Научная статья на тему 'Духовная культура этноса и этничность: аксиологическая интерпретация идентичности субъекта'

Духовная культура этноса и этничность: аксиологическая интерпретация идентичности субъекта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1426
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ЭТНОС / ETHNICITY / ЭТНИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC AND SOCIAL IDENTITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайлалов Ильдус Исламович, Зарипов Айрат Янсурович

Проблема идентичности в большей степени связана с усвоением духовной культуры личностью. Первоисточником идентичности выступает духовная культура, поскольку в ней заложены основные коды, информация об общности. Одновременно она является и той ценностью, к обретению которой стремится каждый индивид. Не приобщившись к духовным истокам общности (язык, история, традиции, обычаи), индивиду сложно идентифицировать с ней себя. Духовная культура связывает индивида с его этническим началом. И вместе с тем, каждый индивид всегда будет рассматривать ее сквозь призму социальных процессов, определяя его значимость и вписываемость в меняющуюся действительность. Но, тем не менее, духовная культура всегда будет ценностно-ориентированной и носить социальный характер. При этом ценностные доминанты представляют собой идеальный план развития духовной культуры, а этнические константы являются границей адаптационно-защитного поля индивида в различных социальных группах. Несмотря на то, что этническая культура в условиях современных трендов малооригинальна, для ее носителей она мыслится как явление специфическое, уникальное и оригинальное. Но все же, для социальных групп она важна, поскольку несет существенную информацию и позволяет произвести определенную дифференциацию между ними. Духовная культура общностей, благодаря присутствию в ней элементов архаизма, традиционализма, аппелирует к архетипам идентификации, закодированных в сознании индивидов и оказывает существенное влияние на формирование не только этнической, но и социальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual culture of ethnic groups and etnicity:axiological interpretation of the identity of the subject

The problem of identity is more concerned with the assimilation by of the spiritual culture. Spiritual culture is a primary source of identity, as it laid the basic codes, information about the community. At the same time it is also the value which each individual tends to attainment. Do not attach to the spiritual roots of community (language, history, traditions, customs), the individual is difficult to identify with it. Spiritual culture binds the individual to his ethnic principle. At the same time, each individual will always be viewed through the prism of its social processes, identifying its importance and of inscribed to me really. Nevertheless, spiritual culture will always tsenostno oriented and carry social. At the same time the dominant values are a perfect plan for the development of spiritual culture and ethnic constants are adaptive-border protection of the individual in the field of various social groups. Despite the fact that ethnic culture in contemporary trends malooriginalna, but for its carriers, it is thought of as a phenomenon peculiar, unique and original. Yet, for the social groups it is important because it carries important information and allows you to make some differentiation between them. Spiritual culture of communities, thanks to the presence in it of elements of archaism, traditionalism, appeals to the archetypes of identification encoded in the minds of individuals and has a significant influence on the formation of not only ethnic, but also social identities.

Текст научной работы на тему «Духовная культура этноса и этничность: аксиологическая интерпретация идентичности субъекта»

И.И. Зайлалов, А.Я. Зарипов

УДК 124.5

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА И ЭТНИЧНОСТЬ: АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТА

Аннотация

Проблема идентичности в большей степени связана с усвоением духовной культуры личностью. Первоисточником идентичности выступает духовная культура, она является и той ценностью, к обретению которой стремится каждый индивид. Духовная культура связывает индивида с его этническим началом, она всегда будет ценностно-ориентированной и носить социальный характер. При этом ценностные доминанты представляют собой идеальный план развития духовной культуры, а этнические константы являются границей адаптационно-защитного поля индивида в различных социальных группах.

Несмотря на то, что этническая культура в условиях современных трендов малооригинальна, для ее носителей она мыслится как явление специфическое, уникальное и оригинальное. Но все же, для социальных групп она важна, поскольку несет существенную информацию и позволяет произвести определенную дифференциацию между ними. Духовная культура общностей, благодаря присутствию в ней элементов архаизма, традиционализма, апеллирует к архетипам идентификации, закодированным в сознании индивидов, и оказывает существенное влияние на формирование не только этнической, но и социальной идентичности.

И.И.Зайлалов

А.Я. Зарипов

Ключевые слова: духовная культура, этнос, этническая и социальная идентичность, ценности, стереотипы, поведение, самосознаие.

Ildus I.Zaylalov, Ayrat Ya.Zaripov

SPIRITUAL CULTURE OF THE ETHNIC GROUP AND ETHNICITY: AXIOLOGICAL INTERPRETATION OF THE IDENTITY OF THE SUBGECT

Abstract

The problem of identity is more concerned with the personality's assimilation of the spiritual culture. Spiritual culture is a primary source of identity. At the same time it is the value which each individual is trying to find. Spiritual culture binds the individual to his ethnic principle, spiritual culture will always be value-oriented and will always be social. At the same time the dominant values are a perfect plan for the development of spiritual culture and ethnic constants are a kind of adaptive and protective shield of the individual in various social groups.

Despite the fact that ethnic culture is not very original in contemporary trends, it is thought of as а very specific, unique and original phenomenon for its carriers. But it is important for social groups because it carries important information and

Зайлалов Ильдус Исламович, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Уфимского государственного нефтяного техническго университета, Октябрьский филиал, e-mail: ildus.61@mail.ru

Зарипов Айрат Янсурович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: philosugatu@mail.ru

Ildus I. Zaylalow, Cand. Sc. (Philosophy), Associate professor of Humanitarian and socio-economic Sciences of the Ufa State Petroleum Technical University, e-mail: ildus.61@mail.ru

Ayrat Ya. Zaripov, Dr. Sc. (Philosophy), professor of Chair for Philosophy of the Ufa State Aviation Technical University, e-mail: philosugatu@mail.ru

© Зайлалов И.И., Зарипов А.Я., 2015

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/3 (69)

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА И ЭТНИЧНОСТЬ

19

allows making some differentiation between them. Because of its archaic elements, spiritual culture of communities appeals to the archetypes of identification encoded in the minds of individuals and has a significant influence on the formation of not only ethnic, but also social identities.

Key words: spiritual culture, ethnicity, ethnic and social identity, values, stereotypes, behavior, self-consciousness.

На сегодняшний день, духовная культура народов остается почти единственным источником, позволяющим индивидам обрести некий покой, спокойствие в постоянно меняющемся, трансформирующемся мире. Но и она подвержена трансформациям, хотя и не таким глубоким, ибо потеряла бы свою значимость для общностей. Всеобъемлющие процессы глобализации затронули и духовную культуру народов, но они же и реанимировали проблему идентичности народов, т.е. этнического первоначала в полиэтническом обществе.

Формируясь на протяжении многих веков, духовная культура народов выполняла, по крайней мере, две важнейшие социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Следовательно, духовную культуру общности можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, помогающее осваивать окружающий мир и этнические ценности общности, выработанные предшествующими поколениями, производить и развивать новые этнические ценности в пространстве национальных культур.

Этнические ценности, воплощенные в национальных культурах народов, на современном этапе развития социума, нуждаются в поисках новых средств коммуникаций. Такая необходимость обусловлена тем, что ценности локального уровня, должны коррелировать с межнациональными, общечеловеческими. В процессе социализации и этнизации индивида, духовная культура должна нести прежде всего общечеловеческие ценности и только потом обращать внимание на специфику ее уникальных этнических черт. В процессе социализации, индивид адаптирует этническое поле культуры к современным общественным процессам, что позволяет ему безконфликтно взаимодействовать с другими культурными формами.

В процессе этнической идентификации роль духовной культуры неоднозначна и противоречива, поскольку она потенциально может вызвать у индивида ограниченное восприятие ценностей (только собственно этнических). Такая выбороч-ность может привести к негативному отношению ценностей окружающих общностей и нарушить

основы целостности и устойчивости многонациональной культуры социума. Этноцентрическая установка духовной культуры может быть связана, в первую очередь, с различием этнического воспитания и ценностных ориентаций членов поликультурного общества.

Существование поликультурности в обществе - это объективный процесс, связанный с социально-исторической, духовной, географической, экологической обусловленностью общностей, а также - с деятельностью человека по созданию и приданию значений и смыслов определенным явлениям действительности. Создавая символические коды действительности, выделяя в них новые смыслы, индивиды одновременно создавали и новые формы идентичности. Последняя, воздействуя на их внутренний мир, мировоззрение, вынуждала их осознавать себя как субъект новой реальности. Таким образом, духовная культура, выступая как результат специфической человеческой деятельности, стала выполнять важную социальную функцию - ориентация в окружающей среде как инструмент освоения социума и средство идентификации.

В границах социума, духовная культура общностей не ограничивается только персональным воздействием на отдельно взятого индивида, а охватывает всех членов референтной группы. Такая особенность этнической культуры обусловлена существованием этнических стереотипов [1], которые воспроизводятся новыми поколениями общностей и оказывают стабилизирующее воздействие на всю ее духовную культуру.

В настоящее время актуальность изучения роли этнических стереотипов в духовной культуре диктуется все большим их давлением и противостоянием различным «нововведениям» в социальной, культурной, духовной и политической сферах. При этом особое внимание следует уделять этническим стереотипам поведения, так как они наиболее ярко выражают ценности личности и являются наиболее консервативными элементами в жизни множества социальных групп. Этнические стереотипы не только отражают принадлежность субъекта к этносу, но также с их помощью происходит концентрация истории этнического самосознания, а значит, они

20

И.И. Зайлалов, А.Я. Зарипов

отражают и всю гамму интересов самого этноса как культурной целостности. Поэтому, на наш взгляд, попытка идентифицировать этничность только с его главным компонентом (оппозиция «мы-они») сегодня менее актуальна в полиэт-ничных государствах, чем проявление стереоти-пизированного опыта общностей. И не случайно отмечено исследователями, что на современном этапе развития общества начинают преобладать другие «... типы человеческих общностей, вырабатывающих собственную идентичность» [2, с. 34].

Очевидно, что множество формальных и неформальных социальных страт объективно причисляют любого индивида к своей группе, вне зависимости от его этнической принадлежности. «Наслоение реальных социальных групп друг на друга в течение длительного времени формирует некое статистическое множество людей с совпадением идентичностей (россияне, африканцы, мусульмане, англоязычные), хотя остаются многочисленные индивиды с несовпадающей по двум (или более) признакам идентичностью (россияне, но мусульмане; китаец, но крещенный)» [3]. Рассматривая такое наслоение иден-тичностей, можно предположить существование некой новой формы духовной культуры, возникшей параллельно этнической и являющейся объединяющим элементом социума на уровне обыденного сознания.

Этническая форма идентичности не предполагает выделения некоей универсальной духовной культуры, поскольку ценности этнических общностей различны и для представителей разных этносов отдельные ее элементы никогда не будут равнозначны со своими. Духовная культура общности, оказывая влияние на формирование этнической идентичности, помогает индивиду ориентироваться на соответствующую комплементарную группу. В ней он может удовлетворить свои духовные потребности и реализовать идентичность примордиальную (этническую).

С нашей точки зрения, компоненты этнической духовной культуры позволяют только отслеживать особенности приобщения индивидов к этнической идентичности, но не помогают ему до конца самореализоваться в социальных группах. Можно отметить, что пример центральных регионов России является достаточно показательным в этом отношении.

Для индивидов в данных регионах, элементы духовной культуры имеют весьма опосредованное отношение к их этнической идентичности.

Отношение к духовной культуре домицилированных представителей этнических общностей выражается, в основном, в абстрагированной идентичности с определенной общностью в поликультурной реальности, не связанной с их участием или созданием новых этнических ценностей. В поликультурной среде они становятся соучастниками создания и воспроизводства духовной культуры доминирующих общностей, а свою культуру воспроизводят фрагментарно или по мере необходимости. «Ценностный характер восприятия духовной культуры субъектом означает, что данный процесс осуществляется посредством осмысления опыта предшествующих поколений и его трансформации в соответствии с меняющимися социальными условиями» [4]. Но поскольку в регионах доминирует определенная духовная культура общности, то это предполагает существование локальной духовной культуры, воспроизводимой самим индивидом. Он выступает в качестве основного носителя данного феномена и формирует собственную этническую идентичность посредством ее ценностного восприятия. Вышесказанное обуславливает «рассмотрение культурных оснований этнической идентичности (традиции, обычаи, обряды, ритуалы) сквозь призму аксиологического подхода», позволяющего ориентироваться индивиду в бесчисленных свойствах духовной культуры через понятия «ценности» [4]. Индивид возводит в ранг ценностей те или иные события, традиции, которые прошли через опыт его индивидуальной и социальной жизни. Следовательно, именно такие ценности и становятся определяющими в его духовной культуре, в его внутреннем мире. Таким образом, богатство духовной культуры становится одним из элементов ценностей при рассмотрении этнической идентичности.

В регионах России аксиологическое понимание духовной культуры традиционно, поскольку общее поликультурное пространство тесно связано с традиционными ценностями этносов, проживающих на данных территориях. В связи с этим поликультурная реальность в регионах -это отношения к ценностям, где «общее» может рассматриваться со стороны этнической идентичности как особенное и индивидуальное. Как естественная и самоочевидная, духовная культура характеризует любое отношение индивида к окружающей действительности, дает ему возможность измерять меркой собственного существования, как общественную жизнь, так

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА И ЭТНИЧНОСТЬ

21

и общекультурные ценности. Являясь идеальным образованием, духовная культура на современном этапе придает целостность и понимание этнической идентичности, оказывает на нее интегрирующее воздействие, т.е. духовная культура начинает доминировать среди других признаков этнической идентичности [4]. Следовательно, выработанный в процессе исторического развития синтез духовных ценностей формирует новый образ этнических символов. Этот синтез обеспечивает ощущение сопричастности к общим ценностям бытия. Ценности, находящие отражение в духовной культуре, становятся источником новых этнических символов, которые упорядочивают их повседневную жизнь.

Рассмотрение духовной культуры как ценностного механизма регуляции этнической деятельности индивида предполагает ее социальный способ самоопределения и адаптации в новых условиях бытия. Но, будучи надстроечным образованием, духовная культура и ее система ценностей должна соответствовать глубинным, этническим началам в жизни индивида. Но в современных условиях этническая специфика все тяжелее вписывается в современные процессы. Н.В. Исакова справедливо отмечает, что именно в рамках нахождения оптимального соотношения этнического и социокультурного начала «может воспитываться универсальный человек, когда каждому индивидууму сообщаются программа, способ (модель) поведения. Это и составляет, в конечном счете, цель, функциональное назначение культуры конкретного (этнического) общества» [5, с. 19]. Поэтому наряду с рассматриваемой нами ценностной роли духовной культуры в существовании этнической идентичности важное значение имеет и обратный процесс - влияние границ этнической идентичности на духовную культуру индивида. При этом этническая идентичность не есть лишь элемент ценностного восприятия внешней границы духовной культуры, а является в большей мере и внутренним детерминантом этнической культуры.

Духовная культура народов надличностна, но при этом она всегда этнически ориентирована. Источником духовной культуры выступают отдельные личности, но она оказывает колоссальное влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Несмотря, казалось

бы, на тотальное наступление массовой культуры, духовность и значимость этнической культуры для индивидов не теряет своей ценности и актуальности. В этом заключается аксиологическая детерминированность духовной культуры народов, как в процессе идентификации индивида, так и общего феномена консолидации общностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарипов А.Я. Этнос как субъект социально-политического и культурного развития (современный аспект): автореф. дис. ... д. филос. наук. - Уфа, 2004. - 37 с.

2. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994. - № 6 - с. 34-49.

3. Филиппов В.Р. Этничность и власть в столичном мегаполисе. - М.: Институт Африки РАН, 2009. -240 с.

4. Попова С.В. Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2005. - 21 с.

5. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. - Новосибирск, 1989. - 289 c.

REFERENCES

1. Zaripov A.Ya. Etnos kak sub'ekt sotsialno-politicheskogo i kulturnogo razvitia (sovremennyi aspekt): avtoref. dis...dc. philos. nauk [Ethnicity as a subject of socio-political and cultural development (modern aspect)]. Ufa, 2004. 37 p. (In Russ.)

2. Cheshko S.V. Chelovek i etnichnost [Man and ethnicity]. Moscow, Nauka publ., 1994. Pp. 35- 49 (In Russ.).

3. Fillipov V.R. Etnichnost i vlast v stolichnom megapolise [Ethnicity and power in the capital city]. M ., Institute of African Studies, 2009. 240 p. (In Russ.)

4. Popova S.V. Philosovsko-kulturologicheskie aspekty analiza etnicheskoy identichnosti: avtoref. dis. ... kand. philos.nauk [Philosophy and cultural aspects of the analysis of ethnic identity]. Stavropol, 2005. 21 p. (In Russ.)

5. Isakova N.V. Kultura narodov Severa: philosovski-sotsiologicheskiy analiz [Culture of the North: the philosophical and sociological analysis]. Novosibirsk, 1989. 289 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.