Научная статья на тему '"ИДЕИ СИ ЦЗИНЬПИНА" В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ "ПЛОХОГО УПРАВЛЕНИЯ"'

"ИДЕИ СИ ЦЗИНЬПИНА" В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ "ПЛОХОГО УПРАВЛЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ СИ ЦЗИНЬПИНА / ПЛОХОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КИТАЙ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НОВОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нежданов Владимир Львович

В отечественной и зарубежной научно-исследовательской среде продолжается поиск эмпирических объяснений феномена "плохого управления" ("bad governance") в теоретическом и сравнительном контексте. При этом пятое поколение руководителей Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики, возглавляемое Си Цзиньпином, делает акцент на важности развития и укрепления теории и практики управления, которые можно представить как иерархию предпринимаемых действий по установлению более качественной практики управления на уровне партии, государства и системы международных отношений. В рамках данной работы автор предпринимает попытку рассмотреть "Идеи Си Цзиньпина", как пример "хорошего управления"через призму феномена "плохого управления"в контексте современного состояния системы международных отношений. Проведя анализ содержания принципов и концепций "Идей Си Цзиньпина", автор приходит к выводу о возможности вести речь относительно формирования подходов к противодействию "плохому управлению"как с неолиберальной точки зрения, так и с точки зрения китаизированного марксизма, при том что современная идеологическая система КПК не игнорирует проблему "плохого управления", а теоретизирует каждый из элементов названного феномена по отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"XI JINPING THOUGHT" IN THE CONTEXT OF A GLOBAL PROBLEM "BAD GOVERNANCE"

In the Russian and foreign research environment, the search for empirical explanations for the phenomenon of «bad governance» continues in a theoretical and comparative context. At the same time, the fifth generation of leaders of the Communist Party of China and the People's Republic of China, led by Xi Jinping, emphasises the importance of developing and strengthening the theory and practice of governance, which can be represented as a hierarchy of actions taken to establish better governance practices at the party, state and international levels. Within the framework of this paper, the author makes an attempt to consider the «Xi Jinping Thought» as an example of «good governance» through the prism of the phenomenon of «bad governance» in the context of the current state of the system of international relations. After analysing the content of the principles and concepts of «Xi Jinping Thought», author comes to the conclusion that it is possible to talk about the formation of approaches to countering «bad governance» both from the neoliberal point of view and from the point of view of Sinicized Marxism, despite the fact that the modern ideological system of the CCP does not ignore the problem of «bad governance», but theorises each of the elements of this phenomenon separately.

Текст научной работы на тему «"ИДЕИ СИ ЦЗИНЬПИНА" В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ "ПЛОХОГО УПРАВЛЕНИЯ"»

Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 96-109. Oriental Institute Journal. 2022. No. 2. P. 96-109.

Научная статья УДК 327

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/96-109

"Идеи Си Цзиньпина" в контексте глобальной проблемы "плохого управления"

Владимир Львович НЕЖДАНОВ

Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия; Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, vn1993@yandex.ru

Аннотация. В отечественной и зарубежной научно-исследовательской среде продолжается поиск эмпирических объяснений феномена "плохого управления" ("bad governance") в теоретическом и сравнительном контексте. При этом пятое поколение руководителей Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики, возглавляемое Си Цзиньпином, делает акцент на важности развития и укрепления теории и практики управления, которые можно представить как иерархию предпринимаемых действий по установлению более качественной практики управления на уровне партии, государства и системы международных отношений. В рамках данной работы автор предпринимает попытку рассмотреть "Идеи Си Цзиньпина", как пример "хорошего управления"через призму феномена "плохого управления"в контексте современного состояния системы международных отношений. Проведя анализ содержания принципов и концепций "Идей Си Цзиньпина", автор приходит к выводу о возможности вести речь относительно формирования подходов к противодействию "плохому управлению"как с неолиберальной точки зрения, так и с точки зрения китаизированного марксизма, при том что современная идеологическая система КПК не игнорирует проблему "плохого управления", а теоретизирует каждый из элементов названного феномена по отдельности. Ключевые слова: Идеи Си Цзиньпина, плохое управление, управление, Китай, Коммунистическая партия Китая, международные отношения нового типа

Для цитирования: Нежданов В.Л. "Идеи Си Цзиньпина" в контексте глобальной проблемы "плохого управления""// Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 96-109. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/96-109

Original article

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/96-109

"Xi Jinping Thought" in the Context of a Global Problem "Bad Governance"

Vladimir L. NEZHDANOV

Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia; Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail vn1993@yandex.ru

Abstract. In the Russian and foreign research environment, the search for empirical explanations for the phenomenon of «bad governance» continues in a theoretical and comparative context. At the same time, the fifth generation of leaders of the Communist Party of China and the People's Republic of China, led by Xi Jinping, emphasises the importance of developing and strengthening the theory and practice of governance, which can be represented as a hierarchy of actions taken to establish better governance practices at the party, state and international levels. Within the framework of this paper, the author makes an attempt to consider the «Xi Jinping Thought» as an example of «good governance» through the prism of the phenomenon of «bad governance» in the context of the current state of the system of international relations. After analysing the content of the principles and concepts of «Xi Jinping Thought», author comes to the conclusion that it is possible to talk about the formation of approaches to countering «bad governance» both from the neoliberal point of view and from the point of view of Sinicized Marxism, despite the fact that the modern ideological system of the CCP does not ignore the problem of «bad governance», but theorises each of the elements of this phenomenon separately.

Keywords: Xi Jinping Thought, bad governance, governance, China, Communist Party of China, new type of international relations

For citation: Nezhdanov V.L. "Xi Jinping Thought" in the Context of a Global Problem "Bad Governance""// Oriental Institute Journal. 2022. № 2. P. 96-109. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/96-109

Введение

Развитие новых подходов во внутренней и внешней политике Китайской Народной Республики, происходящее на фоне изменений партийно-политического дискурса, связывают прежде всего с именем генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР Си Цзиньпина или с "пятым поколением руководителей", занявших ключевые партийные и государственные позиции в конце 2012 г. - начале 2013 г.

© Нежданов В.Л., 2022

Предлагаемые новации, объединенные под общим названием "Идей Си Цзинь-пина о социализме с китайской спецификой новой

ХВЙ) (также известны как "Идеи Си Цзиньпина (^ffi^Sffi)), выступают дополнением прежних концепций социализма с китайской спецификой, делая акцент на взаимозависимости как внутриполитических, так и внешнеполитических целей КНР, указывая на комплексные изменения в мире.

"Идеи Си Цзиньпина"основываются на официальных выступлениях, заявлениях, статьях, комментариях и политических концепциях, выдвинутых председателем КНР Си Цзиньпином с 2012 г. Совокупность этих идей содержит цели и задачи строительства и развития социализма с китайской спецификой на нынешнем этапе развития страны.

Совокупность подходов и концепций, объединенных в рамках "Идей Си Цзиньпина", акцентирует внимание на проблеме "управления"("governance") как во внутренней политике страны, так и в международных отношениях, что коррелирует с актуальным вопросом поиска эмпирических объяснений феномена "плохого управления"("bad governance") в теоретическом и сравнительном контексте среди исследователей.

Целью данной статьи выступает анализ "Идей Си Цзиньпина"в качестве примера "хорошего управления"через призму феномена "bad governance"^ контексте современного состояния системы международных отношений.

"Плохое управление"как фактор кризиса системы международных отношений

Развитие системы международных отношений на современном этапе происходит в контексте переформатирования глобального политического и экономического ландшафта. Мировой порядок можно охарактеризовать переходом от стабильности к комплексному кризису системы, выраженному как в деградации глобальных институтов управления, так и в конкуренции дискурсов относительно вопроса развития мировой политики [16]. Процесс трансформации мирового порядка сопровождается пересмотром сложившихся представлений о наличии единых для всех стран мира траекторий развития [3, с. 35].

Р.Э. Лагорио, бывший посол Аргентины в России, отмечает, что мир переживает исторический момент, когда под вопросом находится вся система мирового порядка. Существующая система в значительной степени соответствует состоянию 1945 г., где суверенитет был намного сильнее, конфликты были международными, а основные проблемы были связаны с "жесткой" силой. В этой связи человечество столкнулось с системной проблемой, которая заключается в том, как будет происходить управление глобализацией и в каком направлении она продолжит свое развитие [7].

Таким образом, система международных отношений столкнулась с необходимостью обеспечения качественного управления институтами, что позволило бы добиться её переформатирования в более справедливом ключе.

В сложившихся обстоятельствах на первый план международного взаимодействия выходит проблематика "управления" ("governance"), которое можно понимать как многочисленные процессы общественного взаимодействия посредством общепринятых законов, норм, властных отношений и дискурса [13, с. 4]. Глобальное управление, в свою очередь, можно рассматривать в качестве комплекса формальных и неформальных институтов, отношений, механизмов и процессов между различными акторами, посредством которых формулируются коллективные интересы на глобальном уровне, устанавливаются правила и разрешаются разногласия [27, с. 235].

Оценка качества управления может быть произведена посредством применения концепций "хорошего"и "плохого"управления ("good governance"/ "bad governance").

Исследования феномена "плохое управление"("bad governance") выступают достаточно новым явлением, связанным с ростом интереса как к проблематике

государственного управления, так и с появлением новых исследовательских инструментов, международных баз данных и рейтингов.

Феномен "bad governance", однако, часто рассматривается некорректно. Распространенным заблуждением выступает то, что "плохое управление"ставится в один ряд с плохо скоординированной экономической политикой [24, с. 404].

"Bad governancegovernance"нельзя ставить в один ряд с "плохим"или, лучше сказать, "бездарным"руководством, поскольку можно говорить о множестве комбинаций типов лидеров и разновидностей управления в контексте развития политических систем. Тем не менее "хорошее управление" не может возникнуть при бездарном руководстве, в то время как "плохое управление" может иметь место и при хороших руководителях.

Наконец, "плохое управление" нельзя рассматривать как результат отсутствия достаточного материального основания или приверженности национальным традициям управления [22, с. 392].

Обратим внимание, что Всемирный банк определяет суть "хорошего управления"("good governance") используя шесть параметров [28]:

1) выборность и подотчетность власти (демократия);

2) политическая стабильность и отсутствие насилия;

3) эффективность правительства;

4) высокое качество регулирования;

5) верховенство права;

6) контроль коррупции.

Американский исследователь Э. Осборн, изучая феномен "bad governance", обращает внимание, что "плохое управление"напрямую связано с проблемами экономического роста, поскольку ухудшение экономических показателей усугубляет негативное влияние "плохого управления" [24, с. 420].

Обладая характеристиками "хорошего управления", можно выделить черты феномена "bad governance":

1) отсутствие выборности и подотчетности власти гражданскому обществу;

2) политическая нестабильность;

3) неэффективность правительства;

4) низкое качество регулирования;

5) отсутствие верховенства права или извращение его принципов;

6) высокий уровень коррупции.

Российский политолог В.Я. Гельман обращает внимание, что характеристики "хорошего" и "плохого" управления включают в себя в том числе характеристики, определяющие политический режим государства. В этой связи предложено минимальное определение феномена "плохого управления", включающее в себя (1) отсутствие верховенства права или извращение его принципов; (2) высокий уровень коррупции; (3) низкое качество регулирования, а также (4) неэффективность правительства [2, с. 5].

Феномен "плохого управления" принято связывать с низким качеством институтов или неблагоприятной институциональной средой [1]. Причём если рассматривать причины феномена "bad governance" в деталях, то можно заметить, что в случае "плохого управления" органы государственной власти отказываются прислушиваться к голосу граждан и нести ответственность за свои действия [18]. Феномен "bad governance" может возникать в результате частой смены правительства [19] или же оказывается связан с коррупцией в органах государственной власти [29].

В этой связи представляется, что "плохое управление" выступает не просто антиподом по отношению к "хорошему управлению", но проявлением иного политико-экономического порядка, который можно рассмотреть как господство политических и экономических институтов, обеспечивающих политическую монополию правящих элит, не ограничивая их системой сдержек и противовесов [11].

Международный валютный фонд указывает, что проведение реформ, направленных на обеспечение прозрачности государственного управления и борьбы

с коррупцией, может помочь в преодолении негативных последствий "плохого управления" [21].

Проблематика "плохого управления" рассматривается в том числе в

контексте развития современных концептуальных основ политической деятельности Коммунистической партии Китая (КПК) и Китайской Народной Республики (КНР).

Центр исследований "Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи" при Центральной партийной школе отмечает, что с развитием общественных отношений совершенствование подходов к пониманию и осуществлению управления становится важнейшим практическим вопросом развития политической системы. В КНР подчеркивают разницу между собственными подходами к практике управления и подходами, используемыми на Западе [45].

Исследователи Юй и Цюй считают, что современный мировой рынок, как и мировой порядок, нельзя считать продуктом развития стран Запада и капитализма, поскольку в него входят в том числе социалистические страны [55].

Контекст, в котором встречается попытка описания "плохого управления" в КНР связан с проблематикой развития стран-партнеров Китая и возможности интернационализации китайского опыта в преодолении феномена "bad governance".

Так, например, говоря о перспективах дальнейшего политического и экономического развития Пакистана, отмечается, что проблемы, с которыми сталкивается Исламабад, когда-то были вызовом для развития КНР. Успешное решение Пекином проблем развития и поиска подходов к управлению демонстрирует, что Пакистан может "учиться у Китая" (ЙФЯ^Я) [39].

Практика "плохого управления" рассматривается в КНР в том числе в контексте глобального управления. Подчеркивается возрастающий в мире спрос на управление развитием, ослабление стран Запада, а вместе с ними и Комитета содействия развитию ОЭСР [47].

Вэй Цзунюй, исследователь Института международных исследований Шанхайского университета иностранных языков, рассматривает феномен "bad governance" через призму "несостоявшихся государств". Учитывая рост комплексной взаимозависимости в мировой политике, "плохое управление" в отдельно взятой стране становится вызовом международному порядку и безопасности. Сделан акцент на слабости политической системы и отсутствии верховенства права в отдельных государствах. Решение проблемы "плохого управления" возможно посредством использования международного опыта, политической и экономической помощи для проведения реформирования государственной системы [53].

Специалист Народного университета Китая Ян Гуанбинь, говоря о "плохом управлении" отмечает, что государства столкнулись с данной проблемой в период так называемой "третьей волны демократизации" (период с 1974 г. по 1991 г., начинающийся с демократизации в Португалии, а затем в Греции (1974 г.), Испании (1975 г.), Турции (1983 г.), Аргентине (1983 г.), Бразилии (1985 г.), продолжающийся завершением процесса деколонизации, падением коммунистических режимов в Европе и распадом СССР, что привело к росту числа новых демократических государств), поскольку неолиберальные подходы к управлению в этот период времени способствовали усилению власти привилегированного меньшинства [49].

Для КНР важность обеспечения "хорошего управления" в зарубежных странах обладает экономическим значением. В контексте развития инициативы "Один пояс, один путь" важность качества государственного управления в стра-

нах-партнерах связана с обеспечением сохранности прямых иностранных инвестиций Китая. В этой связи критика в отношении того, что китайские инвесторы игнорируют факторы управления или даже поощряют "плохое управление", не обоснована [44].

Наконец, феномен "bad governance" рассматривается в Китае не только в рамках проблем развития политической системы, но и в более широком плане, как, например, управления энергетикой [48] или экологическими процессами [54].

Феномен "плохого управления" обладает достаточной теоретизацией как на Западе, так и в КНР. Проблематика "управления" занимает ведущее место в рамках современных концептуальных основ политической деятельности КПК, что говорит об актуальности рассмотрения феномена "bad governance" через призму "Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи", поскольку учет фактора "плохого управления" способствует лучшему пониманию некоторых вопросов взаимодействия китайского государства и общества, проведения политического курса, удачи или неуспеха проводимых в стране реформ.

"Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи" как антипод феномена "bad governance"

Вопросы "управления" занимают одно из центральных мест в рамках "Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи".

"Идеи Си Цзиньпина" как ряд концепций, идей и стратегий в сфере управления государством начали формироваться после XVIII съезда Коммунистической партии Китая (2012 г.), тогда как их содержание, обобщенное и обнародованное на XIX съезде КПК (2017 г.), было внесено в Устав партии и утверждено в качестве дальнейшего руководства для деятельности КПК.

"Идеи Си Цзиньпина" включают цели и задачи строительства и развития социализма с китайской спецификой, вопросы общего планирования, стратегической модели развития, внешних условий, политических гарантий и т.д. [4]

Р. Боэр, профессор Школы исследований марксизма Даляньского технологического университета, акцентирует внимание, что подходы, используемые в рамках "Идей Си Цзиньпина", основаны на теории марксизма, а значит, в своих теоретических и практических подходах КПК не идет по пути Запада, опирающегося на идеи неолиберального толка [14, с. 273].

Подобный подход подтверждается заявлениями председателя КНР. Выступая на симпозиуме по философии и общественным наукам в 2016 г., Си Цзиньпин заострил внимание на сохранении марксизма в качестве основного теоретического подхода партии [43]. Позже было подчёркнуто, что мировоззрение и методологию политической деятельности Коммунистической партии составляет диалектический материализм [41], тогда как закономерности общественного и мирового развития рассматриваются руководством КПК с позиции исторического материализма [40].

Акцент партийно-государственного руководства Китая в отношении исторического материализма призван подчеркнуть, что развитие общественно-политических отношений происходит в рамках рациональных и известных законов развития. Подобный подход демонстрирует, что руководство КНР не противостоит "естественному" историческому процессу, будучи уверенными в дальнейшей логике развития мирового сообщества.

Таким образом, подходы к проблематике "управления" наряду с представлениями о "плохом управлении" в КНР рассматриваются через призму теоретических рамок марксизма. В этой связи упор руководства КПК на продвижение "китайских инициатив" (ФЯ^Ж) наряду с укреплением "дискурсивной силы" Китая (ФЯЙ ii) призван способствовать продвижению взглядов КПК в международный дискурс и влиять на представления в отношении феномена "bad governance".

Несмотря на то, что "плохое управление" напрямую не упоминается в рамках "Идей Си Цзиньпина", руководители КПК высказываются относительно параметров данного феномена.

Говоря о контроле коррупции, следует упомянуть масштабную антикоррупционную кампанию, начатую Си Цзиньпином непосредственно после окончания XVIII съезда КПК в 2012 г. В данном случае применима концепция "Бить и тигров, и мух" которая направлена не только на противодействие

коррупции, но и на предупреждение нездоровых тенденций в обществе [6, с. 200].

Что касается проблематики выборности и подотчетности властей (демократии), Си Цзиньпин делает акцент на развитии так называемой "народной демократии". "Народная демократия" рассматривается как инструмент, способствую-

щий росту благосостояния граждан и развитию их прав для участия в процессе принятия государственных решений [38].

В Китае подчёркивают, что страны Запада теряют первенство в определении "качества" демократии, уступая Китаю [30], поскольку западные критерии демократии не должны оставаться единственным подходом для оценки "хорошего" или "плохого" управления [23].

Китайский подход к демократии объединяет в себе представления о политической стабильности и эффективности правительства. "Идеи Си Цзиньпина" рассматриваются в качестве средства, направленного на предупреждение политического упадка, укрепление вертикали власти, построение социалистического общества, борьбу с коррумпированной системой и укрепление политической стабильности [25].

Вместе с этим лидер КПК в контексте проблем "демократии" говорит об ориентированном на человека всеобщем процветании. Китайское правительство рассматривает уровень удовлетворенности людей как меру, которая способна продемонстрировать результаты при искоренении нищеты и удовлетворении основных потребностей бедных слоев населения [36]. В данном случае применима концепция "Народ - это главное" (ЙАКЛФ^), выдвинутая Си Цзиньпином в октябре 2015 г. на V пленуме ЦК КПК 18-го созыва. Данная концепция отражает принципы марксистского исторического материализма и демонстрирует основную цель КПК - служение народу [6, с. 294].

"Идеи Си Цзиньпина" также охватывают вопросы верховенства права. "Идеи Си Цзиньпина о верховенстве права" направлены на формиро-

вание условий для функционирования правового государства, представляя собой "последнее достижение в адаптации марксистских теорий верховенства закона к китайскому контексту". Верховенство права с китайской спецификой предполагает поддержание лидерства партии в правовом управлении; ориентацию на людей; развитие социалистического правового государства с китайской спецификой; приверженность конституционному управлению; содействие модернизации системы управления и потенциала Китая на пути к верховенству закона и т.д. [32]

Таким образом, комплекс "Идей Си Цзиньпина" позволяет посмотреть на феномен "bad governance" через призму теории марксизма, диалектического и исторического материализма, открывая новый взгляд на теоретизацию и понимание "плохого управления" и предлагая новые подходы к его преодолению.

"Идеи Си Цзиньпина" в международных отношениях как пример "хорошего управления"

Руководство КПК начало уделять особое внимание участию Китая в глобальном управлении после XVIII съезда КПК (2012 г.). В частности, проводились специализированные исследования под патронатом Политбюро [52].

В конце июня 2013 г. министр иностранных дел КНР Ван И обратил внимание, что Китай выдвигает новые идеи и создаёт себе новый имидж, тогда как китайская дипломатия в новую эпоху приобретает более предприимчивый и новаторский дух, что определяется как "дипломатия большой страны с китайской спецификой" [17]. В августе 2013 г. была опубликована статья главы канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам, члена Политбюро Яна Цзе-чи, в которой шла речь о формировании системной теории дипломатии с китайской спецификой [50]. Наконец, 24 октября 2013 г. Си Цзинь-пин, выступая с речью о дипломатической работе в соседних странах, обобщил эти идеи и выдвинул формулу "стремиться к достижениям" [42].

Таким образом, к июню 2018 г. в целом были сформированы "Идей Си Цзиньпи-на о дипломатии", как части "Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи" [51].

"Идеи Си Цзиньпина о дипломатии" основываются на десяти базовых принципах, которые включают в себя: (1) отстаивание авторитета ЦК КПК в качестве источника внешнеполитической деятельности КНР; (2) развитие принципов дипломатии большой страны с китайской спецификой для достижения целей "ки-

тайской мечты" (ФЯ^); (3) создание Сообщества единой судьбы человечества (А ^■ё^ЖФ); (4) повышение стратегического доверия на основе принципов социализма с китайской спецификой; (5) содействие международному сотрудничеству в рамках инициативы "Один пояс, один путь" (6) стремление к мирному

развитию на основе взаимовыгодного сотрудничества; (7) содействие глобальному партнёрству; (8) проведение реформы системы глобального управления; (9) отстаивание интересов суверенитета, безопасности и развития Китая, что соответствует "коренным интересам" страны (^^^М); (10) развитие китайской дипломатии при совмещении в ней традиций и современных подходов [52].

"Идеи Си Цзиньпина о дипломатии" можно рассматривать в качестве индикатора, демонстрирующего восприятие руководством КПК-КНР приемлемой для Пекина внешнеполитической стратегии.

Говоря о проблематике глобального управления, председатель КНР Си Цзинь-пин отмечает ряд факторов, среди которых: необходимость обеспечения общемирового развития, увеличение роли КНР в реформировании системы глобального управления, укрепление роли ООН и международного права, а также укрепление позиций развивающихся стран в системе глобального управления. Подчеркнуто, что ни одна страна не имеет права доминировать в системе глобального управления, поскольку станам мира необходимо заменить конфликт диалогом, принуждение - консультацией, а игру с нулевой суммой - взаимовыгодным сотрудничеством [33].

Участие в глобальном управлении должно помочь Пекину играть большую роль при установлении правил международного порядка, содействовать реформированию Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных организаций, чтобы они отражали изменения в международной обстановке, уделяя внимание увеличению представительства и голоса развивающихся стран [52].

В этой связи изучение понимания руководством КПК-КНР специфики "управления" в международных отношениях имеет особое значение.

Согласно Конституции КНР, руководство со стороны Коммунистической партии Китая выступает важнейшим элементом при построении социализма с китайской спецификой, а значит поддержание лидерства КПК - ключ как к управлению страной, так и к принципам глобального управления, продвигаемых со стороны КНР [15].

Подобный взгляд подтверждает выводы Шэнь Хайсюна, заместителя заведующего отделом пропаганды ЦК КПК, который, проанализировав подходы пятого поколения руководителей к развитию внешнеполитической стратегии страны, отметил, что КПК выступает не только в качестве партии Китая, но и в качестве международной политической силы [10, с. 734-735]. В этой связи, акцент на то, что успех КПК в борьбе с эпидемией коронавируса имеет значение не только для китайского народа, но и для всего мира, становится дополнительным маркером увеличения значения подходов КПК во внешней политике КНР [46]. Важно учитывать, что пятое поколение руководителей отдает предпочтение политической идеологии, а не технократическим принципам в сфере управления [26].

Развитие идеологических подходов и государственного управления КПК-КНР привело к тому, что КПК разработала новый взгляд на "хорошее управление", отличающийся от подходов, принятых в западных странах. В частности, заявления о том, что КНР не соблюдает политические и правовые нормы, принятые в странах Запада, объясняется тем, что некоторые политические идеи чужды Китаю не только с политической, но и с культурной точки зрения [31, с. 26, 38].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трехтомник выступлений и статей Си Цзиньпина "О государственном управлении", выступающий ключевым источником "Идей Си Цзиньпина", акцентирует внимание на аспектах руководства внутренней и внешней политикой [35].

Кроме того, такие концепции, как: "Международные отношения нового типа" (ЖЭЯ^^Ж) [6, с. 310], "Сообщество единой судьбы человечества" (А^^ё^Ж Ф) [6, с. 324], "Концепция правильного понимания справедливости и выгоды" (Ш

ЩХ.ЩЩ) [6, с. 330] и другие, - предполагают реформирование существующего мирового порядка и системы ООН для управления в более справедливом, рациональном и эффективном направлении.

Можно предположить, что, говоря о формировании "более справедливого, рационального и эффективного" международного порядка, в КНР подразумевают создание такой системы, которая бы нивелировала противоречия стран мира, способствовала сближению интересов, а также обеспечивала равные возможности стран вне зависимости от их размера, совокупной мощи и уровня экономического развития.

Через другой сборник - "Истории из уст Си Цзиньпина", - также красной нитью проходит концепция "управления". Проецируя концепт "управление" на внешнеполитическую сферу, отмечаются усилия властей в формировании и реализации политики за рубежом, задача которой - создание мирной и стабильной международной среды для осуществления "Китайской мечты" внутри страны и создания "Сообщества единой судьбы человечества" в глобальном масштабе. Говоря о проблемах управления в виде поучительных историй, Си Цзиньпин обращает внимание на "основные ценности социализма" [5, с. 7-9].

Эксперт в области исследования руководства Китая Чжоу Синьминь в книге "Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая" отмечает, что экономическая глобализация приводит к интеграции китайской системы управления в мировой контекст. В этой связи КНР должна интегрироваться с остальным миром для создания открытой модели управления [9, с. 22-24].

Говоря о продвижении понимания управления с китайской спецификой в международных отношениях, Янь Сюэтун отмечает, что "новая эпоха" Си Цзиньпина во внешней политике продолжит следовать формуле Дэн Сяопина о том, что практика будет выступать ключевым мерилом успешности китайской внешней политики [37, с. 47]. Вместе с этим, в предисловии к книге Чжоу Синьминя, отмечается, что теоретическое обоснование управления предназначено для направления практики политики КПК [9, с. 7-8].

К. Радд, специалист по внешней политики КНР и бывший премьер-министр Австралии, обращает внимание, что руководство КПК-КНР начало проработку подходов в сфере глобального управления в 2014 г. В этот период Си Цзиньпин акцентировал внимание китайского руководства на надвигающуюся борьбу за будущую структуру международного порядка, после чего были начаты исследования, посвященные вопросам "международного порядка" (Ш^^^), "международной системы" (ШШЖШ) и "глобального управления" (-^ШпЯ) [26].

Оценивая подходы к "управлению" со стороны КНР, учтём, что внешняя политика Пекина базируется на ценностной основе, сформированной под влиянием китайской традиционной культуры, марксизма, а также практики китаизации марксистских подходов [20, с. 37]. Подход Китая к современной внешней политике включает в себя в том числе использование механизмов политики памяти [8]. Наконец, уверенность руководства КПК-КНР в правоте выбранного курса укрепляется благодаря методологии диалектического материализма, используемой для объяснения ситуации в системе международных отношений [34].

Выводы

Рассмотрев комплекс "Идей Си Цзиньпина" в контексте феномена "bad governance", сделаем ряд выводов.

Во-первых, можно говорить о различающемся понимании проблематики "плохого управления" среди западных и китайских исследователей. Несмотря на использование одинаковых категорий, эксперты подходят к оценке названного феномена с разных теоретических платформ. Как следствие, можно говорить о формировании подходов к противодействию "плохому управлению" как с неолиберальной точки зрения, так и с точки зрения китаизированного марксизма.

Во-вторых, несмотря на отсутствие феномена "bad governance" среди

ключевых концепций "Идей Си Цзиньпина", можно увидеть, что современная иде-

ологическая система КПК не игнорирует данную проблему, а теоретизирует каждый из элементов феномена "плохое управление" по отдельности.

В-третьих, и страны Запада, и КНР акцентируют внимание на преодолении вызовов "плохого управления" в иностранных государствах, стремясь нивелировать издержки для системы международных отношений в целом и экономической деятельности в частности. При этом стороны согласны с тем, что преодоление проблем "плохого управления" возможно через иностранную помощь.

В-четвертых, говоря о восприятии феномена "bad governance" с точки зрения "Идей Си Цзиньпин", руководство КПК-КНР делает акцент на идеологический, а не технократический подход, что говорит о перспективном увеличении влияния КПК в реализации помощи для преодоления проблем "плохого управления" в странах мира.

Наконец, развитие "китайских инициатив" наряду с укреплением "дискурсивной силы" Китая, а также подхода "учиться у Китая" способно продвинуть позиции КНР как страны-донора политических подходов и обеспечения политической стабильности в странах мира.

Литература

1. Аузан А. Ловушка "колеи" // Colta. (сайт). URL: https://www.colta.ru/articles/society/8428-lovushka-kolei (дата обращения: 9.01.2022)

2. Гельман В.Я. Политические основания "недостойного правления" в постсоветской Евразии: наброски к исследовательской повестке дня. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016. 34 с.

3. Дынкин А.А. Мир 2035. Глобальный прогноз -Москва: Магистр, 2017. 352 с.

4. Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи // Жэньминьван. (сайт). URL: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0916/c416957-9897207.html (дата обращения: 11.01.2022)

5. Истории из уст Си Цзиньпина / Сост.: Отдел комментариев и рецензий газеты "Жэньминь жибао". Москва: ООО Международная издательская компания "Шанс", 2020. 398 с.

6. Ключевые слова Си Цзиньпина / Сост.: "Учебная группа" зарубежного издания "Жэньминь жибао". Москва: ООО Международная издательская компания "Шанс", 2021. 351 с.

7. Лагорио Р.Э. Некоторые размышления о глобальном сценарии для XXI века // Валдай. (сайт). URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-globalnom-stsenarii-dlya-xxi-veka/?utm_source=newsletter&utm_ campaign=251&utm_medium=email (дата обращения: 21.12.2021)

8. Нежданов В.Л. Отпор мировому фашизму: как Россия и Китай сближают позиции в исторической памяти // Евразия.Эксперт. (сайт). URL: https://eurasia.expert/kak-rossiya-i-kitay-sblizhayut-pozitsii-v-istoricheskoy-pamyati/ (дата обращения: 20.12.2021)

9. Чжоу Синьминь. Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая. Москва: "Весь мир", 2019. 184 с.

10. Шэнь Хайсюн. Си Цзиньпин и политика реформ и открытости. Москва: ООО "Международная издательская компания "Шанс", 2021, 799 с.

11. Acemoglu D. Why Nations Fail: The Origin of Power, Prosperity, and Poverty / D. Acemoglu, J.A. Robinson. New York, Crown Business, 2012. URL: http://norayr.am/collections/books/Why-Nations-Fail-Daron-Acemoglu.pdf (дата обращения: 9.01.2022)

12. Urban Governance Voice and Poverty in the Developing World / N. Devas, Ph. Amis, J. Beall [и др.]. London: Earthscan, 2004. 224 p.

13. Bevir M. Governance: A Very Short Introduction - OUP Oxford, 2012. URL: https://books.google.ru/ books?id=ozjcWIfhoO8C&redir_esc=y (дата обращения: 30.12.2021)

14. Boer R. Socialism with Chinese Characteristics. A Guide for Foreigners - Singapore: Springer, 2021. 316 p.

15. Cao Yin. Xi's thought key to law-based governance // China Daily. (сайт). URL: https://www.chinadaily. com.cn/a/202108/16/WS6119a0aea310efa1bd668e39.html (дата обращения: 1.01.2022)

16. Eilstrup-Sangiovanni M., Hofmann S.C. Of the Contemporary Global Order, Crisis, and Change // Journal of European Public Policy. 2019. P. 1-13. doi: 10.1080/13501763.2019.1678665

17. Exploring the Path of Major-Country Diplomacy With Chinese Characteristics. Remarks by Foreign Minister Wang Yi At the Luncheon of the Second World Peace Forum // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China (сайт). URL: https://www.fmprc.gov.cn/eng/wjb_663304/wjbz_663308/2461_663310/201306/ t20130627_468425.html (дата обращения: 17.01.2022)

18. Guerin B., McCrae J., Shepheard M. Accountability in modern government: what are the issues? // Institute for Government, April 2018. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/ IfG%20accountability%20discussion%20paper%20april%202018.pdf (дата обращения: 5.01.2022)

19. Haider A., Musleh ud Din Musleh ud Din, Ghani E. Consequences of Political Instability, Governance and

Bureaucratic Corruption on Inflation and Growth: The Case of Pakistan // The Pakistan Development Review, Part II, no. 4, Vol. 50, Winter 2011. URL: http://thepdr.pk/pdr/index.php/pdr/article/view/2495 (дата обращения: 5.01.2022)

20. Han Zhen, Zhang Weiwen. Contemporary Value Systems in China - Singapore: Springer, China Social Sciences Press. 2018. 256 p.

21. Kaufmann D. Back to Basics - 10 Myths About Governance and Corruption // Finance and Development (International Monetary Fund), №3, vol. 42, 2005. URL: https://www.imf.org/external/Pubs/FT/fandd/2005/09/ basics.htm (дата обращения: 8.01.2022)

22. Moore M. Political Underdevelopment: What causes "bad governance" // Public Management Review. 2001. №3(3). Р. 385-418.

23. Opinion: China's democracy practice a new form of political civilization // Xinhua. (сайт). URL: http://www. news.cn/english/2021-12/08/c_1310358954.htm (дата обращения: 18.01.2022)

24. Osborne E.W. Measuring Bad Governance // The Cato Journal, 23 (3). p. 403-422. URL: https://ciaotest. cc.columbia.edu/olj/cato/v23n3/cato_v23n3ose02.pdf (дата обращения: 30.12.2021)

25. Poirier С. Xi Jinping Thought. Xi's Struggle Against Political Decline // Institute for Security and Development Policy. 2021. URL: https://isdp.eu/content/uploads/2021/11/Xi-Jinping-Thought-Xis-Struggle-Against-Political-Decline-IB-11.11.2021.pdf (дата обращения: 11.01.2022)

26. Rudd, Kevin. Xi Jinping's Vision for Global Governance. // Project Sindicate. (сайт). URL: https://www. project-syndicate.org/commentary/xi-jinping-has-a-coherent-global-vision-by-kevin-rudd-2018-07 (дата об-рщения: 8.01.2022)

27. Thakur R., Van Langenhove L. Enhancing Global Governance through Regional Integration // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organisations, vol.12, no. 3, 2006. p. 233-240.

28. The Worldwide Governance Indicators // The World Bank. (сайт). URL: https://info.worldbank.org/ governance/wgi/#home (дата обращения: 30.12.2021)

29. Types and Impacts of Corruption // Ministry of Posts and Telecommunications Republic of Cameroon. (сайт). URL: https://www.minpostel.gov.cm/index.php/en/vie-associative/296-types-and-impact-of-corruption (дата обращения: 6.01.2022)

30. Vigorous Chinese democracy vs aging Western one: Global Times editorial // Global Times. (сайт). URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1238849.shtml (дата обращения: 10.01.2022)

31. Wo-Lap Lam W. Handbook of the Chinese Communist Party. New York: Routledge, 2018. 698 р.

32. Xi Focus: Xi Jinping Thought on the Rule of Law guides law-based governance in China // Xinhua. (сайт). URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-12/10/c_139578646.htm (дата обращения: 9.01.2022)

33. Xi Focus-Quotable Quotes: Xi Jinping on global governance, infl relations // Xinhua. (сайт). URL: http:// www.news.cn/english/2021-10/24/c_1310265545.htm (дата обращения: 2.01.2022)

34. Xi Jinping. Dialectical Materialism Is the Worldview and Methodology of Chinese Communists // Camara de Cooperacao e Desenvolvimento Portugal-China. (сайт). URL: https://www.ccdpch.com/dialectical-materialism-is-the-worldview-and-methodology-of-chinese-communists/ (дата обращения: 8.01.2022)

35. Xi Jinping. The Governance of China, Vol. 1, Vol. 2.

36. Xi Jinping: Focus on people-centered development to achieve common prosperity // CGTN. (сайт). URL: https://news.cgtn.com/news/2021-02-25/Xi-Focus-on-people-centered-development-to-achieve-common-prosperity-Ya9O12oqiY/index.html (дата обращения: 11.01.2022)

37. Yan Xuetong. Becoming Strong: The New Chinese Foreign Policy // Foreign Affairs. 2021. № 4 (100). P. 40 - 47

38. Zhu Zheng. What does 'whole-process people's democracy' mean? // CGTN. (сайт). URL: https://news. cgtn.com/news/2021-10-16/What-does-whole-process-people-s-democracy-mean--14oXnZjnC1i/index.html (дата обращения: 11.01.2022)

39. // Ф^АЙЙШФ&АШЕ 2018^11^10 = Интервью: Китай подал пример развивающимся странам - интервью с премьер-министром Пакистана Имраном Ханом // Центральное народное правительство Китайской Народной Республики. (сайт). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018-11/01/content_5336419.htm (дата обращения: 9.01.2022)

40. // ФШАБЙЯШФААБМ, 2020^1^150 = Си Цзиньпин: Придерживаться исторического материализма и постоянно открывать новую область развития современного китайского марксизма // Центральное народное правительство Китайской Народной Республики. (сайт). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-01/15/content_5469442.htm (дата обращения: 11.01.2022)

41. // Ф^^ЙШИ, 2019^10 = Си Цзиньпин: Диалектический материализм - это мировоззрение и методология китайских коммунистов // Новостной портал Коммунистической партии Китая. (сайт). URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/0101/ c83846-30497908.html (дата обращения: 11.01.2022)

42. // Ф^^ЙШ И,2013^10^26 0 = Си Цзиньпин выступил на форуме с важной речью о дипломатической работе в соседних странах, подчеркнув: "Стремиться к созданию благоприятной окружающей обстановки для раз-

вития страны" // Новостной портал Коммунистической партии Китая. (сайт). URL: http://cpc.people.com. cn/n/2013/1026/c64094-23333683.html (дата обращения: 9.01.2022)

43. // фяй^£шио2016^5я170 = Выступление Си Цзиньпина на симпозиуме по философии и общественным наукам // Новостной портал Коммунистической партии Китая. (сайт). URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2016/0519/c64094-28361550.html (дата обращения: 11.01.2022)

44. // HKTDC Research, 7.04.2020 = Какие страны больше всего выигрывают от китайской инициативы "Один пояс, один путь"? // HK TDC Research. (сайт). URL: https://research.hktdc.com/sc/article/Mzk4ODA1ODMx (дата обращения: 9.01.2022)

45. яшршм^йфя®^ // QSTheory,2019^11^210 = Китайская логика модернизации государственного управления // QSTheory. (сайт). URL: http://www.qstheory.cn/llwx/2019-11/21/c_1125257785.htm (дата обращения: 8.01.2022)

46. // ^#И,2020 ^08^210 = Мир - это одна семья, способствующая построению "Сообщества единой судьбы человечества" // Синьхуа. (сайт). URL: http://www. xinhuanet.com/comments/2020-08/21/c_1126394392.htm (дата обращения: 12.01.2022)

47. Mfc. // ^0ФЯ, 2021^3^130 = Сунь Цзинсинь. Инициатива "Один пояс, один путь" помогает управлению глобальным развитием // Китай сегодня. (сайт). URL: http://www. chinatoday.com.cn/zw2018/rdzt/jdbn/bnhz/202106/t20210630_800251347.html (дата обращения: 9.01.2022)

48. // Power Bridge, 2021^10^220 = На фоне "двойного углерода" умные фонарные столбы помогают сократить выбросы углерода во всей цепочке умного транспорт // Power Bridge. (сайт). URL: https://www.powerbridge.com/news119.html (дата обращения: 10.01.2022)

49. ЙШ. // ФЯЛй*^, 2019^5^13 0 = Ян Гуанбинь. Как победить в национальном конкурсе? // Народный университет КНР. (сайт). URL :http://sis.ruc.edu.cn/ html/1/186/188/269/1022.html (дата обращения: 11.01.2022)

50. // фяй^£шио2013ш160 = Инновации в дипломатической теории и практике Китая на новом этапе // Новостной портал Коммунистической партии Китая. (сайт). URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0816/c64094-22584472.html (дата обращения: 17.01.2022)

51. |||РВ. //Л£И,2018^,8Я10 0 = Чэнь Сяньян. [Учиться разумно] "Идеи Си Цзиньпина о дипломатии" направляют дипломатию крупных стран с китайской спецификой. // Жэньминь Жибао онлайн. (сайт). URL: http://politics.people.com.cn/n1/2018/0810/ c1001-30222342.html (Дата обращения: 30.12.2021)

52. // фяй^£шио2017ш170 = Чэнь Сяньян. Идеи Генерального секретаря Си Цзиньпина о глобальном управлении // Новостной портал Коммунистической партии Китая. (сайт). URL: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0817/c83859-29476848.html (дата обращения: 9.01.2022)

53. // 2005, №3, 2005. 14-20Ж = Вэй Цзунюй. Проблема "несостоявшихся государств" и международный порядок // Современные международные отношения, 2005, №3, 2005. с. 14-20 URL: http://www.cas.fudan.edu.cn/picture/2282.pdf (дата обращения: 11.01.2022)

54. ш¥, ü, m // фяшш*£шжо 2021ш15 0 = Ху Цзипин, Ван Ли, Ван Сюй. Построение Сообщества единой судьбы на морях - возможность для китайско-японского сотрудничества // Китайский институт современных международных отношений. (сайт). URL: http://www.cicir.ac.cn/NEW/opinion.html?id=1b049eb5-a172-424c-9102-f01740efcf5f (дата обращения: 11.01.2022)

55. й$й. // QSTheory. 2018^6^150 = Юй Дахуай, Цюй Юньчан. Инициатива "Один пояс, один путь" как новая практика теории марксизма в мировом рынке // QSTheory. (сайт). URL: http://www.qstheory.cn/dukan/hqwg/2018-06/15/c_1122992315.htm (дата обращения: 11.01.2022).

References

1. Auzan A. Lovushka "kolei" // Colta. (sajt). URL: https://www.colta.ru/articles/society/8428-lovushka-kolei (data obrashheniya: 9.01.2022)

2. Gel'man V.YA. Politicheskie osnovaniya "nedostojnogo pravleniya" v postsovetskoj Evrazii: nabroski k issledovatel'skoj povestke dnya. SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2016. 34 s.

3. Dynkin A.A. Mir 2035. Global'nyj prognoz -Moskva: Magistr, 2017. 352 s.

4. Idei Si TSzin'pina o sotsializme s kitajskoj spetsifikoj novoj ehpokhi // ZHehn'min'van. (sajt). URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2021/0916/c416957-9897207.html (data obrashheniya: 11.01.2022)

5. Istorii iz ust Si TSzin'pina / Sost.: Otdel kommentariev i retsenzij gazety "ZHehn'min' zhibao". Moskva: OOO Mezhdunarodnaya izdatel'skaya kompaniya "SHans", 2020. 398 s.

6. Klyuchevye slova Si TSzin'pina / Sost.: "Uchebnaya gruppa" zarubezhnogo izdaniya "ZHehn'min' zhibao". Moskva: OOO Mezhdunarodnaya izdatel'skaya kompaniya "SHans", 2021. 351 s.

7. Lagorio R.EH. Nekotorye razmyshleniya o global'nom stsenarii dlya XXI veka // Valdaj. (sajt). URL:

https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-globalnom-stsenarii-dlya-xxi-veka/?utm_source=newsletter&utm_ campaign=251&utm_medium=email (data obrashheniya: 21.12.2021)

8. Nezhdanov V.L. Otpor mirovomu fashizmu: kak Rossiya i Kitaj sblizhayut pozitsii v istoricheskoj pamyati // Evraziya.EHkspert. (sajt). URL: https://eurasia.expert/kak-rossiya-i-kitay-sblizhayut-pozitsii-v-istoricheskoy-pamyati/ (data obrashheniya: 20.12.2021)

9. CHzhou Sin'min'. Rukovodstvo Si TSzin'pina i budushhee Kitaya. Moskva: "Ves' mir", 2019. 184 s.

10. SHehn' KHajsyun. Si TSzin'pin i politika reform i otkrytosti. Moskva: OOO "Mezhdunarodnaya izdatel'skaya kompaniya "SHans", 2021, 799 s.

11. Acemoglu D. Why Nations Fail: The Origin of Power, Prosperity, and Poverty / D. Acemoglu, J.A. Robinson. New York, Crown Business, 2012. URL: http://norayr.am/collections/books/Why-Nations-Fail-Daron-Acemoglu.pdf (data obrashheniya: 9.01.2022)

12. Urban Governance Voice and Poverty in the Developing World / N. Devas, Ph. Amis, J. Beall [i dr.]. London: Earthscan, 2004. 224 p.

13. Bevir M. Governance: A Very Short Introduction - OUP Oxford, 2012. URL: https://books.google.ru/ books?id=ozjcWIfhoO8C&redir_esc=y (data obrashheniya: 30.12.2021)

14. Boer R. Socialism with Chinese Characteristics. A Guide for Foreigners - Singapore: Springer, 2021. 316 p.

15. Cao Yin. Xi's thought key to law-based governance // China Daily. (sajt). URL: https://www.chinadaily. com.cn/a/202108/16/WS6119a0aea310efa1bd668e39.html (data obrashheniya: 1.01.2022)

16. Eilstrup-Sangiovanni M., Hofmann S.C. Of the Contemporary Global Order, Crisis, and Change // Journal of European Public Policy. 2019. P. 1-13. doi: 10.1080/13501763.2019.1678665

17. Exploring the Path of Major-Country Diplomacy With Chinese Characteristics. Remarks by Foreign Minister Wang Yi At the Luncheon of the Second World Peace Forum // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China (sajt). URL: https://www.fmprc.gov.cn/eng/wjb_663304/wjbz_663308/2461_663310/201306/ t20130627_468425.html (data obrashheniya: 17.01.2022)

18. Guerin B., McCrae J., Shepheard M. Accountability in modern government: what are the issues? // Institute for Government, April 2018. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/ IfG%20accountability%20discussion%20paper%20april%202018.pdf (data obrashheniya: 5.01.2022)

19. Haider A., Musleh ud Din Musleh ud Din, Ghani E. Consequences of Political Instability, Governance and Bureaucratic Corruption on Inflation and Growth: The Case of Pakistan // The Pakistan Development Review, Part II, no. 4, Vol. 50, Winter 2011. URL: http://thepdr.pk/pdr/index.php/pdr/article/view/2495 (data obrashheniya: 5.01.2022)

20. Han Zhen, Zhang Weiwen. Contemporary Value Systems in China - Singapore: Springer, China Social Sciences Press. 2018. 256 p.

21. Kaufmann D. Back to Basics - 10 Myths About Governance and Corruption // Finance and Development (International Monetary Fund), №3, vol. 42, 2005. URL: https://www.imf.org/external/Pubs/FT/fandd/2005/09/ basics.htm (data obrashheniya: 8.01.2022)

22. Moore M. Political Underdevelopment: What causes "bad governance" // Public Management Review. 2001. №3(3). R. 385-418.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Opinion: China's democracy practice a new form of political civilization // Xinhua. (sajt). URL: http://www. news.cn/english/2021-12/08/c_1310358954.htm (data obrashheniya: 18.01.2022)

24. Osborne E.W. Measuring Bad Governance // The Cato Journal, 23 (3). p. 403-422. URL: https://ciaotest. cc.columbia.edu/olj/cato/v23n3/cato_v23n3ose02.pdf (data obrashheniya: 30.12.2021)

25. Poirier S. Xi Jinping Thought. Xi's Struggle Against Political Decline // Institute for Security and Development Policy. 2021. URL: https://isdp.eu/content/uploads/2021/11/Xi-Jinping-Thought-Xis-Struggle-Against-Political-Decline-IB-11.11.2021.pdf (data obrashheniya: 11.01.2022)

26. Rudd, Kevin. Xi Jinping's Vision for Global Governance. // Project Sindicate. (sajt). URL: https://www. project-syndicate.org/commentary/xi-jinping-has-a-coherent-global-vision-by-kevin-rudd-2018-07 (data obrshheniya: 8.01.2022)

27. Thakur R., Van Langenhove L. Enhancing Global Governance through Regional Integration // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organisations, vol.12, no. 3, 2006. p. 233-240.

28. The Worldwide Governance Indicators // The World Bank. (sajt). URL: https://info.worldbank.org/ governance/wgi/#home (data obrashheniya: 30.12.2021)

29. Types and Impacts of Corruption // Ministry of Posts and Telecommunications Republic of Cameroon. (sajt). URL: https://www.minpostel.gov.cm/index.php/en/vie-associative/296-types-and-impact-of-corruption (data obrashheniya: 6.01.2022)

30. Vigorous Chinese democracy vs aging Western one: Global Times editorial // Global Times. (sajt). URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1238849.shtml (data obrashheniya: 10.01.2022)

31. Wo-Lap Lam W. Handbook of the Chinese Communist Party. New York: Routledge, 2018. 698 r.

32. Xi Focus: Xi Jinping Thought on the Rule of Law guides law-based governance in China // Xinhua. (sajt). URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-12/10/c_139578646.htm (data obrashheniya: 9.01.2022)

33. Xi Focus-Quotable Quotes: Xi Jinping on global governance, int'l relations // Xinhua. (sajt). URL: http://

www.news.cn/english/2021-10/24/c_1310265545.htm (data obrashheniya: 2.01.2022)

34. Xi Jinping. Dialectical Materialism Is the Worldview and Methodology of Chinese Communists // Camara de Cooperacao e Desenvolvimento Portugal-China. (sajt). URL: https://www.ccdpch.com/dialectical-materialism-is-the-worldview-and-methodology-of-chinese-communists/ (data obrashheniya: 8.01.2022)

35. Xi Jinping. The Governance of China, Vol. 1, Vol. 2.

36. Xi Jinping: Focus on people-centered development to achieve common prosperity // CGTN. (sajt). URL: https://news.cgtn.com/news/2021-02-25/Xi-Focus-on-people-centered-development-to-achieve-common-prosperity-Ya9O12oqiY/index.html (data obrashheniya: 11.01.2022)

37. Yan Xuetong. Becoming Strong: The New Chinese Foreign Policy // Foreign Affairs. 2021. № 4 (100). P. 40 - 47

38. Zhu Zheng. What does 'whole-process people's democracy' mean? // CGTN. (sajt). URL: https://news. cgtn.com/news/2021-10-16/What-does-whole-process-people-s-democracy-mean--14oXnZjnC1i/index.html (data obrashheniya: 11.01.2022)

39. // Ф^АЙЙШФ&АШЙ, 2018^11^10 = Interv'yu: Kitaj podal primer razvivayushhimsya stranam - interv'yu s prem'er-ministrom Pakistana Imranom KHanom // TSentral'noe narodnoe pravitel'stvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki. (sajt). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018-11/01/content_5336419.htm (data obrashheniya: 9.01.2022)

40. // ФЯАБЙЯЯФААБМ, 2020^1^15 0 = Si TSzin'pin: Priderzhivat'sya istoricheskogo materializma i postoyanno otkryvat' novuyu oblast' razvitiya sovremennogo kitajskogo marksizma // TSentral'noe narodnoe pravitel'stvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki. (sajt). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-01/15/content_5469442.htm (data obrashheniya: 11.01.2022)

41. // ФЯЙ^ЙЯЯМ, 2019^10 = Si TSzin'pin: Dialekticheskij materializm - ehto mirovozzrenie i metodologiya kitajskikh kommunistov // Novostnoj portal Kommunisticheskoj partii Kitaya. (sajt). URL: http://theory.people.com.cn/n1/2019/0101/c83846-30497908.html (data obrashheniya: 11.01.2022)

42. // ФЯЙ^ЙЯЯ И,2013^10^260 = Si TSzin'pin vystupil na forume s vazhnoj rech'yu o diplomaticheskoj rabote v sosednikh stranakh, podcherknuv: "Stremifsya k sozdaniyu blagopriyatnoj okruzhayushhej obstanovki dlya razvitiya strany" // Novostnoj portal Kommunisticheskoj partii Kitaya. (sajt). URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/1026/ c64094-23333683.html (data obrashheniya: 9.01.2022)

43. // ФЯЙ^ЙЙЯМ„2016Ш170 = Vystuplenie Si TSzin'pina na simpoziume po filosofii i obshhestvennym naukam // Novostnoj portal Kommunisticheskoj partii Kitaya. (sajt). URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2016/0519/c64094-28361550.html (data obrashheniya: 11.01.2022)

44. // HK TDC Research, 7.04.2020 = Kakie strany bol'she vsego vyigryvayut ot kitajskoj initsiativy "Odin poyas, odin put'"? // HK TDC Research. (sajt). URL: https:// research.hktdc.com/sc/article/Mzk4ODA1ODMx (data obrashheniya: 9.01.2022)

45. ЯШёШШЬЙФЯ®« // QSTheory, 2019^11^210 = Kitajskaya logika modernizatsii gosudarstvennogo upravleniya // QSTheory. (sajt). URL: http://www.qstheory.cn/llwx/2019-11/21/c_1125257785. htm (data obrashheniya: 8.01.2022)

46. // ^#И,2020 ^08Я210 = Mir -ehto odna sem'ya, sposobstvuyushhaya postroeniyu "Soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva" // Sin'khua. (sajt). URL: http:// www.xinhuanet.com/comments/2020-08/21/c_1126394392.htm (data obrashheniya: 12.01.2022)

47. Mfc. // ^0ФЯ, 2021^3^13 0 = Sun' TSzinsin'. Initsiativa "Odin poyas, odin put"' pomogaet upravleniyu global'nym razvitiem // Kitaj segodnya. (sajt). URL: http://www.chinatoday.com. cn/zw2018/rdzt/jdbn/bnhz/202106/t20210630_800251347.html (data obrashheniya: 9.01.2022)

48. // Power Bridge, 2021^10^220 = Na fone "dvojnogo ugleroda" umnye fonarnye stolby pomogayut sokratit' vybrosy ugleroda vo vsej tsepochke umnogo transport // Power Bridge. (sajt). URL: https://www.powerbridge.com/news119.html (data obrashheniya: 10.01.2022)

49. ЙШ. // ФЯАйА^, 2019^5^13 0 = YAn Guanbin'. Kak pobedit' v natsional'nom konkurse? // Narodnyj universitet KNR. (sajt). URL:http://sis.ruc.edu.cn/html/1/186/188/269/1022. html (data obrashheniya: 11.01.2022)

50. // ФЯЙ^ЙШИ„2013Ш160 = Innovatsii v diplomaticheskoj teorii i praktike Kitaya na novom ehtape // Novostnoj portal Kommunisticheskoj partii Kitaya. (sajt). URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0816/c64094-22584472.html (data obrashheniya: 17.01.2022)

51. I»B. // А£М,2018^,8Я100 = CHehn' Syan'yan. [Uchit'sya razumno] "Idei Si TSzin'pina o diplomatii" napravlyayut diplomatiyu krupnykh stran s kitajskoj spetsifikoj. // ZHehn'min' ZHibao onlajn. (sajt). URL: http://politics.people.com.cn/n1/2018/0810/ c1001-30222342.html (Data obrashheniya: 30.12.2021)

52. 1ШВ. // ФЯЙ^ЙШИ„2017Ш170 = CHehn' Syan'yan. Idei

General'nogo sekretarya Si TSzin'pina o global'nom upravlenii // Novostnoj portal Kommunisticheskoj partii Kitaya. (sajt). URL: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0817/c83859-29476848.html (data obrashheniya: 9.01.2022)

53. // 2005, №3, 2005. 14-20^ = Vehj TSzunyuj. Problema "nesostoyavshikhsya gosudarstv" i mezhdunarodnyj poryadok // Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya, 2005, №3, 2005. s. 14-20 URL: http://www.cas.fudan.edu.cn/picture/2282.pdf (data obrashheniya: 11.01.2022)

54. Ш¥, Ü, // ФЯШШ*£ШЖ. 2021^15 0 = KHu TSzipin, Van Li, Van Syuj. Postroenie Soobshhestva edinoj sud'by na moryakh - vozmozhnost' dlya kitajsko-yaponskogo sotrudnichestva // Kitajskij institut sovremennykh mezhdunarodnykh otnoshenij. (sajt). URL: http://www.cicir.ac.cn/NEW/opinion.html?id=1b049eb5-a172-424c-9102-f01740efcf5f (data obrashheniya: 11.01.2022)

55. ййй. // QSTheory. 2018^6^15 0 = YUj Dakhuaj, TSyuj YUn'chan. Initsiativa "Odin poyas, odin put'" kak novaya praktika teorii marksizma v mirovom rynke // QSTheory. (sajt). URL: http://www.qstheory.cn/dukan/hqwg/2018-06/15/c_1122992315.htm (data obrashheniya: 11.01.2022).

Владимир Львович НЕЖДАНОВ, соискатель Дипломатической академии МИД России, г. Москва, Россия; ассистент кафедры истории и мировой политики Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия, e-mail: vn1993@yandex.ru

Vladimir L. NEZHDANOV, Applicant, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia; Assistant, Department of History and World Politics, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: vn1993@ yandex.ru

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 21.01.2022 (Approved) 10.05.2022 (Accepted) 30.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.