Научная статья на тему 'Лингвистические идеи Кондильяка. К вопросу об истории изучения интонации'

Лингвистические идеи Кондильяка. К вопросу об истории изучения интонации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
910
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНДИЛЬЯК / ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / ИНТОНАЦИЯ / ПРОСОДИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дудина Светлана Павловна

Статья посвящена исследованию лингвистических идей французского философа Кондильяка. Рассматриваются его связь с логическим направлением в лингвистике, его взгляды на механизм функционирования и происхождения языка, а также его идеи относительно интонации в языке. Интонация появляется на ранней стадии развития языка, чтобы заменить язык жестов. различные интонации языков выражают различные национальные характеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDILLAC''S LINGUISTIC IDEAS. ON THE HISTORY OF INTONATION STUDY

The article is devoted to the study of linguistic ideas of the French philosopher Condillac. His relationship with the logical school in linguistics is considered here, as well as his views on the mechanism of functioning and origin of the language, and his ideas concerning intonation in the language. Intonation emerges early in the language development in order to replace the sign language. Different types of intonation express different national characters

Текст научной работы на тему «Лингвистические идеи Кондильяка. К вопросу об истории изучения интонации»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОНДИЛЬЯКА. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ

CONDILLAC'S LINGUISTIC IDEAS. ON THE HISTORY OF INTONATION STUDY

С.П. Дуди на S.P. Dudina

Кондильяк, история лингвистических учений, интонация, просодия, логическое направление в языкознании, происхождение языка, национальный характер. Статья посвящена исследованию лингвистических идей французского философа Кондильяка. Рассматриваются его связь с логическим направлением в лингвистике, его взгляды на механизм функционирования и происхождения языка, а также его идеи относительно интонации в языке. Интонация появляется на ранней стадии развития языка, чтобы заменить язык жестов. Различные интонации языков выражают различные национальные характеры.

Condillac, the history of linguistic studies, intonation, prosody, the logical school in linguistics, the origin of language, national character. The article is devoted to the study of linguistic ideas ofthe French philosopher Condillac. His relationship with the logical school in linguistics is considered here, as well as his views on the mechanism of functioning and origin ofthe language, and his ideas concerning intonation in the language. Intonation emerges early in the language development in order to replace the sign language. Different types of intonation express different national characters.

Цель данной статьи - изложить и проанализировать лингвистические идеи французского просветителя и философа Этьена Бонно де Кондильяка, в частности его идеи, касающиеся интонации и просодии.

Изучение просодического уровня языка и интонации именно в историческом аспекте представляется целесообразным, поскольку это способствует пониманию логики исследования проблемы. Любое изучение истории лингвистической мысли позволяет создать полную картину развития лингвистической науки, способствует сохранению лингвистического наследия. Кроме того, если об истории фонетических исследований написано довольно много работ за последние годы (М.В. Гордина, В.В. Колесов и др.), то работ по истории изучения именно интонации практически нет.

Работы Кондильяка представляют интерес, поскольку он предпринял попытку вычленить определяющий или управляющий параметр языкового строя. Проблема поиска управляющего параметра или выделения основополагающего принципа существования языка вообще и каждого конкретного языка в частности, т. е. его детер-

минанты, является одной из ключевых проблем науки о языке. По мере выделения лингвистики в самостоятельную дисциплину встал вопрос о сущности различий между языками и поиске универсальной основы языков. В Х\/11-ХУ1Н вв. возникают два противоположных направления в истории лингвистической мысли: логическое и психологическое.

Логическое направление исходило из тезиса об универсальности истины и единстве человеческого разума, заявляя о том, что категории языка и логики тождественны, утверждая принцип универсальной грамматики и не принимая во внимание формальные различия языков, всячески умаляя их и произвольно сводя их к единству (К. Лансло, А. Арно, С.Ш. Дюмарсе, И. Бозе и др.). Предпринимаются попытки создания универсальных грамматик, наиболее известной из которых явилась грамматика Пор-Рояля, целью которой было «изучение логических принципов, лежащих в основе всех языков, исследование общих... признаков, а также исследование природы слов, их строения и различных свойств» [Березин, 1975, с. 20].

С.П. ДУДИНА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ КОНДИЛЬЯКА. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ

В своем труде «О происхождении человеческих знаний», созданном в 1746 г., Кондильяк рассматривает язык как систему и анализирует законы, по которым существует эта система. «Собственно анализ как метод исследования языка в изложении Кондильяка представлен как действие, состоящее в сочетании и расчленении идей. Анализ действия и эмоций человека приводит к соответствующему анализу знаков, "отвечающих" за эти действия и эмоции» [Пастернак, 2010, с. 15].

Кондильяк, продолжая традиции универсализма и логицизма в описании языков, предполагал, однако, что поскольку характер языков складывается постепенно и сообразно характеру народов, он должен непременно иметь некое преобладающее качество, в соответствии с которым одни языки способствуют развитию воображения, другие - анализа. Кондильяк связывает языковую детерминанту с синтаксисом, с порядком слов, проводя аналогию между логико-философскими и языковыми категориями: суждение - мысль, строение предложения - высказанное суждение [Кондильяк, 1980, с. 248-249].

По мнению Кондильяка, язык - это механизм. Чтобы придать точность языку, «следовало бы сначала поставить себя в условия, при которых мы испытываем определенные ощущения, чтобы создать знаки для выражения первоначальных идей... а когда в результате размышления об этих идеях приобретались бы новые идеи, тогда создавались бы новые названия... благодаря тому, что другие люди были поставлены в условия... так чтобы они размышляли о том же, о чем мы размышляли, создавая эти названия» [Кондильяк, 1980, с. 277]. По сути дела, здесь Кондильяк отходит от принципов универсальных грамматик, так как рассматривает мысль, выраженную в слове, с точки зрения ее образования и восприятия, что «преображает господствовавшее во французских теориях языка XVII—XVI11 вв. убеждение в том, что властелином языка является обычай (usage)» [Пастернак, 2010, с. 16].

Кондильяк, помимо прочих идей, предложил свою теорию происхождения и развития языка. Язык, по его мнению, развивался от бессознательных возгласов к сознательному их использо-

ванию, а получив контроль над звуками, человек научился контролировать свои умственные операции, восприятие и воображение, «...возгласы, сопутствовавшие страстям, способствовали развертыванию действий души, естественно порождая язык жестов - язык, который при своем возникновении в соответствии с незначительной степенью умственного развития... состоял... из одних лишь гримас и бурных телодвижений» [Кондильяк, 1980, с. 185]. Именно Кондильяк впервые высказал идею о первичности языка жестов.

Наиболее интересными, на наш взгляд, представляются идеи Кондильяка по поводу интонации, которая возникла, по его мнению, чтобы заменить язык жестов. Хотя интонация как самостоятельный объект научного изучения «начала исследоваться лингвистами сравнительно недавно, с середины XIX в.» [Дудина, 2013, с. 182]. Причем Кондильяк не делает различий между интонацией и просодией, понимая под этим повышение и понижение голоса, т. е. его модуляции, однако считает, что при возникновении языков интонация была близка к пению. В языке жестов можно было только подражать крикам. По мере развития языка голосовые модуляции становились все тоньше. Ум человека привыкал к новым идеям, связывал их со звуками, и уже не было необходимости слишком очевидно изменять свой голос.

Варьируя голосовые модуляции, можно с помощью одного и того же звука выражать различные смыслы, поскольку языковой инструментарий на раннем этапе возникновения языка был невелик. «Такая интонация была столь естественна для первобытных людей, что среди них были такие, которым казалось легче выражать различные идеи одним и тем же словом, произнесенным различным тоном, чем умножать количество слов по мере роста числа идей» [Кондильяк, 1980, с. 191]. Народы, которые до сих пор используют данный способ, например китайцы, обладают небогатым, по мнению автора, воображением, в отличие от народов, предпочитающих изобретать новые слова.

Кондильяк выделяет несколько функций интонации. Он связывает интонацию с декламацией, основная цель которой - передавать мысли

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

и сделать их легче усваиваемыми, т. е. здесь можно говорить о семантической функции. Помимо этого, интонация обладает экспрессивной функцией, повышая выразительность речи.

Разграничивая интонацию и пение, ученый утверждает, что не во всех языках они одинаково далеки друг от друга. Интонация «вводит в речь большие или меньшие ударения и даже чрезмерно их расточает или совершенно их избегает, потому что различие темпераментов не позволяет людям, живущим в разных климатах, чувствовать одинаковым образом. Именно поэтому разные языки требуют сообразно их характеру различных жанров декламации и музыки... тон, которым англичане выражают свой гнев, в Италии есть не что иное, как тон удивления» [Кондильяк, 1980, с. 219].

Любопытными представляются рассуждения Кондильяка о наиболее совершенной интонации, под которой понимается «та, которая благодаря присущей ей гармонии наиболее пригодна для выражения всякого рода характеров» [Там же, с. 220]. Для гармонии необходимы тембр, интервалы и ритм. В языке с совершенной интонацией ритмы должны ускоряться так, чтобы человеческий слух воспринимал паузы, необходимые для полного удовлетворения духа, причем долгие и краткие звуки и ударения должны чередоваться равномерно.

Идеалом в данном случае для Кондильяка выступают древнеримский и древнегреческий языки. Древнегреческий язык для него более благозвучен, потому что в нем больше ударений, чем в древнеримском. Наиболее чувствительным к гармонии является язык азиатов, потому что их интонация ближе всего к пению, а наиболее точный слог у северных народов, так как,

благодаря своему хладнокровному и флегматичному характеру, они раньше других народов отказались от жестов.

Идея о том, что различные интонации языков выражают различные темпераменты народов, говорящих на этих языках, а также рассуждения о совершенной интонации скорее согласуются с психологическим, а не логическим направлением в истории лингвистических учений. В будущем эти идеи найдут наиболее яркое выражение в трудах В. фон Гумбольдта о языке, выражающем дух народа.

Кондильяк оказал значительное влияние на дальнейшую историю развития лингвистической мысли. В частности, идеи о происхождении и разных стадиях развития языков, а также принципы как универсальной, так и психологической грамматики легли в основу учения Гумбольдта, преодолевшего односторонний подход в изучении языка и ставшего основоположником общего языкознания.

Библиографический список

1. Березин Ф.М. История лингвистических учений: учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа, 1975. 304 с.

2. Дудина С.П. Просодия и интонация в истории лингвистических учений // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 181-185.

3. Кондильяк Э.Б. де. О происхождении человеческих знаний // Сочинения: в 2 т. / общ. ред., вступит, ст. и примеч. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1980. Т. I. 334 с.

4. Пастернак Е.Л. Формирование основных направлений французской лингвистической мысли XVIII века: автореф. дис.... д-ра филол. наук. М., 2010. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.