситуации угрозы отключения России от SWIFT доверие к данной системе расчетов падает и определяет появление новых региональных систем расчетов, независимых от иностранных санкций. Фрагментация глобальной финансовой инфраструктуры накладывает свой отпечаток и на глобальные цепочки производства - логистики - распределения - сбыта товаров. Соответствующие процессы наблюдаются и в энергетике.
В этих условиях государственная политика импортозамещения, которая получила развитие в Российской Федерации в рамках контрсанкционной кампании после событий 2014 г., приобретает новый смысл и актуализируется в рамках международных проектов. Развитие новых кооперационных связей в производстве, логистике, энергетике и других сферах с иностранными партнерами в европейском и азиатском регионах формируют новый тренд на развитие импортозамещающих производств с последующей их ориентацией на экспорт.
В этих условиях повышается значение анализа и своевременной нейтрализации угроз экономической безопасности проектов импортозамещения в нашей стране.
Проблематика реализации государственной политики импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности получила развитие в значительной численности работ, связанных с вопросами продовольственной безопасности. В данном случае следует отметить работы Е. А. Муратовой [8], О. Г Петровой [9], Г М. Казиахме-
дова и А. Ф. Саматовой [4], О. К. Денисовой и М. У. Рахимбердиновой [2], В. В. Милосер-дова [7], М. В. Кучиевой и И. Д. Писарен-ко [5], О. С. Саушевой и В. В. Кузьмина [10], Е. Г Левановой [6]. В то же время в числе приоритетных направлений реализации программ импортозамещения отечественные ученые рассматривают вопросы обеспечения информационной [11], военной [1] и энергетической безопасности Российской Федерации [3].
Материализация угроз экономической безопасности, связанных с усилением структурных диспропорций внешнеторгового баланса, критически влияет на самодостаточность и независимость национальной экономики. Фактически речь идет об угрозах экономическому суверенитету страны. Данные диспропорции могут проявляться в усилении им-портозависимсти по критическим товарным позициям, концентрации экспорта в сырьевых секторах экономики.
В этих условиях субъекты глобальной инфраструктуры торговли и распределения сырьевых товаров (товарно-сырьевые биржи, трейдеры, банковские конгломераты, страховые компании, платежные системы и т. д.) получают инструменты давления на страны, экономика которых критически зависит от сы -рьевого экспорта. Следует также учитывать и тот факт, что концентрация экспортных потоков сырья формирует критическую зависимость покупателей от позиции продавцов.
В качестве примера отметим, что от санкций в отношении иранского нефтяного экспорта выиграл прежде всего Китай, приобретавший иранское сырье со значительным дисконтом в обход международных санкций. Таким образом, международные санкции в отношении Ирана фактически годами субсидировали китайский экономический рост и развитие.
Отдельно стоит отметить, что усиление всех вышеперечисленных диспропорций во внешнеторговом балансе также критически влияет на процессы инновационного и инвестиционного развития. Приоритеты инвестиционных вложений перемещаются в экспортные отрасли, обеспечивающие формирование валютной выручки, что соответствующим образом снижает риски инвесторов. В этих условиях происходит снижение инвестиционных вложений в наукоемкие
отрасли, ориентированные на выпуск инновационной продукции. Внутренний рынок в отсутствие отечественных высокотехнологических товаров насыщается импортом, что впоследствии углубляет все диспропорции и усиливает импортную зависимость национальной экономики.
Таким образом, нейтрализация угроз экономической безопасности требует реализации политики импортозамещения, направленной на снижение зависимости от импортных поставок высокотехнологической продукции и повышение уровня внутреннего производства, ориентированного на переработку отечественного сырья.
Структурные диспропорции на внутреннем рынке проявляются в следующих формах: повышение физических объемов импортной продукции; снижение уровня качества импортных товаров при сохранении их цены и объемов поставок; сокращение внутреннего производства товаров и ухудшение финансового состояния отечественных производителей в результате демпинга и других проявлений недобросовестной конкуренции со стороны импортеров; усиление ориентации потребительских предпочтений на импортные товары.
К числу стратегических угроз усиления зависимости внутреннего рынка от импорта, которые оказывают сдерживающее влияние на развитие импортозамещения, следует отнести деградацию цепочек производства-распределения-потребления отечественной продукции. В данном случае следует отметить следующие угрозы: деградация производственного потенциала национальной экономики; стимулирование иностранного производства внутренним спросом; формирование ориентированных на импорт внутренних сетей дистрибуции товаров, усиление контроля (в том числе через вхождение в структуру собственности) над ними со стороны иностранных транснациональных корпораций; развитие логистических каналов распределения продукции, ориентированных на транзит импортных товарных потоков с одновременной деградацией каналов распределения продукции отечественного производства.
Нейтрализации также требуют угрозы, связанные с коррупционной составляющей продвижения импортных поставок, которые
существенно сдерживают реализацию программ импортозамещения. К такого рода угрозам относятся следующие: увеличения поставок иностранной продукции по каналам «серого импорта»; выплата стимулирующих вознаграждений руководителям торговых сетей, предприятий-эксплуатантов импортной техники и др.; неконтролируемая монополизация рынков импортными поставщиками.
Помимо коррупционной составляющей угрозы реализации программ импортоза-мещения концентрируются также в сфере государственного регулирования внутреннего рынка и развития его инфраструктуры. В данном случае следует учитывать следующие угрозы: информационная асимметрия, характеризующаяся низким уровнем осведомленности потребителей о наличии отечественных товаров-заменителей импорта при одновременно агрессивной политике продвижения своих товаров иностранными поставщиками; отсутствие адекватной государственной поддержки производства отечественных товаров, конкурирующих с субсидируемым импортом; низкая ценовая конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортом, ценообразование которого зависит от использования эффекта масштаба (базирующегося на значительных по объему тиражах однородной продукции).
Систематизация существующих угрозы увеличения импортозависимости национальной экономики и снижения потенциала реализации программ импортозамещения представлена на рис. 1.
Материализация всех вышеперечисленных угроз и полноценное их проявление в национальной экономике определяют критическое повышение зависимости внутреннего рынка от импортных поставок и практически исключают возможность реализации программ импортозамещения. В этих условиях очевидным является снижение уровня экономической безопасности страны и усиление ее уязвимости для внешних атак. Дальнейшее вымывание капитала из страны и снижение инвестиций несет угрозу деградации не только промышленного производства, но и добывающих отраслей, которые в условиях недоинвестирования начнут также переходить под контроль иностранного капитала.
Структурные диспропорции на внутр нННнМ р ынк н:
- повышение физических объемов импортной продукции,
- снижение уровня качества импортных товаров при сохранении их цены и объемов поставок;
- сокращение внутреннего производства товаров и ухудшение финансового состояния отечественных производителей в результате демпинга и других проявлений недобросовестной конкуренции со стороны импортеров;
- усиление ориентации потребительских предпочтений на импортные товары
Деградация цепочек производства-р а гпр еделения-п о тр ебленпя о т нч е<: те енной продукции:
- критическое снижение производственного потенциала национальной экономики;
- стимулирование иностранного производства внутренним спросом,
- ф ормирование ориентированных на импорт внутренних сетей дистрибуции товаров, усиление контроля (в т.ч. через вхождение в структуру собственности) над ними со стороны иностранных транснациональных корпораций,
- р аз витие л оги стич е с ких кан ал ов р ас пр ед ел е ния продукции, ориентированных на транзит импортных товарных потоков с одновременной деградацией каналов распределения продукции отечественного производства.
Угрозы реализации программ импортозамещения
Коррупция при продвижении пмпор тных поставок:
- увеличение поставок иностранной продукции по каналам «серого импорта»;
- выплата стимулирующих вознаграждений руководителям торговых сетей, предприятий-жсплуатантов импортной техники и др.,
- неконтролируемая монополизация рынков импортными поставщиками.
Несовершенство государственного регулирования внутреннего рынка и развития его инфраструктуры:
- информационная асимметрия, характеризующаяся низким уровнем осведомленности потребителей о наличии отечественных товаров-заменителей импорта при одновременно агрессивной политике продвижения своих товаров иностранными поставщиками;
- отсутствие адекватной государственной поддержки производства отечественных товаров, конкурирующих с субсидируемым импортом,
- низкая ценовая конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортом, ценообразование которого зависит от использования эффекта масштаба (базирующегося на значительных по объему тиражах однородной продукции).
Рисунок 1 - Угрозы увеличения импортозависимости национальной экономики и снижения потенциала
реализации программ импортозамещения
Список литературы
1. Адамов, А. А. Место и роль диверсификации и импортозамещения оборонного производства в обеспечении военной безопасности Российской Федерации / А. А. Адамов, Г В. Бабкин // Вооружение и экономика. - 2020. - № 3 (53). - С. 71-80.
2. Денисова, О. К. Развитие импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности Казахстана / О. К. Денисова, М. У. Рахимбердинова // Экономика: стратегия и практика. - 2021. - Т. 16. -№ 2. - С. 107-115.
3. Ерохина, Е. В. Реализация политики импортоза-мещения с учетом угроз энергетической безопасности страны / Е. В. Ерохина, А. С. Гаврилова // Экономическая безопасность. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 519-532.
4. Казиахмедов, Г М. Продовольственная безопасность России как доминанта стратегии обеспечения экономической безопасности в условиях импортоза-
мещения / Г М. Казиахмедов, А. Ф. Саматова // Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2017. -№ 3. - С. 30-32.
5. Кучиева, М. В. Импортозамещение - как стимул развития животноводческой отрасли и обеспечение продовольственной безопасности государства / М. В. Кучиева, И. Д. Писаренко // Символ науки: международный научный журнал. - 2015. - № 11-1. - С. 123-126.
6. Леванова, Е. Г Политика импортозамещения как основа продовольственной безопасности страны / Е. Г Леванова // Science Time. - 2016. - № 4 (28). -С. 467-471.
7. Милосердов, В. В. Продовольственная безопасность России: зарубежные санкции и возможности импортозамещения / В. В. Милосердов // Известия Международной академии аграрного образования. -2015. - № S25. - С. 32-45.
8. Муратова, Е. А. Продовольственная безопасность и импортозамещение в контексте экономиче-
ской безопасности / Е. А. Муратова // Московский экономический журнал. - 2019. - № 9. - С. 50.
9. Петрова, О. Г Импортозамещение в организации продовольственной безопасности инфекционных болезней животных / О. Г Петрова // Агропродоволь-ственная политика России. - 2019. - № 1 (85). -С. 39-42.
10. Саушева, О. С. Диагностика угроз продовольственной безопасности в сфере развития материально-технической базы сельского хозяйства в условиях политики импортозамещения / О. С. Саушева,
B. В. Кузьмин // Финансовая экономика. - 2018. - № 4. -
C. 370-375.
11. Хлестова, Д. Р. Проблемы импортозамещения в сфере информационнной безопасности / Д. Р. Хлесто -ва, К. Г Попов // Символ науки: международный научный журнал. - 2016. - № 4-3 (16). - С. 138-140.
References
1. Adamov A.A., Babkin G.V. Mesto i rol' diversifikacii i importozameshheniya oboronnogo proizvodstva v obespechenii voennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Vooruzhenie i ekonomika. 2020. № 3 (53). S. 71-80.
2. Denisova O.K., Raximberdinova M.U. Razvitie importozameshheniya kak faktor obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Kazaxstana. E'konomika: strategiya i praktika. 2021. T. 16. № 2. S. 107-115.
3. Eroxina E.V., Gavrilova A.S. Realizaciya politiki importozameshheniya s uchetom ugroz e'nergeticheskoj bezopasnosti strany'. E'konomicheskaya bezopasnost'. 2020. T. 3. № 4. S. 519-532.
4. Kaziaxmedov G.M., Samatova A.F. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii kak dominanta
strategii obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti v usloviyax importozameshheniya. Mirovaya e'konomika: problemy' bezopasnosti. 2017. № 3. S. 30-32.
5. Kuchieva M.V., Pisarenko I.D. Importozameshhenie - kak stimul razvitiya zhivotnovodcheskoj otrasli i obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti gosudarstva. Simvol nauki: mezhdunarodny'j nauchny'j zhurnal. 2015. № 11-1. S. 123-126.
6. Levanova E.G. Politika importozameshheniya kak osnova prodovol'stvennoj bezopasnosti strany'. Science Time. 2016. № 4 (28). S. 467-471.
7. Miloserdov V.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii: zarubezhny'e sankcii i vozmozhnosti importozameshheniya. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. 2015. № S25. S. 32-45.
8. Muratova E.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i importozameshhenie v kontekste e'konomicheskoj bezopasnosti. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2019. № 9. S. 50.
9. Petrova O.G. Importozameshhenie v organizacii prodovol'stvennoj bezopasnosti infekcionny'x boleznej zhivotny'x. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2019. № 1 (85). S. 39-42.
10. Sausheva O.S., Kuz'min V.V. Diagnostika ugroz prodovol'stvennoj bezopasnosti v sfere razvitiya material'no-texnicheskoj bazy' sel'skogo xozyajstva v usloviyax politiki importozameshheniya. Finansovaya ekonomika. 2018. № 4. S. 370-375.
11. Xlestova D.R., Popov K.G. Problemy' importozameshheniya v sfere informacionnnoj bezopasnosti. Simvol nauki: mezhdunarodny'j nauchny'j zhurnal. 2016. № 4-3 (16). S. 138-140.