Научная статья на тему 'ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ НАУКАХ'

ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ НАУКАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / СУННА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джурабеков Б. А.

В данной статье рассматриваются взгляды и отношения Ибн Халдуна к науке в общем, где он делит науку на две категории - философская, к которой он относит логику, физику, метафизику, математику, геометрию, музыку, астрономию, и- традиционной, к которой относит науке, связанные с Кораном и Сунной. Хотя в данной работе говорится, что Ибн Халдун был более заинтересован в традиционные науки, то есть религиозные знания о которых он говорил и рассуждал с больше степени, но из этого также вытекает понять и другое, что ранние мусульмане имели знания и представления о таких науках, как физика, логика, математика, геометрия и др.Можно сказать, что Ибн Халдуна можно отнести к выдающимся личностям, который внёс свой вклад в развитие науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIEW OF IBN KHALDUN REGARDING THE ROLE AND POSITION OF KNOWLEDGE IN TRADITIONAL SCIENCES

In this article Ibn Khaldun’s views and relation to knowledge has been discussed in general, where he divided the knouledge in to catigories:Philosophy which includes logic, phisics, metaphisics, mathems, musics, geometry and astronomy.To the other category belongs traditional knowledge, which relates to Quran and sunnah.It says that Ibn Khaldun was much more interested to the traditional knowledge, we can say religious knouledge, which he much talked and discussed.In conclusion we can say the early muslims had sufficient knouledge and information about knowledge such as phisics, logic, matems, geometry and etc. He was one of the prominent scholars who contributed in the field of knowledge.

Текст научной работы на тему «ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ НАУКАХ»

Таджикистан г. Душанбе, 1 пр. Шарк д.1. miss.imomova@mail.ru; тел.: (+992) 989106309.

About authors:

Emomova Firuza Eftulloevna, Senior Teacher of the Department of Architecture and Design of the TTU named after academician M.S. Osimi. E-mail: miss.imomova@mail.ru; tel.: (+992) 989106309.

ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ НАУКАХ

Джурабеков Б.

Таджикский государственный педагогический университета им С.Айни

Эпистемология или теория познания как самостоятельный объект изучения анализируется во «Введении» Ибн Халдуна. Мыслитель считал, что познание представляет собой отражение действительности в мозге человека. Объектом же познания у него выступали внешний мир, тоже окружающая человека среда. Процессом познания, по его мнению, управляет душа человека, которой присущи силы внутреннего и внешнего восприятия. Силы внешнего восприятия, отмечал Ибн Халдун, действуют с помощью пяти органов чувств, и исходя из этого, можно утверждать, что процесс познания начинается с ощущения явлений. Силы же внутреннего восприятия - это уже следующие ступени познания. Первая, называется хисси муштарак (общее чувство). Оно собирает воедино все слышимые, видимые и осязаемые ощущения, относящиеся к одному явлению; вторая ступень - хайал (воображение). Воображение воспроизводит ощущаемый предмет в душе так, как будто она совершенно освобождена от внешних ощущений. Представление и память, согласно Ибн Халдуна, тоже являются ступенями познания. По его определению представление - это постижение понятий, связанных с мозгом отдельного человека, а память - сохранение всего воспринимаемого, воображаемого или невоображаемого. Процесс познания «поднимается» к мысли, а мысль человека основа всей его жизни. Посредством мысли человек выделился из животных, научился создавать различные орудия труда, человеку стали присущи объединение в общество, совместный труд для добывания средств к жизни, управление обществом, занятие науками, искусствами и т.д [3, с. 858-859].

В шестой главе «Введения» Ибн Халдун уделяет особое внимание вопросу классификации наук. Прежде всего он делит науки на две категории: 1) философские науки (ал-'улум ал-хикамийа ал-фалсафийа) и 2) традиционные обычные науки (ал- 'улум ал-наклийа ал-ваке 'ийа). Мыслитель писал: «Науки и предписания, которыми люди занимались в городах, по своей сути бывают двух видов: один из них является естественным для человека потому, что он руководствуется своей собственной способностью мыслить, и второй - это традиционный тип наук, о которых человек узнает от тех, кто изобрел их» [4, с. 385].

Комментируя этот фрагмент в «Пролегоменах» Ибн Халдуна, А.Игнатенко также отмечает, что все науки Ибн Халдун делит на две группы - философские науки, или просто философию, и науки, основанные на традиции. Принципом деления здесь является отношение этих наук к разуму (место и роль разума в этих науках). Философские науки - рационалистические, потому что «человек может постигнуть их своим природным мышлением, идя правильным путем, руководствуясь своими органами познания» [5, с. 36].

Другими словами, философские науки естественны для человека по природе его мысли, своим разумом он приходит к тем темам, проблемам и доказательствам, которые его интересуют.

Согласно Ибн Халдуну, благодаря наука, которые попадают в эту категорию, человек может узнать о своих способностях. Это означает, что эти науки могут быть познаны через умственные упражнения человека. Далее он добавляет, что люди так же могут познать объекты, проблемы, аргументы и доказательства (барахин) и методы их исследования [3, с. 858-859].

К философским, или интеллектуальным, наукам Ибн Халдун относит логику, физику, метафизику, математику, геометрия, музыку и астрономию. Каждая из них в свою очередь имеет

подразделы. Так, логика подразделяется на учение о категориях, поэтику, риторику и т.д. К физике он относит медицину, ботанику и минералогию. Математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Геометрия - землемерие, нивелирование и др. 3, с.999-1000].

Традиционные, обычные науки (ал- 'улум ал-наклийава-л-ваз 'ийа), в отличие от философских, образуются на основе сокровенных знаний, заключенных в соответствующих религиозных законах [3, с.860]. Иными словами, традиционные науки рассматриваются как религиозные или сокровенные науки, дошедшие до людей посредством пророков и священных книг. Как пишет А.Игнатенко, «науки, основанные на традиции, - это такие, «в которых место разуму находится только в выведении частных вопросов из заданных основ». [5, с.37]. Источниками этих наук являются Коран и Сунна (сборник хадисов, т.е. высказываний пророка Мухаммада и предания о нем).

Традиционные - это науки, связанные с Кораном (наука толкования Корана (эгзегетика), наука о правилах чтения Корана, искусство письменной фиксации Корана), а также науки, связанные с Сунной (наука об установлении датировки хадисов; наука о рассказчиках и хранителях хадисов и т.п.). К наукам, основанным на традиции, относятся также законоведение (фикх), спекулятивная теология (калам), искусство толкования снов (онромахия), мистическое богословие (суфизм) [3, с.858-859].

Эта категория наук, в отличие от философской, не является продуктом человеческого интеллекта, здесь воздействие человека на объект искючено. Тем не менее, человеческий интеллект может быть использован и в этих науках, с его помощью можно детализировать основные проблемы, принципы их решения и т.п. Традиционные науки рассматривают только общие принципы. Особенности же и детали, которые непрерывно происходят в жизни человека, в этих науках почти не затрагиваются. Так обязанностью верующих является интерпретация и экстраполяция смысла кораничских текстов. Это может быть сделано через аналогии (кийас). Метод аналогии должен быть выведен из хадиса или священного текста, а не наоборот. Это потому, что сам хадис, по своей природе, требует практических интерпретаций, основанных на принципах, изложенных в традиции.

Языкознание, грамматику, этикет и культуру речи (красноречие) Ибн Халдун считает самостоятельными прикладными науками, не признавая при этом таковыми астрологию, магию и алхимию. Астрологию он вообще считает вредной для общества. По его мнению, люди должны заниматься людскими делами, а не пытаться узнать то, чего не могут, от этого только вред» [2, с. 205].

Изучению Корана должно предшествовать изучение арабских филологических наук, включая лексикографию, грамматику, синтаксис, стилистику и литературу. Арабский язык считается языком ислама и Корана, и знание этого языка рассматривается как инструментальное, вспомогательное знание по отношению к другим знаниям. Не зная арабского языка, невозможно понять Коран вообще, не то что интерпретировать его смысл.

Здесь следует особо отметить, что вопрос о разделении наук рассматривается Ибн Халдуном в рамках дискуссии по поводу более широкого круга проблем, связанных с концепцией 'умран. (цивилизация). Через эту концепцию Ибн Халдун пытался рассмотреть историю человечества как историко-социальное бытие, а также государство в качестве политико-социального аппарата, который определяет возможность бытийности самой цивилизации.

Мыслитель настаивает на том что бытие нельзя рассматривать как самостоятельный субъект. Оно может быть понято в контексте более широкого макрокосмического видения 'умран. Ибн Халдун ясно даёт понять, что цивилизация может выжить только в случае сохранения непрерывной и строгой исследовательской традиции, которая и позволяет обеспечить расцвет цивилизации. Изучение традиции может быть установлено только тогда, когда есть сильная традиция, как в традиционных, так и в философских науках.

В связи с этим, важно иметь в виду, что изучение традиции и наука это два различные направления. Изучение это процесс, а наука это предмет, субъект изучения. Разница между

этими двумя явлениями такая же, как разница между питьём и водой. Действие питья не может быть совершено без воды, как и вода не может быть выпита без акта питья. В контексте развития человечества сильная традиция, и в традиционных, и в философских науках, а также создание научной традиции и ее преемственность должны рассматриваться в качестве основы создания любой великой цивилизации, без них она просто не может существовать.

Ибн Халдун больше был заинтересован в изучении традиционных наук, чем в философских. Этот вывод следует из того, что объяснение традиционных наук занимают более половины части книги о классификации наук, в то время как философские науки рассматриваются в относительно коротком разделе.

Эти науки не являются, как уже говорилось, продуктом умственных способностей человека. Все они основываются на авторитет религиозного закона, в них нет места человеческому интеллекту, за исключением герменевтического толкования принципов этого закона.

Таким образом, развитие традиционных наук полностью зависит от уровня понимания данных принципов и в некоторой степени от способности соотносить конкретные проблемы, которые возникают в жизни человека, с основными принципами священного текста. Соответственно сказанному, традиционные науки или знания, упоминаемые Ибн Халдуном, можно разделить на четыре категории: Коран и Сунна, право, калам, суфизм и толкование сновидений.

1. Коран и Сунна. Этот раздел включает в себя науку об интерпретации Корана ('улум-ат-тафсир) и науку о его чтении (цира'а). Об этих науках Ибн Халдун упоминает в десятом разделе своей книги. При этом он отмечает, что Коран постоянно и непрерывно передавался из поколения в поколение. Конечно, основным передатчиком Корана был пророк Мухаммед. Но позже его сподвижники, близкие к пророку люди тоже передавали Коран и случалось, что происходила некоторая трансформация текста. Это оказало влияние на смысл определенных слов, на произношение букв. Это послужило толчком для создания официального языка для чтения Корана. В итоге было разработано семь способов чтения священной книги [3, с. 885-893]. Чтецы Корана передавали эту технику чтения от поколения к поколению, пока не стала наукой и ремеслом в себе. Это было зафиксировано в письменной форме вместе с другими религиозными знаниями, что также передавалось из поколения в поколение.

Развитие науки чтения Корана достигло своего пика в творчестве Абу Амра ал-Дани (ум. 444/1053). Он написал множество произведений на эту тему, среди которых был и труд под названием «Китабат-тафсир» (Книга толкования)», который позже был призван в качестве основного справочника. Усилия ал-Дани были подкреплены Абу ал-Касимом ибн ал-Фирром (ум. 590/1194), который попытался кое-что исправить в работе ал-Дани.

Другой дисциплиной, которая была разработана вместе с наукой чтения Корана, стала кораническая орфография (фанн ал-расм). Орфография Корана была наукой, изучающей использование коранических букв (авда' хуруф Куран) и его каллиграфические стили (русуму-ху ал-хаттийа).

Ибн Халдун попытался разъяснить причину того, почему эта тема так важна в аспекте чтения Корана и его изучения. По его мнению, в этой священной книге встречаются некоторые расхождения в нормах правописания (мухалафат ли-авда' ал-хатт ва цануну-ху). Ал-Дани написал ряд работ на эту тему. Среди них наиболее важной считается«Китаб ал-мукни» «Книга удовольствия».

Что касается толкований Корана(ат-тафсир), то здесь прежде всего нужно иметь в виду, что его текст изложен на языке арабов. Предположительно, все арабы понимают значение коранических слов и стихов. Коран был ниспослан постепенно, стих за стихом и слово за словом, в основном для объяснения принципа тавхид (единства Бога) и религиозных обязанностей (ал-фуруз ал-динийа), в том числе взглядов о вере (акаид ал-иманийа) и суждений по функциям конечностей тела (ахкам ал-джаварих). Одни стихотворные отрывки были ниспосланы раньше, другиепо же и некоторые более поздние отрывки отменяют (насих) предыдущие [3, с.390].

При своей жизни сам пророк был основным источником справочной информации - мубайин,

именно он мог объяснить смысл Корана. Объяснения, сделанные пророком, были переданы через авторитетных сподвижников и далее, вторым поколением мусульман последующим поколениям. Этот процесс находил свое продолжение и среди ранних мусульманских ученых, пока не дошел до стадии, когда толкование священного текста стало более организованным и превратилось в системную научную дисциплину [3, с. 391].

Ибн Халдун признает существование двух типов тафсира. Первый тип накли (повествовательный). Второй связан с лингвистическими знаниями, такими, как балага (стилистическая форма). Первый тип толкования является традиционным, [3, с. 890 ] и основан он на информации, полученной от ранних мусульман (салаф). Он включает в себя знания об отменяющихся и отмененных (ал-насихва-л-мансух) стихах, о причинах их ниспослания(асбаб ал-нузул), а также целях отдельных стихов. Второй тип тафсира связан с лингвистическими знаниями и стилистической формой (ма'рифаал-лугава-л-балага). Этот вид тафсира появился тогда, когда язык и филологическая наука стали профессиональными дисциплинами. Второй тип тафсира по отношению к первому стал более преобладающим. Среди комментариев Корана такого типа наибольшую популярность получила книга Замахшари (ум. 538/1114) «Китаб ал-кашшаф». По своим взглядам, он поддерживал му'тазилитов, в учении которых его привлекло использование различных риторических методов. Из-за мутазилитского уклона работа Замахшари была отклонена суннитскими учеными. [6, с.35]

2. Юриспруденция (фикх). Ибн Халдун историческое развитие фикха делит на пять периодов. 1) период различия во мнениях (ихтилаф); 2) донаучный период; 3) период трех мазхабов; 4) период появления четырех мазхабов и следования подражанию; 5) время распространения по географическому пространству и достижений каждого из четырех мазхабов [3, с.906-907].

Юриспруденция (фикх) по Ибн Халдуну - это знание, базирующееся на божественном законе, который касается действий всех мусульман и разделяется, согласно его классификации на: обязанности (вуджуб), запреты (хазр), рекомендуемое (надб), порицаемое (караха) или дозволенное (ибаха). Эти знания вытекают из текста и традиции, а также из доказательств законодателя (пророк), которые способствовали знанию законов. Предписания же закона (ахкам), которые следовали из доказательств (адилла), получили название фикх. [4, с.11].

После краткого определения юриспуденции как науки Ибн Халдун обращается к анализу исторического развития фикха. В первую очередь он сосредотачивается на понятии ихтилаф (различия во мнениях), которое было важнейшим в первый период развития фикха. Конечно, главная функция фикха заключается в определении правового статуса действий и поступков мусульман в контексте божественного закона, а для этого необходимо было привлечь основные источники - Коран и Сунну. [3, с.907-908]. Именно из них и выводились юридические решения.

Различия во мнениях относительно понимания священных текстов среди ученых рассматриваются как нечто естественное. Ибн Халдун говорит, по крайней мере, о четырех основных причинах, порождающих различия во мнениях. Это: 1) наивность и многозначность некоторых слов текста; 2) различия в способах передачи Сунны, которая требует интерпретации; 3) доказательства того, что исходит не от текстов и 4) новые реалии и случаи, которые не подпадают под законоположения текста [1, с.10-12].

На следующем этапе развития фикха возникли четыре новых мазхаба - ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Распространение получило юридическое решение на основе таклида (подражание, имитация). Так, по Ибн Халдуну, произошло «закрытие дверей разногласия и его методов» (ва-садда ал-насу баб ал-хилаф ва туруцатихи) [3, с.909].

Таким образом, законы в исламе в обосновывались четыръям основными источниками: Кораном, Сунной, иджмой' и кийасом. Чтобы освоить принципы юриспруденции, требовалось хорошее знание нескольких смежных дисциплин. Иными словами, обладая глубокими знаниями Корана и Сунны, нужно было иметь еще и навыки в разъяснении таких элементов филологии, как грамматика (нахв), склонение (тасриф), синтаксис и стилистика (байан). [7, с.915].

Следует отметить, что принцип аналогии, применяемый в правовых мазхабах, имел очень большое значение в фикхе. На его основе анализировались многие аспекты законов и

обосновывались ответы и юридические вопросы.

Спорные вопросы и диалектику Ибн Халдун считал частью принципов юриспруденции. В силу того, что юриспруденция в исламе основана на религиозных текстах и правовых принципах, то, следовательно, она требует навыков в их толковании, отличающегося от мнений ученых независимой оценкой. Спорные вопросы возникают, когда мнения и интерпретации ученых отличаются от религиозных текстов и правовых принципов. Сторонники четырех упомянутых выше школ, участвуя в диспутах, пытались доказать правильность мнений основателей своих мазхабов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ат-Турки Абд ал-Лахабд-ал-Муслим. Асбаб ал-ихтилаф ал-фукаха. Ар-Рийад, 1977 (на ар.яз.).С10-

12.

2. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». -М., 1965.С. 205

3. Ибн Халдун. Мукаддима. Т.2. Гл. 6., Тегеран, 1388.Пер. Мухаммад Парвин Гунободи. На

персидском языке.С.858-859, 999-1000, 885,

4. Ибн Халдун. Ал-Мукаддима. Т.2. Париж, 1858.- Prolegomenes. D'Ebn - Khaldoun (textearabe).C 385,

11.

5. Игнатенко А.А. Ибн Халдун. - М., 1980.С. 36, 37.

6. Gatje H. The Quran and its Exegesis: Selected Text With Classical and Modern Muslim Interpretations,

Alford T. Welch (tr.), London, 1976.С. 35

7. Ghazoul, Ferial. The Metaphors of Historiography in A.H Green (ed.), In Quest of an Islamic Humanism,

Cairo, 1986.С.915.

ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОНЫХ НАУКАХ

В данной статье рассматриваются взгляды и отношения Ибн Халдуна к науке в общем, где он делит науку на две категории - философская, к которой он относит логику, физику, метафизику, математику, геометрию, музыку, астрономию, и- традиционной, к которой относит науке, связанные с Кораном и Сунной. Хотя в данной работе говорится, что Ибн Халдун был более заинтересован в традиционные науки, то есть религиозные знания о которых он говорил и рассуждал с больше степени, но из этого также вытекает понять и другое, что ранние мусульмане имели знания и представления о таких науках, как физика, логика, математика, геометрия и др.Можно сказать, что Ибн Халдуна можно отнести к выдающимся личностям, который внёс свой вклад в развитие науки.

Ключевые слова: Эпистемология, теория познания, пять органов чувства, хисси муштарак (общее чувство), хайал (воображение), классификация наук, Коран, (наука толкования Корана (эгзегетика), Сунна, законоведение (фикх), спекулятивная теология (калам), искусство толкования снов (онромахия), мистическое богословие (суфизм), традиционные наук, тавхид (единство Бога).

THE VIEW OF IBN KHALDUN REGARDING THE ROLE AND POSITION OF KNOWLEDGE IN TRADITIONAL SCIENCES

In this article Ibn Khaldun's views and relation to knowledge has been discussed in general, where he divided the knouledge in to catigories:Philosophy which includes logic, phisics, metaphisics, mathems, musics, geometry and astronomy. To the other category belongs traditional knowledge, which relates to Quran and sunnah.It says that Ibn Khaldun was much more interested to the traditional knowledge, we can say religious knouledge, which he much talked and discussed.In conclusion we can say the early muslims had sufficient knouledge and information about knowledge such as phisics, logic, matems, geometry and etc. He was one of the prominent scholars who contributed in the field of knowledge.

Keywords .Quran, sunnah, Philosophy, traditionalknowledge, phisics, logic, matems, Thtory gnosology.

Сведения об автора:

Джурабеков Б. - соискатель кафедры философии Таджикского государственного

педагогического университета им. Садриддина Айни; Тел: 917169338

About the author:

Jurabekov B. A. rescarcher in the Deportment of philosophy of Tajik state Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Tel.: 917169338

ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА

Зоири Г. М.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук

Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, получивших широкое распространение в средние века символических знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся государствам, частям их территории (княжествам, городам, областям), корпорациям (средневековым цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отдельным лицам и т. д. Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур [1, 3].

Россия в XIX - начале XX вв. проводила колониальную политику, захватывала и присоединяла разные княжества, ханства, бекства, эмираты и земли. В течение 1866-68 года были завоеваны северные города нынешнего Таджикистана: 24 мая 1866 г. - Ходжент; 2 октября 1866 г. - Ура-Тюбе и в конце 1868 г. - Пенджикент [2, 504].

После образования областей, округов и городов на захваченных и присоединенных землях, согласно русским традициям, утверждались гербы вновь организованных территорий. Так были утверждены гербы Сыр-Дарьинской, Ферганской и Самаркандской областей, в составы которых в разные время входили северные города Таджикистана [3, 82]. Вслед за утверждением гербов областей, были утверждены также гербы городов, входящих в состав области. В состав Самаркандской области входили таджикские города Ходжент, Ура-Тюбе и Пенджикент, для которых были также утверждены гербы.

После Октябрьской революции 1917 года царский режим был свергнуть, и власть перешла большевикам. В 1922 году был организован Союз Советских Социалистических Республик (CCCP), в который в дальнейшем входили 15 союзных республик. 14 октября 1924 года была организована Таджикская Автономная Социалистическая Республика, которая 16 октября 1929 года преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику [4, 307-312].

25 февраля 1931 г. IV Всетаджикский съезд Советов своим постановлением «Об утверждении Конституции Таджикской ССР» утвердил проект Конституции, Государственного флага и герба Таджикской Советской Социалистической Республики.

По Конституции Таджикской ССР, герб состоял из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой были помещены серп и молот в лучах солнца, а в нижней части: фабричное здание у горных склонов, железнодорожный мост, стадо овец, трактор, паровоз. Звезда обрамлена венком из колосьев пшеницы (справа), веток хлопчатника (слева) и винограда (внизу), венок был перевит лентой с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В нижнем секторе круга помещалась надпись «Таджикская ССР» на латинизированном таджикском, староарабском и русском языках [4, 326].

Герб Таджикской ССР с 25 февраля 1931 г. по 4 июля 1935 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.