DOI: 10.17805/trudy.2023.1.13 СОЦИОЛОГИЯ
ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
М.С. Крошкина Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматривается трактовка понятия «жизнеспособность личности», а также связь этого понятия с идеалами и ценностями. Жизнеспособность представляет собой реализацию возможности личности вносить свой индивидуальный вклад в культуру и общество в системе общественных отношений. На примере разработанного ценностного портрета младших школьников в представлениях агентов социализации показана недооценка ценностей, способствующих повышению жизнеспособности личности. В заключении автор предлагает способы воспитания жизнеспособности через формирование ценностей и идеалов молодежи.
Ключевые слова: жизнеспособность; ценность; идеал; воспитание; социокультурные изменения; факторы формирования ценностей
IDEALS AND VALUES AS FACTORS OF PERSONAL VIABILITY
M.S. Kroshkina Moscow University for the Humanities
Abstract: The article discusses the interpretation of the concept of «vitality ofpersonality», as well as the relationship of this concept with ideals and values. Viability is the realization of the individual's ability to make an individual contribution to culture and society in the system of public relations. Using the example of the developed value portrait of younger schoolchildren in the representations of socialization agents, the underestimation of values that contribute to increasing the viability of the individual is shown. In conclusion, the author suggests ways to foster vitality through the formation of values and ideals of youth.
Keywords: viability; value; ideal; upbringing; socio-cultural changes; factors of value formation
В настоящее время актуален вопрос будущего страны в условиях расширяющейся неопределенности и вызовов современности. В связи с этим возникает необходимость воспитания жизнеспособных поколений, которые внесут свой индивидуальный вклад в культуру и общество. Жизнеспособность трактуется как возможность человека (поколения) духовно возвышаться и совершенствоваться в неблагоприятных условиях природной и социальной среды, продолжить себя и вносить созидательный вклад в культуру и социум. К характеристикам жизнеспособной личности относятся: связь своей жизни с культурой, страной и ее историей; претворение в жизнь традиционных общечеловеческих ценностей; продолжение эстафеты жизни в реалиях настоящего и созидательного видения будущего. Жизнеспособная личность — это личность, которая быстро адаптируется к современным условиям и рефлексивна к опыту, идеалам и ценностям, осваивает и присваивает ценностное содержание таких понятий-символов как страна, Родина, культура.
Одной из смыслообразующих теорий жизнеспособных поколений является
теория жизнеспособности личности, разработанная И.М. Ильинским. Им выделены следующие качества жизнеспособной личности (критерий - возможность к самореализации в обществе недалекого будущего): «быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности; обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях; иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств» (Ильинский, 2006: Электр. ресурс). Стать жизнеспособной личностью - это значит «стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее» (Там же). В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее (Там же).
Актуальность формирования жизнеспособных личностей обусловлена, в первую очередь, неопределенностью и слабой устойчивостью социальной среды (Ситаров, 2006). 9 ноября 2022 г. издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Об утверждении основ..., 2022: Электр. ресурс). Под традиционными ценностями понимаются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан. К таким ценностям относятся: жизнь, патриотизм, крепкая семья, труд, приоритет духовного над материальным, взаимопомощь и взаимоуважение, коллективизм и т.д. Во втором разделе Указа внимание акцентируется на том, что ситуация в России и мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.
Оценка уровня развития жизнеспособности молодых людей осуществляется, как правило, на основании анализа таких ресурсов, как социально-психологическая адаптированность к внешним воздействиям, активность, ответственность, наличие смыслообразующих элементов и целей. Жизнеспособность в период становления проявляется в деятельности по усовершенствованию самого себя, конструктивной организации профессиональной деятельности (Рыльская, 2009). Формирование ключевых принципов жизнеспособности человека начинается в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте подросток «живо постигает современность и впитывает культуру, опыт, идеалы и ценности». Личность, способная преодолеть свою зависимость от меркантильно-обыденного распорядка жизни, и целенаправленно посвящающая себя большему, чем свое «Я» - результат успешно завершенного процесса. (Ситаров, 2006).
Понятие «ценность» - одно из ключевых в теории жизнеспособности. Задача жизнеспособной личности продвигать и утверждать общечеловеческие ценности в реалиях, тем самым осуществляя вклад в дальнейшее развитие культуры и общества. Ценности представляют собой базовый структурный компонент личности, имеющий социальную природу. Они представляют собой основу понимания мира индивидом, задают ориентацию на будущее, являясь смыслообразующим моментом жизни людей; в ценностях выражается степень и качество духовного состояния личности, они - центр духовного роста и развития.
Ценностная система человека разнообразна и многослойна. В обобщенном виде ценности делятся на ценности жизни и ценности культуры, а ценности культуры, в свою очередь, делятся на материальные и духовные. Жизненные ценности -сложное образование, позволяющее ответить на вопросы о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, об истинном счастье человека (Тугаринов, 1998). Понятие «ценность» тесно связано с идеалом, который представляет собой «целевой образ, определяющий устремления человека, семьи, социальной группы, общества; представление о совершенном социальном устройстве, общественном строе, моральном облике людей, нравственных отношениях, прекрасном в жизни, культуре, искусстве» (Райзберг, 2012).
Ценностный подход в понимании жизнеспособности личности включает анализ ее идеалов как наивысшего мыслительного выражения желаемого и должного. Идеал может выполнять роль базовой, фундаментальной, наиболее стабильной ценности, которая позволяет в новой социокультурной реальности, в условиях масштабных трансформационных процессов выступать ключевым регулятором социальных отношений. Уровень развития общества, его нравственное и духовное состояние обуславливают выбор человеком идеала и задают понятие «нормы» в рамках конкретной социальной ситуации. Безусловно, нравственное и духовное состояние общества определяют выбор человеком ценностей и идеалов. Именно поэтому кризис ценностей и идеалов негативно отражается на представленности жизнеспособных личностей в обществе.
В 2020 г. нами проведено эмпирическое исследование по теме «Ценностный портрет младших школьников в представлениях агентов социализации - родителей» (опрошено 500 чел., из них: 64% женщин и 36% мужчин). В исследовании приняли участие родители младших школьников с первого по четвертые классы в следующем соотношении: 1 класс - 10,5%; 2 класс - 19,8%, 3 класс - 30,8% и 4 классе - 38,9%. Тип выборки - стихийная. Результаты исследования показали, что большинство родителей хотели бы, чтобы их дети обладали такими ценностями как: целеустремленность (53,6%), независимость (47,5%), образованность (51,5%), ответственность (37,6%), смелость (35,5%), твердая воля (43,2%). Среди терминальных ценностей, которые на их взгляд формируются современным обществом, агенты социализации выделили материально обеспеченную жизнь (24%). Четность, чуткость, терпимость, воспитанность менее актуальны в представлениях агентов социализации, а именно они в значительной мере определяют
социокультурные факторы жизнеспособности личности, транслируют ценности и идеалы.
Воспитание жизнеспособности целесообразно осуществлять на двух уровнях, скоординировав действия организаций и агентов социализации: первый уровень - фундаментальный (он предполагает целостный подход к формированию личности, общих способностей, воспитания, освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, образует ценностную точку зрения в отношении материальных и духовных ценностей); второй уровень - узкоспециализированный (формируются специальные способности, личностные качества, ценностные установки и этические принципы). Также важно сформировать идеал определенного культурного типа, к которому будет стремиться молодежь. Пропаганда такого образа возможна через литературу, искусство, массовую информацию и т.д. Семья - один из главных элементов системы воспитания, носитель ключевых аспектов жизненных планов, ценностных установок, личностных и гражданских качеств. Средства массовой информации - ключевой инструмент политики государства (Ильинский, 2006: Электронный ресурс).
В образовательной сфере также реализуется функция воспитания. В 2017 г. утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Основная цель вида профессиональной деятельности - «организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей» (Профессиональный стандарт..., 2017: Электр. ресурс). Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся реализуется в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, в среднем профессиональном, в высшем образовании, а также в дополнительном образовании детей и взрослых. Анализ обобщенных трудовых функций специалиста в области воспитания (социально-педагогическая поддержка обучающихся, организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, библиотечно-педаго-гическая деятельность в образовательной организации общего образования, тью-торское сопровождение обучающихся) показывает возможность их экстраполяции на систему высшего образования с дальнейшей конкретизацией содержания и способов воздействия для формирования процесса позитивной социализации обучающихся. Модель «воспитание в обучении» соответствует особенностям воспитательного процесса в вузе и реализует «непрерывное преобразование интеллектуальной деятельности человека с учетом факторов его социализации на основе системы принципов, форм, методов и средств по выстраиванию средовых условий, по воздействию на чувственную и мировоззренческую сферы личности, обогащению ее коммуникативного и рефлексивного опыта» (Плотникова, 2010: 8).
Современное общество характеризуется повышенной мобильностью, нестабильностью и изменчивостью. Глубокие социальные, экономические, политические изменения затрагивают все сферы жизни. Вызовом современности является цифровая трансформация общества, которая изменяет приоритеты в сферах социализации молодежи (например, реальная деятельность подменяется имитационными и игровыми формами, коммуникация опосредуется гаджетами и Интернетом и т.д.) (Ковалева, 2021).
С февраля 2022 г. реализуется спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины, что значительно поменяло и продолжает менять социальное положение России на внешней арене и внутреннее социальное устройство российского социума. Заявленная Россией позиция позволила оценить глубину проблем воспитания жизнеспособных личностей. Несмотря на то, что по данным ВЦИОМ спецоперацию на Украине поддерживают 72% россиян, значительный процент граждан не готов к резкому снижению качества жизни, утрате финансовой стабильности, затяжной конфронтации и «выходу из зоны комфорта» (ВЦИОМ оценил..., Электр. ресурс). Это касается и молодежи, которая в современных условиях привыкла жить краткосрочными, инструментальными целями.
Таким образом, наличие связей между жизнеспособностью личности, ее идеалами и ценностями отражается в ценностно-смысловых компонентах личности. Они обуславливают жизнеспособность/нежизнеспособность индивида через приоритеты терминальных и инструментальных ценностей. В современном обществе происходят процессы, прямо или косвенно стимулирующие риски снижения жизнеспособности молодежи, ослабления нравственных и духовных ориентиров, что ведет к расширению разрыва между ценностями общества и индивидуальным миром молодого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВЦИОМ оценил поддержку операции на Украине в 72% россиян //РБК [Электронный ресурс] URL: https://rbc-ru.turbopages.Org/rbc.ru/s/politics/30/05/2022/62949 09d9a7947ab87f30350 (дата обращения: 12.11.2022)
Ильинский И.М. (2006) Вклад России в молодежь: воспитание жизнеспособных поколений // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб» [Электронный ресурс] URL: https://rikmosgu.ru/publications/3559/4406/ (дата обращения: 29.11.2022)
Ковалева А.И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы в России // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 37-42.
Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Текст]: Указ Президента РФ //Президент России [Электронный ресурс] URL: http://static.kremlin. ru/media/events/files/ru/qcDRpNRKdqbKAX8mD0TP9z02hAhAJAT4.pdf (дата обращения: 27.11.2022)
Плотникова Е.Б. (2010) Воспитывающее обучение. М.: Академия, 176с.
Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» 10.01.2017 //Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63573 (дата обращения: 27.12.2022)
Райзберг Б.А. (2021) Современный социоэкономический словарь, М.: ИН-ФРА-М, 629 с. C. 170.
Рыльская Е.А. (2009) Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психол. журн. №31. С. 6—1.
Ситаров В.А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И.М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 24-28.
Тугаринов В.П. (1998) Избранные философские труды. Л.: ЛГУ, 344 с. С. 242.
Крошкина Мария Сергеевна - соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Солнышкина М.Г. - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы Университета «Дубна». Адрес: г. Москва, Волжский бульвар, дом 30 кв. 24. Телефон: +7 (985) 159-36-37. Эл. адрес: mary-ka93@mail.ru
Kroshkina Maria Sergeevna is a candidate of the degree of Candidate of Sociological Sciences of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor M.G. Solnyshkina - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Work of Dubna University. Address: Moscow, Volzhsky Boulevard, 30 sq. 24. Phone: +7 (985) 159-36-37. Email: mary-ka93@mail.ru
Для цитирования:
Крошкина М.С. Идеалы и ценности как факторы жизнеспособности личности. 2023. № 1. С. 74-79. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.13