_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК -378
С.И.Денисенко
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: ВИДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Актуальность статьи связана с формированием идеальных представлений о преподавателе вуза. В современных условиях нередко такие представления существенно отличаются друг от друга. Это зависит и от того, кто оценивает (преподаватели, студенты) и от того, в каком вузе и в рамках какого направления подготовки это осуществляется. Данная статья предназначена для того, чтобы снять некоторые разночтения в этом важном деле.
Ключевые слова
Рыночные отношения. Образование. Педагогическое мастерство.
Педагогическая прогрессивность. Опросы. Мнения.
Время рыночных отношений внесло определенные изменения и в представления об образовательном процессе в школе, вузе. Все чаще идет речь о том, что образовательные организации должны самостоятельно зарабатывать средства, предоставлять дополнительные услуги учащимся, родителям, другим заинтересованным категориям граждан. Очевидно, что такие услуги будут востребованы тогда, когда их качество не будет вызывать нареканий, отличаться новизной и оригинальностью. Естественно, творцом таких услуг может быть только преподаватель, обладающий достаточным запасом знаний, умений, навыков, компетенций, способный к творчеству, отличающийся прекрасными личностными качествами, хороший организатор и коммуникатор. Т.е. речь идет об определенном идеале, на который может и должна равняться педагогическая общественность, многочисленные обучающиеся.
Исследования показывают, что представления об идеальном вообще и в педагогической деятельности в частности, могут существенно разниться. К примеру, идеальный педагог для ординарного гражданина -это одно, а для профессионального преподавателя - это другое. Но если исходить из того, что преподаватель - это основной поставщик образовательных услуг, который предлагает ученикам свой товар и сотрудничает со своими коллегами, то такое различие в понимание идеального преподавателя коллегами и учениками должно быть минимальным.
Проведенные исследования показывают, что измерения идеального педагога могут быть различными. Но весьма часто идеальный преподаватель оценивается по двум параметрам. Этими параметрами являются педагогическое мастерство и педагогическая прогрессивность.
Главной отличительной чертой педагогического мастерства является высокое совершенство в использовании учебных и воспитательных приемов, их умелая и оригинальная комбинация. В нем имеет место определенные творческие элементы, практически реализуется психолого-педагогическая теория и передовая учебно-воспитательная работа, способствующая достижению высоких показателей в обучении и воспитании. [1, с. 6].
С педагогической прогрессивностью у студентов чаще всего ассоциируются следующие моменты: использование компьютерных технологий при подаче учебного материала; предоставление студентам учебно-методических наработок; использование рейтинговой системы при оценке знаний студентов; связь учебного материала с современным состоянием науки [2,с. 125]. Идеального преподавателя в такой ситуации характеризует одновременно максимальный уровень как «педагогического мастерства», так и «педагогической прогрессивности».
Проведенные исследования показывают, что образ идеального педагога в сознании студентов, прежде всего, связывается с умением преподавателя наладить контакт с аудиторией. При этом, для опрошенных важна не только сама коммуникабельность, которая в отдельных случаях может даже мешать учебному
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
процессу, уводить в сторону от учебных проблем. Здесь выделяется умение преподавателя заинтересовать студентов учебным курсом, что во многом достигается за счет раскрытия значения учебного предмета как для будущей профессии, так и для решения различных жизненных ситуаций.
Принципиально важно для студентов, чтобы преподаватель излагал учебный материал ясно и логически последовательно, в структурированном виде. Хотя есть и такие студенты, которым нравится, когда преподаватель находит волнующую проблему (научную, производственную, социальную) и ввергает всех в ее обсуждение.
От идеального педагога студенты ожидают использования широкого спектра методов обучения, особенно тех, которые связаны с применением новых информационных технологий. С позиции студентов идеальный преподаватель умело ведет дискуссию, деловые игры, читает проблемные лекции, решает ситуационных задач и др. Если же он привержен старым методам педагогического воздействия, то студенты уже изначально считают, что ничего нового из его уст не прозвучит и не всегда обязательно посещать его занятия.
Как же выглядят преподавательские предпочтения? В числе очень важных качеств, определяющих образ идеального педагога, чаще всего упоминались ясное и последовательное изложение материала (89,5 %); умение заинтересовать студентов учебным курсом (79 %); объективная оценка знаний студентов (74,6 %); умение наладить контакт с аудиторией (72,7 %); обладание высокой культурой речи (70,2 %); организованность и дисциплинированность преподавателя (67,1 %); связь учебного материала с современным состоянием исследований в рассматриваемой области (67,1 %) [3, с. 69].
Сравнение предпочтений студенческих и преподавательских показывает, что между ними имеется существенная связь и поэтому названные характеристики, раскрывающие характеристики идеальных стороны преподавателей целесообразно рекомендовать в качестве базовых при составлении различных опросников, связанных с оценкой качества образовательного процесса и деятельности профессорско-преподавательского состава [4, с.102].
Использование мнений студентов для оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и образовательного процесса в вузе получило широкое распространение. Но здесь следует иметь в виду, что на представления студентов могут оказывать влияние как специфические для конкретного учебного заведения условия, проблемы, так и особенности, связанные с тем или иным направлением подготовки. Причем различия могут быть и в рамках факультета.
Примером могут служить ситуации, когда респондентов просят в форме открытого вопроса назвать лучший или худший, по их мнению, учебный курс (с привязкой к преподавателю) из тех, что были прочитаны в предшествующем опросу семестре. При этом наблюдаются, казалось бы, парадоксальные ситуации — в некоторых случаях одни и те же педагоги одновременно упоминаются как в числе лучших, так и худших преподавателей подразделения. Другими словами, по мнению одних студентов они близки к идеалу, по мнению других — далеки от него.
Объяснение следует искать не только в особенностях конкретного преподавателя, но и в различиях представлений студентов об образовательном процессе, его значимых сторонах, моделях восприятия учебного процесса. Таким образом, развитие корпоративных связей, формирование единых позиций, точек зрения приведет к единообразию во взглядах и студентов, и преподавателей на идеальный образ педагога, вызывающий и восхищение и стремление к подражанию.
Список использованной литературы:
1. Денисенко С.И. Проблемы педагогической культуры преподавателя вуза в современных условиях// Вестник Екатерининского института. Научный журнал. — №4 (8) 2009. - С. 6.
2. Зеленев И. А., Прохода В. А. О критериях оценки качества преподавания и построении рейтинга преподавателей в вузе (опыт социологического исследования) // Образование от Ломоносова до наших дней/ под ред. В. А. Садовничего. — М.: ООО «Агентство «Мегаполис», 2012. С. 120-131.
3. Брызгалина Е. В., Прохода В. А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Экономика образования (Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова). 2014. № 1. С. 65-72.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
4. Зеленев И. А., Туманов С. В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 99-105.
© Денисенко С.И., 2017
УДК 372.881.1
М.Н.Жакипова
Старший преподаватель Алматинский технологический университет г. Алматы, Республика Казахстан
ОБУЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения терминологической лексике русского языка в неязыковом вузе. Основное внимание в работе акцентирутся на разработке методических основ по усвоению терминологических единиц специальности. Автор подчеркивает, что введение терминологической лексики представляет собой целостную систему вводных упражнений, систематизирующих и закрепляющих новую терминологическую информацию.
Ключевые слова
Терминологическая лексика, слова-термины, подсистема языка, терминологические единицы, терминология специальности.
Работа по изучению терминологической лексики имеет свою специфику и представляет одну из сложных проблем обучения лексике русского языка в неязыковом вузе. Основная её цель - усвоение терминологической лексики данной подсистемы языка, позволяющей не только правильно воспринимать научный текст, но и активно использовать слова-термины при построении собственных высказываний в коммуникативном плане.
При разработке методических основ изучения терминологических единиц специальности, прежде всего, данная работа должна быть включена в целостную систему работы по формированию языковых (лексических) и речевых умений и навыков. Так, лексическими умениями считаются умения понимать и правильно использовать термины в речи. Речевые предполагают, в определенной степени, свободное владение лексическим материалом, способность обучаемого творчески использовать новые слова-термины в устной и письменной речи, уметь их объяснить, запомнить и использовать в профессиональной речи.
Одной из важных задач, которых следует решить при работе по изучению терминологии специальности - организовать лексику так, чтобы снять перегрузку памяти, чтобы каждое усваиваемое термин-слово помогало запоминанию и повторению предыдущего термина. На это указывал И.Д.Салистра, который считал, что, определяя содержание обучения иностранному языку на основе речевой направленности, необходимо каким речевым материалом учащиеся должны уметь оперировать, и как он должен члениться в учебных целях; каким должен быть генеральный подход к определению последовательности усвоения материала и формирования соответствующих умений [1, с. 12].
Запоминание термина начинается с момента его предъявления и характеризуется тем, что созданная на время ассоциативная связь между образом и словом может оказаться непрочной и быстро угасать, если ее не поддержать многократным повторением. Усвоенное ранее слово-термин необходимо включать в новые контексты, в новые ситуации, в разную сферу предметно-логических отношений для многократного повторения. При этом важно предусмотреть, как отмечает А.Ф.Колесникова,