Научная статья на тему 'Идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе'

Идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СВОБОДА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КОНДИЛЬЯК / ЭССЕ / IDENTITY / YOUTH / SOCIO-PSYCHOLOGICAL REFLECTION / FREEDOM / CLUSTER ANALYSIS / KONDILYAK / ESSAY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мусийчук Мария Владимировна

Осмысление термина «свобода» на основе кластерного анализа современных эссе позволяет выявить сконцентрированные тенденции, определяющие направление необходимого изменения мира через латентную организацию на основе духовных, научных текстов и понимания данного термина на уровне обыденного сознания, проявляющегося в социально-психологической рефлексии. В статье показано как проблема анализа значения мыслей, содержащихся в работах Э.Б. де Кондильяка, способствует глубокому осмыслению задач оценочного характера с целью выяснения значения и смысла термина «свобода» для сегодняшнего бытия. Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что спустя боле 300 лет со дня рождения Э.Б. де Кондильяка его идеи бередят умы и современной молодежи. Размышления о свободе нашли отражения в трудах многих мыслителей на протяжении сотен лет. И в XXI в., обобщая анализ, проведенный на основе творческих работ самого свободомыслящего во все времена сообщества студенчества, отметим, что объединить изыскания об истине и свободе целесообразно в рамках следующих кластеров: свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу; свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена; свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств; свобода как ответственность; свобода мышления и знания; свобода как способность меняться; свобода вероисповеданий; абсолютная свобода. Автор, соглашается с Кондильяком утверждающем, мысль о том, что поскольку мы никогда не будем обладать всей полнотой знаний и никогда не сможем полностью освободиться от власти обстоятельств, постольку свобода никогда не бывает абсолютной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identity of today’s youth as a socio-psychological reflection through the prism of reasoning Condillac on freedom

The understanding of the term "freedom" on the basis of cluster analysis of modern essays allows us to identify concentrated trends that determine the direction of the necessary changes in the world through a latent organization on the basis of spiritual, scientific texts and understanding of the term at the level of ordinary consciousness, manifested in socio-psychological reflection. The article shows how the problem of the analysis of the meaning of the thoughts contained in the works of E. Kondiliak contributes to a deep understanding of the problems of evaluative nature in order to clarify the meaning and meaning of the term "freedom" for today's life. Summarizing the above study, we note that after over 300 years since the birth of E.B. de Condillac his ideas chafe and minds of today's youth. Reflections on freedom have been reflected in the writings of many thinkers for hundreds of years. And in the twenty-first century, summarizing the analysis performed on the basis of creative works of the freethinker at all times community students, note that you can combine research about the truth and freedom is appropriate in the framework of the following clusters: freedom between the individual and the government, based on satisfaction of the soul and benefiting society; freedom as a single value of all living peoples and at all times; freedom as a choice, liberation from the power of external and internal circumstances; freedom as a responsibility; freedom of thought and knowledge; freedom as the ability to change; freedom of religion; absolute freedom. The author agrees with Kondilyak, who asserts the idea that since we will never have the fullness of knowledge and will never be able to completely free ourselves from the power of circumstances, since freedom is never absolute

Текст научной работы на тему «Идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 10.01.2019; опубликована 28.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Мусийчук М.В. Идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Musiichuk M.V. (2019). The identity of today's youth as a socio-psychological reflection through the prism of reasoning Condillac on freedom. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.9.07

Мусийчук Мария Владимировна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Институт педагогики, психологии и социальной работы Профессор кафедры «Психологии» Доктор философских наук, доцент Почётный работник сферы образования РФ E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9686-6527 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=390247 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6504833157

Идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе

Аннотация. Осмысление термина «свобода» на основе кластерного анализа современных эссе позволяет выявить сконцентрированные тенденции, определяющие направление необходимого изменения мира через латентную организацию на основе духовных, научных текстов и понимания данного термина на уровне обыденного сознания, проявляющегося в социально-психологической рефлексии. В статье показано как проблема анализа значения мыслей, содержащихся в работах Э.Б. де Кондильяка, способствует глубокому осмыслению задач оценочного характера с целью выяснения значения и смысла термина «свобода» для сегодняшнего бытия.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что спустя боле 300 лет со дня рождения Э.Б. де Кондильяка его идеи бередят умы и современной молодежи. Размышления о свободе нашли отражения в трудах многих мыслителей на протяжении сотен лет. И в XXI в., обобщая анализ, проведенный на основе творческих работ самого свободомыслящего во все времена сообщества - студенчества, отметим, что объединить изыскания об истине и свободе целесообразно в рамках следующих кластеров: свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу; свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена; свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств; свобода как ответственность; свобода мышления и знания; свобода как способность меняться; свобода вероисповеданий; абсолютная свобода.

https://mir-nauki.com

Автор, соглашается с Кондильяком утверждающем, мысль о том, что поскольку мы никогда не будем обладать всей полнотой знаний и никогда не сможем полностью освободиться от власти обстоятельств, постольку свобода никогда не бывает абсолютной.

Ключевые слова: идентичность; молодежь; социально-психологическая рефлексия; свобода; кластерный анализ; Кондильяк; эссе

Осмысление термина «свобода» позволяет выявить сконцентрированные тенденции, определяющие направление необходимого изменения мира через латентную организацию на основе духовных, научных текстов и понимания данного термина на уровне обыденного сознания, проявляющегося в социально-психологической рефлексии. Проблема анализа значения мыслей, содержащихся в работах Э.Б. де Кондильяка, способствует глубокому осмыслению задач оценочного характера с целью выяснения значения и смысла термина «свобода» для сегодняшнего бытия.

Термин «свобода» на уровне обыденного сознания выражает отношение субъекта к значению языковых высказываний, связанных текстов, образов сознания, ментальных состояний и действий (входят в соответствующую структуру сознания у М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского). В аксиологическом механизме реализуется процесс усвоения моделей социального поведения как проблемы свободы, процесс принятия норм и ценностей на основе интенциональной трактовки понятия смысла (инспирированной концепциями В. Дильтея, Г. Риккерта, М. Вебера, Э. Гуссерля и др.).

Исследование значения термина «свобода», определенного почти три столетия назад, позволяет актуализировать широкий и глубокий способ установления связи между внешним миром и субъективным опытом личности посредством решения задач оценочного характера с целью выяснения значения и смысла для сегодняшнего бытия. Раскрывает становление субъекта как обретение «независимости единичного человека» (К. Ясперс), при этом указывается, что открытие личностного смысла позволяет одухотворять окружающий мир.

Интересные исследования содержательной стороны термина «свобода», проделан И.Н. Лебединец. Свобода анализируется автором как абсолютное право каждого индивида и при этом делается акцент на том, как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием [1]. Автор анализирует международно-правовые акты, направленные на защиту прав и основных свобод человека, возможность ограничения свободы совести, предусмотренную этими документами; рассматривает национальное законодательство РФ о религиозных организациях; приводит примеры деятельности некоторых религиозных объединений (организаций), чья деятельность запрещена или ограничена в России и других странах.

Свобода вовсе не заключается в решениях, независимых от воздействия предметов на нас и от всякого влияния приобретенных нами знаний

Этьен Бонно де Кондильяк

В исследовании проведенном М.Г. Мельник оценивается представленность правозащитной проблематики отдельных политических прав - на свободу слова и свободу СМИ - на основе исследования выборочных публикаций в качественных российских газетах [2].

В ряде исследований рассматриваются представления о свободе в студенческой среде. Так, например, в работе Г.Н. Лариной рассматриваются социально-психологические механизмы актуализации социальных представлений о свободе студентов, влияющих на повышение успешности учебной деятельности [3]. Ю.А. Сохина анализирует перспективы актуализации свободы студентов, обучающихся в разных группах ВУЗа [4]. Сравнивая сегодняшняя представления о свободе и их видение будущего. Так же анализируются особенности ценностных ориентаций студентов, связанных с актуализацией свободы.

Для изучения идентичность современной молодежи как социально-психологическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка о свободе, обратимся к наследию Э.Б. де Кондильяка.

Изыскания Этьена Бонно де Кондильяка (фр. Étienne Bonnot de Condillac), в целом, ориентирована на создание общей теории познания. Произведение «Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины» Кондильяк закончил» в 1779 г. Издано произведение в 1780 (год смерти автора). Особый интерес вызывает сочинение Кондильяка «Трактат об ощущениях» (Traité de sensations), которое впервые увидело свет в Париже и Лондоне в 1754 г. В качестве приложения к работе было представлено «Рассуждение о свободе». В 2015 г. исполнилось 300 лет со дня рождения Этьени Бонно де Кондильяка. Изменилось ли отношение в россиян к произведениям этого без всякого сомнения выдающегося француза? В этом плане представляет теоретико-практический интерес проблема идентичности и социально-психологическая рефлексии современной молодежи в лице студенчества. В наше время студентам Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Институте гуманитарного образования при изучении курсов «Методологические основы психологии» и «История психологии» было предложено написать эссе по мотивам работ Э. Кондильяка.

Гл. филос. произведение К. "Трактат об ощущениях" ("Traité des sensations", v. 1-2, 1754, рус. пер. 1935, под редакцией Е. Ситковского) посвящено выяснению того, "...каким образом все наши знания и все наши способности происходят из ... ощущений..." (указ. соч., М., 1935, с. 42).

«Свобода - есть нечто иное, как власть делать, чего не делаешь, или не делать того, что делаешь» [9, с. 372].

Представим вниманию читателей следующие строки, написанные студенткой Ириной

Ш.

Рассуждать о свободе может всяк Каждый значение ей придаёт Но лучше прочесть Этьена де Кондильяка Как статую мраморную он создаёт, Пишет об ощущениях трактат, В трактате он статуе чувства даёт, Показывает, благодаря чувствам как Статуя из мрамора свободу обретет.

***

Запахом чтобы она наслаждалась, Следует обонянье ей получить. Кондильяку же лишь оставалось Дать запах розы ей ощутить. Чтоб лучше свобода ему понималась Поскорее стремится её оживить. И чтобы все это у него получалось

Нужно лишь чувствами её наделить.

***

Она что обретет получив осязание? Постепенно к ответу он делал шаги. Появилась способность к самопознанию, Неужели у статуи чувства внутри? Сознание, ни что иное как знание. Свобода зависит от их глубины. Что значит свобода в моём понимании -Способность добиться всего вопреки!

Несомненно, лейтмотивом стихотворения, посвящённого Кондильяку, спустя 3 00 лет со дня его рождения является мысль автора, отраженная в последнем четверостишии. Эта мысль, вне всякого сомнения, свидетельствует об активной жизненной позиции писавшего.

Идентичность современной молодежи и социально-политическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка об истине и свободе нашла отражение в ряде следующих кластеров:

• свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу;

• свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена;

• свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств;

• свобода личности как свобода самоидентификации;

• свобода совершенствования таланта в каждодневном рутинном труде;

• свобода как отсутствие зависимости от кого-либо и СМИ;

• свобода как ответственность;

• свобода мышления и знания;

• свобода как способность меняться;

• свобода вероисповеданий;

• свобода слова;

• свобода передвижений;

• абсолютная свобода.

Рассмотрим содержательную характеристику выделенных кластеров. Первый кластер «свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу». Прежде чем приступим к анализу мыслей, содержащихся в эссе, обратим свои

взоры глубокому высказывания И. Канта, повествующего о том, что человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, продуцируемым внутренним осознанием личности [5].

Распределение ответов по кластерам

■а а

и н о

CS

Ч И

абсолютная свобода 11 1 свобода передвижений 1111 свобода слова свобода вероисповеданий свобода как способность меняться свобода мышления и знания

свобода как ответственность

свобода как отсутствие зависимости от кого-либо и СМИ

свобода совершенствования таланта в каждодневном рутинном труде

свобода личности как свобода самоидентификации

свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу

19

IIIIII 16

III 13

24 26

27

10 20

30

48

67

39

40 %

50 60 70 80

4

8

5

0

Рисунок. Идентичность современной молодежи и социально-политическая рефлексия через призму рассуждений Кондильяка об истине и свободе в кластерах (составлено автором)

Как отмечает В.М. Богуславский, анализ зависимости знаний от потребностей приводит Кондильяка к признанию зависимости и нашей жизни, и свободы воли от достоверности наших знаний относительно природы окружающих нас вещей. Либо таких знаний у нас нет, и тогда мы не можем обдумать последствий своих поступков и предвидеть их. А если «не размышляешь, то и не выбираешь, а следуешь только впечатлению, получаемому от предметов. В подобном случае свобода еще не может иметь места» [6]. Гибель человека, поставленного в такие условия, неминуема. Либо мы обладаем свободой волн и можем избегнуть гибели. Это значит, что мы сами выбираем свой образ действий, предварительно обдумав последствия различных шагов. Значит, мы знаем, чего можно ждать от предметов, от которых мы зависим, мы обладаем, по крайней мере, некоторыми достоверными сведениями о том, что эти предметы собой представляют.

Весьма распространено мнение, будто Кондильяк видит в человеке совершенно пассивное существо, статую, которая абсолютно бездеятельна и лишь воспринимает внешние влияния. За это упрекали Кондильяка не только его решительные противники (начиная с Мен

де Бирана), но и выступавшие в его защиту и считавшие себя его последователями (Ляромигьер, Дестют де Траси и др.). К числу немногих исследователей, не согласных с оценкой кондильяковского сенсуализма как концепции, игнорирующей активную, деятельную сторону человека, принадлежат Ф. Реторе, Л. Деволь и Г. Мадинье. В своей монографии о Кондильяке Деволь пишет, что в глазах последнего активная деятельность играет огромную роль в жизни человека, она - «необходимое условие всех наших ощущений» [7]. В книге «Сознание и движение» Мадинье доказывает, что, с точки зрения Кондильяка, и самосознание человека, и познание человеком мира возможны лишь благодаря его активным движениям. Он утверждает, что деятельность, о которой говорит Кондильяк, «не столько деятельность природы, сколько деятельность субъективной и сознательной интенции ... деятельность субъекта, создающего самого себя» [8]. Мадинье пытается сблизить кондильяковское понимание деятельности с учением А. Бергсона, что, конечно, противоречит содержанию произведении философа-просветителя. Но в книге Мадинье приводится материал, убедительно свидетельствующий о том, что для Кондильяка осуществляемая бессознательно, спонтанно материальная деятельность человека предшествует возникновению его сознания и сознательной, преднамеренной деятельности («Действие рождается из потребности и предшествует мысли»); что для этого философа движение - и только оно - рождает сознание и познание.

Продолжая анализ отражения мыслителя в мировоззрении современной молодежи, рассмотрим социально-политическую ориентацию другого автора эссе. Так. Светлана Б. подчеркивает, что, говоря о свободе, необходимо помнить и об ответственности. «Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». Углубляясь в два понятия, сразу можно сказать, что «свободу» большинство людей будет разъяснять по-своему, ведь это зависит сугубо от ценностей человека. Многие люди, окрыленные свободой, забывают об ответственности или же просто, не хотят их иметь, ограничивают себя, изолируют от общества. Но вряд ли это хорошо, ибо человек существо биосоциальное, а общение - это простая человеческая потребность. «Каждый ... обязан носить общественные повинности - повиноваться Законам и властям Отечества - быть всегда готовым к защите Родины, явиться к знаменам, когда этого потребует Закон» (Н. Муравьев). Свобода человека в обществе может служить возможностью его самореализации в различных сферах деятельности. Свобода необходима человеку, но и не стоит забывать, что за каждым поступком стоит ответственность за все, что было совершено». В данном фрагменте эссе, реализована социально-психологическая позиция автора в отношении того, что личная свобода находится в прямой зависимости от требований общества, поскольку человек существо социальное. Светлана Б., отмечает особенности своей социально-психологической позиции тем, что пишет: «Человек должен быть стойким, чтобы суметь нести на себе бремя, наложенное обществом, и улыбаться, чтобы показать всем, что, неся это бремя, он свободен, потому что у каждого есть право выбора, а также ощущение счастья от всего этого. К тому же я считаю, что мы - новое поколение - отвечаем за будущее общества, будущее нашего государства». Заслуживает внимание выраженная в эссе Светланы Б. активная позиция автора, проявляющаяся в утверждении о том, что человек, неся бремя, наложенное обществом, должен улыбаться, дабы показать, что он свободен, неся бремя, наложенное обществом. Отметим так же утверждение автора эссе, о том, что, «мы - новое поколение - отвечаем за будущее общества, будущее нашего государства». Такая позиция автора несомненно вызывает пиетет.

Дарья Т. характеризует свое эссе «Свобода для современного человека», как стихотворения в прозе. Предоставим слово автору.

Свобода - это право слова, Свобода - лишь частица сна. И чувствовать свободу нужно, Она не каждому дана.

***

Свобода - служит частью жизни И ощущением бытия. Свобода - дар от жизни божьей

На совершение добра.

***

Есть чувство видимой свободы Она живущему дана, Чтобы свободе, как закону И подчинялся ты, всегда...

Без доли сомнения хочется выделить в авторском тексте строки о том, что свобода по сути является ощущением бытия. Позиция автора отражена в строках о том, что «Свобода - дар от жизни божьей, на совершение добра». Эти строчки вынесены в эпиграф данной статьи. Они вполне могли бы стать и эпиграфом к жизни многих людей.

Студентка Арина К. пишет, что «в наше время люди кричат о свободе везде. Дети не желают слушать указания родителей, молодежь не хочет ограничивать себя рамками приличия и закона, люди старше не желают соблюдать иерархические порядки. К чему это приводит? К анархии. А она погружает общество в разрушения и хаос. Нельзя путать свободу с вседозволенностью. Нельзя освобождать себя от ответственности. Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков - от всего, что их сковывало и мешало им жить. За свободу часто лилась кровь». Основной мыслью автора эссе является мысль о том, что не следует подменять понятие «свобода», понятием «вседозволенность».

Второй, из выделенных нами кластеров: «свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена». Начнем анализ данного кластера с фрагмента эссе Светланы Б., понимающей свободу как «самостоятельность социальных субъектов, выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и действовать в соответствии со своими целями и интересами».

Э.Б. Кондильяк говорил: «Мы в состоянии предвидеть последствия своих поступков, обдумывать их и сравнивать друг с другом. Все это предполагает наличие знаний, поэтому свобода зависит от глубины наших знаний, которые «разбивают цепи рабства». Авторы эссе отмечают, что свобода - это способность добиваться своего вопреки внутренним и внешним обстоятельствам.

Другой автор эссе пишет: «Мы родились в мире, чтобы научиться пользоваться своей свободой. То, что мы люди - можем размышлять, чувствовать, жить, это уже большое счастье. А мы говорим, что не свободны! Кто-то видит в луже грязь, а кто-то отражение звёздного неба. Мы сами себя ограничиваем, создаем рамки, в которых и живем, ссылаясь на то, что кто-то их ограничил, и ищем свободу. Но мы уже свободны. Мир неизмерим, как и мы, как и каждое существо, живущее на земле. Вокруг нас столько интересного, неизведанного, необъятного. Остается только протянуть свою руку и дотронуться». В этом фрагменте убедительно доказано, что свобода - это общечеловеческая ценность. И мы сами решаем, на чем акцентировать внимание: на грязи в луже или на отражении звезд.

Исследователи отмечают, что Э.Б. Кондильяк говорит о том, что человек обречен быть свободным и делать только сознательный выбор, выбирать, сотворить добро или зло. «Этот выбор возможен, если мы в состоянии предвидеть последствия своих поступков, обдумывать их и сравнивать с друг другом» [9]. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем [10; 11].

https://mir-nauki.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«По моему мнению, - заключает в своем эссе Арина К., подчеркивает, - свобода - это единая ценность всех проживающих народов и во все времена, обладание способностью человека совершать какие-либо действия в соответствии со своими увлечениями, нуждами, пристрастиями, замыслами, задачами, планами, действовать во всех важных обстоятельствах на основе своего личного выбора». Наверное, каждый стремится быть максимально свободным, как в отношении собственных желаний, так и в отношении своих связей с окружающими людьми. Быть свободным - означает полностью давать себе отчет за проделанные поступки и быть в ответе за них. За время существования человечества понятие свободы сильно изменилось. Много веков назад люди хотели иметь возможность распоряжаться своей жизнью и многие не имели этой свободы. Следовательно, свобода - это очень глубокая ценность, которая имеет разное значение для каждого из нас. Она зависит от наших желаний, намерений, а также от нашей жизненной позиции. По-настоящему свободный человек поистине может быть счастливым, потому что не каждому дано возможность её понять и открыть для себя в правильном облике.

Рассмотрим кластер «свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств». В этом плане представляют интерес слова из эссе, в каком свобода понимается как свобода самоидентификации: «Кто я? И зачем я здесь? При этом свобода - состоит в возможности делать то, что не наносит ущерба правам других людей и не ущемляет права самого человека. Свобода не бывает абсолютной. И поэтому она невозможна без раздумий, без знаний. Сравнивая и обдумывая последствия своих поступков, и понимаем, что да, это оно. Я нашел себя. Теперь я знаю, кто я и осознаю, зачем я здесь. Мы можем сидеть на диване в ожидании чуда или наоборот выйти в реальный мир и сделать что-то значимое. Сделать его чуточку лучше или ничего не сделать. Но это будет наш с вами выбор. В этом и заключается свобода. Мыслите, пробуйте, открывайте что-то новое в себе и окружающем вас мире, но не забывайте и о других. Будьте свободными, чтобы мечтать не о свободе, а о свершениях». Автор эссе обосновано утверждает, что свобода не является абсолютной величиной. Особый интерес представляют рассуждения автора о том, что свобода предполагает выбор, и как следствие этого выбора - активные действия.

Каждый человек осмысливает по-своему - понятие «свобода», будь то свобода действий или же свобода от кого-то или чего-то, но в первую очередь человек становится свободным тогда, когда у него есть это чувство свободы. Всего одно слово, а сколько вариантов его может быть: от свободы передвижения до свободы слова, от свободы мысли до свободы вероисповедании, свобода даже бывает физической и моральной. Наверное, каждый стремится быть максимально свободным.

В рассуждениях современных студентов о свободе на основе ученого наследия Кондильяка, встречаются такие оригинальные метафоры как: «свобода - это то, что не купишь за деньги, чего не одолжишь у друга, чего не подаришь брату»; «свобода - это внутреннее ощущение, и оно либо есть, либо его нет»; «свобода и ответственность тесно связаны между собой»; « быть ответственным - одна из привилегий свободного человека»; «когда ты принимаешь решение сам, а не под давлением обстоятельств или других людей, то ты не чувствуешь себя»; «свобода - это, прежде всего, принятие и понимание себя»; «ты становишься свободным, когда перестаешь сваливать на других ответственность за свои поступки, за свои чувства и за свои мысли». В данном фрагменте основополагающей мыслью автора о свободе является категория ответственности за свой выбор.

Также другой автор современного эссе считает, что «Свобода - это отсутствие зависимости от кого-либо. Надо иметь свое мнение, свою точку зрения, опираясь на свои собственные мысли, идеи планы, цель, результат». Под свободой понимают возможность самому распоряжаться своей жизнью: заниматься любимым делом, жить там, где он хочет и с

https://mir-nauki.com

тем, кого он любит. Для данного автора эссе одной из важных составляющих аксиологической свободы является аффективный компонент, что отражено в словах «жить с тем, кого любишь».

Для другого автора современного эссе о свободе преобладающим фактором является когнитивная составляющая данного понятия. «Для меня свобода означает возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями, что говорит о наличии независимости и самостоятельности, но при этом не стоит забывать об ответственности».

Рассмотрим еще одну точку зрения на понятие «свобода». «Некоторые люди осознанно отказываются от свободы, потому что свобода заставляет делать определенный выбор, который способен кардинально изменить жизнь человека. Такие люди боятся общественного мнения и ответственности. Они перекладывают все свои заботы на кого-то другого, кто ведет их в течение жизни, определяет, как ему жить, одеваться, что выбирать и даже что думать. Не каждый человек возьмет на себя такую тяжесть. Но оно того стоит. Не нужно бояться ответственности, ибо в ней кроется решимость, честь и мужество - она придает нам силы», пишет Светлана Б. Таким образом, соглашаясь с Кондильяком, стоит подчеркнуть, что при обретении свободы необходимо задумываться о последствиях своих поступков и уметь предвидеть результаты своих действий.

Вызывает уважение мысль современной молодежи, из числа студенчества, понимание того, что свобода, основанная на предвидении последствий своих поступков, опосредована решимостью и мужеством, что вкупе придает нам силы. Другой автор -студент отражает свое отношение к пониманию мысли Кондильяка о свободе в поэтической форме. Приведем фрагмент.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что спустя боле 300 лет со дня рождения Э.Б. де Кондильяка его идеи бередят умы и современной молодежи. Размышления о свободе нашли отражения в трудах многих мыслителей на протяжении сотен лет. И в XXI в., обобщая анализ, проведенный на основе творческих работ самого свободомыслящего во все времена сообщества - студенчества, отметим, что объединить изыскания об истине и свободе целесообразно в рамках следующих кластеров: свобода между личностью и властью, на основе удовлетворения души и принесении пользы обществу; свобода как единая ценность всех проживающих народов и во все времена; свобода как выбор, освобождение от власти внешних и внутренних обстоятельств; свобода как ответственность; свобода мышления и знания; свобода как способность меняться; свобода вероисповеданий; абсолютная свобода.

И через столетия будут спорить о том: соглашаться или нет с мнением ученого, что свобода есть не что иное, как власть делать то, чего не делаешь, или не делать того, что делаешь. И, что этот выбор возможен, если мы в состоянии предвидеть последствия своих поступков, обдумывать их и сравнивать друг с другом. Все это предполагает наличие знаний, поэтому свобода зависит от глубины наших знаний, которые «разбивают цепи рабства». Свобода - это способность добиваться своего вопреки внутренним ощущениям и внешним обстоятельствам. Кондильяк утверждал, что поскольку мы никогда не будем обладать всей полнотой знаний и никогда не сможем полностью освободиться от власти обстоятельств, постольку свобода никогда не бывает абсолютной.

Свобода есть мое творенье, что разбивает рабства цепи, Что заключается в стремленье творить немыслимые цели. Свобода кроется в мышленье, что в разных знаниях мелькает, В высоком духа устремленье, что выбор мне предоставляет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебединец И.Н. Свобода совести - абсолютное право каждого индивида (как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10 (83). С. 168-174.

2. Мельник М.Г. Тема защиты права на свободу слова и свободу СМИ в качественных российских изданиях // Век информации. 2017. № 2. С. 91-92.

3. Ларина Г.Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 201-207.

4. Сохина Ю.А. Групповые представления о «свободе группы» и «свободе личности» // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 17-18 октября 2018 г. С. 127-130.

5. Kant I. The Metaphysics of Morals (excerpts). Division of the Metaphysics of Morals as a System of Duties Generally. 1785.

6. Богуславский В.М. Этьенн Бонно де Кондильяк. М.: Мысль, 1984. 190 с. (Мыслители прошлого).

7. Dewaule L. Condillac et la psychologie anglaise contemporaine. Paris, 1892.

8. Madinier G. Conscience et mouvement. Etude sur la philosophie française de Condillac à Bergson. Paris, 1938.

9. Трактат об ощущениях [Текст] = Traité des sensations / Э.Б. де Кондильяк; ред. и вступ. ст. Е. Ситковского. - Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 287, [1] с., [1] л. портр.; 21 см. - (Классики философии). -Данные тит. л. частично парал. фр. - Библиогр.: с. 283-284. - Указ. имен: с. 282.

10. Логика или умственная наука, руководствующая к достижению истины. Сочинение Аббата Кондильяка. М., Типография С. Селивановского, 1805.

11. Кондильяк Э. Логика аббата Кондильяка, члена Французской, Берлинской, Парижской и Лионской академий, бывшаго учителя его королевскаго высочества принца Пармскаго инфанта дона Фердинанда, ныне герцога Пармскаго, и проч. СПб.: Тип. Академии наук, 1792. 326 с. Перевод А. Гронского.

Musiichuk Mariy Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia Institute of pedagogy, psychology and social work E-mail: [email protected]

The identity of today's youth as a socio-psychological reflection through the prism of reasoning Condillac on freedom

Abstract. The understanding of the term "freedom" on the basis of cluster analysis of modern essays allows us to identify concentrated trends that determine the direction of the necessary changes in the world through a latent organization on the basis of spiritual, scientific texts and understanding of the term at the level of ordinary consciousness, manifested in socio-psychological reflection. The article shows how the problem of the analysis of the meaning of the thoughts contained in the works of E. Kondiliak contributes to a deep understanding of the problems of evaluative nature in order to clarify the meaning and meaning of the term "freedom" for today's life.

Summarizing the above study, we note that after over 300 years since the birth of E.B. de Condillac his ideas chafe and minds of today's youth. Reflections on freedom have been reflected in the writings of many thinkers for hundreds of years. And in the twenty-first century, summarizing the analysis performed on the basis of creative works of the freethinker at all times community - students, note that you can combine research about the truth and freedom is appropriate in the framework of the following clusters: freedom between the individual and the government, based on satisfaction of the soul and benefiting society; freedom as a single value of all living peoples and at all times; freedom as a choice, liberation from the power of external and internal circumstances; freedom as a responsibility; freedom of thought and knowledge; freedom as the ability to change; freedom of religion; absolute freedom.

The author agrees with Kondilyak, who asserts the idea that since we will never have the fullness of knowledge and will never be able to completely free ourselves from the power of circumstances, since freedom is never absolute

Keywords: identity; youth; socio-psychological reflection; freedom; cluster analysis; kondilyak; essay

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.