Научная статья на тему 'Идеи просвещения и их влияние на развитие образования в России во второй половине XVIII века'

Идеи просвещения и их влияние на развитие образования в России во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5025
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЕКАТЕРИНА II / ИВАН ИВАНОВИЧ БЕЦКОЙ / ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полякова К.В.

В статье ставится задача рассмотреть влияние идей просвещения на развитие образования в России во времена царствования Екатерины II. В результате анализа, автор доказывает, что глобальные изменения, произошедшие с российской образовательной системой во второй половине XVIII века, напрямую связаны с влиянием на умы государственных управленцев идей западного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи просвещения и их влияние на развитие образования в России во второй половине XVIII века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

К.В. Полякова

магистрант РГУ им. С.А. Есенина, г. Рязань, РФ E-mail: ksushacool91@mail.ru

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Аннотоция

В статье ставится задача рассмотреть влияние идей просвещения на развитие образования в России во времена царствования Екатерины II. В результате анализа, автор доказывает, что глобальные изменения, произошедшие с российской образовательной системой во второй половине XVIII века, напрямую связаны с влиянием на умы государственных управленцев идей западного просвещения.

Ключевые слова:

Образование, просвещение, идеи просвещения, образовательная реформа, Екатерина II, Иван Иванович Бецкой, французские просветители

Ksenia Polyakova

master student of Ryazan State University,

Ryazan, Russia E-mail: ksushacool91@mail.ru

THE IDEAS OF THE ENLIGHTENMENT AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

Abstract

The article deals with the examination of the impact of the enlightenment ideas on the development of education in Russia during the reign of Catherine II. As a result of the analysis, the author proves that the global changes in the Russian educational system in the second half of the XVIII century, are directly related to the influence of Western Enlightenment notions on the minds of state managers.

Keywords:

Education, enlightenment, enlightenment ideas, educational reform, Catherine II, Ivan Betskoy, French enlighteners

Вторую половину XVIII века часто принято называть «Веком Просвещения». Под просвещением в то время понималось не просто образование, но, посредством его, освобождение человеческих умов от средневекового суеверия и догм. Принятие просветительских идей шло от верховной власти, которое, в свою очередь, смогло обратить внимание правителей на народное просвещение в широком понимании образования и школьного дела.

Во времена царствования Екатерины II (1762 - 1796) в 60-е годы XVIII века была предпринята попытка создания системы закрытых воспитательно-образовательных учреждений. Среди них стоит выделить: Общество благородных девиц в Петербурге с отделением для мещанок, воспитательные дома в Москве и Петербурге, училище при Академии художеств, а также преобразованные кадетские корпуса. Императрица действовала по проекту Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795, деятель русского

Просвещения, личный секретарь Екатерины II (1762 - 1779), президент Императорской Академии Художеств.) «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» от 12 марта 1764 года. Задача данного проекта состояла в том, чтобы воспитать «новую породу, или новых отцов и детей», которые воспитали бы в этих же правилах своих детей, те своих, и «так, следуя из родов в роды в будущие веки» [1, с. 52].

Данный проект был создан и приводился в исполнение под влиянием истолкованной на российский лад просветительской идеи «воспитания новой породы людей». Как отмечалось в Учреждении, воспитать правильно, значит изолировать детей от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание абсолютно закрытых воспитательных учреждений, куда бы поступали дети 5 - 6 лет, еще не испорченные дурным влиянием. Находиться в училище им предполагалось до 18 - 20 лет, встречаясь даже с ближайшими родственниками лишь изредка в присутствии учителей и воспитателей.

Бецкой в своем документе указывал, что воспитание состоит из трех частей: физическое, нравственное и умственное. Но лишь «мораль и нравоучение» он считал «истинной пружиной воспитания», а умственное образование отмечалось в последнюю очередь, т. к. оно зависит от природных данных. Считалось, что одаренными от природы являлись дети благородного происхождения [1, с. 54].

Основой нравственного воспитания признавалась религия, а главной задачей его было «вселять в юношество страх божий и воспитывать качества, которые требует христианская мораль. Для простых людей главное качество - трудолюбие. Питомцы воспитательных училищ должны страшиться праздности как источника всякого зла и заблуждений» [1, с. 57].

Бецкой был сторонником идей просвещения, и в своем труде основывался на взглядах великих просветителей. Идеи Д. Локка и Ж.Ж. Руссо легли в основу его взглядов на физическое воспитание детей. Его советы и рекомендации по закаливанию, правилам личной гигиены, лечебной медицине, пище и одежде были новым словом в русской педагогике ХУШ века и до сих пор представляют интерес.

Основной педагогический принцип Бецкого выражался в словах «Обучать же делу надобно играючи и осторожно; не вбивая палками наук и художеств». Важнейшей он считал роль учителя и наставника, а также давал методические советы по воспитанию [3, с. 159 - 160].

Однако в целом попытка создания «новой породы людей» была утопией. Действительность оказалась совершенно иной. Выявилась несостоятельность проектов Бецкого, его благие намерения и пожелания натолкнулись на невежество и упрямство, как преподавателей, так и учеников. Деятельность Бецкого безусловно имела положительный итог создания ряда высококультурных учебных заведений. Однако число учащихся практически не росло, общество было не готово к подобного рода идеям, а российская действительность того времени быстро вытесняла искусственно созданную атмосферу закрытых воспитательных училищ. Такая политика не могла привести к коренному улучшению уже существующих государственных и ведомственных школ. России требовалась более широкая и реальная система образования. Екатерина II и вся верховная власть это понимали. Рождались идеи реформы школьного образования в России.

Императрица искала практической помощи в осуществлении своих планов у французских писателей и философов. Из письма своему доверенному корреспонденту барону М. Гримму видно, что попытки эти не приносили желаемого результата: «Но послушайте, господа философы... вы были бы премилые и превосходные люди, если б сделали благодеяние и выработали план обучения молодых людей от азбуки до университета включительно. Вы скажете мне, что нескромно просить вас об этом; но мне говорят, что надо три разряда училищ, и я, которая не училась и не была в Париже, конечно бедная сведениями и умом, и поэтому не знаю, чему следует учиться, или даже чему можно учиться и где все это почерпнуть, как не у подобных вам. Я очень затрудняюсь составить себе идею об университете, о его управлении гимназиями, школами и т.д.» [1, с. 63 - 65]. Дело в том, что педагогические идеи и проекты французских просветителей были лишь умозрительны, и не имели практического применения. У них не было ничего общего с реальными образовательными учреждениями Франции того времени. А их императрица отвергала по причине большого влияния на них католического духовенства [1, с. 62].

Более привлекательным для Екатерины стал опыт, накопленный немецкой школой. Нужно учитывать, что ее доверенный во Франции Гримм имел немецкое происхождение, и окончил немецкий университет, поэтому видел решение именно с этой стороны. Даже Д. Дидро, который предложил императрице план образовательной реформы, указывал в ней трехступенчатую систему образования на немецкий манер. Этот проект, как и многие другие, был отложен до лучших времен. Но путь, по которому стоит двигаться, был определен [2, с. 18, 20].

В феврале 1780 года настал переломный момент. Русских посол Д.М. Голицын прислал сообщение из Вены о том, что к нему домой заезжал австрийский император Иосиф II с просьбой о личной встрече с императрицей. Местом встречи был определен Могилев. Одной из главных тем беседы стали австрийские «нормальные» (образцовые) школы. Разговор этот зашел не случайно, Иосиф II знал, как привлечь внимание Екатерины к австрийской политике в целом. Из Вены в Могилев были высланы экземпляры всех книг, выпущенных для образцовых школ [2, с. 21]. По словам Гримма, идея подобных школ родилась в Германии, а потом только распространилась на Австрию, и что он говорил про австрийскую школьную реформу еще в 1777 году.

Воодушевившись беседой с Иосифом II, императрица поставила реформирование образования на первый план. Учитывая мнения западноевропейских корреспондентов, а также экспертов российского научного сообщества, которые призывали перенять австрийские учебные методики и руководства, Екатерина II в 1782 году преступила к осуществлению школьной реформы, которая положила начало созданию прочной системы народного образования в России.

Список использованной литературы:

1. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. Самара: Издательство самарского научного центра Российской Академии наук, 2001. 392 с.

2. Грот Я.К. Заботы Екатерины II о народном образовании, по ее письмам к Гримму // Сборник отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. Т. XX. СПб.: тип. Имп. Акад. Наук, 1880. 21 с.

3. Колесникова С.В. Вопросы школьного образования в России во второй половине XVIII века // История дореволюционной России: мысль, события, люди: Сборник научных работ кафедры древней и средневековой истории Отечества / Отв. ред. Н.Н. Репин. Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2003. Вып. 2. 180 с.

© Полякова К.В., 2018

УДК 93/94

М.В. Шаршавова

магистрант РГУ имени С.А. Есенина

г. Рязань, РФ

СОБЫТИЯ 1917 ГОДА В ИСТОРИИ РОССИИ Аннотация

статья посвящена актуальной и спорной теме в истории России - революции 1917 г. Рассматриваются взгляды отечественных историков на оценку революционных событий этого периода, оценивается значение Февраля и Октября в истории России.

Ключевые слова:

революция, революционные события, переворот, Февральская революция, Октябрьская революция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.