Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 193-203. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р 193-203.
Научная статья УДК 658.562
DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-193-203
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА РИСКОВ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
IDENTIFICATION AND RISK ASSESSMENT OF PRODUCT CERTIFICATION PROCESS
Вера Владимировна СИЛАЕВА
доцент кафедры менеджмента систем качества Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), кандидат технических наук, доцент, vera_azareva@mail.ru
Vera V. SILAEVA
Associate Professor of the Department of Management and Quality Systems of St. Petersburg State Electrotechnical University («LETI»), PhD, Associate Professor, vera_azareva@mail.ru
Ольга Юрьевна БОЧАРОВА
магистрант-выпускник кафедры менеджмента систем качества Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), bocharova.o.y@gmail.com
Olga Yu. BOCHAROVA
graduate of the Department of Management and Quality Systems of St. Petersburg State Electrotechnical University ("LETI"), PhD, Associate Professor, bocharova.o.y@gmail.com
Аннотация. В статье описано направление исследования - сертификация продукции. Обоснована актуальность идентификации и оценки рисков процесса сертификации продукции. Представлены результаты исследования процесса сертификации продукции и его взаимодействие с другими основными бизнес-процессами организации. Приведены результаты исследования методов идентификации, графического представления и оценки рисков. Обосновано применение выбранных методов для разработки методики идентификации и оценки рисков процесса сертификации. На основе результатов исследования предложена методика идентификации и оценки рисков процесса сертификации продукции в рамках системы менеджмента качества организации. Описана последовательность действий, применяемые методы идентификации и оценки рисков, представлены формы разрабатываемых документов на каждом этапе предложенной методики.
Ключевые слова: идентификация рисков, оценка рисков, риски, сертификация, процесс сертификации
© Силаева В. В., Бочарова О. Ю., 2022.
Abstract. The article describes the direction of research - product certification. The relevance of identification and risk assessment of the product certification process is justified. The results of the research of the product certification process and its interaction with other main business processes of the organization are presented. The results of the research of risk identification, graphical representation and assessment methods are presented. The use of selected methods for the development of the methodology for identifying and assessing the risks of the certification process is justified. Based on the results of the research, the methodology for identifying and assessing risks of the product certification process within the framework of the organization's quality management system is proposed. The actions, risk identification and assessment methods used are described, forms of developed documents are presented at each stage of the proposed methodology.
Key words: risk identification, risk assessment, risks, certification, certification process
При выпуске продукции или услуги на рынок, организация сталкивается с подтверждением соответствия этой продукции/услуги общепринятым стандартам, законодательным, договорным или другим требованиям. Необходимо также учитывать тот факт, что часто наличие сертификата на продукцию или декларации о соответствии продукции требованиям является обязательным условием при выпуске продукции в обращение на таможенной территории страны или группы стран. Кроме того, наличие сертификата соответствия на продукцию является самым простым способом доказательства выполнения контрактных и иных технических требований, предъявляемых заказчиком к этой продукции. Можно сказать, что сертификация продукции/услуги является маркером качества, безопасности и стабильности выпускаемой продукции/оказываемой услуги как для потребителей, так и для руководства организации. Далее в статье представлены результаты исследования сертификации продукции для авиакосмической отрасли, являющейся одной из приоритетных отраслей в экономике нашей страны, которые могут представлять интерес для профильно-ориентированных организаций.
Сертификация авиационной техники является одним из важнейших процессов ее создания, поскольку сертификационные про-
цессы начинаются еще на этапе закладывания требований к будущему изделию и формирования технического задания, коренным образом оказывая воздействие на формирование конечного варианта исполнения изделия. Благодаря сертификации разработанные комплектующие изделия получают одобрение на установку в воздушные судна гражданской авиации, что подтверждает безопасность их эксплуатации и соответствие нормам летной годности. В процессе сертификации авиационной техники, ввиду его масштабности, задействованы сотрудники компаний из различных сфер, что в свою очередь помогает поддерживать всестороннее обеспечение процесса квалифицированными специалистами на любом его этапе.
Основным документом, подтверждающим соответствие разработанного комплектующего изделия нормам летной годности, является Свидетельство о годности комплектующего изделия (СГКИ) [1]. СГКИ содержит информацию о наименовании изделия, организации-разработчике, а также свидетельство содержит ссылку на Декларацию о конструкции и характеристиках (ДКХ). ДКХ формируется организацией-разработчиком практически в завершении всего процесса сертификации комплектующего изделия авиационной техники. ДКХ включает в себя описание состава комплектующего изделия авиационной техни-
ки, варианты его исполнении, перечисление основных технических характеристик разработки и пр. Декларация содержит важнейшую техническую информацию об изделии, включая эксплуатационные ограничения. Поэтому СГКИ без ДКХ не является действительным.
На рисунке 1 представлены этапы, через которые проходит комплектующее изделие авиационной техники при сертификации.
Процесс сертификации комплектующих изделий авиационной техники проходит параллельно с поэтапным выполнением процессов -от планирования до проведения испытаний (рисунок 2), занимая время, требующееся на реализацию трех процессов. Из-за большой протяженности во времени и взаимодействия со всеми параллельными процессами во время проведения сертификации формируется множество возможностей появления отклонений или возникновения противоречий. Во время процесса сертификации происходит координация «запараллеленных» процессов. Таким
образом осуществляется функция контроля, гарантирующая получение на выходе одного процесса ровно такого результата, который должен прийти на вход следующего процесса.
Координация и контроль процессов, идущих параллельно процессу сертификации, является сложной и объемной задачей. Поэтому требуемый уровень квалификации сотрудников, принимающих участие в процессе сертификации, должен быть высоким, равно как и развитие организационных навыков и внимательности. Сотрудник, задействованный в процессе сертификации, должен иметь системное видение, чтобы, например, своевременно просчитывать возможные последствия от вынужденных отклонений [2].
Формированию системного видения и готовности к любым воздействиям способствует проведение идентификации оценки рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники [3]. Поскольку меры оперативного реагирования не всегда
Подача заявки Этап макета Этап Этап "Разработка" Этап "Верификация'
"Планирование"'
Этап "Завершение" Проведение Формирование итогового заключения Формирование Получение СГКИ
испытании проекта ДКХ
Рисунок 1 - Этапы процесса сертификации Figure 1 - Stages of the certification process
Рисунок 2 - Схема взаимодействия процесса сертификации с другими основными бизнес-процессами Figure 2 - Diagram of the interaction of the certification process with other main business processes
в полной мере могут удовлетворить влиянию неопределенности, возникает необходимость заблаговременного проведения идентификации рисков процесса. Проведение идентификации рисков позволяет избежать непредвиденных ситуаций, особенно, если риски не только идентифицировать, но и оценить. Оценка рисков процесса помогает проранжи-ровать идентифицированные риски для того, чтобы распределить их по группам по степени «опасности» для рассматриваемого процесса [4]. На основе проведенной оценки рисков можно выстроить стратегию действий при возникновении потенциальной опасности или минимизировать с помощью предопределенных мероприятий степень влияния неопределенности или силу влекомых ей последствий.
Далее в статье представлены результаты сравнительного анализа методов идентификации рисков. Для этого были выбраны следующие критерии [5-7]: возможность привлечения большого количества участников одновременно; возможность проведения идентификации рисков в сжатые сроки; возможность проведения идентификации рисков без предварительной подготовки или с максимально ограниченным во времени уровнем предварительной подготовки; возможность генерации большого количества новых идей; возможность проследить причины и последствия возникновения риска; возможность быстрой обработки полученной информации.
На основании проведенного исследования методов идентификации рисков процесса сформирована таблица 1.
Результаты исследования показывают, что методы «Мозговой штурм» и «Что если» имеют наименьшее количество отрицательных отметок, что свидетельствует об их высокой степени применимости для разработки методики, позволяющей идентифицировать риски процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники.
Когда существует потребность донести имеющуюся информацию до широкого круга лиц, не обладающих специфическими знаниями, то в этих ситуациях целесообразно графическое представление рисков процесса. Далее в статье представлены результаты сравнительного
анализа методов графического представления рисков процесса. Для этого были выбраны следующие критерии: возможность привлечения большого количества участников; возможность визуализировать причинно-следственные связи; возможность охватить единовременно несколько рисков; способ обозначения предупреждающих мер. В таблице 2 приведены результаты сравнения различных методов графического представления рисков.
На основе результатов исследования для разработки методики идентификации и оценки рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники выбран метод графического представления «Колесо будущего», несмотря на то, что он наравне с методом «Анализ дерева неисправностей» имеет одинаковое число положительных результатов. При графическом представлении рисков процесса сертификации комплектующих изделий первостепенным фактором является возможность единовременного изображения всего спектра рисков, присущих процессу (третий критерий в таблице 2). В данном критерии положительная отметка присвоена методу «Колесо будущего», что способствует последующему применению выбранного метода при разработке методики идентификации и оценки рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники.
В целях разработки данной методики далее в статье представлены результаты сравнительного анализа методов оценки идентифицированных рисков. Для этого были выбраны следующие критерии [8; 9]: формирование групп риска; возможность графически представить группы оцененных рисков; объективность оценки; однозначность интерпретации проведенной оценки. В таблице 3 представлены результаты проведенного исследования различных методов оценки рисков.
Учитывая особенности исследованных методов оценки риска, целесообразно использование совокупности следующих методов -«экспертный метод» и «матрица вероятностей и последствий». Такая комбинация позволит осуществить объективную оценку идентифицированных рисков при участии квалифицированных экспертов, а также проранжировать
Таблица 1 - Сравнение методов идентификации рисков Table 1 - Comparison of risk identification methods
Критерий 1. Мозговой штурм 2. Что, если?... 3. Метод Дельфи 4. Структурированное интервью 5. Контрольный листок
1. Единовременное участие большого количества человек + + - - -
2. Возможность проведения метода в сжатые сроки + - - - -
3. Необходимость предварительной подготовки - + + + +
4. Возможность генерации большого количества вариантов + + - + -
5. Возможность проработать причины и последствия - + - - -
6. Минимальное время обработки выходных данных + + - - +
Таблица 2 - Сравнение методов графического представления рисков Table 2 - Comparison of methods of graphical representation of risks
Критерий 1. Метод «Галстук-бабочка» 2. Метод «Колесо будущего» 3. Анализ дерева неисправностей 4. Диаграмма Исикавы
1. Большое количество участников - + + -
2. Визуализация причинно-следственных связей + + + +
3. Возможность охвата всего объема рисков - + - +
4. Возможность изобразить предупреждающие меры или средства управления + - +
риски с целью выработки дальнейших мероприятий для выделенных групп рисков.
Результаты проведенного исследования являются основой для формирования методики идентификации и оценки рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники (таблица 4). Этап 1 «Идентификация рисков» Процесс сертификации ввиду своей протяженности во времени и объема затрагиваемых областей разработки изделия вовлекает
большое количество сотрудников различных подразделений. К идентификации рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники рационально привлекать всех сотрудников, принимающих участие в процессе. Таким образом может быть достигнута максимально возможная вариация рассматриваемых точек зрения, что обеспечит формирование максимально полного перечня рисков. Для проведения мозгового штурма и реализации метода «Что, если?» должны быть
Таблица 3 - Сравнение методов оценки рисков Table 3 - Comparison of risk assessment methods
Критерий 1. Экспертный метод 2. Матрица вероятностей и последствий 3. Анализ влияния человеческого фактора 4. Анализ первопричины 5. Мульти-критериальный анализ
1. Формирование групп риска - + - - +
2. Возможность представить графически группы рисков - + - - -
3. Объективность оценки + - + - +
4. Однозначность интерпретации проведенной оценки + + - - -
Таблица 4 - Этапы методики идентификации и оценки рисков процесса сертификации Table 4 - Stages of the methodology for identification and risk assessment of the certification process
Этап методики Применяемый метод Документы
1. Идентификация Мозговой штурм Таблица для внесения результатов «Мозгового штурма»
«Что если?» Таблица применения метода «Что если?»
2. Графическое представление «Колесо будущего» Графический шаблон «Колеса будущего»
3. Оценка Экспертный метод Анкета для проведения экспертной оценки
Матрица вероятностей и последствий Матрица вероятностей и последствий
4. Подведение итогов Формирование реестра рисков Реестр рисков процесса
приглашены руководители и сотрудники подразделений, принимающих активное участие в процессе сертификации комплектующих изделий авиационной техники. Последовательное применение методов идентификации рисков процесса дает возможность выявить некоторое количество рисков процесса сертификации комплектующего изделия авиационной техники методом «Мозгового штурма», а также подготовить наводящие вопросы для использования метода «Что, если?». Таким образом
каждый из предложенных в мозговом штурме вариантов рисков или возможностей можно рассмотреть на предмет причин их возникновения или же на предмет влекомых последствий.
Для проведения идентификации рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники разработаны формы табличного представления идентифицированных рисков методами «Мозговой штурм» и «Что, если?», представленные в таблицах 5 и 6 соответственно.
Таблица 5 - Форма для внесения идентифицированных рисков с помощью метода «Мозговой штурм» Table 5 - Form for entering identified risks using the «Brainstorming» method
№ Наименование риска/возможности Риск / Возможность
1 Риск 1
2 Возможность 1
N Риск N
Таблица 6 - Форма для внесения идентифицированных рисков с помощью метода «Что, если?» Table 6 - Form for entering identified risks using the «What if?» method
Если <Наименование риска/возможности> , то <формулировка последствия/причины>
Риск 1
Риск N
Получаемая в ходе применения комбинации методов детализация является отличной подготовкой к графическому представлению идентифицированных рисков. Этап 2 «Графическое представление рисков» Необходимость графического представления рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники обусловлена потребностью демонстрации результатов деятельности широкому кругу лиц. Визуальное представление удобно для понимания, также при визуальном оформлении можно добавить несколько цветов, чтобы акцентировать внимание участника на необходимых аспектах полученных итогов. «Колесо будущего» может быть сформировано при комбинации методов «Мозгового штурма» и «Что, если?» после установления логических связей между идентифицированными рисками. Графическое представление идентифицированных рисков может содержаться в конечном отчете, сформированном по результату проведения оценки рисков. Помимо графического представления, идентифицированные риски необходимо оценить с целью проработки мероприятий воздействия на выявленные угрозы. Этап 3 «Оценка рисков» Большое количество сотрудников, принимающих участие в процессе сертификации
комплектующих изделий авиационной техники в случае оценки идентифицированных рисков, играет положительную и значимую роль. Применение экспертного метода оценки для каждого идентифицированного риска обеспечивает объективность полученных результатов ввиду усреднения полученных баллов. Однако, только усреднения полученных значений недостаточно, поскольку каждый эксперт имеет собственное мнение относительно величины выставляемой оценки в каждом конкретном случае. С целью увеличения «взаимопонимания» между выставляемыми оценками разработаны шкалы значимости последствий и вероятности их возникновения с описанием каждой конкретной оценки. Шкалы представлены на таблицах 7 и 8 [10]. При использовании разработанных шкал, эксперты будут иметь ориентир при выставлении оценок для каждого идентифицированного риска.
В качестве экспертов приказом по Организации назначаются руководители групп, принимающих участие в процессе сертификации комплектующих изделий авиационной техники. Каждому эксперту выдается анкета, шаблон которой представлен в таблице 9, а также таблицы с расшифровками баллов. В анкету вносится полный перечень иденти-
Таблица 7 - Шкала выставления оценок для значимости последствий риска Table 7 - Rating scale for the significance of risk consequences
Значимость последствий Величина потерь, балл Степень влияния последствий
Минимальные 1 Отсутствие каких-либо значимых последствий при реализации риска/возможности. Цели процесса достигаются.
Умеренные 2 Последствия от реализации риска/возможности незначительные. Цели процесса достигаются.
Существенные 3 Последствия от реализации риска значительные, но могут быть полностью исправлены. Цели процесса достигаются частично / реализация возможности окажет положительное влияние на функционирование процесса
Значительные 4 Последствия от реализации риска значительные, но могут быть исправлены только до определенной степени. Цели процесса достигаются наполовину / реализация возможности окажет положительное влияние на функционирование процесса.
Очень сильные 5 Трудно восстановиться от последствий, связанных с данным риском. Цели процесса не достигаются / В случае реализации возможности процесс улучшается.
Таблица 8 - Шкала выставления оценок для вероятности возникновения риска Table 8 - Rating scale for the probability of risk occurrence
Вероятность возникновения Значение вероятности, балл Степень уровня вероятности
Минимальная 1 Событие происходит в исключительных случаях, практически невозможно предположить, что подобный фактор возникнет.
Умеренная 2 Редкое событие, имевшее место раннее, возникает в отдельных случаях.
Существенная 3 Наличие свидетельств, достаточных для предположения возможности события.
Значительная 4 Наличие свидетельств, достаточных для предположения возможности события.
Очень высокая 5 Событие, как ожидается, произойдет. Условия для этого обязательно возникают на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени.
фицированных рисков и возможностей. Обе соседние ячейки для каждого представленного в анкете риска эксперту необходимо заполнить оценками, применяя при выставлении оценок шкалы, которые также предоставляются экспертам совместно с анкетой.
После сбора всех анкет организатор должен сформировать полученные данные в единую таблицу, определив медианное значение из ряда представленных оценок по каждому конкретному риску для каждого значения (вероятность/сила последствий) в отдельности.
Таблица 9 - Анкета для проведения экспертной оценки Table 9 - Questionnaire for expert evaluation
Риск/возможность Значимость последствий, (1-5 балл) Вероятность возникновения, (1-5 балл)
Риск 1
Возможность 1
Риск N
Возможность N
Для нахождения медианного значения необходимо все имеющиеся оценки для категории, например, вероятность риска 1 выстроить по возрастанию в один ряд. Медианным значением считается значение числа, находящегося в середине получившегося числового ряда. Например, если ряд состоит из 7-ми чисел, то медианным будет считаться 4-ое число упорядоченного по возрастанию числового ряда. Для четного количества чисел медианное значение находится как среднее арифметическое из двух центральных чисел упорядоченного по возрастанию числового ряда. По окончании формирования итоговой таблицы, отражающей медианные оценки, установленные экспертами для каждого конкретного риска/ возможности, организатор заносит полученные сведения в Матрицу вероятностей и последствий, имеющую вид, представленный таблице 10.
После распределения оцененных рисков по матрице будут сформированы 3 группы
рисков разных уровней критичности. На основании номера группы, к которому отнесен риск, будет сформирован перечень мероприятий, способствующих недопущению риска или минимизации силы влекомых им последствий.
Для I группы (приемлемый уровень риска) - мероприятия по воздействию на риск не предпринимаются. Для II группы (умеренный уровень риска) - владелец риска принимает решение о разработке соответствующих мероприятий; управление риском сводится к общему наблюдению за риском; снижение влияния последствий проводится путем принятия оперативных управленческих решений с учетом имеющихся ресурсов. Для III группы (неприемлемый уровень риска) - владельцем риска в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по управлению риском, направленные на снижение уровня риска до умеренного; со стороны владельца риска требуется постоянный мониторинг, оценка риска и его анализ.
Таблица 10 - Матрица вероятностей и последствий Table 10 - Matrix of probabilities and consequences
Вероятность возникновения 1 I I I I I
2 II II II I I
3 II II I
4 II I
5 II II
5 14 |3 2 1
Значимость последствий
Таблица 11 - Форма реестра рисков процесса Table 11 - Process Risk Register form
i Идентификация (риск/возможность) (2) Причина возникновения (3) Последствия (4) Значимость последствий (1-5, балл) (5) Вероятность возникновения (1-5, балл) (6) Группа риска (I/II/III) (7) Мероприятия по воздействию на риски / Мероприятия по реализации возможности (8)
1
N
Этап 4 «Подведение итогов» В качестве итогового отчета о проведенной оценке, рисков необходимо сформировать реестр рисков по форме, представленной в таблице 11.
Представление итогов деятельности по идентификации, графическому представлению и оценке рисков процесса сертификации комплектующих изделий авиационной техники может
быть представлено в виде комбинации заполненного реестра рисков процесса и графической модели заполненного «Колеса будущего».
Разработанная методика апробирована на предприятии, занимающемся разработкой и изготовлением авиационной техники, и может применяться для идентификации и оценки рисков процесса сертификации продукции на аналогичных предприятиях.
I Список источников
: 1. ФАП-21. Федеральные авиационные правила «Сертификация типа, организаций
• разработчиков и изготовителей авиационной техники. Часть 21.». / М.: ФАВТ - 2019. : URL: https://docs.cntd.ru/document/560537769 (дата обращения: 01.02.2022).
• 2. Методические рекомендации № МР-21.002 «Процедура квалификации комплекту: ющих изделий. Ревизия 01» / М: ФАВТ - 2019. URL: https://favt.gov.ru/pubhc/ododoc/ : recdoc/%D0%9C%D0%A0-21.002_1.pdf?ysclid=l4gv37vrpf209551072 (дата обращения : 10.06.2022).
: 3. Шегидевич А. А., Солдатова О. Н. К вопросу о коммерциализации подготовки
: авиационных специалистов в контексте риск-ориентированного менеджмента /
: «Актуальные проблемы и перспективы развития авиации» Сборник материалов III
: Международной научно-практической конференции учреждения образования «Бе-
j лорусская государственная академия авиации». Минск: Национальная библиотека
: Беларуси, 2019. 463с.
• 4. Кузьмина М. В. Риски организации: угроза или возможность? // Вестник Россий-: ского Экономического университета им. Г. В. Плеханова. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ j им. Г. В. Плеханова». 2019. № 3 (105). С. 215-221.
: 5. Пыхов С. И., Позднякова Ж. С. Управление качеством: учебное пособие. Челябинск:
• ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2021. 181 с. URL: https:// : www.inueco.ru/rio/2021/978-5-6044299-9-0.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
• 6. International Labour Organization. Lean Manufacturing Techniques/ 2017. 150 с. URL: : https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---africa/---ro-abidjan/---sro-cairo/documents/ : publication/wcms_621950.pdf (дата обращения 05.04.2022).
• 7. Ахметшин Т. Ф. Сертификация авиационной техники // Вестник Уфимского : государственного авиационного технического университета. 2014. Т. 18. № 2 (63). Í С.10-18.
: 8. Хабибулин М. Риск-менеджмент // Management. 2015. Вып. № 1 (33). С. 4-12. URL: : https://iso-management.com/wp-content/uploads/2015/09/5-Risk-menedzhment1.pdf
• (дата обращения: 01.04.2022).
: 9. Сподах Г. Г. Систематизация методов идентификации, анализа и оценки рисков // : Вестник Астраханского Государственного технического университета университет
• Серия: Экономика. Астрахань: Астраханский государственный технический, 2021. : Т. 2. С. 31-37.
: 10. СТО АМДЛ.100.053 «Анализ и управление рисками» / ООО «НПЦ «Авиасистемы». 2020. 38 с.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 25.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 25.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.