Научная статья на тему 'Идентичность — современные перспективы'

Идентичность — современные перспективы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
950
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДРУГОЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПОСТМОДЕРН / ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ / ИНДИВИДУАЦИЯ / ПРАВО НА ИДЕНТИЧНОСТЬ / DEVELOPMENT / VALUE / INSTRUMENTALITY / COMMUNICATIVENESS / CREATIVITY / ANTHROPODICY / THE MEANING OF LIFE / AXIAL TIME / AGONISTICS / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гречко Петр Кондратьевич

Статья посвящена анализу идентичности как формы самоутверждения личности (а не как способу отождествления личности с той или иной человеческой общностью, обществом в целом). Всесторонне рассмотрены такие аспекты проблемы идентичности, как «значимый Другой» (внутренний и внешний), социальное конструирование (литературное и мемориальное). Много внимания уделено собственно современному измерению идентичности, идентичности как постмодерному феномену. В результате проделанной работы автор останавливается на трактовке идентичности в терминах множественного единства и свободы выбора как предмета, так и способа идентификационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity- contemporary perspectives

The article deals with identity as a means of self-presentation (not as a kind of being alike in some way). The role played by the referential (significant) Other is stressed. It is also examined dialectics of the external and the internal in the problem of identity as well as the literary or memorial character of identity. A special attention is paid to the contemporary dimension of identity. In the final analysis the author upholds a plural identity as most adequate to challenges and risks of contemporaneity. Such an identity includes the right of the individual to choose identity of his/her own.

Текст научной работы на тему «Идентичность — современные перспективы»

ЗАДАЮ ТЕМУ

Идентичность — современные перспективы

Статья посвящена анализу идентичности как формы самоутверждения личности (а не как способу отождествления личности с той или иной человеческой общностью, обществом в целом). Всесторонне рассмотрены такие аспекты проблемы идентичности, как «значимый Другой» (внутренний и внешний), социальное конструирование (литературное и мемориальное). Много внимания уделено собственно современному измерению идентичности, идентичности как постмодерному феномену.

П.К. Гречко В результате проделанной работы автор останавливается

на трактовке идентичности в терминах множественного единства и свободы выбора — как предмета, так и способа идентификационного процесса.

Ключевые слова: идентичность, кризис, самовыражение, отождествление, социализация, Другой, социальный конструкт, современность, постмодерн, перформа-тивность, идентификационный вызов, индивидуация, право на идентичность.

Теперь много говорят и пишут о кризисе идентичности. Тем не менее до ясности и того (кризиса) и другого (идентичности) пока еще очень далеко. Очевидно, что кризис не однозначен, что под ним или за ним могут и действительно скрываются совершенно разные процессы. Кризис может быть и очистительной грозой, избавляющей ситуацию от всякого рода иллюзий и неэффективностей. Как одна из форм извечной борьбы старого с новым, отживающего с нарождающимся, кризис не обязательно знак дезинтеграции, развала или застоя — это вообще-то очень старое, традицией скованное его понимание. В наш необычайно динамичный век, будучи переходом (или назревшим требованием такового) к чему-то другому или во что-то иное, кризис может рассматриваться и в качестве вполне приемлемой формы существования, «нормы бытия», если не формы прогресса. Нужно всегда уточнять, что за движение — от чего и

© Гречко П.К., 2009

к чему — вызревает или намечается в недрах кризиса. «Если бы не было кризисов идентичности, — пишет в данной связи В. Хесле, — не было бы и прогресса индивидов и институтов; значит, следует не избегать кризисов идентичности, но направлять их в правильное русло»1. Кризисы в конечном счете рождают новые идеи и новые ориентации. Важно также определиться с субъектом идентификационного транзита — коллективный он или индивидуально-персональный? Поскольку вектор идентификации, как будет показано ниже, всегда указывает на более широкие горизонты (на сближение с неким охватывающим целым), то разумно освещать проблему именно с индивидуального («индивидного») уровня. Такое ракурсное предпочтение хорошо согласуется с духом времени, с очевидностью развернутого сегодня на личность, ее творческие инициативы, права и свободы, а также с современной (постмодерной) методологической установкой на разотождествление всех унификаций и единств.

Исторические притязания личности сегодня выросли настолько, что В.С. Барулин резонно ставит вопрос о праве человека на общество. Социально-антропологическая расшифровка этого права выглядит так:

• «право на свободное, творческое, смысло-ценностное самоутверждение человека в обществе;

• право на созидание общества в соответствии со своими идеалами, ценностями, устремлениями;

• право на выбор общества;

• право на сохранение данного общества;

• право на изменение данного общества;

• право на отказ от данного общества»2.

И пусть здесь больше декларативности, чем социальной инженерии, пусть провокативно выпирает «верховенство» человека, пусть смущает кое-что еще — все равно это великие, исполненные глубочайшего гуманистического — и добавим, имея в виду наш план исследования: идентификационного — смысла слова. Для «российского человека», который раньше и мечтать-то не мог (не смел) о подобном, это открывает вдохновляющие перспективы. Нельзя не привести в данной связи и еще одну поразительную мысль автора: «Принципиальная невозможность для общества иметь право на человека»3.

1 Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 122.

2 Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб., 2000. С. 414.

3 Там же. С. 421.

Нельзя понять кризис идентичности без предметной идентификации самой идентичности. Мы обратились к этой стилистической вычурности («идентификация идентичности») отнюдь не из любви к семантике и желания поиграть словами, а потому, что, как ни странно, идентичность и в самом деле нередко отождествляют с идентификацией как задачей узнавания, различения, выделения, противопоставления. Между тем идентичность не столько выделение-обособление, указание на непохожесть, дистанцирование, сколько самовыражение, самоутверждение, манифестации собственной значимости, подтверждение некоего самостояния — с опорой на внешние культурные формы, но это уже другой («инфраструктурный») вопрос.

Продолжим наш отрицательный («не есть»: через то, чем не является) анализ идентичности. Не всякое отождествление, или приобщение к той или иной общности (это самое общее определение идентичности), можно считать собственно идентичностью. Скажем, «тождество» использования одного и того же языка (например, английского как наиболее распространенного) — идентичность ли это на самом деле? Вряд ли. Идентичность, в отличие от простого отождествления или даже распредмечивания, т.е. перевода во «внутренний план», каких-то культурных артефактов непременно выходит на целостную определенность личности и затрагивает (выражает) ее глубинные основания, смысложизненные ориентиры и бытийные «первопринципы». При этом необходимо учитывать пропорцию, или соотношение, отождествления и самовыражения. Для современности, как уже отмечалось, характерно доминирование второго над первым, т.е. самовыражения над отождествлением.

Идентичность удовлетворяет одну из базовых (в духе А. Маслоу) потребностей человека — потребность в принадлежности, причастности и привязанности (belongingness and affection). Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности — чувство «утраты корней», отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. «Мы еще не привыкли к мысли, — пишет Маслоу, — что человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу»1. Удовлетворение потребности в общении-общности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие или нехватка ресурса «принадлежности» так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Идентичность близка к социализации (и кое-где, заметим, с ней сливается), тем не менее это разные формирования. Социализация

1 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 87.

призвана включать человека в общество, его нормативные порядки, институционально-ролевые практики, тогда как идентификация (идентичность) нацелена на приобщение индивида к той или иной культурной общности. На сближение идентичности с социализацией нас провоцирует термин «социальная идентичность», нередко встречающийся в литературе1. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что за этим термином скрывается в действительности коллективная идентичность. Социализация, на наш взгляд, говорит о том, что человек есть существо общественное, тогда как идентификация — что он еще и «общностное» существо.

Культурная общность, как горизонт идентичности, может быть частью общества, но может выступать и в качестве его общего фрейма. Утверждая это, мы поднимаем вопрос о широте и границах идентификационных процессов. Они и в самом деле разные, к тому же могут (внутренне предрасположены) меняться. Кроме того, данным утверждением мы солидаризируемся с социальной методологией Макса Вебера, — методологией, обосновывающей решающую роль «духа» (ценностей, норм, идеалов), а не «материи» (хозяйственной практики, техники, технологии) в жизни человека и общества. Действительно, только впустив что-то в свое сознание, согласившись с ним «внутренне», можно надеяться, что оно пойдет и дальше: затронет саму жизнь, укоренится и закрепится в ее материально-практических формах. Любой хаос, как, впрочем, и порядок (тут булгаковский профессор Преображенский безусловно прав), начинается в голове человека.

Возвращаясь непосредственно к предмету нашего исследования, скажем, что идентификация имплицирует экзистенциально-личностную самобытность, тогда как социализация несет с собой (это ее неизбежная тенденция) «некритический позитивизм», т. е. тот или иной жизненный оппортунизм и конформизм.

Важную роль в индивидуальной или личностной идентификации играет образ «значимого Другого». С ним индивид себя сравнивает, под него он себя «чистит» — в положительном (позитивная идентичность) или отрицательном (негативная идентичность) смысле. Речь идет, если перефразировать В. Маяковского, о знаменитом вопросе: «делать жизнь — с кого?». Что касается позитивной идентичности, то тут все ясно — подавляющее большинство наших граждан, если судить по социологическим замерам и, в особенности, по результатам интернет-голосования 2008 «Имя Россия», продолжает делать жизнь «с товарища Дзержинского». Сложнее, и напряженнее, обстоит дело с негативной идентичностью: не делать

1 См., например: Jenkins R. Social Identity. London: Routledge, 1996.

жизнь — с кого? От долгих и тяжких раздумий спасает, однако, традиция и ее инерция: конечно же это дядя Сэм — персонифицированный образ США. Как и в любой традиции, редуцирующей индивидуальное многообразие к коллективному единству, в традиции идентификационной Я-идентичность совпадает с Мы-идентичнос-тью. В ней мы все едины и неделимы, для внешнего мира на одно — «русское» — лицо. С подачи наших СМИ, электронных прежде всего, дядя Сэм выступает агрессивным, грубым, жадным, но главное — предельно тупым. Не удивительно, что нашему человеку это нравится: сразу же появляется (задорновский) задор в глазах, резко поднимается настроение, а вместе с ним самодовольно растет и самоутверждение.

Место и роль значимого Другого в проблеме идентичности трудно переоценить. Однако его разрешающую силу нужно оценивать с учетом того, что границы между внешним и внутренним в наше время, время глобализации, активно размываются. Впору говорить об их теснейшем переплетении и взаимопроникновении, о внешневнутренней континуальности. Применительно к проблеме идентичности это означает, что внешние различия (отличия) нужно доводить до внутреннего различения, до выявления другого (в смысле — того, с чем нужно бороться) на собственной территории, в пределах «чисто» своего, собственного, до боли знакомого и родного.

Переход к внутреннему различению есть одновременно движение от абстрактного к конкретному. Данное движение приобретает принципиальное значение в связи с особой — очень большой ролью абстрактных, «дальних» общностей или категорий-группировок в жизни россиян. По данным социологических опросов, чувство «всемирной отзывчивости», или общности со всеми людьми на планете, в 1992 г. разделяли 34% россиян, в 1998 г. — 37%, в 2004 г. — 42%, в 2007 г. — 44%1. В свете внутреннего различения-углубления становится понятно и следующее наблюдение: «Как бы противоестественно с точки зрения национальной гордости это ни звучало, но величайшие достижения российской науки и технологического развития продолжают пока мирно соседствовать в России с тем, что основная часть трудоспособного населения страны живет еще в раннеиндустриальную эпоху со всеми вытекающими отсюда последствиями для их мировоззрения. И сравнивать их видение мира в конкретно-историческом плане было бы правильно не с их ровесниками в развитых странах, а, как минимум, с их дедушками»2.

1 См.: Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Со-цис. 2008. № 6. С. 105.

2 Там же. С. 104—105.

В продолжение мысли о любви к абстрактно-дальнему и по аналогии с «печатным капитализмом» Б. Андерсона можно говорить о «литературной идентичности» российского человека. «В России все слово. Ничего не дело» (В. Чернышева). С помощью художественных средств наши литераторы (а в этой роли так или иначе выступает все пишущее сообщество) конструируют привлекательно искусственный образ России и активно облучают им благосклонно читающую публику. В результате типичный представитель этой публики начинает воображать себя инкарнацией любимой героини или героя: пушкинской Татьяной, чеховским дядей Ваней, толстовским Пьером Безуховым и т.д. С усилением массовой культуры и визуально-имиджевых факторов в нашей жизни литературные герои сменяются эстрадными и кинематографическими. Дело доходит до «звездного» клонирования, до хирургически-пластического переделывания природой данного лица под очередного эстрадного идола. Сегодня, как никогда, стал сильно переживаться разлад между «как в жизни» и «как в кино». Хочется — чтоб как в кино. В принципе, есть такая кинематографическая страна — это Северная Америка. «Хотя американская реальность появилась раньше кино, — писал в данной связи Ж. Бодрийяр, — ее сегодняшний облик наводит на мысль, что она создавалась под его влиянием, что она отражение гигантского экрана, но не как мерцание платоновских теней, а в том смысле, что все здесь как бы несет на себе отсветы этого экрана»1. Для сближения жизни с кино, однако, нужно очень много сделать в самой жизни. Одной «раздражающей мечты» здесь мало.

С традицией и литературностью в проблеме идентичности тесно связана историческая память. Некоторые считают, что идентичности без истории, исторической памяти вообще не бывает. Однако роль истории здесь не однозначна. Конструирование современной идентичности на основе обращения к истории, возрождения былого, старого доброго времени к успеху не приводит, более того, оно контрпродуктивно в принципе. Разумеется, история содержит немало героического, увлекательного и поучительного — того, что желательно знать и с чем бы неплохо «ассоциироваться». Но еще больше в ней примордиальной вражды, вытеснений, захватов, крови и грязи. Увы, история человечества до краев наполнена конфронтационным духом, безжалостным истреблением друг друга, постоянными войнами, несущими с собой не только радость победы, но и горечь поражения — кровоточащие раны, фантомные боли. Ими до сих пор питаются взаимные подозрения, предрассудки, обиды. Что-то поднимается из глубины коллективного бессознательного, куда

1 Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. С. 126.

история ушла и отложилась, но что-то сознательно разжигается корыстными элитами, с удовольствием и не без успеха разыгрывающими мемориальную карту идентичности.

В ретроспективном плане лучший способ выстраивания доверия, строительства общего будущего и, как результат, формирования современной идентичности — не помнить, а забыть. Жизнь была бы невыносима, если бы все только помнили и накапливали. Нет, историческая память наша обязана быть дырявой, многое в ней просто должно кануть в Лету — окончательно, необратимо, безвозвратно. Забыть — значит искать решение актуальных или сегодняшних проблем не в прошлом, а в будущем. Забывание и связанное с ним, по умолчанию, прощение можно рассматривать как форму моральной самозащиты. На примере нациогенеза эту идею убедительно развил Э. Ренан: «Забывание — и, я бы даже сказал, историческое заблуждение — играет решающую роль в создании нации, и именно поэтому развитие исторических исследований зачастую представляет опасность для [принципа] национальности. Историческое исследование проливает свет на насильственные деяния, которые имели место при рождении всех политических образований, даже тех, чьи последствия в целом были благоприятны»1. Еще более убедительной выглядит здесь английская версия данного процесса в изложении Б. Андерсона: «Учебники английской истории предлагают вниманию сбивающее с толку зрелище великого Отца-основателя, которого каждого школьника учат называть Вильгельмом Завоевателем. Тому же ребенку не сообщают, что Вильгельм не говорил по-английски и, по правде говоря, вообще не мог на нем говорить, поскольку английского языка в то время еще не было; не говорят ребенку и о том, «завоевателем» чего он был. Ибо единственным мыслимым современным ответом было бы: «завоевателем англичан», что превратило бы старого норманнского хищника во всего лишь более удачливого предшественника Наполеона и Гитлера»2

А сколько символов нашего недавнего прошлого зашаталось под ударами исторической дотошности или скрупулезности! Огненный таран капитана Гастелло (был ли в действительности такой таран? и почему капитан Гастелло, а не капитан Маслов?), Александр Матросов (кто все-таки первым — может, политрук Панкратов? — закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота?). Оказывается, у Матросова было 45 предшественников. Двадцать восемь героев-панфилов-цев (сколько их вообще-то было? и действительно ли они остановили немецкое наступление, подбив 18 танков противника?), Великая

1 Цит. по: Калхун К. Национализм. М., 2006. С. 115.

2 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. С. 218.

Победа (кто на кого собирался напасть? и какова цена победы?) и т.д. — вот только небольшой перечень этих дорогих нам мемориально-символических нарративов.

Под ударами исторической информированности грозит рассыпаться любимый образ наших «державников» — о непреходящем и прогрессивном характере централизованной государственной власти, о государстве как главном субъекте истории, о незаменимости административного ресурса в социальном менеджменте. Оказывается, история «русской модели управления» знает традиции эффективного «народоправства», демократические вечевые институты в городах и другие формы местной управленческой самодеятельности.

Вывод из нашего обращения к истории, пожалуй, таков: с историческим ресурсом в проблеме идентичности нужно обращаться очень осторожно; главное — не увязнуть в истории, не переборщить, не превратить историчность в историцизм и мемориальность, в тоску, сплин, обломовскую или маниловскую мечтательность.

Подведем предварительный итог: современная идентичность не есть «слипание» в некую совокупность, не есть «прилипание» к некой общности, хотя идентичность и в самом деле обладает качеством «социального клея». Современная идентичность — это всегда самоидентификация, выявляющая и утверждающая самость человека, но самость не как эго-тождество, герметически закрытое, полностью совпадающее с самим собой, ревниво оберегающее «одно и то же», а как гетерогенное единство экзистенциально-смысловых устремлений индивида. Современность ставит под вопрос, подрывает, рушит старое понимание идентичности как тождественности. Идентичность сегодня — средство артикуляции (и радикализации — в форме притязания на значимость) самости. Соответственно, идентификационная инициатива исходит здесь не от общества или другой какой-то общности, а от самой личности.

Скажем в данной связи и об особом коммуникативном потенциале идентичности. С «воидентифицированным» индивидом легче и успешнее общаться, ясно, на что можно рассчитывать и что ожидать. Идентичность несет с собой определенную диспозицион-ность, или предрасположенность, к взаимопониманию — конечной цели всякой коммуникации. Она создает рамочное предпонимание для всех коммуникативных (взаимо)пониманий. Реализуя свободу, совершая свободный идентификационный выбор, человек не только самовыражается, но и дает выразиться через себя другим — в форме той социальной ответственности, которую он возлагает на себя, на свое мышление и действие. Иначе говоря, идентификация (идентичность) является специфической формой интерсубъективности, а

значит, и присущей ей принудительности. В данной связи нам понятен П. Рикер, видящий в «верности своему слову... эмблематическую фигуру идентичности...»1.

Для дальнейшего продвижения в проблеме идентичности нам нужно уточнить саму современность — она ведь далеко не самоочевидна. Современность — это не просто настоящее, а существенное настоящее, «стоящее» настоящее — то в этом настоящем, что является необходимым и значимым, опорным (упорным) и жизненным, к тому же активно растущим в будущее. Суть этой «стоящности» как раз в различии, выражаясь процессуально — различении между прошлым и будущим, придающим историческую глубину настоящему. Иначе говоря, современность берется нами не в чисто темпоральном, астрономическом или календарном, а в социально-историческом ее понимании. В данном смысле важно проводить различие между миром современности и современным миром. В последнем представлены и сосуществуют все социально-исторические времена, начиная с первобытно-общинного (племена африканских пигмеев, например) и кончая постиндустриальным (развитые страны Востока и Запада). Мир современности есть лишь наиболее продвинутая (на острие стрелы времени) часть современного мира. И ей, кстати, очень непросто коммуницировать с остальными частями, или темпоральными слоями, современного мира. Несколько округляя

Э. Тоффлера, можно представить себе такую картину: 70% населения земли живет в прошлом (разном прошлом), 25 — в настоящем (в современности), 3% — в будущем, ну а остальные просто маргиналы — они выпадают из всякого времени2. Современность — величайшее открытие (в плане ценностных ориентаций) и новаторское изобретение (социальные институты) западной цивилизации. Современный мир — это сеть пространственных отношений между разными историческими временами. Реальная историческая ситуация нынешней современности — ее еще называют эпохой постмодерна — не «распалась связь времен», как сказал когда-то классик, а нагромождение эпохально разных времен и сложная, до предела запутанная диалектика их взаимосвязи. Сегодняшняя, или постмо-дерная, современность к тому же должна квалифицироваться как глобальная. Она насквозь пронизана детерриториализацией, неопределенностью, рисками. В ней, как справедливо заметил З. Бауман, плавятся все твердыни («melting the solids»)3. В этой ситуации — си-

1 Рикер П. Я-сам как другой. М., 2008. С. 153.

2 См.: Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997. С. 31.

3 Bauman Z. Liquid Modernity // Social Theory: The Multicultural and Classic Readings / ed. by Charles Lemert. 3rd ed. Oxford: Westview Press, 2004. P. 588.

туации, когда все плывет и ничто не гарантировано, когда порядок постоянно соседствует с хаосом, — идентичность становится убежищем для личности, точкой опоры для ее индивидуальной самости. В ней прячутся, ею защищаются, используя, в частности, рациональность, тот процесс «расколдования мира», который в ней происходит. В психологическом плане рациональность помогает перейти от настроений, эмоций и чувств — словом, страстей, непросвещенно-слепых, темных, — к интересам, т. е. формированиям достаточно прозрачным, с определенностью фиксируемым, аналитически рассчитываемым (и расчетливым, конечно). Интересы легче обозревать и проще совмещать, нежели страсти. Преобразовав злобу страстей, из которых кризис идентичности по большей части и состоит, в индивидуально выверенные интересы, наверняка удастся найти стратегические точки соприкосновения между меняющимся человеком и изменяющимся миром.

Если ставить вопрос о современном, в форме постмодерна, типе социальности — общем контексте или «месте» всех идентификационных процессов, то это будет, несомненно, радикальный плюрализм. По-настоящему коррелировать с такой социальностью может только плюралистическая или множественная идентичность. Но что это такое — множественная идентичность? Для некоторых она вообще не является проблемой. Ну, складирует человек в своем сознании разные идентичности, как костюмы в шкафу. И так же, как костюмы, меняет, свободно и непринужденно нанизывая их на свою жизненную траекторию. А вот для К.Э. Разлогова «шизофрения и есть наиболее последовательная и окончательная форма множественной идентичности»1. Не претендуя на роль арбитра в этом противостоянии, нам все же кажется, что мы сегодня способны выносить большую напряженность или противоречивасть, нежели раньше, скажем, в традиционном обществе. Поднят, и значительно, порог болезненной чувствительности к чужому, или беспокоящему Другому. Это раньше чуть что, так сразу «несчастное сознание». Ныне оно закалено турбулентностью, волатильностью и прочими столь же не известными прежде явлениями.

Та множественная идентичность, которой начинен сегодня человек, должна быть как-то организована, приведена в порядок. В каждом конкретном случае это делается по-разному и индивидуально. Но в общем плане можно указать на то, что в соответствии с духом времени более широкая идентичность должна быть

1 Разлогов К.Э. Полилог и множественность идентичностей // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. М., 2008. С. 542.

и более глубокой (основополагающей). Сегодня, похоже, это цивилизационная идентичность. Не нужно перепрыгивать через определенные этапы (когда-то идентичность была ограничена околицей деревни) — на граждан мира многие просто еще не тянут. Да и масштабы общества не всем по плечу. Немало людей и в современном мире все еще живут общинами, родовыми кланами, и горизонты общества, требующие видеть и уважать в любом индивиде прежде всего человека, человека как такового, для них еще впереди.

Действительно современная, в рамках плюралистической социальности формируемая идентичность начинается с права на идентичность. С права в фундаментальном смысле этого слова (по аналогии с правами человека) как свободы, свободы выбора своей идентичности. По-другому — это право на самобытность, свободную индивидуальность. Мы здесь согласны с авторами Доклада ООН о человеческом развитии за 2004 год, выступающими против культурного детерминизма и настаивающими на том, что «рождение в конкретной культурной среде не является реализацией свободы, — скорее, наоборот. Актом культурной свободы оно становится только тогда, когда индивид осознанно решает продолжать вести образ жизни, свойственной данной культуре, и принимает такое решение при наличии других альтернатив»1.

«Чтобы стать полноценными членами обществ, построенных на многообразии, и воспринять всемирные ценности терпимости и уважения к всеобщим правам человека, индивиды должны выйти из жестких рамок той или иной идентичности»2.

«Чувство самобытности и принадлежности к группе, разделяющей общие ценности, имеет огромное значение для индивида. Однако каждый человек может отождествлять себя со многими различными группами»3.

Множественная идентичность может быть как вертикальной (например, москвич — русский — россиянин — славянин), так и горизонтальной (русский чеченец, белорус-русский, татаро-башкир и т. п.). Вовсе не обязательно при этом страдать раздвоением или раздвоенностью. Скорее, это удвоение (утроение и т. д.) идентификационного потенциала личности, жизненной энергии ее бытия с Другими, в мультисубъектной социальной среде. Многообразие форм

1 Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. С. 21 (35 о£ 328) // <http://www.un.org/russian/esa/hdr/2004/index. Мш1> [15 декабря, 2008].

2 Там же. С. 12 (26 о£ 328).

3 Там же. С. 3 (17 о£ 328).

человеческой идентификации — это прежде всего плюрализм ее оснований или «предметов»: раса, этничность, гендер, гражданско-политическая национальность, конфессиональность, идеологическая доктрина, киберпространственное «чатство» душ или, как на Украине, например, «фамилия Шевченко». В данной связи можно согласиться с теми авторами, которые ставят вопрос о сетевом и переговорном характере современной идентичности1.

Постмодерная идентичность — предельно раскованная и краткосрочная — доходит до полной свободы примеривания и смены идентичностных масок. До сомнения в том, что за этими масками вообще сохраняется некое Я. По словам Фуко, «идентичность... которую мы пытаемся застраховать и спрятать под маской, сама по себе лишь пародия: ее населяет множественность, в ней спорят несметные души; пересекаются и повелевают друг другом системы... И в каждой из этих душ история откроет не забытую и всегда готовую возродиться идентичность, но сложную систему элементов, многочисленных в свою очередь, различных, над которыми не властна никакая сила синтеза»2. В данной связи можно сослаться и на принципиального теоретического антипода Фуко — Гегеля, определявшего субъекта как «то, что способно удерживать в себе свое противоречие», принимать свое иное именно как свое. Подобное положение вещей было замечено уже давно. «Я противоречу себе? — писал знаменитый американский поэт Уолт Уитмен. — Прекрасно, значит, я противоречив. Я велик, меня — миллионы». Впрочем, синтез здесь все же есть, но он очень специфический, назовем его в духе Делеза дизъюнктивным, дизъюнктивным синтезом. Творческая природа человеческой самости включает в себя, конечно, не только дизъюнктивный синтез, но и конъюнктивный, соединительно-синергийный анализ, без этого она не была бы творческой, а значит, и свободной.

Творчески свободная самость, выявляемая и утверждаемая становящейся идентичностью, сама в свою очередь превращает идентификационное тождество-различие в проективный и перформативный процесс. Идентичность оказывается проектом, который сознательно выстраивается и осуществляется, выполняется (performed). Материалом при этом служат возможности и перспективы, предоставляемые «внешней», ризоматической (неопределенной, но потому и податливой, пластичной) ситуацией, и конструктивные (относящиеся к конструированию) свойства внутреннего мира человека, потенци-

1 См., например: Peters M.A Education, Post-structuralism and the Politics of Difference // Policy Futures in Education. 2005. Vol. 3. № 4.

2 Цит. по: Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С. 198—199.

ал его изобретательности, силы ума и воли. Выбор и смена идентичности — не каприз или прихоть пресытившегося, ищущего острых ощущений, погрязшего в потребительстве (консьюмеризме) индивида. Это творческая реализация некой современной необходимости или последовательности жизни. По верному наблюдению З. Баумана, «проблема, мучающая людей на исходе века, состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт. Главной и наиболее нервирующей проблемой является не то, как найти свое место в жестких рамках класса или страты и, найдя его, сохранить и избежать изгнания; человека раздражает подозрение, что пределы, в которые он с таким трудом проник, скоро разрушатся или исчезнут»1. Выбор, свободный выбор превращает идентификацию из реактивно-бихевиорального, или «ожидаемого», поведения в личностно окрашенный, индивидуально состоявшийся поступок. Разумеется, выбор идентичности не всегда прямой и осознанный, он может быть также опосредованным, непродуманным и неявным.

Проект — важный, но все же не решающий фактор идентичности. Он не более чем цель, которую переводят из картинного образа в жизнь перформативные средства. В полном соответствии с гегелевской мыслью, они солиднее и значимее проекта-цели. Индивид обязан быть ответственным и выбирать цивилизованные средства, с тем чтобы не взрывать общую коммуникативную ситуацию и не ломать идентификационные проекты Других.

Творчески свободная самость, далее, имплицирует уникальность и индивидуальность, вместе — индивидуацию идентичности. Ее расширяет и тем поддерживает одно из новых, но фундаментальных противоречий современности, противоречие не между частным (от «часть») и общим, или целым (оно традиционно и исторически инерционно), а между индивидуальным и общим2. Индивид сегодня настолько вырос в своей самостоятельности, окреп в своей автономности, что может общаться и бороться, открыто заявляя о своих претензиях, с обществом в целом. Ему не требуется уже «внешнее» опосредование, включенность, для обретения нужной силы, в ту или иную группу, человеческую общность. Убедительный пример такой логики развития событий (к сожале-

1 Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире // <http://www.tovievich.ru/ Ьоок/рпп^155.Ы:т> [15 сентября 2008].

2 См.: Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор. СПб., 2004. С. 418—423.

нию, со знаком минус) являет нам индивидуализация террористической войны. В каком-то смысле это возвращение к анархистской вольнице — разумеется, на новой социальной и технической основе.

Проблемное напряжение, связанное с формированием идентичности в контексте плюралистической социальности, канализируется по нескольким направлениям. Первое и самое понятное — плюралистическая социальность, на сегодняшний день реальность становящаяся, а не ставшая, устоявшаяся. Соответственно, в ней много того, что называется трудностями роста, и это сказывается на вырастающих в ее рамках идентичностях: их рельефы не отличаются пока законченностью или узнаваемой четкостью. Второе направление — сам по себе выбор в условиях альтернативности, среди множества вариантов, версий, форм. В каждой из них есть какой-то шанс, важно точно определиться со своим, ибо от этого зависит успех и полнота самореализации индивида. Третье направление и более сложное, и более мощное. Связано оно с проникновением или инфильтрацией других типов социальности и, следовательно, идентичности в социальность (идентичность) плюралистическую. Ситуация в общем-то понятная: в современном глобализирующемся мире все развитые страны являются открытыми, их границы — проника-емыми. Но это — глобально-синхронный аспект проблемы. Ее диа-хронный аспект связан с рассмотренной выше темпоральной мно-гослойностью бытия, с сосуществованием разных укладов жизни в рамках одного отдельно взятого общества. Коллективизм и индивидуализм как культурные коды и типы социальности не просто предлагают, а навязывают, подчас очень агрессивно, свои идентичности — закрыто-тотальные и открыто-эгоистические соответственно. Так что индивиду приходится выбирать уже не только между идентичностями в рамках плюралистической социальности, но и между идентичностями, принадлежащими к разным типам социальности. И тогда это уже не выбор, а самая настоящая конфронтация. Представителей постмодерной (свободной и множественной) идентичности страшит перспектива соскальзывания к архаическим ценностям и нормам, адептов домодерной (коллективистской или коммунита-ристской) идентичности такая перспектива вполне устраивает, сторонников модерной (эгоистической, атомарно-диффузной) идентичности отличают консервативные («классические») поползновения. Конфронтация переводит проблемное напряжение, в той или иной мере свойственное любой идентичности, в самый настоящий кризис, заставляющий отчаянно искать выход (выходы). Сложность и неотложность исподволь вызревшей ситуации провоцирует появление спорных идеологий и практик в виде фундаментализма и тер-

роризма, рыночного тоталитаризма, либерального «конца истории» и т.п. В результате идентичность превращается в предмет политических спекуляций и СМИ-манипуляций. На горизонте вырисовываются очертания новой холодной войны, на этот раз — за правильную (праведную) идентификацию.

Вызов идентичности в этой ситуации — если понимать его, конечно, как вызов современности, требование времени — состоит в распространении открытости и временности — короче, свободы выбора на все идентичности, вне зависимости от того, к какому социальному типу они принадлежат, включая и выбор между типами. Право на выбор идентичности само со временем расставит все по своим местам. Рефлексивность и здравый смысл, связанные с таким выбором, наверняка будут нарастать. Вместе с ними будет укрепляться гуманизм (как признание бытийного самостоянья и уважение личного достоинства каждого человека) в коммуникации между людьми. Если же общества, развитые в первую очередь (исторический спрос с них во всех отношениях больший), не смогут принять этот вызов и положительно ответить на него, то человечество ждет «новое средневековье», если не Гоббсово «естественное состояние».

Литература

1. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10.

2. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб., 2000. С. 414.

3. Там же. С. 421.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 87.

5. См., например: Jenkins R. Social Identity. London: Routledge, 1996.

6. См. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социс. 2008. № 6. С. 105.

7. Там же. С. 104—105.

8. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. С. 126.

9. Цит. по: Калхун К. Национализм. М., 2006. С. 115.

10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. С. 218.

11. Рикер П. Я-сам как другой. М., 2008. С. 153.

12. См. Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997. С. 31.

13. Bauman Z. Liquid Modernity // Social Theory: The Multicultural and Classic Readings / ed. by Charles Lemert. 3rd ed. Oxford: Westview Press, 2004. P. 588.

14. Разлогов К.Э. Полилог и множественность идентичностей // Меж-культурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. М., 2008. С. 542.

15. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. С. 21 (35 of 328) // <http://www. un.org/russian/esa/hdr/2004/index.html> [15 июня, 2009].

16. Там же. С. 12 (26 of 328).

17. Там же. С. 3 (17 of 328).

18. См., например: Peters M.A. Education, Post-structuralism and the Politics of Difference // Policy Futures in Education. 2005. Vol. 3. № 4.

19. Цит по: Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С. 198— 199.

20. Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире // <http:// www.tovievich.ru/book/print/155.htm> [15 июня 2009].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. См.: Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор. СПб., 2004. С. 418—423.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.