Научная статья на тему 'Идентичность как важный аспект личности'

Идентичность как важный аспект личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / концепция / образ Я / личность / сознание / индивид / identity / concept / self-image / personality / consciousness / individual

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С. А. Лясковская

В статье рассматриваются различные теории и подходы к пониманию идентичности, которые сосредоточены на объяснении действий индивида в группе с точки зрения психических событий и состояний. Новизна исследования заключается в анализе современных концепций идентичности. Во Введении обоснована актуальность проблемы идентичности. В данном разделе рассматриваются работы авторов по проблеме образа «Я», представлены ва рианты описания понятия идентичности, перечислены его собственные признаки, а также проведен анализ определений понятия идентичности. Установлено, что в рамках данной проблемы многие исследования объясняют феномен идентичности на уровне не только индивидуального познания, но и коллективного поведения. В Разделе «Методы» описана выборка, на которой проводилось эмпирическое исследование – её составили 30 человек. Исследование личностной идентичности у данной выборки респондентов было проведено с использованием методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер. Целью исследования стал анализ и обобщение существующих представлений об идентичности, как о важном аспекте личности. В разделе «Результаты» представлен анализ полученных данных по методике. Было установлено, что чаще всего респонденты не определяют свой статус идентичности как осознанный выбор. Они неудовлетворены собой и своим выбором, не имеют ценности собственного «Я», а также часто находятся в кризисном состоянии. Об этом говорит преобладание среди респондентов диффузной идентичности и так называемого «моратория». В Обсуждении результатов представлен обзор концепций идентичности. По результатам исследования, как теоретического, так и эмпирического, автор делает вывод о малой изученности, но, в то же время, ключевой роли идентичности на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity as a significant personality aspect

The article discusses various theories and approaches to understanding identity, which focus on explaining the actions of an individual in a group in terms of mental events and states. The novelty of the research lies in the analysis of modern concepts of identity. The Introduction substantiates the relevance of the identity problem. This section examines the authors' works on the problem of the “I” image, presents options for describing the concept of identity, lists its characteristics, and analyzes the definitions of the concept of identity. It is established that within the framework of this problem, many studies explain the phenomenon of identity at the level of not only individual cognition but also collective behavior. The “Methods” section describes the sample on which the empirical study was conducted – it consisted of 30 people. The study of personal identity in this sample of respondents was conducted using the technique for studying the personal identity by L. B. Schneider. The purpose of the study was to analyze and generalize existing ideas about identity as a significant aspect of personality. The “Results” section presents an analysis of the data obtained by the method. It was found that respondents most often do not define their identity status as a conscious choice. They are dissatisfied with themselves and their choices, do not have the value of their own “I”, and are also often in a state of crisis. This is evidenced by the prevalence of diffuse identity and the moratorium among respondents. The Discussion of the results provides an overview of the concepts of identity. According to the results of the research, the author concludes that there is little knowledge, but at the same time, the key role of identity today.

Текст научной работы на тему «Идентичность как важный аспект личности»

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Научная статья

УДК 159.99

https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-4-25-32

Идентичность как важный аспект личности

Светлана А. Лясковская

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация lyaskovskayasa@pgk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются различные теории и подходы к пониманию идентичности, которые сосредоточены на объяснении действий индивида в группе с точки зрения психических событий и состояний. Новизна исследования заключается в анализе современных концепций идентичности. Во Введении обоснована актуальность проблемы идентичности. В данном разделе рассматриваются работы авторов по проблеме образа «Я», представлены варианты описания понятия идентичности, перечислены его собственные признаки, а также проведен анализ определений понятия идентичности. Установлено, что в рамках данной проблемы многие исследования объясняют феномен идентичности на уровне не только индивидуального познания, но и коллективного поведения. В Разделе «Методы» описана выборка, на которой проводилось эмпирическое исследование - её составили 30 человек. Исследование личностной идентичности у данной выборки респондентов было проведено с использованием методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер. Целью исследования стал анализ и обобщение существующих представлений об идентичности, как о важном аспекте личности. В разделе «Результаты» представлен анализ полученных данных по методике. Было установлено, что чаще всего респонденты не определяют свой статус идентичности как осознанный выбор. Они неудовлетворены собой и своим выбором, не имеют ценности собственного «Я», а также часто находятся в кризисном состоянии. Об этом говорит преобладание среди респондентов диффузной идентичности и так называемого «моратория». В Обсуждении результатов представлен обзор концепций идентичности. По результатам исследования, как теоретического, так и эмпирического, автор делает вывод о малой изученности, но, в то же время, ключевой роли идентичности на сегодняшний день.

Ключевые слова

идентичность, концепция, образ Я, личность, сознание, индивид Для цитирования

Лясковская, С. А. (2022). Идентичность как важный аспект личности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(4), 25-32. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-25-32

Лясковская С.А.

Идентичность как важный аспект личности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4,25-32 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ психологии

Research article

UDC 159.99

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-25-32

Identity as a significant personality aspect

Svetlana A. Lyaskovskaya

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation lyaskovskayasa@pgk.ru

Abstract

The article discusses various theories and approaches to understanding identity, which focus on explaining the actions of an individual in a group in terms of mental events and states. The novelty of the research lies in the analysis of modern concepts of identify. The Introduction substantiates the relevance of the identity problem. This section examines the authors' works on the problem of the "I" image, presents options for describing the concept of identity, lists its characteristics, and analyzes the definitions of the concept of identity. It is established that within the framework of this problem, many studies explain the phenomenon of identity at the level of not only individual cognition but also collective behavior. The "Methods" section describes the sample on which the empirical study was conducted - it consisted of 30 people. The study of personal identity in this sample of respondents was conducted using the technique for studying the personal identity by L. B. Schneider. The purpose of the study was to analyze and generalize existing ideas about identify as a significant aspect of personality. The "Results" section presents an analysis of the data obtained by the method. It was found that respondents most often do not define their identity status as a conscious choice. They are dissatisfied with themselves and their choices, do not have the value of their own "I", and are also often in a state of crisis. This is evidenced by the prevalence of diffuse identity and the moratorium among respondents. The Discussion of the results provides an overview of the concepts of identity. According to the results of the research, the author concludes that there is little knowledge, but at the same time, the key role of identity today.

Keywords

identity, concept, self-image, personality, consciousness, individual For citation

Lyaskovskaya, S. A. (2022). Identity as a significant personality aspect. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(4), 25-32. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-25-32

Введение

Проблема идентичности представляет значительный интерес для многих наук, среди которых особое место занимает психология. На сегодняшний день проблема идентичности

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

становится центральной из-за утраты социальных структур и потери значимости образа «Я» для личности и ее окружающего мира. Каждый человек, основываясь на своих чувствах, имеет свой индивидуальный путь развития, свои цели и идеалы в соответствии с внутренними осознанными и неосознанными потребностями и стремлениями. Все это свойственно для человека, для народа и не навязано извне. Когда человек, или народ, теряет это чувство, наступает кризис идентичности. Поиск жизненного смысла в нынешнее время является сложной задачей, что еще больше затрудняет интерпретацию в научной сфере (Маляров, 2013).

Идентичность связана с представлением о существовании определенных стратегий ее формирования, которые человек может использовать для адаптации к социальному миру.

Понятие идентичности описывается различными способами, такими как: «Я», «Я и личность», «Я и сущность». Они предлагают отправную точку попыток понять и объяснить, какой человек внутри и во внешнем мире. Существуют различные теории, которые были разработаны с целью понимания идентичности. Эти теории исследуют факторы, которые могут создавать, формировать и изменять идентичность, охватывая следующие аспекты: структура общества, взаимодействие с другими людьми и прошлый опыт.

Идентичность может быть определена как имеющая непосредственное отношение к связанным характеристикам индивидуального характера или группы. Идентичность можно рассматривать с точки зрения ее пассивной и активной формы, а также она может быть использована для обретения понимания того, как каждый человек видит себя.

А. В. Шишигин в своих исследованиях отмечал, что идентичность является одним из признаков сознания «Я», но имеет и свои признаки:

-первый признак - это чувство деятельности и осознание себя, как существа; -второй признак - это осознание единства с собой; -третий признак - это осознание своей идентичности;

-четвертый признак-это осознание того, что «Я» отличаюсь от остального мира (Шишигин,

2018).

Таким образом, идентичность рассматривается как сложный феномен, который является ключевым «блоком» современного общества, и до сих пор подлежит исследованию.

Термин «идентичность» психологи чаще всего используют, чтобы описать личность, или иные критерии, которые делают человека уникальным. Очень часто данный термин используют социологи для описания социальной идентичности или совокупности групповых качеств, которые определяют индивида. Тем не менее, эти определения не являются чем-то исчерпывающим или конкретным, потому как каждая дисциплина может использовать любую концепцию, при рассмотрении личности человека (Шефер, Бернд. 1993).

Если говорить об идентичности как психологическом феномене, имеющем историческое значение, то можно наблюдать ее развитие у самых истоков. Зарождающийся интерес к теоретическому осмыслению проблем общества как целостной системы стал все чаще возникать в научной сфере. В связи с этим, на современном этапе развития, личность, как часть всего общества, стала более важной (Гальчук, 2017).

Применение данного термина принадлежит Э. Эриксону, который рассматривал идентичность как образ себя в отношении к окружающему миру, а также адекватность и стабильность владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации. Среди компонентов идентичности, он называет индивидуальность, т. е. ощущение собственной

Лясковская С.А.

Идентичность как важный аспект личности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4,25-32 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ психологии

уникальности, единство и синтез (внутренний целостный образ) и социальную солидарность (ощущение сопричастности к социальной группе, обществу.

Э. Эриксон определял идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности с самой собой и культурой. Развитие личности включает в себя осознание причастности своей культуры и истории. Личные переживания помогают перерабатывать полученный опыт, переходить на следующую стадию развития идентичности человека и осваивать культурные образцы поведения (Щетинина. 2022).

В своих исследованиях О. В. Кобзева определяет идентичность как свойства психики человека в совокупном виде выражать представление о его принадлежности к различным социальным, языковым, национальным и профессиональным, религиозным, политическим и другим группам или иным общностям или отождествлять себя с окружающими (Кобзева, 2018).

А. К. Мамедов, изучая различные подходы к идентичности, отметил Баумана 3., который говорил о том, что, поиск идентичности - это открытый и постоянно меняющийся образ индивида, зависящий от изменяющегося современного мира. В условиях нестабильности и эфемерности окружающей действительности, индивид вынужден постоянно воссоздавать свое «Я», чтобы приспосабливаться к ней. Это вынужденная мера, которая постоянно трансформируется и требует определенных ресурсов (Мамедов, Якушина, 2015).

К. В. Злоказов, рассматривая вопросы идентичности в работах последователей Эриксона, подчеркивал точку зрения А. Ватермана, который рассматривал идентичность как результат самоопределения, в который входит жизненные ценности человека. По его мнению, необходима верность своей собственной личности и приобретенным принципам, которые определяют смысл и гармонию жизни, т. е. согласуют поведение для того, чтобы стать подлинной личностью (Злоказов, 2015).

Проблема идентичности развивалась в рамках определения самосознания, как образа «Я» и в контексте социализации личности.

Советский философ А. Г. Спиркин рассматривает самосознание как оценку человеком своих действий, чувств, мыслей, идеалов и мотивов поведений, а также как общую оценку себя и своего места в жизни (Спиркин, 1972).

И. И. Чеснокова в своей книге описывает самосознание как сложный психический процесс, который строится на восприятии множественных образов в различных ситуациях деятельности и поведении, и только затем в понятии собственного «Я», как субъекта отличного от других субъектов (Чеснокова, 1977).

При рассмотрении идентичности в контексте социализации личности, отмечается индивидуальный опыт, который подразумевает собой движущую силу развития личности, а также восприятие оценивания другими данной личности. Любое самоописание человека, любое его высказывание о себе имеет оценочный оттенок, поскольку когнитивная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а пробуждает в нем эти оценки. Таким образом, в «Я»-концепцию с необходимостью вносится самооценка, которую Л. В. Бороздина интерпретирует как личностное суждение о собственной ценности (Бороздина, 2011).

Теоретический обзор понятий «идентичность» позволяет нам отметить, что многие авторы указывают на то, что идентичность связана с представлениями о своей личности, ее ролью в обществе и личностными качествами. Вопрос о личной идентичности на сегодняшний день остается открытым.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Методы

Исходя из результатов теоретического обзора, нами было проведено исследование по изучению идентичности личности. Выборку составили 30 человек. Для определения личностной идентичности, была использована методика «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер.

Целью данной работы выступили анализ и обобщение существующих представлений об идентичности, как о важном аспекте личности.

Результаты

Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы (Рис. 1).

Рисунок 1. Исследование личной идентичности

Преждевременная идентичность была выявлена у 20% респондентов. Такая идентичность характеризуется как навязчивая идентичность, при которой индивид не может сознательно делать жизненный выбор. Чаще всего это не самостоятельные личности.

При диффузной идентичности индивид не имеет четких целей, ценностей и убеждений, а также отсутствует осознанность в их формировании. Таких респондентов определилось 23,3%. Это респонденты, которые неудовлетворенны собой и своими возможностями, имеют сомнения в ценности собственной личности, а также безразличны к собственному «Я». На их настоящую жизнь оказывает давление прошлое, в их настоящем много неопределенности.

Мораторий определяет статус идентичности личности, которая находится в кризисе и активно пытается разрешить его, рассматривая различные варианты. Таких респондентов определилось 23,3% из числа опрошенных.

Лясковская С.А.

Идентичность как важный аспект личности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4,25-32 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ психологии

При достигнутой идентичности, индивид обладает целями и ценностями, обеспечивающими ему чувство направленности и осмысленности жизни. Критериями достигнутой идентичности являются: ощущение ценности собственной личности, уверенность в себе и желание соответствовать идеальному представлению о себе. Таких респондентов было выявлено 16,6%.

Псевдоидентичность подразумевает либо отрицание своей уникальности, либо ее амбициозное подчеркивание. В некоторых случаях псевдоидентичность трактуется как гиперидентичность. Таких респондентов было выявлено 16,6%.

Таким образом, диффузная идентичность и мораторий были определены в большей степени. Это значит, что чаще всего респонденты не определяют свой статус идентичности, как свой осознанный выбор. Они неудовлетворены собой и своим выбором, не имеют ценности собственного «Я», а также очень часто находятся в кризисном состоянии.

Обсуждение результатов

Проведенный анализ научной литературы позволяет обозначить понятие идентичность как индивидуальную особенность личности. Быть идентичным - это значит ощущать себя независимым от обстоятельств внешней среды, иметь способность переживать хронологию своей жизни как единое целое своего «Я» (Шнейдер, 2019; Baumeister, 1997; Halpern, 1973).

В обществе, которое претерпевает глобальные изменения, человек находится в ситуации кризиса идентичности (Knight, Saxby, 2014). Этот кризис выражен в таких формах, как: жестокость, беспомощность, апатия, нигилизм и нарциссизм, депрессия, сексуальные извращения, употребление психоактивных веществ и алкоголя, а также в стремлении спрятаться от реального мира. Такая тенденция ведет к распаду, отсутствию жизненных целей, негативной автономии, утрате идеологии, и, как следствие всего, к потере идентичности.

В проведенном исследовании, которое было направлено на определение идентичности респондентов, было выявлено, что статус идентичности респондентов чаще всего не определяется ими как их осознанный выбор. Они неудовлетворены собой и своим выбором, не имеют ценности собственного «Я», а также, вероятно, с большой частотой переживают кризисные состояния.

Подводя итог по теме идентичности, можно отметить, что идентичность - это сложный феномен. Идентичность является ключевым аспектом развития человека в современном обществе, при этом, в научном поле она остается недостаточно изученной.

Литература

Бороздина, Л. В. (2011). Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией. Вестник

Московского университета. Серия 14. Психология, 7, 54-65. Гальчук, Д. С. (2017). Понятие «Идентичность личности». Вестник Бурятского государственного университета, 5, 44-51. Злоказов, К. В. (2015). Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона.

Педагогическое образование в России, 9, 155-161. Кобзева, О. В. (2018). Феномен идентичности в психологии. Проблемы современного образования, 58-2, 332-335. Маляров, Н. А. (2013). Жизненный путь человека: определение и содержание понятия.

Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2(2), 8-21.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY

Мамедов, А. К., Якушина, О. И. (2015). Поиск идентичности в современных реалиях: дикрет-ность, посттрадиционализм и индивидуализм. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 75(4), 20-30.

Спиркин, А. Г. (1972). Сознание и самосознание. М.: Политиздат.

Чеснокова, И. И. (1977). Проблема самосознания в психологии. М.: Наука.

Шефер, Б., Бернд, Ш. (1993). Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения. Иностранная психология, 7, 74-83.

Шишигин, А. В. (2018). Идентичность и «за ее пределами» критический анализ концептуального подхода Р. Брубейкера и Ф. Купера. Вестник Пермского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки, 2, 14-22.

Шнейдер, Л. Б. (2019). Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт.

Щетинина, А. А. (2022). Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона. Молодой ученый, 2(397), 185-189.

Baumeister, R. F. (1997). Chapter 26 - Identity, Self-Concept, and Self-Esteem: The Self Lost and Found. In R. Hogan, J. Johnson, S, Briggs (eds): Handbook of Personality Psychology (pp. 681-710). San Diego: Academic Press, doi: https://doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50027-5

Halpern, F. (1973). Chapter 8 - Identification, Identity, Self-concept, and Role. In F. Halpern (ed.): Survival: Black/White. Pergamon General Psychology Series, vol. 15 (pp. 137-154). Oxford: Pergamon. doi: https://d0i.0rg/l 0.1016/B978-0-08-016994-1.50011 -5

Knight, A., Saxby, S. (2014) Identity crisis: Global challenges of identity protection in a networked world. Computer Law & Security Review, 30(6), 617-632. doi: https://doi.Org/10.1016/j. clsr.2014.09.001

References

Baumeister, R. F. (1997). Chapter 26 - Identity, Self-Concept, and Self-Esteem: The Self Lost and Found. In R. Hogan, J. Johnson, S, Briggs (eds): Handbook of Personality Psychology (pp. 681-710). San Diego: Academic Press, doi: https://doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50027-5

Borozdina, L. V. (2011). The essence of self-esteem and its relation to the Self-concept. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, 7, 54-65. (in Russ.).

Chesnokova, 1.1. (1977). The problem of self-consciousness in psychology. Moscow: Nayka. (in Russ.).

Galchuk, D. S. (2017). Towards the concept of personal identity. Bulletin of Buryat State University, 5, 44-51. (in Russ.).

Halpern, F. (1973). Chapter 8 - Identification, Identity, Self-concept, and Role. In F. Halpern (ed.): Survival: Black/White. Pergamon General Psychology Series, vol. 15 (pp. 137-154). Oxford: Pergamon. doi: https://d0i.0rg/l 0.1016/B978-0-08-016994-1.50011 -5

Knight, A., Saxby, S. (2014) Identity crisis: Global challenges of identity protection in a networked world. Computer Law & Security Review, 30(6), 617-632. doi: https://doi.Org/10.1016/j. clsr.2014.09.001

Kobzeva, О. V. (2018). The phenomenon of identity in psychology. Problems of modern education, 58-2, 332-335. (in Russ.).

Malyarov, N. A. (2013). The life path of a person: definition and content of the concept. Personality in the changing world: health, adaptation, development, 2(2), 8-21. (in Russ.).

Лясковская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идентичность как важный аспект личности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4,25-32 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ психологии

Mamedov, А. К., Yakushina, О. I. (2015). In search for identity in the contemporary society: discontinuity, post-traditionalism, and individualism. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, /5(4), 20-30. (in Russ.). Schaefer, В., Bernd, S. (1993). Social identity and group consciousness as mediators of intergroup

behavior. Foreign Psychology, 7, 74-83. (in Russ.). Schneider, L. B. (2019). Psychology of identity: textbook and workshop for undergraduate and

graduate studies. 2nd ed., transl. 8¿ add. Moscow: Yurayt. (in Russ.). Shchetinina, A. A. (2022). Problems of research of the ethnic identity of a person within the framework of the epigenetic theory of E. Erickson. Young scientist, 2(397), 185-189. (in Russ.). Shishigin, A. V. (2018). Identity and "beyond": a critical analysis of the conceptual approach R. Brubaker and F. Cooper. Bulletin of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 3. Humanities and social sciences, 2, 14-22. (in Russ.). Spirkin, A. G. (1972). Consciousness and self-consciousness. Moscow: Politizdat. (in Russ.). Zlokazov, К. V. (2015). Issues of the identity development in studies of Erikson's followers. Pedagogical education in Russia, 9, 155-161. (in Russ.).

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.