Идеи Си Цзиньпина о дипломатии — утверждение справедливости при преследовании общих интересов
Чжан Хуэйминь
аспирант Факультета глобальных процессов, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Идеи Си Цзиньпина о дипломатии является важной частью Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи, а также основополагающим принципом и руководством к действию для внешней работы Китая в новую эпоху. Как мировая держава, изучение внешней политики Китая имеет важное значение. Цель статьи, ее главная сверхзадача — Идеи Си Цзиньпина о дипломатии, основные черты "Утверждения справедливости при преследовании общих интересов" Си Цзиньпина и ее практика. Она включает дипломатические стратегии, сформулированные, реализованные и измененные китайским руководством в соответствии с концепцией "Утверждения справедливости при преследовании общих интересов " дипломатической мысли и политической ситуацией внутри страны и за рубежом которые руководство КНР вырабатывала, осуществляла и меняла в зависимости от "Утверждения справедливости при преследовании общих интересов " и политической ситуации как внутри страны, так и за рубежом.
Автор пытается объяснить Идеи Си Цзиньпина о дипломатии с точки зрения традиционной культуры и литературы. Новизна исследования заключается в том, что концептуализирует внешнюю политику Китая при Си Цзиньпине с точки зрения "Утверждения справедливости при преследовании общих интересов", помогая понять философскую логику внешней политики Китая, особенно в контексте все более активного участия Китая в глобальном управлении.
Ключевые слова: Внешняя политика Китая; Си Цзиньпин; Утверждение справедливости при преследовании общих интере-
(0 сч о сч
п
Введение. С созданием государств и растущим взаимодействием между ними внешняя политика занимает все более важное место в национальных стратегиях развития. В.И. Буренко и В.В. Журавлева определяют внешнюю политику, как «деятельность государств на международной арене, регулирующую их отношения с целью реализации национальных интересов» [1].
Сегодня мир сталкивается с серьезными проблемами, связанными с усилением геополитических конфликтов и игр великих держав, глобальная безопасность сталкивается с неопределенностью, восстановление мировой экономики хрупко и нестабильно, возникают различные риски и кризисы, мир вступил в новую фазу турбулентности и трансформации. Как важный игрок в системе глобального управления, каждый шаг Китая вызывает беспокойство во всем мире. Изучение того, как Китай формулирует свою внешнюю политику, и понимание его дипломатической философии и системы ценностей играют решающую роль.
Идеи Си Цзиньпина о дипломатии является важной частью Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи, а также основополагающим принципом и руководством к действию для внешней работы Китая в новую эпоху. Идеи Си Цзиньпина о дипломатии в основном включает ряд идей и предложений по китайской дипломатии, внешним связям и международным отношениям, выдвинутых Си Цзиньпином после XVIII съезд КПК, которые фундаментально основаны на приверженности мирному развитию и беспроигрышному сотрудничеству. С момента восхождения Си Цзиньпина на пост высшего руководителя Китая растет количество исследований, посвященных дипломатическому мышлению Си Цзиньпина.
Денисов И. Е., Адамова Д. Л. считают, что внешняя политика Си Цзиньпина характеризуется как постепенным отходом в дипломатической практике от
принципа Дэн Сяопина «ШШ^Щ» (скрывать свои возможности и держаться в тени) [2,3]. Чечельниц-кий С.Л. считают дипломатия современного Китая главная цель содействие тому, что председатель КНР Си Цзиньпин назвал «великим возрождением нации» [8].
Изучение идей Си Цзиньпина о дипломатии очень популярно в Китае, и даже лучший университет Китая, Пекинский университет, открыл специальный Институт мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи. По словам Чэнь Хэсяна, идеи Си Цзиньпина о дипломатии является наследием марксистской теории международных отношений и традиционной китайской культуры, объединенных и расширенных[10]. У
сов
Чжичэн, & Ли Цзясюань считают, что "утверждение справедливости при преследовании общих интересов" Си Цзиньпина способствует построению международных отношений нового типа, и что "утверждение справедливости при преследовании общих интересов" демонстрирует международному сообществу отстаивание и решимость Китая поддерживать международную справедливость и продвигать международную мораль, а также задает ценностные ориентиры для построения международных отношений нового типа.
С точки зрения Запада, Примечателен тот факт, что "Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры" была добавлена в Конституцию Коммунистической партии Китая (КПК) во время 19-го съезда. Это напугало некоторых международных комментаторов, которые считают, что Си становится слишком могущественным [11]. Sebastian Heilmann, Moritz Rudolf считают, что внешняя политика Китая систематически работает над перестройкой международного порядка путем создания параллельных структур с широким спектром международных институтов [12]. В то же время, западные СМИ ясно дали понять, что Си Цзиньпин является самым влиятельным лидером Коммунистической партии Китая со времен Мао Цзэдуна[13], Изучение Си Цзиньпина часто вызывает споры среди западных ученых.
Традиционное утверждение справедливости при преследовании общих интересов было этической идеей на протяжении всей истории Китая. Конфуций
сказал, что "^^fâT^.^ÀfâTiO" значит благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду.[4] ; Мэн-цзы"^^Й^^Ш, Х^ШрЯ
это означает, что жизнь - это то, чего я хочу, а мораль - это то, чего я хочу, и если я не могу иметь и то, и другое, я скорее выберу мораль и откажусь от жизни. Поэтому "Ä." Справедливость - это особый этический кодекс, моральный принцип, высшая моральная праведность в сознании конфуцианцев. Фэн Цин указывает на уникальный механизм эмоциональной мобилизации справедливости, который обладает уникальной политической эстетикой и помогает построить культурное сообщество Большого Китая[7]
; "А^ДЕ\Щ", значит интересы0 То, как эти два понятия рассматриваются по отношению друг к другу, формирует традиционный взгляд на утверждение справедливости при преследовании общих
интересов. То, что китайцы часто говорят о - распространенное лингвистическое явление. Повседневное значение этого слова относительно понятно, но трудно дать научное определение с академической точки зрения или перевести его на другие языки. Эти особенности диктуют то, что хотя концепция "^ВДЯ" "утверждение справедливости при преследовании общих интересов" является важным элементом системы ценностей дипломатической
теории с китайской спецификой, в западном и российском мире, помимо Китая, было проведено мало исследований на эту тему.
Идея "утверждения справедливости при преследовании общих интересов" была впервые поднята во время визита Си Цзиньпина в Африку в марте 2013 года. Си подчеркнул необходимость найти точки соприкосновения и совпадения интересов, придерживаться "утверждения справедливости при преследовании общих интересов ", быть принципиальным, дружелюбным и нравственным, а также оказывать больше помощи развивающимся странам в рамках своих возможностей. После этого Си Цзиньпин часто упоминал "придерживаться утверждения справедливости при преследовании общих интересов ", посещая мероприятия и выступая с речами. "Придерживаться утверждения справедливости при преследовании общих интересов, и всегда быть надежным другом и искренним партнером развивающихся стран". "Придерживаться утверждения справедливости при преследовании общих интересов, ставить праведность на первое место и находить баланс между праведностью и прибылью. Укреплять обмены и диалог между цивилизациями для углубления взаимопонимания и взаимного признания."......эти заявления отражают философию и стиль Китая как социалистической страны и ответственной державы. Для Китая статус развивающихся стран имеет особый политический атрибут. В октябре 2022 года состоялся 20-й Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, на котором Си Цзиньпин еще раз подчеркнул, что Китай является крупной развивающейся страной и все еще находится на начальной стадии социализма. Независимо от того, как будет развиваться экономика Китая в будущем и как улучшится его международный статус, Китай всегда будет членом развивающегося мира. За 10 лет с тех пор, как Китай предложил инициативу "Один пояс, один путь", она создала 420 000 рабочих мест и вывела из бедности почти 40 миллионов человек в странах, где она была построена. По состоянию на 6 января 2023 года Китай подписал документы о сотрудничестве со 151 страной, большинство из которых - развивающиеся страны. Это является отражением того, что Китай придерживается концепции "праведности и выгоды". В политическом плане Китай придерживается пяти принципов мирного сосуществования, отстаивает честность и справедливость и настаивает на том, чтобы относиться друг к другу как к равным. В экономическом плане он настаивает на взаимной выгоде и беспроигрышном развитии. При формировании внешней политики отношения между справедливостью и интересами решаются разумно и уместно.
Ван И, бывший министр иностранных дел Китая, сказал, что "утверждение справедливости при преследовании общих интересов" наследует прекрасную традицию китайской дипломатии, воплощает концепцию социалистического государства с китайской спецификой и является знаменем китайской
U
и *
о х
а
a
8) О
т
V
(О
сч о сч
(О
дипломатии в новую эпоху. Исходя из этого, внешняя политика Китая всегда заключалась в проведении независимой и мирной внешней политики, он готов уважать все страны на основе пяти принципов мирного сосуществования, придерживаться основной государственной политики открытости внешнему миру, придерживается концепции "утверждения справедливости при преследовании общих интересов", решительно выступать против одностороннего подхода и протекционизма и демонстрировать миру образ честной и заслуживающей доверия великой державы. Опираясь на концепцию "утверждения справедливости при преследовании общих интересов", Китай всегда выполнял свою обязанность великой державы по оказанию иностранной помощи. В первые годы существования Китая, несмотря на трудности внутреннего экономического развития, он все равно оказывал помощь странам, отстающим в развитии. В апреле 1963 года Китай отправил свою первую медицинскую бригаду в новый независимый Алжир. В дальнейшем Китай также направлял медицинские бригады в Танзанию, Сомали, африканские страны Экваториальную Гвинею и Конго, а также Камбоджу, чтобы помочь этим странам улучшить общее состояние здоровья населения.
В 1964 году, во время своего визита в Африку, Чжоу Эньлай выдвинул восемь принципов иностранной помощи, в основе которых лежат равенство и взаимная выгода, а также уважение суверенитета стран-получателей. Китай продолжал расширять масштабы и эффективность своей помощи, включая, помимо прочего, материальную поддержку, техническое сотрудничество, зарубежные группы медицинской помощи, чрезвычайную гуманитарную помощь и списание долгов, а также ряд других разнообразных форм иностранной помощи. Перед лицом угрожающего глобального распространения COVID-19 Китай помогает странам-партнерам вдоль маршрута по Шелковому пути здоровья, предоставляя поддержку в виде масок, вакцин, медицинских бригад и технических обменов, одновременно предлагая китайское решение для глобального управления здравоохранением [9].
Заключение. Идея "утверждения справедливости при преследовании общих интересов" занимает важное место в традиционной китайской культуре, а в 2013 году Си Цзиньпин предложил "утверждения справедливости при преследовании общих интересов", которая обогащает традиционную китайскую концепцию, воплощает традиционные добродетели и культуру китайской нации, обогащает ценности китайской дипломатии и завершает систему ценностей дипломатической теории с китайской спецификой. Изучение утверждения справедливости при преследовании общих интересов помогает понять идеи Си Цзинь-пина о дипломатии, понять логику формулирования современной китайской внешней политики и даже использовать ее для предположений о будущей китайской внешней политике.
Литература
1. Буренко В.И., Журавлева В.В.. Политология. Под ред. М., 2005, 320 с.
2. Денисов И. Е., Адамова Д. Л. Формулы внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2017. №22.
3. Денисов И.Е. (2017). Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 10 (5). 83-98.
4. Переломов Л. С. Конфуций "Лунь юй" : Ис-след., пер. с кит., коммент. /; Факс. текст "Лунь юя" с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. - Москва : "Вост. лит." РАН, 1998. - 588, [2] с. : ил., табл.; 24 см.; ISBN 5-02-018024-6
5. Меньшикова Л.Н.. Мэн-цзы / Предисл. Пер. с китайского, указ. В.С.Колоколова / Под. ред. Л.Н.Меньшикова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. 272 с.
6. У Чжичэн, Ли Цзясюань. (2021). Утверждение справедливости при преследовании общих интересов в дипломатической мысли Си Цзиньпина. Исследования по международным вопросам, (3), 2346.
7. Фэн Цин. (2020). Китайская праведность: Поэтические реки и озера и их политический опыт (1-е изд., т. 1).
8. Чечельницкий С.Л. Дипломатическая служба Китая // Постсоветский материк. 2019. №4 (24).
9. Чжан Хуэйминь. «Шелковый путь здоровья»: китайский путь к глобальному регулированию в сфере здравоохранения. Управление и политика. 2023;2(1):69-83.
10. Чэнь Хэсян. Теоретическая логика, историческая логика и практическая логика дипломатической мысли Си Цзиньпина. Журнал Яньаньского университета (издание по общественным наукам), 45(1)
11. Grade, C. (2017). The thoughts of Chairman Xi. BBC News.
12.Heilmann, S., Rudolf, M., Huotari, M., & Buckow, J. (2014). China's shadow foreign policy: parallel structures challenge the established international order. China Monitor, 18(10), 1-9.
13.MacFarquhar, R. (2015). China: the superpower of Mr. Xi. The New York Review of Books, 62(13), 13.
14.Peters, M. A. (2017). The Chinese Dream: Xi Jinping thought on Socialism with Chinese characteristics for a new era. Educational Philosophy and Theory, 49(14), 1299-1304.
Xi Jinping's Ideas on Diplomacy - Promoting Justice While Pursuing
Common Interests Huimin Zhang
Lomonosov Moscow State University
Xi Jinping's Idea of Diplomacy is an important part of Xi Jinping's Idea of Socialism with Chinese Characteristics for the New Era, as well as the founding principle and action guide for China's foreign work in the new era. As a world power, studying China's foreign policy is essential. The purpose
of the article, its main super-task--Xi Jinping's ideas on diplomacy, the
main features of Xi Jinping's "Proclaiming Justice in the Pursuit of Common Interests" and its practice. It includes the diplomatic strategies formulated, implemented and modified by the Chinese leadership in accordance with the concept of "Establishing justice in the pursuit of common interests" of diplomatic thought and the political situation at home and abroad, which the leadership of the PRC developed, implemented and changed depending
on the "Assertion of justice in the pursuit of common interests" and the political situation both at home and abroad. The author tries to explain Xi Jinping's ideas about diplomacy from the point of view of traditional culture and literature. The novelty of the study lies in the fact that it conceptualizes China's foreign policy under Xi Jinping in terms of "Proclaiming justice in the pursuit of common interests", helping to understand the philosophical logic of China's foreign policy, especially in the context of China's increasingly active participation in global governance.
Keywords: Chinese foreign policy; Xi Jinping; Assertion of justice in the pursuit
of common interests References
1. Burenko V.l., Zhuravleva V.V. Political science. Ed. M., 2005, 320 p.
2. Denisov I. E., Adamova D. L. Xi Jinping's foreign policy formulas: main
features and problems of interpretation // China in world and regional politics. History and modernity. 2017. No. 22.
3. Denisov I.E. (2017). Chinese Foreign Policy under Xi Jinping: Continuity and
Innovation. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 10(5). 83-98.
4. Perelomov L. S. Confucius "Lun Yu": Issled., Per. from Chinese, comment. /;
Fax machine. text "Lun Yuya" with comments. Zhu Xi; RAN. Institute Dal. East. - Moscow: "Eastern lit." RAN, 1998. - 588, [2] p. : ill., tab.; 24 cm; ISBN 5-02-018024-6
5. Menshikova L.N. Mencius / Foreword. Per. from Chinese, op. V.S. Kolokolova
/ Under. ed. L.N. Menshikov. St. Petersburg: "Petersburg Oriental Studies", 1999. 272 p.
6. Wu Zhicheng, Li Jiaxuan. (2021). The assertion of justice in the pursuit of
common interests in Xi Jinping's diplomatic thought. Studies in International Affairs, (3), 23-46.
7. Feng Qing. (2020). Chinese Righteousness: Poetic Rivers and Lakes and
Their Political Experience (1st ed., vol. 1).
8. Chechelnitsky S.L. Diplomatic Service of China // Post-Soviet Continent.
2019. No. 4 (24).
9. Zhang Huimin. Health Silk Road: China's Path to Global Health Regulation.
Management and politics. 2023;2(1):69-83.
10. Chen Hexiang. Theoretical logic, historical logic and practical logic of Xi Jinping's diplomatic thought. Yan'an University Journal (Social Science Edition), 45(1)
11. Gracie, C. (2017). The thoughts of Chairman Xi. BBC News.
12. Heilmann, S., Rudolf, M., Huotari, M., & Buckow, J. (2014). China's shadow foreign policy: parallel structures challenge the established international order. China Monitor, 18(10), 1-9.
13. MacFarquhar, R. (2015). China: the superpower of Mr. Xi. The New York Review of Books, 62(13), 13.
14. Peters, M. A. (2017). The Chinese Dream: Xi Jinping thought on Socialism with Chinese characteristics for a new era. Educational Philosophy and Theory, 49(14), 1299-1304.
u
8) *
O X
00 a 8) O T V