Научная статья на тему 'ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ / ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / IDENTIFICATION / SELF-IDENTITY / EGO IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузина Дарья Владимировна, Акимова Мария Олеговна

Статья посвящена анализу проблемы исследования идентичности личности с точки зрения психологического исследования. Показано, почему в современных условиях вопрос о самотождественности, самоидентичности и прочности представлений о себе становится все более актуальным. Разведены понятия идентичность, идентификация, самотождественность. Представлен анализ развития содержания понятия «идентичность» в психоаналитическом, социальном, когнитивно-ориентированном и других направлениях. Представлены две базовые функции идентичности - адаптивная и организующая. Выделены теоретические подходы, рассматривающие идентичность как объективную, как субъективную и объективно-субъективную характеристику при организации психологического исследования. Представлены виды и уровни идентичности, такие как: «эго-идентичность», «личностная идентичность», «социальная идентичность». Авторами отмечено, что большинство исследователей видели в идентичности динамическую структуру, которая содержит в себе потребности, способности, убеждения и собственный опыт человека. В качестве предмета исследования идентичность чаще всего рассматривают как внутреннюю систему социальных регуляторов, благодаря которой личность выстраивает собственные взаимосвязи с окружающей действительностью, соотносит себя с определенной социальной и профессиональной группой, формирует собственную систему личностных ценностей, идеалов, норм, требований, отношений к миру и к самой себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузина Дарья Владимировна, Акимова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to a theoretical analysis of the problem of studying personality identity from the point of view of a psychological research. The article shows why the question of self-identity, self-identity and the strength of self-image is becoming increasingly topical in modern conditions. The concepts of identity, identification, self-identity are divorced. In the article are analysed the development of the content of the concept of "identity" in the psychoanalytic, social, cognitively oriented and other directions. Two basic functions of identity are presented - adaptive and organizing ones. Theoretical approaches are identified that consider identity as objective, as a subjective and objective-subjective characteristic in the organisation of psychological research. The types and levels of identity are presented such as: "ego-identity", "personal identity", "social identity". The authors noted that most researchers saw in identity a dynamic structure that contains the needs, abilities, beliefs and one’s own experience. As a subject of research, identity is most often considered as an internal system of social regulators, due to which a person builds its own relationships with the surrounding reality, relates itself to a certain social and professional group, forms its own system of personal values, ideals, norms, requirements, attitudes towards the world and yourself.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-122-126 УДК 159.9

Кузина Дарья Владимировна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Акимова Мария Олеговна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена анализу проблемы исследования идентичности личности с точки зрения психологического исследования. Показано, почему в современных условиях вопрос о самотождественности, самоидентичности и прочности представлений о себе становится все более актуальным. Разведены понятия идентичность, идентификация, самотождественность. Представлен анализ развития содержания понятия «идентичность» в психоаналитическом, социальном, когнитивно-ориентированном и других направлениях. Представлены две базовые функции идентичности - адаптивная и организующая. Выделены теоретические подходы, рассматривающие идентичность как объективную, как субъективную и объективно-субъективную характеристику при организации психологического исследования. Представлены виды и уровни идентичности, такие как: «эго-идентичность», «личностная идентичность», «социальная идентичность». Авторами отмечено, что большинство исследователей видели в идентичности динамическую структуру, которая содержит в себе потребности, способности, убеждения и собственный опыт человека. В качестве предмета исследования идентичность чаще всего рассматривают как внутреннюю систему социальных регуляторов, благодаря которой личность выстраивает собственные взаимосвязи с окружающей действительностью, соотносит себя с определенной социальной и профессиональной группой, формирует собственную систему личностных ценностей, идеалов, норм, требований, отношений к миру и к самой себе.

Ключевые слова: идентичность, идентификация, самотождественность, эго-идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность.

Информация об авторах: Кузина Дарья Владимировна, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия.

E-mail: dar603@yandex.ru

Акимова Мария Олеговна, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», г Красноярск, Россия.

E-mail: maria.o.a@mail.ru

Дата поступления статьи: 31.03.2020.

Для цитирования: Акимова М.О., Кузина Д.В. Идентичность как предмет психологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 122-126. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-122-126.

Dar'ya V. Kuzina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Mariya O. Akimova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

IDENTITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to a theoretical analysis of the problem of studying personality identity from the point of view of a psychological research. The article shows why the question of self-identity, self-identity and the strength of self-image is becoming increasingly topical in modern conditions. The concepts of identity, identification, self-identity are divorced. In the article are analysed the development of the content of the concept of «identity» in the psychoanalytic, social, cognitively oriented and other directions. Two basic functions of identity are presented - adaptive and organizing ones. Theoretical approaches are identified that consider identity as objective, as a subjective and objective-subjective characteristic in the organisation of psychological research. The types and levels of identity are presented such as: «ego-identity», «personal identity», «social identity». The authors noted that most researchers saw in identity a dynamic structure that contains the needs, abilities, beliefs and one's own experience. As a subject of research, identity is most often considered as an internal system of social regulators, due to which a person builds its own relationships with the surrounding reality, relates itself to a certain social and professional group, forms its own system ofpersonal values, ideals, norms, requirements, attitudes towards the world and yourself.

Keywords: identity, identification, self-identity, ego identity, personal identity, social identity.

Information about the authors: Dar'ya V. Kuzina, Candidate of Pedagogic Sciences, Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogic University, Krasnoyarsk, Russia.

E-mail:dar603@yandex.ru

Mariya O. Akimova, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology.

E-mail: maria.o.a@mail.ru

Article received: March 31, 2020.

For citation: Akimova M.O., Kuzina D.V. Identity as a subject of psychological research. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 122-126. DOI 10.34216/2073-1426-202026-2-122-126.

122

Вестник КГУ J 2020

© Кузина Д.В., Акимова М.О., 2020

В современном мире из-за проблемы интеграции технических средств в социум актуальным становится вопрос о новых особенностях процессов самосознания и саморазвития личности. Изменения, происходящие в сфере экономики и образования, несомненно, оказывают огромное влияние на развитие общества и социальные процессы, происходящие в нем. Содержание периода детства становится все более неопределенным, а увеличение информационной нагрузки на психику подрастающего поколения необратимым образом влияет на формирование новых поведенческих паттернов, эффективность которых пока невозможно оценить. В этих условиях вопрос о самотождественности и прочности представлений о себе становится все более актуальным.

Одной из важнейших человеческих потребностей является стремление к разнообразным взаимосвязям с окружающим миром, к коллективной жизнедеятельности, которая реализуется в результате отождествления человеком себя с конкретными социальными группами, их ценностями, своим социальным статусом в них. «Самоотождествление» (как процесс) определяется в науке посредством понятия «идентичность». Чаще всего данное понятие определяется как осознание индивидом своей принадлежности к определенной социальной группе, через которое он определяет свое место в культурном и социальном пространствах. Также понятие идентичность в научной литературе понимается и как интегративный феномен, который обеспечивает сопоставленность, соответственность внутреннего психологического содержания личности тому, какой она себя презентует, а также в качестве защиты личностного Я, реали-зованности собственной «Я-концепции», воплощения своей «самости», переживания целостности собственного существования. Идентичность личности как сложное психологическое образование включает сознательные и бессознательные компоненты, имеет сложную внутреннюю структуру и может проявляться в разных сферах.

Проблема нашего исследования заключается в необходимости проведения глубокого анализа различных подходов к определению понятия «идентичность» и уточнению ее характера (объективный, субъективный и пр.) в качестве предмета психологического исследования в связи с выявлением новых путей и способов формирования идентичности в современном технологическом социуме. Зная особенности процесса формирования идентичности, можно не только выявить различия между возрастными периодами развития личности, но и определить факторы, гармонизирующие этот процесс.

Проблема идентичности в классической традиции разрабатывалась изначально в философии, однако начиная со второй половины XX в. она вы-

ходит за пределы философии и становится также предметом различных психологических исследований. К. Ясперс, например, в своих работах рассматривает идентичность как один из признаков сознания. Он пишет, что осознание собственной идентичности означает «оставаться тем, кем был всегда, и при этом осознавать, что мое "Я" отлично от всего остального мира». Такая точка зрения рассматривает идентичность как субъективный фактор, но построенный на сравнении себя с другими людьми.

В это же время термин «идентичность» получает широкое распространение в связи с работами Э. Эриксона, выразившего суть данного явления в своей концепции. Эриксоном было переосмыслено введенное З. Фрейдом понятие «идентификации», он дополнил его понятием «идентичность», которую понимал как ощущение своего бытия независимым и неизменным от внешних обстоятельств. В своей теории он делает акцент на том, что идентичность - это, прежде всего, субъективное переживание, на которое могут влиять или не влиять внешние факторы, общественное мнение например. Так как это понятие рассматривается автором в достаточно широком контексте, то также в идентичность включаются «чувство принадлежности к определенной социальной группе» и «ощущение собственной жизни как целостного процесса». Данные компоненты помогают конкретизировать исследуемое явление и выделить у него две базовые функции - адаптивную (приспособление к изменяющимся условиям) и организующую (умение совмещать полученный опыт и свои индивидуальные характеристики). Ученый также различал понятие «идентичность индивида» и «идентичность группы», что стало основой для дальнейшего введения в научное обращение понятий «индивидуальная идентичность» и «социальная идентичность». Но с точки зрения организации исследований развития личности человека идентичность рассматривается им только как субъективная характеристика, к тому же она появляется у человека не сразу и становится доступна для внешнего исследования только в подростковом возрасте.

Наиболее ценным в теории Эриксона является введенное им понятие «эго-идентичность» [Эрик-сон: 47] как новый психосоциальный параметр, который появляется в подростково-юношеском возрасте. Сущность его заключается в том, что в этот период у подростков возникает кардинально новая для них социоличностная проблема - соединить собранные знания о самом себе в качестве представителя определенной социальной группы (как сын или дочь, ученик, спортсмен, художник, участник общественных организации и т. д.) и включить их объединенное содержание в преломлении временной перспективы (прошлое - будущее). Автор отмечает субъективное содержание эго-идентич-

ности и подчеркивает его внутренний конфликтный характер через соотношение собственных эго-представлений и мнения окружающих его людей.

Необходимо отметить, что основатель психоаналитической психологии (З. Фрейд) настаивал на замене понятия «идентичность» (которое отображает преимущественно такие качества, как стабильность, стойкость) [Фрейд: 25] на термин «идентификация», который фиксирует внимание, прежде всего, на переменчивости и становлении. Главной целью бытия человека является сохранение биопсихического здоровья, потому постоянство идентичности как условия такого равновесия, по их мнению, важнее изменений. В концепциях А. Адлера, Г. Салливена, К.Г. Юнга, К. Хорни подчеркивается необходимость исследования взаимодействия внутреннего «Я» и общества как основы для более глубокого понимания природы идентичности. Эго-психологи (Х. Гартман, Э. Крис, Д. Рапопорт) изучали продолжительность циклов развития «Я», рассматривая их в качестве кризисов зрелости личности, а именно - социальной стороны «Я», которая носит субъективный характер.

В современной социальной психологии и социологии (Т. Парсонс, Дж.Г. Мид, Ч. Кули и др.) идентификация выступает в качестве основы процесса социализации, предусматривающего присвоение личностью моделей поведения, социокультурных образцов, социальных ролей. Большинство зарубежных авторов «идентичность» рассматривают как определенную основу, на которую наслаиваются отдельные представления о себе. Но при этом она носит регулятивный характер и обеспечивает согласованность, целостность представлений индивида о себе, а также определяет особенности его социального поведения.

Среди зарубежных ученых, в исследованиях которых предметом изучения была именно идентичность, также следует отметить Дж. Мида, Г. Теджфела и Дж. Тернера. Например, Мид проанализировал роль социальной идентичности при регуляции поведения в контексте проблемы соотношения социальной детерминации и свободы личности. Исходя из его теоретических размышлений, «Me» («Я глазами других») не обеспечивает нормативную активность «I» («Я как есть»), а, наоборот, регулирует собственную излишне нормативную активность личности [Мид: 116]. Изучая идентичность, он также приписывал ей социальную обусловленность, считая, что идентичность является результатом социального опыта взаимодействия с другими людьми: она формируется лишь при ин-тегрированности индивида в социальную группу и общение [Mead: 22].

Также, как и Мид, ведущим в формировании идентичности считали именно социальный фактор основатели теории социальной идентичности Теджфел и Тернер. Исследователи отмечали, что

«сдвиг» идентичности к полюсу социальной самокатегоризации определяет межгрупповое (то есть нормативное) поведение, а к полюсу личностной самокатегоризации - межличностное поведение. Таким образом, система включает две подсистемы: личностную и социальную идентичность [Tajfel: 9]. И под «идентичностью» Тернером понимается «осознанное самоопределение социального субъекта» [Turner: 60]. Соотношение данных типов идентичности в структуре «Я-концепции» определяет механизм конструирования поведения человека.

В работах Г. Брейкуела и других когнитивных психологов идентичность рассматривается как когнитивное образование, которое выполняет познавательную функцию в соответствующих условиях [Breakwell: 182]. Личностная идентичность определяется как сумма интеллектуальных, моральных и физических черт индивида, в то время как социальная - это совокупность отдельных идентичностей, основанных на его принадлежности к различным социальным подсистемам, следовательно, между личностной и социальной идентичностью существует определенная субъективная взаимосвязь. Другой известный ученый, Ж. Пиаже, рассматривает идентичность с другой стороны. Для него наиболее важным является ее «неизменный характер», что позволяет рассматривать данный параметр как объективный при проведении исследований развития детского мышления в раннем возрасте.

Среди отечественных ученых, которые стали популяризаторами исследования разных аспектов идентичности, следует в первую очередь назвать И.С. Кона. Ученым выделялась психофизиологическая, социальная и личностная идентичность, то есть она содержала как объективные, так и субъективные характеристики [Кон: 56].

Идентичность, по мнению современной отечественной исследовательницы Л.Б. Шнейдер, объединяет в себе роли, индивидуальный и социальный опыт, цели, ценности, установки, мотивы, эмоции, персональные конструкты, смыслы и хронотопы (временная и пространственная организация личности), а ее ведущими параметрами для измерения являются смысловой, ценностный и оценочный. Достижение идентичности предусматривает аутентичность самопринятия, высокий уровень интеграции отдельных динамических и противоречивых образов «Я» в целостную систему, обеспечивающую стойкое индивидуально-личностное самоопределение [Шнейдер: 17]. Соответственно, в данной теории делается акцент на двойственном характере изучаемого явления, так как с одной стороны - это отражение представлений как изнутри, так и снаружи (объективный характер), а с другой стороны - это представление о своем Я в его самоощущении и процессе жизнедеятельности (внутренний характер).

В современной российской научной литературе чаще всего идентичность разделяют на личностную и социальную. О.В. Беляева и М.М. Конча-ловская определяют личностную идентичность как социальное по происхождению структурное комплексное образование (набор черт или других индивидуальных характеристик), «связанных с осознанием индивидом себя относительно отношений с окружающим миром, с нормами, моральными эталонами и ценностями, в соответствии с которыми происходит самооценивание и построение системы взаимодействий и отношений с миром и самим собой» [Беляева: 4]. На этом основании Кончаловская считает, что личностная идентичность является своеобразным показателем социализации человека [Кончаловская: 6].

Что касается социального типа идентичности, то в его основе лежит процесс самосравнения в группе и определения места своего «Я» во вну-тригрупповой иерархии. Она предполагает осознание собственной принадлежности к конкретным социальным сообществам и группам. Сформированная социальная идентичность представляет собой предопределенную интерпретацию и реализацию социального запаса знаний, благодаря которому она поддерживается и видоизменяется.

Е.О. Труфанова также различает индивидуальный и социальный уровни идентичность. Под индивидуальным уровнем она понимает набор персональных характеристик, который делает данного индивида уникальным. Социальный уровень, по мнению Труфановой, связывает идентификацию индивида с «ожиданиями и нормами той социальной сферы, в которую он погружен. Эти уровни имеют тесную взаимосвязь, так как представления человека о самом себе развиваются и возникают как результат влияния со стороны общественных предписаний» [Труфанова: 14], что в свою очередь определяет субъективный характер изучаемого явления.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что идентичность наиболее часто определяют в качестве: динамической системы, развивающейся нелинейно в течение жизни индивида и имеющей иерархическую сложную структуру; оценивания и осознания личностью своей принадлежности к определенной социальной категории (или группе); субъективно приобретенного образа себя, построенного на спектре отношений личности с окружающим миром, чувстве соответствия и стабильности собственного «Я» вне зависимо от ситуаций.

В качестве предмета исследования идентичность чаще всего рассматривают как внутреннюю систему социальных регуляторов, благодаря которой личность выстраивает собственные взаимосвязи с окружающей действительностью, соотносит себя с определенной социальной и профессиональной группой, формирует собственную систему личностных ценностей, идеалов, норм, требова-

ний, отношений к миру и к самой себя и пр. Также идентичность понимается как непрерывный процесс, на протяжении которого человек может формировать и изменять уже существующую структуру (личностную, социальную, социокультурную, профессиональную, семейную и др.) в зависимости от внутренних и внешних изменений.

В заключение следует отметить, что идентичность - это прежде всего внутреннее, субъективное состояние личности, в котором выражается осознание ею себя как своеобразной стойкой системы, переживание постоянного центрирующего Я и его сохранение. Поэтому именно идентичность играет определяющую роль в формировании и развитии личности, является своеобразным критерием уровня ее социализации и успешности в современном мире.

Таким образом, проведенное нами исследование проблемы изучения идентичности как предмета психологического исследования показало, что современная психология рассматривает идентичность как субъективный фактор в развитии личности. Существуют подходы, выделяющие как субъективные, так и объективные факторы при проведении исследования данного явления, но их недостаточно много. Ряд авторов выделяют личностную и социальную идентичность либо как виды, либо как уровни ее развития, но описания точных возрастных границ их формирования нами обнаружено не было.

Следовательно, на сегодняшний день идентичность как предмет психологического исследования продолжает рассматриваться с совершенно разных позиций, не существует единого подхода к пониманию данного феномена, не выделены социально-психологические условия для ее формирования в конкретные возрастные периоды, что дает нам возможность наметить пути дальнейшего исследования в рамках отмеченной научной проблематики.

Список литературы

Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 20 с.

КонИ.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

Кончаловская М.М. Особенности становления личностной идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 21 с.

Мид Дж. Г. Избранное. Сборник переводов / сост. и пер. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Еф-ременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.

Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентич-ностей // Вопросы философии. 2010. №2 2. С. 13-22.

Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо, 2015. 648 с.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 600 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

Breakwell G.M.Integrations, paradigms, methodological implication, G.M. Breakwell, D.V. Center. Empirica approaches to socialrepresentation. Oxford, 1993, pp. 180-201.

Mead G.H. Mind, Self and Society: from the standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, University of Chicago Press, 1962. 350 p.

Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior, H. Tajfel, J.C. Turner. Psychology of Intergroup Relations. Chicago, Nelson-Hall, 1986, pp. 7-24.

Turner J.C. The experimental social psychology of intergroup behavior, J.C. Turner, H. Giles (Eds). Intergroup behavior. Oxford, 1984. 360 p.

References

Beljaeva O.V. Dinamika lichnostnoj identichnosti v podrostkovom vozraste [Dynamics of personal identity in adolescence]: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2001, 20 p. (In Russ.)

Kon I.S. V poiskah sebja. Lichnost' i ee samosoznanie [Looking for himself. Personality and

her self-consciousness]. Moscow, Politicizdat Publ., 1984, 335 p. (In Russ.)

Konchalovskaja M.M. Osobennosti stanovlenija lichnostnoj identichnosti v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste [Peculiarities of the formation of personal identity in pre-school and junior school age]: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, MGU Publ., 2006, 21 p. (In Russ.)

Mid Dzh.G. Izbrannoe. Sbornik perevodov [Chosen. Collection of translations, J. Mid]; sost. i per. s angl. V.G. Nikolaev; otv. red. D.V. Efremenko. Moscow, INION RAN Publ., 2009, 290 p. (In Russ.)

Trufanova E.O. Chelovek v labirinte identichnostej [Man in the maze of identities]. Voprosy filosofii [Philosophy Issues], 2010, № 2, pp. 13-22. (In Russ.)

Frejd Z. Ja i Ono [I and It]. Moscow Eksmo, 2015, 648 p. (In Russ.)

Shnejder L.B. Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening [Professional identity: theory, experiment, training]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, NPO «MODEK» Publ., 2004, 600 p. (In Russ.)

Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis: perevod s angl. [Identity: Youth and crisis]. Moscow, Flint Publ., MPSI Publ., Progress Publ., 2006, 352 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.