Щ Педагогика
умственного напряжения, Они не получают оценок выше «три». Эти студенты не усваивают многие темы и приобретают педагогическую запущенность. С такими студентами рекомендуется более глубокая работа психолога для выявления причин такого низкого умственного развития, Очень часто они выпадают из процесса обучения и приобретают такие пробелы в знаниях, умениях и навыках, которые им самостоятельно преодолеть не представляется возможным (4 студента; 5,3%).
Представленный анализ не оставляет сомнений относительно того, что все рассмотренные нами группы встречаются в том или ином процентном соотношении в каждом учебном подразделении. Вот почему группы
являются по составу учащихся неоднородными, требуют от преподавателя много сил, чтобы понять и оценить возможности каждого и выбрать методику преподавания иностранного языка наиболее подходящую для студентов каждого уровня умственного развития и языковых способностей.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, - Л: ЛГУ, 1968, - 355 с.
2. Пермякова В.А„ Масткжова Е.М. Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушением умственного развития: Учебное пособие, - Иркутск, 1993, - С, 112.
О. М. Соколова
Идеи дискриминантного анализа в исследованиях дви гательных возможностей студентов
Целеустремленная воспитательная работа в ходе систематических занятий общей физической подготовкой, спортивными играми, боксом, борьбой, фехтованием, а также спортивной, художественной и ритмической гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта эффективно содействует оптимизации процессов возбуждения и торможения.
Участие в тренировках и соревнованиях по тем видам спорта, которые связаны с необходимостью реагировать на внезапно меняющуюся обстановку, вынуждает человека постоянно напрягать внимание и волю, чтобы не опоздать с ответными действиями при внезапном изменении обстановки в ходе спортивной борьбы, ибо от этого зависит успех.
Цель настоящей работы - оценить двигательные возможности у студентов, занимающихся видами спорта, предполагающими высокую подвижность и гибкость, методами дискриминантного анализа. Первый этап исследования состоял в определении основных морфологических признаков, влияющих на подвижность и гиб-
кость студентов. Второй этап - в оценке существенных отличий форм физической подготовленности друг от друга (подвижности от гибкости) по значениям морфологических признаков. И третий этап - в нахождении дискриминантной функции по измеренным морфологическим признакам, позволяющей производить разделение студентов на подгруппы с выраженной способностью к подвижности или гибкости,
За условный отправной уровень была выбрана модель многоуровневой конструкции двигательных возможностей человека, разработанная одним из ведущих отечественных нейрофизиологов Н.А.Бернштейном [1]. Исходя из этой модели можно классифицировать качества, необходимые индивидууму для выполнения тех или иных движений. В частности, интересуясь уровнем двигательных возможностей поступивших на первый курс девушек, мы с начала занятий (01.09.2005г.), исходя из возможностей кафедры физического воспитания АГТА, протестировали основную массу студенток первого курса (около 300 человек):
Матрица коэффициентов корреляции по выборке (300 студентов)
Измеряемый показатель 1 2 3 4 5 6 7 8
Рост 1.000
Размах рук 0.846 1.000
Длина предплечья 0.805 0.881 1.000
Длина ноги 0.859 0.826 0.801 1.000
Вес 0.473 0.376 0.380 0.436 1.000
Окружностьбедер 0.398 0.326 0.329 0.329 0.762 1.000
Окружность груди 0.301 0.277 0.237 0.327 0.730 0.583 1.000
Ширина груди 0.382 0.415 0.345 0.365 0.629 0.577 0.519 1.00
ЦЦ Педагогика
а) морфологические возможности - рост, вес, размах рук, длина предплечья, длина ноги, вес, окружность бедер, окружность груди, ширина грудной клетки;
б) двигательные возможности - более 40 пунктов: вис на прямых руках - от 3 до 105 сек.; удержание прямого угла ног на шведской стенке - от 0 до 15 сек,; отжимание от пола - до 20 раз; подъем в упор на перекладине; гибкость в наклоне стоя на скамейке - 3-26 см, челночный бег 6 х 5 м, бег - 30 м, прыжки, броски набивного мяча и т.д. [2].
В данной работе были выбраны 8 измеряемых показателей, и рассмотрены две факторные нагрузки -«подвижность» и «гибкость», в соответствии с которыми была составлена таблица исходных данных и рассчитана матрица коэффициентов корреляции (табл.). Данные таблицы показали, что важнейшим из факторов по вкладу в «подвижность» является размах рук, рост, длина предплечья и длина ноги.
Второй этап нашего исследования сводился к дис-криминантному анализу, суть которого заключается в следующем: каждый студент, желающий заниматься физкультурой, в идеале должен заниматься предпочтительным видом спорта, который в свою очередь характеризуется либо большей подвижностью, либо гибкостью. Естественно, что при построении процедуры дискриминации могут быть допущены ошибки, поэтому желательно, чтобы вероятность неправильного вывода в среднем была минимальна. При этом цена каждой из ошибок измерялась и впоследствии минимизировалась.
Для двух видов физической подготовленности была найдена дискриминантная функция, которая имеет следующий вид [3]:
у =-84,195x1 - 67.118X2 + 93.881х3 + 2.434х4. (1) После вычисления коэффициентов дискриминационной функции были определенны их стандартные отклонения: 5 (I= 3.62; 5 (13) = 4.40; 5 (12) = 3.5;
5 (14) = 9.45, Для четвертого коэффициента стандартная ошибка оказалась больше чем абсолютные значения самого коэффициента, поэтому четвертый компонент, т.е. длина ноги, может быть отброшен без существенной потери разрешающей способностей дискрими-нантной функции.
Из вышесказанного следует, что использование дискриминантного анализа дает возможность быстро и, надеемся, правильно определить физические возможности и способности протестированных студентов, распределить их по группам. Индивидуумам, для которых дискриминантная функция (1) окажется значительно больше, чем критерий Хотгеленга (Т = 31,66) с уровнем значимости а = 0.01 можно рекомендовать занятия тем видом спорта, который предполагает высокую подвижность, например, волейбол или баскетбол.
Выводы:
На основании дискриминантного анализа построена функция, которая связывает понятие подвижность с морфологическими признаками.
Выделены четыре основные морфологические признака, определяющие подвижность: рост, размах рук, длина предплечья.
С помощью дискриминантного анализа показано, что показатели подвижности и гибкости значительно различаются по морфологическим признакам.
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А, Физиология движений и активность, -М.: Наука, 1990, - 392 с.
2. Головченко О.П, О некоторых аспектах вузовского физического воспитания II Вестник ИрГТУ, - 2006, - №1(25). -С, 214-216.
3. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Математическая статистика, - М.: Высшая школа, 1992, - 704 с,
О.Г.Черепанова
Педагогическая поддержка студентов сирот как средство развития их индивидуальности
Современный профессиональный труд требует от человека выраженной и разноплановой активности, быть эффективным и компетентным самоорганизатором своей деятельности, да и самодостаточным конструктором своей социальной шш в целом. Действительно жизнь человека инновационна по своей сути, уникальна по своему опыту и осмыслению. Поэтому одна из важнейших задач системы образования заключается в создании для личности условий, способствующих профессионально-личностному развитию, готовности к переменам, про-
дуктивному функционированию в расширяющемся социальном пространстве. Учитывая что в нашем колледже обучается значительное число студентов из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей данная задача приобретает первостепенную важность.
Однако, подходя к всестороннему образованию студента, важно помнить, что он не средство достижения целей общества и государства, он самоценен. Свойства личности не могут «задаваться» искусственно