7. Мурсалиев А. Турецкий демарш [электронный ресурс]. URL: www.kommersant.ru/doc. aspx?DocsID=13613 (дата обращения: 27.06.2010).
S. Свистунова И.А. Иракский фактор во внешней политике Турецкой республики (19902007 гг.). М.: ИИИиБВ, 200S. 190 с.
9. Политический исламский радикализм [Электронный ресурс]. URL: www.africana.ru/news/.../ terrorism/radical.htm.
10. Подкопаева М. Средний путь Турции [Электронный ресурс]. URL: www.kurginyan.ru/ publ.shtml?cmd=publ...12.
11. Hakan Yavuz. Modernle^en muslumanlar. 1 basim. Istanbul, 2005. 424 s.
12. Yalpin Soner. Hangi Erbakan. 4 basim. Ankara, 1995. 424 s.
ГАЛИМЗЯНОВА МАДИНА АХТЯМОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры зарубежной истории и регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (alacra@mail.ru).
GALIMZYANOVA MADINA AKHTYAMOVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Foreign History and Regionovedeniye Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
ЯГУДИН БУЛАТ МУХАМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (B.Yagudin@mail.ru).
YAGUDIN BULAT MUKHAMEDOVICH - candidate of historical sciences, head of Foreign History and Regionovedeniye Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
УДК 94 (97) 066:37 ББК 63.3(246)
М.А. ЗУЕВА
РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
Ключевые слова: просвещение, школьные/образовательные реформы, сословный принцип, «новая порода людей»
В статье идет речь о разработке образовательной реформы в России в начале второй половины XVIII в. и отдельных мероприятиях по её осуществлению. Рассмотрены проекты 1760-х гг., представляющие собой первый этап в политике Екатерины II в области просвещения.
M.A. ZUEVA
DEVELOPMENT SCHOOL REFORM IN RUSSIA IN THE EARLY REIGN OF CATHERINE II
Key words: education, school/educational reform, estates principle, «a new breed of people»
The article focuses on the development of educational reform in Russia in the beginning of the second half of the XVIII century and selected for their implementation. Consider a project of the 1760s, is the first step in the policy of Catherine II in the field of education.
Вторая половина XVIII столетия вошла в историю России как эпоха Екатерины Великой и «эпоха Просвещения». В течение долгого царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) благодаря личной инициативе императрицы и при содействии ее фаворитов были проведены масштабные реформы, которые затронули основные сферы жизнедеятельности общества и государства.
Проведение этих преобразований далось Екатерине II непросто. Будучи образованной и дальновидной правительницей и понимая сложность ситуации в российском образовании, для поиска ответа на вопрос, какой будет образовательная реформа, Екатерина привлекла многих деятелей, так или иначе связанных с вопросами образования и воспитания, также сама лично изучала европейский опыт по организации школьного дела. С этой целью она попросила своих зарубежных корреспондентов сообщить о европейском опыте развития народного образования. В результате такого подхода появилось большое количество проектов преобразований в данной сфере. В первое время Екатерина II склонялась к
необходимости решения задач университетского образования (например, дальнейшее расширение сети университетов в России, предоставление им автономии и т.д.). Однако со временем она поняла, что прежде всего реформа должна коснуться начального и среднего образования, так как в России в то время общеобразовательной школы, способной готовить будущих студентов для единственного в стране Московского университета, по сути не было.
В наследство от своих предшественников императрица получила школу, которая опиралась на элементарную подготовку в традиционном для средневековья духе, когда преподавание преимущественно велось в форме зубрежки. Учебные заведения не были связаны друг с другом по учебным программам, не обладали преемственностью в образовательной деятельности. Эти недостатки уже имевшихся учреждений не только церковного, но и светского образования прежде всего объяснялись отсутствием профессиональной педагогической подготовки будущих учителей, незнанием и неприменением более рациональных и эффективных методик, нехваткой учебников и школьных пособий. Даже после исправления указанных недостатков с целью улучшения работы и развития сословных или ведомственных школ за рамками государственной образовательной политики оставалась основная масса населения, не предназначенная по сословным признакам к военной, гражданской или церковной службе. Обучение в этой среде, если и имело место, то носило элементарный и сугубо традиционный характер. Низшие слои русского общества не имели ни средств, ни потребностей, чтобы перейти к обновлению частной, домашней, приходской школы самостоятельными усилиями [1. С. 50].
Определенное влияние на взгляды Екатерины по вопросам школьного и университетского образования в Российской империи оказали те точки зрения, которые высказывались как государственными, так и общественными деятелями еще в середине XVIII в. В 1760 г. один из основателей и куратор Московского университета И.И. Шувалов вышел в Сенат с представлением об устройстве системы образования в стране, включающей связанные между собой начальную, среднюю и высшую (основание школ грамотности в малых городах - гимназий в больших городах - университетов или кадетских корпусов в столицах) школы, но предназначенные только для дворян. В обсуждении проекта И.И. Шувалова (началось в 1761 г.) активное участие приняли сотрудники Академии наук [5. С. 38]. В предложениях ее членов прозвучала мысль о допуске в эти школы и гимназии, наряду с дворянами, также представителей «чиновных людей и знатнейшего купечества» (С.К. Котельников), купцов и зажиточных мещан (А.П. Протасов) или об устройстве вместе с дворянскими особых училищ для представителей других сословий (И. Фишер) [5. С. 45-50]. Другие участники обсуждения, например И.А. Браун и И.Е. Цейгер ничего не говорили про сословный состав учеников, но считали, что в школах и гимназиях дворяне окажутся единственной сословной группой, поскольку давали рекомендации о наборе предметов для тех, кто готовится стать художником, ремесленником, купцом [5. С. 42-44].
Особенно следует остановиться на позиции Ф.У. Эпинуса, которому чуть позже предстояло сыграть особую роль в реформе русской школы1. Он не подготовил тогда развернутого ответа, а присоединился к мнениям Брауна и Цейге-ра, предлагавших систему построенных на преемственности обучения школ
1 Эпинус являлся членом Петербургской Академии наук. Позже, в 1781 г. он составил записку об организации в России низшего и среднего школьного образования, в которой рекомендовал как образец австрийскую учебную систему; в 1782 г. вошел в комиссию по учреждению народных училищ, разрабатывал проект, принятый за основу при организации в России низшего и среднего образования.
разного уровня или ступеней единой школы. Однако Эпинусом была сделана оговорка, носившая принципиальный характер. В отличие от подавляющего большинства своих как немецких, так и русских коллег по академии, не представлявших образование даже на начальном уровне без латыни, Эпинус полагал, что «в нижних школах латинский язык или совсем отставить или оному только тех обучать, кои со временем учеными быть должны» [1. С. 50].
Солидарным с мнением Эпинуса преподавать латынь лишь тем, «которые предпринимают жизнь свою посвятить наукам», оказался только И. Фишер, хотя как профессору «истории и древностей», казалось, именно ему следовало ратовать за данный учебный предмет. Можно предположить, что такая позиция напрямую была связана с тем, что из всех авторов проектов только Фишер прямо высказал понимание несоответствия между благими пожеланиями расширения учебного курса и реальными возможностями для этого. То же самое имел в виду Эпинус, который не привел развернутого объяснения своего отношения к преподаванию латыни. И. Фишер предупреждал, что общество, особенно за пределами столиц, не готово к полномасштабной реформе образования. Он оказался единственным из перечисленных академиков, кто обратил внимание на то, что «учителей надлежит избирать с великим рассмотрением», требуя от них знания не только своих предметов, но и порядка обучения. Фишер предлагал обязательно экзаменовать учителей «в публичном академическом собрании» [5. С. 45-48].
Практических результатов обсуждение вопроса, поднятого Шуваловым, тогда не дало, видимо, по причинам чисто политическим. Смерть Елизаветы Петровны привела к удалению ее фаворита от государственных дел. Однако мнение немногочисленного, но авторитетного ученого сообщества не прошло бесследно. Академики выразили свою готовность к участию в этом деле и указали на необходимость улучшения качества подготовки не только дворянства, но и учителей. Прозвучали также дальновидные предложения по устранению возможного препятствия для массового вовлечения детей в школу, каким могла стать обязательность усвоения латыни, живой для тогдашней науки, но мертвой для практической жизни.
Вместе с тем начало царствования Екатерины II не предвещало принципиального изменения государственной политики в сфере образования по сравнению с предшествующим периодом. Разве что проявлялась дополнительная активность в поисках новых форм (в дополнение и к без того весьма многочисленным) и развитию старых. При этом стремление опереться на университетскую или академическую науку, имевшее место при выдвижении школьного проекта Шуваловым и при его обсуждении, оказалось в прошлом [1. С. 52].
Вместо осуществления идеи народного образования в 1760-х гг. наблюдалось превосходство принципов закрытого сословного образования. Обоснованием такой политики стало не только отстаивание интересов дворянства, но и толкование на российский лад просветительской идеи «воспитания новой породы людей». Воплощением этих принципов в образовательной политике стала педагогическая деятельность И.И. Бецкого2.
Программным документом учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого явился составленный им и высочайше утвержденный 12 марта 1764 г. Генеральный план «О воспитании обоего пола юношества», главной целью кото-
2 Бецкой Иван Иванович (1704-1795 гг.), государственный и общественный деятель, президент Академии художеств (1763 г.), шеф сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1765 г.). Является инициатором создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. По его инициативе в Петербурге было открыто «воспитательное общество благородных девиц» (впоследствии Смольный институт), Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей и т.д.
рого стало создание так называемой «новой породы людей» - людей умных, честных, инициативных и законопослушных. Как писал И.И. Бецкой, в Европе они назывались «третьим чином или средним» [2. С. 2]. В России, по его же мнению, этот чин не сложился. Идея о «новой породе людей» в XVIII в. была очень популярной среди философов-просветителей, которые считали, что ребенок - это глина, которая примет ту форму, которую придаст ей воспитатель, проникнутый такими идеями Просвещения, как свобода, равенство, ценность человеческой личности. Для осуществления этой идеи нужна только новая система образования и воспитания.
Бецкой, поддержанный Екатериной II, взялся за создание подобной системы в России. Как он представлял себе образ нового человека, можно увидеть на примере следующих пунктов разработанного им генерального плана:
1. «Корень всему добру и злу - воспитание... Украшенный или просвещенный науками разум еще не делает прямого и честного гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях;
2. Важно образовать новое поколение - новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какое получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки;
3. Необходимо, чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялось сердце;
4. Человек должен познать правила гражданской жизни;
5. Человек, чувствуя себя человеком, не должен поступать с собою как с животным» [2].
Воспитанные в соответствии с такими принципами молодые люди, по мнению И.И. Бецкого, должны были стать «прямыми гражданами полезного общества и служить оному украшением». В юношах следовало воспитать высокие нравственные начала, вселить в них «страх божий, возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных» [2. С. 3].
Возлагая основную задачу воспитания на государство (Бецкой считал, что только ему под силу решение этой задачи), автор делал особый акцент на разрыв с наследием предыдущего поколения, чтобы воспитываемые не видели «людских пороков, неравенства, порабощения человека человеком, деспотии». Преграда между поколениями необходима, по мнению Бецкого, дабы первое «зверообразное и неистовое в словах и поступках» лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе. В качестве возможной такой преграды предлагались интернаты, или закрытые воспитательные учреждения, как спасательная панацея для всего Отечества, где «под руководством просвещенных наставников дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока окрепнет их сердце и не созреет ум» [2. С. 3], т.е. от 5-6 до 18-20 лет.
В работе будущих воспитательных учреждений, по мнению Бецкого, необходимо было обратить внимание на следующие аспекты: развивать в подрастающем поколении «старание», «возбуждать в них охоту к трудолюбию», «научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости», «обучать их домостроительству», «склонность к опрятности и чистоте» [2. С. 3]. Можно утверждать, что указанные направления воспитательной работы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Идея воспитания «новой породы людей», угодной самодержавному правлению, импонировала Екатерине II, и проекты И.И. Бецкого быстро и энергично воплощались в жизнь. В соответствии с Генеральным планом в апреле 1764 г. был открыт прием детей в Московский воспитательный дом, в октябре 1770 г. - филиал Московского воспитательного дома в Петербурге.
Еще одной попыткой практической реализации плана Бецкого стало открытие в 1764 г. в Петербурге Смольного института благородных девиц - сословно-дворянского закрытого учебного заведения. В нем воспитывались девочки от 6 до 18 лет. Кроме христианского благочестия в этом заведении его учащимся в течение 12 лет должны были прививаться светские добродетели: «повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, пристойное в делах и разговорах поведение, чистое и добросклонное и простодушное сердце и напоследок благородным особам приличествующая склонность к великодушию» [3]. В 1766 г. императрицей был утвержден «Устав Шляхетного сухопутного корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» [4]. По типу названных закрытых привилегированных учебно-воспитательных учреждений для дворянских детей были созданы воспитательные учреждения и в других городах.
И.И. Бецкой призывал осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка, его возрастом, не допускать телесных наказаний. При Смольном институте благородных девиц им было создано отделение для воспитания девочек недворянского происхождения.
Тем не менее педагогические идеи И.И. Бецкого не были созвучны не только со взглядами отечественных просветителей, собиравшихся в этот период вокруг журналов, издаваемых Н.И. Новиковым, но и с либеральными идеями части профессоров Московского университета и гимназии при нем, Академии наук, учительской семинарии при Московском университете. Прогрессивная педагогическая мысль 1760-1770-х гг. в России шла в другом направлении - развивать народное образование, создать условия для развития демократической отечественной науки, культуры. Этого не мог увидеть И.И. Бецкой, который отстаивал сословное воспитание детей. Российскому обществу и государству необходима была более масштабная реформа, затрагивавшая интересы широких слоев населения. Поэтому Екатерина II в 80-х гг. XVIII в., решая дальше задачу развития образования в России, будет склоняться к другим взглядам и подходам. В результате этих стараний в России была проведена первая масштабная школьная реформа.
Литература
1. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - нач. XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2001. 392 с.
2. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб.: Сенат. тип., 1764. 4 с.
3. Бецкой И.И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Ея Величеством государынею императрицею Екатериной II [Электронный ресурс]. 1^1.: Ь|йр://\м«\«.геепас-tor.ru/ARH/Drill/Blagorodnyx_devic_Ystav.pdf (дата обращения: 03.11.2012).
4. Бецкой И.И. Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.reenactor.ru/ARH/Drill/Chlax.pdf (дата обращения: 15.12.2012).
5. Смагина Г.И. Академия наук и российская школа (вторая половина XVIII в.). СПб.: Наука, 1996. 164 с.
6. Титков Е.П. Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII: дис. ... докт. ист. наук. Арзамас, 1999. 485 с.
ЗУЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (marinazueva2013@mail.ru).
ZUEVA MARINA ALEXANDROVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Russian History Chair named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.