_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-16 УДК 347.6
© ®
Attribution
сс by
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ ЦИФРОВЫХ ПРАВ
Непомнящий П.А.
Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы идентификации наследодателя цифровых прав. Цель: изучить текущее состояние проблем и предложить авторское мнение о перспективах их разрешения. Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных, а также нормативно-правовых источников. Результаты: существующие методы и способы идентификации позволяют в ряде случаев деанонимизировать и устанавливать принадлежность криптовалют конкретным лицам. Единые системы биометрических данных, авторизации и аутентификации позволяют легитимировать и упрощать процедуру идентификации. Выводы: следует законодательно закрепить общие принципы идентификации пользователей информационных систем, а также более глубоко исследовать и внедрять новые методики идентификации наследодателей цифровых прав.
Ключевые слова: гражданское право, наследование цифровых прав, цифровые права, идентификация пользователя, информационные системы.
Abstract. The article discusses the problems and prospects of identifying the testator of digital rights. Purpose: to study the current state of the problems and offer the author's opinion on the prospects for their resolution. Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific and regulatory sources. Results: existing identification methods and methods allow in some cases to deanonymize and establish the ownership of cryptocurrencies to specific individuals. Unified systems of biometric data, authorization and authentication allow you to legitimize and simplify the identification procedure. Conclusions: it is necessary to legislate the general principles of identification of users of information systems, as well as to investigate and implement new methods of identification of testators of digital rights in more depth.
Keywords: civil law, inheritance of digital rights, digital rights, user identification, information systems.
Введение. учетные записи, аккаунты, доменные имена,
IDENTIFICATION OF THE TESTATOR OF DIGITAL RIGHTS
Pavel A. Nepomnyashchy
Saratov State Law Academy
Не так давно цифровые права получили свое законодательное регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации [1]. Проблемы их наследования активно изучаются учеными-цивилистами и практиками, но единого мнения по поводу их разрешения в доктрине не выработано.
криптовалюты, невзаимозаменяемые токены и иные имущественные права, которые возникают, осуществляются и прекращаются в автоматизированной информационной системе и имеют имущественную ценность.
Одним из препятствий при осуществлении права наследования цифровых прав является проблема идентификации наследодателя [2, с. 360]; то есть, процедура посмертного установления принадлежности соответствующего цифрового объекта конкретному лицу.
В статье предпринята попытка определить эффективный механизм внесудебной и судебной идентификации владельца цифровых прав в контексте их наследования.
Обсуждение.
В рамках исследования, автор рассматривает цифровые права шире, чем это установлено законом; и помимо цифровых финансовых активов, а также утилитарных цифровых прав на краудфандинговых платформах, причисляет к данному виду объектов гражданского права
В некоторых странах существуют трансграничные системы и национальные стратегии идентификации в глобальной сети [3]. В России такой нормативно-правовой акт отсутствует, в связи с чем, вопросы цифровой идентификации разрешаются в индивидуальном порядке.
В ряде случаев, российское законодательство возлагает на операторов распространения ин-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
формации в сети интернет обязанность по идентификации пользователей по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи [4], но, в контексте цифровых прав, данное правило практически не работает.
Несмотря на распространенное в науке мнение о необходимости формирования систем обязательной идентификации в сети Интернет [5], национальные правила идентификации могут оказаться неэффективными ввиду трансграничного характера деятельности большинства информационных систем, в которых возникают, осуществляются и прекращаются цифровые права.
При указании идентификаторов цифрового права в завещании, а также в случае сообщения наследодателем ключей доступа к информационной системе в закрытом завещании проблем в получении у нотариуса свидетельства о праве на наследство возникать не должно. Однако оператор информационной системы может не передать цифровое право во владение наследнику по ряду причин, среди которых:
- наличие запрета на наследование цифрового права в пользовательском соглашении;
- невозможность идентификации личности наследодателя как владельца цифрового права при указании им в регистрационной карточке недостоверных сведений о себе;
- отказ наследодателя от прохождения процедуры подтверждения личности после регистрации в информационной системе.
Представляется, что в таких случаях, а также в случае отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство, наследникам следует воспользоваться правом на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов, допустимыми и относимыми доказательствами устанавливая принадлежность цифрового права наследодателю. При рассмотрении таких споров требуются специальные технические познания в сфере информационных технологий, целесообразно назначение судебной компьютерной экспертизы.
Следует отметить, что эксперт не вправе самостоятельно собирать доказательства. Сторонам спора, а иногда и третьим лицам при содействии суда, следует их предоставить в материалы дела в надлежащей форме до назначения судом экспертизы.
Некоторые проблемы цифровой идентификации в настоящее время разрешаются проще, если наследодатель использовал для регистрации и авторизации в информационных системах подход «одно лицо - одна идентичность», то есть единую систему идентификации [6, с. 91]. Примерами таких систем являются сервисы авторизации УК Ю и Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечива-
ющей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Оператор подобного сервиса способен сообщить заинтересованному лицу не только информацию о регистрации и авторизациях пользователя этого сервиса, но и предоставить необходимые для идентификации сведения о соответствующем пользователе иных информационных систем с интегрированным единым сервисом авторизации.
Наибольшую сложность представляет идентификация наследодателя криптовалют и иных цифровых прав, существующих в информационных системах, сконструированных на основе технологии блокчейн в ее децентрализованной форме, так как у такой системы, во-первых, отсутствует оператор, и, во-вторых, пользователи регистрируются и осуществляют транзакции анонимно. Тем не менее, в науке выработан механизм идентификации владельцев криптокошель-ков с использованием сервисов-обозревателей блокчейна, например, blockchair.com, tokenview.com и blockchain.com, с применением эвристического метода, кластерного анализа и системы анализа графов [7, c. 104].
Важную роль в процессе идентификации наследодателя цифровых прав играет концепция цифрового следа. Деятельность пользователя социальных сетей и других цифровых прав оставляет уникальные информационные отпечатки в сети интернет, например, фотоизображения, видеоматериалы, адреса электронной почты, абонентские номера, идентификаторы различных учетных записей. Такие следы делятся на пассивные, то есть оставляемые в глобальной сети без ведома и согласия пользователя, и активные, которые владелец цифровых прав добровольно указал и распространил в интернете [8, c. 4]. Более того, соответствующие цифровые следы могут содержаться в компьютерах и иных устройствах наследодателя, а также на материальных носителях информации, содержащих ключи доступа к информационным системам (токены). Наличие и значение таких цифровых данных для идентификации наследодателя цифровых прав сложно установить лицу, не обладающему специальными познаниями в сфере информационных технологий. Соответственно, устройства, носители информации и ключи доступа следует предоставить для анализа специалисту или эксперту в соответствующей технической сфере.
До момента появления и распространения технологии подделки личности «deep fake» одним из самых достоверных способов идентификации пользователя считался анализ и сопоставление биометрической информации [9, c. 258].
В России на законодательном уровне установлены требования к идентификации и аутентификации физических лиц с использованием био-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
метрических персональных данных, а также существует единая биометрическая система в форме государственной информационной системы [10]. Развитие данного сервиса, по мнению автора, в дальнейшем способно значительно упростить процесс идентификации наследодателя цифровых прав.
Также, идентификация наследодателя цифровых прав может быть произведена на основании письменного ответа оператора соответствующей информационной системы на запрос нотариуса или суда. Подробное указание в таком ответе на предоставленные пользователем при регистрации и последующих авторизациях сведения в своей совокупности позволяют сопоставить личность наследодателя с содержащейся в цифровой системе информацией.
Результаты.
По результатам исследования автор отмечает, что процесс идентификации наследодателя цифровых прав осложнен отсутствием современного правового регулирования и необходимостью применения специальных познаний в сфере информационных технологий. Регламентация данной процедуры на национальном уровне не принесет должного результата ввиду трансграничности большинства информационных систем. В сложных случаях идентификации целесообразно применять концепцию цифрового следа, складывая отдельные фрагменты цифровых отпечатков в единое целое. Развитие еди-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
ных систем биометрических данных, авторизации и аутентификации, а также добросовестное поведение операторов информационных систем способствуют упрощению и легитимации процедуры идентификации наследодателя цифровых прав.
Заключение.
Исследование показало, что современная наука и техника позволяют идентифицировать даже владельцев криптовалют в анонимных децентрализованных информационных системах, спроектированных на основе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Отсутствие законодательно установленных критериев оценки достаточности и качества сведений, позволяющих идентифицировать владельца цифровых объектов, указывает на преимущественно судебную форму осуществления права наследования цифровых прав.
Институт наследования цифровых прав нуждается в ускоренном развитии единой системы идентификации и аутентификации, а также выявлении учеными новых и совершенствовании существующих методик идентификации пользователей информационных систем.
Целесообразно на законодательном уровне закрепить общие принципы идентификации владельцев цифровых прав, не углубляясь в подробную регламентацию этого процесса.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Федеральный закон от 18 марта 2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.03.2019 г. № 12. Ст. 1224.
2. Вавилин Е.В. Наследование цифровых прав в России / Е.В. Вавилин // Права человека и политика права в XXI В.: перспективы и вызовы: Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27-28 мая 2022 года. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2022. С. 354-364.
3. Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей / М.Б. Касено-ва // Юрист. 2014. № 6. С. 32-36.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.
5. Черных А.В. К вопросу о проблеме наследования, раздела и принудительной реализации цифровых прав / А.В. Черных // Наследственное право. 2023. № 3. С. 19-21.
6. Данилов Н.А. Правовое регулирование доступа к информации пользователя сети интернет после его смерти: сравнительно-правовое исследование / Н.А. Данилов, В.В. Силкин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. № 1. С. 86-101.
7. Гаврилин Ю.В. Установление личности владельцев цифровой валюты: методологические основы / Ю.В. Гаврилин, И.С. Бедеров // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 4(60). С. 101-108.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Гладилина И.П. Экономические аспекты защиты информации в рамках концепции «цифровой след» / И.П. Гладилина, М.Ю. Погудаева, С.А. Сергеева // Финансовые рынки и банки. 2022. № 10. С. 3-7.
9. Кузнецова С.С. Биометрическая идентификация в Интернете: тенденции правового регулирования в России и за рубежом / С.С. Кузнецова, А.Н. Мочалов, М.С. Саликов // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 257-267.
10. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.01.2023. № 1 (Ч. I). Ст. 19.
1. Federal Law № 34-FZ of 18/03/2019 «On Amendments to Parts One, Two and Article 1124 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 03/25/2019. № 12. Article 1224.
2. Vavilin E.V. Inheritance of digital rights in Russia / E.V. Vavilin // Human rights and the politics of law in the XXI Century: prospects and challenges: A collection of scientific papers on the results of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation, Moscow, May 27-28, 2022. Saratov : Publishing house «Saratov source», 2022. P. 354-364.
3. Kasenova M.B. Identification of persons on the Internet and cyberspace of social networks / M.B Kasenova. // Lawyer. 2014. № 6. P. 32-36.
4. Federal Law № 149-FZ of 07/27/2006 (ed. from 12.12.2023) «On information, information technologies and information protection» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 07/31/2006. № 31 (Part 1). Art. 3448.
5. Chernykh A.V. On the issue of inheritance, division and enforcement of digital rights / A.V. Chernykh // Inheritance law. 2023. № 3. P. 19-21.
6. Danilov N.A. Legal regulation of access to information of an Internet user after his death: comparative legal research / N.A. Danilov, V.V. Silkin // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2021. № 1. P. 86-101.
7. Gavrilin Yu.V. Identification of owners of digital currency: methodological foundations / Yu.V. Gavrilin I.S., Bederov // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4(60). P. 101-108.
8. Gladilina I.P. Economic aspects of information protection within the framework of the concept of «digital footprint» / I.P. Gladilina, M.Yu. Pogudaeva, S.A. Sergeeva // Financial markets and banks. 2022. № 10. P. 3-7.
9. Kuznetsova S.S. Biometric identification on the Internet: trends in legal regulation in Russia and abroad / S.S. Kuznetsova, A.N. Mochalov, M.S. Salikov // Bulletin of Tomsk State University. 2022. № 476. P. 257267.
10. Federal Law № 572-FZ of 12/29/2022 «On the Identification and (or) Authentication of Individuals using Bio-metric Personal Data, on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 02.01.2023. № 1 (Part I). Art. 19.
References:
Информация об авторе
Непомнящий Павел Андреевич
преподаватель кафедры гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия [email protected]
Pavel A. Nepomnyashchy
Lecturer at the Department of Civil Law, Saratov State Law Academy [email protected]