Научная статья на тему 'Identification as an individual attribute and the condition for its “embeddedness” in society'

Identification as an individual attribute and the condition for its “embeddedness” in society Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / СТЕРЕОТИПЫ / ОБЩЕСТВО / IDENTIFICATION / INDIVIDUAL / SOCIAL LIFE / SOCIAL CHOICE / VALUES / GLOBALIZATION / GLOCALIZATION / STEREOTYPES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипов Айрат Янсурович, Зарипов Нияз Айратович

Идентификация личности сложная научная проблема, занимающая значительное место в исследованиях последних десятилетий во многих научных дисциплинах. Ее изучение необходимо, поскольку это важное и необходимое условие социализации и обобществления индивида. В статье рассматриваются научный и обыденный аспекты идентификации. Если говорить об обыденной стороне идентификации, то необходимо отметить, что в повседневности индивид обходится лишь немногими ее формами, которые являются для него базовыми. К ним можно отнести половые, расовые, гендерные, географические и иные формы, которые не требуют постоянного пересмотра. Они объективны, являются наиболее устойчивыми и способствуют психологическому комфорту его бытия. Обыденность создает необходимые условия социализации, которые индивиды легко усваивают и в дальнейшем они становятся базой для формирования уже более сложных форм идентичностей, связанных с их социальными статусами и ролями. Наряду с личностной идентификацией в некоторых странах возникает проблема государственной идентичности. Это наиболее ярко проявляется в восточных странах СНГ, представляющих среднеазиатский регион. В них до сих пор переживается распад СССР, поскольку вектор ориентации был потерян, а новый не обретен. Российская Федерация не ассоциируется с былым союзом, проникновение либеральных ценностей и идей тоже оказало свое влияние на эти традиционные общества. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования представителей общественных наук как в самих этих государствах, так и их коллег в России. Это еще раз подтверждает тезис о том, что идентификация проблема и она имеет разные грани и затрагивает и личность, и общество, и государство. На основе анализа многочисленных форм идентичностей предпринята попытка их классификации. Выделены объективные и субъективные факторы идентификации, которые помогают индивидам безболезненно «встраиваться» в социум. Но в целом утверждается, что идентификация это атрибут, социальная и духовная характеристика личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зарипов Айрат Янсурович, Зарипов Нияз Айратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Identification as an individual attribute and the condition for its “embeddedness” in society»

ФИЛОСОФИЯ. ПРАВО

.'V- ¿si?. лг?. л?*, ¿ft. .'Ti. ;<ti. j-'V- .4«. ¿sj«. ¿sj^ ¿»54 ■»!«. ¿sj^ trt«. ¿y. ¿sj^ av. ¿s^ ¿sj^ »v«. ^

АЛ. Зарипов, H.A. Зарипов УДК 304.2

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК АТРИБУТ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЕ ЕЕ «ВСТРОЕННОСТИ» В СОЦИУМ

Аннотация

Идентификация личности - сложная научная проблема, занимающая значительное место в исследованиях последних десятилетий во многих научных дисциплинах. Ее изучение необходимо, поскольку это важное и необходимое условие социализации и обобществления индивида. В статье рассматриваются научный и обыденный аспекты идентификации.

Если говорить об обыденной стороне идентификации, то необходимо отметить, что в повседневности индивид обходится лишь немногими ее формами, которые являются для него базовыми. К ним можно отнести половые, расовые, тендерные, географические и иные формы, которые не требуют постоянного пересмотра. Они объективны, являются наиболее устойчивыми и способствуют психологическому комфорту его бытия. Обыденность создает необходимые условия социализации, которые индивиды легко усваивают и в дальнейшем они становятся базой для формирования уже более сложных форм идентичностей, связанных с их социальными статусами и ролями.

Наряду с личностной идентификацией в некоторых странах возникает проблема государственной идентичности. Это наиболее ярко проявляется в восточных странах СНГ, представляющих среднеазиатский регион. В них до сих пор переживается распад СССР, поскольку вектор ориентации был потерян, а новый не обретен. Российская Федерация не ассоциируется с былым союзом, проникновение либеральных ценностей и идей тоже оказало свое влияние на эти традиционные общества. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования представителей общественных наук как в самих этих государствах, так и их коллег в России. Это еще раз подтверждает тезис о том, что идентификация - проблема и она имеет разные грани и затрагивает и личность, и общество, и государство.

На основе анализа многочисленных форм идентичностей предпринята попытка их классификации. Выделены объективные и субъективные факторы идентификации, которые помогают индивидам безболезненно «встраиваться» в социум. Но в целом утверждается, что идентификация - это атрибут, социальная и духовная характеристика личности.

Ключевые слова: идентификация, личность, социальное бытие, социальный выбор, ценности, глобализация, глокализация, стереотипы, общество

Ayrat Ya. Zaripov, Niyaz A. Zaripov

IDENTIFICATION AS AN INDIVIDUAL ATTRIBUTE AND THE CONDITION FOR ITS "EMBEDDEDNESS" IN SOCIETY

Зарипов Айрат Янсурович, доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук Уфимского государственного авиационного техническогоуниверситета (Уфа), e-mail:philosugatu@mail.ru

Зарипов Нияз Айратович, аспирант кафедры общественных наук Уфимского государственного авиационного техническогоуниверситета (Уфа), e-mail:philosugatu@mail.ru

Ayrat Ya. Zaripov, Dr. Sc. (Philosophy), Professor of the Department of Social Sciences, Ufa State TechnicalAviation University (Ufa), e-mail:philosugatu@mail.ru

Niyaz A. Zaripov, Post-Graduate Student, Department of Social Sciences, Ufa State Technical Aviation University (Ufa), e-mail:philosugatu@mail.ru

© Зарипов А.Я., Зарипов H.A., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/2 (76)

Abstract

Personal identification is a complicated scientific problem that occupies an important place in research of many scientific disciplines during last decades. The study of personal identification is necessary because of its importance for individual's socialization. This article deals with the scientific and everyday aspects ofidentification.

Ifwe talk about the common side ofidentification, it should be noted that in everyday life the individual manages only a few forms of identities that are basic for him. These include racial, sexual, gender, geographic, and other forms that are relevant to his daily life and do not require constant revision. They are objective, stable and contribute to the psychological comfort of his existence. The routine creates the necessary conditions for socialization that individuals learn easily. These conditions become the basis for the formation of more complicated forms of identities associated with their social statuses and roles.

Along with personal identification in some countries, the problem of state identity arises. This is most clearly manifested in the eastern CIS countries, representing the Central Asian region. They still experience the disintegration of the USSR, because the orientation vector has been lost, and the new one has not been found. Russia is not associated with the former union. Penetration of liberal values and ideas also had an impact on these traditional societies. This is evidenced by numerous studies by representatives of social sciences both in these states themselves and their Russian colleagues. This once again confirms the point that identification is a problem and it has different facets and affects both the individual, society and state.

An attempt of its classification is based on the analysis of multiple forms of identities. Objective and subjective factors of identification that help individuals be adapted in society painlessly are distinguished. But generally it states that the identification is an attribute, social and spiritual feature ofthe person.

Key words: identification, individual, social life, social choice, values, globalization, glocalization, stereotypes, society

В современных обществах, где грани между социальными группами лабильны и высока мобильность населения, идентификация личности приобретает особую актуальность. Её актуализации способствуют глобализация, глокализация, темпы социального развития, изменения в социальной структуре, политические процессы и т.д. Сам процесс идентификации и ее индикаторы (ориентиры) привлекают все большее внимание исследователей, поскольку идет «борьба» противоречивых тенденций - модернизма (постмодернизма) и традиционализма. Это особенно характерно для нашего общества.

Процесс идентификации личности носит атрибутивный характер, т.к. выражает ее социальную и духовную сущность и она не может существовать вне границ определенной группы и вне со-цикультурного контекста. Личность должна солидаризоваться с определенной группой, общностью, коллективом, разделив их основные установки, традиции и обычаи, ценности. Такой выбор дает ей возможность реализовать собственные потенции, поскольку, становясь членом референтной группы, она уже располагает определенными преимуществами и может, не затрачивая дополнительно физических, моральных, духовных, материальных сил, пользоваться ее достижениями, привилегиями, статусом. Идентификация - это естественная, необходимая и перманентная процедура «встраивания» личности в социум, обязательная составляющая ее становления и развития.

Но в данном процессе на ориентацию личности в том или ином направлении влияют не только объективные факторы, но и ее субъективно-психологические и физиологические особенности.

Процесс «встраивания» и адаптации личности в социум сложен и практически охватывает весь период ее жизнедеятельности [2, с. 20]. И на каждом этапе данного процесса личность испытывает «давление» определенных социальных групп, членом которых она вольно или невольно является и должна соответствовать их требованиям. Следование требованиям социальной группы предопределяет ее поведение в социуме, влияет на социальный статус, мышление. В целом, выбор личностью маркеров идентичности, ее ориентация на определенные группы - это естественное и необходимое условие ее «встраивания» и бытия в обществе.

Проблема идентификации - один из главных научных дискурсов последних десятилетий современности, особенно ее этнический аспект. Глобализационные процессы современности, охватившие все континенты и страны, породили новый спрос на идентификацию. «Единая Европа», «Запад», «Восток», цивилизационные разломы по вероисповеданию, государственному устройству, ценностным ориентирам и т.д. настолько запутали ситуацию с идентичностью в международном социальном пространстве, что привело к появлению ее прототипа - гло-кализации.

10

А.Я. Зарипов, Н.А. Зарипов

Глокализация - это «сопротивление» унифи-кационным процессам, выражающееся в попытке противостояния и сохранения собственной уникальности, традиций, самобытности, языков, культур. Противостояние двух тенденций современного общественного развития актуализирует процесс идентификации личности и обуславливает классификацию данного феномена.

В повседневной жизни проблемы идентификации для личности не существует и она не оказывает существенного влияния на ее поведение и жизнедеятельность. В процессе интериориза-ции личность уже приобрела устойчивые, необходимые, жизнеобеспечивающие виды идентичности (физиологические, тендерные, социальные, профессиональные и др.), которые обеспечивают ей необходимый комфорт для своего существования. С другой стороны, обыденность не слишком располагает к размышлению о своей идентичности в той или иной ситуации и поиску своего статуса в общественной иерархии. Каждая личность в данный момент проживает или «играет» ту роль, к которой она привыкла в соответствии с условиями своего бытия и поведения. Другими словами, обыденность идентификации заключается в ее автоматизме, бессознательности, привычности. Активизация идентичности связана со стрессовыми ситуациями, когда личность испытывает определенное эмоциональное давление на свою психологию.

Необходимо подчеркнуть, что для личности важны не все виды идентичности, а только те, которые востребованы ею в данный момент. Без наводящих вопросов личности порой трудно соотнести себя с определенной социальной группой, поскольку в настоящее время ее влияние может быть не существенно, маркеры идентичности не приоритетны, а роль в жизнедеятельности личности равна нулю. Это говорит о том, что в обыденной жизни проблема идентичности решается проще, чем в научных исследованиях, прогнозах, гипотезах, теориях. Она конвергентна ситуации, хотя не абсолютна с ней.

Научный подход намного усложняет данную проблему. В исследованиях идентификацию абсолютизируют, хотя она может быть совершенно спонтанной, неосознанной, рефлекторной, вымышленной, скопированной. Идентификация личности - объективная необходимость ее со-бытия, со-причастности, со-участия с общественными процессами и явлениями, поскольку в них и через них она объективирует себя и становится

их творцом и участником. Нет такой системы, которая бы существовала в отрыве от ее составляющих. В исследовательской среде давно ведутся споры о главенствующей роли биологических, социальных или духовных начал в человеке. Несомненно, все они важны, но вне взаимосвязи они бессмысленны. Человек - существо многофакторное, сложное, сплетение биологических, социальных и духовных составляющих. Это и осложняет его понимание и интерпретацию. Философская антропология, предложенная в рамках неопозитивизма, не смогла создать единой концепции человека, поскольку это пока невозможно.

Идентификация личности - это проблема из той же категории. Она глобальна, индикаторов множество, на факторы влияет ситуация, выбор субъективен, результат не предсказуем. Но все же попытаемся выделить некие поля идентификации личности, которые, как нам представляются, более или менее фиксируемы.

На процесс идентификации личности с момента начала ее социализации начинают влиять поведенческие установки в соответствии с биологической структурой организма. Их условно можно назвать «объективными», поскольку они в своем большинстве не являются выбором индивида, а наследуемы по природе и транслируются следующему поколению на генном уровне. Это устойчивая совокупность био-, психо-, генной информации, которая в дальнейшем может оказать существенное влияние на поведение личности на витально-ментальном уровне.

Объективные факторы устойчивы, фиксируемы (раса, пол и т.д.), поэтому выступают как визуальные факторы идентификации на начальных этапах жизни личности. Но в процессе социализации некоторые особенности врожденных характеристик под воздействием внешней среды могут корректироваться и коррелировать с той ситуацией, которая создается вокруг личности.

В противовес этому менее устойчивыми источниками идентичности могут вступить приобретенные личностью социальные характеристики (этническая, территориальная, профессиональная, политическая, религиозная, маргинальная и др.). Они могут трансформироваться в соответствии с окружающей социальной средой, ситуацией, поскольку личности свойственно подстраиваться под них. Подчеркнем, что эти виды идентичности относительны, но они необходимы и объективированы той реальной ситуацией, в которой личность пребывает и существует [4].

Представители постмодернизма отмечают, что индивид играет множество ролей в ходе своей жизнедеятельности. 3. Бауман считает, что даже в разных фрагментах своей жизни каждый индивид надевает разные маски, отражающие его в разных ипостасях [1, с. 226]. С научной точки зрения возможно это и так, но в обыденной жизни ни один индивид не отдает себе отчета, кем он является в данный момент. Он просто продолжает ощущать себя самим собой, безотносительно к моменту его «лицедейства». Идентичность -это всегда выбор между реальностью и мнимостью, действительностью и возможностями, фантазиями и проблемами самореализации.

Сам процесс идентификации в первоначальной его стадии происходит бессознательно, поскольку личности «навязывают» идентичность в виде принадлежности к определенному полу, возрасту, социальности, территориальной принадлежности, религиозным представлениям, культурно-духовным ценностям. Она может осуществляться через разные каналы - вербальные и не вербальные, визуальные и аудиальные, при непосредственном участии родителей, бабушек и дедушек, родственников, друзей и т.д. Личность оказывается в «плену» социальных стереотипов. Но именно эти стереотипы и выступают как необходимое условие социализации и идентификации, поскольку помогают ей стать полноправным членом социума. Благодаря им она может ощущать себя как самостоятельная единица общества, связанная с определенными ценностями той или иной группы.

Дальнейшая социализация (и идентификация) личности протекает как сознательный выбор, несмотря на то, что окружающая среда продолжает оказывать на неё «давление», предлагая ту или иную форму самоопределения. Личность «самостоятельна» в рамках тех условий и той среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность. Окружающая социальная, психологическая, политическая, экономическая, духовная среда, так или иначе, оказывает воздействие на выбор «маячков» идентичности. Но социальная идентификация - это не только подчинение обстоятельствам, но и проявление воли. Она основана на рациональности, которая выражается в прагматизме, целесообразности, конъюнктурности. Но даже такой тип идентификации в действительности оказывается тоже «навязанным», поскольку связан с семьей, родственниками, общественным мнением, соответствием общепринятой морали, устоям общества.

Может сложиться мнение, что идентичность личности в современных условиях кардинально изменилась. Но, по своей сути, она сохранила те же основы, что и в прошлом. Для государств с традиционными ценностями - это семья, коллективизм, территория, преданность традициям и обрядам, патриархальное сознание, а для либеральных - персонификация лично сти, индивидуализм, свобода выбора, проявление собственного «я», отсутствие временных понятий «вчера» и «завтра», признание только «сегодня, сейчас, здесь».

Огромную роль в процессе социальной идентификации в традиционных обществах играет территория, с которой личность связывает её собственная история и история её предков. С нашей точки зрения, данный тип идентификации связан с сохранением аграрного архетипа населения данных обществ, когда земля выступала главным мерилом стабильности, укорененности и «бытия» индивида в миру. Миграция внутри страны представлялась практически невозможной, поскольку потеря земли приравнивалась к потери идентичности. В нашей стране такие явления, как крепостное право, сталинские законы о закреплении крестьян на постоянном месте жительства в сельской местности, отсутствие у них паспортов создали устойчивое у населения мнение, что «где родился - там и пригодился».

Нет сомнения в том, что традиционализм архаичен во всех своих проявлениях. Но он в нашей стране сознательно противопоставляется модернизму, поскольку коллективное начало и коллективная ответственность позволяют приобщить к тому или иному акту все население, безотносительно к мнению отдельно взятой личности. В модернизированных государствах практически происходит то же самое, но есть грандиозное отличие - все это основано на свободе выбора личности, без принуждения.

В свете изменений глобального характера в экономической, социальной и духовной сфере, формы идентичностей тоже приобрели способность к трансформации [3, с. 6]. Традиционные общества, вовлеченные в общецивилизационный процесс, постепенно смягчают условия бытия личности, предоставляя ей больше выбора. Меньше становится граней запретов в политических, религиозных, духовных выборах. Личности представляется (пусть и иллюзорная) возможность выбора, а элементы либерализма, проникающие в общественное сознание, дают возможность большей реализации ее потенций.

12

А.Я. Зарипов, H.A. Зарипов

Идентичность личности - постоянный процесс, связанный с изменениями социальных, политических, духовных условий бытия общества. Для нее она представлена в различных социальных ролях, статусах, смыслах, положениях. Она перманентна, как перманента сама жизнь, но ее основные факторы всегда фиксируемы, хотя и не предсказуемы.

С другой стороны, идентификация для личности - необходимость, поскольку только через эту процедуру она становится реальным участником социальных процессов [5, с. 411]; она позволяет ей проявлять свою социальность, фиксировать в ее активности целеполагание, реали-зовывать собственную сущность и потенции, заложенные природой.

Процесс идентификации неотделим от социализации личности. Социализация является необходимой ступенью идентификации. А сам процесс идентификации есть персонификация личности в социальном пространстве.

В целом, идентификация - это важный атрибут личности, такой же, как способность к абстрактному мышлению, обладанию второй сигнальной системой - речью, поскольку, не осознав себя самостоятельным актором социального действия, не отождествив с определенной группой, общностью, коллективом, она не способна к самореализации. Это возможность реализации тех задатков, которые заложены в ней природой в условиях, созданных и предложенных социумом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман 3. Индивидуализированное общество / пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Зайлалов И.И., Зарипов А.Я. Духовная культура этноса и этничность: аксиологическая интерпретация идентичности субъекта // Проблемы востоковедения. № 3 (69). 2015. С. 18-21.

3. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Особенности этнического сознания современного общества. Saarbrücken: Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 256 c.

4. Хас Керим. Основные проблемы самоидентификации государств Центральной Азии в контексте дилеммы Восток-Запад (на примере Республики Казахстан) // Армия и общество. 2014. №3 (40). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-samoiden-tifikatsii-gosudarstv-tsentralnoy-azii-v-kontekste-dilem-

my-vostok-zapad-na-primere-respubliki-kazahstan (дата обращения: 18.05.2017).

5. Хидиятов Н.Б. Проблема субъектности и идентичности человека в современных условиях // Личность и общество в современном социально-философском дискурсе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, УрФУ, 23 января 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 411-416.

REFERENCES

1. Bauman, Z. Individualizirovannoye obshchestvo [The Individualized Society]. Translation from English by V. Inozemtsev. Moscow: Logos press, 2002. 390 p. (in Russ.).

2. Zaylalov, I.I., Zaripov, A.Ya. Dukhovnaya kul'tura etnosa i etnichnost': aksiologicheskaya interpretatsiya identichnosti subyekta [Spiritual Culture of Ethnic Groups and Ethnicity: Axiological Interpretation of the Identity of the Subject]. Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies Journal. No 3 (69). 2015. P. 18-21 (in Russ.).

3. Zaripov, A.Ya., Fayzullin, F.S. Osobennosti et-nicheskogo soznaniya sovremennogo obshchestva [Features of Ethnic Consciousness of Modern Society]. Saarbrücken. Publishing house: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 256 p. (in Russ.).

4. Khas Kerim. Osnovnyye problemy samoidentifi-katsii gosudarstv Tsentral'noy Azii v kontekste dilemmy Vostok-Zapad (na primere Respubliki Kazakhstan) [The Main Problems of Self-Identity of Central Asian States in the Context of the East-West Dilemma (The Republic of Kazakhstan as an Example)]. Armiya i obshchestvo -The Army and Society. 2014. No 3 (40). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-samoiden-tifikatsii-gosudarstv-tsentralnoy-azii-v-kontekste-dilem-my-vostok-zapad-na-primere-respubliki-kazahstan (Accessed May 18, 2017).

5. Khidiyatov, N.B. Problema subyektnosti i identichnosti cheloveka v sovremennykh usloviyakh [The Problem of Subjectivity and Identity of a Person under Modern Conditions]. In: Lichnost' i obshchestvo v sovre-mennom sotsial'no-filosofskom diskurse: materialy Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiem (Ekaterinburg, UrFU, 23 yan-varya 2016 g.) [The Individual and Society in the Modern Social and Philosophical Discourse: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with an International Participation (Yekaterinburg, Ural Federal University, January 23, 2016)]. Yekaterinburg: Ural Federal University press, 2016. P. 411-416. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.