Научная статья на тему 'ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ»'

ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРИЕНТАЦИЯ НА ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Владимир Владимирович, Бугаева Татьяна Петровна, Осипова Вера Александровна, Даныкина Галина Борисовна

В статье рассматривается проблема ориентации подготовки магистрантов направления «Прикладная информатика в металлургии» на идеи, цели, задачи устойчивого развития в рамках актуальной проблемы образования в интересах устойчивого развития. Методологической основой исследования явились системный, деятельностный и компетентностный подходы, которые в сочетании с анализом нормативно-правовой базы международного и российского уровней, относящихся к проблеме устойчивого развития, анализируя практики экологического образования, сравнением и обобщением опыта позволили провести исследование на современном научном уровне.Целью исследования являлось разработка направлений и возможных моделей образования устойчивого развития актуальных для использования на уровне подготовки магистрантов.Результаты исследования, состоящие в обосновании разработки модели на образовательную программу на основе системного подхода к оценке вклада дисциплины учебного плана в реализацию 4-ой цели устойчивого развития определяющей ориентацию образования на достижение качества, являются универсальными и не зависят ни от уровня образования, ни от направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Владимир Владимирович, Бугаева Татьяна Петровна, Осипова Вера Александровна, Даныкина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE MASTER’S PROGRAM “APPLIED INFORMATICS IN METALLURGY”

The article deals with the problem of orientation of the training of undergraduates in the direction of “Applied Informatics in metallurgy” on the ideas, goals, objectives of sustainable development within the framework of the actual problem of education for sustainable development. The methodological basis of the study was the systematic, activity-based and competence-based approaches, which, combined with the analysis of the regulatory framework of the international and Russian levels related to the problem of sustainable development, analyzing the practices of environmental education, comparison and generalization of experience made it possible to conduct research at the modern scientific level.The purpose of the study was to develop directions and possible models of sustainable development education relevant for use at the level of training of undergraduates.The results of the study, which consist in substantiating the development of a model for an educational program based on a systematic approach to assessing the contribution of the discipline of the curriculum to the implementation of the 4th Sustainable Development Goal, which determines the orientation of education to achieve quality, are universal and do not depend on either the level of education or the direction of training.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ»»

Идеи устойчивого развития в магистерской программе «Прикладная информатика в металлургии»

Осипов Владимир Владимирович,

кандидат физико-математических наук, доцент, Сибирский федеральный университет E-mail: vv-osipov@yandex.ru

Бугаева Татьяна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет E-mail: bugaevatp@yandex.ru

Осипова Вера Александровна,

кандидат технических наук, доцент, Сибирский федеральный университет

E-mail: va-osipova@yandex.ru Даныкина Галина Борисовна,

кандидат технических наук, доцент, Сибирский федеральный университет

E-mail-danykinagb@mail.ru

В статье рассматривается проблема ориентации подготовки магистрантов направления «Прикладная информатика в металлургии» на идеи, цели, задачи устойчивого развития в рамках актуальной проблемы образования в интересах устойчивого развития. Методологической основой исследования явились системный, деятельностный и компетентностный подходы, которые в сочетании с анализом нормативно-правовой базы международного и российского уровней, относящихся к проблеме устойчивого развития, анализируя практики экологического образования, сравнением и обобщением опыта позволили провести исследование на современном научном уровне. Целью исследования являлось разработка направлений и возможных моделей образования устойчивого развития актуальных для использования на уровне подготовки магистрантов. Результаты исследования, состоящие в обосновании разработки модели на образовательную программу на основе системного подхода к оценке вклада дисциплины учебного плана в реализацию 4-ой цели устойчивого развития определяющей ориентацию образования на достижение качества, являются универсальными и не зависят ни от уровня образования, ни от направления подготовки.

Ключевые слова: идеи, цели, задачи устойчивого развития, магистерская подготовка, ориентация на идеи устойчивого развития, преобразующий интеллект.

Устойчивое развитие (УР) в настоящее время является глобальной общепланетарной проблемой. Решение этой проблемы направлено на обеспечение управляемого развития цивилизации в гармоничном единстве потребностей человечества и ограничений для оптимального использования ресурсов планеты в соответствии с триединой целью устойчивого развития (социальное благополучие, экономическая стабильность и экологическое равновесие) [1, 2].

Проецирование проблем и целей УР на систему образования делает необходимым разработку инновационного образования в интересах устойчивого развития, которое принято называть образованием для устойчивого развития (ОУР).

Целью ОУР является формирование у субъекта образования способность в установлении безопасных отношений с государством, производственной сферой, обществом и природной средой на основе нравственно-гуманистических ценностей и целесообразных норм взаимодействия с указанными системами [3]. Цели устойчивого развития, представленные и принятые международным сообществом в 2015 году в рамках повестки устойчивого развития, определяют мероприятия по достижению целей устойчивого развития посредством решения 169 задач на период до 2030 года [4; 5]. Четвёртая цель УР относится к обеспечению качественного образования, одним из базовых характеристик которого является его современность. Сказанное определяет актуальность проблемы модернизации магистерской программы «Прикладная информатика в металлургии» с целью её ориентации на идеи и принципы устойчивого развития.

Модернизация образовательной программы в соответствии с идеями и целями устойчивого развития целесообразно осуществлять опираясь на методологию системного подхода, что определяет необходимость сущностных изменений в содержании всех дисциплин учебного плана.

Модификация содержания дисциплин разных аспектов профессиональной подготовки будущих магистров в соответствии с триединой концепцией устойчивого развития включает ориентацию образования на социальное благополучие, экономическую стабильность, экологического равновесия, зафиксированных в решениях Всемирного саммита по устойчивому развитию РИО+20 (2012 г.) -«Будущее которое мы хотим» [6]. Современные исследования в области образования в интересах устойчивого развития расширяют аспекты сфер жизнедеятельности, включенные в триеди-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ную концепцию, добавляя в рассмотрение аспекты правового обеспечения устойчивого развития, информационные проблемы, культурные, демографические и другие аспекты.

Системный подход как методологические основания проектирования образования для устойчивого развития предполагает разработку инновационной образовательной программы магистратуры по направлению «Прикладная информатика в металлургии», красной, сквозной линией в которой через все дисциплины учебного плана будут проходить идеи, цели, задачи, принципы устойчивого развития в зависимости от содержания учебных дисциплин. Такую модель авторы данной статьи считают наиболее целесообразной, как модель высшего уровня.

Одним из результатов образования в интересах устойчивого развития является сформиро-ванность преобразующего интеллекта, как способности человека, базируясь на фундаментальных знаниях и компетентностях решать сложные профессиональные проблемы, используя логическое, творческое, аналитическое, проектное мышление. Традиционное образование, ориентированное на воспроизводство ранее кем-то полученных знаний, оказывается поддерживающим, которое формирует у обучающегося способности выполнять профессиональную деятельность на репродуктивном уровне в неизменяемых условиях производства. Преобразующий интеллект характеризует человека деятельного, развивающего и рефлексирующего, и проявляется в:

1) сформированности у обучающихся системного мышления, позволяющего представлять решаемую проблему в структурно-комплексном целостном виде, позволяющем декомпозировать цель её решения;

2) способности устанавливать целесообразные связи с природной средой, корректировать в случае необходимости свою профессиональную деятельность, осуществлять превентивные действия;

3) способности нести ответственность за результаты профессиональной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития с использованием критериев оценки: полезность, безвредность, эффективность;

4) сформированности социально-этического интеллекта как новой нравственно-моральной ответственности за результаты профессиональной деятельности;

5) способности к принятию обоснованного решения на основе продвижения и прогнозирования последствий и рисков принятых решений. Преподавание всех дисциплин учебного плана

подготовки магистрантов по направлению «При-о кладная информатика в металлургии» ориентиро-Ы вано на формирование названных выше характе-Я ристик преобразующего интеллекта посредством ~ использования активных методов и процессуаль-^ ных педагогических технологий.

Степень достижения названного результата образования в интересах устойчивого развития оценивается с помощью специального фонда оценочных средств. В частности, одним из индикаторов в оценке способности обучающихся, проявляющихся в разработке оригинальных алгоритмов и программных средств с использованием современных интеллектуальных технологий для решения профессиональных задач (компетентность ОПК-2 Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Металлургия») является демонстрация обоснованного выбора программных средств из совокупности возможных (Revit, Navis-woks, Au-todesk) и использования современных интеллектуальных технологий и программной среды при разработке оригинальных программных средств. В рамках дисциплины «Имитационное моделирование» оценка ориентации подготовки на идеи устойчивого развития в процессе выполнения заданий текущего контроля знаний, состоящего в описании логики функционирования исследуемой системы, взаимодействия её элементов, исследование существенных причинно-следственных связей, присущих системе. Это формирует прогностические умения обучающихся в структуре преобразующего интеллекта. В рамках дисциплины «Управление проектами» важным аспектом является прогнозирование и анализ возможных рисков проекта в следующей последовательности:

• определить вероятность возможных риской результатов проектной деятельности;

• выявить степень угроз и направление влияния рисков;

• спроектировать мероприятие по противодействию рисков.

Кейс в оценке результатов образования по дисциплине «Управление проектами» включает в себя ряд вопросов, формирующих профессиональную ответственность исполнителя. Определение исходных рисков проекта:

• выявить основные группы рисков (технические, организационные, человеческого фактора, финансовые, рыночные);

• дать формулировку рисков и потенциальные угрозы;

• определить вероятность и влияние конкретных рисков;

• вычислить степень угрозы;

• наметить мероприятия по противодействию рискам.

В рамках дисциплин обязательной части учебного плана таких как «Методология науки и техники», «Информационное общество проблемы прикладной информатики», «Методология и технология проектирования информационных систем» актуализируется проблема ответственности профессионала за результаты своей профессиональной деятельности, связанные как с экологическими проблемами, так и с проблемами защиты информации. Такая деятельность соответствует одному из направлений Концепции перехода РФ устойчи-

вому развитию, утвержденной Указом Президента РФ № 440 от 01.04.1996 г., которое акцентирует внимание на необходимости «формирования эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития».

Систематическая актуализация проблем устойчивого развития изменяет сознание обучающихся, изменяет стереотипы их поведения, формирует социальную заинтересованность обучающихся в соблюдении принципов устойчивого развития.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования и результаты образовательной практики, авторы приходят к следующим результатам:

- Обоснована целесообразность проектирования модели образования для устойчивого развития на основе системного и целостного подходов к образовательной программе;

- Раскрыта сущность и структура преобразующего интеллекта как одного из результатов образования для устойчивого развития, проявляющегося через сформированность у обучающегося системного мышления, позволяющего рассматривать полный цикл профессиональной деятельности, устанавливать целесообразные связи с природной средой, использовать критерии оценки профессиональной деятельности с точки зрения её полезности, безвредности, эффективности, прогнозировать последствия и риски принятых решений;

- Представлены примеры диагностики сфор-мированности преобразующего интеллекта в рамках дисциплин «Управление проектами», «Имитационное моделирование».

Литература

1. Шакиров А.Д. О концепции УР и её принципах // Учёные записки казанского университета. 2011. Т. 153, кл. 1. - С. 217-225.

2. Уткина Н.А. Принципы устойчивого развития: классификация, взаимосвязи, практическая реализация // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 286. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=6406.

3. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование для устойчивого развития: глобальный контекст // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. -2017. - № 2. - С. 3-29.

4. Конференция ООН по устойчивому развитию «РИ0+20». 2012 г. www/uncsd2012.org. Дата обращения 10ноября 2022 г.

5. «Преобразование нашего мира: повестка дня в области УР на период до 2030 года». Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Организация объединенных наций. URL: https://unctadorg/system/ files/jfficial-document/ares70d1_ru.pdf. Дата обращения Зоктября 2022 г.

6. Всемирный саммит по устойчивому развитию РИ0+20 (2012) «Будущее, которое мы хотим». http://www/uncsd2012.org. Дата обращения 3 октября 2022 г.

IDEAS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE MASTER'S PROGRAM "APPLIED INFORMATICS IN METALLURGY"

Osipov V.V., Bugaeva T.P., Osipova V.A., Danykina G.B.

Siberian Federal University

The article deals with the problem of orientation of the training of undergraduates in the direction of "Applied Informatics in metallurgy" on the ideas, goals, objectives of sustainable development within the framework of the actual problem of education for sustainable development. The methodological basis of the study was the systematic, activity-based and competence-based approaches, which, combined with the analysis of the regulatory framework of the international and Russian levels related to the problem of sustainable development, analyzing the practices of environmental education, comparison and generalization of experience made it possible to conduct research at the modern scientific level. The purpose of the study was to develop directions and possible models of sustainable development education relevant for use at the level of training of undergraduates.

The results of the study, which consist in substantiating the development of a model for an educational program based on a systematic approach to assessing the contribution of the discipline of the curriculum to the implementation of the 4th Sustainable Development Goal, which determines the orientation of education to achieve quality, are universal and do not depend on either the level of education or the direction of training.

Keywords: ideas, goals, objectives of sustainable development, master's degree, orientation to the ideas of sustainable development, transformative intelligence.

References

1. Shakirov A.D. On the concept of SD and its principles // Scientific notes of Kazan University. 2011. Vol. 153, cl. 1. - pp. 217225.

2. Utkina N.A. Principles of sustainable development: classification, interrelations, practical implementation // Modern problems of scien and education. - 2012. - No. 3. - p. 286. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=6406.

3. Ilyin I.V., Ursul A.D., Ursul T.A. Education for sustainable development: global context // Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics. - 2017. - No. 2. -pp. 3-29.

4. UN Conference on Sustainable Development "RI0+20". 2012 www/uncsd2012.org.

5. "Transforming our world: the SD agenda for the period up to 2030". Resolution adopted by the General Assembly on September 25, 2015. The United Nations. URL: https://unctadorg/ system/files/jfficial-document/ares70d1_ru.pdf.

6. World Summit on Sustainable Development RI0+20 (2012) "The future we want". http://www/uncsd2012.org.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.