Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНЫЙ АДРЕСАТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СОВРЕМЕННЫЙ "СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ" ДЛЯ ФИЛОСОФИИ'

ИДЕАЛЬНЫЙ АДРЕСАТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СОВРЕМЕННЫЙ "СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ" ДЛЯ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНЫЙ АДРЕСАТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СОВРЕМЕННЫЙ "СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ" ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»

Позитивную роль в конструировании системы профессионализации может сыграть международный опыт. Осуществление программ международного сотрудничества, инновационных проектов способствует совершенствованию подготовки кадров, готовых к осуществлению процесса профессионализации на качественно новом уровне. Разноплановые аспекты профессионализации, имеющие содержательную и организационную специфику должны быть объединены разработкой единой стратегией развития кадровых ресурсов.

Таким образом, необходимо выделить два основных направления модернизации профессионализации кадров государственного и муниципального управления. Это, во-первых, организационные мероприятия, не связанные непосредственно с процессом обучения и, во-вторых, содержательные мероприятия, изменяющие собственно процесс обучения.

Серебрякова Ю.В., кандидат культурологи доцент по кафедре «Философия» Ижевский Государственный Технический Университет

им. М. Т. Калашникова Россия, г. Ижевск

ИДЕАЛЬНЫЙ АДРЕСАТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СОВРЕМЕННЫЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ» ДЛЯ ФИЛОСОФИИ

Для кого пишет свою книгу философ? Конечно, для того, кто понимает (или способен понять). Однако просто понимания в философии недостаточно: позиция философа - это практически всегда позиция сознательного выбора, решения не только интеллектуальной, но и этической задачи.

Сегодня стала очевидной ситуация отсутствия философского адресата, или «широкого круга читателей». Все реже, по сравнению, например, с психологией, издаются философские тексты, обращенные к обычному человеку. Все больше писателей-философов, ориентирующихся на профессиональное сообщество или студенческую аудиторию (учебно-методическая литература). В чем же дело? В избыточной терминологии современного философского дискурса? Или в том, что обычному человеку уже давно не до философии? Каким стал сегодня идеальный адресат философа? И почему? Можно ли утверждать, что сам философский дискурс исчерпал свои возможности? Рассмотрим историю философии с точки зрения взаимосвязи обращения философа к идеальному адресату и границ языка философии.

Идеальный адресат античного и средневекового философа

Для кого говорил и писал античный философ? Вспомним Сократа, Платона, Аристотеля. Их слушатели - их друзья, близкие. Со времен

Античности и до сегодня философы обращались также и к своим ученикам (что в принципе нормально для хорошей научной школы). Даже противники Сократа, приходившие победить его в споре, почти все разделяли в итоге его позицию, потому что признавали ее правильной. Другими словами, собеседники Сократа, Платона, Аристотеля - их единомышленники. Чтобы понять античного философа, нужно было научиться думать, как он, и искать трудные причины и цели в размышлениях. Трудными признавались цели, далекие от непосредственного практического применения и обладающие абстрактным характером (размышления о том, что есть добро, зло, справедливость, красота, государство и т.д.).

Философ, обращаясь к своим собеседникам, рисковал быть неправильно понятым (отрицающим традиционный стиль жизни, основанный на ритуалах и обрядах), однако философов «спасала» упорядоченность и точность их размышлений. Этот порядок был систематичным и представлял собой рациональное объяснение окружающего мира, что имело следствием обоснованность того или иного этического выбора. Характерным обращением этого периода было: «Мои друзья!» [1]. В эпоху Античности как такового «социального заказа» для философского дискурса не было, однако были реальные его адресаты.

В Средние века в христианской Европе ситуация усложняется. С одной стороны, философ (теолог) обращался к единоверцам (прихожанам, собратьям-монахам), с другой стороны - к язычникам, убеждая их принять новую веру (что для теолога было более трудной и интересной задачей). И обращение это могло быть выражено как в рациональной форме (через логику), так и в форме свидетельства мистического опыта (видений, чудес). Отметим, что вторая форма довольно быстро «сошла на нет» не потому, что мистический опыт не одобрялся руководством Церкви, а потому, что обладающих даром мистического прозрения было намного меньше, чем людей, пользующихся рассудком. И в этот период мы видим убеждение неверующих или иноверцев, которое подкреплялось самой жизнью теолога, разумностью его поведения, обращением к Богу (и совести) в ситуации трудного судьбоносного решения.

Неслучайно именно в эпоху Средневековья появляется такой жанр литературы, как автобиография: монах, пишущий «от первого лица», передавал людям свой собственный, личный опыт общения с Богом, рассказывал, как изменилась его жизнь после обращения к Нему [2; 3].

Итак, мы видим по крайней мере две большие и разнородные группы адресатов философа - «внешний круг» (оппоненты, люди, думающие несистематически или подверженные увлечению эмоциями, а также люди, не знакомые с учением этого философа) и «внутренний круг» (ученики, друзья, близкие, единомышленники). Характерно, что, к примеру, Аристотель практиковал два «режима» общения: утром он разъяснял свой метод новичкам, вечером занимался с постоянными учениками. Сами же

ученики должны были научиться выражать свои мысли точно, аргументировано, с использованием различных риторических приемов, с учетом противоположной позиции, т.е. разумно.

В Средние века «социальный заказ» для философа появился. Он поддерживался и со стороны адресатов (читателей) философских (теологических) текстов.

Адресат философа в эпоху Нового времени и Просвещения В отличие от Возрождения, еще знавшего опыт «неразумного Разума и разумного Неразумия» [4], классическая эпоха их разделяет и отграничивает. Теперь разум обретает абсолютную автономию: он становится единственной формой истины. Неразумие превращается в безумие, т.е. из субъекта (возможной) истины оно становится ее объектом.

Истина классической эпохи оформляется операцией исключения безумия. Первый шаг к этому подавлению был сделан еще в эпоху Возрождения, когда были противопоставлены «бесконечное безмолвие образов» (Босх, Брейгель, Дирк Боутс, Дюрер) и нравственная речь («Похвала глупости» Э. Роттердамского, разоблачающая глупость с точки зрения философа).

С другой стороны, неразумие может еще означать и воображение, воображаемое. Когда философы пишут об истине разума, противопоставляя ее, например, магии (Ф. Бэкон), они отграничивают сферу разума и воображения, и признают только работу разума правильной в поиске истины. Теперь все меняется. Ни мистический, ни религиозный опыт уже не имеет такого значения, как рациональный. Безусловно, плоды рационализма появились довольно скоро, и в первую очередь, в сфере техники и технологий. Однако начиная с эпохи Просвещения все, что не объяснялось разумом, последовательно выводилось за пределы нормы, а затем и за пределы общественной жизни (изоляция, репрессии). Теперь философ должен обращаться только к тем, кто обладает разумом. Так появляются первые границы философского дискурса: ведь неразумными (воображающими), с точки зрения нормального (разумного) философа являются и художники, и женщины (с их «недалеким» умом и «женской логикой»), и дети. И если дети вырастают в правильно образованных разумных граждан, а с женщинами уж как-нибудь можно справиться, то представители искусства, художники, «работают» с образами, значит, их фантазия переходит границы разумности.

Адресат философа-романтика и иррационалиста Шаг назад (в сторону освоения пространства воображаемого) был предпринят философами-романтиками. Для них разумность была «пережитком прошлого» в том смысле, что не объясняла привлекательность образа общества свободных и равноправных. Скорее наоборот, разумность объясняла иерархичность и зависимость одних групп сообщества от других. В этом жестко структурированном мире не оставалось уже места мечте,

подвигу, свободному, спонтанному чувству. Неудивительно, что философы-романтики обращались к молодым: именно им предстояло изменить существующий порядок вещей, перейти от иерархичности отношений к их открытости.

Однако довольно скоро автор «Книги для всех и ни для кого» неоромантик Ф. Ницше намеренно и сознательно дистанцируется от своего возможного читателя: он не только вне социальной критики, но и вне «социального заказа». Он пишет для тех, у кого есть свое собственное мнение.

Адресат советского марксиста

В ХХв. советские марксисты определенно имели «социальный заказ», однако, как ни парадоксально, не имели реального адресата. Все, что говорилось «по указанию партии», не было новостью и настоящей философской работой. По сути, вместо философии в нашей стране была идеологическая пропаганда. Возможно, старшее поколение современных читателей, помня те времена, до сих пор отождествляют философию с демагогией.

Адресат современного философа

Академический характер современного философского дискурса не прибавляет ему популярности. Внутри самого этого дискурса наметилась линия «разрыва» с читателем. Например, анализируя особенности философского текста, А.П. Алексеев справедливо указывает на его аргументационную сложность и радикальную очищенность от образов [5]. И в этой сложной аргументации современные философы могут заходить «слишком далеко» - примером тому могут быть как тексты Ф. Гиренка [6], называющего разум «прививкой безумию», так и его ученика А. Нилогова, развивающего философию антиязыка, философию, принципиально не ищущую адресата.

Очевидно, такие способы философствования не только не «приведут» адресата (читателя) философу. Адресат философского текста - узкий круг специалистов - отменяет само понятие «социального заказа». Теперь философия - личное дело конкретного увлеченного философа. Для современного философа возможны два выхода: или писать текст «на грани» разума и воображения (вариант Ф. Гиренка), или критиковать политический дискурс (С. Жижек, Д. Агамбен).

Использованные источники:

1. Платон. Сочинения в 4-х тт. - М., 1964.

2. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. — М., 1991.

3. Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1959.

4. Шестакова Э.Г. Мишель Фуко о феномене безумия и проблеме историчности знания // Психологические свойства современного исторического знания. Краснодар, 2003. С. 74 - 85.

5. Алексеев А.П. Философский текст. Идеи, аргументация, образы. -Новосибирск, 2012.

6. Гиренок Ф. Удовольствие мыслить иначе. - М., 2008.

Соколова Л.А. заведующий учебным отделом Ставропольское училище олимпийского резерва

Мещерякова О.Н., к.п.н.

доцент

Подгребельная Н.И., к.п.н.

доцент

Северо-Кавказский федеральный университет

Россия, г. Ставрополь ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Новым направлением в развитии образовательных технологий в системе профессионального образования является, кейс-технология.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.

Особый интерес представляет собой один из вариантов кейс-технологии - кейс - стадии. Кейс-метод, или кейс-стадия (от англ. саБе -случай) начал применяться в профессиональной подготовке еще в начале XX века. Сущность метода сводилась к тому, что учащийся должен был описать конкретную ситуацию (проблему), возникшую в его практической деятельности, затем дать анализ этой проблемы и рекомендации по ее разрешению и преодолению. По степени сложности такие ситуации могут иметь уровневый характер: простые ситуации (работа на репродуктивном уровне); ситуации более высокого уровня сложности; нестандартные ситуации (творческий уровень).

В Ставропольском училище олимпийского резерва (СУОР) и на факультете физической культуры Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) кейс-метод успешно применяется в профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

Ниже приведен план занятия по дисциплине «МДК: Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки: волейбол» Тема: «Правила игры в волейбол» Курс- 2

Форма проведения: «Разбор конкретных ситуаций- case-study»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.