3. Karapetyan L.V. Sub'ektivnoe blagopoluchie kak uslovie oschuscheniya psihologicheskoj bezopasnosti v chrezvychajnoj situacii. Bezopasnost' lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 23-24 oktyabrya. Ekaterinburg, 2014.
4. Ryff C.D. Psychological Well-Being in Adult Life. Current Directions in Psychological Science. 1995; Vol. 4; № 4.
5. Dzhidar'yan I.A. Psihologiya schast'ya i optimizma. Moskva: Institut psihologii RAN, 2013.
6. Argajl M. Psihologiya schast'ya. Sankt-Peterburg: Piter, 2003. Available at: http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/psihologija-schastja
7. Bahareva N.K. Sub'ektivnoe blagopoluchie kak sistemoobrazuyuschij faktor tolerantnosti. Avtoreferat discertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2004.
8. Kollekciya slovarej i 'enciklopedij. Available at: http://slovari.bibliofond.ru/Default.aspx
9. Fesenko P.P. Osmyslennost' zhizni i psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti. Avtoreferat discertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.
10. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnyh koncepcij i metodika issledovaniya. Psihologicheskaya diagnostika. 2005; 3.
11. Ponomarenko T.I. Ustanovka kak faktor formirovaniya strategii povedeniya. Avtoreferat discertacii ... kandidata psihologicheskih nauk Novosibirsk, 1998.
Статья поступила в редакцию 24.01.17
УДК 159. 923. 2
Mironov A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
IDENTITY AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY: DEFINITION AND STRUCTURE. The problem of identity has been occupying a central place in human personality study for many years. This phenomenon has been the subject of research in various sciences, especially in such sciences as psychology, philosophy, sociology, culturology. The article discusses the human identity in a psychological aspect. The theoretical review of psychological concepts of identity is presented here. The author describes structural components of identity: personal and social identity. The article also examines the relationship between social and personal identity in various psychological theories and points out the complex nature of their relationship in a coherent identity structure.
Key words: identity, personal identity, social identity, self-determination, identification.
А.В. Миронов, канд. психол. наук, доц. Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск,
E-mail: [email protected]
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА
Проблема идентичности на протяжении долгих лет занимает одно из центральных мест в изучении личности человека. Данный феномен выступает предметом исследования в рамках различных наук, прежде всего, таких как психология, философия, социология, культурология. В статье рассматривается идентичность человека в психологическом аспекте. Представлен теоретический обзор психологических концепций идентичности. Описаны структурные компоненты идентичности: личностная и социальная идентичность. Отдельно рассматривается вопрос о соотношении социальной и личностной идентичности в различных психологических теориях, отмечается сложный характер их взаимосвязи в целостной структуре идентичности.
Ключевые слова: идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность, самоопределение, идентификация.
На современном этапе развития социально-психологического знания отмечается устойчивый интерес исследователей к изучению такого феномена как идентичность. Прежде всего, это связано со стремительными изменениями, происходящими в обществе, которое в каждой фазе своего развития требует определённого типа личности. В наше время, когда происходит усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, когда социально-исторический, технический прогресс в несколько раз опережает смену поколений, человек должен достаточно оперативно решать возникающие проблемы, быть социально мобильным, уметь ставить реальные жизненные и профессиональные цели, самостоятельно организовать свою деятельность, устанавливать социальные контакты. Выполнение этих и других требований, предъявляемых обществом к личности, во многом будет зависеть от того, насколько устойчивой и гармоничной будет её идентичность.
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности имеет довольно длительную историю, и широко представлена в трудах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии (З. Фрейд, 1989; У. Джеймс, 1991; К. Юнг, 1996); современных авторов (К. Роджерс, 1961; Ю. Хабермас, 1976; Э. Эриксон, 1996); в трудах отечественных исследователей (И.С. Кон, 1981; В.С. Агеев, 1990 и других [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
А.В. Микляева и П.В. Румянцева справедливо отмечают, что исследователи идентичности так и не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития термина «идентичность» от античности через немецкую классическую философию и до постмодерна, то в психологии сделать это проблематично, поскольку, войдя в терминологический аппарат психологической науки, по-
нятие обрело множество смыслов в связи с множественностью теоретических парадигм его интерпретаций [9; 10].
Принято считать, что в психологии проблематика идентичности берет свое начало в психоанализе. Так, в 1914 г. выходит в свет работа З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В ней впервые в психологическом контексте используется понятие «идентификация». В своей работе З. Фрейд рассматривал идентификацию в двух аспектах, как бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями, и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой. В этой работе был обозначен потенциал идентификации как понятия, разделяемого членами группы, общего для них, что открыло возможность исследования природы группы [11].
Здесь необходимо отметить, что само понятие «идентичность» З. Фрейд не употребляет, а упоминает лишь об идентификации. В науке данные понятия не принято считать тождественными, так как «идентичность» используется для обозначения некоторого состояния, а идентификация как процесс, ведущий к данному состоянию [12].
Окончательно придал понятию «идентичность» статус самостоятельной научной категории Э. Эриксон. Он внес большой вклад в разработку данного понятия с точки зрения его динамической структуры, все дальнейшие исследователи данной проблематики, так или иначе, опирались на данную концепцию.
Э. Эриксон считал, что идентичность личности является, как природно, так и социально обусловленной категорией, поскольку объединяет в себе природные задатки, потребности и способности, а также значимые идентификации и постоянные, устойчивые социальные роли. Впоследствии, благодаря работам Г. Тэджфела и его последователей, социальные аспекты идентичности получили в психологической литературе относительно самостоятельный статус, что породило продолжающуюся и се-
годня дискуссию о соотношении личностной и социальной идентичности [13].
Личностная идентичность в психологии рассматривается как самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: этносу, классу, полу, культуре [14].
Далее рассмотрим непосредственно соотношение данных видов идентичности в различных психологических теориях. Например, Г. Тэджфел и Э. Эриксон рассматривают их как полюса одной дихотомической оси. В таком случае идентификация осуществляется от одного полюса к другому, то есть когда человек акцентируется на проблемах индивидуального характера, он переходит на полюс личностной идентичности, а когда на проблемах группового характера, полюс меняется на противоположный [6; 13].
Р Дженкинс, наоборот, полагает, что индивидуальная уникальность и коллективная разделённость могут быть поняты как нечто очень близкое, если не то же самое, как две стороны одного и того же процесса. Различие между ними заключается в том, что в случае личностной идентичности подчеркиваются отличительные характеристики индивидов, а в случае социальной - схожие характеристики [15].
Дж. Тернер отметил наличие реципрокной взаимосвязи между идентичностями, при которой усиление одной приводит к снижению другой. Подобную идею высказывал отечественный психолог В.С. Агеев, отмечавший обратное отношение между личностным и групповым началом [8].
Соотношение личностной и социальной идентичностей как противодействующих сторон представлено в работе A. Curle, при этом противодействие во многом зависит от выраженности каждой из идентичностей. На основе выраженности каждого из типов A. Curle выводит психологическую типологию личности с подробным описанием [16].
По-иному представлена проблема соотношения личностной и социальной идентичности в трудах Г. Брейкуэлл. С точки зрения реальной динамики, личностная и социальная идентич-
Библиографический список
ности - не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней. Г Брейкуэлл отмечает социальное происхождение идентичности, причем, она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной [17].
Взаимосвязь личностной и социальной идентичности также можно увидеть в работах Э.Фромма, однако, в отличие от Г. Брэйкуэлл он считает, что вторичной является не личностная, а социальная идентичность. Социальная идентичность появляется как противоположный полюс идентичности персональной. Путём самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, социальными стандартами человек избегает одиночества, таким образом, удовлетворяя одну из ведущих человеческих потребностей, составляющей самую сущность человеческого бытия.
Некоторые авторы пытаются показать независимость личностной и социальной идентичностей. Так Ж-К Дешам и Т. Дево на основе исследований приходят к выводу, что личностная и социальная идентичность это равные элементы Я, не связанные между собой [18].
Концепцию баланса идентичности предлагает Ю. Хабермас. Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентич-ность. Вертикальное измерение - личностная идентичность -обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Человек на протяжении жизни стремится к поиску компромисса между этими двумя основными вопросами [5].
Рассмотрев ряд концепций идентичности, мы можем сделать вывод, о том, что на сегодняшний день не существует единого мнения в соотношении социальной и личностной идентичности. Несмотря на это, можно отметить, что наиболее распространенной точкой зрения на их соотношение является взаимосвязь между ними как неотъемлемыми компонентами идентичности человека.
1. Фрейд З. Психология бессознательного. Москва: Просвещение, 1990.
2. Джемс У. Психология. Москва: Педагогика, 1991.
3. Юнг К.Г. Психологические типы. Санкт-Петербург: Азбука, 1996.
4. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.
5. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M. 1976 (stw 154).
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996.
7. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. Москва: Политиздат, 1984.
8. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. Москва: МГУ, 1990.
9. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью. Вопросы философии. 1998; 2: 43 - 53.
10. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. Санкт-Петербург: РГПУ, 2008.
11. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. Москва: Смысл, 1998.
12. Ядов В.А. Социальные и социально - психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Мир России. 1995; 3/4: 158 - 181.
13. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982a.
14. Психология самосознания: [хрестоматия по социал. психологии личности]. Ред., сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 1999.
15. Белопольская Н.Л. Самосознание проблемных подростков. Москва: Институт психологии РАН, 2007.
16. Curle A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action. London: Tavistock publication, 1972.
17. Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. Вопросы психологии. 2000; 1: 135 - 142.
18. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Диссертация ...доктора психологических наук. Ярославль, 2003.
References
1. Frejd Z. Psihologiya bessoznatel'nogo. Moskva: Prosveschenie, 1990.
2. Dzhems U. Psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.
3. Yung K.G. Psihologicheskie tipy. Sankt-Peterburg: Azbuka, 1996.
4. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.
5. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M. 1976 (stw 154).
6. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'i krizis. Moskva: Progress, 1996.
7. Kon I.S. Vpoiskah sebya: lichnost'i ee samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1984.
8. Ageev V.S. Mezhgruppovoe vzaimodejstvie: social'no-psihologicheskie problemy. Moskva: MGU, 1990.
9. Malahov V.S. Neudobstva s identichnost'yu. Voprosy filosofii. 1998; 2: 43 - 53.
10. Miklyaeva A.V. Social'naya identichnost'lichnosti: soderzhanie, struktura, mehanizmy formirovaniya. Sankt-Peterburg: RGPU, 2008.
11. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti. Moskva: Smysl, 1998.
12. Yadov V.A. Social'nye i social'no - psihologicheskie mehanizmy formirovaniya social'noj identichnosti lichnosti. Mir Rossii. 1995; 3/4: 158 - 181.
13. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982a.
14. Psihologiya samosoznaniya: [hrestomatiya po social. psihologii lichnosti]. Red., sost. D.Ya. Rajgorodskij. Samara: BAHRAH-M, 1999.
15. Belopol'skaya N.L. Samosoznanie problemnyh podrostkov. Moskva: Institut psihologii RAN, 2007.
16. Curle A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action. London: Tavistock publication, 1972.
17. Pavlenko V.N. Predstavlenie o sootnoshenii social'noj i lichnostnoj identichnosti v sovremennoj zapadnoj psihologii. Voprosy psihologii. 2000; 1: 135 - 142.
18. Ivanova N.L. Psihologicheskaya struktura social'noj identichnosti. Dissertaciya ...doktora psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2003.
Статья поступила в редакцию 02.02.17