DOI: 10.17805Лг^у.2022.2.8 СОЦИОЛОГИЯ
ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
М.С. Крошкина Московский гуманитарный университет
Аннотация: Цифровизация анализируется в данной статье как ключевой тренд новой нормальности, который влечет за собой феномен цифровой социализации детей и подростков. Автор представляет ценностную модель социализации с учетом цифровой социокультурной среды.
Ключевые слова: ценность; новая нормальность; цифровая социализация; социокультурные изменения
THE VALUE DIMENSION OF DIGITAL SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS
M.S. Kroshkina Moscow University for the Humanities
Abstract: Digitalization is analyzed in this article as a key trend of the new normality, which entails the phenomenon of digital socialization of children and adolescents. The author presents a value model of socialization taking into account the digital socio-cultural environment.
Keywords: value; new normality; digital socialization; sociocultural changes
Изучение понятия «ценность» началось в рамках философской науки и продолжается по настоящее время в рамках смежных наук, в том числе, социологической.
Так, в рамках натуралистического психологизма ценности изучаются в сфере генетики, биологии и психологии; трансцендентализм рассматривает ценности с точки зрения социальной философии; персоналистический онтологизм определяет и классифицирует ценности через философскую, религиозно-мистическую призму; историческая и культурологическая версия ценностей рассматривается в рамках культурно-исторического релятивизма, социологический аспект ценностей и ценностных ориентаций предлагает социологизм.
Понятия «ценностей» и «ценностных ориентаций» также широко изучались отечественными и зарубежными авторами. Проанализировав основные подходы, мы выделили классификацию основных свойств и ценностей.
К основным свойствам ценностей относятся:
- Связь с пережитым опытом. Опыт прохождения через определенные социальные ситуации позволяет выделить более ценное и менее ценное.
- Направленность на контекст. Ценность рассматривается и оценивается в рамках определенной социальной ситуации и окружающей среды.
- Этический и эстетический характер. Ценности выступают источником этического и/или эстетического принятия и отторжения предмета.
- Иерархичность. Ценности всегда имеют более высокий или низкий приоритет (от «высших» к «низшим» и наоборот).
- Осмысленность. Ценность определяется и регламентируется другими людьми и в рамках их поведения.
- Измеримость. Наличие той или иной ценности можно измерить.
- Нейтральность. Ценность представляет собой факт и не оценивается субъективными понятиями (хорошо/плохо; правда/ложь и т.д.).
- Плюралистичность. Существует большое количество ценностей и их классификаций.
- Системность. Все ценности связаны друг с другом, вместе представляют собой систему.
- Формируемость и гибкость. Ценность можно сформировать и скорректировать.
- Динамичность. На формирование ценностей оказывает влияние большое количество факторов, что влечет за собой изменчивость ценностной структуры.
В качестве ключевых функций ценностей выступают следующие:
- Целеполагающая. Ценности формируют цели человека и являются главными ориентирами при выборе алгоритмов действий. Эта функция способствует формированию общей цели деятельности и ряда дополнительных, которые формируются в рамках доминирующих ценностей личности.
- Идеологическая (смыслообразующая). Ценности отражают мировоззрение человека, его способ реализации своего потенциала и самоактуализацию.
- Поддерживающая. В каждом обществе люди оперируют аналогичными ценностями, несмотря на то, что индивидуальная ценностная структура у всех отличается. Общие ценности выполняют функцию поддержки. Процесс социализации позволяет усваивать общую ценностную картину, которая на этапе вторичной социализации преобразовывается в индивидуальную.
- Интегративная. Ценности объединяют и координируют деятельность людей в общей социокультурной среде.
- Мотивационная. Доминирующие ценности личности являются мотивацией, побуждающей человека на достижение своих целей.
- Нравственно-этическая (оценивающая). Ценности позволяют оценить свои или чужие действия с позиции их соответствия ценностной картине. Таким образом, можно говорить о том, что нравственно-этическая функция выступает фильтром действий.
Формирование ценностных ориентаций напрямую связано с процессом социализации. В этот период индивид осваивает окружающий мир, преимущественно через «понимание другого». Индивид присваивает общие ценности в процессе взаимодействия со значимыми «другими» (Ковалёва, 2003). На этапе вторичной социализации происходят аналогичные процессы, за исключением того, что ближайшее окружение, общество и сам индивид становятся «другими» с учетом полученной им информации на этапе первичной социализации. (Там же.)
Основными факторами социализации в классическом понимании выступают: семья, начальная и средняя школа; высшая и профессиональная школа; груп-
па равных (Парсонс, 2000). Однако, на сегодняшний день процесс социализации приобретает абсолютно новые характеристики, которые дают основания для выделения новых факторов влияния на данный процесс.
Современные дети и подростки живут в быстро меняющейся информационной среде. Нынешнее поколение значительно отличается от предыдущих поколений - оно проходит этап социализации в условиях расширяющегося мира информации. Даже дети в 2-4 года уже активно используют электронные гаджеты и имеют возможность самостоятельно войти в интернет (Майорова-Щеглова, 2017). Информационные технологии проникли во все сферы жизни - школа, дом, досуг. Интернет постепенно занимает доминирующую позицию. По данным ВЦИОМ от 8 августа 2021 г. уровень распространения интернета среди российских граждан составляет 84%, ежедневно выходят в сеть 73% опрошенных1. На фоне этой динамики становится актуальным исследование феномена «цифровой социализации».
В основе модели цифровой социализации лежит понятие «новой нормальности». Прежнее понимание «нормальности» теряет смысл, поскольку новая норма быстро меняется и трансформируется. Однако, ключевым трендом новой нормальности является цифровизация, которая в корне меняет прежнюю картину мира. Цифровая социализация представляет собой опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн реальности и формирующий его цифровую личность как часть реальной личности (Солдатова, 2021: Электр. ресурс).
Отличительной особенностью нынешнего поколения является то, что традиционные формы социализации параллельны цифровым. Эти формы объединяются, замещают друг друга, конкурируют и т.д.
Существует четыре основных измерения цифровой социализации у современных детей и подростков: гиперподключенность, смешанная (совмещенная) реальность, расширенная личность, новая социальность. Гиперподключенность представляет собой измерение времени, которое человек проводит, используя цифровое устройство, подключенное к интернету. Смешанная реальность отражает размывание границ между онлайн- и офлайн-пространством человека. Происходит постоянное их смешение, а наше представление о действительности сильно трансформируется. Сегодняшние дети находятся в ситуации, когда им нужно самостоятельно осваивать это практически не изученное пространство. Третье измерение - «расширенное я», которое характеризует формирование второй личности - цифровой. Понятие личности сегодня становится еще более сложным и многомерным, чем было до начала цифровизации. Личность почти каждого современного человека, имеющего хотя бы одно цифровое устройство, приобретает свою цифровую сторону. Четвертым измерением цифровой социа-
1 ВЦИОМ (2021) Интернет как сфера обитания российского человека [Электронный ресурс] // Wciom.ru. 28 июля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ (дата обращения: 16.12.2021)
лизации является «новая социальность». Сознание современного человека значительно расширилось и постепенно сращивается с цифровыми устройствами. Все это формирует новые формы деятельности, социальное устройство, культурные виды активностей и динамику изменений.
Рассматривая социализацию в ценностном аспекте, следует отметить, что на этапе первичной социализации освоение норм и ценностей происходит в семье, ближайшем окружении, с друзьями и сверстниками. На этапе вторичной социализации - нормы и ценности усваиваются в более крупных коллективах (трудовые, профессиональные, образовательные общности).
В эпоху цифровой социализации освоение ценностей и норм осуществляется в параллели с инфокоммуникационными технологиями.
В связи с этим мы можем построить ценностную модель социализации.
Факторы, оказывающие
влияние на формирование ценностей
Семья
Начальная и средняя
Высшая и проф. школа
Группа равных
Инфокоммуникационные технологии
Различия детей по индивидуальной структуре знания, конструируемой исходя из жизненных целей и средств к их достижению.
Различия важности блока выживания
Различия важности блока теоретического осмысления действительности
Различия важности блока власти
Различия важности блока любви и дружбы
Различия важности блока коммуникации
Различия важности блока веры, интуиции, идеала и сверхсознания
Рис.1. Ценностная модель социализации в меняющихся социокультурных условиях
Социокультурные условия, в которых происходит социализация ребенка
Социальные
Экономические
Духовные
Политические
Схема включает в себя три блока: ценностную структуру, факторы, оказывающие влияние на ее формирование, социокультурные условия, в которых происходит социализация ребенка.
Ценностная структура включает в себя блоки ценностей, согласно тезау-русному подходу к изучению ценностей: выживание, теоретическое осмысление действительности, власть, любовь и дружба, коммуникация, вера, интуиция, идеал и сверхсознание. На формирование того или иного блока оказывают влияние такие факторы, как: семья, начальная и средняя школа, высшая и профессиональ-
ная школа, группа равных, инфокоммуникационные технологии. Формирование этих ценностей происходит в меняющихся социокультурных условиях, в том числе под влиянием процессов цифровизации.
Для дальнейшего изучения заявленной тематики будет проведено эмпирическое исследование проективным методом, направленное на изучение доминирующих ценностных ориентаций подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ковалёва А.И. (2003) Концепция социализации молодежи нормы, отклонения, социализационная траектория. //Социологические исследования № 1. 20 с. С.3.
Майорова-Щеглова С.Н. (2017) Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография /научн. ред. М.: РОС. 203 с. С. 74.
Парсонс Т. (2000) О структуре социального действия. М.: Академический проект. 880 с. С. 196.
Солдатова Г.В. (2021) Цифровая личность как феномен XXI века: встреча с «новой нормальностью» // [Электронный ресурс] URL: https://psy.su/feed/9511/ ?utm_campaign (дата обращения: 16.12.2021)
Крошкина Мария Сергеевна - аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: Россия, г. Москва, Волжский бульвар, д. 30, кв. 24. Телефон: +7 (985) 159-36-37. Эл. адрес: mary-ka93@mail.ru
Kroshkina Maria Sergeevna is a post-graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University for the Humanities. Address: Russia, Moscow, Volzhsky Boulevard, 30, sq. 24. Tel: +7 (985) 159-36-37. Email: mary-ka93@mail.ru
Для цитирования:
Крошкина М.С. Ценностное измерение цифровой социализации подростков . 2022. №2. С. 67-71. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.2.8