Научная статья на тему 'ИДЕИ «ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ПЕТРА I'

ИДЕИ «ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ПЕТРА I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Петр I / церковная политика / «полицейское государство» / Синод / Russian Orthodox Church / Peter I / church politics / "police state" / Synod

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Сергеевна Майорова

В статье осуществлена попытка анализа политики Петра I в отношении Русской Православной Церкви (РПЦ) в контексте концепции «полицейского государства» и одной из важнейших ее составляющих идеи «общего блага». Выделены этапы церковной политики Петра I, дана характеристика системы действий светских властей в отношении Церкви как с точки зрения постановки целей, так и с позиций достигнутых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF THE «POLICE STATE» IN THE CHURCH POLICY OF PETER THE GREAT

The article attempts to analyze the policy of Peter I in relation to the Russian Orthodox Church in the context of the concept of a ";police state" and one of its most important components, the idea of the "common good". The stages of the church policy of Peter I are highlighted, the system of actions of the secular authorities in relation to the Church is characterized both from the point of view of setting goals and from the standpoint of the results achieved.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ «ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ПЕТРА I»

Ипатьевский вестник. 2022. №4 (20). С. 103-114 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 4 (20). Р. 103-114

церковь и время

Научная статья УДК 947.051:281.93

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-4-103-114

Идеи «полицейского государства» в церковной политике Петра I

Наталья Сергеевна Майорова, Костромская духовная семинария, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, maiorowan@mail.ru

Аннотация. В статье осуществлена попытка анализа политики Петра I в отношении Русской Православной Церкви (РПЦ) в контексте концепции «полицейского государства» и одной из важнейших ее составляющих идеи «общего блага». Выделены этапы церковной политики Петра I, дана характеристика системы действий светских властей в отношении Церкви как с точки зрения постановки целей, так и с позиций достигнутых результатов.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Петр I, церковная политика, «полицейское государство», Синод

Для цитирования: Майорова Н. С. Идеи «полицейского государства» в церковной политике Петра I // Ипатьевский вестник. 2022. № 4. С. 103-114. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-103-114

CHURCH AND TIME

Scientific article

ideas of the «police state» in the church policy

of Peter the Great

Natalia Sergeevna Mayorova, Kostroma Theological Seminary, Kostroma State University, Kostroma, Russia, maiorowan@mail.ru

© Майорова Н. С., 2022.

Майорова Наталья Сергеевна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета, доцент кафедры Церковной истории и церковно-практических дисциплин КоДС /

Mayorova Natalia Sergeevna Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History Kostroma State University, Associate Professor of the Department of Church History and Church-Practical Disciplines of the Kostroma Theological Seminary

Abstract. The article attempts to analyze the policy of Peter I in relation to the Russian Orthodox Church in the context of the concept of a "police state" and one of its most important components, the idea of the "common good". The stages of the church policy of Peter I are highlighted, the system of actions of the secular authorities in relation to the Church is characterized both from the point of view of setting goals and from the standpoint of the results achieved.

Keywords: Russian Orthodox Church, Peter I, church politics, "police state", Synod

For citation: Mayorova N. S. Ideas of the "police state" in the church policy of Peter the Great // Ipatievsky vestnik. 2022. № 4. Р. 103-114 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-103-114

СТЕРЖНЕМ концепции «полицейского государства», понимаемого как организация власти и управления деятельностью всех элементов общественного организма, являлась идея общего блага. Но, что особенно примечательно, в основе идеологии лежала отнюдь не умозрительная теория, а практика. В XVIII в. в своей политической деятельности целый ряд правителей европейских государств задавались целью обеспечить «благоденствие народа», его духовное и материальное благосостояние путем создания регулярного государства. Руководствуясь собственным представлением об экономических и культурных нуждах страны, а также обстоятельствами внутри- и внешнеполитического свойства, государи стремились к укреплению личной власти и расширению сфер контроля над происходящими в обществе процессами. Ведь в конечном счете военные успехи, усиление государства и достижение им особого, соответствующего масштабам страны, места в системе международных отношений, они связывали с собственными действиями и успехами.

Систематизация идей и построение теоретической конструкции полицейского государства были осуществлены Николя де Ла Маром в «Трактате о полиции» (1707-1738), Иоганном Генрихом Готлибом фон Юсти в работе о полиции (1756), Йозефом Зоненфельсом в труде «Начальные основания полиции или благочиния» (1765-1776) и др. В той или иной мере все авторы делали акцент на таких основополагающих положениях концепции как: 1) существование под руководством сильного политического лидера мощного независимого государства, где отсутствует свобода, но соблюдается законность; 2) участие полиции в деле обустройства и регулирования гражданской жизни, обеспечения порядка и спокойствия; 3) удовлетворение жизненных потребностей людей и заботы государственной власти об экономическом процветании; 4) детальная регламентация общественной и частной жизни, дисциплина и порядок. Все эти положения, как видно, не содержат в себе негативного контекста и угрожающего характера. Регулярное государство рассматривается как инструмент для воспитания людей и превращения их в сознательных, проникнутых идеей общей пользы граждан. Но, как полагал И. Г. фон Юсти, не все люди обладают высокими нравственными свойствами, да и просто не могут быть одинаково хороши, вот почему следует отстранить от власти отдельных представителей общества, а руководство ими передать в руки полиции. Во имя общего блага,

борьбы с беззакониями допустимы и жесткие репрессивные меры контроля над всеми проявлениями жизни подданных, и обеспечение порядка «синдромом тревожного ожидания», то есть страхом, угрозой наказания и применением наказания.

Концепция, конечно, неоднозначна, а позитивные и негативные ее оценки обусловлены противоречивостью политического опыта. Отрицательные оценки идеологии полицейского государства возникли значительно позднее, чем собственно осуществление и реализация европейскими правителями системы мероприятий, направленных на реализацию принципа общего блага. Неприятие политики исследователями второй половины ХХ — начала XXI вв. обусловлено сходством ее идеологии и практики с тоталитаризмом, в том числе характеризующимся усилением контроля со стороны государства над всеми сторонами общественной жизни. Так, например, историк Е. В. Анисимов в своей монографии писал: «Время петровских реформ — это время основания тоталитарного государства, ярой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности—вождя, «отца нации», «учителя народа» <...> Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства <.> страх, индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности, культ военной силы, милитаризм, военизация гражданской жизни, сознания.»1

Рычаги регулярного государства — законы и организация, и именно они обеспечивают бесперебойную работу государственного механизма. И. Г. фон Юсти сравнивал функционирование государства с механизмом шахты, а Петр I вслед за Г. В. Лейбницем уподоблял механизм государства часовому механизму. Да и сам первый император всероссийский отнюдь не случайно удостоился характеристики «типичного технократа»2.

В упорядоченном государственном механизме каждая его часть — орган власти, должностное лицо, учреждение — должны функционировать во взаимосвязи с другими. Православная Церковь не могла составлять исключения и реформами Петра I была встроена в механизм регулярного государства. Несмотря, а возможно и благодаря продолжительной Северной войне, именно Швеция воспринималась Петром как образец регулярного государства, основанного на идеях камерализма — учения о бюрократическом управлении государством.

Церковная политика Петра I, как и иные его реформы, вряд ли была продуманной и осуществлялась в соответствии со строгим планом. Ее содержание определялось насущными потребностями, меняющейся обстановкой, но основа — польза государства и общее благо — оставались неизменными. Влияние на характер секулярной политики оказали протестантские идеи о взаимоотношениях светской и духовной властей. Управление церковью должно было строиться на тех же принципах, что и управление другими сторонами общественной жизни. В рамках проводимой Петром I церковной политики — церковных реформ — условно можно выделить два этапа, характеризующиеся с одной

1 Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. С. 11.

2 Там же. — С. 42.

стороны значительным вниманием к Церкви, а с другой стороны многочисленностью затрагивавших Русскую Церковь преобразований. Первый этап охватывает временной промежуток 1700-1715 гг., второй этап — 1716-1724 гг. Целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть логику церковных реформ в рамках этих двух этапов.

Первый этап (1700-1715 гг.).

Импульсом к началу «череды» церковных реформ стала смерть в октябре 1700 г. патриарха Адриана. Будучи глубоко верующим человеком, который испытывал глубочайшее уважение к патриарху Адриану, царь был чужд намерения разрушить структуру церковного управления и лишить Церковь предстоятеля. Сознавая сколь высоким авторитетом мог иметь глава Церкви, царь больше стремился к ограничению его независимости и влияния на государственные дела. В момент смерти патриарха Адриана царя в Москве не было. Не присутствовал он и при погребении первоиерарха из-за неотложных дел: русские войска осаждали шведскую крепость Нарва и ход военных действий требовал личного присутствия царя на «театре войны». Это обстоятельство, а также необходимость держать ситуацию с выбором нового патриарха под контролем, подтолкнули царя к тому, чтобы последовать высказанным его соратниками намекам и советам не спешить с определением кандидатуры преемника почившего патриарха, созывом Собора и избранием предстоятеля Русской Православной Церкви.

«Тихая кончина последнего патриарха символична. Петр тактично дождался этого конца и тактично задержался на традиционной форме местоблюсти-тельства патриаршего престола. Он хотел, но не знал еще, как бы устроиться по-новому? И по какому же образцу? Пределом отталкивания для него была папская теократия. Никон дал повод опасаться ее попыток... С другой стороны, туманно манившие его примеры англиканства и лютеранства с королевскими возглавлениями их национальных церквей казались далекими, неприложимы-ми к православию. Русская религиозность не только демонстрировала свою крайне консервативную природу в ярком, героически-стойком явлении старообрядческого раскола, но и в только что усмиренном стрелецком бунте она опять выкидывала знамя старого обряда. В виду всех этих трудностей, Петр. на два десятилетия затянул традиционную фазу патриаршего местоблюсти-тельства. И дождался, нащупал возможность, казалось, недостижимой в православии отмены единоличного возглавления власти в церкви. Петр постепенно открыл, что в виду различия школы и общей культурной атмосферы, иерархи из киевских и других юго-западных школ должны заменить весь епископат московского происхождения»1. Так 16 декабря 1700 г. местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский.

Для контроля над доходами Церкви, а фактически для перераспределения этих доходов в соответствии с нуждами государства, чьи военные расходы росли, 24 января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, который возглавил боярин И. А. Мусин-Пушкин. В функции приказа — в оценке В. О. Ключевского «государственного судебно-административного учрежде-

1 Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. СПб.: Библиополис, 2004. С. 272. 106

ния по недуховным делам духовного ведомства»1 — перешел контроль над церковными и монастырскими землями, распоряжение доходами от земельной собственности Церкви, а также судопроизводство по бракоразводным делам, признании законности рождения и др. В подчинение Монастырского приказа попали и люди, населявшие патриаршие и архиерейские вотчины.

30 января 1701 г. последовал указ царя о проведении переписи монастырского населения. Монахи были приписаны к монастырям, миряне, находившиеся в них, подлежали изгнанию. В отношении к монашествующим Петр I был склонен к критике их праздности, лености и тяги к роскоши, противопоставляя современным ему инокам высокие образцы первых веков христианства. Они «сами себе трудолюбивыми своими руками пищу помышляли и общежительно жившие, и многих нищих от своих рук питали», в то время как современники царя «сами чуждые труды поядоша, и начальные монахи во многие роскоши впадоша»2. Для утверждения равенства среди монастырской братии устанавливались одинаковые нормы содержания для иерархов и рядовых иноков — 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год.

Эти постановления позволили не только закрыть ряд монастырей, собственность которых перешла к государству, но и на совершенно законных основаниях использовать колокола для нужд армии. Главное направление церковных реформ этого периода — экономическое, то есть ужесточение контроля над доходами Церкви и их перераспределение в пользу государства.

В последующие годы значительных шагов в отношении РПЦ царь не предпринимал. Однако, государство более активно, чем прежде, включилось в миссионерскую деятельность. Так, очень внимательно Петр I относился обращению в православие народов Сибири — вогуличей, остяков, и якут. По указам и распоряжениям Петра I, адресованным митрополиту Сибирскому и Тобольскому Филофею (Лещинскому), следовало выявлять кумиры и кумирни, сжигать их, а язычников приводить в христианскую веру. Принявшим крещение в качестве «царского жалования» давать холст на рубахи и льготы по ясаку. Представителям светской власти надлежало оказывать содействие служителям церкви3.

Указом 3 ноября 1713 г. предписывалось мусульманам Казанской и Азовской губерний, владевшим поместьями и вотчинами, в полгода принять крещение. При невыполнении требований указа земельная собственность подлежала изъятию «на великого государя». Новокрещенным, вне зависимости от прежде исповедуемой религии, предоставлялись льготы по налогообложению, освобождение от уголовных наказаний и др.

Второй этап (1716-1724 гг.)

В некоторой степени точкой отсчета по встраиванию Церкви в структуру государственного механизма стал принятый 8 февраля 1716 г. указ об обяза-

1 Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009. С. 833.

2 Павленко Н. И. Петр I. М.: Молодая гвардия, 1975. С. 224.

3 Филофей (Лещинский). Челобитная митрополита сибирского и тобольского, Филофея Лещин-ского, Петру Великому и ответ сего государя на нее [М., 1863]. [Элктронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulockii/chelobitnaja-mitropolita-sibirskogo-i-tobolskogo-filofeja (Дата обращения: 12.08.2022).

тельной ежегодной исповеди1. Согласно указу, «в городах и в уездах всякаго чина мужеска и женска пола людям объявить, чтоб они у отцев своих духовных исповедывались повсягодно. А ежели кто в год не исповедается: и на таких людей отцам духовным, и приходским священникам подавать в городах Архиереям и духовных дел судьям, а в уездах старостам поповским именныя росписи»2. Сведения о лицах, уклонившихся от исповеди следовало представлять гражданским властям, что явно свидетельствует о возложении на церковь функции контроля за обществом. Указанные лица облагались штрафом «против дохода с него втрое», хотя за первое нарушении правила штраф составлял 5 коп., за второе и третье — в два и три раза больше.

Экономические интересы государственной власти проявились как в установлении штрафных санкций, так и во включении духовенства в число налогоплательщиков — тяглых людей. В рамках проводившейся в 1718-1720 гг. переписи населения, помимо посадского люда и крестьян, был осуществлен и учет священно- и церковнослужителей. Перепись преследовала цель учета налогоплательщиков, упорядочения налогообложения и увеличения налоговых поступлений в казну. По итогам переписи от подушной подати освобождались священники и дьяки, а церковный причт, наоборот, был отнесен к тяглому населению. Царским указом от 5 июня 1721 г. все дети священников и церковнослужителей также облагались подушной податью, становились тяглыми и уравнивались с частновладельческими крестьянами. Освобождались от выплаты подушной подати в соответствии инструкцией от 5 февраля 1722 г. и дети священников и дьяконов, служащие при церкви, что должно было облегчить порядок замещение вакантных мест приходских священников и способствовать сохранению действующей практики наследования приходов. В этом можно рассмотреть и заинтересованность государства в повышении уровня образованности духовенства, ведь занять приход с большей вероятностью мог грамотный и «твердый» в знании Писания сын священника. По аналогии с обязательным для дворян освоением основ наук, дети духовенства также должны были учиться в греческих и латинских школах. Не желающие учиться могли быть принуждаемы к тому насильственно в «надежде лучшего священства». Необученным детям духовенства категорически запрещалось наследовать приходы: «Не ставить в священники и диаконы ни единого, который в школе дому архиерейского не наставлен будет. А покамест школы сии будут, то ставлеником велеть изучить книжицы о вере и законе Христи-анстем, о должностех всех чинов; и пока оного не ставить, пока он наизусть не изучит». Кроме того от ставленника требовалось и свидетельство прихожан о личных его достоинствах, что, «его знают быть доброго человека, а именно,

1 В историографии приводятся разные датировки ряда указов Петра, в том числе и указа об обязательной исповеди. См., например: Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М.: Рус. панорама, 2003 [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.rU/otechnik/Istorya_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/6. (Дата обращения: 12.08.2022).

2 Что написано Петром // Коммерсантъ власть. 2003. № 25 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/392221 (Дата обращения: 12.08.2022).

не пияницу, в домостроении своем не ленивого, не клеветника, не сварлива, не любодейца, не бийцу, в воровстве и обманстве не обличенного»1.

Постепенно ликвидировалась прослойка архиерейских детей боярских — категории служилых людей, которые несли службу при патриархе и церковных иерархах. В 1722 г. вновь была проведена перепись населения, теперь уже среди монашествующих, за которой последовал запрет 28 января 1723 г. постригать в монахи желающих. Эта мера препятствовала, с одной стороны, росту числа монашествующих, а с другой, сокращению налоговых поступлений в казну.

Праздность и тунеядство монахов император вновь подверг критике в указе 1724 г., в соответствии с которым монастырям запрещалась покупка земель, доходы с монастырских вотчин шли в казну, монахам предписывалось заниматься иконописанием, шитьем, столярным делом и другим трудом, а за счет собственных средств содержать пострадавших в ходе военных действий офицеров и солдат. Благосостояние монашествующих снизилось, а неприятие реформ в среде черного духовенства неуклонно росло. Несколько ранее это нашло выражение и в деле царевича Алексея, непосредственную причастность к которому имели и духовные лица. Виновные, как и следовало ожидать, понесли наказания, а монахам было запрещено иметь в кельях чернила и бумагу, чтобы и впредь не поддаваться соблазну измены государю.

Начатая Петром I перестройка приказной системы и создание коллегий не могли не коснуться и Русской Церкви. Царь лично участвовал в разработке регламентов новых органов государственного управления. Разработка проекта регламента специальной «духовной коллегии» в 1718 г. была поручена Феофану Прокоповичу. Работы были завершены в 1720 г. и проект для ознакомления и обсуждения поступил в Сенат, высказавший мнение, что «учинено изрядно». Проект получил одобрение и со стороны духовных лиц — епископов и архимандритов, а затем для подписания и признания был направлен иерархам.

В январе 1721 г. Феофан Прокопович представил царю «Духовный регламент» как обобщенный взгляд на назначение и содержание церковной реформы. Реформа интерпретировалась как «богоугодное дело богобоязненного монарха, озабоченного исполнением своего христианского долга»2. Поскольку дела гражданские и чиновничьи уже подверглись исправлениям и усовершенствованиям, то император, как полагал Феофан Прокопович, не мог пренебречь исправлением чина церковного: «...попеченьми о исправлении народа Нашего.., посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость.., да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. <...> восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства». В управление церкви, как и государ-

1 Прибавление к Духовному регламенту // Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М.: Рус. панорама, 2003 [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/10. (Дата обращения: 12.08.2022).

2 Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. С. 331.

ственных структур, путем создания духовной коллегии — Синода — закладывался принцип коллегиальности. Единоначалие в лице патриарха упразднялось. Обоснованием тому служило понимание в общественном сознании патриарха как второго государя, порождавшее в развращение простого народа и бунт: «Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут»1.

Сенат и Синод рассматривались как две дополняющие друг друга части управленческой структуры. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский, вице-президентами — Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Так при отсутствии патриарха и император становился фактическим главой церкви, а члены Синода—чиновниками. Готовность служить императору фиксировала присяга государю, включавшая положения об обязательстве безоговорочно выполнять его приказы и распоряжения, блюсти государственный интерес и категорически не входить в дела мирские.

Несмотря на упразднение традиционного канонического строя управления отказ от патриаршества, создание Синода и введение коллегиального управления Церковью не предполагало разрыва с Константинополем. Более того Петр I обратился за поддержкой своих действий к Константинопольскому патриарху Иеремии, получил его одобрения и уверения в том, что и другие восточные патриархи разделят его позицию. В 1723 г. Святейший Синод был утвержден восточными патриархами, признавшими за этой государственной по сути своей структурой патриаршие права.

Для надзора и контроля за деятельностью Святейшего Синода 2 11 мая 1721 г. введена должность обер-прокурора. Должность в первые годы ее существования замещалась бывшими офицерами, а обер-прокурор выступал как военный чиновник для наблюдения за синодальными делами и дисциплиной. Первым должность обер-прокурора по распоряжению императора исполнял И. В. Болтин. Также по аналогии со светскими чиновниками вводилась должность церковных фискалов — инквизиторов. При Синоде был создан «инквизиторский приказ» в функции которого входило наблюдение за благонадежностью и поведением духовенства. Иерархическая модель государственного управления, укрепленная контрольно-надзорными органами и возглавляемая самодержавным правителем, была перенесена на Русскую Церковь. Верхушка церковного управления подверглась строй регламентации и бюрократизировалась, порядок действий требовал внимания и к низовому уровню.

Планомерное упорядочение приходской жизни началось с 1722 г., когда были утверждены штаты священнослужителей: на 100-150 дворов полагался один священник, все те, кто выходил за пределы установленной нормы должны были включаться в тягло, фактически становились крестьянами (указом от 20 мая 1724 г. они уравнивались с тяглыми крестьянами, что еще более ухудшало их положение) и лишались возможности вернуться в духовное сословие.

1 Духовный регламент 1721 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Feofan_Prokopovich/duhovnyj-reglament-1721-goda/ (Дата обращения: 12.08.2022).

2 Наименование Святейший было добавлено Синоду в день его открытия и начала работы 14 февраля 1721 г.

17 мая 1722 г. было принято дополнение к «Духовному регламенту» — «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», которое «подробно определяло условия и порядок вступления в священнический сан, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок вступления в монашество, правила монастырской жизни»1. Это постановление обязывало священников раскрывать тайну исповеди в случае, если на исповеди вскрылись преступный умысел, злоумышление на государя и власть, измена и подстрекательство к бунту. «Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену или бунт на Государя, или на Государство, или злое умышление на честь или здравие Государево; <.. .> а объявляя толикое намеряемое зло, покажет себе, что не раскаивается <...> и намерения своего не отлагает, <.> то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, не есть бо исповедь правильная»2. Тем самым подчеркивалось, что исповедь не теряет своего значения, поскольку пришедший к исповеди не имеет истинного раскаянья в своих грехах. Священникам запрещалось отпускать такие грехи и в кратчайшие сроки доносить властям — в Тайную канцелярию и Преображенский приказа. Не выполнившие этих требований священники расценивались как соучастники, подлежали лишению сана, конфискации имущества и смертной казни. Также священники обязывались приносить клятву на Евангелии о готовности к службе и пользе императорского величества, включаясь в действие механизма обеспечения порядка и стабильности.

16 июля 1722 г. Синод и Сенат издали указ, предписывающий верующим в воскресные и праздничные дни ходить в церковь, духовенству вести в храмах учет, а при несоблюдении мирянами установленного порядка штрафовать священников. С подачи и по требованию царя церковный амвон стал использоваться как трибуна для оглашения царских указов, обращения к верующим с проповедями по особым случаям (средство влияния, формирования общественного мнения), провозглашения анафемы преступникам. В интересах государства составлялись новые молитвы в ознаменование побед в войне, учреждались табельные праздники, связанные с событиями в монаршей семье, викториями на поле боя и сопровождавшиеся торжественными церковными службами. На духовенство возлагались административные (оглашение законов, участие в переписях население, учет актов гражданского состояния и ведение метрических книг и др.) и полицейские функции (ведение списков прихожан, уклонявшихся от участия в службах и исповедях, выявление укрывавшихся от налогового учета, наблюдение за раскольниками и др.), что превращало их в мелких государственных чиновников.

1 Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (17001917). М.: Рус. панорама, 2003 [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/6. (Дата обращения: 12.08.2022).

2 Прибавление к Духовному регламенту // Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М.: Рус. панорама, 2003 [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/10. (Дата обращения: 12.08.2022).

Борьба с раскольниками осуществлялась исключительно, в сравнении с предшествующим периодом, полицейскими методами: подушный учет старообрядцев, для обложения двойной податью (по указу 14 марта 1720 г. раскольникам предоставлялась возможность признать официальную церковь или платить удвоенную сумму налога). Старообрядцы должны были заявить о себе — «встать» на государственный учет, при нарушении установленного порядке налагался штраф (государственная власть на практике стимулировала доносительство). В повседневной жизни им предписывалось на одежде иметь специальные отметки, изготовленные из красного сукна с желтой нашивкой и запрещалось носить одежду красного цвета. Для мужчин были установлены также медные «бородовые» знаки, женщинам предписывались платья опашни1 и шапки с рогами. Указом 13 октября 1724 г. старообрядцам предписывалось сдать рукописные дониконианские книги. Политика Петра I, в том числе и в отношении церкви, способствовала утверждению в обществе (особенно в среде старообрядцев) представлений о царе-антихристе и легенд о подменном царе. Старообрядцы подвергались жестокому обращению, унижению, многочисленным ограничениям в общественной жизни, что не могло не вызвать протеста и сопротивления царю-антихристу. Протест, как и в XVII в., принял формы бегства в глухие районы и массовых гарей.

В поведении и действиях Петра I современники и потомки видели множество поводов для критики: крепкая дружба с представителями разных вер (исключение составляли, пожалуй, только евреи), интерес к религиям других народов, негативное отношение к суевериям, отказ от традиционных форм благочестия, особенно в отношении придворного ритуала, и, конечно, всепья-нейший собор с его откровенной издевкой и грубым юмором. Однако сомнения в приверженности Петра I православию все-таки неуместны. Исторические факты, переписка царя с его соратниками при проявлениях веротерпимости содержат несомненные доказательства религиозности Петра. Царь соблюдал посты, читал и пел в храме, в его личных письмах часто встречаются указания и отметки «по Божьей воле», «Слава Богу» и др., Флорентийскую унию не признавал и содействовать ее реализации не хотел. Текст Библии он ставил выше других книг, но и в этой оценке был верен себе, говоря о Священном Писании как оковах, «цепи, все в устройстве содержащей». Закладка крепости на Заячьем острове в мае 1703 г. была совершена в праздник Пятидесятницы после совершения божественной литургии. В ров, который был выкопан самим царем, заложили ковчежец с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, особенно почитаемого государем. Строительство в 1717-1724 гг. Александро-Невской лавры, а перенос мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира, как и перемещение из Благовещенского собора Московского кремля в Петербург Казанской иконы Божьей Матери, также были инициированы царем.

В практике реформ Петра I произошло соединение понятий государство и Отечество с личностью государя. Царь — олицетворение государства, «Отец подданных», глава Церкви. Хотя сам император именно в государстве видел

1 Разновидность традиционной распашной верхней одежды с большим количеством пуговиц. 112

блюстителя общего блага и свои действия рассматривал как службу Отечеству. Н. И. Павленко писал, что идея службы государству составляла суть жизни Петра и ей была подчинена вся его деятельность. Схожий вывод делал и В. О. Ключевский1. Петр I не испытывал сомнений в оценке того, что полезно, а что вредно подданным. В духе патернализма Петр Великий рассматривал законы как изъявление воли государя и принуждение к их исполнению. Исполнение законов—дорога к достижению общего блага и процветанию государства. Реформы Петра суть отражение не только идеологии «полицейского государства» и принципа «общего блага», но и рационализма, патернализма и практицизма. Отсюда стремление ограничить влияние духовенства как скрытой оппозиции реформам по европеизации страны, но принудить его к службе государству.

Церковные реформы были предложены и составлены не церковным собором, а самим царем. Государство навязало и возложило на Русскую Церковь прежде не свойственные ей функций: фискальную — формирование и мобилизация финансовых средств, полицейской и контрольно-надзорную — предотвращение преступлений, выявление и пресечение разного рода нарушений со стороны верующих, информационную—доведение до сведения важнейших политических актов, формирования общественного мнения. Все они — суть функции государства и их реализация Церковью подтверждение ее трансформации ее в итоге реформ Петра I в структуру государственную, какой РПЦ в большей или меньшей степени оставалась до 1917 г.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. — 495 с.

2. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. СПб.: Библиопо-лис, 2004. — 589 с.

3. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009. — 1197 с.

4. Павленко Н. И. Петр I. М.: Молодая гвардия, 1975. — 384 с.

5. Филофей (Лещинский). Челобитная митрополита сибирского и тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому и ответ сего государя на нее [М., 1863]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Aleksandr_Sulockii/chelobitnaja-mitropolita-sibirskogo-i-tobolskogo-filofeja (Дата обращения: 12.08.2022).

6. Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М.: Рус. панорама, 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/6. (Дата обращения: 12.08.2022).

7. Что написано Петром // Коммерсантъ власть. 2003. № 25 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/392221 (Дата обращения: 12.08.2022).

8. Прибавление к Духовному регламенту // Федоров В. А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М.: Рус. пано-

1 Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009. С. 883.

рама, 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/10. (Дата обращения: 12.08.2022).

9. Духовный регламент 1721 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/duhovnyj-reglament-1721-goda/ (Дата обращения: 12.08.2022).

REFERENCES

1. Anisimov Ye. V. Vremya petrovskikh reform. L.: Lenizdat, 1989. — 495 s. (In Russian).

2. Kartashov A. V. Ocherki po istorii Russkoy Tserkvi. T. 2. SPb.: Bibliopolis, 2004. — 589 s. (In Russian).

3. Klyuchevskiy V. O. Kurs russkoy istorii. Polnoye izdaniye v odnom tome. M.: AL'FA-KNIGA, 2009. — 1197 s. (in Russian).

4. Pavlenko N. I. Petr I. M.: Molodaya gvardiya, 1975. — 384 s. (In Russian).

5. Filofey (Leshchinskiy). Chelobitnaya mitropolita sibirskogo i tobol'skogo, Filofeya Leshchinskogo, Petru Velikomu i otvet sego gosudarya na neye [M., 1863]. [Elktronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Su-lockii/chelobitnaja-mitropolita-sibirskogo-i-tobolskogo-filofeja (Data obrashcheniya: 12.08.2022). (In Russian).

6. Fedorov V. A. Russkaya Pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyy period (1700-1917). M.: Rus. panorama, 2003 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/6. (Data obrashcheniya: 12.08.2022). (In Russian).

7. Chto napisano Petrom // Kommersant" vlast'. 2003. № 25 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/392221 (Data obrashcheniya: 12.08.2022). (In Russian).

8. Pribavleniye k Dukhovnomu reglamentu // Fedorov V. A. Russkaya Pravo-slavnaya tserkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyy period (1700-1917). M.: Rus. panorama, 2003 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Isto-rija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/10. (Data obrashcheniya: 12.08.2022). (In Russian).

9. Dukhovnyy reglament 1721 g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https: / / azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/duhovnyj-reglament-1721 -goda/ (Data obrashcheniya: 12.08.2022). (In Russian).

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования: 13.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing: 13.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.