Погорелов В.И.; заявитель НПФ" Интер-Эко". - № 94025652/26; заявл.08.07.1994; опубл. 27.06.1996.
8.Патент 2141455 RU МПК С02F 1/52, С02 F 1/463. Способ очистки сточных вод мясокомбината. / Строкатова С.Ф., Юркъян О.В., Желтобрюхов В.Ф.; заявитель Волгоградский государственный технический университет. -№ 98109461/12; заявл.12.05.1998; опубл. 20.11.1999.
9.Патент 2093476 RU МПК С02F 1/465.Способ очистки сточных вод содержащих масла и жиры. / Сухарев Ю.И., Гофман В.Р., Николаенко Е.В.; заявитель Акционерное общество закрытого типа «Институт химических проблем промышленной экологии АЕН». - № 96103853/25; заявл.27.02.1996; опубл. 20.10.1997.
10.Патент 2075452 RU МПК С02F 1/52, С02F 9/00 .Способ очистки сточных вод скотобоен и мясокомбинатов. / Журавлев С.Г., Артамонов О.В., Дубинин А.Ю., Сергеев В.В..- № 9393018268; заявл.09.04.1993.
1. Патент 2492149 RU МПК С02F 9/12, С02 F 1/40, С02 F 1/48, С02 F 1/52, С02 F 103/22. Способ очистки сточных вод и устройство для его осуществления. / Кочетов О.С., Стареева М.О., Стареева М.М.. -№ 2012116641/05; заявл.26.04.2012; опубл. 10.09.2013.
Стэпа А. В. студент 4 курса Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
РФ, г. Уфа
ИДЕИ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
«Воспитание и только воспитание - цель школы». Эти поистине верные слова принадлежат выдающемуся швейцарскому педагогу-гуманисту, внесшему значительный вклад в развитие педагогической теории и практики, Иоганну Генриху Песталоцци, который более полувека посвятил воспитанию и обучению детей. Вся деятельность И. Г. Песталоцци была направлена на то, чтобы привлечь внимание общества к проблеме воспитания и образования будущего поколения. И ему это удалось. Ведь в современном мире проблема развития образования занимает ключевое место, и ведущие педагоги прилагают все возможные усилия для ее решения.
Особенно актуальным является вопрос обучения иностранному языку, который на сегодняшний день превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами. Это обусловлено тем, что ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста. В настоящее время образовательные учреждения активно применяют на практике коммуникативный метод
обучения иностранным языкам, который носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности». По И. А. Зимней, «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом)» [1]. В данном случае участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Для организации успешного, результативного обучения иностранному языку, за основу могут быть взяты идеи, предложенные великим педагогом И. Г. Песталоцци.
Великий швейцарский педагог говорил, что «мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет» [2]. Он считал, что во время обучения необходимо активно применять принцип индивидуализации, который заключается в наличии связи между успехами ребенка и взаимодействием в цепи «способности ученика - влияние учителя» как образца нравственного поведения и профессионального умения. Учитель, взаимодействуя с ребенком, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается темп работы, характерный для ребенка, а также такие качества личности учащегося, как уверенность в себе, открытость или замкнутость.
Помимо этого, И. Г. Песталоцци рассматривал деятельность самого учителя как творческую деятельность и был категорически против применения в ней однообразной и рутинной работы. Он образно сравнивает искусство воспитателя с деятельностью садовника, который «заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключен в них самих» [5, с. 29].
Необходимо отметить, что большое значение И. Г. Песталоцци придавал использованию наглядности во время обучения. Но в то время в школах действовал единственный, как тогда казалось, верный способ механического заучивания и применения правил. Великий педагог был категорически против бессмысленного запоминания информации, сведений и, таким образом, строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядности, которая позволяет добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь. Песталоцци считал, что и знания, и навыки приобретались путем наглядности.
Но все же основная заслуга И. Г. Песталоцци заключается в разработке теории элементарного образования, согласно которой воспитание берет начало с простых элементов и восходит к более сложным, с беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Суть данной теории заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, заложенных в каждом ребенке. Учащиеся сначала с учителем, а затем сами должны
развивать свои силы и способности, тем самым проявляя свою самостоятельность.
И. Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци".
Идея развивающего обучения И. Г. Песталоцци заключается в том, что обучение должно иметь развивающий характер, воздействовать не только на ум ребенка, но и оказывать определенное влияние на его волю, чувства, эмоции, характер, а также формировать и развивать у него определенные знания, умения и навыки, создавая, таким образом, гармонически развитого человека. Под развивающей силой обучения он понимал жизненно необходимые знания, знания о действительности, в которой ребенок живет и трудится, которую он стремится понять; знания, побуждающие к жизни, формирующие способность не только теоретического, но и творческого мышления.
Идея развивающего обучения очень актуальна при обучении учащихся иностранному языку. Современный процесс обучения иностранному языку, который построен на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у него обширный гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении. В результате это вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации об окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
Полноценное применение воспитательного, образовательного и развивающего потенциала данной дисциплины способствует созданию прочной основы для формирования творческого интеллигентного человека, владеющего на практике иностранным языком. В результате мы получаем личность, способную принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а также полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Учеными определяются следующие виды развития учащихся на уроке иностранного языка:
• Интеллектуальное развитие, которое происходит с помощью определенных заданий, дидактических и ролевых игр. Основной целью интеллектуального развития является мобилизация интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности обучения. В основе гибкости мышления и творчества лежат умения
анализа, синтеза, обобщения полученной информации. В данном случае развитие идет комплексно, способствуя формированию целостной картины мира. Для этого на уроках иностранного языка могут активно использоваться элементы проектной методики как основного способа развития интеллектуальных умений.
• Развитие чувственного восприятия, тесно связанное с интеллектуальным развитием, способствует обеспечению возможности развития учащихся с различными особенностями восприятия. Для этого активно используется мультисенсорный подход (целенаправленное воздействие на все каналы восприятия ученика на уроке: слышу - вижу - делаю - говорю - рассказываю), применяются поделки, физкультминутки и подвижные игры на уроках.
• Развитие творческих способностей открывает возможность для самовыражения учеников с помощью изучаемого языка с учетом их интересов и возможностей. Данный вид развития детей на уроке иностранного языка способствует стимулированию творческих способностей, развитию внимания, воображения и творческого мышления.
Наряду с творческим выделяется и критическое мышление, формирование которого в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов приобретает особую актуальность. Необходимо отметить, что критическое и творческое мышление взаимообусловлены и развиваются в синтезе. Под критическим мышлением понимается совокупность качеств и умений, которые обусловливают высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разные стороны явлений). Оно развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых американский психолог Д. Халперн выделяет готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. Применяя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, педагог развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
• Эмоциональное развитие, целью которого является поддержка памяти и внимания через положительные эмоции от урока. Для
этого служат задания на определение эмоций, объяснение причинно-следственных связей между ситуацией и эмоцией, а также активное использование песен и игр.
В свою очередь эмоциональное развитие можно разделить на следующие этапы:
1) развитие опыта эмоционального реагирования на смешную или радостную ситуацию;
2) развитие эмоциональной экспрессии через игры и эмоционально окрашенные речевые ситуации;
3) овладение словесными обозначениями эмоций.
Необходимо отметить, что эмоциональное развитие способствует
повышению мотивации учащихся, которое идет через вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке; контроль знаний, умений и навыков; использование познавательных игр; страноведческий материал.
Помимо этого, становление у учащихся этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, а также мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения является важным направлением развития личности учащихся согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
В период учебной практики в одной из образовательных организаций г. Уфы Республики Башкортостан в апреле 2016 г. нами была предпринята попытка выявить уровень школьной мотивации. С этой целью нами было проведено анкетирование учащихся 7 класса, в котором приняли участие 14 человек. При организации анкетирования была использована разработанная Н. Г. Лускановой анкета, которая включает 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Учащимся было предложено ответить на данные вопросы, выбрав наиболее подходящий для них вариант, предусматривающий определенное количество баллов. По общей сумме баллов определялся уровень школьной мотивации каждого учащегося. В специальной литературе установлено 5 таких уровней:
Iуровень - 25-30 баллов - высокий уровень;
IIуровень - 20-24 баллов - хорошая школьная мотивация;
IIIуровень - 15-19 баллов - положительное отношение к школе;
IVуровень - 10-14 баллов - низкая школьная мотивация;
Vуровень - ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.
Результаты проведенного анкетирования показывают, что всего лишь у 7% учащихся сформирована высокая школьная мотивация. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования, они добросовестны и ответственно относятся к своей учебе.
У 29% учащихся выявлен второй уровень мотивации: они успешно справляются с учебной деятельностью.
Большая часть тестируемых - 43% - имеет третий уровень школьной мотивации. У них наблюдается положительное отношение к школе, такие
учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, их привлекает не столько учебный процесс, сколько возможность пообщаться с друзьями, с учителем.
Для 14 % испытуемых характерна низкая школьная мотивация: неохотное посещение школы и серьезные затруднения в учебной деятельности.
Учащихся с школьной мотивацией 5 уровня составили 7%. У этих детей негативное отношение к школе, они испытывают серьезные затруднения в учебе.
Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что в целом проблема формирования и развития школьной мотивации в данном классе решается достаточно успешно: 78% учащихся имеют положительную школьную мотивацию. Считаем, что актуальной задачей учителей, работающих в данном классе, является увеличение процента учащихся, имеющих мотивацию 1-го и 2-го уровней. Следует обратить особое внимание на учащихся с негативным отношением к школе и выявить причины их школьной дезадаптации. Положительным моментом является то, что большая часть учащихся, принявших участие в анкетировании, испытывают удовольствие от общения с учителями и одноклассниками, что является благоприятным фактором для организации педагогического общения на уроке иностранного языка. Представляется, что создание благоприятной коммуникативной обстановки на уроке иностранного языка будет способствовать повышению мотивации к изучению этого учебного предмета, что повлечет за собой развитие познавательной мотивации в целом.
В заключение заметим, что все рассмотренные идеи И. Г. Песталоцци тесно связаны друг с другом и активно взаимодействуют в образовательном процессе как основа эффективного обучения иностранному языку.
Использованные источники: 1.Зимняя, И. А. психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
2.Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2003. - 83 с.
3.Мустафина, Ф. Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания: учебное пособие. - Уфа: Изд-то БГПУ, 2015. - 284 с.
4.Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика,
1981. - 336 с.
5.Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. Вводных статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф.
А. И. Пискунов. М., «Просвещение», 1971. - 560 с.
6.Халперн, Д. Психология критического мышления. - П., 2000. - 512 с.