Усовская Э.А.
к. культурологии, доцент, зав. кафедрой культурологии Белорусского государственного университета, Минск
ИДЕНТИЧНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Ключевые слова: идентичность, белорусская культура, нация, факторы национальной идентичности, глоба-лизационные процессы.
Keywords: identity, Belarusian culture, nation, factors of national identity, globalization processes.
Национальная идентичность - одна из самых острых и достаточно «больных» тем для белорусской культуры и нации в целом. Белорусы - молодая нация с длительной историей, уходящей корнями в языческие пласты культуры и историю первых государственных образований - Полоцкое и Туровское княжества. Однако такие факторы, как фрон-тир, религиозная ситуация, полонизация и русификация стали источником размывания идентичности белорусов и сложностей, с которыми столкнулись белорусы сегодня на пути развития национальной идентичности, особенно в контексте глобализации и интеграционных процессов. Обратимся к характеристике этих факторов.
Понимание фронтира в данном случае отличается от привычной границы Ф. Тёрнера, отделяющей освоенные земли Америки от неосвоенных территорий. Фронтир выступает в виде исторически меняющейся территориальной конфигурации, которая, как нам представляется, охватывает и ментальное поле белорусской культуры, ее содержание и паттерны. Фронтир неоднократно менялся. Территория современной Беларуси далека от изначального расселения кривичей, дреговичей и радимичей. Средневековая история Беларуси тесно связана с восточнославянским культурно-политическим пространством. В XIII в. вектор меняется в сторону создания нового государственного, изначально поликультурного, образования - Великого княжества Литовского. Тогда белорусские земли занимали более-менее целостный ареал. В ситуации сложного внешнеполитического взаимодействия и противоречивого внутреннего диалога к XVI в. рождается общегосударственная идентичность (литвины) наряду с уже существовавшей этнической (в частности, «русины», «белорусы»). Территориально-географически белорусами себя считали жители центральной и восточной части современной Беларуси.
В условиях относительной политической и религиозной толерантности Ренессанса возникла почва для формирования устойчивой этнической белорусской идентичности. Правда, ее границы, территориальные и ментальные, как и у большинства этносов Европы, были далеки от окончательных очертаний. События XVII в. внесли свои коррективы в процесс формирования белорусского этноса. Бесчисленные войны - «большая антифеодальная» война с Московским государством - голод, эпидемии, резкий демографический спад изменил траекторию идентификации. Кроме того, конец века, 1696 г., поставил «официальную» точку в вытеснении старобелорусского языка как государственного на периферию - «новым» языком государства и магнатерии становится польский язык. Граница между крестьянами, частью горожан, мелкой шляхтой, говорившими, как правило, на белорусском, и средней и крупной шляхтой, языком общений которой был польский, усилилась. Денационализация шляхты привела к ее ополячиванию: произошел своего рода сдвиг в этнической идентификации и размежевание между шляхтой-поляками и крестьянами, ремесленниками, реже мелкой шляхтой - белорусами. Отметим, что эти процессы растянулись на столетия и не имели однозначного характера. Об этом свидетельствует вторая половина XIX в. и волна Национально-культурного возрождения рубежа XIX-XX в., чей социальной базой, помимо разночинцев и крестьян, была мелкая шляхта.
Существенной трансформации граница, территориальная и ментальная, подверглась в ХХ в. - во время немецкой оккупации в годы I Мировой войны; создания БССР и ее последующих укрупнений; Рижского мирного договора, по которому Западная Беларусь оказалась в составе Польши; накануне II Мировой войны и после нее. Все это в немалой степени оказало влияние на характер национальной идентификации и идентичности. Так, уничтожение в результате массовых репрессий и контрбелорусизации 1930-х гг. белорусской элиты, интеллигенции привело к фактической утрате носителей профессиональной культуры и науки. Гибель более трех миллионов жителей БССР в годы Великой отечественной войны (каждый третий) привела к необходимости восполнения трудовых человеческих ресурсов. Восстанавливать республику приезжали из всех республик СССР. Межнациональным языком общения являлся русский. Белорусский язык вытеснялся на периферию.
Религия, как правило, выступает одним из самых мощных этнических идентификационных факторов, являясь скрепой этноса. К началу XIX в. большинство белорусов были греко-католиками. Очевидно, слияние униатства в 1839 г. с православием после восстания 1830-1831 гг. привело к утрате греко-католицизмом возможности оставаться религиозным фундаментом для формирования белорусской нации. Напомним, что традиция богослужений на национальном языке, в данном случае белорусском, в определенной степени позволила языку сохранить самостоятельность и ко второй половине XIX в. стать литературным, несмотря на усилившуюся русификацию. Религиозная принадлежность
оказалась маркером национальной принадлежности: католик - поляк, православный - белорус. С подобной ситуацией можно столкнуться нередко и сегодня.
Полонизация и русификация как исторические факторы «текучести» идентичности оформились в виде комплекса политических мер и нашли отражение в различного рода теориях, суть которых сводится к непризнанию самостоятельности белорусской нации. В настоящее время продолжает существовать концепт «западнорусизма», выдвигаются точки зрения, подвергающие сомнению сам факт наличия белорусской культуры. В то же время рассматриваются сценарии, наиболее органичные для дальнейшего развития Беларуси и поддержки национальной идентичности1.
В условиях глобализации и регионализации, усиления миграционных процессов, интеграции, превращения Беларуси в важную геополитическую зону проблема сохранения и развития национальной идентичности выглядит весьма актуальной.
Итак, в результате небольшого исторического экскурса становится очевидно, что условия для формирования четкой национальной идентичности белорусов были далеко не всегда благоприятными. Тем не менее, белорусы сумели сохранить собственную идентичность и национальную культуру, аутентичность, в частности, ее традиционной формы и ценностей.
Чтобы определить, что является приоритетным для белорусской национальной идентичности, обратимся к Э. Смиту, предложившему в качестве идентификационных параметров следующие: 1) общность территории, которой обладает нация; 2) общность культуры, включающей в себя язык, обычаи, религиозные представления, мифы происхождения и историю; 3) общность социально-политической жизни, обеспечивающейся гражданством2.
Отметим, что содержание каждого из компонентов вариативно и зависит от этоса и паттернов культуры - ее ценностно-культурной уникальности. Первый компонент - общность территории - репрезентирован к настоящему времени государством Республика Беларусь, обладающим всеми формальными признаками суверенного государства. Осознание общности культуры через язык, историю, религию, обычаи как маркеров белорусской национальной идентичности неоднозначно. С одной стороны, соблюдение традиций и обычаев, исторически сложившихся и поддерживаемых сегодня, имеет ярко выраженный характер. Об этом свидетельствуют, в частности, дни поминовения («Дзя-ды», «Радуница»), «дожинки», имеющие статус общегосударственных традиций. В последние годы актуализируются и внедряются в повседневную культуру «вышиванка», различные элементы наследия белорусов - национальная кухня, одежда. С другой стороны, востребованность в белорусском языке как инструменте повседневной коммуникации, языка образования, государственных институций явно недостаточна. Можно сказать, что белорусский язык, в целом, не стал определяющим признаком национальной идентичности. В то же время наметилась тенденция его активного употребления в молодежной среде, в кругах творческой элиты.
История и исторический путь белорусской нации нуждается в более четком концептуальном оформлении, опирающемся на национальную идею. Для этого должны быть задействованы разновременные образы истории и культуры, а сам путь истории иметь конфигурацию сменяющихся этапов, обладающих преемственностью и связью. В системе образования официальная концепция белорусской истории доминирует и направлена на формирование устойчивой исторической идентичности. В то же время в массовом сознании нередко присутствует точка зрения перманентного вхождения Беларуси в те или иные государства, на чем выстраивается представление о несамостоятельности истории белорусов.
Как видим, культурно-исторический параметр в качестве маркера национальной идентичности двойственен. При высоком значении традиционной составляющей, уважении к прошлому, обычаям употребление национального языка, осознание общности истории и уникальности исторического пути невысоки.
В ситуации глобализации и регионализации вопрос о сохранении и развитии национальной белорусской идентичности становится еще более актуальным. Экономические вызовы отодвигают в сторону проблемы, скажем, национально-культурно-языкового характера. Значимость экономической стабильности и безопасности, материального благополучия граждан резко повышается. Это оказывается особенно важным в связи с оттоком работоспособного населения в Польшу, Россию, другие страны и регионы.
Беларусь - государство с выгодным геополитическим положением, позволяющим вести межкультурный, межэкономический диалог с европейскими государствами и Россией, Западом и Востоком. В то же время данная геополитическая ситуация в настоящее время создает условия для маргинализации национальной идентичности, ее неопределенности, расплывчатости - «памiж Усходам (Россией) i Захадам (Европой)». Осознание себя одновременно как части восточного славянства и Европы - одна из важных задач в процессе кристаллизации национальной идентичности на фоне глобализационных процессов.
Единое экономическое пространство и прозрачность границ в рамках Евразийского союза способствуют активизации экономической и трудовой мобильности в Беларуси, притоку инвестиций в разные сферы общества. Однако подобная трансграничность продуцирует некоторые риски, в том числе и антиправовые, миграционные. Основной миграционный приток в Беларусь наблюдается из России, Украины, Казахстана, на долю которых приходится около 90% от общего числа прибывающих в Беларусь. В настоящее время в Беларуси при сохранении доминирования титульной нации отмечается увеличение доли так называемых исторически не свойственных Беларуси наций - туркмен, китайцев, узбеков, сирийцев, вьетнамцев, афганцев и других народов. Как показывает практика, это не вызывает
1 См. Белорусская идея: история и реальность. Национально-государственная идентичность и общественные настроения в странах Евразийского экономического союза: [сборник статей] / [сост. П.В. Святенков]. - М.: АНО «Аналитический центр инновационных проектов и технологий», 2016. - 87 с.; Науменко Л.И. Белорусская идентичность. - Минск: Белорусская наука, 2012. - 206 с.
2 Смтг Э. Нацыяналгзм у ХХ стагоддзг - Мшск, 1995. - http://knihi.com/Entani_Smit/Nacyjanalizm_u_dvaccatym_stahoddzi.htm
большой обеспокоенности граждан Беларуси. В то же время растущая поликультурность и поликонфессиональность в республике инициирует проблему сохранения идентичности, выдвигает задачу формирования стратегий коммуникации с национальными общностями, система культурных паттернов которых имеет отличия от исторических для Беларуси этносов.
Подводя итог вышесказанному, отметим следующее. Основным маркером идентичности белорусской нации в современной геополитической, социокультурной ситуации является территория и связанный с ним комплекс гражданско-правовых норм и ценностей. Так называемая культурная составляющая не является приоритетной (язык, история). При этом комплекс традиционного ядра культуры обладает ярко выраженным характером и поддерживает идентичность белорусской нации. Глобализация и регионализация усиливает проблему сохранения и развития белорусской идентичности.