Научная статья на тему 'Идентичность как оператор гуманитарных технологий'

Идентичность как оператор гуманитарных технологий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентичность как оператор гуманитарных технологий»

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ

Х. Г. Тхагапсоев,

доктор философских наук, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОПЕРАТОР ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современный этап социальной истории определяется по-разному, как постиндустриальный, информационный, «канун общества знаний», в силу необычайной изменчивости его специфических черт. Пожалуй, бесспорна и устойчива лишь одна черта эпохи — ныне технология выступает не только в качестве базового механизма социального бытия и «демиурга» форм жизнедеятельности (чем она всегда была), но и как регулятивный фактор, определяющий цели и ценности цивилизационного развития.

Технология как ««наше все»

(или от науки познания к наукам технологий)

Тотальная установка на технологию обретает характер парадигмы культуры, настойчиво заявляя о себе в мышлении и деятельности человека, в науке и образовании, в политике и искусстве — во всех сферах социального бытия. В этом контексте и науки все чаще и жестче подразделяются на «познающие» (теоретические) и «делающие» (технологические) [1]. Более того — утверждаются представления о неустранимой погруженности науки в технологический дискурс, неразрывном сцеплении науки и технологии, как и идея о том, что именно в технологиях проявляются базовые цели познания и предназначение научного знания [2]. В этой ситуации неудивительно, что интенции современной науки (само миропонимание в ее рамках) становятся «технологическими» — мир видится и полагается не столько как пред-

метные множества, требующие описания и объяснения, понимания/интерпретации, сколько как каузальные процессы и трансформации, т. е. потенциальные технологии, освоение коих полезно и выгодно. Соответственно меняются и ценностные ориентиры познания — теперь интерес и значимость представляют не знание само по себе, а те технологии, что в них «заключены». В итоге складывается такая культура научного познания, когда процесс выработки знания встраивается в процессы создания новых технологий (что особенно типично для информационных технологий), превращая само познание в некий побочный продукт производственно-технологической деятельности. Таким образом, формой бытия науки становится не только и не столько генерирование знания, сколько порождение и тиражирование технологий.

В означенном контексте тотальной тех-нологизации бытия человека развиваются и гуманитарные технологии (ГТ); неуклонно ширится их спектр и пространство применения — от рекламных и политических технологий до педагогики и экспертной деятельности.

Практическая эффективность этих технологий очевидна, хотя в научногуманитарной среде высказываются предостережения, подчас резкие: ГТ способны причинить человеку вред — вплоть до «опасного разжижения мозгов» вследствие манипулирования сознанием [3. С. 12]. От себя добавим — озадачивает и то обстоятельство, что теория гуманитарных

технологий пока явно отстает от темпов и масштабов их (ГТ) тиражирования и применения.

Конечно, уже прошли времена, когда сама постановка вопроса о ГТ (возможность и правомерность существования подобных технологий) воспринималась не иначе, как «квадратура круга» [4]. Впервые масштабная постановка проблемы гуманитарных технологий в сфере образования была осуществлена в рамках инновационного проекта-победителя Герценовского университета в 2007—2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (руководитель программы Г. А. Бордовский, директор-координатор программы С. А. Гончаров). В рамках реализации программы был разработан целый комплекс методических материалов и проведена серия междисциплинарных исследований этой проблемы, опубликован целый ряд специальных работ. Это направление продолжает развиваться в Герценовском университете и сегодня, соприкасаясь с работами по герменевтике социотекста и проблемам понимания, анализа, интерпретации*. Однако до формирования системных теорий, способных обеспечить проектирование гуманитарных технологий и эффективное управление ими, пока еще далеко.

О самом главном в технологиях — об операторе.

Понимание сути и смысла технологии исторично — претерпевают изменения в контексте развития познания и преобразовательной деятельности человека, но неизменным остается ее определяющий структурный признак. А именно: технология всегда строится как некая совокупность составных элементов-операций (действий, преобразований и прочих процедур), подлежащих реализации в определенной последовательности. Именно выполнение системно взаимосвязанных операций по изменению состояния объекта являет собой

суть технологии и способ достижения ее цели (целей). При этом конкретный состав операций и порядок их выполнения создают (задают) операторы технологии. От них и зависят все нюансы технологий.

Когда речь идет об инженерных технологиях, связанных с преобразованиями вещества, энергии и отчужденных форм информаций (цифровых, графических, знаково-символических), выполнение каждой операции вызывает заранее запланированные и поддающиеся контролю изменения в объекте технологического воздействия (т. е. в операнде). Иначе говоря, последствия каждой операции инженерных технологий предсказуемы и поддаются контролю, поскольку здесь все строится на основе каузальных процессов физики, химии, биологии или строгих математических отношений, которые и выступают в роли операторов технологий. Иное дело гуманитарные технологии. Они, увы, не имеют детерминированных оснований, позволяющих вести посредством неких строго контролируемых операций «состояние объекта» к требуемой (желаемой) кондиции. Но означает ли это, что ГТ лишены организующих начал, т. е. операторов, способных обеспечить развертывание технологий к достижению заранее намеченных целей (замыслов)? Оказывается, нет: гуманитарные технологии имеют собственный тип операторов и в качестве такового, как показывает анализ, выступает идентичность. Данная работа является попыткой это продемонстрировать.

Идентичность как универсальная

форма оператора гуманитарных технологий

Любое понятие, как известно, суть единство различных аспектов, граней и моментов предмета понятия. Многообразие референтов и значений, соотносимых с понятием идентичность, таково, что объемлет едва ли ни все сферы бытия. Однако, как показывает анализ, существующие концеп-

ции, в общем трактуя идентичность в качестве формы и меры тождественности и самотождественности вещи, расходятся во взглядах, как на спектр вещей, что принципиально соотносимо с этим понятием в роли референта, так и на когнитивный статус этого понятия. В зависимости от того, как эти вопросы решаются, можно выделить три концепции идентичности [5].

Первая, в которой ключевая роль отводится субъективному началу и соотносит идентичность лишь с ментально-психическими процессами самоотождествления индивида с некими образцами (субъектами, нормами, образами) социально-культурного бытия по поводу того, «кто Я, с кем схож».

Вторая, где идентичность предстает как нечто эссенциальное, онтологичное — «как стержень человека» (что берет начало от З. Фрейда).

Третья концепция отличается тем, что в ее рамках за идентичностью видится нечто предикативное: признаки, свойства, отношения и связи, выражающие самотожде-ственность объекта или вещи любой субстанциональной природы (материальной, идеальной) [6]. При этом, что важно отметить, признаки и свойства, о которых идет речь, таковы, что могут быть объективированы и означены как некие маркеры (паттерны), системно-целостная совокупность которых создает и выражает идентичность объекта.

Очерченные (разумеется, весьма схематично) контуры смыслового поля рассматриваемой дефиниции показывают, что идентичность относится к числу общих, собирательных и абстрактных понятий весьма широкого плана и на нее может быть распространена существующая типология научных понятий, с вытекающими оттуда методологическими последствиями.

Однако, как показывает анализ, дефиниция «идентичность» обладает такими признаками, что присуще не только понятиям, но и «более крупным» формам знания. В частности, идентичность (этническая, на-

пример), выступая как теория, констелли-рует и синтезирует в целостность знания, в которых отразились типы ментальности и социальности, психотипы и формы культуры, поведенческие схемы и ценностные установки, жизненные стратегии и темпо-ральности социума. В то же время идентичность, как и научный закон, выражает некие формы регулярности (порядка, подобия, определенности, регулярности). И, наконец, идентичность, как и картина объектного мира, выступает в качестве предпосылочного знания, поскольку процесс социально-гуманитарного познания включает идентификацию объектов познания, изначально полагая некие образы их идентичности. При этом, как показывает дискурсивная практика, идентичность фактически соотносима и соотносится с любой формой бытия — от универсальных и формализованных логико-математических форм (конструкций) до уникальных и спонтанных форм самоощущения конкретного человека. К тому же идентичность выражает не только черты и признаки объекта или же связи—отношения объектов и субъектов (на что чаще всего обращают внимание), но и то, как эти отношения воспринимаются, оцениваются и интерпретируются субъектами познания и агентами действия.

Если учитывать изложенные обстоятельства в совокупности, идентичность являет собой не какой-то особый (специфицированный) тип субъектности (Я-образ, Я-концепцию, самость), как часто утверждается, или же некую реально бытующую онтологическую сущность («стержень личности», «этничность»), а знаниевый конструкт (дефиницию), форму знания и предикации о сущностях: вещественных, ментальнопсихических, знаково-символических, объектных и процессных, с коими это понятие соотносится. Иначе говоря, идентичность относится к ряду гносеологических категорий, на основе которых осуществляются репрезентация и осмысление реальности (социальной, культурной, психической).

Ведь любая сущность сопряжена не только с формой и содержанием, но и с идентичностью («образом»), выражающей конкретизированный тип единства формы и содержания, количества и качества, структуры и функции, что и создает само-тождественность любой сущности (вещи, смысла, идеи, моды, бренда). Вот здесь и кроется операторный потенциал идентичности. Точно так же, как обобщенные формы естественнонаучного знания (законы, теории, принципы) порождают идеи, тип и конкретную операционную структуру той или иной инженерной технологии, идентичность (наряду с такими обобщенными формами гуманитарного знания, как идеальный тип, образ, этические императивы и прочие регулятивы социального порядка) создает операторную основу для ГТ. Здесь, вероятно, напрашиваются пояснения.

Идентичность, как уже подчеркивалось, являет собой способ фиксации (отображения) формы определенности («узнаваемости») и регулярности бытия, в частности тождественности вещи, объекта (или же «Я-образа») некоему эталону, модели, норме, заданному образу или самому себе. В этом смысле оперирование идентичностью сродни оперированию аналогиями.

Однако идентичность как категория имеет и такие особенности, которые не позволяют оперирование ею сводить лишь к «сличениям аналогов». Дело в том, что смысловое содержание идентичности включает три пласта (аспекта) — когнитивный, коннотативный и эмотивный. При этом когнитивный аспект выражает форму и тип идентичности, ее внутреннюю смысловую структуру; коннотативный — влияние контекста (ситуации, среды) идентификации, а эмотивный — эмоциональную позицию (симпатии, антипатии, одобрение, отторжение) субъекта — идентификатора. Все это накладывает свой отпечаток на смысл идентичности и на процессы идентификации, а значит — и на ее операторный (операторно-технологический) потенциал.

Например, когда идентичность соотносится с миром логики или математики, за ней, как уже подчеркивалось, стоят смыслы, знания, модели высокой однозначности. Идентификация в этом случае сводится к обычным процедурам сличения с аналогом. Напротив, в системе социального бытия за категорией идентичность оказываются смыслы и знаково-символические формы ментально-психического или культурного мира, отличающегося крайней неоднозначностью, принципиальной открытостью и спонтанной изменчивостью, требуя рефлексии и герменевтических усилий во имя идентификации объекта. Именно эта непосредственная сопряженность социальной идентичности с актами («операциями») идентификации придает операторный потенциал категории идентичность.

Получается так: если операторный потенциал естественнонаучного знания достигается за счет его способности редуцироваться к многообразным формам прикладного знания, легко переводимого в конкретные технологические процессы и операции преобразования (вещества, энергии и информации) с предсказуемыми последствиями, то операторный потенциал социальногуманитарного знания и его «перевод» в технологии создается на основе категории «идентичность», позиционирующей сознание человека (по аналогии, эвристически или рефлексивно) интенционально, прицельно — «как надо», в чем и заключается суть гуманитарной технологии. Ведь цель ГТ (ее предназначение) — это отражение и фиксация в сознании человека, объекта технологического воздействия, того, что планировалось автором технологии.

Понятно, что в сфере ГТ, в отличие от обширной области инженерных технологий, не приходится говорить о многообразии вариантов и методов технологических решений. Единственно возможная форма гуманитарной технологии состоит в адресации сознанию человека (объекту технологии) знаний, подобранных, организованных и

транслируемых определенным (технологичным) образом. Соответственно гуманитарная технология может достичь своих целей лишь в том случае, если состоялось опознание (идентификация) адресатом предъявленных ему смысловых посылов, идей, образов, а также пробуждена готовность адресата позиционироваться (идентифицироваться) в их интенциях. В этом смысле, если инженерные технологии производят товары/вещи, то ГТ продуцируют, легитимируют и транслируют идентичности (смыслов, вещей, идей, процессов, ценностных ориентиров, поведенческих схем, корпоративно-групповой принадлежности, потребительских предпочтений, электорального выбора, моды, бренда).

Гуманитарные технологии в повседневности или когда мы выбираем, ... не думая

Очевидно, что гуманитарные технологии окружают нас всюду и везде, а главная сфера их существования — повседневность (в частности, повседневная социальнокультурная коммуникация, бытие в медиапространствах). Современный социум, как известно, сильно дифференцирован, темп его жизни необычайно высок, а повседневная жизнь человека протекает в малых группах. В итоге обыденное сознание человека, как выясняется, проявляет себя некритично — в доверительно воспринимаемых в «своей» группе и среди «своих» опосредованных формах, к каковым относятся: имидж, бренд, новизна, мода, мейнстрим, т. е. типы и формы идентичности (культурной, социальной, поведенческой, потребительской). Получается так, что человек в повседневном бытии не различает уровни своего познания окружающей реальности («не до этого!») — гносеологическая потребность сводится к получению информация о подобии и различии объектов окружающего мира, т. е. об идентичности [7]. В итоге именно идентичность (которая и есть универсальная форма фиксации «по-

добия — различия») выступает как самый доступный ориентир сознания, а точнее — как самый массовый оператор ГТ и регулятор социальных практик повседневности («жизненной гонки»).

Понятно, что настоящей «ойкуменой» ГТ сегодня является глобальное информационное пространство. Едва ли ни все современные формы и механизмы информационного бытия человека (рынок, Интернет, массовая культура, потоки политических и рекламных технологий) замкнуты на продуцирование ГТ — предлагают множество заранее выстроенных и подаваемых в красочной форме идентичностей (новизны, моды, ценностей, ориентиров успеха и успешности, героев, кумиров). В этом русле действует и медиа-арт, который являет собой не только сферу продуцирования идентичности, но и зону смыкания социально-гуманитарных технологий с инженерными (производством вещей), превращая манипулирование сознанием человека в глобальное конвейерное производство глобального рынка массовых форм бытия/ жизнедеятельности человека (масс-культуры).

На этом общем фоне, как уже подчеркивалось, и высказывается тревога по поводу того, что мы уже вплотную подошли к той ситуации, когда сознанием человека будет управлять «глобальная машина СМИ», занятая, прежде всего фабрикацией и рекламированием привлекательных типов и форм идентичностей [3. С. 14]. Возможно, здесь не обошлось без преувеличений — глобальная машина СМИ, судя по всему, еще не стала гибельной угрозой для сознания человека. Однако, как нам представляется, серьезного внимания заслуживают позиции эпистемологии в отношении универсальной роли идентичности и идентификации в процессах познания, а значит — и в педагогических технологиях. При этом, заметим, идентификация в данном случае понимается как процедура приписывания идентифицируемому объекту неких

характерных свойств на основе «предполагаемой принадлежности объекта к некоторому множеству или типу объектов» [8]. Идентификация, таким образом, осуществляется «движением от обратного» — от предполагаемой идентичности, ее типа и модуса к носителю (субъекту) идентичности. Именно так и строится гуманитарная технология, базирующаяся на операторе «идентичность», — движением от обратного, от идентичности, которая должна быть воспринята сознанием человека.

Понятно, что трудно гарантировать «безотказность» гуманитарных технологий — полное достижение их целей, поскольку акты сознания носят спонтанный, нелинейный, не детерминированный и не однозначный характер. В этом смысле гуманитарная технология не может и не должна сводиться к предъявлению человеку рационального описания некоей значимой сущности (смысла, идеи, модели) — она (ГТ) должна включать и способы активной и многоплановой мотивации интереса человека к предъявляемой сущности. Именно здесь проявляются операторные преимущества категории идентичность, которая заключает в себе не только смыслы, но и эмоции отношения к ним: приятие и неприятие, симпатии и антипатии, самоотождествление и отторжение, готовность солидаризоваться с предъявленной идентичностью, многопланово активируя сознание человека и ставя его в ситуацию мотивированного выбора. Иначе говоря, оператор «идентичность» предполагает и включает не только логико-рационалистические процессы, но и содержательно-интуитивные, конструктивно-творческие, эвристические, этико-эстетические посылы, без чего немыслима гуманитарная технология (тем более — ее эффективность).

Итак, в гуманитарных технологиях в качестве оператора (порождающего начала) выступает идентичность, в роли операнда (объекта технологического воздействия) —

сознание человека, а как итог и результат реализации («конечный продукт») технологии — интенции сознания, его настрой и выбор.

Как уже подчеркивалось, сферой концентрации ГТ, а значит и операторной активности идентичности является прежде всего медиа-пространство — в форме умело адресуемых человеку идентичностей потребления (вещевого, интеллектуального, культурного) и поведения, которые в конечном итоге констеллируются в мейнстримы моды, бренда, в образы культурного или политического кумира. Но не менее значительна роль ГТ, а значит — операторного потенциала идентичности в сфере образования.

Образование как сфера гуманитарных технологий

Когнитивно-гносеологический и гуманитарно-технологический потенциал идентичности позволят решать в процессах обучения и воспитания самые разнообразные задачи — от простейших (скажем, иллюстративных) до самых сложных, связанных с интерпретацией идей «переднего фронта науки».

Простейший пример: когда идентичность является удобной формой и способом репрезентации односущностных реальностей, обозначаемых различными понятиями в рамках различных научных и учебных дисциплин. В частности, понятия «молния» и «электрический разряд» выражают идентичные в сущности процессы (электрические), так же, как и пары дефиниций: «теплота — движения атомов (молекул)», «свет — электромагнитные волны», «идеальный тип — модель». В данном случае через идентичность открывается тождественность реалий, стоящих за несинонимичными понятиями, явно раздвигая горизонты педагогических технологий.

Другой пример — по мере продвижения физики вглубь материального мира

все настойчивее встает вопрос «об идентичностях» материи. Как оказалось, наука преуспела в познании лишь одного модуса идентичности материи, а именно — бари-онной (или кварк-глюонной) формы, каковой в нашем универсуме не более 4—5%. В этом контексте встает фундаментальный вопрос: Каковы идентичности прочих модусов материи? Пока речь идет о «темной материи», о которой наука мало знает. Эта ситуация вводит гносеологическую категорию «идентичность» в объяснительный арсенал «ее величества» — физики, соотнося эту категорию и ее когнитивноэвристический потенциал с передним фронтом развития физической науки.

Впрочем, неким предвосхищением ГТ в сфере образования являются эмпирически сложившиеся и давно закрепившиеся в педагогике принципы наглядности, образности и метафоричности. Понятно, что эти принципы ориентируют сознание обучаемого «как надо», играя роль гуманитарных технологий, хотя, заметим, наглядность, образность и метафоричность являют собой лишь некие, весьма общие рамочные принципы, которые явно нуждаются в конкретизации, в частности на основе смыслового потенциала идентичности. Более того — тот же принцип наглядности есть ни что иное, как конструирование идентичностей (образов, ситуаций, геометрических и физических аналогий др.). Здесь в пору задаться вопросом: Что же тогда принципиально нового привносит в педагогические технологии апеллирование к идентичности? Ответ очевиден — идентичность выражает и репрезентирует не образность как таковую или наглядность вообще, а структурно-смысловую, качественно-количественную и функциональную определенность сущности (образа, вещи, предмета, идеи, модели, схемы, моды, бренда и т. д.). К тому же, если идеи-принципы «наглядность», «образность» и «метафоричность» являются открытыми, расплывчатыми, не структурированными,

то идентичность изначально предполагает наличие распознаваемой (идентифицируемой) структуры, а точнее — определенный состав свойств и признаков сущности, об идентичности которой идет речь.

И еще — принципиально важно учитывать, что форма знания «идентичность» развивается и функционирует в культурном, технологическом, социальном и познавательном контекстах времени. Давно замечено, что каждая эпоха отмечена собственными доминантными идеями и научнолексическими приобретениями, которые, так или иначе, затрагивают все сферы социальной практики, требуя преломления и в сфере образования. Так, эпоха Ренессанса привнесла в культуру, философию и сферу образования идеи и принципы гуманизма; эпоха индустриального капитализма — идеи, формы и технологии массового производства и всеобщего образования, а двадцатый век, «сотрясаемый» мощными волнами технологических революций и охваченный бесконечным многообразием форм потребления и производства, вызвал к жизни идею переналаживаемого производства оригинальных предметов потребления и «прицельной» формы профессионального образования — на основе калькулируемых компетенций, что ставит сферу образования в принципиально новую ситуацию.

Дело в том, что компетентность не сводится и не сводима к сумме знаний, поскольку имеет именно деятельностную, а значит технологическую природу, являет собой способность к действиям по созданию, развертыванию и реализации действий-технологий. В свою очередь, компетентность как аспект деятельности специфична благодаря тому, что она принципиально ситуативна, проявляется как действие (технология действий) «здесь и сейчас», в конкретных ситуациях. Именно умение действовать эффективно в условиях, как штатной, так и нештатной ситуации, и является высшим мерилом компетентности. Следовательно, одним из отправных

моментов проектирования образовательных (гуманитарных) технологий является выявление и учет типологий штатных и нештатных ситуаций в рамках той профессиональной деятельности, с которой соотносится компетентность. Иначе говоря, проектирование образовательных технологий изначально предполагает выявление и учет не только требований к компетенции или ее знаниевых аспектов (на чем до сих пор концентрировалось и концентрируется основное внимание стратегов образования), но также выявления и учета спектра возможных (типовых, нештатных) ситуаций действия в рамках данной профессии, т. е. «ситуационной структуры специальности».

Понятно, что нештатные ситуации профессиональной деятельности — скорее предмет сценарных оценок (и оценок риска), в отличие от штатных (стандартных), типология которых в последнее время становится предметом внимания науки. Так, автор работы [9] выделяет, в качестве универсальных или характерных для большинства сфер деятельности, следующие типы ситуации: «инструментальные», «рецептивные», «эвалютивные (оценочные)», «презентационные», «креативные», «принятие решения», к которым, как представляется, можно было бы добавить «коммуникативные», «интеракционные», «апеллятивные» и др. Понятно также, что образовательные (педагогические) технологии призваны «обслуживать» именно эти ситуации — узловые моменты компетентности. Таким образом, стратегия гуманитарных технологий в проецировании на сферу образования предполагает (и включает) не только переход от знаниевой парадигмы образования к компетентно стной (что ныне активно обсуждается), не только смену предметно-курсовой системы обучения на блочно-модульную (что уже начинает входить в практику), но также конкретизацию и типизацию ситуационной структуры компетентностей, что пока, к сожалению, еще не стало предметом должного внимания.

Будут ли востребованы компетентности, лишенные идентичности?

Как показывает анализ, компетентности и ситуации их реализации должны описываться и верифицироваться именно на языке и в смысловых коннотациях идентичности. Дело в том, что компетентность (любая) являет собой целостную совокупность специализированных (инженерных, медицинских, финансовых и пр.) и гуманитарных технологий, в основе которых лежит оперирование идентичностью. Если учитывать изложенное, в процессах образования идентичность выступает не только как оператор педагогических технологий, но и как мера компетенций (компетентностей, формирующих профессиональность). Поясним это на примерах.

Компетенции профессионального математика, физика или химика, вероятно, можно описать рационалистически, не прибегая к наглядным образам (к языку идентичности). Однако уже возникают проблемы, когда мы обращаемся к спектру компетентностей инженера-конструктора, изобретателя, дизайнера. Выразима ли суть изобретателя на основе некоего рационального описания, «алгебраически»? Едва ли. Также проблематична ситуация с презентацией «багажа компетентностей», когда речь идет об учителе. Здесь впору призвать на помощь холистический образ желаемых компетентностей, т. е. вести речь об идентичности учителя. Ясно, что идентичность «ментор» — не самая желанная. Едва ли вызовет восторги и идентичность «командир». А вот идентичности типа «модератор», «навигатор», «интерлокер», «старший друг», «третейский судья», «философ», «эстет», «эрудит», «стилист», «блоггер-предметник», «душа компании» и даже «сорванец» (не говоря уже об их сочетаниях), вероятно, пригодятся современному учителю. Но очевидно также, что диктовка подобных компетенций «сверху» (через ГОСы) нереальна—здесь все должна

бы решать свобода и креативность вуза, а также профессиональные стандарты, формулируемые самим сообществом педагогов.

А между тем события пока развиваются так, что, чем больше говорится и пишется о «компетентностной парадигме» образования, тем быстрее разбухают «дескрипторы компетенций и компетентностей», увы, сильно напоминающие приснопамятные ЗУНы — знания, умения, навыки [10,11]. Не потому ли так происходит, что теоретические принципы гуманитарных технологий, в том числе и технологий формирования компетенций и компетентностей, пока так и остаются вне центра внимания наших теоретиков и стратегов образования?

Сфера образования, будучи глобальной системой актуализации, селекции и трансляции социального опыта во всей ее полноте, объективно подвержена влиянию вызовов и трендов эпохи, ее знаковых идей и культурной лексики. Ныне едва ли ни знамением времени стало неуклонное расширение дискурсивного пространства категории

(формы репрезентации реальности) «идентичность». Она, объемля широкий спектр эмпирического материала и смысловых ассоциаций (от когнитивно-гносеологических до социально-поведенческих), как нельзя лучше выражает изменчивость и динамизм бытия в эпоху сложных и множественных пересечений культур, погружающих человека в безграничный мир различий (идей, вещей, ценностей, потребительских модусов, поведенческих схем), превращая таким образом акт распознавания по схеме «различие—сходство» (т. е. оперирование идентичностью) в ключевой вопрос адаптации человека к современным условиям. В этом контексте самой массовой и глобальной формой ГТ является управление социально-культурной идентичностью человека — посредством привлекательного преподнесения (предъявления) таких типов социальности, форм поведения, способов и структур вещного и духовного потребления, с которыми человек готов себя соотнести и отождествить, — чем, как известно, более всего занимаются в сферах политики и образования.

Примечание

* См., например: Гончаров С. А. От теории коммуникации и герменевтики к гуманитарным технологиям // Актуальные вопросы современного университетского образования. Modern concepts of University education. Материалы IX Российско-Американской научно-практической конференции, 17—19 мая 2006 г. Санкт-Петербург, 2006. С. 20—29; Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Актуальные вопросы современного университетского образования. Modern concepts of University education. Материалы Х Российско-Американской научно-практической конференции, 14—16 мая 2007 г. Санкт-Петербург, 2007. С. 26—33; Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. В. 4 (106). С. 124—127. Серия коллективных исследований и разработок: Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии / Басовская Н. И., Буторина Е. П., Красовицкая Т. Ю. и др. СПб., 2007; Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения / Под общей ред. академика РАО Н. В. Бордовской. СПб., 2008; Специалист в области гуманитарных технологий: компетентности и сферы профессионального применения / Гончаров С. А., Громова Л. А., Долматов А. В. и др. СПб., 2008. И многие др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юревич А. В. Ассиметричное будущее // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76—84.

2. Ракитов А. И. Пролегомены к идее технологии // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 3—15.

3. Нариньяни А. С. Между эволюцией и современными технологиями: человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 3—18.

4. Валицкая А. П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 3.

5. Тхагапсоев Х. Г., Гатиатуллина Э. Р. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа 2010 № 4 С. 16—24.

6. Кукарцева М. А. Идентичность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», 2009. С. 265—266.

7. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: «Канон+». 2004. 432 с.

8. Емелин В. А. Самоидентификация как познание: к логическому и социальнопсихологическому контексту ментальных самопрезентаций // Эпистемология и философия науки. 2011. № 1. С. 165—180.

9. Шкурко А. В. Анализ ситуаций и проблема компетентности // Эпистемология и философия науки. 2007. № 1. С. 112—123.

10. Шехонин А. А., Караваева Е. В., Аржанова И. В. Компетенции выпускников в образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых университетом // Высшее образование в России. № 4. 2011. С. 25—32.

11. Роботова А. С. Об особенностях современного научно-педагогического дискурса // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 9—19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.