Научная статья на тему 'Помощь Русской Православной Церкви Советской армии в годы Великой Отечественной войны'

Помощь Русской Православной Церкви Советской армии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
813
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Великая Отечественная война / социальная деятельность / благотворительность / церковная помощь Советской армии / церковно-государственные отношения / The Russian Orthodox Church / The Great Patriotic War / social activities / charity / church assistance to the Soviet army / Church-state relations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иоанн Химин

Статья посвящена изучению благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в контексте истории церковно-государственных отношений в России во время Великой Отечественной войны, что имеет большое значение для понимания происходящих в настоящее время событий. Православная Церковь выступает хранителем исторического наследия, нравственных устоев и традиций, а потому восстановление цивилизованных отношений между государством и Церковью сыграет положительную роль в развитии духовной культуры российского общества. Сегодня от состояния церковно-государственных отношений во многом зависит мир в российском обществе. Этим определяется актуальность данного исследования. К основным выводам можно отнести следующее: Великая Отечественная война выявила всю духовную силу, потенциал Русской Православной Церкви. Духовенство Русской Православной Церкви и верующие с первых дней войны сражались на фронтах, участвовали в помощи фронту и тылу, многие прошли дорогами воины, участвовали в партизанском движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of charitable activities of the Russian Orthodox Church in the context of the history of Church-state relations in Russia during the Great Patriotic war, that has great meaning for understanding of current events. The Orthodox Church is the guardian of historical heritage, moral principles and traditions, and therefore the restoration of civilized relations between the state and the Church can play a positive role in development of the spiritual culture of the Russian society. Today, peace in the Russian society largely depends on a status of Church state relations. This determines the relevance of this study. The main conclusions are as follows: the Great Patriotic war showed the spiritual strength and the potential of the Russian Orthodox Church. The clergy of the Russian Orthodox Church and believers from the first days of the war participated in the aid to the front and the rear; many of them passed the roads of war, participated in the partisan movement.

Текст научной работы на тему «Помощь Русской Православной Церкви Советской армии в годы Великой Отечественной войны»

УДК 241.11

Иерей Иоанн Химин, магистрант Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона Белгородской и Старооскольской епархии, Россия, г.Белгород, jhohi1989@gmail.com

Помощь Русской Православной Церкви Советской армии в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. Статья посвящена изучению благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в контексте истории церковно-государственных отношений в России во время Великой Отечественной войны, что имеет большое значение для понимания происходящих в настоящее время событий. Православная Церковь выступает хранителем исторического наследия, нравственных устоев и традиций, а потому восстановление цивилизованных отношений между государством и Церковью сыграет положительную роль в развитии духовной культуры российского общества. Сегодня от состояния церковно-государственных отношений во многом зависит мир в российском обществе. Этим определяется актуальность данного исследования. К основным выводам можно отнести следующее: Великая Отечественная война выявила всю духовную силу, потенциал Русской Православной Церкви. Духовенство Русской Православной Церкви и верующие с первых дней войны сражались на фронтах, участвовали в помощи фронту и тылу, многие прошли дорогами воины, участвовали в партизанском движении.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; Великая Отечественная война; социальная деятельность; благотворительность; церковная помощь Советской армии; церковно-государственные отношения.

Priest John Himin, master student of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation) senior priest of the Church of the Holy great Martyr

and healer Panteleimon of Belgorod and the St. Oskol diocese Russia, Belgorod jhohi1989@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of charitable activities of the Russian Orthodox Church in the context of the history of Church-state relations in

Russia during the Great Patriotic war, that has great meaning for understanding of current events. The Orthodox Church is the guardian of historical heritage, moral principles and traditions, and therefore the restoration of civilized relations between the state and the Church can play a positive role in development of the spiritual culture of the Russian society. Today, peace in the Russian society largely depends on a status of Church - state relations. This determines the relevance of this study. The main conclusions are as follows: the Great Patriotic war showed the spiritual strength and the potential of the Russian Orthodox Church. The clergy of the Russian Orthodox Church and believers from the first days of the war participated in the aid to the front and the rear; many of them passed the roads of war, participated in the partisan movement.

Key words: The Russian Orthodox Church; The Great Patriotic War; social activities; charity; church assistance to the Soviet army; Church-state relations.

В ходе российской истории взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государством были различными, вследствие чего вопрос религиозной жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, проблема реальных потерь, понесенных Русской Церковью в это время, а также формы церковной помощи Советской армии по понятным причинам до недавнего времени не были предметом серьезного, объективного и беспристрастного анализа. До настоящего времени изучено небольшое количество исторических источников, которые во всей полноте раскрывают перед нами деятельность русского Православия в годы борьбы с фашизмом и свидетельствуют о подвиге монашествующих, церковно- и священнослужителей [12]. В данной статье мы рассмотрим формы материальной помощи Советской армии, оказанные Церковью в военные годы.

До Великой Отечественной войны отношение атеистического государства к верующим людям (как к священнослужителям, так и мирянам) можно описать такими словами: "Христиан не должно быть", а поэтому в нашей стране ни священники, ни их близкие, ни открыто верующие православные христиане фактически не имели права на законное существование. В 30-х годах ХХ-го столетия власть решила окончательно уничтожить Церковь репрессивными методами [12]. Однако с началом войны против фашистских оккупантов Церковь призывала народ к сплочению в деле борьбы против захватчиков, и эти призывы играли большую роль в деле продвижения на пути к победе. Власть нуждалась в укреплении политического единства народа. В силу этого отношение советского правительства к Церкви несколько изменилось от нетерпимого к лояльному, оно стало смотреть на Церковь как на выгодного политического союзника, который "способен поднять боевой дух солдат и упрочить авторитет власти" [17]. Если в 1941 г. еще проводились репрессии духовенства, то с 1942 г. аресты стали сходить на "нет", и из лагерей освободили десятки священнослужителей, архиереев и мирян. Постепенно

стали возрождаться епископские кафедры, власть разрешила открытие храмов, возобновление духовного образования и издательскую деятельность Русской Православной Церкви. В начале 1943 г. власть приняла решение о необходимости нормализации государственно-церковных отношений, и в сентябре того же года произошла интронизация Патриарха. Атеистическая пропаганда в целом приняла более лояльный характер, люди снова могли более или менее спокойно ходить в храмы.

С 1941 по 1945 годы Русская Православная Церковь проявляла свою активность в самых различных сферах жизнедеятельности русского общества. Церковнослужители и верующие миряне вели антифашистскую пропаганду, занимались повышением патриотического духа народа, сбором финансовых и материальных средств на нужды войны, открытием госпиталей, способствовали партизанскому движению и сами были партизанами, воевали с оружием в руках.

Так, 14 октября 1941 г. митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве Русской Православной Церкви с призывом "трудами и пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам" [8]. Откликнувшись на этот призыв, практически все православные приходы страны, как отмечает А. Н. Марченко, начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов, продовольствия, вещей, медикаментов [10].

В годы войны Русская Православная Церковь взяла на себя роль одного из организаторов обороны нашей страны. Множество священников и верующих мирян пошли защищать страну, несмотря на недавние жестокие, если не сказать ужасающие репрессии, преследования богоборческого правительства. Церковь морально поддерживала верующих, поощряла к участию в боевых действиях, вдохновляла население страны на борьбу с захватчиками, вызывала патриотические чувства у людей [6]. Епископы, священники, миряне в меру своих способностей, возраста и возможностей несли свое послушание и в тылу, и на передовой. Супруги и дети священников принимали участие в сооружении противотанковых рвов, сами священники и их сыновья служили в армии, организовывали в храмах убежище, стояли на постах охраны, пастыри укрывали красноармейцев, вступали в партизанские ряды и порой "являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами" [16].

Необходимо отметить, что личный подвиг верующих людей сочетался со сбором средств на нужды фронта, на помощь армии, сиротам и на восстановление разоренных областей страны. Так, в декабре 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве с призывом собрать деньги на создание танковой колонны. Вся страна собрала 8 миллионов, священники отдавали серебряные ризы с икон, драгоценные наперсные кресты [3], и на средства Церкви была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», в состав которой входили 40 танков Т-34 [1]. На средства православных верующих была создана и авиационная эскадрилья «Александр Невский».

Работа Церкви в направлении помощи армии и стране шла на протяжении всех военных лет. К январю 1943 г. в одном только Ленинграде, который находился в осадном положении, верующие пожертвовали в церковный фонд в дело защиты страны от оккупантов почти 3200000 рублей. К лету 1945 года было собрано более 300 миллионов рублей (сумма по тем временам просто колоссальная) [2], и это без учета драгоценностей, вещей и продуктов [18].

Одним из направлений церковной помощи в деле защиты страны стало шефство над госпиталями и забота о больных и раненых. Как отмечает митрополит Константин (Горянов), в 1943 г. Покровский женский монастырь исключительно своими средствами и силами оборудовал госпиталь, в котором сестры монастыря были медсестрами и санитарками [7]. В период с 1942 по 1944 гг. приходы, например, Свердловской епархии внесли на нужды обороны страны более 4 млн. рублей. Пермская епархия пожертвовала в фонд обороны более 1,5 млн. рублей, на подарки армии -около 1 млн. р., на военные займы епархией было собрано почти 2 млн. р., а в фонд помощи детям и семьям красноармейцев пошло 53530 тыс. р. [4]. В 1944 г. ко дню Красной армии было пожертвовано от Киевской епархии 150000 р., от Саратовской епархии чуть более 107000 р., от Астраханской епархии 175000 р., от Тульской епархии почти 280000 р. [7].

Необходимо сказать и о помощи со стороны монастырей. Так, Курский Свято-Троицкий женский монастырь сдал за несколько месяцев 1944 года 70 тыс. рублей, Тихвинский женский монастырь - 50 тыс. рублей, Одесский Михайловский женский монастырь - 100 тыс. рублей и значительное количество лекарственных препаратов, Киево-Печерская лавра - 30 тыс. рублей [14]. Отдельные приходы и монастыри Русской Православной Церкви организуют помощь раненым и инвалидам войны, прихожане исполняют обязанности санитаров, церковные певчие посещают больницы и для поднятия духа раненых исполняют музыкальные произведения [13].

С августа 1942 г. выходит ежемесячный журнал "Православный христианин", во многих епархиях ведутся катехизические курсы для взрослых, постепенно вводится преподавание Закона Божиего в школах [20]. С одной стороны, правительство неоднозначно относилось к Церкви и на законодательном уровне запрещало ей вести активную социальную, в т. ч. и благотворительную, деятельность, но с другой, власть охотно пользовалась финансами, перечисленными структурами Московской Патриархии.

"Патриотическое служение духовенства и верующих, - как отмечает О.Ю. Васильева, - явилось выражением естественного чувства принадлежности к Родине" [2]. Благотворительность Русской Православной Церкви способствовала быстрому росту ее авторитета в обществе, привлечению к Церкви новых слоев населения.

Таким образом, Русская Православная Церковь всегда откликалась на нужды своего народа, воспринимая помощь стране "как важнейшую часть

своего многовекового, основанного на каноническом праве христианского служения миру" [11]. "Позиция Церкви, - как верно заметил священник А. Колесов, - основана на глубоком понимании патриотизма, а также чувстве ответственности перед Богом за судьбу земного Отечества" [6]. Духовная и материальная поддержка, оказанная армии Церковью во время Великой Отечественной войны, была велика [3], и патриотическая направленность Церкви имела особое значение для православных христиан военного периода, "миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте, в партизанских отрядах, трудились в тылу" [19]. Священнослужители и верующие миряне, несмотря на недавние гонения и притеснения, с первых дней войны оказывали различную помощь фронту и тылу, на специально организованные пункты приносили деньги, вещи, драгоценные изделия, облигации государственных займов. Как отмечает И. Максимов, помощь стране стала одним из самых важных направлений деятельности православных верующих в период войны [9]. И эта помощь была многогранна: патриотические и ободряющие проповеди и послания к пастве, идейная критика фашизма, организация сбора пожертвований на помощь армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др. [5, с.117]. Все православные приходы принимали участие в сборе денежных средств и ценностей для обороны страны [15]. Огромное количество священнослужителей и мирян отправилось на фронт [21], они активно принимали участие в партизанском движении, организовывали людей для участия в обороне.

Великая Отечественная война показала всему миру четкую патриотическую позицию Русской Православной Церкви, которая, несмотря на годы жесточайших гонений, сохранила любовь к Родине и своему народу. Изменение государственной политики в отношении Церкви и восстановление церковной жизни началось во время Отечественной войны, однако следует отметить, что отказ властей от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал отказа от преследования Церкви: и, хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты священноначалия, духовенства и активных мирян продолжались и в послевоенный период.

Таким образом, Русская Православная Церковь, несмотря на свое сложное, неоднозначное положение в условиях преследования и гонений со стороны атеистической власти, сохранила трезвость ума, верно истолковала цели фашистов в отношении России и приложила все свои усилия для борьбы с оккупантами: "дух любви, присущий Церкви, оказался сильнее обид и предубеждений" [6]. Об этом необходимо помнить и говорить в условиях современного информационного пространства, когда человек сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок в отношении исторического прошлого Русской Православной Церкви [9].

Библиография

1. Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание [Электронный ресурс] // доклад О.Ю.Васильевой 5 марта 2003 г. на круглом столе "Православие и ислам в России в ХХ веке". - Режим доступа:http://www.pravoslavie.ru/arhiv/030317162928.htm (дата обращения: 25.09.2019).

2. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.: дис. ... докт. ист. наук. - М.: Институт российской истории, 2001. - 212 с.

3. Володихин Д. 3 главных мифа о Церкви в годы войны [Электронный ресурс] / Д. Володихин // Журнал "Фома",. - №5 (145). - 2015. - Режим доступа:https://foma.ru/3-glavnyih-mifa-o-tserkvi-v-godyi-voynyi.html (дата обращения: 25.09.2019).

4. ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 2. Д. 16. Л. 10-34.

5. История России. XX век: 1939-2007 [Текст] / Под ред. А.Б.Зубова, в 2-х тт. Том II. - 1939-2007 гг. - М.: АСТ, 2009. - 847 с.

6. Колесов А., свящ. Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / свящ. А. Колесов. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-period-velikoj-otechestvennoj-vojny/ (дата обращения: 25.09.2019).

7. Константин (Горянов), митр. Вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] / митр. Константин (Горянов). - Режим доступа: https://valaam.ru/publishing/26905/ (дата обращения: 25.09.2019).

8. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве - М.: Политиздат, 1977. - 261 с.

9. Капинос Р.В. Духовное православное образование: современное состояние и перспективы научной деятельности / Р.В. Капинос // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. - 2017. - № 6. - С. 7285.

10. Максимов И. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / И. Максимов. - Режим доступа: http://sdsmp.ru/news/n3701/ (дата обращения: 26.09.2019).

11. Марченко А.Н. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в советском государстве (1918-1964-е годы) [Электронный ресурс] / А.Н. Марченко. - Режим доступа:https:/^yberleшnka.m/artide/n/Ыagotvoritelnaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-sovetskom-gosudarstve- 1918-1964-e-gody (дата обращения: 26.09.2019).

12. Монтус С.Г. Сестричество Марфо-мариинской обители милосердия при Елисавете Федоровне /

С.Г. Монтус, Р.В. Капинос // Вестник Омской Православной Духовной семинарии. - 2018. - № 1 (4). - С. 124-127.

13. Пивоваров Б., прот. История социально-благотворительной деятельности Русской православной Церкви [Электронный ресурс] / прот. Б. Пивоваров. - Режим доступа:https://miloserdiedv.m/istoriya-sotsialno-blagotvoritelnoj -deyatelnosti-russkoj -pravoslavnoj ^ег^/ (дата обращения: 25.09.2019).

14. Полонский В. Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях [Электронный ресурс] / В. Полонский. -Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text/4485.html (дата обращения: 25.09.2019).

15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке - М.: Республика, 1995. - 511 с.

16. Русская Православная Церковь. ХХ век. 1 мая [Электронный ресурс] // Православие. - Режим доступа: https://pravoslavie.ru/arhiv/060501000052.htm (дата обращения: 25.09.2019).

17. Сидоренкова Е.Ф. Роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной Войне [Электронный ресурс] // Ежеквартальный информационно-методический журнал "Образование Ямала". № 14, Октябрь 2016. - Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/rol-rpc-b-vov-2/ (дата обращения: 26.09.2019).

18. Федотов А., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом [Электронный ресурс] / свящ. А. Федотов. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-1943-2000-gg-vnutritserkovnaja-zЫzn-vzaimootnosheшja-s-gosudarstvom-i-obshestvom/1#note131_retum (дата обращения: 25.09.2019).

19. Фуфаева А.П. Власть и Церковь в годы Великой Отечественной войны: современное измерение [Электронный ресурс] / А. П. Фуфаева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-tserkov-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-sovremennoe-izmerenie (дата обращения: 26.09.2019).

20. Шкаровский М.В. Возрождение приходской жизни в Новгородской епархии // Церковно-исторический ежегодник. Выпуск П-Ш. - Иваново: Научный центр по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России при Иваново-Вознесенской духовной семинарии, 2004. - 322 с.

21. Шкаровский М.В. Значение Русской Православной Церкви для победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] / М.В. Шкаровский. - Режим доступа: http://vn-eparhia.ru/internet-dajdzhest/9604-mikhail-shkarovskij -znachenie-russkoj -pravoslavnoj -tserkvi-dlya-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne (дата обращения: 26.09.2019).

22. Шкаровский М.В. Православие при социализме [Электронный ресурс] / М.В. Шкаровский. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorij a_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-pri-staline-i-hrushheve-gosudarstvenno-tserkovnye-otnoshenija-v-sssr-v-1939-1964-godah/2_1 (дата обращения: 25.09.2019).

23. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке - М.: Вече, 2010. - 480 с.

УДК 27-75

Протоиерей Димитрий Юрьевич Пучков, магистрант Белгородской Православной Духовной семинарии ( с миссионерской направленностью),

Россия, г. Белгород, dmitriypuchkov1979@gmail.com

Седьмой Вселенский Собор как итог христологических споров

Аннотация. В данной статье рассматривается такой исторический феномен Христианской Церкви, как Седьмой Вселенский Собор. При этом описываются особенности этого органа высшей церковной власти, а также описывается исторический контекст, в котором он появился. Главный акцент в данной статье сделан на VII Вселенском Соборе, так как его постановления увенчали целую эпоху церковной истории, а также утвердили догмат об иконопочитании и, следовательно, Боговоплощении. Помимо описания работы собора дается характеристика его постановлениям, относящимся к раскрытию учения об иконопочитании.

Ключевые слова: Вселенские соборы; Седьмой Вселенский (II Никейский) Собор; иконопочитание; иконоборчество; Боговоплощение.

Archpriest Dmitry Yu. Puchkov, master student of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod dmitriypuchkov1979@gmail.com

The seventh Ecumenical Council as a result of christological disputes

Abstract. In the article it is examined such a phenomenon of the Christian Church as an Ecumenical Council. It describes peculiar properties of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.